Элективный курс «Свет мой, зеркальце, скажи »



Скачать 96.86 Kb.
Дата02.05.2016
Размер96.86 Kb.
ТипЭлективный курс
Пояснительная записка
Элективный курс «Свет мой, зеркальце, скажи….» рассчитан на 12 часов и адресована учащимся 9 класса.

В программе основной школы в курсе «Биология» мало внимания уделяется вопросам гигиены, санитарии, здорового образа жизни. А знания эти жизненно необходимы каждому человеку. Поэтому данная программа является дополнением к основному курсу и актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору естественно -научного профиля обучения.

Основная цель этой программы – формирование здорового образа жизни, формирование культуры здоровья; создание ориентационной основы для осознанного выбора естественно – научного профиля.

Основные задачи курса.



  1. Сформировать ответственное отношение к своему здоровью (отношение к здоровью как к ценности).

  2. Сформировать конкретные привычки здорового образа жизни.

  3. Научиться использовать в поведении информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья.

Программа предусматривает знакомство учащихся с основами гигиены и санитарии. Соблюдение правил гигиены не только уменьшает вероятность заболевания, но и дает возможность улучшить свой внешний вид, стать более привлекательным для окружающих.

В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, приемы творческой деятельности.

Логика реализации программы основывается на принципах актуализации и интеграции имеющихся знаний, выявление проблем и их решения.

П процессе освоения программы создаются благоприятные условия для актуализации знаний и умений, которые необходимы в освоении ряда профессий и специальностей: педагог, косметолог, дерматолог, парикмахер, модельер, валеолог и др.

Содержание программы.


  1. Кожа. Значение и строение кожи. Эволюция кожного покрова, его значение. Роль кожи в обмене веществ и процессе терморегуляции. (1ч.)

  2. Гигиены кожи. Молодость и красота. Рекомендации по уходу за каждым типом кожи. Угревая сыпь – проблемы и решения. Роговые производные кожи – волосы и ногти. Жизнь волоса. Внешний вид кожи- показатель здоровья. (2ч.)

  3. Тайна меланинов. О чем расскажет кожа? Солнечный свет – друг здоровья. Всем ли полезен загар? Веснушки- это подарок Солнца!?(2ч.)

  4. причины нарушения кожных покровов и повреждений кожи. Кожа- зеркало здоровья. Внешние и внутренние заболеваний кожи. Профилактика и лечение бородавок. Удалить родинку или нет? Онкокосметология. (2ч.)

  5. «Баня парит, баня правит». Да здравствует мыло душистое! Чистая кожа- основа здоровья. Чистота- основа красоты.(2ч.)

  6. Навыки личной гигиены у девушек и юношей. Косметические средства. Косметика для юношей. Гигиена подростков в период полового созревания. Профилактика венерических заболеваний. (1ч.)

  7. Круглый стол. Презентация творческих работ по теме «Свет мой, зеркальце, скажи…»(2ч.)

Примерные темы творческих работ.



  1. Удобная обувь – хорошее настроение.

  2. Почему жители Древней Греции отличались красивым телом?

  3. Спортивная одежда.

  4. Косметика – не новость.

  5. Собираюсь в отпуск (лето, зима).

  6. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.


Учебно-тематический план



Наименование

темы


Количество

Часов


Форма проведения

занятия


Образовательный продукт

Дата проведения

всего


т е о р и я

п р а к т и к а



план

факт

1. Строение и значение кожи. Кожа- своеобразный экран, на нем отражаются процессы, происходящие в организме.

1

1




Беседа

Развернутый опорный конспект составление таблицы.







2. Гигиена кожи. Молодость и красота. Типы кожи. Рекомендации по уходу за каждым типом кожи. Угревая сыпь- проблемы и решения. Роговые производные кожи – волосы и ногти. Внешний вид кожи – показатель здоровья.

2

1

1

Беседа. Практическая работа №1

Наблюдения. Результаты практической работы. Демонстрация функционального использования косметики.







3. Тайна меланинов. О чем расскажет кожа? Всем ли полезен загар? Веснушки – подарок Солнца!?

2

2




Эвристическая беседа.

Опорный конспект. Мини-сочинение рассуждение. «Тайны моей кожи».







4. Причины нарушений кожных покровов и повреждений кожи. Кожа- зеркало здоровья. Внешние и внутренние причины заболеваний кожи. Профилактика и лечение бородавок. Удалить родинку или нет?

2

1

1

Беседа. практикум










5. «Баня парит, баня правит». Да здравствует мыло душистое! Чистая кожа- основа здоровья. Чистота – основа красоты. Практическая работа №2. «Изучение сальных и потовых желёз кожи, моющих свойств мыла».

2

1

1

Беседа. Практическая работа №2

Конспект. Результаты практической работы.







6. Навыки личной гигиены у девушек и юношей. Косметические средства. Косметика для юношей, гигиена подростков в период полового созревания. Профилактика венерических заболеваний.

1

1




Беседа. Работа в группах.

Наблюдение. Соотношение полученной информации с имеющимися знаниями и личным опытом.







7. Круглый стол

2

2




Беседа.

Анализ проведения круглого стола, устный и письменный комментарий. Оформление стенда «А знаете ли Вы…»







Методические рекомендации
Практическая работа №1. Определение типов кожи на разных участках лица.

Оборудование: мягкая бумажная салфетка.

Порядок работы.

  1. Определите величину пор: а) поры не заметны; б) поры крупные, отдельные участки лица напоминают апельсиновую корку.

  2. приложите к лицу мягкую бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица. Определите, где цвет салфетки изменился больше.

  3. ответьте на вопросы:

а) к какому типу кожи относятся различные участки кожи лица?

б) каковы правила ухода за жирной, нормальной и сухой кожей??

Практическая работа №2. Изучение сальных желез кожи, моющих свойств мыла.

Предварительные замечания. На поверхности кожи образуется слой отмерших клеток, склеенных выделениями сальных и потовых желез. Благодаря образованию такой пленки, кожа не пропускает воду, и в тоже время она проницаема для воздуха. Секреты кожи убивают много вредных микробов. Кожа надежно предохраняет внутреннюю среду организма от внешних воздействий. Однако эти ценные свойства кожи во многом теряются, когда она становится грязной. Более того, частицы грязи, приставая к кожным выделениям, перестают смачиваться жидкостью и потому не могут быть отмыты одной водой. Мыло растворяет кожное сало, оно отделяется от кожи, унося грязь.

Оборудование: лупа, лезвие безопасной бритвы, блюдце с водой, мыло.

Порядок работы.


    1. Рассмотрите кожу на тыльной поверхности кисти в лупу. Обратите внимание на рельеф кожи, напоминающей ромбики и треугольники. Они блестят, потому что смочены салом и потом. По их углам расположены поры, из отверстий которых выходят стержни волос. Поры- это устья волосяных сумок. В полость каждой волосяной сумки впадают сальные железы. Они не видны, потому что находятся в глубоких слоях кожи.

    2. Рассмотрите кожу на ладонной поверхности кисти. Здесь тоже имеется много пор, однако они значительно мельче. Это отверстия потовых желез.

    3. Возьмите чистое лезвие безопасной бритвы и протрите пальцами его боковые стороны с тем расчетом, что бы лезвие было смазано кожными выделениями.

    4. положите лезвие на поверхность воды, налитой в блюдце. Лезвие плавает потому, что не смачивается водой.

    5. Намыльте лезвие и снова отпустите его в воду. Лезвие утонет.

    6. Снова протрите лезвие пальцами и положите на поверхность воды. в блюдце, где плавает лезвие, прилейте мыльного раствора до образования мыльной пены. Лезвие некоторое время находится на плаву, затем тонет.

    7. Ответьте на вопрос:




      • Почему лезвие, обработанное мыльным раствором, утонуло?

А) обработанное мыльным раствором стало тяжелее.

Б) обработка мыльным раствором лезвия изменила его плотность.

В) мыло растворило пленку, и вода стала смачивать металл.

Г) мыло ослабило пленку поверхностного натяжения воды, и кожное сало стало переходить в раствор. Лезвие утонуло после того, как произошла смачивание его водой.

Литература


  1. Агаджанян И.А., Катков А.Ю. резервы нашего организма.- М.: Знание. 1979.

  2. Айрапетов С.Р. Здоровья, эмоции, красота: Этюды.- М. 1977.

  3. Акимушкин И. Занимательная биология.М- Молодая Гвардия.

  4. Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду.- М.: Медицина.1988.

  5. Кольгуменко И.И. Косметика или косметология?- М.: Знание.1990.

  6. Популярная медицинская энциклопедия. – М.: Вента- Граф. 2004.

  7. Хрипкова А.Г., Фабер Д.А. Возрвстная физиология и гигиена школьника.- М.: Просвещение. 1990.

Литература для школьников.



  1. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии, и гигиене человека. – М.: Просвещение.1989.

  2. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии.- М.: Просвещение.1989.

  3. Федорова М.З., Кучменко В.С. Экология человека. Пособие для учащихся.- М.: Вента-Граф. 2003.

  4. Энциклопедия для учащихся. Человек. Том 18.-М.: Аванта+. 2002.


Лист внесенных изменений


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ягодная Поляна»

_____ /Чикунова С.М./

ФИО


«___» _________ 2013 г.





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ягодная Поляна»

_______/Федорова Т.И./

ФИО


«___» _________ 2013 г.

Приказ от _______№___



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Свет мой, зеркальце, скажи»
На 2013 – 2014 учебный год

Борбич Нина Никандровна,

учитель химии и биологии,

МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна»

Татищевского района

Саратовской области



Составитель: Березина И.Н., учитель биологии МОУ«СОШ №63 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического цикла» г. Саратова.






Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница