Фармацевтическая этика необходимость настоящего времени



Дата27.04.2016
Размер9.41 Kb.
"Московские аптеки", 2004, N 7-8
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ЭТИКА - НЕОБХОДИМОСТЬ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
Биоэтика представляет собой науку о законах, принципах и правилах регулирования

профессионального поведения медицинского работника, которая в условиях новых медицинских

технологий позволяет не только использовать достижения научно-технического прогресса на благо

человека, но и предупреждать практикующего специалиста о недопустимости нанесения вреда

человеку, его потомству, окружающему миру.
Проблемы биоэтики отнюдь не новы, хотя термин "биоэтика" был введен только в 1969 году, да

и сама дисциплина начала формироваться совсем недавно, что было обусловлено фундаментальными

достижениями в области высоких медицинских технологий, революционными открытиями в

трансплантологии, психофармакологии, молекулярной биологии и медицинской генетике и других

направлениях современной медицинской науки. Преподавание биоэтики в ведущих медицинских и

фармацевтических вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Самары и других городов

началось в середине 90-х годов XX века. Пока предмет не был выделен в самостоятельный, этические

вопросы рассматривались при преподавании различных дисциплин в соответствии с

"Межкафедральной программой по медицинской этике в деонтологии" для высших медицинских и

фармацевтических учебных заведений, утвержденной МЗ СССР еще в 1976 г., и

усовершенствованной в 1983 г. В основном, формирование морального облика специалиста

осуществлялось через приобщение к нравственным традициям медицинской и фармацевтической

науки и практики при прохождении клинических и выпускающих кафедр. В частности, в Российском

университете дружбы народов фармацевтическая биоэтика рассматривалась через нормы поведения,

отражающиеся в профессиональном сознании фармацевтического работника, в основе которых

лежало учение о фармацевтической этике и деонтологии, и изучались в рамках таких дисциплин, как

история фармации, управление и экономика фармации. При прохождении производственной

практики в аптечных организациях студенты получали возможность непосредственной передачи

морального опыта от своих наставников. Следующий этап был вызван новыми рыночными

условиями существования фармацевтической отрасли, постепенно определившими круг вопросов

фармацевтической биоэтики. В настоящее время преподавание фармацевтической биоэтики в стенах

РУДН предполагает изучение основ деловой этики, определяющей поведение субъектов на

фармацевтическом рынке, соблюдение ими норм и правил деловой активности, устанавливаемых на

национальном и международном уровнях, например, корпоративная этика фармацевтических

компаний, этическая экспертиза лекарственных средств, этические аспекты продвижения

лекарственных средств (в том числе, рекламы, стимулирования сбыта, личных продаж, прямого

маркетинга и т.д.), этика и деонтология в аптечных организациях. Помимо фармацевтической

биоэтики студентам-фармацевтам читаются основы медицинской биоэтики, которые дают

представление об основных теориях, правилах и принципах биомедицинской этики, морально-

этических проблемах проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных,

моральных проблемах распределения дефицитных ресурсов здравоохранения. Безусловно, данная

дисциплина находится только в самом начале своего становления, и, если для медицинской

биоэтики ее развитие связывают с совершенствованием концептуальных основ, определяющихся

разработкой морально обоснованных подходов к решению специфических проблем медицинской

науки и практики, таких как моральные проблемы репродукции человека, генетики, прав больных

СПИДом и других, то дальнейшее формирование фармацевтической биоэтики в условиях


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
интенсивного и экстенсивного роста фармацевтического рынка будет определяться изучением

деловой этики как управленческой, прикладной этики. Речь идет о моральных аспектах:


- всего комплекса маркетинга, а не только такой его составляющей, как продвижение;
- использование интеллектуальной собственности;
- конфиденциальной информации;
- электронных коммуникаций;
- инвестирования;
- управления персоналом;
- управления транснациональными компаниями.
В условиях, когда в стране разрабатываются и законодательно закрепляются общемировые

концепции честного ведения бизнеса, появляется потребность в деловой этике как в инструменте,

позволяющем принять правильное управленческое, не противоречащее целям фармацевтического

бизнеса, с одной стороны, и нравственно оправданное, с другой стороны, решение. Неэтичный

бизнес, особенно в фармации, не только отталкивает покупателей, деформирует отношения между

субъектами рынка, повышает риск и трансакционные издержки, но и не позволяет выполнять

главную социальную задачу фармации по лекарственному обеспечению населения страны. Только,

когда каждая фармацевтическая компания (аптека, дистрибьютор, производитель) будет выполнять

моральные обязательства, имеющиеся у нее перед покупателями, поставщиками, сотрудниками,

владельцами, инвесторами, населением, только тогда можно будет говорить о фармацевтической



отрасли как этичном бизнесе.
Доцент кафедры управления
и экономики фармации РУДН
Т.П.ЛАГУТКИНА
Подписано в печать
25.08.2004
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Каталог: law -> hozjajstvennaja-dejatelnost -> torgovlja
torgovlja -> Особенности функционирования на рынке препаратов безрецептурного отпуска
torgovlja -> Назначения, дез средства, средства личной гигиены, посуду для мед целей, предметы ухода за
torgovlja -> Биологически активные добавки к пище спрос и доверие
torgovlja -> Структура космецевтического отдела в аптеке
torgovlja -> Инструменты аптечного аналитика
torgovlja -> Аптечные сезоны
torgovlja -> Биологически активные добавки к пище на российском аптечном рынке


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница