Егоров Е. В. д э. н., профессор мгу имени М. В. Ломоносова Экономический факультет



Скачать 129.17 Kb.
Дата28.09.2017
Размер129.17 Kb.

Егоров Е.В.

д.э.н., профессор

МГУ имени М.В. Ломоносова

Экономический факультет

(г. Москва, Россия)

Роль отраслей социальной сферы в реализации комплексного межсекторального подхода к формированию здорового образа жизни населения регионов РФ

Аннотация

В последние годы в условиях высокой заболеваемости, инвалидности и смертности населения РФ от хронических неинфекционных заболеваний и внешних причин, во многом обусловленных нерациональным образом жизни граждан страны и ее регионов, широкой распространенностью вредных для здоровья и жизни привычек (табакокурение, злоупотребление алкоголем, потребление наркотиков, низкая физическая активность и др.) важное значение имеет формирование здорового образа жизни населения регионов РФ. В условиях завершения и закрытия большинства региональных программ формирования здорового образа жизни необходимость продолжения комплексной работы в данной сфере требует формирования новой региональной модели формирования здорового образа жизни. В статье представлен один из возможных подходов к данной проблеме с учетом анализа опыта российских регионов, рекомендаций совещаний общественных объединений ученых, администраторов и практиков здравоохранения, документов ВОЗ и важной роли ведущих отраслей социальной сферы в создании условий и участии в процессе формирования у граждан регионов РФ культуры здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, региональная модель, социальная сфера, факторы риска, концепция, комплексный межсекторальный подход, региональные программы, дорожная карта.

JEL коды: I 12, I 18, R 58.

Региональная модель формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), по нашему мнению, должна включать следующие основные элементы:



  • информирование и мотивирование населения к ведению здорового образа жизни;

  • создание необходимых условий для ведения здорового образа жизни, включая экологические, жилищные, социально-культурные, экономические, правовые;

  • диспансеризацию различных групп населения и профилактические медицинские осмотры граждан;

  • снижение распространенности поведенческих факторов риска на основе сочетания нормативно-правовых, экономических, медицинских, социально-реабилитационных и рекламно-пропагандистских методов воздействия;

  • активное участие отраслей и организаций социальной сферы в формировании здорового образа населения регионов.

При этом региональная модель формирования здорового образа жизни должна опираться не только на систему медицинской профилактики и реабилитации здоровья населения в системе здравоохранения с активным участием СМИ [1]. Она должна включать все отрасли социальной сферы и направления социальной политики, связанные с формированием здорового образа жизни населения региона, включая эффективную экологическую политику, без которой невозможно обеспечить базовые принципы здорового образа жизни даже при отсутствии вредных привычек. Данный комплексный межсекторальный и многоуровневый подход отражен в долгосрочной Концепции, разработанной в Свердловской области [2].

Поэтому в субъектах РФ, в условиях досрочного закрытия и завершения большинства региональных программ формирования здорового образа жизни населения к концу 2015 года (с учетом новых вызовов и бюджетных ограничений) должны быть разработаны долгосрочные Концепции формирования здорового образа жизни населения региона, опирающиеся на широкий комплексный подход к его формированию, используя опыт Свердловской области. Это позволит сохранить достигнутые результаты и продолжить реализацию комплексной политики по формированию ЗОЖ и снижению распространенности поведенческих факторов риска жизни и здоровью граждан РФ.

Данный подход представлен на состоявшихся 26 июля 2013 года в Москве Общественных слушаниях на тему «Общественный мониторинг деятельности органов государственной власти по формированию здорового образа жизни».

Их организатором являлась Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» при поддержке Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства образования и науки РФ. Участниками мероприятия являлись представители федеральных и региональных органов власти, представители Общественной палаты РФ, Общественных советов при профильных министерствах, специалисты медицинских и научных организаций, эксперты-аналитики, представители общественных организаций пациентов, региональных НКО, подразделений по реализации социальных программ отечественных предприятий, представители СМИ.

Целью данного форума было объединение усилий государственных органов власти и институтов гражданского общества в реализации национальной стратегии охраны здоровья населения, формирования здорового образа жизни граждан страны.

Его основные задачи включали:



  • обсуждение результатов общественного мониторинга исполнения Указа Президента РФ №598 в части обеспечения органами государственной власти дальнейшей работы по формированию здорового образа жизни граждан страны;

  • обсуждение механизмов повышения эффективности взаимодействия государственных органов власти и институтов гражданского общества в реализации политики по формированию здорового образа жизни населения РФ[3].

Наиболее концентрированно разделяемый нами комплексный подход к формированию здорового образа жизни населения РФ и ее регионов представлен в Резолюции данных Общественных слушаний. В ней, в частности, сказано, что участники слушаний признают, что здоровье населения является безусловной общественной ценностью, приоритетом национальной социальной стратегии, основой национального богатства и национальной безопасности страны. На популяционном уровне здоровье населения влияет на социально-экономическое развитие, жизнестойкость и геополитические перспективы РФ.

При этом участники слушаний отметили, что здоровье является сферой взаимных интересов и взаимной ответственности государства, общества и личности, где интересы и ответственность личности имеют решающее значение. В связи с этим они указали на необходимость активизации деятельности государственных и общественных институтов, направленной на укрепление охраны общественного здоровья, профилактику заболеваний, развитие массового и юношеского спорта, охрану среды обитания людей, формирование здорового образа жизни граждан РФ.

В резолюции обоснован комплексный, междисциплинарный и многоуровневый методологический подход к утверждению принципов здорового образа жизни, который является, по нашему мнению, необходимым условием решения задач существенного оздоровления граждан РФ. В ней подчеркнута необходимость государственного протекционизма в интересах здоровья нации, выражающейся, в реализации концепции «единой межсекторальной профилактической среды», направленной на весь спектр детерминант здоровья с целью реализации популяционных стратегий профилактики и создания необходимых условий для ведения здорового образа жизни [3].

Участники форума считают необходимым последовательно развивать такую межсекторальную государственную политику, которая не только обеспечивает приоритет создания среды, способствующей укреплению общественного здоровья, но и увеличивает положительные и, соответственно, снижает отрицательные стороны влияния на этот процесс других секторов экономики и общества, в частности, отраслей социальной сферы.

В резолюции отмечается, что сектору развития образования и науки необходимо обеспечить приоритет создания и внедрения программ образования и воспитания по формированию здорового образа жизни и снижению факторов риска заболеваний среди учащихся образовательных учреждений всех уровней, поддержку и развитие научных исследований, выражающих интересы здоровья.

Сфере развития физической культуры, спорта и туризма необходимо, по мнению участников Форума, обеспечить приоритетное развитие массовых видов спорта, пропаганду спортивного образа жизни, повышение эффективности физического воспитания подрастающего поколения, широко внедрять формы активного досуга для различных категорий населения.

Перед сектором связи и СМИ поставлена задача обеспечить приоритет информационной политики в интересах здоровья, разработку и реализацию для разных социальных групп населения масштабных информационных стратегий, направленных на выбор ЗОЖ, пропаганду физического и духовного здоровья, формирование моды на физическую активность, отказ от вредных привычек и нерационального питания.

В сфере культуры, учитывая национальные, культурные и исторические особенности, необходимо обеспечить приоритетную поддержку программ, проектов и мероприятий, направленных на распространение традиций ЗОЖ, формирование культуры здоровья, питания и экологии. В задачи агропромышленного комплекса должны входить обеспечение безопасности и качества продуктов питания, разработка и внедрение стандартов производства органической сельскохозяйственной продукции.

В компетенцию сектора природных ресурсов и экологии, по мнению участников слушаний, должно входить осуществление комплекса мер по обеспечению экологической безопасности; охране, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов; развитию и внедрению природоохранных технологий для создания благоприятных условий жизнедеятельности и сохранения здоровья граждан РФ. В задачи регионального развития должно входить обеспечение минимального уровня неблагоприятных воздействий на людей и природу при сохранении достаточных темпов развития экономики и ее отраслей при реализации комплексных стратегий развития территорий.

В сфере трудовых отношений и социальной защиты необходимо реализовать комплекс мер по обеспечению приоритетов охраны труда и безопасности производственных условий, сокращению профессиональных рисков, укреплению здоровья трудоспособного населения, обеспечению социальной безопасности, социальных гарантий и повышению социального благополучия граждан. Сектору экономики и финансов необходимо внедрить критерии «интересов здоровья нации» при государственном финансировании программ и проектов социально-экономической сферы, обеспечить формирование приоритетов финансовой поддержки программ и проектов, реализуемых другими секторами в интересах здоровья [3].

Участники слушаний считают необходимым расширять формы государственно-частного партнёрства в интересах здоровья граждан, привлечение частного сектора к деятельности по профилактике заболеваний и формированию ЗОЖ. Они также признают необходимость широкого вовлечения институтов гражданского общества в деятельность по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни. Они считают необходимым проведение общественного мониторинга деятельности органов исполнительной власти всех уровней и секторов в целях обеспечения межсекторального, междисциплинарного, многоуровневого подхода в решении проблемы формирования ЗОЖ граждан РФ.

Основные положения данной Резолюции наряду с Концепцией-2020 Свердловской области целесообразно положить в основу разработки долгосрочных Концепций формирования здорового образа жизни населения других субъектов РФ под руководством созданных региональных Координационных советов по формированию единой профилактической среды для организации эффективного межсекторального и многоуровневого сотрудничества по вопросам охраны здоровья граждан.

При этом необходимо отметить, что в Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (далее – Стратегии), утвержденной постановлением Правительства Белгородской области 18.09.2010 N 299-пп уделяется внимание вопросам формирования здорового образа жизни населения региона, в том числе, на основе формирования социально-культурных кластеров в регионе [6]. Данные положения также необходимо отразить при формировании долгосрочных Концепций формирования ЗОЖ в других субъектах РФ.

В частности, в Стратегии отмечается, что основным стратегическим направлением развития области является улучшение качества жизни белгородцев, предусматривающее инвестиции в человека. Поэтому экономическую и социальную политику правительство области строит исходя из того, что главным действующим лицом остается человек, его жизнь, здоровье и всестороннее развитие.

Комплексная оценка социально-экономического развития области позволила выделить в Стратегии приоритетные секторы экономики региона, с учетом их взаимодействия с другими секторами экономики, сформировать в производственно-экономическом секторе территориальные кластеры и зоны опережающего развития, а в социальной сфере - многокомпонентный социальный кластер как основу развития человеческого потенциала.

Новая управленческая cтратегия Белгородской области (раздел комплексной Стратегии) опирается на ряд принципиально важных идей:



  • качество жизни людей - главный ориентир развития общества, своеобразный компас любых преобразований, осуществляющихся в области;

  • улучшение качества жизни рассматривается как долгосрочная перспектива, не ограниченная временными рамками;

  • повышение качества жизни связано с обеспечением права человека на жизнь, ее защиту; с созданием благоприятных условий для труда, быта и духовного развития; с наличием у людей надежды на лучшее будущее и с нравственным здоровьем общества.

Реализация стратегии качества (раздел комплексной Стратегии) предполагает:

  • увеличение продолжительности жизни белгородцев, минимизацию всех видов угроз человеческой личности и жизни;

  • формирование благоприятных условий для самореализации человека в профессиональной и социальной сферах, осуществление целевых поддерживающих программ социально-экономического развития;

  • создание условий для благополучия и здоровья человека, утверждение в обществе норм нравственности и морали.

В качестве приоритетной задачи в Стратегии определено улучшение состояния здоровья населения области, формирование здорового образа жизни, увеличение продолжительности жизни на основе системных изменений в организации медицинской помощи и развития сети медицинских учреждений, оснащенных новейшим оборудованием, применяющих высокотехнологичные методы лечения, а также повышения массовости физкультуры и спорта [6], что также важно отразить в долгосрочных Концепциях формирования ЗОЖ других регионов РФ.

В целом, необходимо отметить, что в Стратегии-2025 Белгородской области недостаточно внимания уделено вопросам комплексного формирования здорового образа жизни населения региона отраслями социальной сферы как важнейшего фактора укрепления общественного здоровья и высокого качества жизни, что рекомендуется восполнить в региональных Концепциях.

Для стабилизации демографической ситуации в регионах РФ осуществляется реализация мероприятий Концепций их демографического развития на период до 2025 года и Программ улучшения демографической ситуации в регионах, федеральных и областных целевых программ, проектов, мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, в том числе репродуктивного, улучшение качества медицинского и социального обслуживания, защиту материнства, отцовства и детства, всестороннее укрепление института семьи, профилактику сиротства, поддержку семей, усыновивших детей, улучшение жилищных условий, решение проблемы занятости и оптимизацию миграционных процессов. Соответствующие положения данных документов также целесообразно включить в долгосрочные Концепции регионов по формированию здорового образа жизни населения.

При разработке данных Концепций целесообразно также использовать ряд положений Стратегии Белгородской области «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы, которая реализуется в целях развития идей, заложенных в Программе улучшения качества жизни населения и последовательного улучшения качества человеческих отношений на основе принципов справедливости, взаимного доверия и социальной ответственности.

В частности, ряд приоритетных направлений данной Стратегии могут быть использованы при формировании Концепций формирования здорового образа жизни населения российских регионов, в том числе:


  • формирование духовных и культурных основ регионального солидарного общества;

  • укрепление института семьи и семейных отношений как основы формирования солидарного общества (и здорового образа жизни);

  • формирование в среде молодежи установок на коллективизм, сотрудничество, развитие социальных сетей в молодежной среде;

  • утверждение принципов социальной защищенности, поддержки и ответственности как оснований достижения общественного согласия [7].

Кроме того при формировании региональных Концепций формирования ЗОЖ целесообразно использовать отраслевые стратегии развития образования, физической культуры и спорта, концептуальные положения программ развития туризма (в том числе упраздненных), касающиеся формирования и развития здорового образа жизни населения региона.

Основные положения вышеуказанных долгосрочных региональных Концепций после их утверждения Правительством региона должны быть включены в государственные программы развития отраслей социальной сферы субъектов РФ с целью усиления ориентации последних на формирование соответствующих составляющих здорового образа жизни населения в условиях ограниченности ресурсов на финансирование разработки и реализации новых комплексных региональных программ формирования здорового образа жизни.

Кроме того, по нашему мнению, на основе разработки вышеуказанных Концепций необходимо формирование Комплексных планов их реализации (дорожных карт) до 2020 года, по примеру Свердловской области.

Литература

1. Информационно-коммуникационная стратегия по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотиков и психотропных веществ на период до 2020 года. Утверждена Приказом Минздрава РФ № 677 от 30 сентября 2013г.

2. Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Свердловской области на период до 2020 года. Приложение К Постановлению Правительства Свердловской области от 20 мая 2009 г. N 557-ПП.

3. Материалы Общественных слушаний на тему «Общественный мониторинг деятельности органов государственной власти по формированию здорового образа жизни». г. Москва, 26.07. 2013г.

4. Основы экономики здоровья населения России: Монография / Г.Н. Арустамян, О.А. Багуцкая, Б.И. Бояринцев и др. / Под ред.: Е.В. Егорова, В.А. Морозова. – М.: Креативная экономика, 2015.

5. Стратегия Всемирной организации здравоохранения «Здоровье-2020». ВОЗ, 2012.

6. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. Утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 18.09.2010 № 299-пп.

7. Стратегия Белгородской области «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы. Утверждена Постановлением Правительства Белгородской области от 24.11.2011г. № 435-пп.

8. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» от 07.05.2012 г. № 598.

9. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.



Evgeny Egorov

Dr. of Economics, Professor

Lomonosov Moscow State University Faculty of Economics

(Moscow, Russia)

The role of social sphere in the implementation of integrated cross-sectoral approach to forming healthy lifestyle of regions population of the Russian Federation

Abstract

In recent years, in conditions of high morbidity, disability and mortality of population of the Russian Federation from chronic non-communicable diseases and external causes, is largely due to the unsustainable lifestyle of the citizens of the country and its regions, a wide prevalence of harmful and life habits (Smoking, alcohol abuse, drug use, low physical activity, etc.) the importance of forming healthy lifestyle of regions population of the Russian Federation. In terms of the completion and closing of most regional program of healthy lifestyles, the need for continued comprehensive work in this area requires the formation of a new regional model of a healthy lifestyle. The article presents one possible approach to this problem based on the analysis of experience of Russian regions, the recommendations of the meetings of public associations of scientists, administrators and health care practitioners, documents from the WHO and the important role of the leading sectors of the social sphere in creating the conditions and participation in the process of forming the citizens of the regions of the Russian Federation the culture of a healthy lifestyle.



Key words: healthy lifestyle, regional model, social services, risk factors, concept, integrated cross-sectoral approach, regional program, road map.

JEL codes: I 12, I 18, R 58.


Каталог: media
media -> «Мобильный телефон друг или враг?»
media -> Сердечная недостаточность (книги и статьи из научно-медицинских журналов, имеющихся в фонде библиотеки)
media -> Проект ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины»
media -> Курильщики перекрыли кислород!
media -> Г. И. Забалуев Гиповитаминозы у животных
media -> Инструкция по медицинскому применению лекарственного средства Аноро ® Эллипта ® Торговое название


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница