Экологический проект Влияние солнечной активности на здоровье школьников



Скачать 252.68 Kb.
Дата24.04.2016
Размер252.68 Kb.
ТипРеферат
Экологический проект

Влияние солнечной активности на здоровье школьников

(в условиях севера)

Работу выполнила - Комиссар Алена

11 «А» класс СОШ « 288

Руководитель работы -Пикалова Елена Павловна

Заозерск

2014 учебный год

Содержание:

  1. Введение. Цель и задачи работы.

  2. Часть I. Солнечная активность и ее влияние на человека.

    1. Что такое солнечная активность?

    2. История изучения солнечной активности

    3. Влияние солнечной активности на жизнь и здоровье человека

    4. Влияние солнечной активности на подростков

    5. Частота солнечных вспышек

      1. Солнечная активность за последние 30 лет

      2. Солнечная активность за последние 2 месяца

    6. Вывод по I части.

  3. Часть II Проведение эксперимента

    1. Опрос школьников

    2. Анкетирование

    3. Графики исследований

    4. Вывод по II части.

  4. Часть III Рекомендации по улучшению состояния здоровья учащихся в периоды солнечной активности.

  5. Вывод по работе.



  1. Введение. Цель работы.

Изучить влияние солнечной активности на здоровье человека, на примере школьников СОШ№288.

Задачи работы.

  1. Изучить природу влияния солнечной активности на здоровье человека.

  2. Исследовать, как влияет солнечная активность на состояние здоровья человека и учащихся СОШ № 288.

  3. Обоснование рекомендаций по улучшению состояния здоровья школьников в периоды солнечной активности.


Часть I. Солнечная активность и ее влияние на человека.

«… почти каждый аспект современных знаний о Солнце

представляет проблему. Это единственная звезда,

о которой мы знаем достаточно много,

чтобы ощутить, как мало мы знаем».

(Е. Паркер, американский астрофизик)



    1. Что такое солнечная активность?

Одна из самых актуальных и в то же время вызывающая ожесточенные споры проблема современной геофизики – воздействие солнечной активности на состояние нижней атмосферы и погоду Земли, а как следствие на здоровье человека. Часто можно слышать высказывания людей о том, как Солнце влияет на жизнь и здоровье человека. Многие, по праву называют себя «метеозависимыми людьми», некими барометрами, метеочувствительными к процессам происходящим далеко в космосе, и так сильно изменяющие жизнь всех живых организмов на Земле.

В конце 60-х годов изучение Солнца опиралось в основном на наземные наблюдения в видимой области спектра и в радиодиапазоне, а результаты космических исследований носили ограниченный, обрывочный характер, то теперь положение резко изменилось. Работа пилотируемых орбитальных космических станций, специализированных искусственных спутников Земли и автоматических космических аппаратов, на которые установлены приборы с исключительно высоким пространственным и временным разрешением, позволила регистрировать явления солнечной активности за достаточно длинные интервалы времени в областях спектра, недоступных наблюдателю с поверхности Земли. Это, прежде всего далекое ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучения Солнца. Кроме того, новые сведения о солнечной активности были получены на солнечной советской стратосферной автоматической обсерватории в 1970 и 1973 годах.


Вопрос о реальности и физическом механизме солнечно-земных связей имеет длительную историю. Так, еще в конце прошлого века русский ученый Г. Вильд исследовал связь между солнечной активностью и температурой воздуха в России. Позднее американец В. Робертс доказал существование 22-летней повторяемости засух в западных областях США; У. Шурманс и А. Оорт обнаружили регулярные изменения высоты уровней постоянного давления в тропосфере, связанные с интенсивными солнечными вспышками; Б.Тинслей с коллегами выявили вариации высотного профиля температуры в тропосфере во время форбуш-понижений интенсивности потока галактических космических лучей. Так что же такое солнечная активность?

Солнечная активность - комплекс явлений и процессов, связанных с образованием и распадом в солнечной атмосфере сильных магнитных полей.

Солнечная активность - в широком смысле изменчивость (переменность) Солнца. Проявляется во всей совокупности нестационарных процессов на Солнце и в его атмосфере: возникновении и исчезновении пятен, и т.д.

    1. История изучения солнечной активности

Наиболее изученный вид солнечной активности (СА) — изменение числа солнечных пятен. Первые сообщения о пятнах на Солнце относятся к наблюдениям 800 г. до н. э. в Китае, первые рисунки относятся к 1128 г. В 1610 г. астрономы начали использовать телескоп для наблюдения Солнца. Первоначальные исследования фокусировались на природе пятен и их поведении. Несмотря на то, что физическая природа пятен оставалась неясной вплоть до XX века, наблюдения продолжались. В XV и XVI вв. исследования были затруднены по причине их малого количества, что сейчас рассматривается как продолжительный период низкой СА, называемый минимумом Маундера. К XIX веку уже имелся достаточно продолжительный ряд наблюдений числа пятен, чтобы определить периодические циклы в активности Солнца. В 1845 г. профессора Д.Генри и С. Александер из Принстонского университета наблюдали Солнце с помощью термометра и определили, что пятна излучают меньше радиации по сравнению с окружающими областями Солнца. Связь изменений СА и климата Земли исследуется, начиная с 1900 года. Ч. Г. Аббот из Смитсонианской обсерватории (САО) был занят изучением активности Солнца. Позже, он учредил солнечную обсерваторию в Калама (Чили) для дополнения наблюдений, которые проводились в Маунт-Вильсон. Результатом этой работы стало определение 27 гармонических периодов СА в пределах цикла Хейла, включая циклы периодом 7, 13 и 39 месяцев. Также прослеживалась связь этих периодов с погодой посредством сопоставления солнечных трендов с температурой и уровнем осадков в городах.

2.3. Солнечно-земные связи.c:\windows\рабочий стол\2_24_11.jpg


Уже первые автоматические космические аппараты, вышедшие за пределы атмосферы Земли, обнаружили в межпланетном пространстве поток исходящих от Солнца заряженных частиц – протонов, электронов, a-частиц. Этот поток, получил название «солнечного ветра». Стало гораздо яснее, например, почему солнечные вспышки сопровождаются увеличением числа полярных сияний, магнитными бурями, нарушением радиосвязи. Появился ключ к пониманию того, каким образом солнечная деятельность может влиять на погоду, а вместе с тем на растительность и жизнедеятельность человеческого организма. Само собой разумеется, что длительный срок своего развития человеческий организм приспособился к изменениям солнечной активности. Мы недаром называем Солнце источником жизни. И совершенно неправильно думать, что солнечная активность представляет для человечества какую-то угрозу. Однако вполне резонно, что изменение солнечной активизации естественных процессов, с точки зрения людей, как полезных, так и вредных.

Солнце влияет на следующие факторы:



  • эпидемиологическую обстановку на Земле;

  • количество разного рода стихийных бедствий (тайфуны, землетрясения, наводнения и т. д.);

  • на количество автомобильных и железнодорожных аварий.

Максимум всего этого приходится на годы активного Солнца.

Например, замечена связь роста солнечной активности с вспышками эпидемий некоторых болезней. Одно из более интересных исследований в этой области принадлежит советскому учёному А.Л. Чижевскому. Он собрал подробные сведения о периодичности эпидемических заболеваний и сопоставил их с данными о солнечной активности. На основании выведенной связи А.Л. Чижевский в 1929 году предпринял попытку предсказать некоторые эпидемии на 35 лет вперёд. Результаты его прогноза поразительны. Семь из восьми предсказанных Чижевским эпидемий гриппа действительно произошли.

Изучения воздействия солнечной активности на атмосферу Земли поможет уяснить, каким путём воздействует Солнце на человеческий организм. Эти знания в свою очередь помогут улучшить условия жизни человека, помогут профилактике заболеваний, правильной постановки медицинских исследований.

Для астрономов и геофизиков в наши дни нет сомнений, что важные солнечно-земные связи существуют. Их влияние может быть различно в зависимости от состояния солнечной активности, и от положения Земли относительно Солнца.

Смерчи и ураганы рождаются в атмосфере из-за неодинакового разогрева отдельных её участков. Они чаще всего появляются в определённые сезоны. Такого рода явления прямо – самым непосредственным образом – связаны с Солнцем. Но ведь связь может быть и косвенной.

Вы, конечно, слышали о лавинах в горах. Как будто бы ни чего не предвещает несчастья, всё спокойно. Но вот покатился по склону маленький камешек, увлёк за собой несколько других – ещё мгновение, и вниз по склону, ломая вековые деревья, сметая всё на своём пути, устремляется громадная лавина. Причина в первом камешке? Нет. Коварные горы исподволь «подготовили» эту лавину. Падение камешка послужило только сигналом.

Цепь событий в этом случае напоминает ту, которая бывает при ружейном выстреле. Ружьё заряжено, всё готово к выстрелу, но само по себе ружьё стрелять не станет. Охотник спускает предохранитель, нажимает спусковой крючок – всё это события незначительные, человек не прикладывает больших физических усилий. Щелчок – и из дула вырывается смертоносная пуля.

Может быть, нечто аналогичное происходит при разрушительных землетрясениях, и при извержениях вулканов. Исподволь идет «подготовка» в недрах Земли к этим страшным событиям. И вдруг небольшое изменение солнечной активности – как будто Солнце нажало на невидимый крючок – влечёт за собой излияние расплавленной лавы, сотрясения почвы, появление чудовищных океанских волн цунами.

Так ли всё это – ответить пока невозможно. Но, повторяем, учёные в принципе не сомневаются в существовании солнечно-земных связей. Им предстоит установить характер этих связей, научиться на этом основании предвидеть будущее.

Потребовались сотни лет, чтобы открыть многие законы астрономии. И теперь наука вплотную подошла к вопросу о влиянии Солнца на Землю.

Земля совершает оборот вокруг Солнца за год. В течение этого срока Солнце для земного наблюдателя проходит круг по небосводу. Как говорили астрологи, Солнце проходит знаки Рыб, Овна, Тельца и т.д. – все знаки зодиака. Не исключено, что с прохождением Солнцем тех или иных знаков зодиака, а лучше сказать, с положением Земли относительно Солнца действительно каким-то образом связаны те или иные проявления особенностей солнечного воздействия.

В 1957 – 1958 гг. наблюдается очевидный максимум солнечной активности. Именно в этот период для лучшего изучения солнечно-земных связей и выявления процессов, вызываемых на земле повышением солнечной активности, по призыву Международного Совета научных союзов при ЮНЕСКО учёные разных стран объединили свои усилия в проведении Международного Геофизического Года. На протяжении 20-и месяцев лучшие научные кадры во всём мире были сосредоточены на одновременном совместном изучении разнообразных процессов на суше и в атмосфере, в Арктика и Антарктике, на Солнце и в недрах земли – тех процессов, которые расширяют наши представления об общих закономерностях «жизни» солнечной системы.



    1. Влияние солнечной активности на жизнь и здоровье человека

Ультрафиолетовое излучение – наиболее активная часть солнечной энергии. Данное излучение подразделяется на лучи А, В, С. Наиболее опасными из них являются С лучи, однако благодаря озоновому защитному слою нашей планеты их активности по достижению поверхности земли сильно снижается. Но вот влияние лучей А и В вырабатывает в нашей коже витамин D, который необходим для здоровья человека. При этом ультрафиолетовые лучи – основной источник этого витамина, поскольку в продуктах питания его содержится очень мало. Суточная норма витамина D составляет от 20 до 30 мкг, а в желтках, которые находятся на первом месте среди всех продуктов по содержанию этого витамина, находится всего 3-8 мкг. В стакане молока витамина D содержится около 0, 5мкг, а в остальных продуктах и того меньше. Витамин D оказывает положительное влияние на усвоение кальция. При дефиците этого витамина кальций просто начнет вымываться из организма, произойдет сбой в работе надпочечников, нарушатся функции щитовидной железы, обмен веществ и ухудшиться иммунитет. Также положительное влияние воздействие солнечной активности оказывает и на уровень эндорфинов в организме. И в самом деле, разве можно грустить в солнечный теплый день, особенно если мы лежим на пляже где-нибудь на море. А вот дефицит солнечной энергии приводит к ухудшению самочувствия, снижению умственной активности, ухудшению работоспособности, снижается сопротивляемость заболеваниям, процесс восстановления и выздоровления значительно удлиняется, а также повышается риск повреждения опорно-двигательного аппарата. Во всем нужно знать меру, и на сегодняшний день шанс получить избыток солнечного тепла у нас гораздо больше, нежели недополучить, а это приводит к обратному эффекту, отрицательно влияя на здоровье человека. Желая получить красивый, золотистый загар в короткие сроки без использования специальных защитных кремов, мы подвергаем свое здоровье огромному риску. Ведь это может привести к развитию злокачественных образования на коже, ухудшению работы сердечной мышцы и обострению болезней эндокринной системы. В период повышенной солнечной активности наблюдается увеличение числа несчастных случаев, у людей ухудшается сообразительность и замедляется реакция.

    1. Влияние солнечной активности на подростков.

Любая нагрузка даётся подросткам большим напряжением психических, эмоциональных и физических функций. У подростков во время солнечной активности может появиться повышенная возбудимость, нарушение внимания, некоторые становятся агрессивными, раздражительными, обидчивыми. Подросток может более медленно выполнять школьную работу. Непонимание состояния детей в такие периоды со стороны родителей, воспитателей, учителей усугубляет отрицательный эмоциональный фон ребёнка. Могут возникать конфликтные ситуации.

    1. Частота солнечных вспышек.

Солнечные вспышки - это уникальные по своей мощности процессы выделения энергии (световой, тепловой и кинетической), в атмосфере Солнца. Вспышки так или иначе охватывают все слои солнечной атмосферы: фотосферу, хромосферу и корону Солнца. Продолжительность солнечных вспышек часто не превышает нескольких минут, а количество энергии, высвобождаемой за это время, может достигать биллионов мегатон в тротиловом эквиваленте. Солнечные вспышки, как правило, происходят в местах взаимодействия солнечных пятен противоположной магнитной полярности или, более точно, вблизи нейтральной линии магнитного поля, разделяющей области северной и южной полярности. Частота и мощность солнечных вспышек зависят от фазы солнечного цикла.

Энергия солнечной вспышки проявляется во множестве форм: в виде излучения (оптического, ультрафиолетового, рентгеновского и даже гамма), в виде энергичных частиц (протонов и электрона), а также в виде гидродинамических течений плазмы. Мощность вспышек часто определяют по яркости производимого ими рентгеновского излучения. Самые сильные солнечные вспышки относятся к рентгеновскому классу X. К классу M относятся солнечные вспышки, которые имеют мощность излучения в 10 раз меньшую, чем вспышки класса X, а к классу C - вспышки с мощностью в 10 раз меньше, чем вспышки класса M. В настоящее время классификация солнечных вспышек осуществляется по данным наблюдений нескольких искусственных спутников Земли, главным образом по данным спутников GOES.



      1. Солнечная активность за последние 30 лет.



      1. Солнечная активность за последние 2 месяца.

В июне 2014 года солнечная активность незначительно снизилась. Наблюдались 16 слабых, 9 средних и четыре мощных вспышек. Солнечная активность в июне 2014 года такая же, как на настоящий аналогичный период в предыдущем году, и на 12% ниже, чем в предыдущем месяце. В июле 2014 года солнечная активность резко упала. Наблюдались 6 слабых, 6 средних и три мощных вспышек. Солнечная активность в июле 2014 года на 55% ниже, чем на настоящий аналогичный период в предыдущем году, и на 35% ниже, чем в предыдущем месяце.

Выводы по I части.

  1. За длительный период изучения Солнца и Солнечной системы, цикличности в развитии Земли и жизни на Земле собрано множество доказательств, о связи процессов земных и солнечных.



  1. Солнечная активность оказывает влияние на живые организмы планеты, влияет на активность, психоэмоциональное состояние и здоровье человека.



  1. Частота солнечных вспышек может стать причиной многих процессов происходящих на Земле. Солнце и солнечная активность имеют решающее значение в жизни человечества и всей Земли. В повседневной жизни мы этого не замечаем, обращая внимание на другие проблемы: экономические кризисы, социальные неурядицы, военные конфликты и тому подобное. Но стоит Солнцу лишь немного изменить «рабочие настройки» - и влияние солнечной активности на биосферу станет очевидным. Именно поэтому состояние солнечной активности является предметом постоянного изучения и исследования.


Часть III. Проведение социологического опроса.

    1. Опрос школьников.

В рамках проекта мною был проведен социологический опрос школьников, с целью выяснения влияния на них солнечной активности. В рамках опроса учащимся была предложена «Анкета-опросник» следующего содержания:

  1. Знаете ли ВЫ о солнечной активности и ее влиянии на земные процессы:

  1. Да

  2. Нет

  3. Затрудняюсь ответить

  1. Замечаете ли Вы влияние солнечной активности на процессы жизнедеятельности? Если да, то на какие выбрать из предложенных (может быть несколько вариантов ответов).

  1. Изменения на растениях

  2. Изменение поведения животных, в том числе домашних

  3. Изменении в поведении и самочувствии людей.

  1. Считаете ли Вы себя метеозависимым, если Да, то как это проявляется выбрать из предложенного( может быть несколько вариантов ответов):

  1. Изменение состояния здоровья, ухудшение самочувствия

  2. Раздражимость

  3. Сонливости

  4. Ухудшение настроения

  5. Не замечаю влияния

  6. Другой вариант ответа

  1. Как Вы думаете, оказывает ли влияние солнечная активность на школьников:

  1. Да

  2. Нет

  3. Затрудняюсь ответить

  1. Можете ли Вы дать рекомендации метеозависимым людям, в целях улучшения состояния здоровья в период солнечной активности, если Да то какие? (Приложение №1).



    1. Результаты анкетирования.

В анкетировании приняли участие 136 учащихся СОШ № 288, это ученики 11А, 10А, 9А и 9Б, 8А и 8Б, 7А и 7Б классов. В результате обработки данных получены следующие результаты. I) Знаете ли ВЫ о солнечной активности и ее влиянии на земные процессы

  1. Да-112

  2. Нет-18

  3. Затруднились ответить- 6.

II) Замечаете ли Вы влияние солнечной активности на процессы жизнедеятельности? Если да, то на какие выбрать из предложенного:

  1. Изменения на растениях -26

  2. Изменение поведения животных, в том числе домашних- 67

  3. Изменении в поведении и самочувствии людей- 124

  1. Считаете ли Вы себя метеозависимым, если Да, то как это проявляется выбрать из предложенного:

  1. Изменение состояния здоровья, ухудшение самочувствия -107

  2. Раздражимость-86

  3. Сонливости -99

  4. Ухудшение настроения-123

  5. Не замечаю влияния-2

  6. Другой вариант ответа-0

  1. Как Вы думаете, оказывает ли влияние солнечная активность на школьников:

  1. Да -89

  2. Нет-14

  3. Затрудняюсь ответить-33

  1. Можете ли Вы дать рекомендации метеозависимым людям, в целях улучшения состояния здоровья в период солнечной активности, если Да то какие? Предложены рекомендации следующего плана: « больше отдыхать в такие дни», « следить за своим здоровьем и давлением», « не нервничать», «не перегружать себя уроками и другими занятиями», «не ходить в школу», «больше заниматься спортом», «соблюдать режим сна и отдыха», «больше бывать на свежем воздухе», «правильно питаться и отдыхать больше», «не кричать на других», «не знаю что посоветовать», «затрудняюсь дать консультацию», «следить за солнечными вспышками и своим здоровьем в эти дни», «не перенапрягаться». 53 учащихся не дали ответа на вопрос, т.е. затрудняются в даче рекомендаций. (Приложение №2 и презентация).

Выводы по II части.

  1. В анкетировании приняли участие 136 учащихся, 82,35% опрошенных знают о существовании солнечной активности, 13,23% не знают и 4,4% затруднились ответить на вопрос.

  2. Все из опрошенных замечают влияние солнечной активности на живые организмы, растения, животных и человека.

  3. 134 учащихся причислили себя к метеозависимым, указав различные проявления на них солнечной активности, что составляет -98,53% опрошенных. 2 человека, определили себя как метеонезависимые люди, что составляет 1,47%. Из опроса следует, что большинство опрошенных признают факт влияния на них солнечной активности в разных видах и формах.

  4. 65% опрошенных уверены, что солнце влияет на школьников, 10,29% уверены что не оказывает влияния, 24,26% затруднились ответить.

  5. Учащиеся не могут дать конкретных рекомендаций по поведению метеозависимым людям в период солнечной активности, а38,97% учащихся вообще не дали никаких рекомендаций.

  6. Из результатов опроса можно сделать выводы о том, что солнечная активность действительно оказывает влияние на многие жизненные процессы происходящие на Земле. От ее влияния страдают разные группы живых организмов, в том числе и школьники. Многие из них не знают, как уменьшить влияние на человека, затрудняются дать рекомендации другим, а значит необходимо провести информационную работу с учащимися. Выпустить информационный листовку. (Приложение №3).

Часть III Рекомендации по улучшению состояния здоровья учащихся в периоды солнечной активности.

Как сохранить здоровье человека в период магнитных бурь?... Большое число людей чувствует предстоящее изменение погоды. Накануне люди с ослабленным здоровьем испытывают боли в суставах, сердце, головную боль, плохо спят и т. д. Возрастает число преждевременных родов, токсикозов, в этот период наибольшая заболеваемость раком, обострение глазных болезней…. Необходимо повышать резервные возможности организма. Чтобы не реагировать на метеоусловия, необходимо постоянно укреплять иммунитет. Можно применять медикаментозными средствами предписанные врачами, но и не забывать заниматься физкультурой, правильно организовать режим работы и отдыха, питание.

Сейчас мы отслеживаем, узнаем время наступления магнитных бурь. Мы можем заранее предупредить, уберечь организм от ухудшения здоровья. Нужно еще до наступления неблагоприятной погоды любыми способами укреплять здоровье не медикаментозными средствами, а уделять внимание физическим нагрузкам, здоровому сну, прогулкам по свежему воздуху.

Для улучшения состояния здоровья во время магнитных бурь рекомендуется:



  • Ограничить физическую нагрузку.

  • Во время магнитных бурь ускоряются процессы окисления, необходимо это компенсировать антиоксидными препаратами (глютаминовой кислотой, аскорбиновой кислотой и т. д.).

  • Не стоит намечать никаких важных дел на те дни, которые обещают быть «бурными» с позиций солнечной активности.

  • Подготовьте свой организм к предстоящим испытаниям.

Что вы можете для него сделать?

  • Перейти на менее калорийный рацион питания. Включите в него зеленые овощи и больше фруктов.

  • Пейте поменьше кофе, а еще лучше будет, если вы на время позабудете о нем совсем и замените зеленым чаем или соками и минеральной водой.

  • Утром примите контрастный душ, а вечером – расслабляющую ванну.

  • Если все-таки в день магнитной бури или спустя некоторое время после нее вы начнете действительно неважно себя чувствовать, обязательно обратитесь к врачу.

Выводы по работе

  1. В ходе работы над проектом изучила природу влияния солнечной активности на здоровье человека. Выяснила влияние солнечной активности на здоровье школьников СОШ№ 288.

  2. Исследовала, как влияет солнечная активность на состояние здоровья человека и учащихся СОШ № 288.

  3. Разработан ряд рекомендаций по улучшению состояния здоровья школьников в периоды солнечной активности. Проведена информационная работа с учащимися, выпущена информационная листовка, содержащая рекомендации школьникам в период солнечной активности.


Список используемой литературы.


  1. А.А. Гурштейн – «Извечные тайны неба»;

  2. Э.В. Кононович – «Солнце – дневная звезда»;

  3. «Энциклопедия по астрономии».

Каталог: storage3 -> article
article -> «Анорексия и булимия, или Красота требует жертв?»
article -> Интеллектуальная игра по окружающему миру «Эта Земля твоя и моя»
article -> Костина Элина Станиславовна Влияние энергетических напитков
article -> Исследовательская работа подготовлена обучающимся 4 «А» класса Уваровым Михаилом. Руководитель работы: Кленина Галина Алексеевна
article -> Исследовательская работа по теме: «Движение победа над всд».
article -> Состав крови. 8 класс
article -> Профилактика нарушений зрения детей начального школьного звена Исполнитель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница