Экзамены на носу! – Что делать?



Скачать 39.57 Kb.
Дата23.04.2016
Размер39.57 Kb.







ЭКЗАМЕНЫ НА НОСУ! – ЧТО ДЕЛАТЬ?

Все трясется, глаза ничего не видят, ладони мокрые и холодные, мозги ничего не соображают.

Этот предэкзаменационный мандраж, в принципе, испытывают не только школьники и студенты перед экзаменами, но и водители, впервые сдающие на права, начинающие хирурги, актеры перед выходом на сцену, люди, пришедшие на собеседование к потенциальному работодателю, и так далее.

Наши волнения по поводу экзамена либо какой-либо ответственной встречи вполне естественны. Важно только не впасть в панику. Настройте себя на победу. Проверено – страха нет!



ПОЧЕМУ У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ?

Бессонные ночи, тревожные мысли, раздражительность и плаксивость, снижение аппетита, учащенный пульс, головные боли, несварение желудка, спазмы, дрожь в конечностях - типичные проявления страха перед экзаменами. Интересно, что борьба с экзаменационным стрессом является проблемой не для всех людей. Некоторым, наоборот, нужно «как следует разозлиться» или испугаться, чтобы в полной мере мобилизовать свои силы и успешно сдать экзамены.

Вообще для каждого человека нужен свой, оптимальный уровень волнения и страха, при котором он показывает наилучшие результаты. И, как утверждает наука, «активный» или «пассивный» тип реагирования зависит от особенностей нервной деятельности и темперамента. Например, среди меланхоликов часто встречается слабый тип нервной системы: если к первому экзамену такие студенты в форме, то к концу сессии у них наступает запредельное торможение, наблюдаются пассивность, резкий упадок сил и настроения. Эта категория – легкая жертва для стресса, а значит, им нужно уметь снижать излишнее возбуждение. А вот флегматикам (с сильным, инертным типом высшей нервной деятельности) для наилучшего ответа, наоборот, необходимо больше переживать и бояться экзамена.

Другой, не менее важный фактор, - умение сосредоточиться на вопросе, теме. Отвлекающих моментов обычно бывает не менее пяти:

• собственные эмоции; погружение в них может занять все время подготовки и половину сил, необходимых для ответа;

• обстановка в экзаменационном классе/зале (объем и форма помещения, предметы вокруг и на рабочем столе); например, очень трудно не реагировать на раздражающие потоки тепла или холода, света или запаха; неожиданно «закапризничать» может и принесенная с собой ручка;

• звуки и движение в зале; всегда найдутся 3-4 человека, которые, вместо того, чтобы готовиться, следят за передвижениями экзаменатора по классу, теряя нить размышлений, тратя на это время и внимание, рискуя своим психологическим равновесием;

• свободно текущие воспоминания и ассоциации; переключив свое внимание, легко сбиться с темы и уже не вернуться к ней;

• оформление работы иногда почему-то начинает значить больше, чем ее содержание, в результате нет времени на решение последних заданий или написание последних фраз.

Главные составляющие успеха на экзамене – это умение владеть собой, знание материала, логика построения ответа и стиль общения с преподавателем. Теперь о том, что, собственно, полезно делать для повышения работоспособности и самоконтроля.



ПОИГРАЕМ НЕМНОГО?

Вся наша жизнь – это немного театр и некая игра. А раз так, то почему бы не организовать индивидуальный тренинг для успешной сдачи экзамена? Причем совершенно бесплатно. Представьте ситуацию экзамена во всех красках, со всеми вашими переживаниями и «страшными мыслями». Нарисуйте в воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который, взяв билет, попусту не отвлекается, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку. Одним словом, создайте алгоритм ваших действий, которым будете следовать на экзамене.

Эту ситуацию нужно «проиграть» в уме несколько раз: сначала в роли зрителя какого-то фильма о человеке, сдающего экзамены на «пятерку», а потом в роли главного героя переживаемой ситуации. Оба способа желательно мысленно «прокрутить» по 3 раза, чтобы зафиксировать положительные эмоции и свой настрой на успех. Впоследствии, на экзаменах, вы сможете вызвать у себя нужное состояние.

Другой способ вхождения в роль. Сядьте в удобную позу, расслабьтесь, сложите пальцы в замок и вспомните ситуацию, где вы «блистали» и где вам сопутствовала удача. Сначала надо воспроизвести в памяти «картинку», звуки, а потом – собственные эмоции. Самое главное – вызвать прежнее ощущение уверенности в собственных силах, вновь пережить и прочувствовать свой успех. И когда этот момент наступит, несильно сожмите сложенные в замок руки. Повторяйте этот прием ежедневно по три-четыре раза с некоторым интервалом времени. Такая тренировка поможет вызвать нужное состояние и на экзамене, достаточно лишь сосредоточиться и не сильно сжать руки.

Во время домашних тренингов можно побаловать себя предвкушением того облегчения, которое наступит после экзамена. Постепенно и о страхах забываешь, и переключаешься на приятное.

Если страх не проходит, психологи рекомендуют попробовать приём, называемый «доведением до абсурда»: представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Можно представить, что каверзные вопросы задает компания вурдалаков, которые сидят за экзаменационным столом и с нетерпением ждут вашего провала. Улыбнулись? Значит, все в порядке. Такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего.



ДЫШИМ, КАК ЙОГИ

Медитация на дыхании - прием, известный во многих духовных практиках. Сегодня его часто применяют в период предстартовой подготовки спортсменов. Суть в том, чтобы в течение 3-5 минут следить за потоком поступающего в организм прохладного вдыхаемого воздуха и теплым выходящим потоком, дышать при этом надо легко и естественно.

Упражнение, на первый взгляд, очень простое, но довольно результативное. Попытка проследить за процессом деятельности дыхательных мышц приводит к нарушению естественного ритма их работы: непроизвольному углублению дыхания или же его задержке. Подобная концентрация на процессе дыхания носит выраженный успокаивающий характер и отвлекает тревожных людей от негативных мыслей по поводу предстоящего экзамена за счет переключения внимания с внешних процессов на внутренние.

Через несколько минут, сняв возбуждение, переходят к самовнушению, мысленно говоря себе: “Я - Расслабляюсь - И - Успокаиваюсь”, синхронизируя эти слова с ритмом своего дыхания. Слова «Я» и «И» следует произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь” - на плавном, удлиненном выдохе, представляя себе, как волна теплого воздуха растекается по всему телу, расслабляя и размягчая его. Более подробно эти приемы описаны в специальной литературе.

Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты нервной системы от психических перегрузок - смех и плач. Если внимательно присмотреться, то окажется, что смех представляет собой серию коротких выдохов. То же самое происходит во время дыхания уступами: три- четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.

Людям тревожным и нервным сеансы расслабления полезно проводить не менее трех раз: за день до экзаменов, перед выходом из дома и за полчаса до экзамена. Снизить уровень нервно-психического напряжения помогут и медитации на дыхании, и формулы самовнушения и мысленное моделирование идеальной картины экзамена.



ИЩЕМ ПОВОД ДЛЯ РАДОСТИ

Одна древняя восточная мудрость гласит: «Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов». Дело в том, что нежелание и даже ненависть к экзаменам являются серьезным стрессогенным фактором. В организме начинают вырабатываться разрушительные токсины. Под их влиянием человек испытывает хроническое переутомление и усталость. Кстати, длительное нахождение в таком состоянии провоцирует развитие серьезных заболеваний.

Как нейтрализовать стресс и избежать нервного истощения? Совет банальный, но действенный: чередуйте умственные и физические нагрузки в период подготовки к экзамену. Ведь если мозг устал, то он не сможет вести активную деятельность, в том числе подчиняться вашим командам. Кроме того, помогут специальные упражнения для снятия эмоционального напряжения. Вот некоторые из них.

• Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

• Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.

• Слегка помассируйте кончик мизинца.

• Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут.

• В гимнастических упражнениях предпочтение советуют отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.

Главное условие серьезной подготовки к экзаменам – это режим. Дело в том, что занятия без отдыха и ночной образ жизни вызывают нарушения внимания и памяти. Поэтому люди, истощенные книжными бдениями, часто в самый ответственный момент не способны воспроизвести и вспомнить прочитанное.

Кстати, последние двенадцать часов лучше максимально посвятить подготовке организма, а не тратить это время на изготовление бомб. Нервная система и без того на взводе.

В ночь перед экзаменом желательно как следует выспаться! Врачи не рекомендуют укладываться спать сразу же после занятий: мозг будет продолжать анализировать информацию и еще не скоро успокоится. Лучше всего выйти на небольшую вечернюю прогулку или переключиться на другие заботы, заняться чем-нибудь расслабляющим и успокаивающим. Возьмите на заметку напиток ДИВНЫЙ ВЕЧЕР на основе трав: он принесет спокойный сон и легкое утреннее пробуждение. Самое безвредное из известных успокаивающих и снотворных средств - мед. Он укрепляет не только нервную систему, но и весь организм. Благодаря этим своим качествам мед как медикамент вне конкуренции (1 ст. ложку меда развести в стакане теплой воды и выпить за 30—40 мин до отхода ко сну при бессоннице).

Доказано, что при стрессах в организме быстро расходуется запас витаминов, особенно группы В. Дефицит устраняют: БЕРОККА Плюс в таблетках по 30 шт, для взрослых и подростков с 15 лет; серия витаминов МУЛЬТИ-ТАБС ИНТЕНСИВ, МУЛЬТИ-ТАБС АКТИВ при отсутствии противопоказаний взрослым и детям с 12 лет, МУЛЬТИ-ТАБС ИНТЕЛЛО КИДС ОМЕГА-3 детям и подросткам (по рекомендации врача).

Возможно, что перед экзаменами вам понадобится дополнительная витаминизация (обратите внимание на ДУОВИТ МЕМО в пастилках - для старшеклассников, студентов и взрослых). Но не переусердствуйте! Все должно быть в меру (СУПРАДИН в таблетках по 30 шт и в шипучих таблетках по 10 шт).

А, может, вы верите в талисманы? Прихватите с собой на экзамен какой-нибудь оберег, а заодно и аромакулон с нужным ароматом. Для бодрости, кипения мозгов и хорошего настроения.



CКОРАЯ ПОМОЩЬ УСТАВШИМ ГЛАЗАМ

Не забудьте поберечь глаза! Нужно делать перерывы каждые 20-30 минут и свести к минимуму просмотр телепередач. Полезна гимнастика для глаз. Например, такие упражнения:

• попеременно посмотреть вверх-вниз (25 секунд), влево - вправо (15 секунд);

• написать глазами свое имя, отчество, фамилию;

• попеременно зафиксировать взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

• нарисовать взглядом квадрат/ треугольник (сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки).

Вообще время от времени, в профилактических целях, полезно принимать витаминизированные препараты для улучшения зрения и снижения утомления с глаз: СОФЬЯ ЧЕРНИКА в капсулах, ЧЕРНИКА с травами, ЧЕРНИКА ФОРТЕ с витаминами и цинком, ЧЕРНИКА ФОРТЕ с лютеином, ЧЕРНИКА ФОРТЕ (таблетки 50 шт.), ЧЕРНИКА ЭККО ПЛЮС (таблетки 30 шт. и 90 шт.), МУЛЬТИ-ТАБС.

ЗАРЯЖАЕМ МОЗГИ

Период подготовки и сдачи экзаменов - время умственных перегрузок. Поэтому никаких диет и ограничений в еде! Иначе это вызовет дополнительный стресс. Самое разумное – внести некоторые коррективы в режим питания.

Исключите тяжелую, жирную и острую пищу. Недаром говорят, что сытое брюхо к ученью глухо. Это верно. После такой еды кровь приливает к желудочно-кишечному тракту, и, поскольку там начинается активная работа, усилия мозга сосредоточены на координации процессов пищеварения. Организму уже не до учебы и экзаменов, ведь у него появились более актуальные и насущные проблемы. По этой же причине не следует совмещать еду и учебу: прочитанные строчки «съедятся» вместе с пищей и забудутся через десять минут.

Исключите спиртное и сигареты! Эффект бодрости продержится не долго, потом – ноль работоспособности!

Не приучайте себя к кофеину (черный чай, кофе, кока-кола), занимаясь вечером и, тем более, ночью. Из-за кофеина на следующий день вы, скорее всего, ощутите усталость, раздражительность и нервозность.

Вместо этого налегайте на травяные чаи (цветы ромашки в фитопакетиках; сбор зверобоя, душицы, чабреца, цветки липы, ромашки, листья мяты, шалфея в составе успокаивающего чая ОПАЛИХОВСКИЙ), фруктовые молочные коктейли. Они прекрасно тонизируют.

Чипсы – нежелательный продукт для перекусов. Достойная им замена – несоленые орешки, сухофрукты, йогурт, нейтральный по вкусу сыр.

Умерьте потребление конфет, печенья и других продуктов с высоким содержанием сахара (в том числе напитков). Не исключено, что сначала они дадут энергетический толчок, но затем организм начнет выделять в большом количестве инсулин, в итоге понизится уровень сахара, появится непреодолимое чувство голода. Все ваши мысли будут заняты только едой, а не учебой. Вывод: стоит ли набивать карманы сладостями в день экзамена?



Люди, которые пьют больше воды, лучше сосредотачиваются, проще переваривают новую информацию и меньше страдают от головной боли. Следовательно, во время занятий держите на столе бутылку или кувшин с водой. Если такой вариант не устраивает, разведите воду небольшим количеством сока или фруктового концентрата.

Наиболее оптимальный режим питания: преобладание в рационе овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла; четырех- или пятикратный прием еды. Известно, что одни продукты стимулируют работоспособность, другие - быстроту мышления, третьи - концентрацию. Вот некоторые примеры.

Морковь стимулирует обмен веществ в мозгу и потому облегчает заучивание чего-либо наизусть. Тарелка тертой моркови с растительным маслом хороша перед зубрежкой.

Улучшить память, запомнить большой объем материала поможет ежедневный стакан ананасового сока. Ананас - любимый фрукт театральных и музыкальных звезд, ибо в нем мало калорий и много витамина С.

Авокадо прекрасным источником энергии для кратковременной памяти (например, при составлении различных планов); достаточно съесть половинку плода.

Сконцентрировать внимание помогают креветки (ежедневная порция - 100 г).

Репчатый лук способствует разжижению крови и улучшает снабжение мозга кислородом, поэтому он будет хорош при умственном переутомлении и психической усталости (используйте для салата половинку луковицы).

Вот продукты, помогающие достичь творческого озарения. Прежде всего, - это инжир, поскольку он содержит вещество, близкое по химическому составу к аспирину, а также эфирные масла, разжижающие кровь, за счет чего мозг лучше снабжается кислородом. Инжир – лучшая еда для журналистов и людей творческих профессий.

Тмин содержит эфирные масла, стимулирует нервную систему и поможет рождению отличных идей. Людям, которым необходима постоянная творческая активность, полезно заварить чай из тмина: 2 чайные ложки измельченных семян на стакан кипятка.

Ну а тем, кто учится и грызет гранит науки, просто необходимо включать в свой рацион капусту: это прекрасное средство для спокойной подготовки к экзаменам. Капуста снижает активность щитовидной железы и отлично избавляет от нервозности.

Тем, кто занимается изучением иностранных языков, наиболее полезен лимон: он освежает мысли и помогает восприятию информации.



Черника способствует лучшему кровообращению мозга, ее полезные свойства сохраняют не только замороженные ягоды, но и варенье!

На столе должна быть морская рыба и стручковая фасоль (в ней содержится цинк, способствующий улучшению памяти), богатые железом сухофрукты. Зеленые овощи и обезжиренное мясо повысят концентрацию внимания. Витамин С, содержащийся в цитрусовых, белокочанной капусте и томатах, поможет побороть стресс. А кальций, которым богаты молочные продукты, обеспечит нормальное функционирование нервной системы.

Клетки мозга способны работать во всю мощь только при достаточном поступлении глюкозы, поэтому нельзя идти на экзамен на пустой желудок. В противном случае возникнут головную боль и перевозбуждение. А можно ли успешно сдавать экзамены в таком состоянии?

Накануне экзамена – легко усвояемый ужин. Утром перед экзаменом – легкий завтрак (тарелка каши - манной, овсяной, гречневой, макароны или хлопья (углеводы кормят мозг), овощи или фрукты, фасоль, гренки с медом, овсянка или что-нибудь другое с высоким содержанием белка и клетчатки, батончик-мюсли ЧЕРНИКА С ЙОГУРТОМ). Если кусок в рот не лезет - ограничьтесь парой бананов, изюмом, выпейте фруктовый молочный коктейль, прихватите с собой яблоки, пару апельсинов. Примерно за час до экзамена взбодрите себя плиткой шоколада (100 г).



ПОДАВЛЯЕМ АДРЕНАЛИН

Экзамен — это всегда стресс, поэтому в кровь попадает много адреналина. В итоге - волнение и страх, которые мешают концентрировать внимание и думать. Чтобы блокировать эффекты адреналина, некоторые люди налегают на валерьянку. А кое-кто начинает пить успокоительные таблетки. К сведению: реакция организма в этом случае может оказаться совершенно непредсказуемой; особенно в сочетании с недосыпанием и волнением. Может сильно клонить ко сну или наступит состояние полного отупения и равнодушия. Как у «зомби».

Между тем существуют средства, помогающие обрести хладнокровность и рассудительность без каких-либо нежелательных последствий. Заинтригованы? Одно из них - ПРОПРАНОЛОЛ. Чаще всего он известен под такими торговыми названиями - анаприлин, обзидан. Применяется при аритмиях, в лечении артериальной гипертензии (повышенном кровяном давлении) и пр. Что очень ценно, блокирует действие адреналина и адренорецепторов и его действие длится 4-6 часов - как раз на время экзамена.

Учтите, возможно появление таких эффектов:

• суживает бронхи (если вы кашляете, кашель может усилиться);

• снижает артериальное давление, пульс становится более редким;

• снижает уровень сахара в крови (голодным нельзя идти на экзамен!).

При наличии хронических заболеваний консультация участкового врача обязательна. Некоторым людям этот препарат абсолютно противопоказан:

• если у вас редкий ритм (меньше 55 в минуту) или низкое артериальное давление (меньше 110/70), хотя во время стресса оба показателя увеличиваются;

• изменения в электрокардиограмме (например, блокада);

• бронхиальная астма;

• сахарный диабет;

• беременность.

Как показывает опыт, здоровые люди вполне могут принимать пропранолол в день экзамена. Но в первый раз его лучше попробовать в менее стрессовой ситуации.

Какую следует соблюдать дозировку? Пропранолол выпускается в таблетках по 10 и по 40 мг. Можно проглотить 1 целую таблетку (40 мг) за 1,5-2 часа до экзамена. Если необходимо сократить этот интервал до часа, таблетку следует разломать или растолочь (быстрее будет всасываться). А если нужен очень быстрый эффект, таблетку можно разжевать или сосать.

Лекарственная поддержка часто нужна не только в связи с экзаменами. На нас обрушивается мощный поток информации; постоянные стрессы, конфликты, сумасшедший темп жизни и скверная экология не дают мозгу, да и всему организму, нормально функционировать. Понятно, что при таких перегрузках в работе мозга могут возникать нарушения, которые у разных людей проявляются по-разному. У одних возникает головная боль, у других - ухудшение памяти, у третьих - быстрая утомляемость и плохое настроение. Тут уж недалеко и до нарушения мозгового кровообращения - инсульта.

Своевременная профилактика и лечение возникающих заболеваний становится все более актуальной. Соответственно, возрастает потребность в ноотропных препаратах (от греч. noos - мышление, разум; tropos - направление), то есть в средствах, которые оказывают специфическое позитивное влияние на высшие функции мозга за счет прямого воздействия на обмен в нервных клетках, а также повышают устойчивость нервной системы к повреждающим факторам.

В зависимости от показаний врачи нередко назначают ФЕНОТРОПИЛ® (таблетки №10 и №30, Россия). В формулу препарата заложены универсальные возможности, ведь разрабатывался он специально для космонавтов с целью обеспечения защиты организма от острых и хронических стрессовых факторов и перегрузок в условиях пилотируемых космических полетов разной продолжительности. В периоды большого умственного и физического напряжения могут быть также назначены КАВИНТОН (таблетки 30 шт. и 50 шт.), МЕКСИДОЛ (таблетки 30 шт.), ПАНТОГАМ (таблетки 50 шт.) и другие рецептурные препараты, которые получили широкое распространение в терапии благодаря избирательному действию на центральную нервную систему и хорошей переносимостью пациентами. Передовой подход к профилактике стресса и лечению его последствий воплощен в таком препарате, как ВАЗАВИТАЛ®. Однако прием этих средств по собственному усмотрению недопустим - имеются противопоказания и побочные эффекты.

Уменьшает психоэмоциональное напряжение и в то же время повышает умственную работоспособность безрецептурный препарат ГЛИЦИН (таблетки 50 шт.). Показания для его применения: сниженная умственная работоспособность, психоэмоциональное напряжение в стрессовых ситуациях (в том числе - экзамены и конфликтные ситуации), девиантные формы поведения детей и подростков, различные функциональные и органические заболевания нервной системы, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональной нестабильностью, снижением умственной работоспособности и нарушением сна.

Кроме того, есть БАДы, которые способствуют скорейшему восстановлению жизненных сил. Например, ЭНЕРДЖАЙЗЕР производства БИОРГАНИК (антиоксидантный комплекс для мужчин). Нутрицевтик ЖЕНЬШЕНЬ И ШИИТАКЕ восстановит запас энергии, увеличит физическую и умственную активность (внимание, имеются побочные действия и противопоказания!). Энерготоник из растений и фруктов ЭНЕРГИЯ И ТОНУС - помощь при усталости и стрессах.

Высочайшее скандинавское качество отличает продукцию марки ГЕРИМАКС: эликсиры на основе женьшеня, гуараны - ГЕРИМАКС ДРАЙВ КОЛА, ГЕРИМАКС ДРАЙВ ЧЕРНАЯ СМОРОДИНА. Из числа таблетизированных препаратов это ГЕРИМАКС ЭНЕРДЖИ - уникальная комбинация из экстракта женьшеня, 10 витаминов, 7 минералов и экстракта зеленого чая (таблетки 10 шт., 30 шт. и 50 шт., для взрослых и подростков с 15 лет, комплексное воздействие). Универсальным действием отличается ДИНАМИЗАН (таблетки 30 шт.).

В качестве успокоительных и антистрессовых средств специалисты рекомендуют настойки валерианы и пустырника, а также отвары крапивы, ромашки, хмеля. Тонизирующие свойства отличают такие популярные препараты, как экстракт ЭЛЕУТЕРОКОККА и драже ЭЛЕУТЕРОКОКК ПЛЮС. Взбодрят и помогут избавиться от сонливости настойка ЛИМОННИКА, ГЕРБИОН ЖЕНЬШЕНЬ в капсулах (для взрослых, с 18 лет). При снижении работоспособности нередко помогает экстракт РОДИОЛЫ (принимать только при отсутствии противопоказаний!).

ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ

Чем хороши эксперименты с различными методиками подготовки к экзаменам? Во-первых, это опыт. Во-вторых, сильная мотивация к учебе. В-третьих, умение владеть собой пригодится в любой ситуации. Особенно бесценно оно для карьерного и профессионального роста.



Как говорят англичане, удача всегда улыбается тем, кто много потрудился. Так что постоянно пополняйте свой банк данных - о технике йоги и аюрведы, о способах тренировки памяти, распространенных среди шахматистов, музыкантов, полиглотов, медиков, ну и, конечно, собирайте полезные наблюдения психологов. В конце концов, любой экзамен - это всего лишь проверка на самостоятельность.

По материалам книги Ю. Щербатых «Психология страха», http://www.happydoctor.ru/.
Каталог: download -> version
version -> Мбоу сош №42 с. Сандата основы формирования здорового образа школьников
version -> А. В. Ракицкая // Психологический журнал. 2011. Я№3 4 (29 -30). С. 48 55
version -> Синдром эмоционального выгорания у педагогов: эмоционально-нравственные аспекты
version -> А. И. Тихонов, Т. Г. Ярных технология лекарств
version -> Лекция №3: Психосоматика План лекции: • этиопатогенез психосоматических расстройств
version -> Литература Для учащихся медицинских училищ Под редакцией проф. С. А. Георгиевой
version -> По рецептам северных монастырей Древней Руси XVI века
version -> Обзор Острое повреждение почек в кардиохирургии Ключевые слова


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница