для направления 040200. 62 «Социология»



Скачать 178.17 Kb.
Дата14.09.2017
Размер178.17 Kb.
ТипПрактикум

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины
" Кино как социологический текст:

практикум»

для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра


Авторы: В.Г. Николаев, А.М. Буров

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» общей социологии

Председатель Зав. кафедрой

Покровский Н.Е.

«_____» __________________ 2009 г. «___»_______________ 2009 г.


Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь
« ____» ___________________2009 г.

Москва, 2009


КИНО КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ:

ПРАКТИКУМ

Преподаватели: доцент В.Г.Николаев (ГУ-ВШЭ, кафедра общей социологии)

и А.Буров (ВГИК, кафедра киноведения)
1. АННОТАЦИЯ
Задача предлагаемого факультативного курса "Кино как социологический текст: практикум" состоит в дальнейшем развитии у студентов социологического воображения, закладываемого в рамках курса по общей социологии.. Своей целью курс "Кино как социологический текст" ставит формирование у студентов

  • навыков углубленного прочтения кинотекстов (интерпретации кинофильмов);

  • умения использовать кинотексты как эвристического инструмента анализа социальной реальности;

  • интереса к культуре и в частности истории кино.

Занятия строятся вокруг обсуждения конкретных кинофильмов, в которых прослеживается очевидное социологическое содержание. Анализ кинофильмов на занятиях предполагает социологическую интерпретацию студентами их содержания в целом, а также рассмотрения социологического содержания конкретных частей, сюжетных линий, персонажей, деталей и т.д. Предметом обсуждения становятся различия между реальной социальной жизнью и ее киноотображением. Обсуждение происходит при активном участии двух преподавателей-модераторов: социолога и киноведа, которые тоже, в свою очередь, предлагают свои интерпретации обсуждаемого кинофильма. Условием успешной работы студентов в предлагаемом курсе становится предварительное знакомство участников с обсуждаемым фильмом.

Относительно каждого кинофильма предлагается некоторый круг возможных тем для социологической интерпретации и обсуждения. Перечень тем для обсуждения может расширяться и дополняться по инициативе студентов. Для облегчения и расширения интерпретативной работы студентам дается по каждому из обсуждаемых кинофильмов дополнительная литература (как научная, так и художественная).

Отдельные фильмы, включенные в программу, могут быть заменены другими.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов и тем




Всего часов





Аудиторные часы

Самостоятельная работа



Лекции

Сем. занятия




1.


Урбанизация и современность: город как социальная среда





2

1




2.


Личность в современном мире




1

1




3.

Труд как социальное явление





1

1




4.

Социальный статус, мобильность, отношения господства




1

1




5.

Социализация




1

1




6.

Отклоняющееся поведение и бунт




1

1




7.

Семья и брак в современном обществе




1

1




8.

Социология знания




2

0




9.

Тотальные институты I: психиатрическая больница




2

1

1 эссе

10.

Тотальные институты II: концлагерь и его влияние на личность




2

1




11.

Организованная преступность и криминальная субкультура




2

0




12.

Расовые отношения и конфликты




2

0




13.

Глобализация, столкновение цивилизаций, война




1

1




14.

Общество потребления




1

0







Итого

54

20

10

24


3. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет выставляется по результатам устной работы на практических занятиях и эссе по одному из фильмов, входящих в курс. Зачет проводится в форме миниконференции, на которой все студенты презентируют друг другу содержание своих творческих работ; качество презентации учитывается при выставлении итоговой балльной оценки.



4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКУМА
Занятие 1. Вводная лекция: Социальная жизнь и кинотекст.

Лекцию читают два преподавателя: киновед и социолог. Задача лекции со стороны киноведа: дать студентам общее представление о том, что такое кино, об исторических этапах его развития, его эволюции и тенденциях, общекультурном контексте, соотношении кинотекстов с другими типами текстов. Со стороны социолога задача лекции: показать, что кинотексты могут использоваться как средство развития социологического мышления, как дополнительный источник опыта, как материал для формирования социологических гипотез. Особое внимание предполагается обратить на отличие киноизображений от того, что они изображают, и ограниченность возможностей использования кинотекстов в социологической работе.



Основная литература:

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996. То же самое в сборнике: Беньямин В. Озарения. М., 2000. С. 122-152.

Маклюэн М. Понимание медиа. М., 2003. Глава 29.

Барт Р. Мифологии. М., 2004.

Дополнительная литература:

Close-up. Историко-теоретический семинар во ВГИКе. Лекции. 1996-1997 гг. М., 1999.



Добротворский С. Кино на ощупь. СПб.: «Сеанс», 2001.

История зарубежного кино (1945-2000). М.: Прогресс-Традиция, 2005.

Журнал «Искусство кино».

Журнал «Киноведческие записки».


Занятие 2. Урбанизация и современность: город как социальная среда. Фильм: «Небо над Берлином» (реж. В. Вендерс).

Философская драма. Сценарий вдохновлен стихами Р. М. Рильке и написан при участии писателя П. Хандке. Два падших ангела спускаются с небес на землю в современный Берлин, смотрят на людей, слушают их мысли. Фильм позволяет обсуждать такие социологические темы, как урбанизация, городская социальная среда, жизненный мир городского человека, личность в условиях большого современного города.



Основная литература:

Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Избранные работы по социологии. М., 2005.

Парк Р.Э. Город как социальная лаборатория // Рабочие тетради по истории и теории социологии. М., 1992. С. 58-71.

Дополнительная литература:

Вендерс В. Логика изображения. Эссе, тексты, интервью. СПб., 2003.

Кудрявцев С., Таси Д. Ангелы у кромки экрана // Кинопарк. 1998, № 9.
Занятие 3. Личность в современном мире.

Фильм: «Гражданин Кейн» (реж. О. Уэллс).

Фильм входит в список лучших лент в истории кино. Кейн (главный герой) добивается славы и самоутверждения в бизнесе. Но его жизненный проект терпит крах. Прототипом героя послужил американский газетный магнат Уильям Херст. Показан крах жизненного проекта индивидуалиста, осуществившего американскую мечту об успехе. В социологическом плане фильм дает возможность обсуждать такие темы, как личность в современном мире, влияние социальных сил и условий на формирование личности, жизненный смысл успеха, виртуальность публичных образов, одиночество, социальное время.



Основная литература:

Эриксен Т.Х. Тирания момента. М., 2003.

Дополнительная литература:

Гражданин Кейн, или Видение во сне // Киноведческие записки. № 29, 1996.



Цыркун Н. Гражданин Кейн // Искусство кино. № 11, 1991.

Уэллс об Уэллсе. М.: Радуга, 1990.


Занятие 4. Труд как социальное явление.

Фильм: «Последний человек» (реж. Ф. В. Мурнау) (в отечественном прокате фильм шел под названием «Человек и ливрея»).

Образец немецкого направления «Kammerspiele» (камерная драма). Фильм без привычных для немого кино субтитров рассказывает о внутреннем мире человека, переживающего драму потери работы. Социологический смысл ситуации, в которой человек, придающий большую жизненную значимость работе, оказывается уволенным. Психологический смысл безработицы. Место труда в повседневном жизненном мире человека.



Основная литература:

Маршалл Т.Х. Работа и богатство // Избранные очерки по социологии. М., 2006.

Хьюз Э.Ч. Работа и человеческое Я // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2003. № 4. С. 138-151.

Последний человек // Искусство кино. № 12, 1964.


Занятие 5. Социальный статус, мобильность, отношения господства.

Фильм: «Слуга» (реж. Дж. Лоузи).

Слуга богатого молодого человека, постепенно подчиняет хозяина своей власти, подавляя его волю и меняясь с ним местами. Эта лента — одна из лучших в английском кинематографе. Предлагается обсудить такие темы, как социальный статус, социальная мобильность, отношения господства, статусно-ролевые инверсии.



Основная литература:

Гоффман Э. Символы классового статуса // Логос. 2003. № 4-5.

Дополнительная литература:

Кино Великобритании. М.: «Искусство», 1970.


Занятие 6. Социализация.

Фильм: «Каждый за себя, а Бог против всех» (реж. В. Херцог).

На городской площади в Нюрнберге появляется странный, дикий человек. Он ведет себя как не социализированный, «естественный человек» (Руссо), но в дальнейшем подвергается социальной «обработке» и обучению тем обществом, в которое попал. Обсуждения проблемы социальных оснований и характера процесса социализации.



Литература:

Краснова Г. Кино ФРГ. М.: Искусство, 1987.
Занятие 7. Отклоняющееся поведение и бунт.

Фильм: «На последнем дыхании» (реж. Ж.-Л. Годар).

Классический фильм «Новой волны» ХХ века, в котором показывается «бунтующий человек». Фильм выражает квинтэссенцию времени, дух назревающего революционного движения мая 1968 года и контркультуры. Предлагается использовать фильм для обсуждения таких тем, как девиантное поведение, бунт.



Основная литература:

Камю А. Бунтующий человек (в любом издании).

Фолкнер У. Шум и ярость (любое издание).

Дополнительная литература:

Вольский Я. На последнем дыхании // Искусство кино. № 9, 1962.

Жанкола, Жан-Пьер. Кино Франции (1958 - 1978). М.: «Радуга», 1984.
Занятие 8. Семья и брак в современном обществе.

Фильм: «Дитя» (реж. братья Дарденны).

Бельгия, 2005. Главные действующие лица – молодые муж и жена, у которых рождается сын. Фильм о бедных людях в современной Европе. Предлагается использовать фильм для обсуждения таких тем, как семья и брак в современном обществе, бедность, конфликт поколений.

Основная литература:

Гидденс Э. Ускользающий мир. М., 2004. Глава 4.

Дополнительная литература:

Лунгин А. Локальный человек // Искусство кино. № 9, 2005.

Смирнова В., Кушнарева И. Территория беспокойства // Искусство кино. № 8, 2005.

Фильм «Все о Шмидте».


Занятие 9. Тема: Социология знания.

Фильм: «Расёмон» (реж. А. Куросава).

Япония, 1950. В центре фильма находится идея субъективности восприятия мира и зависимости этого восприятия от личных интересов и ценностных ориентаций личности. Герои фильма по-разному трактуют одно и то же событие, участниками которого они оказались. Фильм дает основание обсуждать такие темы, как социология знания, ангажированность, социальная детерминированность мировоззрения и восприятия общества.

Обязательная литература:

Акутагава Рюноскэ. Рассказы (любое издание)

Дополнительная литература:

Расёмон // Искусство кино. № 12, 1990.


Занятие 10. Тотальные институты I: психиатрическая больница.

Фильм: «Полет над гнездом кукушки» (реж. М. Форман).

США. 1975. Картина считается лучшей в американском периоде творчества режиссера. В ней экранизируется одноименная повесть К. Кизи. Действие происходит в психиатрической больнице. Кинофильм позволяет обсудить, среди прочих, темы: тотальные институты (на примере психиатрической больницы); стигматизация.

Обязательная литература:

Goffman E. Asylums (любое издание). Частичный перевод на рус. яз.: Гоффман Э. Моральная карьера душевнобольного пациента // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2001. № 1; Гофман Э. Об особенностях тотальных институций // Личность. Культура. Общество. 2008. Том X. Вып. 3-4. С. 38-50.

Гоффман Э. «Я» и другой // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 3-4.

Дополнительная литература:

Власова О.А. Эрвин Гофман: микросоциология опыта и социальная феноменология тотальных институций // Личность. Культура. Общество. 2008. Том X. Вып. 3-4. С. 32-38.

Кизи К. Пролетая над гнездом кукушки (любое издание)
Занятие 11. Тотальные институты II: концлагерь и его влияние на личность.

Фильм: «Ночной портье» (реж. Л. Кавани)

Италия. 1974. В картине рассказывается, как в 1957 г. в Вене встретились бывший нацистский офицер, ныне работающий портье, и его бывшая заключенная – теперь светская дама. Палач и жертва. Их встреча показывает, как их отношения, сложившиеся в концлагере, по-прежнему сохраняются. В дискуссии по фильму рассматривается тема воздействия тотального института на личность.

Обязательная литература:

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1991.

Леви П. Человек ли это? М., 2001.

Леви П. Передышка. М., 2002.

Дополнительная литература:

Агамбен Дж. Свидетель // Синий диван. № 4, 2004.

Колодяжная В. Кино Италии (1945-1980). М.: ВГИК, 1998.
Занятие 12. Организованная преступность и криминальная субкультура.

Фильм: «Крестный отец» (фильм 1) (реж. Ф. Ф. Коппола).

США, 1971. Коппола создал не столько гангстерскую ленту, сколько настоящий эпос в форме семейной саги. Фильм показывает криминальную субкультуру, своеобразный «город в городе», в котором люди, живущие в индустриальном мегаполисе, тем не менее, составляют большую «семью» (мафию), патриархальный род. Предлагается использовать фильм для обсуждения социологии организованной преступности и криминальной субкультуры.

Основная литература:

Ландеско Дж. Организованная преступность в Чикаго // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 3-4.

Дополнительная литература:

Голенопольский Т., Шестаков В. Кинематограф 70-х. М.: «Знание», 1978.
Занятие 13. Расовые отношения и конфликты.

Фильм: «Страх съесть душа» (реж. Р.-В. Фассбиндер).

Германия (ФРГ), 1974. Антитоталитаристский и антишовинистический фильм, рассказывающий о любви пожилой немки к темнокожему иммигранту-арабу, плохо говорящему по-немецки. В реакции общества на странную связь этих двух разных людей, социальный, возрастной и национальный статус которых, казалось, не допускает никаких отношений, проявляются со всей остротой живучие расовые предрассудки. Социология расовых отношений и расовых предрассудков.

Основная литература:

Парк Р.Э. По ту сторону наших масок // Личность. Культура. Общество. 2001. Т. III. Вып. 1.

Дополнительная литература:

Краснова Г. Кино ФРГ. М.: «Искусство», 1987.
Занятие 14. Тема: Глобализация, столкновение цивилизаций, война.

Фильм: «Апокалипсис сегодня» (реж. Ф. Ф. Коппола).

США, 1979. Фильм снят по окончании вьетнамской войны, по мотивам повести Дж. Конрада «Сердце тьмы». Действие перенесено в Индокитай. Фильм впечатляет размахом, масштабностью, эпичностью. Предлагается использовать фильм для обсуждения таких социологических тем, как глобализация, столкновение цивилизаций, культурный контакт, маргинальность, война.

Основная литература:

Гидденс Э. Ускользающий мир. М., 2004. Введение, глава 1.

Хомский Н. 9-11. М., 2001. С. 43-66.

Логос. 2003. № 1. Специальный выпуск «Война».



Стоунквист Э. Маргинальный человек // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. Вып. 1.

Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

Дополнительная литература:

Конрад Дж. Сердце тьмы (в любом издании)

Селин Л.-Ф. Путешествие на край ночи (в любом издании)

Ливингстон Д. Путешествия по Южной Африке. М., 2002.

Ливингстоны Д. и Ч. Путешествие по Замбези (в любом издании).

Голенопольский Т., Шестаков В. Кинематограф 70-х. М.: «Знание», 1978
Занятие 15. Общество потребления.

Фильм: «В движении» (реж. Ф.Янковский).

Россия, 2002. Главный герой фильма – журналист светской хроники. Он живет головокружительно быстрой, но ложной жизнью. Предлагается использовать фильм для обсуждения тем «общество потребления» и «мода».

Основная литература:

Зиммель Г. О моде // Избранное. М., 1996. Т. 1.

Дополнительная литература:

Сиривля Н. Новая сладкая жизнь // Искусство кино. № 11, 2002.

5. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ЭССЕ ПО КУРСУ
1. Урбанизм как образ жизни (по фильму «Небо над Берлином»).

2. Одиночество в городе (по фильму «Небо над Берлином»).

3. Функционирование современной газеты (по фильму «Гражданин Кейн»).

4. Авторитарная личность (по фильмам «Гражданин Кейн» и «Слуга»).

5. Символы классового статуса (по фильмам «Слуга» и «Последний человек»).

6. Социальный смысл потери работы (по фильму «Последний человек»).

7. Городской тип личности (по фильмам «Небо над Берлином», «Гражданин Кейн» и «На последнем дыхании»).

8. Семья и брак в современном обществе (по фильмам «Красота по-американски», «Дитя» и «Гражданин Кейн»).

9. Конфликт «определений ситуации» и «реальность» (по фильму «Расёмон»).

10. Процедуры превращения «гражданина» в «пациента» (по фильму «Пролетая над гнездом кукушки»).

11. Подпольный мир пациентов психиатрической клиники (по фильму «Пролетая над гнездом кукушки»).

12. Мир пациентов и мир персонала в психиатрической клинике как тотальном учреждении (по фильму «Пролетая над гнездом кукушки»).

13. Влияние тотального института на личность (по фильмам «Пролетая над гнездом кукушки и «Ночной портье»).

14. Закрытый мир организованной преступности (по фильму «Крестный отец»).

15. Социализация в патологических социальных средах (по фильмам «Крестный отец» и «Ночной портье»).

16. Культурный конфликт и маргинальность (пор фильму «Апокалипсис сегодня»).

17. Глобализация и война (по фильму «Апокалипсис сегодня»).

18. Проявления расовых предрассудков в повседневной жизни (по фильму «Страх съесть душа»).

19. Сплетни и пересуды как средство социального контроля и инструмент оказания морального давления (по фильмам «Страх съесть душа» и «Последний человек»).

20. Мир потребления и личность (по фильму «В движении»).



По согласованию с преподавателями студент может взять для эссе другую тему, не включенную в приведенный список, и использовать киноматериал, не включенный в программу курса.

Авторы программы: _____________________ В. Г. Николаев


_____________________ А. М. Буров


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница