Доклад о результатах и основных направлениях деятельности



Скачать 26.04 Mb.
Pdf просмотр
страница1/9
Дата28.09.2017
Размер26.04 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


/ ГЕРБ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА /

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору



Итоговый доклад
о результатах и основных направлениях деятельности
Федеральной службы по ветеринарному
и фитосанитарному надзору
за 2015 г.















Москва 2016 г.




1

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(Россельхознадзор) образована Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Полномочия Россельхознадзора, как федерального органа исполнительной власти, определены Положением, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 327, а также постановлением
Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 201 «Вопросы
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору».
Россельхознадзор обеспечивает исполнение Федеральных полномочий по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении государственного ветеринарного надзора, в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Выполнение данных полномочий осуществляется как непосредственно
Россельхознадзором, так и территориальными управлениями, которые образованы по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации приказом Россельхознадзора от 24 января 2005 г. № 4, а также подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями (далее – ФГБУ), образованными на основании постановления
Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2004г. № 754.
Необходимо отметить, что начиная с 2006 года по настоящее время закрепленные за Россельхознадзором полномочия в ходе проведения административной реформы неоднократно передавались в другие федеральные органы исполнительной власти, в тоже время одновременно закреплялись другие полномочия. При этом, в процессе реорганизации сокращалась численность территориальных органов Россельхознадзора.
В этих условиях Россельхознадзор был вынужден принимать решения по реорганизации структуры и оптимизации численности территориальных управлений. В период с 2005 по 2015 годы проведено 19 структурных реорганизаций.
В настоящее время начата процедура очередных двух реорганизаций территориальных управлений Россельхознадзора.
В целях реализации Федерального конституционного закона от 21 марта
2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики
Крым и города Федерального значения Севастополя» за счет сокращения

2
численности территориальных управлений образовано Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь штатной численностью 166 единиц.
Таким образом, в процессе проведения реорганизационных мероприятий численность территориальных управлений сократилась с 22287 единиц до 9160 единиц по состоянию на 01.01.2016г.
Параллельно сократилось количество территориальных управлений с 75 единиц до 54 единиц на начало 2016 года.
Важно отметить, что в процессе проведения реорганизационных мероприятий, в ходе которых численность территориальных управлений не увеличивалась, соответствующими решениями Правительства Российской
Федерации на Россельхознадзор были возложены следующие полномочия по контролю (надзору) за соблюдением требований:
- технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна»
(постановление Правительства Российской Федерации от 02 июля 2013 г. № 533);
- технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа
2013 г. № 745);
- технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2014 г. № 475);
- технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2014 г. № 474);
- государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных растений и животных, предназначенных для разведения и выращивания на территории
Российской
Федерации, генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов для сельскохозяйственного назначения, генно-инженерно- модифицированных организмов для производства кормов и кормовых добавок для животных, генно-инженерно-модифицированных организмов, используемых для производства лекарственных средств для ветеринарного применения
(постановление Правительства российской Федерации от 23 сентября 2013 г.
№ 839);
- осуществлению мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов (постановление Правительства российской Федерации от 23 сентября 2013 г. № 839);
- выдаче реэкспортных сертификатов на подкарантинную продукцию, формированию и ведению базы открытых данных карантинных фитосанитарных зон, осуществлению мероприятий по контролю за посевом и посадкой подкарантинной продукции, ввезенной в Российскую Федерацию из иностранных государств, проведению фитосанитарных рисков, установлению карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, ввоз которой осуществляется в Российскую Федерацию, введению и отмене карантинного фитосанитарного режима, разработке правил и методик проведения карантинного

3
фитосанитарного обеззараживания, проведения лабораторных исследований, ведению реестра подкарантинных объектов, на которых используются технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности, ведению федеральных государственных информационных систем выдачи и учета фитосанитарной документации (Федеральный закон от 21 июля 2014 г.
№ 206-ФЗ);
- осуществлению контроля за наличием генно-инженерно- модифицированных организмов в сельскохозяйственной продукции, а также контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской
Федерации за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно- модифицированных организмов и семян (поручение Президента Российской
Федерации от 12 февраля 2014 г. № Пр-285);
- осуществлению мониторинга эффективности лекарственных препаратов и предотвращению нежелательных последствий их применения (Федеральный закон от 12 февраля 2010 г. № 61-ФЗ);
- уничтожению запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию до 5 августа
2016 года, сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны
Евросоюза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика
Албания, Черногория, Республика Испания и Королевство Лихтенштейн
(постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. № 774).
Таким образом, с момента образования Россельхознадзора численность территориальных управлений сокращена на 60%, а оптимизация структуры проведена с сокращением количества территориальных управлений на 25%.
В настоящее время проводится анализ деятельности существующих территориальных управлений Россельхознадзора с целью возможной дальнейшей оптимизации их структуры.
С учетом структуры территориальных управлений также корректировалась структура федеральных государственных бюджетных учреждений. В настоящее время численность таких учреждений составляет 37 единиц.
Все учреждения аккредитованы на различные сферы деятельности, оснащены соответствующим лабораторным оборудованием и обеспечивают проведение экспертиз и исследований подконтрольной продукции животного и растительного происхождения, поступающей на территорию Российской
Федерации.
Отдельные ФГБУ – «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов», «Всероссийский центр карантина растений» - проводят широкий комплекс специфических научно- исследовательских работ, направленных на обеспечение карантина растений, биологической безопасности, ветеринарного и карантинного благополучия на территории Российской федерации.
Этими учреждениями осуществляется значительный объем технического сотрудничества с международными организациями:
Международным эпизоотическим бюро (МЭБ), Продовольственной и сельскохозяйственной

4
организацией Объединенных Наций (ФАО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), другими международными организациями, а также российскими научно-исследовательскими учреждениями.

Деятельность в сфере внутреннего ветеринарного надзора
Деятельность по обеспечению внутреннего ветеринарного надзора, осуществляемая Россельхознадзором, направлена на выполнение задач по защите населения страны от болезней общих для человека и животных, обеспечению безопасности продуктов животного происхождения в ветеринарно-санитарном отношении, предупреждению и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных и включает в себя следующее: надзор за соблюдением требований законодательства в области ветеринарии хозяйствующими субъектами; надзор за соблюдением требований законодательства в области ветеринарии органами управления ветеринарией субъектов Российской Федерации и их подведомственными учреждениями; контроль за выполнением органами управления ветеринарией субъектов
Российской Федерации переданных федеральных полномочий в области ветеринарии.
В целях обеспечения эпизоотического благополучия и ветеринарно- санитарной безопасности подконтрольной продукции, территориальными управлениями в 2015 году в области внутреннего ветеринарного надзора проведено 52834 контрольно-надзорных мероприятий. Из них плановых проверок
- 18214, внеплановых проверок – 17754, мероприятий по иным основаниям 16866.
В рамках реализации мероприятий по недопущению распространения АЧС проведено 9046 внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере производства и реализации мяса свинины и продуктов его переработки (в 2014 году проведено
8412 проверок).
По результатам проверок установлено 30306 нарушений требований законодательства в области ветеринарии, в том числе юридическими лицами –
4682; должностными лицами – 7697; индивидуальными предпринимателями –
9324; физическими лицами – 8603.
Оформлено 28206 административных нарушений; на нарушителей наложено 218 млн. 532 тыс. руб. административных штрафов; взыскано 149 млн.
901 тыс. руб. административных штрафов; 2720 материалов направлено в судебные органы, органы прокуратуры и внутренних дел. Приостанавливалась деятельность 63 хозяйствующих субъектов.
По фактам нарушения законодательства в области ветеринарии в установленном порядке выносились предписания и представления, и обеспечивался контроль за их выполнением.
Характерные нарушения требований ветеринарного законодательства хозяйствующими субъектами, выявленные в результате проверок следующие:

5

- нарушение ветеринарно-санитарных правил переработки, хранения и реализации сырья и продуктов животного происхождения;
- нарушение ветеринарно-санитарных правил убоя животных;
- нарушение правил карантина животных.
Осуществлено 717 проверок станций по борьбе с болезнями животных
(СББЖ), находящихся в ведении органов управления ветеринарией субъектов
Российской Федерации, в том числе планово – 329 , внепланово – 388.
В ходе проверок были выявлены факты невыполнения планов проведения противоэпизоотических и диагностических мероприятий против заразных болезней животных, а также несоблюдение требований нормативных правовых актов по оформлению и выдаче ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы.
Особое внимание уделялось обеспечительным мерам по исполнению поручений Правительственной комиссии по импортозамещению – протокол
№ 1 от 11.08.2015 в части:
- усиления контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья, в том числе при их изготовлении (производстве), переработке, транспортировке и хранении;
- проведено 10462 проверки, оформлено 5508 административных материалов, на нарушителей наложено 46,7 млн. руб. административного штрафа.
Выдано 2360 предписаний об устранении нарушений. В судебные органы направлен 221 материал, а в органы прокуратуры и следственные органы - 83 материала;
- усиления контроля за соответствием молока и молочной продукции, реализуемых на территории Российской Федерации, требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции»;
- проведено 1763 проверки, оформлено 883 административных материала, на нарушителей наложено 12,7 млн. руб. административных штрафов. Выдано
618 предписаний, об устранении нарушений. В судебные органы направлено 38 метериалов, в органы прокуратуры и следственные органы - 15 материалов.
Выявляемые нарушения требований законодательства в установленной сфере деятельности носили типичный характер:
- хранение и реализация животноводческой продукции без ветеринарно- сопроводительных документов, без маркировок, с истекшим сроком годности;
- нарушение требований технических регламентов при технологии приготовления продукции в цехе по изготовлению полуфабрикатов;
- нарушение температурных режимов хранения и реализации продукции;
- фальсификация продукции, несоответствие требованиям технических регламентов в части соответствия маркировки в рамках обеспечения контроля за соответствием молока и молочной продукции, реализуемых на территории
Российской Федерации.
Обеспечивался контроль за полнотой и качеством осуществления переданных федеральных полномочий органами управления ветеринарией субъектов Российской Федерации по установлению и отмене карантина в пределах территории субъекта Российской Федерации, за исключением

6
установления и отмены карантина в пределах территории субъекта Российской
Федерации на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности.
Осуществлено 170 плановых проверок исполнения органами управления ветеринарией субъектов Российской Федерации переданных полномочий
Российской Федерации в области ветеринарии, а также проведено 33 внеплановых проверки, в ходе которых выявлены:
- нарушения сроков внесения представлений об установлении ограничительных мероприятий (карантина);
- нарушение сроков установления (до 1,5 месяца с момента установления диагноза) и снятия ограничительных мероприятий (карантина), в том числе по
АЧС;
- превышения полномочий при установлении ограничительных мероприятий (карантина) – введение ограничительных мероприятий по особо опасным болезням животных начальником органа управления ветеринарией субъекта Российской Федерации;
- не установление ограничительных мероприятий при выявлении карантинных болезней животных;
- нарушения в организации проведения мероприятий по ликвидации очагов карантинных заболеваний;
- не представление документов, подтверждающих установление, ликвидацию и снятие карантина.
По вынесенным нарушениям исполнения переданных полномочий руководителям органов управления ветеринарией субъектов Российской
Федерации выдавались обязательные для устранения предписания. Ход их исполнения контролируется.

Эпизоотическая ситуация
на территории Российской Федерации
В настоящее время российское животноводство является приоритетной областью стабилизации производства продовольствия в агропромышленном комплексе страны.
Принимая во внимание ситуацию, сложившуюся в настоящее время на территории Российской Федерации в условиях импортозамещения, российское животноводство является одной из важнейших точек роста национальной экономики.
Одним из основных препятствий в её развитии является неблагополучная обстановка по заразным, в том числе особо опасным болезням животных на территории Российской Федерации.
Заразные болезни животных несут в себе не только социальную опасность, так как многие из них являются общими для человека и животных, но и наносят экономический ущерб субъектам Российской Федерации и стране в целом, составляя миллиардные затраты на ликвидацию очагов, проведение

7
противоэпизоотических мероприятий, и как следствие, препятствуют успешному развитию животноводства.
К сожалению, на протяжении последних лет сохраняется неблагополучие территории Российской Федерации по таким опасным болезням животных, как ящур, африканская чума свиней, бешенство, оспа овец и коз, сибирская язва.
В 2015 году также зарегистрирована экзотическая для Российской
Федерации болезнь животных – нодулярный дерматит.

Африканская чума свиней (АЧС)

Большой экономический ущерб стране наносит африканская чума свиней
(далее – АЧС), появившаяся в 2007 году, которая распространилась на 38 субъектов Российской Федерации.

Высокому риску возникновения
АЧС подвержены наиболее незащищенные хозяйства частного сектора и малого предпринимательства, в т.ч. крестьянско-фермерские хозяйства, по причине отсутствия возможности создания на их территории изоляции поголовья свиней от внешних факторов.
Основными причинами широкого распространения АЧС, как и общего ухудшения эпизоотической обстановки в стране, продолжают оставаться:
− циркуляция возбудителя АЧС в популяции дикого кабана;

8

− антропогенный фактор, в т.ч. недооценка опасности данной болезни свиней хозяйствующими субъектами и населением; нарушение ветеринарно- санитарных правил; незаконный оборот животных и продукции свиноводства; скармливание свиньям не подвергнутых тепловой обработке пищевых отходов; обеспечивающей гибель возбудителя АЧС; сокрытие фактов заболевания и падежа животных; низкий уровень биологической защиты свиноводческих объектов от заноса возбудителя АЧС; несоблюдение правил по утилизации биологических отходов; межхозяйственные и транспортные связи.
Для защиты от АЧС предусмотрен перевод свиней на безвыгульный тип содержания и в настоящее время этот процесс практически завершён. На конец
2014 года число животных безвыгульно содержащихся в личных подсобных хозяйствах (далее – ЛПХ) составлял 99,8% от их общего поголовья.
Для повышения биологической защищённости промышленных предприятий предусмотрены меры по повышению их зоосанитарного статуса, проводится компартментализация. Заметно выросла доля предприятий, отнесённых к наиболее защищённым компартментам III и IV типа.
В последние годы возросло количество защищённых предприятий, но еще велик нереализованный потенциал по улучшению биозащиты – более трети от общего их числа относятся к недостаточно защищённым I и II компартментам.
Низкий уровень биологической защиты свиноводческих объектов от заноса возбудителя АЧС стал причиной возникновения заболевания в 2014 году на семи крупных свиноводческих предприятиях в Тульской, Псковской,
Воронежской, Орловской областях, ликвидация указанных очагов повлекла за собой огромные экономические потери.
Единственно восприимчивым к АЧС видом в дикой природе является кабан.
В субъектах Российской Федерации, неблагополучных по АЧС, а также в субъектах Российской Федерации, сопредельных с неблагополучными по АЧС регионами, было рекомендовано обеспечить снижение численности дикого кабана.
Однако, несмотря на проводимые мероприятия, на отдельных территориях плотность дикого кабана остается достаточно высокой.
Распространение АЧС среди диких кабанов, которые мигрируют на значительные расстояния и имеют контакт с домашними животными, содержащимися в ЛПХ и иных незащищенных свиноводческих хозяйствах, является одной из причин формирования эндемичных (неблагополучных в течение длительного времени) зон по АЧС.

9


Остается тенденция диффузного распространения АЧС в регионы, граничащие с неблагополучными, в том числе через популяцию диких кабанов и существует риск дальнейшего инфицирования новых территорий.
Охват инфекцией территорий новых регионов страны свидетельствует о том, что от заболевания по-прежнему не защищена ни одна территория
Российской Федерации.
Проведенные по предыдущим количественным данным вероятностные оценки возникновения вспышек показывают, что в 2016 году среди домашней популяции свиней ожидается в среднем 60 вспышек (95% доверительный интервал 45-75 вспышек), а среднее количество вспышек среди дикого кабана 48
(95% доверительный интервал 35- 62 вспышки).
В целях недопущения развития эпизоотии комплекс соответствующих мероприятий должен неукоснительно проводиться во всех регионах. При этом большое значение имеют не только и не столько экстренные противоэпизоотические мероприятия, сколько проводимая профилактическая работа, направленная на предотвращение всех факторов: биологических, природно-географических и социально-экономических.

Я щ у р
Ящур является экономически значимым заболеванием, которое может наносить ощутимый экономический ущерб, особенно за счёт снижения производства животноводческой продукции и потери международных рынков.

10

Начиная с 2010 года на территории Российской Федерации ежегодно регистрируются вспышки ящура, которые связаны с заносом возбудителя с территорий сопредельных стран и происходили в противоящурной буферной зоне.
В 2014 году вспышки ящура зарегистрированы в Забайкальском и
Приморском краях, в 2015 - на территории Приаргунского района Забайкальского края. Выявлены больные ящуром животные, где ограничения по ящуру действуют с 2014 года.
Вдоль южной границы страны, в субъектах Российской Федерации с высокой степенью риска заноса возбудителя и возникновения очагов ящура, создана буферная зона, в которую входят территории 32 субъектов Российской
Федерации, и где ежегодно проводится профилактическая иммунизация животных вакциной против 3-х типов вируса - А, О, Азия-1.
Возникновение ящура в последние годы на территории субъектов
Российской Федерации, входящих в противоящурную буферную зону, свидетельствует о необходимости совершенствования системы мер по недопущению заноса ящура на территорию Российской Федерации и его ликвидации, проведения мониторинговых исследований для изучения полевой эффективности вакцин, применяемых в противоящурной буферной зоне и оптимизации системы мероприятий по предупреждению и ликвидации заболевания ящуром в первичных очагах, подготовки новых штаммов вируса ящура для изготовления диагностических и вакцинных препаратов.
Отечественный и мировой опыт свидетельствуют о том, что вирус ящура может быть занесён в благополучные зоны с зараженным мясным сырьем и другими животноводческими продуктами, с кормами и автотранспортом, с домашними и дикими животными, в том числе при контактах на пастбищах и водопоях, а также персоналом, обслуживающим животных.
Риск заноса возбудителя ящура на территорию Российской Федерации продолжает оставаться «высоким».
В этой связи особая роль по контролю за ситуацией в благополучных зонах должна быть отведена органам управления ветеринарией субъектов Российской
Федерации, органам исполнительной власти и местному населению.

11




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница