Экзаменационные вопросы по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем



Дата05.05.2016
Размер34 Kb.
ТипЭкзаменационные вопросы
Экзаменационные вопросы по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем
Раздел I. Физиология сенсорных систем

  1. Учение И.П.Павлова об анализаторах. Рецепторный отдел анализаторов. Классификация, функциональные свойства и особенности рецепторов. Функциональная мобильность (П.Г.Снякин).

  2. Проводниковый отдел анализаторов. Особенности проведения афферентных возбуждений. Участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений. Корковый отдел анализаторов. Процессы высшего коркового анализа афферентных возбуждений. Взаимодействие анализаторов.

  3. Характеристика зрительного анализатора. Рецепторный аппарат. Фотохимические процессы в сетчатке при действии света.

  4. Восприятие цвета (М.В.Ломоносов, Г.Гельмгольц, И.П.Лазарев). Основные формы нарушения цветового зрения. Современные представления о восприятии цвета.

  5. Физиологические механизмы аккомодации глаза.

  6. Слуховой анализатор. Звукоулавливающий и звукопроводящий аппарат. Рецепторный отдел слухового анализатора. Механизм возникновения рецепторного потенциала в волосковых клетках спирального органа. Теория восприятия звуков (Г.Гельмгольц, Г.Бекеши).

  7. Особенности проводникового и коркового отделов слухового анализатора.

  8. Роль вестибулярного анализатора в восприятии и оценке положения тела в пространстве и при его перемещении. Особенности деятельности вестибулярного анализатора при ускорениях и в состоянии невесомости.

  9. Двигательный анализатор, его роль в восприятии и оценке положения тела в пространстве и в формировании движений.

  10. Тактильный анализатор. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы анализатора.

  11. Роль температурного анализатора в восприятии температуры внешней и внутренней среды организма. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы температурного анализатора.

  12. Физиологическая характеристика обонятельного анализатора. Классификация запахов, механизм их восприятия.

  13. Физиологическая характеристика вкусового анализатора. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы. Классификация вкусовых ощущений.

  14. Роль интероцептивного анализатора в поддержании постоянства внутренней среды организма, его структура. Классификация интерорецепторов, особенности их функционирования.

  15. Биологическое значение боли. Современное представление о ноцицепции и центральных механизмах боли. Антиноцицептивная система. Нейрохимические механизмы антиноцицепции.



Раздел II. Высшая нервная деятельность


  1. Врожденная форма поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности.

  2. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Закономерности образования и проявления условных рефлексов. Классификация условных рефлексов.

  3. Физиологические механизмы образования рефлексов. Их структурно-функциональная основа. Развитие представлений И.П.Павлова о механизмах формирования временных связей.

  4. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков.

  5. Архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П.К.Анохина.

  6. Мотивации. Классификации мотиваций, механизм их возникновения.

  7. Учение П.К.Анохина о функциональных системах и саморегуляции функций. Узловые механизмы функциональной системы. Физиологическая система.

  8. Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика.

  9. Физиологические механизмы сна. Фазы сна. Теории сна.

  10. Учение И.П.Павлова о I и II сигнальных системах.

  11. Торможение в высшей нервной деятельности. Виды коркового торможения. Современные представления о механизмах торможения.

  12. Понятие о высших функциях человека, их адаптивная роль. Особенности восприятия у человека. Внимание. Значение работ И.П.Павлова и А.А.Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания. Физиологические корреляты внимания.

  13. Память и ее значение в формировании целостных приспособительных реакций.

  14. Биологическая роль эмоций. Теория эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Виды и роль эмоций в возникновении психосоматических заболеваний у человека.

  15. Роль эмоций в целенаправленной деятельности человека. Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс) и его роль в формировании психосоматических заболеваний организма.

  16. Речь, функции речи. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с развитием речи у человека. Внушение, самовнушение, психотерапия.

  17. Парность в деятельности коры больших полушарий мозга. Функциональная асимметрия мозга. Доминантность полушарий и ее роль в реализации высших психических функций (речь, мышление и др.).

  18. Физиологические подходы к изучению процесса мышления. Образное и вербальное мышление.

Каталог: student -> faculty -> department -> physiology -> learn proc
learn proc -> Тематический план лекций на весенний семестр 2012-2013 уч г. Учебная дисциплина – Физиология Направление подготовки – 060601 «Медицинская биохимия»
learn proc -> Законы гемодинамики. 01. 02 Ср. 2 Микроциркуляция. 08. 02 Ср
learn proc -> Тесты по разделу физиология нервной системы общая физиология нервной системы
learn proc -> Тематический план практических занятий
learn proc -> I. общая физиология с основами анатомии
learn proc -> Экзаменационные вопросы по функциональной анатомии центральной нервной системы
learn proc -> Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии для студентов медико-профилактического факультета
learn proc -> Рабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной физиологии по направлению подготовки
learn proc -> 1. Сенсорная функция полости рта, ее особенности. Понятие о ротовом или оральном анализаторе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница