Домашнее задание



Дата03.05.2016
Размер0.64 Mb.
ТипУрок
Биология 10 класс
Т Е М А Т И Ч Е С К О Е П Л А Н И Р О В А Н И Е




Тема урока

Домашнее задание

Тип урока

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы дополнительного содержания

1

Краткая история развития биологии. Методы биологии.

1-я нед.

сент.


Ключевые понятия система биологи-ческих наук

Факты. Объект изучения биологии – живая природа. Методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказа-тельства теории. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира

Называть:

-естественные науки, составляющие биологию;

-вклад учёных в развитие биологии на разных этапах ее становления;

-методы исследования живой природы.



Объяснять:

-роль биологии в формировании научного мировоззрения;

-роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира


Проблемы челове-чества, зависящие от уровня биологиче-ских знаний

Вводный урок, урок повторения и обобщения знаний.

Д.з. п. 1.1, п. 1.3 (методы биологии). Приготовить сообщения об использовании биологических знаний в практической деятельности

2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни

2-я нед.

сент


Ключевые понятия жизнь

Факты. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция. Основные уровни организации живой природы

Явления. Свойства живого. Дискретность и целостность. Наследственность и изменчивость. Открытость. Ритмичность. Адаптация.

Процессы. Метаболизм. Саморегуляция. Размножение.

Раздражимость и движение.



Давать определение понятию жизнь.

Перечислять:

-уровни организации живой материи;

-основные свойства живого.



Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации.

*Выделять основные признаки понятия «биологическая система».

*Аргументировать свою точку зрения, на существование множества определений понятия «жизнь»

Биологи-ческие системы

Урок повторения и обобщения знаний

Д.з п.1.2, п.1.3 стр. 15-19 (до методов познания живой природы)

3

Зачёт по теме «Биология как наука. Методы научного познания

3-я нед.

сент


Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки учащихся.

Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами

Задание на соответствие

Задание на нахождение ошибок в приведенном тексте

Задания: закончить (дополнить) предложение


Урок контроля и оценки знаний (вводный контроль)

Д.З: повторить по учебнику

9 кл. материал об истории изучения клетки



РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА (10 часов + 1 час на зачёт)

Тема 2.1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (1 час)

4

История изучения клетки. Клеточная теория.

4-я нед.

сент


Ключевые понятия: теория, цитология.

Объекты. Клетки эукариот и прокариот. Вирусы.

Факты. Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Этапы создания клеточной теории: сбор фактов, выдви-жение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

Явления. Паразитизм на генетическом уровне.

Закономерности, теории. Основные положения клеточной теории Шлейдена и Шванна. Дополнения Р.Вирхова. Основные положения современной клеточной теории

Давать определения ключевым понятиям

Называть и описывать этапы создания клеточной теории

Называть:

- положения современной клеточной теории;

- вклад учёных в создание клеточной теории

Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира.

*Приводить доказательства к положениям клеточной теории


Работы Р.Гука, Антонии Ван Левенгука,

К.Э Бэра


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. п. 2.1

Тема 2.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (4часа)

5

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

1-я нед. октяб.

Ключевые понятия: гидрофильные соединения, гидрофобные соединения, органогены, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы.

Факты. Химический состав клетки. Вода, особенности строения и свойства: растворимость, высокая теплоёмкость, теплопроводимость, высокая интенсив-ность испарения. Роль неорганических веществ в жизни клетки и организма человека.

Закономерности, теории. Единство элементарного химического состава животных организмов как доказательство происхождения живой природы

Давать определения ключевым понятиям

Перечислять биоэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

Приводить примеры биохимических эндемий

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения.

Объяснять единство живой и неживой природы.

Характеризовать биологическое значение химических элементов; минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма человека.

*Прогнозировать последствия для организма для организма недостатка этих элементов: минеральных веществ и воды

Рис. 6,7,8, CD-rum к учебнику «Биология. Общие законно-мерности.

9 класс»


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д.з. п. 2.2, п.2.3

6

Органические вещества. Липиды и углеводы.

2-я нед. октяб.

Ключевые понятия: органические вещества, биополимеры, низкомолекулярные вещества

Объекты: липиды, липоиды, углеводы.

Факты. Химический состав клетки. Жиры. Классификация жиров: нейтраль-ные, воски, жироподобные вещества. Углеводы. Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахари-ды. Роль липидов, липоидов в клетке: источник энергии, источник метаболи-ческой воды, защитная функция. Роль углеводов в клетке: источник энергии, резерв питательных веществ и энергии, структурная и защитная функции

Давать определения ключевым понятиям

Описывать элементарный состав углеводов и липидов.

Приводить примеры углеводов и липидов.

Характеризовать биологическую роль липидов и углеводов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов

Находить информацию о липидах и углеводах в различных источниках и критически оценивать ее.

*Прогнозировать последствия для организма недостатка углеводов и липидов

Классифи-кация полимеров: гомопо-лимеры, гетеропо-лимеры

Комбинированный урок.

Д.з п. 2.4., п. 2.5 (до белков)

7

Органические вещества. Белки.

3-я нед. октяб.

Ключевые понятия: биополимеры, полипептиды.

Объекты: белки, пространственная структура: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.



Факты. Химический состав клетки. Белки. Роль белков в клетке; структур-ная, двигательная, транспортная, защит-ная, энергетическая, белки-ферменты, белки-гормоны. Специфичность белко-вых молекул. Практическое использо-вание денатурации.

Процессы. Денатурация и ренатурация. Причины денатурации

Давать определения ключевым понятиям

Называть:

-элементарный состав и мономеры белков;

-функции белков

Описывать проявление функций белков.

Перечислять причины денатурации белков.

*Объяснять механизм образования белков.

Характеризовать механизм образования белков в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

Находить информацию о белках в различных источниках и критически оценивать ее.

Объяснять, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности при пересадке органов и тканей.


Проблема пересадки органов и тканей

Комбинированный урок.

Д.з. п. 2.5

8

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

4-я нед. октяб.

Ключевые понятия: биополимеры.

Объекты. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.

Факты. Химический состав клетки. Открытие Иоганном Фридрихом Мишером нуклеиновых кислот. Описа-ние структуры ДНК Уотсоном и Криком, Чаргоффом. ДНК – носитель наследст-венной информации. Виды РНК: транс-портная, рибосомальная, информацион-ная (матричная).

Процесс. Удвоение молекулы ДНК.

Закономерности, теории. Принцип комплементарности. Правило Чаргаффа

Давать определения ключевым понятиям

Называть:

-типы нуклеиновых кислот;



-функции нуклеиновых кислот.

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК.

Находить информацию о нуклеиновых кислотах в различных источниках и критически оценивать ее.

*Прогнозировать последствия для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот

Удвоение ДНК в клетке

Комбинированный урок.

Д.з. п. 2.6

Тема 2.3. СТРОЕНИЕ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ И ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ (3 часа)

9

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.

1-я нед. ноября

Ключевые понятия: эукариоты, экзоцитоз, эндоцитоз.

Объекты. Органоиды клетки эукариот: ЭПС (шероховатая или гранулярная; гладкая или агранулярная), клеточная мембрана, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты) рибосомы. Процессы. Пиноцетоз и фагоцитоз. Механизм и особенности.

Закономерности, теории. Жидкостно-мозаичная модель строения мембраны

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки.

*Сравнивать строение растительной и животной клеток.

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки.

Раскрывать взаимосвязь строения и функций мембраны клетки.

Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки.

*Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки нарушения функций ее органоидов

Основные отличия в строении животной и раститель-ной клеток

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. п. 2.7

10

Клеточное ядро. Хромосомы.

2-я нед. ноября

Ключевые понятия: гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, диплоидный набор хромосом. Кариотип.

Объекты. Клеточное ядро: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко, хроматин. Хромосомы.

Факты. Строение клетки. Чётко сформированное ядро – обязательный компонент клеток эукариот. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках

Давать определения ключевым понятиям

Описывать строение ядра эукариотической клетки.

Перечислять функции структурных компонентов ядра.

Характеризовать строение и состав хроматина.

Находить информацию о строении клетка в различных источниках и критически оценивать ее.

*Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки утраты ядра





Комбинированный урок

Д.з. п. 2.8

11

Прокариотическая клетка.

3-я нед. ноября

Ключевые понятия: прокариоты, эукариоты.

Объекты. Органоиды прокариотической клетки: клеточная стенка, мембрана, нуклеотид, кольцевая ДНК (плазмида), рибосома.

Факты. Доядерные клетки (прокарио-ты). Разнообразие прокариот. Форма клеток бактерий: палочковидные, сферические, спиралевидные, в форме запятой. Распространение и значение бактерий в природе.

Процесс. Спорообразование.

Давать определения ключевым понятиям

Называть:

-части и органоиды прокариотической клетки;

-экологическую роль бактерий.

Описывать влияние болезнетворных микроорганизмов на сохранение макроорганизма.

Выделять различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Раскрывать сущность процесса спорообразования у бактерий.


Открытие бактерий

А. Левенгу-ком



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. п. 2.9

Тема 2.4. РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ (1 час)

12

Реализация наследственной информации в клетке.

4-я нед. ноября

Ключевые понятия: ген, генетическая информация, матричный синтез, транскрипция, трансляция, триплет.

Объекты. Молекулы ДНК

Факты. ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. Свойства генетического кода: однознач-ность, избыточность, полярность, универсальность, неперекрываемость.

Процесс. Биосинтез белка.

Закономерности, теории. Принцип комплементарности

Давать определения ключевым понятиям

Называть основные свойства генетического кода.

Описывать процесс биосинтеза белка.

Характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации

Роль генов в биосин-тезе белка

Комбинированный урок

Д.з. п. 2.10

Тема 2.5. ВИРУСЫ (1 час)

13

Неклеточные формы жизни. Вирусы

1-я нед.

декаб.


Ключевые понятия: вирус, генетическая информация

Объекты: вирусы, бактериофаг

Факты. Строение вируса: генетический материал, капсид и размножение. Значение в природе и жизни человека: вирусы как возбудители болезней; вирусы, инфицирующие бактерии. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Явление. Паразитизм на генетическом уровне.

Давать определения ключевым понятиям

Описывать процесс проникновения вируса в клетку.

Объяснять сущность в воздействия вирусов на клетку.

Использовать приобретённые знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний

Вирусы – перенос-чики гене-тической информа-ции

Комбинированный урок


Д.з. п. 2.11

14

Зачёт №2 по теме «Клетка»

2-я нед.

декаб


Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников.

Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами

Задание на соответствие.

Задание на установление взаимосвязи. Заполнение сравнительных таблиц

Задание на нахождение ошибок в приведенном тексте

Задания: закончить (дополнить) предложение




Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Д/з: повторить по учебнику 9 класса материал об обмене веществ

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗМ (20 часов)

Тема 3.1. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ (3 часа)

15

Многообразие организмов.


3-я нед.

декаб


Ключевые понятия: гомеостаз, организм.

Объекты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колониальные организмы.

Факты. Организм – единое целое. Многообразие организмов

Давать определения ключевым понятиям

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов.

Отличать по строению одноклеточные и многоклеточные организмы.

Объяснять эволюционное значение появления многоклеточности.

Выделять особенности строения клетки, обеспечивающие функции, свойственные целостному организму




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. п. 3.1

16

Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.

4-я нед.

декаб


Ключевые понятия: метаболизм, диссимиляция, брожение, гликолиз.

Объекты. Анаэробные и аэробные организмы.

Факты. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Организм – открытая энергетическая система. Этапы энергетического обмена. Локализация реакций энергетического обмена. Эффективности энергетического процесса аэробов. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Процесс. Обмена веществ и превращение энергии. Энергетический обмен: подготовительный этап, бескислородный этап, кислородный этап.

Давать определения ключевым понятиям

Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке.

Называть этапы энергетического обмена.

Характеризовать:

-сущность и значение обмена веществ;

-этапы энергетического обмена в клетке на примере расщепления глюкозы.





Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. п. 3.2

17

Пластический обмен. Фотосинтез.

2-я нед. января

Ключевые понятия: метаболизм, ассимиляция.

Объекты. Автотрофные и гетеротроф-ные организмы.

Факты. Организм – открытая энергети-ческая система. Источники энергии све-товой и темновой фаз. Типы питания: автотрофное, гетеротрофное, миксот-рофное. Особенности обмена веществ у животных, растений, бактерий.

Процесс. Фотосинтез: световая и темновая фазы

Давать определения ключевым понятиям

Описывать типы питания живых организмов.

Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов.

Характеризовать сущность фотосинтеза.

Доказывать, что организм растения – открытая энергетическая система




Комбинированный урок

Д.з. п. 3.3

Тема 3.2. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (6 часов)

18

Деление клетки. Митоз.

3-я нед. января

Ключевые понятия: жизненный цикл.

Факты. Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение.

Процесс. Деление клетки – митоз.

Давать определения ключевым понятиям

Описывать:

-процесс удвоения ДНК;

-последовательно фазы митоза



Объяснять:

-значение процесса удвоения ДНК;

-сущность и биологическое значение митоза





Комбинированный урок.

Д.з. п. 3.4

19

Размножение: бесполое и половое.

4-я нед. января

Ключевые понятия: размножение, половое размножение, бесполое размножение

Факты. Типы полового размножения.

Процесс. Размножение: бесполое, половое

Давать определения ключевым понятиям

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы.

Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе сравнения.

*Аргументировать точку зрения о значении для жизни на Земле появление полового размножения




Урок комплексного применения ЗУН.

Д.з. п. 3.5

20

Образование половых клеток. Мейоз.

1-я нед. февр.

Ключевые понятия: гаметогенез, овогенез, сперматогенез.

Объекты. Строение половых клеток.

Факты. Значение гаметогенеза.



Процесс. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания. Мейоз. Фазы первого и второго мейотического деления

Давать определения ключевым понятиям

Называть стадии гаметогенеза.

Описывать:

-строение половых клеток;

-процесс мейоза.



Выделять отличия мейоза от митоза.

Объяснять биологический смысл и значение мейоза




Комбинированный урок

Д.з. п. 3.6

21

Оплодотворение.

2-я нед. февр

Ключевые понятия: оплодотворение, внутреннее оплодотворение, наружное оплодотворение.

Факты. Биологическое значение оплодотворения.

Процесс. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных

Давать определения ключевым понятиям

Называть типы оплодотворения.

Характеризовать сущность и значение оплодотворения.

Выделять отличия между типами оплодотворения.




Комбинированный урок.

Д.з. п. 3.7

22

Индивидуальное развитие организмов.

3-я нед. февр

Ключевые понятия: онтогенез, эмбриогенез.

Факты. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Прямое и непрямое развитие. Причины нарушения развития организмов.

Процесс. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Этапы эмбриогенеза

Давать определения ключевым понятиям

Называть:

-периоды онтогенеза;

-типы постэмбрионального развития организмов.

Описывать процесс эмбриогенеза





Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. п. 3.8

23

Онтогенез человека.

4-я нед. февр

Ключевые понятия: онтогенез, репродуктивный период.

Факты. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Процесс. Индивидуальное развитие (онтогенез) человека

Давать определения ключевым понятиям

Называть:

-периоды онтогенеза человека;

-причины нарушения развития организма человека.

Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих животных и делать выводы на основе сравнения.

Объяснять:

-отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека:

-влияние мутагенов на организм человека.

Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).

Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек.





Урок комплексного применения ЗУН.

Д.з. п. 3.9

Тема 3.3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (10 часов)

24

Генетика – наука о законно-мерностях наследственности и изменчивости.

1-я нед. марта

Ключевые понятия: генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, генотип.

Факты. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель – основоположник генетики.

Давать определения ключевым понятиям

Характеризовать сущность биологичес-ких процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять:

-причины наследственности и изменчивости;

-роль генетики в формировании совре-менной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей.

Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя





Комбинированный урок.


Д.з. п. 3.10

25

Моногибридное скрещивание.

2-я нед. марта

Ключевые понятия: аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.

Факты. Статистический характер законов Г.Менделя. Анализирующие скрещивание. Цитологические основы генетических законов..

Закономерности, теории. Закономерности наследования, установленные Менделем: закон доминирования, закон расщепления. Закон чистоты гамет. Соотношение фенотипов пр анализирующем скрещивании: 1:1

Давать определения ключевым понятиям

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать:

-механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания;

-механизм неполного доминирования.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Составлять:

-схему моногибридного скрещивания;

-схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования

Определять:

-по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;

-по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.





Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. п. 3.11

26

Дигибридное скрещивание.

3-я нед. марта

Ключевые понятия: аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, дигибридное скрещивание, рецессивный признак.

Факты. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования 9:3:3:1

Процессы. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.

Закономерности, теории. Закон независимого наследования


Давать определения ключевым понятиям

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Формулировать закон независимого наследования.

Называть условия закона независимого наследования.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Анализировать:

-содержание определений основных понятий;

- схему дигибридного скрещивания.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве





Комбинированный урок.

Д.з. п. 3.12

27

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование

1-я нед. апреля

Ключевые понятия: группа сцепления, генетические карты.

Факты. Сцепленное наследование генов. Нарушение сцепления. Генетические карты.

Явления. Сцепленное наследование.

Закономерности, теории. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности

Давать определения ключевым понятиям

Формулировать закон сцепленного наследования Т.Моргана

Объяснять:

-сущность сцепленного наследования;

-принцип нарушения сцепления;

-биологическое значение перекрёста хромосом.



Называть основные положения хромосомной теории

История становле-ния хромо-сомной теории

Комбинированный урок.

Д.з. п. 3.13

28

Современные представления о гене и геноме.

2-я нед. апреля

Ключевые понятия: геном, геномика, взаимодействие генов.

Факты. Современные представления о гене и геноме. Генотип – система взаимодействующих генов (целостная система).

Процессы. Взаимодействие генов и их множественное действие



Давать определения ключевым понятиям

Описывать строение гена эукариот.

Приводить примеры взаимодействия генов

Взаимодей-ствие генов

Характер взаимодей-ствия: до-полнение,подавление, суммарное действие. Качест. и количест. Признаки




Комбинированный урок.

Д.з. п. 3.14

29

Генетика пола.

3-я нед. апреля

Ключевые понятия: аутосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол.

Объект. Половые хромосомы.

Факты. Наследование заболеваний, сцепленных с полом.

Процесс. Генетическое определение пола у человека. Факторы и механизмы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности, теории. Закон сцепленного наследования

Давать определения ключевым понятиям

Называть:

-типы хромосом в генотипе;

-число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры механизмов определения пола.

Объяснять:

-причину соотношения полов 1:1;

-механизм наследования дальтонизма и гемофилии.

Решать простейшие задачи на сцепленное с полом наследование


Влияние количества генов на проявление признака

Комбинированный урок

Д.з. п. 3.15

30

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

4-я нед. апреля

Ключевые понятия: изменчивость, норма реакции.

Факты. Наследственная (генотипичес-кая) и ненаследственная (модифика-ционная). Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций по месту возникновения: соматические и генеративные. Типы мутаций по уровню изменения генетического материала: ген-ные, хромосомные, геномные.

Явления. Групповой характер модификационной изменчивости у генетически близких организмов.

Давать определения ключевым понятиям

Называть:

-различные виды мутаций;

-уровни изменения генотипа, виды мутаций.

Приводить примеры различных групп мутагенов.

Характеризовать:

-проявления модификационной изменчивости;

-виды мутаций.

Объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.


Мутаген-ные факто-ры: физи-ческие, хи-мические, биологи-ческие. За-кон гомо-логических рядов нас-ледствен-ной измен-чивости

Комбинированный урок

Д.з. п. 3.16

31

Генетика и здоровье человека.

1-я нед. мая

Ключевые понятия: генеративные мутации, наследственные заболевания.

Факты. Значение генетики для организ-ма человека. Наследственные болезни человека, их причины. Генные болезни: фенилкенотурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна, синдром Патау, синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тетнера. Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни; дородовая диагностика.

Давать определения ключевым понятиям

Называть:

-основные причины наследственных заболеваний человека;

-методы дородовой диагностики;

-объяснять опасность близкородственных браков.

Объяснять влияние соматических мутаций на здоровье человека.

Выделять задачи медико-генетического консультирования.

Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).

*Предлагать постановку эксперимента, доказывающего генетическую обусловленность поведенческих реакций





Комбинированный урок


Д.з. п. 3.17

Тема 3.4. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. БИОТЕХНОЛОГИЯ (2 часа + 1 час на зачёт)

32

Селекция: основные методы и достижения.

2-я нед. мая

Ключевые понятия: селекция, сорт, порода, штамм.

Факты. Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация (внутривидовая и отдалён-ная); искусственный отбор (массовый и индивидуальный). Достижения и направления современной селекции.

Явления. Гетерозис (жизненная сила)

Закономерности, теории. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений


Давать определения ключевым понятиям

Называть основные методы селекции растений и животных.

Характеризовать:

-роль учения Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции;

-методы селекции растений и животных.

Выделять различия массового и индивидуального отборов.

Объяснять:

-причины затухания гетерозиса;

-причины трудности постановки межвидовых скрещиваний.





Комбинированный урок


Д.з. п. 3.18

33

Биотехнология: достижения и перспективы развития

3-я нед. мая

Ключевые понятия: биотехнология, биоэтика, генная инженерия, клонирование, трансгенные (генетически модифицированные) организмы.

Объекты. Генетически модифицирован-ные организмы (ГМО).

Факты. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Проблемы генной инженерии. Использование трасгенных (ГМ) организмов. Эксперименты по кло-нированию животных и растений. Этиче-ские аспекты развития исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Процессы. Клонирование. Этапы. Значение.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.

Выделять проблемы и трудности генной инженерии.

Выявлять преимущество клонирования по сравнению с традиционными методами селекции.

Анализировать и оценивать значение биотехнологии для развития с/х, медицинскоц микробиологической и других отраслей промышленности..

Использовать приобретённые знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии





Комбинированный урок

Д.з. п. 3.19

34

Зачёт № 3 «Организм».

4-я нед. мая

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников.

Задания с выбором ответов

Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами

Задание на соответствие.

Задание на установление взаимосвязи.

Заполнение сравнительных таблиц

Задание на нахождение ошибок в приведенном тексте

Задания с использованием рисунков и схем.

Простейшие генетические задачи


Урок контроля, оценки и коррекции знаний.


2 часа – резервное время



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов среднего (полного) образования и на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) образования по общей биологии для 10-11 классов. (базовый уровень) авторов И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова (Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006), полностью отражает содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учеб. 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2005.

а также методических пособий для учителя:

1) Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2006.

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006.

3) Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.



дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: Оникс XXI век» «Мир и образование», 2005.

3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2006.

4) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004

5) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1997

6) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И, Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.

для учащихся:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.

2) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И, Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

На изучение биологии на базовом уровне в 10 классе отводится 36 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):


  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание: убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Требования к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения –носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:



  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук;

  • доказывать, что организм – единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требования к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира – носит интегрированный характер и включает в себя следующие умения:



  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархаричного принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой:



Перечень лабораторных и практических работ


КЛЕТКА



Название лабораторной работы



Название практической работы

1

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание

1

Сравнение строения клеток растений, животных.

2

Приготовление и описание микропрепарата







ОРГАНИЗМ

3

Выделение признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство из родства

2

Составление простейших схем скрещивания.







3

Решение простейших схем скрещивания.







4

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияния на организм.







5

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Итого: 3 лабораторные работы

Итого: 5 практических работ

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:



  • увеличено количество часов на раздел «Клетка»: добавлен 1 час для проведения тематического зачёта по разделу;

  • увеличено количество часов на раздел «Организм»: добавлен 1 час на изучение темы «Закономерности наследственности и изменчивости», ввиду ее сложности, и 1 час для проведения тематического зачёта по разделу.


Специальные обозначения

Знаком * в графе «Требования к уровню подготовки» отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются учащимся по желанию).
Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 «психология» калининград 2010
2013 -> Учебно-методический комплекс психология здоровья направление 030300 Психология Квалификация выпускника бакалавр Калининград
2013 -> Модуль «фармацевт-токсиколог» учебно-методический комплекс
2013 -> Бен Голдакр обман в науке
2013 -> 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии. Значение патопсихологических исследований для общей психологии и психиатрии Патопсихология, наряду с соматопсихологией и нейропсихологией, является составной частью клинической психоло
2013 -> Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Научные руководители
2013 -> Влияние алкоголя на организм человека
2013 -> «Саратовская межобластная ветеринарная лаборатория» (фгбу «Саратовская мвл») Общие положения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница