Элективный курс «Химия и медицина»



Скачать 110.5 Kb.
Дата26.04.2016
Размер110.5 Kb.
ТипЭлективный курс
МОУ «Молчановская средняя общеобразовательная

школа №1»
Программа элективного курса по выбору

по химии

«Химия и медицина»

(8 класс)



Разработала:

учитель химии МСШ №1

Кологривова Т.С.


Утверждена и рекомендована для применения

в общеобразовательном процессе:

НМС протокол № ____ от ______________

Молчаново – 2008


Пояснительная записка
Элективный курс «Химия и медицина» рассчитан на 17 часов, рекомендован для учащихся 8 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. На занятиях курса школьники знакомятся с лекарственными препаратами, которые находятся в домашней аптечке.
Цели курса:

Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, формирование представлений о профессиях, связанных с химией и медициной.


Задачи курса:

  • углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, применении веществ, их соединений;

  • знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на организм человека, с правилами гигиены; с историей важнейших химических открытий медицины; с приёмами оказания доврачебной помощи;

  • проведение профориентационной работы, знакомство с работой фармацевта, лаборанта, медсестры;

  • формирование умений работать с научно-популярной литературой;

  • совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием; решение экспериментальных и расчётных задач;

  • развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения.

Программой предусмотрено проведение демонстраций эксперимента, практических и лабораторных занятий, повышающий интерес школьников к предмету.


Содержание программы

Введение (3 часа)

Первые шаги химии в медицине. Понятие о фармакологии, иатрохимии, химиотерапии.

Парацельс – основоположник медицинской химии. Клавдий Гален – фармаколог. П. Эрлих – основоположник химиотерапии. Профессии: химик, биохимик, фармацевт, лаборант. Лекарственные вещества. Классификации лекарственных веществ: фармакологическая, химическая. Сырьё для получения неорганических, органических лекарственных веществ. Формы лекарственных препаратов: таблетки, драже, свечи, эмульсии, суспензии, настойки и др.

Лабораторный опыт. Ознакомление с формами лекарственных препаратов.

Экскурсия в государственную аптеку.
Тема 1. Самые простые из лекарств (6 часов)

Перманганат калия. История открытия. Физические свойства. Окислительные свойства. Применение растворов перманганата калия в быту, в медицине. Правила хранения. Меры первой помощи при отравлении концентрированным раствором перманганата калия. Пероксид водорода, история открытия. Пергидроль. Физические, химические свойства. Применение в медицине: кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство. Иод: история открытия, строение, физические и химические свойства, применение.

Борная кислота, борный спирт, антисептическая активность. Физиологический раствор. Ляпис. Нашатырный спирт. Гексагидрат хлорида кальция. Гептагидрат сульфата цинка. Активированный уголь.

Практическая работа №1. Приготовление раствора хлорида кальция с заданной массовой долей.

Лабораторные опыты. «Жидкий хамелеон». Разложение пероксида водорода. Н2О2 – окислитель, восстановитель. Растворение иода в воде, в спирте. Распознавание иодидов. Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углём.
Тема 2. Органические вещества (4 часов)

Понятие об органических веществах, отличие от неорганических. Аспирин, физические свойства, история получения, применение. Фталазол. Хинин. Антибиотики.

Практическая работа №2. Распознавание лекарственных веществ.

Лабораторные опыты. Растворение в воде аспирина, фталазола. Определение салициловой и уксусной кислот.


Тема 3. Ядовитые вещества (4 часа)

Яды. Классификация ядовитых веществ. Угарный газ: признаки отравления. Оказание первой помощи. Ртуть. Токсичность паров ртути. Соли ртути: коломель, сулема, применение в медицине. Мышьяк. Свинец. Соединения хрома. Токсичность в органических растворителей. Правила хранения ядов в быту. Меры первой помощи при отравлении. Химия и медицина.



Поурочное планирование курса


№ урока

Тема урока

Краткое содержание

Формы работы

1.

Первые шаги химии в медицине.

Парацельс, Клавдий Гален, П. Эрлих. Профессии: химик, биохимик, фармацевт, лаборант.

Презентация

2.

Фармакология.

Понятие о фармакологии, иатрохимии, химиотерапии. Лекарственные вещества и их классификация.

Экскурсия в государственную аптеку.

3.

Формы лекарственных препаратов.

Таблетки, драже, свечи, эмульсии, суспензии, настойки и др.

Лабораторная работа. Ознакомление с формами лекарственных препаратов.

4.

Перманганат калия.

История открытия. Физические свойства. Окислительные свойства.

Рассказ, меры первой помощи при отравлении конц. раствором перманганата калия.

5.

Пероксид водорода.

История открытия. Пергидроль. Физические, химические свойства. Применение в медицине.

Беседа, рассказ.

6.

Иод.

История открытия. Строение, физические и химические свойства, применение.

Лабораторная работа. Растворение иода в воде и спирте. Распознавание иодидов.

7.

Борная кислота.

Борный спирт, антисептическая активность. Физиологический раствор. Ляпис.

Рассказ.

8.

Нашатырный спирт. Активированный уголь.

Гексагидрат хлорида кальция. Гептагидрат сульфата цинка.

Лабораторная работа. Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углём.

9.

Приготовление раствора.

Раствор хлорида кальция с заданной массовой долей.

Практическая работа.

10.

Органические вещества.

Понятие, отличие от неорганических.

Лабораторная работа. Определение салициловой и уксусной кислот.

11.

Аспирин. Фталазол. Хинин.

Физические свойства, история получения, применение.

Лабораторная работа. Растворение в воде аспирина, фталазола.

12.

Антибиотики.




Презентация, лекция.

13.

Распознавание лекарственных веществ.




Практическая работа.

14.

Яды.

Классификация. Токсичность органических растворителей. Правила хранения ядов в быту.

Рассказ. Меры первой помощи при отравлениях.

15.

Угарный газ.

Признаки отравления. Оказание первой помощи.

Рассказ.

16.

Ртуть и её соли

Токсичность паров ртути. Коломель, сулема, применение в медицине.

Рассказ.

17.

Мышьяк. Свинец. Соединения хрома.




Рассказ.


Требования к результатам обучения

После изучения элективного курса «Химия и медицина» учащиеся должны:


знать формы лекарственных препаратов, их применение и влияние на организм человека, правила хранения лекарственных веществ в быту, свойства, применение и правила пользования в домашних условиях иодной настойкой, борной кислоты, растворов перекиси водорода, нашатырного спирта, перманганата калия, свойства ядовитых веществ, правила их хранения и меры оказания первой доврачебной помощи при отравлениях ими, элементарные сведения о фармакологической и химической классификациях лекарственных веществ, правила техники безопасности при обращении с химическими веществами;

уметь объяснять применение лекарственных веществ, исходя из знаний об их свойствах, использовать лекарственные вещества в домашних условиях, производить расчёты исходных веществ и готовить растворы разной концентрации, оказывать первую доврачебную помощь, составлять простейшие уравнения химических реакций, протекающих с изучаемыми лекарственными веществами, обращаться с химической посудой, оборудованием и реактивами;

использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни.

Литература




  1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.

  2. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-Пресс, 1999.

  3. Аликберова Л. Ю., Хабарова Е. И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.

  4. Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004.

  5. Савина А.А. Я познаю мир. Химия. – М.: Детская энциклопедия, 2001.

  6. Штемпелр Г. И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1996.

  7. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.

Каталог: files -> File
File -> Лечебная физкультура
File -> Казьменко Артем Анатольевич
File -> Закон санкт-петербурга о льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга
File -> Галины Чулуевны Махаковой. Приветственное слово директора фгу нии урологии, профессора Олега Ивановича Аполихина. 10. 20 12. 00 Пленарное заседание
File -> Фамилия, имя: Денисенко Владислав Курс: 4 курс, специальность «Сестринское дело»
File -> Реферат по биологии Решение проблемы защиты комнатных растений от вредителей и возбудителей инфекционных заболеваний
File -> Реферат по биологии на тему:
File -> Показания к проведению коронарной ангиографии (каг)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница