Евгений Комаровский Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников



страница1/36
Дата24.04.2016
Размер2.98 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Евгений Комаровский

Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников




Komarovsky.001 –




«Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»: Книжный клуб 36.6; М.; 2007

ISBN 978 5 98697 078 3

Аннотация



Замечательная книга знаменитого детского врача Евгения Олеговича Комаровского. Доступная, увлекательная и очень полезная информация, адресованная родителям – как будущим, так и уже состоявшимся.

Ребенок, его образ жизни, его родственники – и его болезни. Ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо, рекомендации, позволяющие принять правильные решения, и советы, способствующие укреплению нервной системы мам, пап, бабушек и дедушек.

Настоящее издание дополнено подборкой избранных статей и рассказов автора.

Евгений Комаровский

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ЕГО РОДСТВЕННИКОВ



Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия.

П.Я. Чаадаев
«…и вот когда попросили принести самое прекрасное из того, что есть на всем белом свете, ворона принесла свое дитя…»

притча
Научно популярную литературу почти никто и никогда не читает от начала до конца – как роман. Применительно к книгам с информацией о детях, проблемах и болезнях это особенно актуально. Зачем читать о правилах питания беременной женщины, когда у ребенка запор? Открываем главу про запор, получаем необходимые сведения и, с чувством глубокого удовлетворения, пытаемся претворить в жизнь советы и рекомендации.

Автору, конечно же, очень хочется, чтобы Вы прочитали все по порядку. Но, поскольку надежды на это невелики, для предотвращения последующих недоразумений позволю себе краткую инструкцию информацию для тех, кто готов приступить к чтению (варианты – просмотру, перелистыванию, изучению).

1. Книга состоит из трех основных частей:

– Часть первая – посвящена двум наиболее ответственным этапам в жизни ребенка и его родителей – беременности и первому году жизни.

– Часть вторая – ребенок старше года, естественно не сам по себе, а во взаимосвязи с папой мамой, дедами бабами, школами садиками, окружающей средой и системой здравоохранения.

– Часть третья – болезни, больницы, врачи, лекарства, что делать обязательно, чего не делать никогда.

2. Все, что Вы прочитаете, следует рассматривать, прежде всего, как информацию к размышлению. Ни одна живая душа на всем белом свете не может любить Вашего ребенка и понимать Вашего ребенка так, как Вы. Совсем другое дело состоит в том, что понимая, любя и даже при этом думая, размышляя, соображая, так вот при всех этих условиях далеко не всегда удается добиться успеха.

3. Успех, применительно к процессу ухода и воспитания, понятие относительное – смотря с какой колокольни смотреть. С точки зрения педагога – не вылезающий из больниц вежливый победитель городской физико математической олимпиады – несомненный успех. Абсолютно здоровый малолетний бандит (если его отмыть и запретить разговаривать) порадует детского врача отменной работой внутренних органов и прекрасными анализами.

4. Золотая середина – одновременный и обильный бальзам на душу родственников, врачей и педагогов – это ребенок умный, воспитанный и здоровый. Встречается сие явление крайне редко, но, реализуя некую программу ухода и воспитания, мы, по крайней мере, должны знать к чему стремиться.

5. Реальный уровень здоровья или нездоровья конкретного ребенка зависит от четырех факторов:

– Наследственности, т.е. того, что досталось от мамы и папы;

– Окружающей среды (экология + бытовые условия);

– Системы здравоохранения;

– Процесса ухода и воспитания, т.е. взаимоотношений ребенка и его родственников.

6. Вышеупомянутые уход и воспитание представляют собой некие совершенно определенные действия, некий комплекс мероприятий. Но, основной парадокс состоит в следующем: 100% взрослого населения знают как делать детей, но 99,9% не знают при этом, что потом делать с детьми .

7. Главная задача этой книги – устранить парадоксальность ситуации, в доступной форме предоставить читателю возможность самому определить, что с ребенком делать надо и чего нельзя делать никогда .



ЗНАКОМСТВО



«Большая или меньшая степень уважения, питаемая к автору, зависит от большего или меньшего сходства его идей с идеями читателя.»

Гельвеций
Автор – не профессор и даже не доцент: просто детский врач – самый обыкновенный, окончивший обыкновенный медицинский институт. И написана эта книга для людей обыкновенных, живущих обыкновенной человеческой жизнью. Что теоретически создает условия для будущего взаимопонимания1. Эту книгу автор адресует родителям – тем, которые родителями уже стали, и особенно тем, кто только собирается стать ими. Это не учебник, не сборник рецептов и инструкций, не энциклопедия и, упаси Боже, не руководство по поводу диагностики и лечения! Скорее всего, это среднего размера путеводитель, который должен помочь Вам избежать многих проблем. Главное – чуть чуть здравого смысла, чуть чуть логического мышления – и мы договоримся обо всем.

Произведений на аналогичную тему написано во всем мире преогромное множество. Неудивительно, что, потратившись на приобретение очередного «труда», будущие или уже состоявшиеся папа и мама хотят, прежде всего, узнать, в чем состоят особенности этого труда, и есть ли они вообще .

Таких особенностей три:

Первая особенность – возможность выполнения рекомендаций. Ведь сотни книг, посвященных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребенком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, мудрая свекровь, очередная беременность, количество дней до зарплаты и т.п.

Вторая особенность состоит в том, что, имея высшее медицинское образование, автор и сам не всегда и не все понимает в умных произведениях, рассчитанных на «широкую читательскую аудиторию». Поэтому он очень и очень старался сделать так, чтобы книга была максимально доступной, но не примитивной.

Третья особенность , пожалуй, главная – я не просто говорю «делайте так» – я пытаюсь убедить Вас в том, что именно так делать и надо.

Следует отметить, что современные родители довольно редко принимают на себя весь груз ответственности за здоровье ребенка. Якобы государственный подход к этому вопросу состоит в том, что за здоровье ребенка вообще отвечает участковый врач. Но ответы на большинство «детских вопросов» даются на семейных советах, где маме и папе – как лицам наименее опытным – отводится малозначительная роль. С одной стороны, это вполне понятно. С другой, именно мама и папа всегда оказываются «крайними», если дитя болеет или плохо себя ведет. Тут уж родственники, знакомые и, разумеется, бабушки и дедушки не преминут заметить, что надо было слушаться старших.

В связи с вышеизложенным, обращаю внимание мамы и папы на следующие моменты:

– оглянувшись по сторонам, Вы легко убедитесь в том, что ни Вы сами, ни Ваши друзья не отличаются железным здоровьем. Поэтому произнесенная свекровью или тещей фраза: «Я троих вырастила» – не является сколько нибудь весомым аргументом.

– что бы ни советовали Вам друзья, родственники и знакомые, запомните главное: не спать ночей, бегать по аптекам и больницам будете Вы и только Вы!

– Вы ведь прекрасно знаете: переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребенка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят Вам преодолеть возникшие сложности. Лучше уж с самого рождения выбрать правильное направление: это и проще, и дешевле, и приятнее.

– Если же с самого рождения не получилось – не знали или думали что знаете, не хотели, не понимали – помните: взяться за ум никогда не поздно, но чем раньше тем проще.
Здоровье наших детей в большинстве случаев не устраивает ни родителей, ни педиатров2. И это вдвойне неприятно с учетом того, что по количеству детских врачей мы оставили далеко позади не только Бангладеш, но и Соединенные Штаты Америки.

Вывод прост : ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров вместе взятых. Говоря другими словами, родители вполне могут сделать так, чтобы их дитя болело мало, а если уж все таки болело, то имело возможность сопротивляться болезням и выздоравливать с минимальными потерями3.

Вот тут и становится понятной роль педиатра, к которой необходимо стремиться всегда, везде и при любых обстоятельствах, – роль консультанта. И в этой роли педиатр нужен не столько ребенку, сколько родителям ребенка !

В этой книге мы постараемся помочь маме и папе усвоить главные принципы ухода и воспитания, главные правила оказания помощи при болезнях. Но реализовывать их на практике Вам придется самим – тут уж помощи ждать не от кого. Правда, принципы автора и жизненная позиция родителей могут не совпадать, поэтому, чтобы быть откровенным до конца, сообщаю следующее:

– автор является категорическим и последовательным противником педиатрического и педагогического экстремизма во всех его проявлениях. Поэтому заранее обречены на провал всякие попытки найти в этой книге рецепты по поводу того, как купать в проруби новорожденных или брать в горы трехмесячных детей, как закапывать нос мочой или учить годовалого ребенка читать, двухлетнего – играть в шахматы, а трехлетнего – готовить к будущей семейной жизни;

– автор убежден, что рождение и воспитание детей не является главным и единственным предназначением человека. И рождение и воспитание представляют собой лишь одну (возможно, самую большую и важную) сторону многогранника, которая ни при каких обстоятельствах не должна перекрывать другие его стороны – любовь, дружеское общение, работу, книги, домашних животных, увлечения (вязание, рыбалку, новую прическу, автомобиль, огород);

– никто, ничто и никогда не сможет поколебать уверенности автора в том, что счастливый ребенок – это, прежде всего ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке. Счастливый ребенок – это ребенок, у которого есть и мама, и папа, которые находят время не только для того, чтобы этого ребенка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.

Вот, собственно говоря, и все. Ежели устраивает – читайте дальше, нет – извините…
У полосатого удава и детеныши в полоску

африканская пословица




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница