Экологическое и земельное право



Скачать 70.61 Kb.
Дата07.09.2018
Размер70.61 Kb.
ТипРеферат

Карагандинский Государственный Медицинский Университет

Реферат


На тему: «Экологическое и земельное право»

Выполнил: Иманалиев Алихан 1-007 Стом

Проверила: Айжанова А.К.

Караганда 2016

Экологическое право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по охране экологических прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства, охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.

В качестве предмета правового регулирования экологического права выступают следующие отношения: а) по охране экологических прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства; б) природоохранные отношения; в) природноресурсовые отношения.

Метод правового регулирования экологических отношений сочетает в себе властно - авторитарные и автономные черты, характерные для методов административного и гражданского права.

Система экологического права как учебной дисциплины состоит из Общей, Особенной и Специальной частей. В общей части рассматриваются такие вопросы как предмет, метод, система, источники экологического права; право собственности на природные ресурсы; право природопользования и т.п. В особенной части - правовой режим использования и охраны отдельных объектов природы - земли, недр, воды, лесов, животного мира и т.п. В специальной части рассматриваются вопросы международно - правовой охраны окружающей породной среды и природопользования.

Экологическое законодательство - совокупность нормативных правовых актов, принятых государством и направленных на охрану экологических прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства, охрану окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов. К числу источников экологического права относятся Конституция РК, Законы РК («Об охране окружающей среды» от 15.07.1997 г.; «Об экологической экспертизе» от 18.03.1997 г., «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.07.1997 г., «О земле» от 24.01.2001 г/, и др.) А также правовые акты Президента, Правительства, министерств, ведомств, локальные нормативные акты.

Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле -совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. В субъективном - совокупность правомочий конкретного собственника по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами. Субъектами права собственности на природные ресурсы являются государство, физические и юридические лица. Объектами - земля, недра, воды, растительный и животный мир.

Право природопользования в объективном смысле - совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей. В субъективном смысле - совокупность установленных экологическим законодательством правомочий конкретного природопользователя по владению и использованию природного ресурса. Субъектами права природопользования выступают юридические и физические лица. Содержание права природопользования составляют права и обязанности природопользователя.

По видам используемых природных ресурсов право природопользования делится на: право землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром и т.п. По способу природопользования: право общего и специального природопользования. По срокам специальное природопользование: постоянное и временное.

Государственно-правовой механизм охраны окружающей природной среды и природопользования - это совокупность, внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих деятельность соответствующих государственных органов по предотвращению вредных последствий хозяйственного развития на природу и человека, сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, поддержание благоприятного состояния окружающей человека среды.

Экологическое правонарушение - это виновное, противоправное деяние, посягающее на экологические права и законные интересы физических и юридических лиц, государства и причиняющее или несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей природной среде. Признаками правонарушения являются: вина, противоправность поведения нарушителя, общественная опасность, причинная связь между противоправным деянием и наступившим вредом либо реальной угрозой его причинения, наказуемость.

Состав экологического правонарушения образуют такие элементы как: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Экологические правонарушения в зависимости от характера применяемых санкций подразделяются на административные, уголовные, дисциплинарные, материальные, гражданско-правовые. По предмету посягательства: земельные, водные, лесные и т.п.

Уголовно - правовая ответственность применяется к физическим лицам за совершение уголовного преступления посягающего на экологический правопорядок. Административная ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. Гражданско-правовая ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба в объеме, включающем реальный вред, упущенную выгоду и неполученный доход. Дисциплинарная ответственность применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред. Материальная ответственность предусмотрена для должностных лиц виновных в причинении вреда за экологическое правонарушение на основе трудового законодательства.

Земельное право - отрасль права, представляющая собой совокупность установленных государством норм по регулированию земельных отношений. Предметом земельного права являются земельные отношения.

Источники земельного права - нормативные правовые акты, регулирующие земельные правоотношения. Главным источником является Конституция РК, закрепившая институт государственной и частной собственности на землю, провозгласившая целью государства охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Важным источником является Закон РК «О земле» от 24.01.2001 г.

Земельные правоотношения - это урегулированные законодательными актами земельные отношения. Их содержанием является совокупность прав и обязанностей по использованию и охране земель.

По характеру действия они подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов, установленных законодательством. Процессуальные - по поводу процедуры возникновения и прекращения правоотношений.

В соответствии со ст. 1 Закона «О земле» земельные правоотношения -правоотношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, с осуществлением права собственности и иных вещных прав на землю. Субъект земельных правоотношений — субъект, являющийся участником земельного правоотношения и в силу этого имеющий права и несущий обязанности в данном правоотношении.

Объект земельных отношений - вся земля в пределах территории Республики Казахстан, отдельные земельные участки, независимо от того, что на них расположено и от правовых оснований их закрепленности за отдельными субъектами, а также права на земельные участки и земельные доли.

Основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются конкретные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление определенных последствий. Основные их виды: правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Право частной собственности на земельный участок — право граждан и негосударственных юридических лиц владеть пользоваться и распоряжаться принадлежащим им земельным участком на основаниях, условиях и в пределах, установленных Законом РК «О земле».

Право владения землей — юридически обеспеченная возможность осуществлять фактическое обладание землей. Право землепользования — право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное землепользование) на возмездной и (или) безвозмездной основе. Право распоряжения землей — юридически обеспеченная возможность государства определять юридическую судьбу земли и частного собственника совершать сделки, не запрещенные законодательными актами, в отношении своего земельного участка.

Право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности, — право субъекта владеть и пользоваться земельным участком, возникающее на основе договора о временном пользовании земельным участком между собственником земельного участка и временным пользователем (арендатором или безвозмездным пользователем).

Сервитут — право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком, в том числе для прохода, проезда, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд.

Статья 1 определяет земельный фонд Республики Казахстан, который, в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земельными спорами называются споры, возникающие между участниками земельно-правовых отношений в связи с нарушением земельных прав и законных интересов. Их предметом являются правоотношения по поводу границ земельных участков, предоставленных в собственность или на праве землепользования; сроков предоставления земли в пользование; осуществления собственниками или землепользователями своих прав и обязанностей в связи с возникновением или прекращением прав на землю. Сторонами могут быть как собственники и землепользователи, так и государственные органы, выполняющие функции по управлению земельными ресурсами.



Споры, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются судом. Вместе с тем, целый ряд споров разрешается органами исполнительной власти или местными исполнительными органами.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница