Духовный кризис



Дата11.09.2017
Размер163 Kb.

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС
Без попытки познать самого себя и совершить свободный выбор для своего становления невозможна духовная жизнь человека. Любое самопознание человека приближает его к Богу, мучительно, печально, и требует смелости. Самопознание заключается в том, что, пытаясь понять причины развития своей личности, человек способен преодолеть собственные страхи и предрассудки, освободиться от оков предубеждений и стать по настоящему самодостаточным. Перед каждым человеком стоит задача найти и реализовать себя как индивидуальность.

Как реализовать максимум возможного в коротком отведенном нам отрезке времени? Как решить этот вопрос Вечности для людей? И где граница между здоровьем и болезнью Души?

«Современный человек, усталый и доведенный до отчаяния различными мучающими его проблемами, ищет успокоения, отдыха. По существу, он ищет исцеления Души, ибо именно в состоянии Души, в буквальном смысле слова, заключается проблема. Человек переживает состояние душевной депрессии. Вот почему в наше время популярны психиатрические объяснения Душевного состояния. Особенное распространение получила психотерапия» - пишет архимандрид Иерофей С. Влахос в «Православной психотерапии».

К сожалению, ортодоксальная психотерапия не видит «добра» и «зла» в человеке, а видит «здоровье» или «болезнь». В Православии в центре стоит Богочеловек, а не просто человек. Своей цели православная психотерапия достигает не с помощью человеческих методик, но при подлинном взаимодействии божественной и человеческой воли и в обретении личного духовного опыта. Духовная жизнь играет стержневую роль в любой культуре. Она порождена человеческой деятельностью, требованиями сохранения рода человеческого, заложенными в нашем генетическом естестве, и возникла вместе с духовным миром человека. Однако, ортодоксальная психиатрия склонна видеть в духовном опыте любого рода патологическое явление. Психиатрические критерии применяются шаблонно и без разбора, осознание различий между мистическим мировоззрением и психозом еще далеко не скоро произойдет. Более того, в традиционной психиатрии к любому мистическому опыту обычно относятся как к серьезной психопатологии, считают признаком психотического процесса.

Несомненно, духовные переживания в общей структуре личности могут занимать очень разное, диаметрально противоположное положение: они могут быть в случаях патологии непосредственным отражением симптомов болезни (галлюцинаций, бредовых идей, физически ощущаемого воздействия на мысли и чувства человека). Они же могут быть проявлением духовной жизни здоровой личности. Следовательно, недопустимо поспешно трактовать всякое духовное переживание как патологию. Следует с большим вниманием и уважением относиться к душевному состоянию личности, объективно оценивать развитие не только личных качеств, но и духовные (религиозные) переживания, их логические, философские и эмоциональные истоки. Ознакомиться с религиозным опытом человека в прошлом и настоящем и помочь ему разобраться, разграничить, что в этом опыте продиктовано его природными психофизиологическими особенностями, патологическими процессами, а что является ценным духовным опытом здоровых сторон личности.

Духовное здоровье есть главная основа здорового тела; в основе здоровой психики лежит равновесие Духа, которое, в сочетании со здоровьем тела, надо ценить и охранять превыше всего. Духовное здоровье человека есть положительный залог понимания им смысла собственной жизни, понимания ответственности за исполнение своей программы жизни, осмысления земного лишь как фона, на котором должно развертываться неземное – высшее.

Духовная сфера направляет практическую жизнь, и в свою очередь, практическая жизнь влияет на проявление духовности. В этом смысле выбор имеет инструментальное значение в духовном развитии. От него зависит направление развития: в светлую или темную сторону, в сторону приобщения к божественному или в сторону грехопадения. Положительные качества являются добродетельными, они проявляются в добрых делах и поступках. Отрицательные качества – злотворящие, проявляются в осуждаемых обществом, своекорыстных, идущих во вред другим людям делах и поступках. Таким образом, духовность выражается в качествах человека, определяющих его отношение к другим людям, в действиях и поступках, характеризующихся с позиции добра и зла. Следовательно, категории истинно духовной психотерапии – это «добро» и «зло» в Душе человека.

В психологии, по К.Роджерсу, деструктивные реакции – это проявление психопатологических механизмов (дисфункции и нарушения функционирования психики). С другой стороны, А.Маслоу считал, что неконструктивные реакции в определенных условиях (в условиях дефицита времени и информации) играют роль действенного механизма самопомощи и свойственны вообще всем здоровым людям. В соответствии с концепцией психодуховного развития личности считается, что дезадаптация соответствует дезорганизации бессознательных процессов в периоды кризисов развития личности, поэтому важно различать патологические состояния и состояния духовного кризиса. Если патологические состояния свидетельствуют о расщепленности личности, утрате целостности и установки на ее восстановлении, то кризисные состояния предполагают возможность достижения самоидентичности.

В своем обширном и подробном исследовании Абрахам Маслоу показал, что спонтанные «пиковые» переживания часто оказывались благотворными для испытавших их людей, и впоследствии эти люди выказывали отчетливую тенденцию к «самореализации» или «самоактуализации». Он предположил, что такой опыт относится к категории выше нормы, а не ниже или вне ее, и тем самым заложил основу для новой психологиидуховной. Маслоу считал, что высшие потребности представляют важный и аутентичный аспект структуры человеческой личности, что их нельзя сводить к низшим инстинктам или рассматривать как производные от них. По его мнению, высшие потребности играют важную роль в психическом здоровье и развитии болезней. Высшие ценности (метаценности) и стремление к ним (метамотивация) свойственны природе человека. Признание этого факта абсолютно необходимо для любой осмысленной теории человеческой личности (Маслоу, 1969).

К.Юнг, в свою очередь, положил начало развитию новой эры духовной психотерапии. Он считал, что усилием сознания субъект способен трансформировать любое глубинное содержание своей психики. Эта способность и является причиной возможности существования глубинной психотерапии.

К.Юнг настаивал на «преимуществе бессознательного над сознанием, таинственного над известным, мистического над научным, созидательного над производительным, религиозного над профаническим». С.Гроф так высказался по этому поводу: «Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательно ассимилированных запретов. Он считал его творческим разумным принципом, связывающим индивида со всем человечеством, природой и космосом. Он пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением сознательной космической силы. Религию и всемирную мифологию можно, поэтому рассматривать как уникальный источник информации о коллективных аспектах бессознательного».

Духовный мир человека основывается на его Душе. Психические качества человека, его Душевный тип, объясняют нам его поведение, природу доброжелательности и любви, но они же объясняют и природу ненависти и агрессии. В настоящее время все больше и больше людей, судя по всему, отдают себе отчет в том, что подлинная духовность основана на личном переживании и является крайне важным и необходимым аспектом жизни. В разном возрасте люди оказываются перед необходимостью найти и оправдать смысл своего существования. Многочисленные исследования показывают, что течение разных периодов жизни крайне изменчиво, имеет значительные отличия у разных людей и иногда сопровождается серьезными переживаниями. Другими словами, люди разного возраста духовно «растут» и часто в результате воздействия физических и социальных факторов стресса.

Роберто Ассаджиоли в статье «Нервные заболевания при духовном росте» так описывает процесс духовного роста: «Духовное развитие – это длинное и трудное путешествие по удивительным областям, полным сюрпризов, красоты и радости, трудностей и даже опасностей. Оно включает в себя пробуждение потенциальных возможностей, до того срытых и дремлющих, восхождение сознания в новые области, радикальные преобразования «нормальных» элементов личности и раскрытие новых внутренних измерений». Процесс духовного развития связан с трансформацией, пробуждением многих не использовавшихся ранее способностей, ростом и расширением сознания. «Поэтому не удивительно, что столь важные изменения проходят различные критические стадии, которые нередко сопряжены с нервными, эмоциональными и умственными расстройствами». В наше время кризисные ситуации, вызванные духовными причинами, встречаются очень часто и связаны они, прежде всего, со сложными внутренними процессами духовного роста человека. Эти процессы при объективном клиническом обследовании могут выглядеть такими же, как и те, что вызваны более обычными причинами. Но в действительности они имеют совершенно иные значения и функцию и нуждаются в ином подходе.

Ассаджиоли считает, что «возникновение духовных тенденций может считаться поворотным пунктом в развитии или росте индивидуума. Таким образом, эти кризисы являются позитивной, естественной и нередко необходимой подготовкой для дальнейшего развития индивидуума». Он употребляет термин «духовный» не только применительно к религиозным переживаниям, но и ко всем состояниям осознавания, всем человеческим функциям и проявлениям, общей чертой которых является отношение к ценностям более высоким, чем обычные, к таким, как этические, эстетические, героические, гуманистические или альтруистические ценности.



Духовный кризис, как процесс переживания, понимается нами как поворотный пункт (точка выбора) в реализации своего жизненного пути, выполнении своего предназначения, а трансформация в процессе становления человеческой индивидуальности подразумевает качественное причинное изменение, которое имеет внутреннюю причину. Для осуществления трансформации необходимо не только и не столько наличие некоторого комплекса внешних условий, сколько совершение внутреннего усилия, преодоление самого себя и выход из старых границ. Трансформация в процессе становления личности, будет представлять собой момент смены одной формы эго-бытия на другую, новую, в которую включается большой объем качественно иного содержания, становящегося из хаоса элементом порядка, переводящего эго на иной уровень миропонимания, осмысления и переживания своего существования, уровень иных потребностей.

С. Гроф утверждает, что духовно-душевные кризисы, если их правильно понимать и поддерживать, приводят к эмоциональному и психосоматическому исцелению, к удивительным психологическим переменам и к эволюционному развитию сознания. По С.Грофу, непосредственно духовные переживания проявляются в двух разных видах:

- переживание пребывающей божественности (тонкое, но глубоко преображенное восприятие повседневной действительности), которое проявляется в суперинтеллектуальной деятельности – духовном состоянии. Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных качеств, стремлением к духовному прогрессу, переходом к образному мышлению, что способствует активизации информационного обмена с подсознанием. В духовном состоянии секрет позитивного творчества состоит в том, что такое состояние определяет отбор информации, характер ее обработки, установление отношений и характера обобщений;

- переживание превосходящей божественности (проявление архетипических существ и сфер действительности).

Согласно православной психотерапии, ведение Бога является не умозрительным, но экзистенциональным, поскольку богознание обретает все человеческое существо. Святитель Григорий Палама в своем богословии излагает учение церкви, согласно которому посредством обожения человек удостаивается созерцания Бога. Чтобы достичь созерцания нетварного света, человек должен разорвать всякую связь с дольним, отрешиться от всего через соблюдение заповедей Христовых. Тогда человек озаряется неприступным блеском «в высшей степени непознаваемом соединении».

В книге «Православная психотерапия» приведены слова преподобного Исаака Сирина: «Больной Душою обладает телесным знанием, лечащийся – душевным, исцеленный же владеет духовным ведением и знает таинства Духа, неведомые и непостижимые для плотского человека... Таким образом, люди в церкви не делятся на добрых и злых, нравственных или безнравственных исходя из критериев человеческой этики, но разделяются на больных Душой, лечащихся и исцеленных. Больные Душой обладают плотским, мирским знанием, лечащиеся достигают той или иной душевной мудрости и ведения, исцеленные, т.е. святые Божие, владеют ведением духовным, подлинным ведением Бога».

А.Маслоу обследовал несколько сотен людей, у которых происходили мистические переживания единения с божественным, и придумал для таких состояний термин «вершинные переживания» (А. Маслоу, 1964). Такие состояния, по его оценке, ведут к улучшению качества жизни, к «исполнению себя», т.е. к способности «сбыться», более полно выразить свои творческие возможности и прожить более стоящую и плодотворную жизнь. Психиатр и исследователь сознания Уолтер Панке выработал список характерных черт типичного вершинного переживания, основываясь на работах А. Маслоу и У. Стейс. Для описания таких состояний ума он использовал следующие критерии: единение (внутреннее и внешнее), сильное чувства благодарности, превосхождение времени и пространства, ощущение святости, парадоксальная природа, объективность и действительность озарений, невыразимость, благодатные последствия.

Вершинное переживание может передать то, что есть изначальная мудрость, и такое постижение вселенских вопросов, которое «Упанишады» описывают как «познание того, знание чего дает знание всего». Это то, что К.Юнг называл «индивидуацией» – полное осуществление и выражение глубинных возможностей. Поиски духовного состояния являются закономерной и естественной склонностью человеческой натуры, и стремление к превосхождению – самая мощная движущая сила Души.

Полная связь с духовной сферой возникает, когда происходящее выходит на надличностный уровень психики. Объединение сознания и подсознания через духовность и дает интеллектуальный порыв, позволяет выйти на вершину творчества. Огромный информационный потенциал личности включается в деятельность сознания. Такое единство выступает как сверхсознательная деятельность (озарение, инсайт). В духовном состоянии человек решает задачу не логическим путем, а путем постижения истины. Великий Альберт Эйнштейн писал: «Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем; в логическую форму оно облекается лишь впоследствии. Открытие, даже самое маленькое, – всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его».

Духовные способности представлены прежде всего в творчестве философов, художников, музыкантов, поэтов, скульпторов и великих творцов религиозных догм. Но духовные способности не менее важны и в деятельности конструктора, ученого – это сочетание внутренней гармонии с внешней. Ибо духовная сущность Творца позволяет Ему вступить в духовные отношения с людьми, природой и определяет место людей в природе. Для духовного человека все значимо, все находит чувственный отклик. Духовные способности определяются, прежде всего, внутренним характером духовных состояний и нравственным чувством, проявляющимся в стремлении к активности в конкретном направлении, в стремлении к духовному прогрессу – умственному, нравственному и деятельному. Они реализуются целостной психологической системой, вытекают из психогенетического потенциала и несут преобразующее выражение предназначения.

В духовных способностях индивид возвышается над обычными способностями и вырастает из общих способностей по мере эволюции личности. Они являются высшей стадией развития личности, которая способна формировать духовные ценности внешней среды. На уровне бессознательного осуществление духовных способностей протекает как конструктивный процесс, направленный вовне, что позволяет информацию извне в преобразованной форме представлять в эталонных качествах личности.

Развитие творческих духовных способностей – это формирование устойчивого позитивного мышления в условиях кризисного состояния общества, способность адекватно использовать культурные критерии в профессиональной деятельности и реализовывать на практике новые идеи, отвечающие требованиям устойчивого развития общества, требованиям формирования системного, целостного взгляда на мир.



Мы предлагаем таблицу форм психотипической реализации духовности, где отражены потенциальные духовные способности каждого психотипа и возможные формы их реализации.

РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Психотип



Уровень потребностей

CONSTO

INTEGRARE

MODULOR

ABSOLUTUS

И4 – духовная реализация (нравственные мотивации)

Умиротворенный, успокоенный в вере.

Целомудренный, исполненный самосознания в целомудрии.

Праведный, благочестивый, строит свои отношения по правде – по идеальному.

Просветленный, полный ясности, духа, живущий в Боге.

И3 – социальная реализация (интеллектуальные мотивации)

Добросовестный, честно выполняет свои обязанности.

Проницательный, наблюдательный, способен точно судить о том, что необходимо сделать.

Дальновидный, предусмотрительный.

Созидательный, творческий, имеет ясную цель и стремится к ее достижению.

И2 – межличностная реализация (эмоциональные мотивации)

Совестливый, стыдится поступать несправедливо.

Добродушный, опекающий других.

Умеет регулировать свои чувства и отношения, благородный, отвечает добром

Справедливый, воздает каждому по достоинству.

И1 – индивидуальная реализация (биологические мотивации)

Уравновешенный, ровный, основательный, положительный.

Самобытный, непохожий на других, оригинальный.

Самостоятельный, независимый в мыслях, делах.

Самодостаточный, мудрый, обладает природным знанием.

Психотип



Уровень потребностей

VIVUS

VIS

CUMULUS

PROPORTIO

И4 – духовная реализация (нравственные мотивации)

Гуманный, человеколюбивый, добродушный.

Героический, доблестный, отважный во имя веры, долга, отечества.

Веротерпимый (терпимый к чужой вере).

Одухотворенный, проникнутый возвышенным чувством.

И3 – социальная реализация (интеллектуальные мотивации)

Рассудительный, действует в соответствии с природой.

Верный долгу, патриот, державный.

Дружелюбный, стремится к единению с другими.

Талантливый, даровитый, обладает особым природным даром.

И2 – межличностная реализация (эмоциональные мотивации)

Откровенный, искренний, чистосердечный.

Решительный, твердый в поступках, сильный.

Относится с уважением к другим.

Деликатный, вежливый, тактичный.

И1 – индивидуальная реализация (биологические мотивации)

Жизнеспособный, способен к выживанию в разных условиях.

Активный, энергичный, ловкий, обладает физической сноровкой.

Хлебосольный, радушный, гостеприимный.

Впечатлительный, чуткий, утонченный.

Психотип



Уровень потребностей

SECULUS


GENUS

RATION

SOLUS

И4 – духовная реализация (нравственные мотивации)

Богомольный, любит молиться.

Благочестивый, почитающий Бога.

Великодушный, величие души соединено с разумом.

Исполненный духовных сил.

И3 – социальная реализация (интеллектуальные мотивации)

Исполнительный, выполняет порученное дело.

Умелый, мастер своего дела.

Интеллектуальный, духовно-умственный.

Несгибаемый, непоколебимый, сознающий свою правоту, непреклонный.

И2 – межличностная реализация (эмоциональные мотивации)

Кроткий, незлобивый, покорный, смиренный.

Заботливый, внимательный к другим, старательный.

Пытливый, любознательный, стремится знать все.

Стойкий и неизменный в своих чувствах и отношениях.

И1 – индивидуальная реализация (биологические мотивации)

Простодушный, бесхитростный, доверчивый, стеснительный.

Скромный, сдержанный в признании своих заслуг.

Здравомыслящий, способен здраво рассуждать.

Жизнеутверждающий, исполнен оптимизма в жизни.


Психотип



Уровень потребностей

FATUM


EMANO

INTUS

SENSUS

И4 – духовная реализация (нравственные мотивации)

Терпеливый, способен переносить различные тяготы во имя долга, веры, любви, красоты.

Добродетельный, исполненный благочиния.

Соборен, тяготеет к объединению в вере с другими людьми.

Милосердный, не помнит зла, отвечает добром на зло.

И3 – социальная реализация (интеллектуальные мотивации)

Трудолюбивый, способный к труду, обязательный.

Коллективист, стремится к совместной деятельности.

Ревностный, усердный, старательный, экономный.

Жертвенный, готовый на самопожертвование.

И2 – межличностная реализация (эмоциональные мотивации)

Соболезнующий, сострадательный.

Открытый, доброжелательный, привязан к другим людям.

Не забывает доброту, благодарный и преданный.

Альтруист, готовый бескорыстно действовать на пользу других людей.

И1 – индивидуальная реализация (биологические мотивации)

Страдальческий, исполненный страдания и выражающий его.

Щедрый, охотно, не жалея сил, оказывает помощь другим людям.

Кропотливый, старательный до мелочей.

Добрый, мягкосердечный, жалостливый.

Психотип



Уровень потребностей

ANNIHILATIO

CONCIDO

CONFICIO

DETERMINO

И4 – духовная реализация (нравственные мотивации)

Миролюбивый, спокойный перед проявлением враждебности.

Раскаивающийся, испытывающий чувство стыда.

Блаженный, стремится к добродетелям.

Нравственный, живет духовной жизнью и соблюдает ее нормы.

И3 – социальная реализация (интеллектуальные мотивации)

Хладнокровный, не поддается эмоциям, выдержан в оценке несправедливости.

Наблюдательный, внимательный.

Знает свое дело, способен довести начатое до конца.

Изобретательный, находит пути к достижению цели.

И2 – межличностная реализация (эмоциональные мотивации)

Честный, порядочный, неспособен к аморальным поступкам.

Независимый, порывистый, своенравный.

Предусмотрительный, предвидит события и заранее готовится к ним.

Любознательный, стремится узнать новое.

И1 – индивидуальная реализация (биологические мотивации)

Гордый, исполнен чувства достоинства.

Свободолюбивый, непокорный, буйный.

Осторожный, избегает зла, предвидит опасность.

Увлекающийся, находчивый, сообразительный, остроумный.

Сложность личности современного человека и возросший уровень развития сделали путь духовного развития более богатым и содержательным, но также более сложным и трудным. На этом пути развивающаяся личность зачастую вовлекается в различные секты, псевдоучения, культы, что влечет за собой душевный кризис, так как при этом затрагиваются сложные аспекты личности современного человека, которые должны быть преобразованы и приведены в гармонию друг с другом; это – фундаментальные ориентации, чувства, творческое воображение, ум, воля, а также личностные и межличностные отношения.

Стремление к целостности и счастью присуще каждому из нас. Но для того, чтобы быть целостным, свободным и счастливым, не требуется напряжения. Это состояние более естественно для каждого человека и не требует для своего продолжения тех сил, того напряжения, которые необходимы для поддержания нашего обычного существования. Величайший парадокс человеческой природы заключается в том, что для того, чтобы быть несчастным, замкнутым, нецелостным, нам приходится постоянно затрачивать гигантские, неосознаваемые усилия. Единственная власть, реально данная человеку, – это власть над самим собой. Если же субъектом управляет еще кто-то, значит, он потерял себя и отождествился с чем-то, чем не является. Следовательно, на живое явление – человеческую Душу накладывается чужая, не свойственная человеку, смысловая матрица, и явление умерщвляется, индивидуальный стиль жизни исчезает из бытия. В этой ситуации меняется представление человека о самом себе.

Некоторых людей в большей степени беспокоит интеллектуальные сомнения и метафизические проблемы; у других более выраженными чертами являются эмоциональная депрессия или моральный кризис. Психотерапевту в этой связи необходимо знать о нарушениях, которые могут возникать на различных стадиях духовного развития и уметь оказать компетентную помощь тем, кто в ней нуждается в процессе своего духовного развития.

В 1980 г. Кристина Гроф основала «Сеть неотложной духовной помощи» – организацию, призванную соединять индивидов, испытывающих духовно-душевный кризис, и профессионалов, способных оказывать помощь.

С. Гроф выделяет несколько базовых видов духовно-психологических кризисов.



  1. Шаманская болезнь – возникновение духовидческого состояния, соприкосновение с силами природы (животными духами, животными силами).

  2. Пробуждение кундалини – физические и психические проявления процесса распускания узлов психической энергии (чакр).

  3. Вершинные переживания – состояния сознания, соединяющие с божественным, переживание состояния полноты и единства (индивидуация, по К. Юнгу).

  4. Психическое обновление через возвращение к средоточию – восприятие души как поля сражения добра и зла.

  5. Кризис психического раскрытия – переживание интуитивных постижений и проявлений психических или паранормальных феноменов.

  6. Переживание прошлых жизней – переживание, ощущение уже виденного (дежа-вю).

  7. Общение с духами-водителями и «установление канала связи» – переживание встречи с сверхсуществом и связующим лицом, передающим послания из источника вне сознания (автоматическое письмо, телепатические мысли).

  8. Околосмертные переживания – переживание встречи с собственной смертью, переживание посмертных странствий Души.

  9. Встреча с НЛО и переживание похищений инопланетянами – переживание общения с представителями более развитой цивилизации.

  10. Состояние одержимости – переживание ощущения захваченности Души сущностью или энергией, обладающей индивидуальными свойствами.

  11. Алкоголизм и пристрастие к наркотикам – переживание усилия утолить духовную жажду превосхождения и целостности.

Чтобы правильно подходить к проблеме духовного кризиса, Р.Ассаджиоли рекомендует рассматривать личность пациента в ее целостности и понимать ее реальную экзистенциональную ситуацию. Конфликт возникает между некоторыми аспектами личности и тенденциями духовного характера. Эти конфликты, на взгляд Р.Ассаджиоли, прогрессивные, потому что содействуют достижению новой личностной интеграции «для которой сам кризис прокладывает путь».

Р.Ассаджиоли выделяет четыре критические стадии:



  • кризис, предшествующий духовному пробуждению;

  • кризис, обусловленный духовным пробуждением;

  • реакция, следующая за духовным пробуждением;

  • фазы процесса преобразования.

Кризис, предшествующий духовному пробуждению, сопровождается внутренним смятением, чувством пустоты и нереальности обыденной жизни, утрачиваются значимость и ценность личных интересов и дел, прежде поглощавших все внимание. Встает вопрос о происхождении и цели жизни. Часто это состояние сопровождается моральным кризисом – возникает подавляющее чувство вины. Р.Ассаджиоли пишет: «На практике внутренние переживания и реакции индивидов очень сильно различаются между собой… В некоторых случаях стресс и напряженность кризиса могут порождать физические симптомы такие как нервное истощение, бессонница и другие психосоматические расстройства».

Для кризиса, вызванного духовным пробуждением, характерно воссоединение сознательного и сверхсознательного уровней личности. Этот процесс сопровождается приливом света и энергии и чудесным облегчением, когда предыдущие страдания и конфликты вместе со всеми психологическими и физическими симптомами, которые они порождали, исчезают с поразительной быстротой, т.к. эти страдания и конфликты являлись результатом внутренней борьбы.

Вот как у Ассаджиоли описаны эти состояния: «Внутренние переживания духовной Самости и её теснейшей связи с личной самостью дает субъективное чувство расширения, универсальности и убежденности в своей причастности божественной природе». В своих наблюдениях Ассаджиоли отмечает, что в случае, когда интеллект личности недостаточно развит и скоординирован, когда эмоции и воображение не контролируются, происходит неверная интерпретация переживаний, теряется различие между абсолютной и относительной истиной, в силу чего происходит самовозвеличивание и самоэкзальтация.

В религиозных традициях и духовных учениях любой эпохи можно найти многочисленные свидетельства тождества человека с божественной природой. По мнению Ассаджиоли, «фатальная ошибка всех, кто стал жертвой подобных иллюзий, состоит в приписывании своей личности, или «Я», качеств Трансперсональной, или Высшей Самости. С философской точки зрения, это смешение относительной и абсолютной истины, эмпирического и трансцендентного уровней реальности. Примером такого самообмана мы могут служить многочисленные фанатические последователи различных культов. Люди, ослепленные сиянием истины, которая слишком величественна, чтобы их ум мог ее постичь, начинают играть роль пророков или спасителей. Такой человек может основать новую секту и начать впечатляющую кампанию привлечения последователей. У некоторых восприимчивых индивидуумов пробуждается парапсихологическое восприятие. У них возникает видение высших существ, они могут слышать голоса или автоматически писать, принимая на веру, полученные таким образом послания и безоговорочно им подчиняясь. Некоторые из таких посланий содержат мудрые учения, другие же достаточно бедны или просто бессмысленны; к ним всегда следует относиться с большой разборчивостью и здравомыслием…»

Сам момент пробуждения Р.Ассаджиоли описывает так: «Гармоничное внутреннее пробуждение характеризуется чувством радости и умственного просветления, которое приносит с собой понимание смысла и цели жизни, оно развеивает многие сомнения, предлагает решения многих проблем и дает внутреннюю уверенность. В то же самое время человека переполняет постижение того, что жизнь едина, и изливающийся поток любви течет через такого пробуждающего индивида к его собратьям и всем существам. Прежняя личность со всеми ее острыми углами и неприемлемыми чертами как будто отходит на задний план и новый, любящий и любимый, индивид улыбается нам и всему миру, спеша быть добрым, служить другим и делиться с ними своим новообретенным духовным богатством».

Реакция на духовное пробуждение возникает, когда часть элементов личности возвращается к своему прежнему состоянию, т.к. личность преображается и наполняется, но это преображение редко бывает окончательным и полным.

Процесс преобразования следует за осознанием того, что необходимым условием высшего достижения – самореализации, является полное обновление и преобразование личности. Это долгий и многосторонний процесс, который включает в себя несколько стадий:

1. активное устранение препятствий для притока и действия сверхсознательных энергий;

2. развитие высших функций, до этого дремлющих или неразвитых;

3. определение периодов, в течение которых человек может предоставить возможность работать Высшей самости, будучи восприимчивым к ее руководству.

Это переходный период, выход из старого состояния, когда еще твердо не достигнуто новое, промежуточная стадия, на которой человек подобен гусенице, подвергающейся процессу превращения в крылатую бабочку. Для этой промежуточной стадии характерна здоровая интроверсия, когда человек столь поглощен своей задачей самопреображения, что его способность справиться с повседневными проблемами и делами оказывается нарушенной. В этот период преодолевается личная чувствительность и предоставляется возможность для развития внутренней независимости и уверенности. Если же интроверсия перерастает в позицию устранения от жизни и становится одержимостью самим собой, индивид может испытать много трудностей с окружающими и самим собой. Сходные затруднения возникают и в том случае, если человек не будет заниматься негативными аспектами своей личности, вскрывшимися в процессе духовного пробуждения, и переоценивает результаты. В этом случае человек может стать жертвой разнообразных психологических проблем, таких как: бессонница, эмоциональная депрессия, истощение, равнодушие ко всему, умственное перевозбуждение или беспокойство. Они, в свою очередь, могут легко порождать всевозможные физические симптомы и заболевания. По мнению Р.Ассаджиоли, индивид сможет принимать неизбежные стрессы нового и сложного процесса, если будет следовать процессу своего роста с энергией, увлеченностью и рвением, но не отождествляться с ним.

Подходящее решение состоит в том, чтобы целеустремленно, конструктивно и гармонично направлять духовную энергию на работу внутреннего обновления, творческого выражения и плодотворного служения.



Кризисные периоды психодуховного развития – это ценностно-смысловые кризисы, которые характеризуются кардинальной перестройкой смысловых структур и ценностных ориентаций личности в зависимости от ее моральных и нравственных принципов. Выбор личностью своего жизненного пути становится условием его дальнейшего развития. Главные причины дезорганизации поведения неустойчивой личности в этот период состоят в отсутствии опыта эффективных способов преодоления трудностей в стрессовых ситуациях и переживании угрозы для личности. Именно в периоды духовных кризисов психическое состояние человека нестабильно, и он расположен к стрессу и отклонениям в поведении.

При наличии метадепривации в кризисных психологических состояниях, предъявляющих к психическому функционированию человека чрезмерные, завышенные, требования, может наступить срыв психической деятельности с появлением метапатологических симптомов или синдромов и с нарушением социально-психологической адаптации (дезадаптация).

Возникающая чрезмерная эмоциональная реакция – результат рассогласования между ожиданиями и установками личности, с одной стороны, и реальными жизненными обстоятельствами, с другой. В формировании соматических нарушений в ответ на стрессовое воздействие участвуют, в частности, такие эмоционально-негативные реакции как тревога и страх, депрессия и печаль, агрессивность (враждебность). Тревожно-депрессивные, агрессивные и астенические расстройства также сопровождают переживание трудных жизненных ситуаций (это стресс, кризис, конфликт, фрустрация, депривация, одиночество и паника).

Стресс вызывают не сами по себе жизненные обстоятельства, а значение, которое конкретный человек придает какому-либо событию: его специфическая реакция на событие будет определять силу стресса. Результаты исследований многократно подтверждают, что одно и то же событие может быть для одного человека принимаемым вызовом, а для другого – причиной дистресса. Периодическое столкновение со стрессогенными ситуациями может стать важным стимулом или толчком к дальнейшему развитию личности. Часто психологический стресс развивается в ситуации выбора, когда человек сталкивается с необходимостью сделать трудный выбор или с неразрешимым противоречием каких-то внутренних убеждений. Еще один фактор заключается в том, что стрессовые события являются слагаемыми. Если одновременно возникают несколько ситуаций, провоцирующих стресс, они вызовут более тяжелые последствия, чем в случае, когда имеют место одна или две ситуации. Принято считать, что воздействие разных жизненных событий зависит от того, какие другие условия представлены в данное время, в какой мере данная ситуация отражается на привычном укладе жизни и насколько она угрожает личному благополучию человека.

Большинство людей реагируют на психотравмирующие воздействия либо акцентуированными реакциями, либо кризисными состояниями – непатологическими ситуационными реакциями.

Кризисные состояния – период индивидуально-психологической уязвимости личности, который зависит от ее моральной структуры, иерархии ценностей, тех значений, которые она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть не сбалансированы, и отдельные нравственные категории приобретают статус сверхценности, в результате чего образуются моральные акцентуации личности, «слабые места» в Душе.

Акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, а представляющие крайние варианты нормы, тем не менее, повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения в период кризисов. Акцентуацию можно определить как чрезмерную выраженность отдельных личностных черт и их сочетаний, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий, адресованных, так называемому, «месту наименьшего сопротивления» данного типа поведения.



Таким образом, типические расстройства поведения обусловлены и усилены характерными для каждого психологического типа акцентуациями. Функциональная природа – психологический тип, дает нам ответ на вопрос о том, что влияет на включение «слабого звена» личности в момент проживания кризиса развития.

Моральные акцентуации могут привести к страху, агрессии и депрессиям, так как они представляют психосоциальные нормы, из-за которых возникают многолетние микротравмирующие проблемы Страдающий не замечает, что он своими провоцирующими действиями вовлекает в конфликт не только партнера, но и себя самого.

Таким образом, на психотравмирующие обстоятельства, при духовном кризисе, личность реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система ее ценностей направляется на нейтрализацию психотравмирующего воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит перестройка личностных отношений. В этом случае проблема, конфликт, стресс, кризис воспринимаются как угроза личному благополучию, своей ранее сложившейся целостности; весь психологический аппарат пытается защититься от таких ситуаций.

Разрушительная сила психической травмы зависит от индивидуальной значимости травмирующего события для человека, степени его психологической защищенности и устойчивости.

В рамках теории посттравматического стрессового расстройства, психическая травма анализируется в кризисной психологии с трех позиций:

- как переживание особого взаимодействия человека и окружающего мира;

- как переживание и потрясение;

- как утрата веры в то, что жизнь организована согласно порядку и поддается контролю.

Все эти позиции имеют место в период духовного кризиса, но психологическая роль травматического события заключается в том, что оно определяет многие последующие события, кладет начало новому образу жизни. Психическая травма – это событие в жизни субъекта, вызвавшее сильные переживания и неспособность субъекта к адекватной реакции: устойчивые патологические перемены и их последствия в душевной жизни. Формула «Я после этого стал другим» и подобные, практикуются во многих сектах как инициации, такие акты «инициации» могут вызвать психическое состояние, когда возбуждение эмоциональное превышает допустимые для психики величины, причем это может быть как одно ключевое событие, так и накопление возбуждений в силу ряда предшествующих событий травмирующего характера. По интенсивности травмирующие события делятся на массированные (катастрофические), внезапные и острые, приводящие к резкому подавлению адаптационных возможностей человека, по социально значимым последствиям: на узконаправленные и многопланового действия, от которых страдают многие социальные параметры жизни и ценности (престиж, независимость, самоутверждение, уважение окружающих), которые претерпевают радикальную переоценку в силу «новой жизни».

Практически все, пережившие травму, стараются понять, почему это с ними произошло и открывают для себя истину, скрытую значительно глубже. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается или реорганизованной упорядоченностью, или псевдоупорядоченностью, которая проявляется в депрессии.



Депрессия – состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающимися с двигательными расстройствами и разнообразными соматическими нарушениями (заторможенность мышления, потеря аппетита, похудание, изменение ритма сердечной деятельности и т.п.).

Проблема депрессии тесно связана с вопросом «целей и смысла жизни»; в частности, выходом из этого состояния может оказаться некоторое «переосмысление смысла и переоценка ценностей». Но это возможно сделать тогда, когда человек знает, в каком «правильном» направлении ему следует двигаться дальше исходя из личностных потребностей, а не из давления социума. Осуществление этого процесса начинается с развертывания борьбы мотивов: в первом случае – личность стремится к росту и самосовершенствованию и осуществляет свой жизненный замысел и выполняет свое предназначение; во втором – такая возможность утрачена и требуется изменение личности и принятие нового жизненного замысла. Чем креативнее личность, тем ее отношение терпимее к жизни, и тем меньше потребность в искажении и трансформации реальности в соответствии с моральными акцентуациями.

В группу психогенных депрессивных состояний входят реактивная (ситуационная, психореактивная) депрессия, депрессия истощения и невротическая депрессия. Психогенные депрессивные состояния (психогенная депрессии) – это реакция на определенную жизненную ситуацию со склонностью к глубокой печали и внутренней боли, которая возникает от субъективно непереносимых переживаний в связи с психотравмирующими ситуациями, причем эмоции настолько сильны, что их необходимо подавить (depression – подавление). Для людей с разным типом личности (психотипом) такой психотравмой могут служить абсолютно разные по силе, содержанию и длительности события.

Н.П.Бехтерева так описывает эти события: «Мозг человека как бы находится в поиске стабильных состояний, нормальных или патологических, ставших такими после периода дестабилизации в результате «болезни души». Если мозг обладает способностью запоминать устойчивое состояние и возвращаться к нему, то конечно Душа человека способна запоминать устойчивые состояния и возвращаться к ним. Мозг к устойчивому патологическому состоянию приводят постоянно действующие отрицательные эмоции и оно фиксируется в долгосрочно памяти. Эмоции отражают различные душевные состояния и конечно отрицательные эмоции могут привести к фиксации и устойчивому деструктивному состоянию Души – депрессии. Человеческая Душа, погруженная в океан агрессии, ненависти, насилия, страданий в итоге становится безразличной, стирается психическая реакция сочувствия, ответа на чужую боль, страдания …Душа впадает в ступор. Это состояние только в реакциях живого мозга – части живой Души (ее умной части), описывается Н.П.Бехтеревой так: «Тогда постоянный потенциал опускается ниже оптимального во многих зонах мозга. Становится труднее и труднее испытать радость или печаль. Блекнут краски окружающего мира. Творческие способности человеческого мозга в этой второй экстремальной ситуации тоже уменьшаются. Для человека в таком состоянии не существует устрашающих ситуаций. Если такие условия продлятся в течение некоторого времени, потенциал мозга в большинстве зон снизится и человек впадает в состояние эмоциональной тупости» (Н.П.Бехтерева, 2008).

Патологическая реакция мозга человека на продолжительный стресс может развиваться в двух направлениях. Мозг может перейти в перевозбужденное состояние, крайним случаем которого будет нервный срыв – состояние аффекта. Он может меняться и в противоположном направлении – к психическому отупению в следствии чрезмерной активности собственных защитных механизмов. С физиологической точки зрения – это результат выхода постоянного потенциала за пределы оптимального диапазона. С психологической точки зрения – это результат выхода за пределы оптимального вектора развития. Согласно исследованиям Н.П.Бехтеревой, в случае, если эмоциональный фактор очень интенсивный и действует длительно, творчество, как показатель нормы, у большинства людей затрудняется.

На протяжении многовекового опыта человечество изобрело немало способов защиты от психической травмы или, по крайней мере, способов смягчить ее. Наиболее важным и действенным является вера. Компенсаторная и утешительная функция церкви помогает личности справиться с тяжелыми жизненными ситуациями порождающие состояние психической травмы.

На начальной стадии это заболевание является обратимым, и психотерапевтическая помощь может предотвратить его дальнейшее развитие. Психотерапия показана при таких пограничных расстройствах личности, как различные виды депрессии, которые часто проявляются в периоды духовных кризисов. Эти состояния – действительно, недуг, и лечение от них есть, но необязательно это применение антидепрессантов, чаще всего достаточно решить душевный конфликт и симптомы исчезнут. Для правильной диагностики и лечения кризисных состояний в период духовного кризиса, прежде всего, необходимо знание «внутренней картины болезни». «Внутренняя картина болезни» описана нами для каждого психотипа и представлена в таблице. «Психосоматические аспекты душевных состояний»

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУШЕВНЫХ СОСТОЯНИЙ

Психотип

Метадепривация

Кризисные состояния

Акцентуированная реакция

Моральная акцентуация

Депрессивные состояния

Психосоматические расстройства

Absolutus

Лишение истины, переживание бессмысленности Опасение неистинности

Тревожность:

«нет веры в меня».

Самовозвеличивание - авторитаризм.

Неспособность руководить, воплощать идеи.


Формирование субъективно значимых идей. Склонность к бреду и «сверхценным идеям».

Отречение,

устал от несовершенства людей.



Мотивация: нуждаюсь в поклонении

(только я знаю истину).



Депрессия отчуждения – сопровождается феноменами деперсонализации и дереализации с возникновением

бредовых (сверхценных) идей и психофизиоло-гическими нарушениями вегетативной регуляции.



Невроз власти (погоня за властью, престижем и обладанием), психопатия, невралгия, невриты, полиневриты, сонливость, потеря сознания, хорея, сниженная реактивность ВНС, тики, конвульсии, судороги, тошнота, рвота, заболевания сосудов головного мозга (головокружения после испуга, мигрени атеросклерозы,), атаксия, апоплексия (геморрагический инсульт, кровоизлияние в мозг), парезы, бредовые состояния, параличи и т.д.

Modulor

Лишение совместимости, переживание противоречия Опасение несовпадения

Тревожность: «нет

взаимопонимания, мое мнение не совпадает».

Самоуподобление -обезличивание.

Неспособность регулировать, выстраивать, согласовывать.

Подверженность чужому влиянию. Склонность к имитации.

Уподобление,

устал от несогласованности.

Мотивация: нуждаюсь в руководителе

(сам не справлюсь).

Слезливая депрессия –

повышенная утомляемость, на первый план выступают эмоциональная неустойчивость, слабодушие, плаксивость по поводу и без повода

(«аффективное недержание»).


Нервозность, беспокойство, ощущение тоски, крайняя возбудимость, раздражительность, несдержанность, вегетативная лабильность, сосудистая дистония, сердцебиение, повышенный аппетит, нарушения сна, заболевания щитовидной железы (гипертиреоз, гипотиреоз), аллергия, частые простуды и насморк, головные боли, потоотделение, различные нарушения со стороны кожных покровов (очень сухая или влажная кожа, изменение цвета, сосудистого рисунка) и т.д.

Integrare

Лишение своеобразия, переживание непризнания Опасение ординарности

Тревожность:

«нет признания».

Самообман -заблуждение.

Неспособность получить внимание, интегрировать, делать выводы.

Выработка эгоизма, защитное фантазирование. Склонность к компенсаторной симуляции.

Вымыслы,

устал от посредственности.


Мотивация: нуждаюсь во внимании

(меня не признают)


Ноющая депрессия –

общая вялость и слабость замаскирована чаще жалобами соматического характера, постоянным недовольством, стремлением поделиться своим чувством с окружающими.


Забывчивость, ухудшение памяти, внимания, головокружение, приступы обморочной слабости, внезапный голод и слабость, понос чередуется с запором, тяжесть в желудке, желчная колика, нарушение обмена веществ, кашель, затрудненное дыхание, астма, боли в спине и шее, ревматизм, судороги, ночное недержание мочи, импотенция, язвы, трещины, фурункулы, зуд кожных покровов (крапивница, нейродермит, экзема, псориаз) и т.д.






Каталог: downloads
downloads -> Современный взгляд на значение ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента в лечении артериальной гипертензии у пожилых
downloads -> Н. И. Доста, А. А. Вальвачев Доброкачественная гиперплазия предстательной железы: новый взгляд на этиопатогенез и лечение. Белмапо, Минск Эпидемиология
downloads -> «Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (аденома)»
downloads -> Плейотропные эффекты статинов при ишемической болезни сердца
downloads -> Фундаментальная наука в современной медицине 2013 : материалы науч практич конф молодых учёных / под ред. А. В. Сикорского, О. К. Кулаги, А. В. Стахейко, Т. В. Тереховой Минск : бгму, 2013 208 с
downloads -> Переход белорусской психиатрии на мкб-10: первые итоги
downloads -> Курс лекций по психиатрии и наркологии (учебное пособие)
downloads -> Министерство здравоохранения республики беларусь


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница