Аннотация дисциплин по направлению подготовки
-
«Психология»
Анатомия центральной нервной системы
Цель изучения дисциплины: дать студентам наиболее полное представление об анатомической организации и взаимодействии различных структур и систем мозга человека, а также филогенезе и онтогенезе нервной системы для использования этих знаний в общепрофессиональных и специальных дисциплинах и будущей профессиональной деятельности.
Формируемые компетенции: ОК-1,ОК-7,ОК-5.
Задачи курса:
-
Ознакомить студентов с современными представлениями о классификации, ультраструктуре и цитохимии клеток нервной ткани, межклеточных взаимодействиях;
-
Отразить всю сложность конструкции мозга человека, показав различные уровни его структурно-функциональной организации – от цитологического до модульного;
-
С учетом новых взглядов на структуру и функции головного и спинного мозга человека дать анатомо-морфологическую характеристику всех основных отделов центральной нервной системы; показать тесную морфологическую и функциональную взаимосвязь различных систем мозга человека, обеспечивающую его работу как единого целого;
-
Уделить особое внимание вопросам эволюционного становления человеческого мозга, а также вопросам онтогенеза центральной нервной системы;
-
Сформировать навыки комплексного подхода к изучению человека в различных сферах жизнедеятельности;
-
Стимулировать интерес к изучаемому материалу, научить самостоятельному поиску и анализу необходимой научной и справочной литературы.
Содержание дисциплины:
Структурно-функциональный обзор нервной ткани.
Структурно-функциональный обзор ЦНС.
Онтогенез и филогенез ЦНС.
Антропология
Цель изучения дисциплины: дать студентам систему теоретических знаний и представлений об основных направлениях развития антропологии, как науки о проблемах происхождения, становления и специфике адаптации человека, для использования этих знаний в профессиональной сфере и расширения профессионального сознания психолога.
Формируемые компетенции: ОК-2,ОК-6.
Задачи курса - создание целостного представления о специфике адаптивности человеческой природы, этапах антропогенеза и становления человека в применении к задачам современной психологии
-
Дать представления о концепциях человека, сложившихся в различных областях знания, показать пути синтеза этих знаний и возможности их использования (применения) в психологии.
-
Сформировать навыки комплексного подхода к изучению человека в различных сферах жизнедеятельности.
-
Способствовать формированию у студентов потребности в философском анализе полученных профессиональных знаний.
Содержание дисциплины:
Антропология как наука. Место антропологии в системе наук о человеке, связь с практикой.
Антропогенез, сравнительно - морфологические основы. Место человека в системе животного мира
Абсолютный геологический возраст. Динамика первобытного стада. Половые отношения как механизм регулирования поведения.
Социально - биологическая природа человека. Преодоление основных противоречий развития в антропогенезе.
Специфика развития адаптивных способностей. Понятие биосоциальной природы Homo sapiens.
Происхождение Homo sapiens. Процесс расообразования. Раса и язык, раса и психика.
Проблема развития цивилизации. Эволюционная генетика восприимчивости к прекрасному. Высшие эстетические эмоции как следствие естественного отбора.
Роль искусства в антропогенезе. Групповой отбор на стремление к познанию. Эволюционная генетика человеческих качеств. Групповой отбор на альтруизм Пределы адаптивности генетики человека.
Древние механизмы поведения и проблемы современного человека.
Базовый коммуникативный тренинг, часть 1.
Цель: сформировать у студентов целостное представление о технологиях психологического тренинга и формирование у студентов коммуникативных умений и практических навыков, достаточных для использования групповой работы в профессиональной деятельности.
Формируемые компетенции: ОК-4,ОК-6,ОК-7, ПК-4, ПК-10.
Задачи:
-
Повысить у студентов уровень коммуникативной компетентности, сформировать умения организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, социально-психологического анализа ситуаций.
-
Сформировать навыки уверенного поведения в различных ситуациях межличностного взаимодействия.
-
Сформировать навыки рефлексии и обратной связи, сформировать умения управлять процессами групповой динамики.
-
Раскрыть значение и возможности социально-психологического тренинга в решении практических задачах, сформировать представление о технологии ведения групповых занятий.
Содержание дисциплины:
Формирование базовых навыков партнерского общения, таких как: приемы и техники установления контакта, техники «малого разговора», техники работы с вопросами, приемы передачи информации, техники партнерского (эмпатического) слушания, приемы снижения эмоционального напряжения у партнера, приемы аргументации своей позиции, техники работы со скрытым мотивам партнера по взаимодействию. Отработка новых стратегий поведения (деловое, партнерское общение) с учетом глубинных спонтанных тенденций.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель обучения по дисциплине – комплексное рассмотрение теоретических, методических и организационно - правовых основ защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, основных методов и способов, приемов и средств обеспечения безопасности человека в трудовом процессе, при решении профессиональных задач в области социальной работы.
Формируемые компетенции: ОК-7,ОК-9.
Задачи обучения по дисциплине:
-
Освоить теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания» в современных условиях;
-
Изучить правовые, нормативно-технических, организационные основы безопасности жизнедеятельности;
-
Ознакомить с мерами защиты от опасностей или предупреждения воздействия негативных факторов на человека, способами ликвидации отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов жизнедеятельности;
-
Дать понимание нормального, т.е. комфортного, состояния среды обитания человека.
Содержание дисциплины:
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Типология чрезвычайных ситуаций.
Аспекты безопасности жизнедеятельности. ВС РФ.
Защита населения и территорий в ЧС. Оказание первой помощи. Использование персональных технических средств защиты.
Основы обеспечения безопасности труда. Вредные и опасные природные и техногенные факторы.
Законодательное обеспечение безопасности жизнедеятельности.
БИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Целью обучения по дисциплине является изучение биологического базиса формирования человека, лежащего в основе становления психических функций. Данная дисциплина дает базовые знания о пренатальном и раннем постнатальном онтогенезе человека, на основе которых может осуществляться дальнейшее изучения различных аспектов психической деятельности человека.
Формируемые компетенции: ОК-7,ОПК-1,ПК-9, ОК-12.
Задачи обучения по дисциплине:
-
Обоснование необходимости знаний о биологической сущности человека;
-
Доказательства важности знаний о пренатальном развитии человека, для возможной коррекции и предотвращения нарушений развития и патологического развития в постнатальном онтогенезе;
-
Сформировать у студентов представление о человеке, как сложной психосоматической системе, находящейся в постоянной динамике и имеющей свои законы развития;
-
Дать общие представления о существующих взглядах и теориях о ранних этапах развития человека.
Содержание дисциплины:
Предмет и методы исследования.
Характеристика пренатального онтогенеза: стадии внутриутробного развития
Постнатальный онтогенез: оценка физиологической зрелости новорожденного
Биологические факторы и их роль в раннем постнатальном развитии ребенка
Биологические предпосылки социальной сущности человека: Соотношение биологического и социального в развитии близнецов
Введение в девиантологию
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов научно-теоретических и практических знаний, умений и навыков психолого-социального воздействия на отклоняющееся поведение личности и социальной группы.
Формируемые компетенции: ОК-6,ОПК-1,ПК-12,ПК-6
Задачи курса:
1. Развитие системного взгляда на сущность (факторы и механизмы) девиантности и девиантного поведения личности как социально-психологического феномена;
2. Формирование представлений о социально-психологической характеристике отдельных видов девиантного поведения;
3. Формирование представлений о методах изучения девиантности и девиантного поведения;
4. Формирование навыков социально-психологической диагностики девиантности и девиантного поведения личности;
5. Развитие представлений о современных методах социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение;
6. Развитие конструктивной профессионально-личностной позиции по отношению к проблеме девиантности и личности с девиантным поведением.
Содержание дисциплины:
Общая теория девиантности и девиантного поведения
Классификация видов отклоняющегося поведения
Детерминация отклоняющегося поведения
Агрессивное и делинквентное поведение
Зависимое поведение
Суицидальное поведение
Профилактика девиантного поведения
Технологии психолого-социальной работы с отклоняющимся поведением
ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ психологиЮ
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов знаний в области современного состояния клинической психологии.
Формируемые компетенции: ОК-6,ОК-7,ОПК-1,ПК-4,ПК-5,ПК-8,ПК-12,ПК-9.
Задачи курса:
-
Сформировать целостное представление о методологических основах клинической психологии.
-
Изучить теоретико-прикладные направления основных разделов клинической психологии: нейропсихологии, патопсихологии, психосоматики, психологии аномального развития, психологических основ психотерапии.
-
Познакомиться с принципами и методами медико-психологического исследования в клинике.
-
Изучить психодиагностические методики, наиболее часто используемые в работе медицинского психолога.
Содержание дисциплины:
Предмет, цели и структура клинической психологии
Этические модели в медицине и клинической психологии.
Учение о боли
Предмет и задачи патопсихологии
Нарушения психических процессов у больных
Психосоматические расстройства и болезни
Психогенные расстройства (неврозы)
Понятие о психотерапии
Понятие личности в клинической психологии
Внутренняя картина болезни
Проблемы аномального онтогенеза
Дети и болезнь
Предмет и задачи нейропсихологии
Проблема мозговой локализации психических функций
Нарушения высших психических функций при очаговых поражениях мозга
ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ психологиЮ
Цель изучения дисциплины – формирование у студентов знаний в области современного состояния медицинской психологии.
Формируемые компетенции: ОК-5,ОК-6,ОК-7,ОК-8,ОПК-1,ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8,ПК-9,ПК-10,ПК-11,ПК-12.
Задачи:
-
Сформировать целостное представление о методологических основах медицинской психологии.
-
Изучить теоретико-прикладные направления основных разделов медицинской психологии: нейропсихологии, патопсихологии, психосоматики, психологии аномального развития, психологических основ психотерапии.
-
Познакомиться с принципами и методами медико-психологического исследования в клинике.
-
Изучить психодиагностические методики, наиболее часто используемые в работе медицинского психолога.
Содержание дисциплины:
Предмет, цели и структура клинической психологии
Этические модели в медицине и медицинской психологии.
Учение о боли
Предмет и задачи патопсихологии
Нарушения психических процессов у больных
Психосоматические расстройства и болезни
Психогенные расстройства (неврозы)
Понятие о психотерапии
Понятие личности в медицинской психологии
Внутренняя картина болезни
Проблемы аномального онтогенеза
Дети и болезнь
Предмет и задачи нейропсихологии
Проблема мозговой локализации психических функций
Нарушения высших психических функций при очаговых поражениях мозга
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
Цель изучения дисциплины: формирование целостного представления о психологической профессии, об образовательных и профессиональных стандартах в сфере психологии, а также усиление профессиональной мотивации студентов.
Формируемые компетенции: ПК-1,ПК-3, ПК-12
Задачи курса:
-
Сформировать целостное представление о видах профессиональной деятельности психолога и способах психологической помощи.
-
Рассмотреть основы организации работы психолога и его взаимодействие со смежными специалистами.
-
Усвоить базовые понятия и методы профессионального самоопределения;
-
Дать общее представление о развитии личности в профессии, выделить проблемы развития и саморазвития психолога-профессионала, определить этические проблемы профессионального самоопределения психолога.
-
Содействовать развитию ценностно-смысловой сферы обучающихся и стимулированию мотивации к освоению ими профессии психолога.
Содержание дисциплины:
Виды и области деятельности психолога.
Учебно-профессиональная подготовка психологов и этапы профессионального становления психолога.
Профессиональные сообщества психологов и правовые нормы, этические принципы, регулирующие деятельность психолога.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНая психология
Цель изучения дисциплины: формирование представлений и знаний студентов о психологии индивидуальных различий.
Формируемые компетенции: ОК-6,ОК-7,ОПК-1,ПК-6 ,ПК-7,ПК-12.
Задачи курса:
-
изложить историю становления дифференциальной психологии, раскрывающей логику научного поиска в изучении психологии индивидуальных различий;
-
ознакомить с понятийным аппаратом дифференциальной психологии, ее основными подходами и методами;
-
систематизировать знания в области исследований по дифференциально-психологической проблематике;
-
приобрести знания об основных направлениях изучения психологии индивидуальных различий, научных лидерах и эмпирических находках;
-
сформировать умения и навыки анализа исследований индивидуально-типологических особенностей и психологических различий.
Содержание дисциплины:
Предмет и задачи дифференциальной психологии
Основные понятия и методы дифференциальной психологии
Типологический подход в дифференциальной психологии
Исследование индивидуальных различий на основе теории черт личности
Структура психологических свойств личности
Структура свойств интеллекта и общих способностей как фактор индивидуальных различий
Когнитивные стили
Стиль человека как интегральная характеристика индивидуальности
Половые и гендерные различия
Социально-экономические и социокультурные различия
Индивидуальные различия и развитие
ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Цель: формирование у студентов представлений о возникновении, развитии и функционировании психики у животных, о взаимосвязи психики и поведения.
Формируемые компетенции: ОК-7,ПК-7,ПК-8 ,ПК-9,ПК-11.
Задачи:
-
Сформировать у студентов представление об условиях и предпосылках возникновения психики человека.
-
Дать целостное представление об этапах формирования различных форм поведения животных в онтогенезе, о внешних и внутренних факторах, которые способны повлиять на поведение особи.
-
Подробно осветить закономерности социальных взаимоотношений между особями в животном мире, что может служить хорошей моделью для выявления особенностей развития человеческого социума.
Содержание дисциплины:
История развития и методы зоопсихологи, общая характеристика психики животных
Врожденные и приобретенные формы поведения.
Типы сообществ, способы общения между особями в сообществе.
Поведение, обеспечивающее витальные потребности
Поведение, обеспечивающее зоосоциальные потребности
Поведение, обеспечивающее потребности саморазвития
Индивидуальное развитие и эволюция психической деятельности
Иностранный язык часть I
Цель обучения по дисциплине – практическое овладение студентами английским языком в его разговорно-бытовом («общий язык») и профессиональном аспекте («язык специальности») для активного применения в различных сферах повседневной жизни и в своей будущей профессиональной деятельности, а также при выполнении рабочих функций в иноязычной среде (участие в программах обучения и стажировках за рубежом).
Формируемые компетенции: ОК-5,ОК-6,ОК-7.
Задачи обучения по дисциплине: приобретение знаний и умений, позволяющих пользоваться общеупотребительными и специальными (терминологическими) языковыми средствами при осуществлении основных видов коммуникативной деятельности: восприятия на слух, чтения, говорения и письма, а также навыками самостоятельной работы с специальной литературой на иностранном языке с целью извлечения профессиональной информации.
Содержание дисциплины:
Порядок слов в английском предложении.
Группы временных форм Simple, Continuous, Perfect и Perfect Continuous.
Прямая и косвенная речь. Согласование времен.
Артикль. Основные правила употребления.
Видовременная система глагола в страдательном залоге.
Иностранный язык часть II
Цель обучения по дисциплине – практическое овладение студентами английским языком в его разговорно-бытовом («общий язык») и профессиональном аспекте («язык специальности») для активного применения в различных сферах повседневной жизни и в своей будущей профессиональной деятельности, а также при выполнении рабочих функций в иноязычной среде (участие в программах обучения и стажировках за рубежом).
Формируемые компетенции: ОК-5,ОК-6,ОК-7.
Задачи обучения по дисциплине: приобретение знаний и умений, позволяющих пользоваться общеупотребительными и специальными (терминологическими) языковыми средствами при осуществлении основных видов коммуникативной деятельности: восприятия на слух, чтения, говорения и письма, а также навыками самостоятельной работы с специальной литературой на иностранном языке с целью извлечения профессиональной информации.
Содержание дисциплины:
Местоимения, прилагательные и наречия.
Фразеологические единицы.
Инфинитив и инфинитивные обороты.
Герундий и герундиальный оборот.
Причастие I и II и причастные обороты.
Иностранный язык часть III
Цель обучения по дисциплине – практическое овладение студентами английским языком в его разговорно-бытовом («общий язык») и профессиональном аспекте («язык специальности») для активного применения в различных сферах повседневной жизни и в своей будущей профессиональной деятельности, а также при выполнении рабочих функций в иноязычной среде (участие в программах обучения и стажировках за рубежом).
Формируемые компетенции: ОК-5,ОК-6,ОК-7.
Задачи обучения по дисциплине: приобретение знаний и умений, позволяющих пользоваться общеупотребительными и специальными (терминологическими) языковыми средствами при осуществлении основных видов коммуникативной деятельности: восприятия на слух, чтения, говорения и письма, а также навыками самостоятельной работы с специальной литературой на иностранном языке с целью извлечения профессиональной информации.
Содержание дисциплины:
Модальные глаголы и их эквиваленты. Модальные глаголы с перфектным инфинитивом.
Развитие умений и навыков письменной речи. Письма и электронные сообщения делового и личного характера.
Предлоги в английском языке.
Аннотирование и реферирование.
Иностранный язык часть IV
Цель обучения по дисциплине – практическое овладение студентами английским языком в его разговорно-бытовом («общий язык») и профессиональном аспекте («язык специальности») для активного применения в различных сферах повседневной жизни и в своей будущей профессиональной деятельности, а также при выполнении рабочих функций в иноязычной среде (участие в программах обучения и стажировках за рубежом).
Формируемые компетенции: ОК-5,ОК-6, ОК-7.
Задачи обучения по дисциплине: приобретение знаний и умений, позволяющих пользоваться общеупотребительными и специальными (терминологическими) языковыми средствами при осуществлении основных видов коммуникативной деятельности: восприятия на слух, чтения, говорения и письма, а также навыками самостоятельной работы с специальной литературой на иностранном языке с целью извлечения профессиональной информации.
Содержание дисциплины:
Развитие умений и навыков составления резюме. Практика прохождения собеседования.
Сослагательное наклонение в простых и сложноподчиненных предложениях.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Типы придаточных предложений.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами знаний, умений и навыков в области применения информационных технологий для нужд социально-психологических исследований, освоения студентами методов машинно-математической обработки информации и формирование у студентов ориентации на грамотную и эффективную работу с использованием возможностей вычислительной техники и систем.
Формируемые компетенции: ОК-7,ОПК-1,ПК-8,ПК-11.
Задачи изучения дисциплины:
-
ознакомление студентов с историей создания вычислительной техники, вкладом ведущих отечественных и зарубежных ученых в развитие информатики;
-
расширение и систематизация знаний студентов о количественных и качественных закономерностях преобразования информации, об основах формализации, алгоритмизации и программирования, об арифметических и логических принципах машинно-математического представления и обработки информации, а также о современном программном обеспечении персональных компьютеров;
-
формирование у студентов навыков практического использования стандартных прикладных программ для обработки текстовой, графической и числовой информации, данных (офисных приложений): MS Word, MS PowerPoint, MS Excel и MS Access, необходимых для эффективного решения практических задач социально-психологической сферы профессиональной деятельности (сбор, хранение, статистическая обработка и анализ социально-психологической информации, данных социально-психологических исследований, их обобщения, систематизации и учета, оформления документов, отчетов и т.п.), а также использования в этих целях, интернет–технологий.
Поделитесь с Вашими друзьями: |