Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук Научный консультант доктор психологических наук, профессор Аллахвердов В. М



Pdf просмотр
страница1/17
Дата13.09.2017
Размер1.93 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

1
Санкт-Петербургский государственный университет
На правах рукописи
Карпинская Валерия Юльевна

Психофизика перцептивных иллюзий
19.00.01. Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук
Научный консультант доктор психологических наук, профессор Аллахвердов В.М.



Санкт-Петербург, 2016


2
Содержание
Том 1. Основное содержание работы
Введение 4
Глава 1. Неизбежность Классификации в сенсорно-перцептивных процессах. 18 1.1
Ведущая роль процесса классификации в теориях восприятия 21 1.2
Имплицитная классификация в классических психофизических теориях и теориях обнаружения сигнала. 38 1.3
Эмпирические и теоретические обоснования классифицирования при решении психофизических задач. 55
Выводы 72
Глава 2. Иллюзии восприятия и выбор значения в многозначных изображениях как результат классифицирования. 74 2.1 Иллюзии восприятия - формирование различных классов для тождественных объектов 74 2.2 Принятие решения об отнесении объекта к одному из возможных классов при восприятии многозначных изображений. 92 2.3 Иллюзии установки как следствие деления на классы. 100
Выводы 106
Глава 3. Классификация в сенсорных процессах 108 3.1
Роль неосознаваемой информации при принятии осознанных решений. 108 3.2
Перцептивная категоризация, проницаемость границы осознаваемых и неосознаваемых стимулов 122 3.3
Прайминг как одно из оснований для принятия решения о принадлежности к классу. 138
Выводы 147
Глава 4. Экспериментальные исследования роли классификации в процессах обнаружения и различениия. 149

3 4.1 Сенсомоторная оценка геометрических иллюзий восприятия. 149 4.1.1 Различия в сенсомоторной оценке иллюзии Мюллер-Лайера при использовании правой или левой руки. 149 4.1.2
Исследования сенсомоторной оценки иллюзий
Понзо и Мюллер-Лайера 169 4.2.
Обнаружение и различение сигнала при восприятии иллюзорных объектов, многозначных изображений и при формировании иллюзий установки. 180 4.2.1.
Обнаружение и различение стимула при восприятии иллюзорных и многозначных изображений
(на примере иллюзий Дельбефа, Эббингауза,
Понзо и двойственного изображения «куб Неккера»). 180 4.2.2.
Изменение дифференциальных порогов при восприятии иллюзорных объектов (на примере иллюзии Шарпантье). 199 4.2.3 Влияние установки на процесс различения стимулов 203 4.3 Проницаемость границ перцептивных классов.
Различение стимулов при восприятии их в автостереографическом изображении. 223 4.4 Неосознанное восприятие содержания автостереографического изображения 228 4.4.1
Роль подсказки, скрытой в автостереограмме, при решении различных задач. 228 4.4.2
Неосознаваемая семантическая обработка автостереографических изображений. 241
Выводы 248 4.5 Психофизика перцептивных иллюзий
251
Заключение 257
Список литературы 270
Том 2. Приложения 295

4
Введение
Актуальность исследования
До настоящего времени не существует единого мнения о том, как происходит процесс познания. С одной стороны, познание немыслимо без стимулов и ощущений, возникающих в результате воздействия стимулов на органы чувств. С другой стороны, наблюдатель не просто пассивно воспринимает окружающую действительность, но и активно ее конструирует. Еще со времен Сеченова распространенным является представление о том, что началом познания выступают простые ощущения
[Сеченов, 1947]. После возникновения ощущения формируется восприятие и все остальные более «сложные» познавательные процессы. Однако последовательность пути от простого к сложному обычно не удается сохранить. Так, хотя классификация традиционно изучается в рамках процесса мышления, многие авторы заявляют о необходимости исследования процесса классификации на начальных этапах познания, например, уже на перцептивной стадии [Кондаков, 1975; Ионова, 2006; BrunerandGoodman,
1947; Newell&Simon, 1976; Fodor, 1998].
Согласно Б.Г. Ананьеву, ощущение – это элементарный акт сознания
[Ананьев,
1961].
Однако в последние десятилетия проводятся многочисленные исследования неосознаваемой обработки поступающей информации. Оказывается, что человек способен принимать, обрабатывать, запоминать гораздо больше, чем он осознает. При создании определенных условий возможно осознание ранее неосознанного [Spence, Driver, 2004;
Merikle, Daneman, 1998; Cleeremans, McClelland, 1991].
Ощущение и решение сенсорных задач традиционно является областью исследования психофизики. В психофизических теориях, как правило, не находится места для обсуждения роли сознания в процессе обнаружения стимула. В этих концепциях важнейшую роль при решении задач обнаружения и различения сигналов играют его физические свойства и

5 разнообразные физиологические характеристики наблюдателя, включающие сенсорные способности организма. Основоположник психофизики Г.Т.
Фехнер отмечал роль сознания в процессе ощущения, но после него в классических психофизических теориях по существу прекращается обсуждение активности сознания при обнаружении сигнала: конструируются гипотетические физиологические механизмы, описывающие работу сенсорной системы, вводятся все новые и новые дополнительные внесенсорные факторы
(мотивация, индивидуальные особенности, когнитивный стиль и т.п) [Гусев, 2004,2010, 2013; Скотникова, 1999, 2008,
2008]. Среди этих факторов есть эффект категориальности, психофизическое описание данного эффекта не отличается от других внесенсорных факторов, которые могут повлиять на значение порога [Libermanetal., 1957;
Королькова, 2013; Pastore, 1990; Macmillan, 1990]. Но не рассматривается, почему стимул попадает в класс осознаваемых или неосознаваемых. Роль осознания как важнейшего этапа на пути к обнаружению и различению сигнала не описывается.
Существуют психологические теории с принципиально иным, по сравнению с классической психофизикой, взглядом на обнаружение сигнала; эксперименты, свидетельствующие в пользу того, что результат решения психофизической задачи по обнаружению и различению зависит от того, как был сигнал осознан [Брунер,1977, Гибсон,1990, Коффка, 1975, Узнадзе, 1997,
Ухтомский, 1978 и др.]. Авторы таких теорий предлагают рассматривать решение психофизической задачи на основе иных психологических конструктов, например, обобщенного образа [Худяков,2000] или скрытой категориальной сети
[Тхостов,
2002], механизма сознания
[Аллахвердов,1993]. Сами по себе процессы обнаружения и различения сигнала можно рассматривать через процесс классифицирования: отнесения стимула к классу осознаваемых или неосознаваемых или помещения двух стимулов в одну или различные категории. Нахождение способов, ведущих к осознанию поступающей информации, изучение границы между

6 осознаваемым и неосознаваемым, условий смещения границ или их проницаемости является одной из актуальных задач в области психологии сенсорно-перцептивных процессов.
Для исследования границ между осознаваемым и неосознаваемым был выбран стимульный материал, при работе с которым наблюдатель будет классифицировать объекты с одинаковыми физическими параметрами как различные. Деление одинаковых объектов на разные классы может осуществляться исключительно на основе того, как наблюдатель осознает поступающую информацию. В качестве такого материала в данной работе использовались изображения, вызывающие иллюзии восприятия, и многозначные изображения. С их помощью проводилось исследование процессов обнаружения и различения иллюзорно измененных стимулов.
Объект исследования — изменение сенсорных порогов под влиянием иллюзий восприятия или выбора значения многозначных изображений.
Предмет исследования — формирование и подвижность границы осознаваемого и неосознаваемого при восприятии иллюзорно измененных стимулов и многозначных изображений.
Целью работы является выявление когнитивных механизмов формирования границ в процессах обнаружения и различения сенсорных стимулов под влиянием иллюзий восприятия и многозначности.
Поставленная цель реализуется в следующих задачах:
1.
Рассмотреть и описать факторы, которые в литературе признаются определяющими при решении психофизических задач.
2.
Разработать специальные методы и экспериментальные методики и исследовать изменение порогов обнаружения и различения под влиянием иллюзий восприятия и при восприятии многозначных изображений.

7 3. Исследовать механизмы формирования некоторых зрительных иллюзий, определить возможность неосознаваемого восприятия автостереографического изображения.
4.
Описать роль классификации и формирования границ осознаваемого/неосознаваемого в процессах обнаружения и различения стимулов.
Гипотезы исследования:
1.
Измеряемый в психофизических экспериментах порог не является результатом действия одних только факторов, связанных с физическими параметрами стимула или физиологическими характеристиками наблюдателя. Одно только иллюзорное изменение величины стимула приводит к изменению порогов обнаружения и различения. При равенстве физических параметров объектов и идентичном состоянии испытуемого пороги будут изменяться под влиянием иллюзорного восприятия.
- В иллюзии Дельбефа и Эббингауза легче будет обнаружить тот объект, который является иллюзорно большим.
- Под влиянием иллюзии Понзо пороги обнаружения двух одинаковых объектов станут различными: порог обнаружения для объектов, которые кажутся больше, будет ниже, чем для тех, которые кажутся меньше.
- Под влиянием иллюзии Шарпантье дифференциальные пороги для объектов одного веса, но разного размера будут различны. Для малых объектов, которые кажутся тяжелее, порог различения будет выше, чем для крупных объектов, которые кажутся легче.
2. При восприятии многозначного изображения, выбранный способ интерпретации приведет к изменению порогов обнаружения стимулов, являющихся частью такого изображения.
- Расположение объекта на «близкой» или «далекой» грани куба Неккера повлияет на эффективность обнаружения данного объекта (сложнее обнаружить объект, расположенный на «дальней» грани).

8 3.
Иллюзия, полученная в результате установочных воздействий, также окажет влияние на процесс различения объектов. Установка способна вызвать ассимилятивную и контрастную иллюзию. Возможно создание установки на основе иллюзии Понзо, и это приведет к таким же изменениям процесса различения стимулов, как и установка на основе реальных различий.
4.
Использование категориальной системы репрезентации в сравнении с метрической приведет к увеличению ошибки при оценке иллюзорных изображений. При необходимости оценить размер иллюзорного стимула правой рукой (движениями которой управляют структуры, расположенные преимущественно левом полушарии, где в большей степени представлена категориальная система репрезентации) величина ошибки будет больше, чем при оценке стимула левой рукой (движениями которой управляют структуры преимущественно расположенные в правом полушарии, где в большей степени представлена метрическая система репрезентации).
5.
Возможно неосознаваемое восприятие содержания автостереографического изображения даже без необходимых действий по смещению фокуса зрения. Это проявится в позитивном и негативном прайминг эффекте автостереографического изображения в задачах лексического решения, при решении анаграмм и простых арифметических задач.
6.
Поскольку восприятие глубины в автостереограмме является иллюзорным (кажущаяся трехмерность изображения обеспечивается особым расположением точек на плоскости и смещением фокуса зрения), то такая
«иллюзорная» глубина окажет влияние на процесс различения объектов: стимулы, расположенные на одной плоскости будут отнесены к разным классам, в соответствии с воспринимаемой «удаленностью» стимула.
«Выступающие» линии будут различаться между собой хуже, чем расположенные «углубленно»
Методология и методы исследования.

9
Исследование опирается на ряд общепсихологических методологических принципов [Балин,2012; Аллахвердов, Кармин, Шилков, 2008; Корнилова,
Смирнов, 2009]:
1.Принцип вероятностного детерминизма - возможность нахождения причин наблюдаемых явлений, а так же возможность предсказания результатов. Всякое действие является результатом воздействия внешних причин посредством внутренних условий. При этом существует некоторая степень неопределенности окружающей среды, биологических и социальных систем, что позволяет говорить не просто о детерминизме, а о вероятностном детерминизме.
2. Принцип развития – требование внутренней непротиворечивости и логической согласованности результатов эмпирического исследования с наличной системой знаний обеспечивается за счет тщательного анализа современной отечественной и зарубежной литературы.
3. Системно-структурный принцип – раскрытие структуры любого целого осуществляется на основе системно-структурного анализа, реализуется за счет экспериментального дизайна, позволяющего не только получить эмпирические данные, выявить феномен влияния перцептивных иллюзий на пороги обнаружения и различения, но и описать его с точки зрения общих закономерностей работы психики.
4. Принцип единства физиологического и психологического реализуерся за счет рассмотрения физиологического и психического с общенаучных позиций и реализуется в экспериментальных планах за счет использования психофизических методов.
5. Принцип неависимой проверяемости: полученные одним способом, должны быть проверены другим способом. В данной работе обеспечивается за счет экспериментального дизайна, позволяющего не только получить эмпирические данные, но и проверить, подтвердить или опровергнуть гипотезы исследования, разнообразия экспериментального материала и ряда

10 исследований, направленных на подтверждение и сопоставление результатов, полученных ранее и в новых экспериментах.
Исследование опирается на теоретические положения, разработанные в рамках концепции
В.М.
Аллахвердова
(1993,2003,2004 и др).
Предполагается, что мозг человека как идеальная познавательная система способен перерабатывать, хранить информацию практически без ограничений. Пределы, с которыми регулярно сталкиваются исследователи при изучении решения разнообразных когнитивных задач, часто являются ограничениями психологического характера и не связаны с возможностями организма и мозга.
Для проведения исследования был разработан ряд экспериментальных методик:
1.
Методика моторной оценки длины линий при восприятии иллюзорного и неиллюзорного изображения, при запоминании и воспроизведении с использованием иллюзий Понзо и Мюллер-Лайера.
2.
Методика изучения неосознаваемого восприятия автостереографического изображения с использованием задач лексического решения, анаграмм, арифметических задач.
3.
Методика исследования процессов обнаружения и различения сигнала при восприятии иллюзорных и многозначных изображений с использованием иллюзий Дельбефа и Эббингауза, Понзо, иллюзии
Шарпантье, двойственного изображения (куб Неккера).
4.
Методика изучения влияния установки (сформированной за счет реальных или иллюзорных различий между установочными стимулами) на процесс различения стимулов.
Исследования проводились с использованием компьютерных программ
Touchmaker, Microsoft Powerpoint, Pyton.
Для измерения порогов обнаружения и различения использовались методы психофизики: метод констант, метод средней ошибки (установки) и метод минимальных изменений.

11
Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием критериев Вилкоксона, Манна-Уитни, Стьюдента, в программах Anova, Excel.
Выборка: испытуемые мужского и женского пола с нормальной остротой зрения, с отсутствием каких – либо нарушений сенсорных и двигательных функций, возраст от 18 до 46 лет. Всего 496 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1.
Психофизика перцептивных иллюзий является отдельным научным направлением в рамках исследования сенсорных процессов. Как часть психофизики сенсорных процессов, данное направление исследует чувствительность наблюдателя и специфику сенсорных процессов в различных модальностях при помощи классических и современных психофизических методов. Однако, уникальный материал, на основе которого проводятся исследования – перцептивные иллюзии, позволяет изучать не только влияние физических, физиологических, разнообразных внесенсорных факторов на процессы обнаружения и различения, но и роль сознания, проявление закономерностей его работы в сенсорных процессах.
2.
Сознание квантует поступающую информацию на дискретные единицы. Размер кванта определяется не физиологическими ограничениями, наложенными на сенсорные каналы, а тем как поступающая информация осознается. Поэтому сенсорные пороги зависят не столько от физических параметров стимула (как это рассматривается в классической психофизике), сколько от того, как стимул осознан и к какому классу отнесен. На выбор сознания влияют внесенсорные факторы. Неосознаваемые (подпороговые) стимулы при изменении классификации, могут быть отнесены к другому классу и стать осознаваемыми.
3.
Поступающая сенсорная информация необходимо относится к определенному классу, имеющему очерченные границы. При

12 поступлении сигналы отождествляются (если относятся к одному классу) либо различаются (при попадании в различные классы).
Отождествление и различение сигналов осуществляется в зависимости от того, к каким классам эти объекты отнесены. Возникновение сенсорных порогов вызвано необходимостью отождествления одних стимулов и различения их с другими.
4.
Классифицирование происходит под влиянием разных факторов, например под влиянием прошлого опыта, перцептивной организации, установки и т.д., в результате чего формируются границы между классами. Граница подразумевает наличие информации о том, что находится по обе стороны от границы. Любой стимул может попасть в класс осознаваемых или неосознаваемых. Формирование границы между этими классами подразумевает наличие информации не только о том, что осознается, но и о том, что не осознается, поэтому обнаружение и различение стимулов, лежащих выше порога, необходимо предполагает обнаружение и различение стимулов, лежащих ниже порога.
5.
Пороги обнаружения и различения, сенсорная чувствительность наблюдателя зависят не только и не столько от физических параметров стимула и внесенсорных фактров, описанных в психофизических теориях, сколько от того как стимул осознан и к какому классу отнесен. Обнаружение и различение зависит от того, что в процессе классифицирования было отнесено к классу осознаваемых, а что к классу неосознаваемых стимулов. Границы классов неосознаваемого и осознаваемого не являются жестко заданными, они подвижны. Неосознаваемые (подпороговые) стимулы при изменении классификации (осознанно или неосознанно) будут отнесены к другому классу стимулов и станут осознаваемыми.

13
Информация, отнесенная к неосознаваемой, проявляется также в эффектах последействия при решении различных задач.
6.
Перцептивные иллюзии оказывают влияние на процесс классификации, способствуют отнесению объектов не к тому классу, который должен был быть при опоре на физические параметры сигнала вне иллюзорного восприятия. Поэтому одно лишь иллюзорное изменение физических параметров (вес, расстояние, размер) приводит к изменению порогов.
7.
Сенсорные пороги можно изменить под влиянием иллюзий контраста и ассимиляции, возникающих под воздействием установки. Пороги будут изменяться не только в соответствии с реальными физическими параметрами объектов, но и в соответствии с субъективным иллюзорным впечатлением наблюдателя.
Научная новизна исследования.
1.
В данной работе сенсорные пороги рассматриваются не столько как следствие физиологических ограничений, наложенных на возможности обнаружения и различения, сколько как результат классифицирования.
При решении задач обнаружения и различения сигнала стимулы и различия между ними попадают в классы осознаваемых или неосознаваемых.
2.
Предлагается способ решения проблемы дискретности-непрерывности сенсорного ряда: подвижность границ связана с тем, что стимулы могут принадлежать одновременно множеству классов, но в каждый момент времени осознается принадлежность лишь к одному из них. Отнесение к классу может быть изменено под влиянием различных факторов. При попадании того же самого стимула в другой класс меняются границы его обнаружения и различения.
Таким образом, непрерывный информационный поток необходимо одновременно делится на разные

14 части, но в каждый момент времени осознается и фиксируется только один способ классификации и соответствующие ему пороги.
3.
Были разработаны собственные оригинальные методы исследования изменения порогов обнаружения и различения под влиянием иллюзий восприятия и при восприятии многозначных изображений. Показано, что порог обнаружения и различения зависит не только от реальной сенсорной информации, но и от иллюзии, которую испытывает наблюдатель, от способа осознания двойственного изображения в момент решения задачи.
4.
Проведен ряд специальных исследований моторной оценки иллюзий
Понзо и Мюллер-Лайера, получены данные, свидетельствующие в пользу различий в механизмах формирования этих иллюзий. Исследована оценка размера иллюзорных изображений при помощи движений правой и левой руки. Методика является оригинальной разработкой и позволяет при помощи движений оценивать величину любой зрительной геометрической иллюзии.
5.
Найден новый способ предъявления стимулов на подпороговом уровне – помещение стимула в автостереограмму, при этом наблюдатель не совершает осознанных действий про изменению фокуса глаз и различению автостереографического изображения. Показано влияние неосознанного восприятия автостереографического изображения на решение разных когнитивных задач.
6.
Предлагается новое направление исследования в психофизике – психофизика перцептивных иллюзий. Данное направление приобретает самостоятельность счет сочетания материала исследования – иллюзий восприятия и методов психофизики, что позволяет изучать не только процессы обнаружения и различения и перцептивные иллюзии, но и общие закономерности работы сознания.
Теоретическая значимость исследования

15
Предложен взгляд на классифицирование как на неотъемлемую часть сенсорных процессов. Предлагается теоретический подход к решению пороговой проблемы психофизики и экспериментальная проверка выдвинутых положений. Пороги, измеряемые в психофизических экспериментах, являются границей между осознаваемыми и неосознаваемыми стимулами. Поскольку границы между классами подвижны и изменяются при изменении способа классификации, то и значения порогов могут меняться в процессе классифицирования и изменения принадлежности стимулов к классу осознаваемых или неосознаваемых.
Классифицирование может происходить как осознанно, так неосознанно.
Наряду с классификацией осознаваемых стимулов, расположенных выше порога, и неосознаваемых подпороговых стимулов вводится особый тип классифицирования, разделяющий поступающую информацию на осознаваемую и неосознаваемую. Тем самым отнесение стимулов к осознаваемым или неосознаваемым осуществляется на основе того способа классифицирования, который был выбран в данный момент времени.
Описан механизм, который моделирует неосознаваемое восприятие автостереографического изображения.
Применение низкочастотной фильтрации показало возможность выделения сигнала из множества точек.
Исследование моторной оценки иллюзий Понзо и Мюллер-Лайера позволило получить новые данные, свидетельствующие в пользу различий в механизмах формирования данных иллюзий. Полученные экспериментальные и теоретические результаты позволяют предложить формирование нового исследовательского направления в рамках психологии сенсорных процессов – психофизику перцептивных иллюзий. Основой данного направления является методический подход психофизики используемый по отношению к матриалу, традиционно изучаемому в рамках психологии восприятия – перцептивным иллюзиям. Такое сочетание позволяет обнаружить феномен влияния иллюзий восприятия на пороги обнаружения и различения и открыть перспективы дальнейших экспериментальных, эмпирических и прикладных исследований.

16
Практическая значимость исследования
Разработанные в рамках данной работы методики моторной оценки иллюзорных объектов, неосознаваемого восприятия автостреограмм, влияния иллюзий восприятия на пороги обнаружения и различения могут быть применены для широкого круга исследований процессов ощущения, восприятия, принятия решений, эффектов последействия. Полученные результаты и выявленные закономерности могут найти применение в когнитивной, медицинской, общей, инженерной и спортивной психологии, а также при создании способов маскировки объектов или условий для наилучшего различения объектов, без изменения их физических параметров. На основе полученного материала можно разработать подходы к развитию восприятия пространства, размера, количества, создать способы коррекции зрительно-моторной координации в иллюзорных условиях. Материалы исследования могут быть использованы психологами, врачами и педагогами.
Внедрение результатов исследования
Разработанные в диссертации положения о процессах обнаружения и различения, механизмах формирования иллюзий восприятия, влиянии неосознаваемой информации на осознанную деятельность человека включены в учебные планы и используются при подготовке студентов в дисциплинах
«Общая психология», «Общий психологический практикум» на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета, при подготовке студентов на факультете свободных искусств и наук Санкт-
Петербургского государственного университета в дисциплинах «Спецсеминар 3 года», «Психофизика и проблемы гуманитарных исследований», при подготовке студентов Самарского государственного университета, при подготовке студентов Тихоокеанского государственного медицинского университета, разработанные методики используются при проведении исследований в лаборатории физиологии движения института физиологии им.
Павлова РАН.
Апробация результатов исследования.

17
Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научных конференциях и семинарах, в том числе на ежегодной европейской конференции по зрительному восприятию «ECVP» (Alghero, 2012, Bremen,
2013); на пятой международной конференции по когнитивной науке
(Калининград, 2012); на Международной конференции "Имплицитное научение: взаимодействие осознаваемого и неосознаваемого" (Санкт-
Петербург, 2014); на двенадцатом европейском психологическом конгрессе конференции (XII EuropeanCongressofPsychology, Стамбул, 2011); на
Всероссийской научной конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы (Самара, 2011). Отдельные части исследования проводились при финансовой поддержке научных фондов, в том числе РГНФ
(проекты № 10-06-00390а) и РФФИ (проект № 10-06-00482-а), при поддержке федеральных целевых программ. Основное содержание работы отражено в 32 публикациях автора, в том числе в 1 монографии, 14 публикациях в журналах, рекомендованных ВАК РФ и 3 Web of Science.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы насчитывает 268 наименований, из них 129 на иностранных языках. В основном тексте 9 таблиц и 27 рисунков, а в приложениях 16 таблиц. Общий объем диссертации
316 страниц, диссертация в двух томах, том 1 – основное содержание работы, том 2 - приложения.

18



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница