Экономическая психология как метод оценки экономической деятельности



Дата13.01.2020
Размер39 Kb.
ТипЗакон

Секция 3

СВИРИДА Ю.Ю.

Руководитель: Ст. преподаватель КОЗЫРЕВА С.Д.

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

Г. Донецк
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время существует много экономических законов, особенностей и закономерностей, однако никто никогда не сможет точно и уверенно предсказать, будет ли продаваться тот или иной товар, какую его модификацию предпочтет потребитель и как изменится спрос в ближайшее время.

Существует специальный термин «экономическая психология» [1], означающий применение метода психологии к оценке экономической деятельности и разработке систем или моделей психологического воздействия на мир экономики. Свои корни экономическая психология берет из теоретической и практической экономики и прикладной психологии (социологии).

Экономическая психология в качестве самостоятельной науки выделилась в конце 70-х годов, когда специфика деятельности стала рассматриваться в качестве изучения потребителя и производительности единым целым.

Истоки экономической психологии можно найти прежде всего в трудах знаменитых экономистов: Адама Смита, Альфреда Маршалла, Джона Кейнса.

В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Идея «экономического человека» длительное время доминировала в экономической психологии. Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты.

Экономическая психология как наука характеризуется многомерной структурой. Причем структура отечественной экономической психологии не является устоявшейся. Различные подходы к ее определению содержатся в учебных пособиях, сборниках материалов конференций и монографиях.

Растущее число публикаций в области экономической психологии свидетельствует о проявляющемся в последнее время интересе к психологическим аспектам экономического поведения. Это связано, в частности, с тем, что нестабильность становится имманентным признаком рыночных отношений, как в национальных, так и в мировой экономиках.

Изучение науки «экономическая психология» способствует более тщательному и современному пониманию всех возникающих экономических связей и явлений в выработке навыков применения экономико-психологических закономерностей с учетом их психологического аспекта. Сама по себе наука практически не имеет собственных специфических методов. Она может применять методы любых отраслей психологии, экономические методы, метод моделирования и теоретический анализ. Довольно часто применяются опросные методики и проведение экспериментальных исследований.

Экономическая психология изучает восприятие, мышление и поведение человека в экономической деятельности, в процессе его экономического взаимодействия с другими субъектами (людьми и организациями). Она решает проблемы трех основных типов экономической реальности, на которых встречаются субъекты:



  1. сфера рынка, где в центре внимания находится покупатель и продавец, торговые переговоры и сделки, потребительское поведение

  2. сфера бизнеса, где центральное место занимает исследования предпринимательства и деловой активности

  3. 3. сфера общества, где специальное проблемой является поведение граждан в ответ на экономическую политику государства, инфляция, теневая экономика, безработица и т.д. [2].

Важнейшая проблема экономической психологии - изучение психологии предпринимательства, выявление личностных качеств, характерных для психологического портрета предпринимателя. Зарубежные и отечественные ученые единодушны относительно ряда черт, свойственных предпринимателю. Это творческая экономическая активность, умение принять риск, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость. Выявлен и ряд особенностей отечественных предпринимателей в сравнении с зарубежными. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности своей деятельности со стороны социума, невысокие нравственные качества и ряд других. Традиционно для России негативное отношение к предпринимателю, его активности. И причины здесь, прежде всего, психологические.

Актуальна в экономической психологии проблема денег и отношения к ним людей. Выявляются определенные типы отношения к деньгам у разных социальных групп, специфика отношения их к величине оплаты труда и трате денег. Изучается влияние денег на формирование личности, психологические проблемы богатства и бедности, хранения и накопления денег.



В центре внимания экономической психологии находятся психологические проблемы инвестиционной деятельности, а также психология экономического поведения людей на рынке труда. Однако знания в этой сфере больше основываются на данных экономической науки, собственно психологических исследований пока явно недостаточно, более традиционно в экономической психологии изучение психологических факторов в сфере производства (характер труда, его мотивация, психология руководства).

Но самой важной проблемой экономической психологии, на наш взгляд, является изучение психологии предпринимательства, выявление личностных качеств, характерных для психологического портрета предпринимателя: творческая экономическая активность, умение принять риск, общительность, стремление к самореализации. Однако необходимо отметить некоторые особенности отечественных предпринимателей, это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности своей деятельности со стороны социума, невысокие нравственные качества (например, ответственности) и др. [3].

Подводя итоги, стоит отметить, что экономическая психология как сфера экономического сознания – это живое, страстное дело человеческой души, движение желаний, надежд, помыслов народа. Она выступает как трансформатор экономического поведения, где энергия слова преобразуется в энергию действия, знания – в убеждения и поступки, интересы и стимулы – в мотивы деятельности.

Накопление знаний в области экономической психологии позволит преодолевать не только трудности делового общения, трудовой дисциплины, мотивации, занятости, рационализации организации работ, повышения жизненного уровня, осуществления социальных программ, но и совершенствовать экономическую политику через прогнозные наброски и определение оптимальных средств и методов достижения поставленных приоритетных целей.

Список использованной литературы

  1. Муравьев А.И., Локшина Э.Х., Андреева И.В. и др. Экономическая психология: Теория, практика, образование: Научный доклад. СПб., 1998. 

  2.  Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей. Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012.

  3. Локшина Э.Х., Карлик А.Е. Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития. XIV международная научно-практическая конференция, 2014.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница