Авторский элективный курс
«Химия в каждом доме»
Автор – составитель Касимова Г.Л. учитель химии высшей категории МБОУ «Балезинская СОШ №1»
Пояснительная записка
Курс по выбору (элективный) «Химия в каждом доме» предназначен для учащихся 9-х классов основной школы. Программа курса знакомит учащихся с веществами, частог используемыми в быту, их свойствами, с правилами обращения сними без нанесения ущерба здоровью. Он ориентирован на углуление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии, обучению, умению правильно обращаться с химическими препаратами в быту. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия. Данный курс разработан в соответствии с концепцией профильного образования. За основу курса взята программа химического кружка «химия в быту», проводимого мною в течение многих лет (программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Химические кружки» М. Просвещение 1988).
Цель: расширение знаний учащихся, изучение применения и использования веществ в повседневной жизни, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.
Задачи:
- показать учащимся роль химии в окружающей их действительности, раскрыть перед ними широкую перспективу использования химии в их повседневной жизни и безосновательность хемофобии;
- совершенствовать экспериментальные умения;
- развивать умение обращаться с химическими приборами, учить соблюдению правил безопасности;
- расширить познавательные интересы, развивать мыслительные процессы, склонности и способности учащихся;
- формировать умение самостоятельно добывать знания, научить самостоятельно работать в Интернете, специальной литературой.
Для достижения наиболее эффективных результатов используются активные формы и методы обучения: лекции с элементами беседы, семинары, практические работы, эксперимент, экскурсии, проекты учащихся, работа с дополнительной литературой, творческие задания, сообщения учащихся, творческий отчет, ролевая игра, встречи с профессионалами.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Ожидаемые результаты: получение представлений о роли химии в окружающей их действительности, применение полученных знаний в повседневной жизни, развитие познавательных интересов на основе приобретения новых знаний, развитее умений анализировать новую информацию, совершенствование проведения экспериментальных навыков, приобретения опыта поиска информации по теме.
Курс рассчитан на 17 часов и носит прикладной характер. Режим проведения занятий может быть традиционным (один и или два часа в неделю), приемлемы и другие варианты.
Завершает курс защита проектов, рефератов или игра КВН.
Учебно тематический план
№ п/п
|
Наименование темы
|
Всего часов
|
В том числе
|
Форма контроля
|
Лекции
|
Практ.
|
семинар
|
1
|
Введение
|
1
|
1
|
|
|
Тест, анкетирвание
|
2
|
Вода
|
4
|
1
|
2
|
1
|
Творческий отчет, подборка задач
|
3
|
Соли, кислоты, основания
|
3
|
1
|
1
|
1
|
Отчет
|
4
|
Жиры и масла
|
2
|
0,5
|
1
|
0,5
|
Доклады учащихся
|
5
|
Моющие средства и душистые вещества
|
2
|
|
1
|
1
|
Ответы на семинарах
|
6
|
Ткани и волокна
|
2
|
1
|
1
|
|
Учебно-исследовательские работы
|
7
|
Материалы для ремонта квартир
|
2
|
|
1
|
1
|
Опорные конспекты
|
8
|
Итоговое занятие
|
1
|
|
1
|
|
КВНХ
|
Содержание программы курса
Введение (1 ч)
Тема 1. Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами.
Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы и т.п.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.
Основные термины: яды и противоядия, первая медицинская помощь, класс опасности.
Учащиеся должны знать: ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи.
Учащиеся должны уметь: оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ожогах, порезах.
Тема 2. Вода.
Природная вода и ее разновидность. Питьевая вода, очистка и охрана ее. Приготовление растворов для консервирования и маринования с определенной массовой долей. Практическая работа №1 «Удаление накипи». Практическая работа №2 «Жесткость воды и ее устранение». Экскурсия на водоочистительные сооружения поселка Балезино.
Основные термины: массовая доля, жесткость воды, коагулянты.
Учащиеся должны знать: понятие «жесткая вода», «мягкая вода».
Учащиеся должны уметь: удалять накипь и устранять жесткость воды, рассчитывать долю консерванта для приготовления домашних заготовок.
Тема 2. Соли, кислоты, основания.
Поваренная соль: ее свойства, значение для жизни. Сода (пищевая, кристаллическая, кальцинированная, каустическая). Соли-удобрения (азотная, фосфорная, калийная), соли-стройматериалы (гипс, мел, мрамор, известняк). Лимонная кислота, щевелелвая кислота, уксусная кислота и т.д. П.Р.№3 «Удаление ржавчины. Свойства солей (определение минеральных удобрений)».
Основные термины: удобрения (минеральные, органические), кислотность почвы, известкование, стимуляторы роста и развития.
Учащиеся должны знать: классификацию удобрений, сроки и способы их внесений, правила применения.
Учащиеся должны уметь: готовить растворы удобрений сложной массовой долей, сроки и способы внесения удобрений, использовать соли и кислоты в быту.
Тема 4. Жиры и масла.
Разновидность жиров и масел. Занимательные опыты: эфирные масла в корках апельсина, П.Р.№4 «Изучение растворимости жиров в органических растворителях, удаление жировых пятен».
Основные термины: жиры и масла.
Учащиеся должны знать: жиры и масла, их состав, применение различных масел.
Учащиеся должны уметь: удалять жировые пятна.
Тема 5. СМС и душистые вещества.
Синтетические моющие вещества. Мыло. Отбеливатели. Шампуни. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, эликсиры, одеколоны, дезодаранты). П.Р.№5 «Получение эфиров и самодельных духов».
Основные термины: мыло, СМС, отбеливатель, жесткость воды (временная и постоянная), накипь, ржавчина, синтетические душистые вещества.
Учащиеся должны знать: состав мыла и СМС, причины жесткости воды.
Учащиеся должны уметь: умягчать воду, получать духи, подбирать СМС по виду ткани и загрязнению, удалять накипь и ржавчину.
Тема 6. Ткани и волокна.
История производства волокон с древних времен, классификация волокон (натуральные, синтетические, искусственные). П.Р.№6 «Техника выведения пятен».
Основные термины: волокна (натуральные, синтетические, искусственные), пятновыводители, виды тканей, растворитель, загрязнитель.
Учащиеся должны знать: технику выведения пятен различного происхождения, приемы чистки одежды.
Учащиеся должны уметь: выводить пятна различного происхождения.
Тема 7. Материалы для ремонта квартир.
Классификация и основные свойства строительных и отделочных материалов (природные, каменные, керамические, минеральные, вяжущие, полимеры). Борьба с коррозией. П.Р.№7 «Опыты иллюстрирующие коррозию металла и защиту от нее».
Основные термины: лакокрасочные материалы, строительные и отделочные материалы, шпаклевки. Коррозия металлов.
Учащиеся должны знать: назначение строительных химических веществ, виды коррозий.
Учащиеся должны уметь: готовить вяжущие растворы, подбирать строительные материалы по назначению, знать способы борьбы с коррозией металлических изделий.
Тема 8. Итоговое занятие.
Защита проектов, рефератов или игра КВНХ.

Поделитесь с Вашими друзьями: |