Эустресс и дистресс. Стресс-реакция загрузка в ответ на слабые и умеренные стрессорные факторы по Селье, развивается эустресс стресс без явлений повреждения или стресс с незначительными нарушениями. По мнению Л. Х



Скачать 49.91 Kb.
Дата29.04.2016
Размер49.91 Kb.
Эустресс и дистресс. Стресс-реакция загрузка... В ответ на слабые и умеренные стрессорные факторы по Селье, развивается эустресс — стресс без явлений повреждения или стресс с незначительными нарушениями. По мнению Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной и М.А. Уколовой (1977), на слабые, повторяющиеся и возрастающие по силе воздействия развиваются реакции тренировки, а на средние по силе раздражители —реакции активации. Эти научные исследования ростовских учёных признаны открытием. Именно эустрессы имеют наиболее важное для нормальной жизни организма значение. В этой связи можно даже вывести такую зависимость: отсутствие стресса —> отсутствие адаптации —> отсутствие резервов —> нарушение жизнедеятельности —> смерть. В процессе онтогенеза (начиная с внутриутробного периода) организм постоянно подвергается действию разнообразных стрессорных факторов. В ответ на слабые и средние по силе, продолжительности и характеру стрессорные воздействия в организме формируются те или иные реакции тренировки и активации. На действие интенсивных (сильных или чрезмерных), безысходных, неопределённых и (особенно) личностно значимых раздражителей в организме развивается дистресс — резко выраженная адаптивная реакция, быстро переходящая в неспособность организма приспосабливаться из-за снижения адаптивных резервов и подавления механизмов антистрессорной защиты. Дистресс всегда сопровождается значительными явлениями «полома», повреждения, деструкции, катаболизма, дистрофии, язвообразования, иммунодефицита и других расстройств, приводящих к развитию разнообразных патологических процессов, состояний, заболеваний и даже гибели организма. Таким образом, стресс может развиваться на действие как повреждающих факторов, так и многих других стимулов, не сопровождающихся повреждением (например, физические или умственные нагрузки, температурные воздействия, влажность, сухость, ветреность погоды и др.). При этом можно утверждать, что стрессорное состояние организма определяется не только интенсивностью действия этиологических факторов и условий, но и отношением к ним индивидуума, его качеств личности, воспитания и умения выходить из разнообразных конфликтных ситуаций. Стресс-реакция может быть кратковременной (острый стресс) и длительной (хронический стресс), системной или общей (системный стресс), и локальной, т.е. местной (местный стресс). - Острый системный стресс характеризуется развитием общего адаптационного синдрома (ОАС), включающего преимущественно адаптивные неспецифические сдвиги во всём организме. - Местный стресс — возникновением преимущественно адаптивных неспецифических изменений в ограниченной части тела. Как местный, так и общий стресс имеют преимущественно защитно-приспособительное значение, так как они способны повышать устойчивость организма к действию разнообразных стрессоров. Системный стресс (системная стресс-реакция) сопровождается развитием комплекса поведенческих и физиологических изменений в организме. - Изменения в поведении в ответ на действие стрессоров характеризуются развитием ориентировочных реакций, боевой готовности (к нападению) или готовности к убеганию. Они включают возбуждение многих сенсорных систем, обострённое внимание, повышенную настороженность, активизацию мыслительной деятельности, усиление познавательной способности, активизацию регуляторных и исполнительных систем, кроме пищевой и сексуальной (думать так и делать всё, чтобы сохранить прежде всего собственную жизнь и только при возможности продолжить свой род и вид). - Физиологические изменения при стрессе включают мобилизацию функций органов и систем, ответственных за адаптацию, резистентность, сохранение жизни, за получение большего количества кислорода, питательных и регуляторных веществ. В целом стресс обладает положительным адаптивным эффектом, позволяющим организму встретить неблагоприятный фактор в состоянии готовности и мобилизации в целях эффективной борьбы с ним. Как неспецифическая защитная реакция стресс улучшает выживание и способствует преодолению отрицательных воздействий. Стресс-реакция повышает резистентность организма и тренирует его защитные механизмы. Г. Селье писал: «Стресс — это аромат и вкус жизни, и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает». Однако стресс может нередко приводить и к развитию различной патологии. В основе стрессовой патологии лежит нарушение способности организма отвечать на действие стрессоров адекватной защитно-приспособительной реакцией. Вероятность возникновения стрессовых повреждений определяется не только интенсивностью и длительностью действия неблагоприятного фактора, но и зависит от состояния стресс-системы (стресс-реализующей системы) — её базальной (исходной) активности и реактивности, определяемой эффективностью работы стресс-лимитирующей системы.

http://natamyau.narod.ru/image/poloska.gif

Стресс и дистресс

http://natamyau.narod.ru/image/poloska.gif

Большинство людей в ситуации экзамена испытывает чувство беспокойства, тревоги, неуверенности в себе. От того, насколько ты успешно будешь справляться со стрессом, зависит не только твоя оценка, но и самочувствие.

Любой экзамен - это стресс. От того, насколько ты успешно будешь справляться со стрессом, зависит не только твоя оценка, но и самочувствие. Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной, чем в спокойных обстоятельствах. Спортсмен на соревнованиях обычно показывает лучшие результаты, чем на тренировках благодаря стрессу. Такое состояние называется эустресс.



Эустресс - это активизирующий стресс. Когда напряжение становится слишком сильным, возникает чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет. Такой стресс называется дистресс. Дистресс - разрушительный стресс. Именно его следует избегать. Таким образом, саморегуляция - это искусство пользоваться преимуществами эустресса и избегать дистресса. Что происходит с человеком в стрессовом состоянии? В состоянии эустресса пульс учащается до 90-100 ударов в минуту. В состоянии дистресса - свыше 100 ударов при уменьшении пульсовой волны. При эустрессе артериальное давление повышается умеренно. При дистрессе возможны два типа реакции: или резкое повышение артериального давления, или его резкое падение. Дыхание в состоянии эустресса обычно усилено. При дистрессе оно становится учащенным. Характерна реакция кожи на стресс. При эустрессе происходит покраснение. При дистрессе - побледнение или появление красно-белых пятен на коже. Эустресс вызывает ощущение тепла, иногда чувство "жара". Дистресс чаще всего сопровождается ознобом. Посмотрим, как изменяется протекание психических процессов в стрессовом состоянии. Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Задача, которую предстоит решить, видится особенно четко. Деятельность прогнозируется на несколько ходов вперед. Расширение объема внимания дает удивительное ощущение собранности. Память при эустрессе тоже улучшается. Человек быстрее и успешнее запоминает, с легкостью вспоминает забытое. В состоянии дистресса ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии. При дистрессе нарушается речь. Человек "проглатывает" буквы и слова, заикается, употребляет слова-паразиты "типа", "как бы", "так сказать", "это" и другие. 

Когда стресс перерастает в дистресс, проявляются трудности в управлении вниманием. Человек не может сконцентрироваться на решении задачи, или, наоборот, не может переключиться на другие вопросы. Качество мышления при дистрессе ухудшается. Мысль вращается как в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Характерная особенность мышления в состоянии стресса - сужение сознания. Отсюда и нечувствительность к юмору. Не стоит шутить с человеком в состоянии стресса. Он шуток не поймет. Ведь чувство юмора предполагает мгновенное переключение с одной точки зрения на другую - необычную точку зрения.
Каталог: download -> version
version -> Мбоу сош №42 с. Сандата основы формирования здорового образа школьников
version -> А. В. Ракицкая // Психологический журнал. 2011. Я№3 4 (29 -30). С. 48 55
version -> Синдром эмоционального выгорания у педагогов: эмоционально-нравственные аспекты
version -> А. И. Тихонов, Т. Г. Ярных технология лекарств
version -> Лекция №3: Психосоматика План лекции: • этиопатогенез психосоматических расстройств
version -> Литература Для учащихся медицинских училищ Под редакцией проф. С. А. Георгиевой
version -> По рецептам северных монастырей Древней Руси XVI века
version -> Обзор Острое повреждение почек в кардиохирургии Ключевые слова


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница