Элективный курс «Химия в каждом доме»



Дата26.04.2016
Размер0.89 Mb.
ТипЭлективный курс
Авторский элективный курс

«Химия в каждом доме»

Автор – составитель Касимова Г.Л. учитель химии высшей категории МБОУ «Балезинская СОШ №1»

Пояснительная записка
Курс по выбору (элективный) «Химия в каждом доме» предназначен для учащихся 9-х классов основной школы. Программа курса знакомит учащихся с веществами, частог используемыми в быту, их свойствами, с правилами обращения сними без нанесения ущерба здоровью. Он ориентирован на углуление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии, обучению, умению правильно обращаться с химическими препаратами в быту. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия. Данный курс разработан в соответствии с концепцией профильного образования. За основу курса взята программа химического кружка «химия в быту», проводимого мною в течение многих лет (программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Химические кружки» М. Просвещение 1988).

Цель: расширение знаний учащихся, изучение применения и использования веществ в повседневной жизни, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

Задачи:

- показать учащимся роль химии в окружающей их действительности, раскрыть перед ними широкую перспективу использования химии в их повседневной жизни и безосновательность хемофобии;



- совершенствовать экспериментальные умения;

- развивать умение обращаться с химическими приборами, учить соблюдению правил безопасности;

- расширить познавательные интересы, развивать мыслительные процессы, склонности и способности учащихся;

- формировать умение самостоятельно добывать знания, научить самостоятельно работать в Интернете, специальной литературой.

Для достижения наиболее эффективных результатов используются активные формы и методы обучения: лекции с элементами беседы, семинары, практические работы, эксперимент, экскурсии, проекты учащихся, работа с дополнительной литературой, творческие задания, сообщения учащихся, творческий отчет, ролевая игра, встречи с профессионалами.

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Ожидаемые результаты: получение представлений о роли химии в окружающей их действительности, применение полученных знаний в повседневной жизни, развитие познавательных интересов на основе приобретения новых знаний, развитее умений анализировать новую информацию, совершенствование проведения экспериментальных навыков, приобретения опыта поиска информации по теме.

Курс рассчитан на 17 часов и носит прикладной характер. Режим проведения занятий может быть традиционным (один и или два часа в неделю), приемлемы и другие варианты.

Завершает курс защита проектов, рефератов или игра КВН.

Учебно тематический план




№ п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практ.

семинар

1

Введение

1

1







Тест, анкетирвание

2

Вода

4

1

2

1

Творческий отчет, подборка задач

3

Соли, кислоты, основания

3

1

1

1

Отчет

4

Жиры и масла

2

0,5

1

0,5

Доклады учащихся

5

Моющие средства и душистые вещества

2




1

1

Ответы на семинарах

6

Ткани и волокна

2

1

1




Учебно-исследовательские работы

7

Материалы для ремонта квартир

2




1

1

Опорные конспекты

8

Итоговое занятие

1




1




КВНХ

Содержание программы курса

Введение (1 ч)

Тема 1. Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами.

Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы и т.п.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.

Основные термины: яды и противоядия, первая медицинская помощь, класс опасности.

Учащиеся должны знать: ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь: оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ожогах, порезах.


Тема 2. Вода.

Природная вода и ее разновидность. Питьевая вода, очистка и охрана ее. Приготовление растворов для консервирования и маринования с определенной массовой долей. Практическая работа №1 «Удаление накипи». Практическая работа №2 «Жесткость воды и ее устранение». Экскурсия на водоочистительные сооружения поселка Балезино.

Основные термины: массовая доля, жесткость воды, коагулянты.

Учащиеся должны знать: понятие «жесткая вода», «мягкая вода».

Учащиеся должны уметь: удалять накипь и устранять жесткость воды, рассчитывать долю консерванта для приготовления домашних заготовок.
Тема 2. Соли, кислоты, основания.

Поваренная соль: ее свойства, значение для жизни. Сода (пищевая, кристаллическая, кальцинированная, каустическая). Соли-удобрения (азотная, фосфорная, калийная), соли-стройматериалы (гипс, мел, мрамор, известняк). Лимонная кислота, щевелелвая кислота, уксусная кислота и т.д. П.Р.№3 «Удаление ржавчины. Свойства солей (определение минеральных удобрений)».

Основные термины: удобрения (минеральные, органические), кислотность почвы, известкование, стимуляторы роста и развития.

Учащиеся должны знать: классификацию удобрений, сроки и способы их внесений, правила применения.

Учащиеся должны уметь: готовить растворы удобрений сложной массовой долей, сроки и способы внесения удобрений, использовать соли и кислоты в быту.
Тема 4. Жиры и масла.

Разновидность жиров и масел. Занимательные опыты: эфирные масла в корках апельсина, П.Р.№4 «Изучение растворимости жиров в органических растворителях, удаление жировых пятен».

Основные термины: жиры и масла.

Учащиеся должны знать: жиры и масла, их состав, применение различных масел.

Учащиеся должны уметь: удалять жировые пятна.
Тема 5. СМС и душистые вещества.

Синтетические моющие вещества. Мыло. Отбеливатели. Шампуни. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, эликсиры, одеколоны, дезодаранты). П.Р.№5 «Получение эфиров и самодельных духов».

Основные термины: мыло, СМС, отбеливатель, жесткость воды (временная и постоянная), накипь, ржавчина, синтетические душистые вещества.

Учащиеся должны знать: состав мыла и СМС, причины жесткости воды.

Учащиеся должны уметь: умягчать воду, получать духи, подбирать СМС по виду ткани и загрязнению, удалять накипь и ржавчину.
Тема 6. Ткани и волокна.

История производства волокон с древних времен, классификация волокон (натуральные, синтетические, искусственные). П.Р.№6 «Техника выведения пятен».

Основные термины: волокна (натуральные, синтетические, искусственные), пятновыводители, виды тканей, растворитель, загрязнитель.

Учащиеся должны знать: технику выведения пятен различного происхождения, приемы чистки одежды.

Учащиеся должны уметь: выводить пятна различного происхождения.

Тема 7. Материалы для ремонта квартир.

Классификация и основные свойства строительных и отделочных материалов (природные, каменные, керамические, минеральные, вяжущие, полимеры). Борьба с коррозией. П.Р.№7 «Опыты иллюстрирующие коррозию металла и защиту от нее».

Основные термины: лакокрасочные материалы, строительные и отделочные материалы, шпаклевки. Коррозия металлов.

Учащиеся должны знать: назначение строительных химических веществ, виды коррозий.

Учащиеся должны уметь: готовить вяжущие растворы, подбирать строительные материалы по назначению, знать способы борьбы с коррозией металлических изделий.


Тема 8. Итоговое занятие.

Защита проектов, рефератов или игра КВНХ.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница