Федерального госудрственного автономного образовательного учереждения высшего



Скачать 175.22 Kb.
Дата01.10.2017
Размер175.22 Kb.
ТипЗанятие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ

(ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра «Физическое воспитание и спорт»
Работа для I Международного заочного студенческого конкурса

«Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе»



Физическое развитие и диагностика организма

при занятиях спортом у подростков

Выполнил :

Студент Балло Франц

гр. 1121105__________

«__»____________2015_г

Руководитель :

к.п.н., доцент, Ихсанов И.С.

«__»____________2015_г

Набережные Челны

2015


Введение
Занятие спортом является одним из определяющих факторов изменения физического, психического и эмоционального состояния человека. Только правильно организованная методика занятия спортом с соблюдением основных принципов физической культуры под наблюдением преподавателя – тренера и врача укрепляют здоровье, улучшают физическую подготовленность и работоспособность организма человека, способствуют росту спортивного мастерства. В то же время неправильная организация занятий, неправильное использование методических принципов, планирование объёма и интенсивности тренировочной нагрузки без учёта состояния здоровья и индивидуальных особенностей человека не принесут желаемых результатов или могут даже нанести вред здоровью.

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают положительное влияние на организм человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, центральную нервную, выделительную и пищеварительную системы.

Важную роль в этом процессе играет контроль. Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма. Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой включает в себя различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль.


1. Показатели физического развития
Физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни.

Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.



Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.

Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.

Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М – mediana) и средне-квадратичное отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы). Так, например, если средний рост студентов 173(М) 6(S) см, то большинство обследованных (68–75)  имеют рост в пределах от 167 (173 6) см до 179 (173+6) см.

Для оценки, сначала определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (173см при S = 6), значит рост данного студента на 8,5см больше среднего. Затем полученная разница делится на показатель S. Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше 2,0(очень низкое); от 1,0 до 2,0 (низкое); от 0,6 до 1,0 (ниже среднего); от 0,5 до +0,5 (среднее); от + 0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое), больше +2,0 (очень высокое).

Индексы физического развития. Это показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.

Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т.п.) Разные индексы включают разное число признаков: простые (два признака), сложные – больше. Наиболее часто встречающиеся индексы.

Ростовой индекс Брока-Бругша. Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165см; при росте от 165 до 175см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом.

Весоростовой индекс (Кетле) определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см). Средними показателями считаются 350-400 г у мужчин и 325–375 г у женщин.

Для более точного определения веса тела необходимо учитывать тип телосложения и идеальный вес (таблица 1).

Таблица 1


Телосложение

Женщины

Мужчины

Астеники

рост (см) 0,325

рост (см) 0,375

Нормостеники

рост (см) 0,340

рост (см) 0,390

Гиперстеники

рост (см) 0,355

рост (см) 0,410

Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин – 60 (спортсмен 68–70) мл/кг, для женщин – 50 (спортсменки 57–60) мл/кг.

Силовой индекс получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: сила кисти мужчин (70–75) веса, женщин – (50–60) , спортсменов – (75–81) , спортсменок – (60–70).

Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину тела в двух положениях (формула 1):


(1)
В норме КП = (87–92) . КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92 ), имеют преимущество в прыжках, беге. У женщин КП несколько ниже, чем у мужчин.

Показатель крепости сложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181–(80+90) = 11.

У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое телосложение, от 10 до 20 – как хорошее, от 21 до 25 – как среднее, от 26 до 35 – как слабое и более 36 – как очень слабое телосложение.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения.



2. Диагностика организма
Слово «диагностика» (греч: diagnosis - распознание) - употребляется в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической медицины, изучающей содержание, методы и последовательные ступени распознания различных физиологических состояний или болезней; во-вторых, процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании.

Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.

Состояние организма и отдельных его систем в зависимости от формы движения, мощности, длительности, ритма, объёма и интенсивности работы можно оценить с помощью дозированных нагрузок и функциональных проб.

Основа диагностики – накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты диагностического тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

Основные виды диагностики: врачебный контроль, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.


1. Врачебный контроль.

Врачебный контроль является неотъемлемой составной частью системы физического воспитания и спортивной тренировки.

Главные задачи врачебного контроля – обеспечение правильности и высокой эффективности всех физкультурных и спортивных мероприятий, широкое использование физической культуры и спорта в интересах всестороннего развития, сохранения и укрепления здоровья занимающихся. Врачебный контроль направлен на изучение состояния здоровья, физического развития, физической (функциональной) подготовленности занимающихся и влияния на них занятий физическими упражнениями и спортом. Он даёт возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья и планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся.

Правильная организация физического воспитания студентов предусматривает систематический врачебный контроль в процессе обучения и тренировки.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

- регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом (первичные, повторные, дополнительные);

- врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;

- санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;

- предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости;

- медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий .

Основное предназначение врачебного контроля в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме того, часть студентов направляется на лечебную физкультуру (ЛФК), а некоторые совсем освобождаются от практических занятий на какое-то время. Распределение по группам проводится после комплексного осмотра специалистами (хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, гинекологом, урологом, дерматологом). Затем терапевт определяет медицинскую группу для занятий физической культурой.

Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а так же с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляют на более детальное обследование к специалистам.

Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация- система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.

Углубленные диспансерные обследования проводятся 1-2 раза в год и включают обследование физического развития по таким показателям, как рост, масса, толщина жировой прослойки, цвет кожи, осанка, форма спины, ног, окружность грудной клетки.


2. Педагогический контроль.

Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом.

Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно- тренировочных занятий.

Задачи, виды, содержание и методы педагогического контроля изложены по А.И. Зайцеву: Задачи педагогического контроля:

- оценка эффективности применяемых средств и методов тренировки;

- осуществление плана тренировки;

- установление наиболее информативных контрольных нормативов, оценивающих различные стороны подготовленности занимающихся или спортсменов (физическую, техническую, тактическую, теоритическую);

- выявление динамики развития спортивных результатов и прогнозирование возможных достижений отдельных занимающихся или спортсменов.

- отбор талантливых спортсменов.

Виды педагогического контроля:



  1. Поэтапный – оценивать состояние спортивно- технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

  2. Текущий - определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.

  3. Оперативный - экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.

Главное в педагогическом контроле –оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. Специалисты различают три типа состояний:

- перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма; уровня его тренированности);

- текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности);

- оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки и т.п.).

Основное содержания педагогического контроля:


  1. Контроль за посещаемостью занятий.

  2. Контроль за тренировочными нагрузками.

  3. Контроль за состоянием занимающихся.

  4. Контроль за техникой упражнения.

  5. Учёт спортивных результатов.

  6. Контроль за поведением занимающихся во время соревнований.

Методы педагогического контроля: анкетирование занимающихся, анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса, педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося упражнениями непосредственно на занятиях, тестирование различных сторон подготовленности, обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.

Врачебно-педагогический контроль – это исследования, проводимые совместно врачом и преподавателем-тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм занимающегося или спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.

При проведении врачебно-педагогического контроля (наблюдения) непосредственно на местах занятий применяются общепринятые методы определения реакции организма на выполнение учебно-тренировочной нагрузки.

С помощью врачебно-педагогических наблюдений выясняются:

Условия проведения занятий; их содержание и методика; объём и интенсивность тренировочной нагрузки и соответствие её уровню подготовленности занимающихся, их индивидуальным особенностям; выполнение студентами гигиенических правил содержания одежды и обуви; ведение студентами дневника самоконтроля; выполнение мер профилактики спортивного травматизма.

Всё это позволяет дать врачебно-физиологическую и педагогическую оценку учебно-тренировочному занятию в целом и реакции организма на нагрузку.

Врачебно- педагогический контроль даёт возможность выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближайший период отдыха.

Отставленный тренировочный эффект дает возможность выявить изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления - на другой и последующие после нагрузки дни.

Кумулятивный тренировочный эффект - это изменения в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа тренировочных занятий. Следует подчеркнуть, что за всю процедуру врачебно- педагогического контроля несёт полную ответственность не врач, а педагог- тренер.

Поэтому все срочные оперативные замечания по результатам контроля врач должен сообщать не занимающемуся, а преподавателю-тренеру. Результаты врачебно-педагогического контроля должны быть использованы им для совершенствования учебно-тренировочного процесса.

Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.


3. Самоконтроль.

Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Цель самоконтроля- организовать регулярные самостоятельные наблюдения простыми и доступными способами за своим физическим развитием, состоянием организма, влиянием на него физических упражнений, или конкретного вида спорта, или профессиональных бытовых нагрузок.

Обязательным условием правильно организованного процесса физического воспитания является самоконтроль. Самоконтроль – это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, а является лишь дополнением к нему.

Самоконтроль позволяет спортсмену оценивать эффективность занятий спортом (физкультурой), соблюдать правила личной гигиены, режим тренировок, закаливания и т.п. Регулярно проводимый самоконтроль помогает анализировать влияние физических нагрузок на организм, что даёт возможность правильно планировать и проводить тренировочные занятия.

Самоконтроль включает в себя простые общедоступные наблюдения, учёт субъективных показателей (сон, аппетит, настроение, потливость, желание тренироваться и др.) и данные объективных исследований (ЧСС, масса тела, ЧД, кистевая и становая динамометрия и др.).

Самоконтроль позволяет тренеру обнаружить ранние признаки перегрузок и соответственно корректировать тренировочный процесс.

При проведении самоконтроля ведётся дневник.

Дневник можно дополнить характеристикой тренировочных нагрузок (километры, килограммы, продолжительность и т.д.).

Дневниковые записи самоконтроля позволяют с высокой степенью объективности судить о таких важных комплексных состояниях показателях, как физическое состояние и физическое развитие человека.

Физическое состояние- это комплексная характеристика организма человека, отражающая уровень готовности к выполнению активной мышечной деятельности. Оно обусловлено особенностями телосложения, состоянием здоровья и двигательной подготовленности, уровнем функциональных возможностей организма человека.

Учёт показателей физического состояния совершенно необходим для оценки и выявления причин собственных успехов и неудач, постоянной корректировки методики занятий.

Под физическим развитием подразумевают комплекс морфологических особенностей организма, его размеров и некоторых функциональных показателей (например, жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) и мышечной силы). С целью установления уровня физического развития определяют прежде всего такие показатели, как рост, вес, окружность грудной клетки и конечностей, размеры отдельных частей тела и их пропорции, состояние мускулатуры.

Все показатели, которые подлежат фиксированию в дневнике самоконтроля, подразделяются на показатели объективного и субъективного характера.

Объективными называют те показатели, которые фиксируются специальными приборами. К ним относятся показатели артериального давления (АД), жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), мышечной силы, а также все антропометрические показатели, характеризующие уровень физического развития и физического состояния организма, которые фиксируются в процессе проведения врачебного контроля.

К субъективным относятся те показатели, которые фиксируются на основании собственных ощущений. К ним относятся: настроение, самочувствие, отношение к занятиям, переносимость занятий, болевые ощущения, сон, аппетит.

В программы самоконтроля включаются только те показатели, которые может определить сам занимающийся. Однако прежде надо записать в дневник и те данные, которые получены в результате врачебного контроля при помощи специальных приборов, которых нет у большинства занимающихся. Эти показатели очень важны для оценки состояния организма и эффективности используемых в занятиях средств и методов его тренировки.

Основное место в программе систематического самоконтроля и дневниковых записей занимают оценка и фиксирование субъективных ощущений и впечатлений.

«Настроение». Это очень важный показатель, отражающий психическое состояние занимающегося. Необходимо стремиться к тому, чтобы занятия всегда доставляли удовольствие. Настроение можно считать «хорошим», когда человек уверен в себе, спокоен и жизнерадостен; «удовлетворительным» - при неустойчивом эмоциональном состоянии и «неудовлетворительным», когда человек расстроен, подавлен.

«Самочувствие». Ощущению самочувствия часто не уделяют должного внимания из-за недостаточной объективности этого ощущения. Дело в том, что хорошее самочувствие может иметь место и тогда, когда в организме уже происходят болезненные изменения. Ориентировка на хорошее самочувствие в эмоционально насыщенном занятии может оказаться обманчивой и привести к перенапряжению с очень серьёзными последствиями.

Однако этим показателем самоконтроля не следует пренебрегать. Наблюдательный человек рано или поздно сможет более верно оценивать своё самочувствие и вносить полезные коррективы в занятия, ориентируясь на него. Самочувствие в дневнике самоконтроля отмечается словами: «Хорошее», «удовлетворительное», «плохое».

«Желание заниматься» отмечается в дневнике словами: «большое», «безразличное», «нет желания».

«Переносимость занятия». Отмечается степень выполнения запланированной нагрузки. Если она недовыполнена или перевыполнена, то необходимо указать причины. Здесь же отмечается продолжительность основных частей занятия и переносимость нагрузок в них («хорошая», «удовлетворительная», «плохая»).

«Болевые ощущения». Боли могут быть признаком травмы, заболевания или перенапряжения. Чаще всего бывают боли в мышцах, а так же боли в области правого подреберья, сердца и головные боли. Фиксируется также головокружение, чувство тошноты.

В дневнике самоконтроля необходимо отмечать, при каких упражнениях (или после каких упражнений) появляются боли, их интенсивность, длительность и т.п. «Аппетит». Тоже довольно чуткий показатель состояния человека. В дневнике оценивается как: «нормальный», «повышенный», «пониженный».

«Сон». В дневнике указывается продолжительность сна и его качество – «глубокий», « спокойный», «беспокойный», «прерывистый», а также характер засыпания.

Дневник самоконтроля необходим всем, но особенно важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья или для самостоятельно занимающихся физическими упражнениями. Главное, чтобы содержание дневника помогало занимающемуся (его тренеру-преподавателю) контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, т. е управлять этими процессами.

Самоконтроль позволяет ощутить оздоровительное значение занятий и целеустремленно относиться к использованию средств физической культуры. Кроме того, дает возможность избежать неблагоприятного влияния занятий физическими упражнениями, что может происходить при передозировке, а также при использовании нагрузок без учета текущего функционального состояния организма.


Заключение
Таким образом, прежде чем начать самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, нужно получить рекомендации по режиму физической подвижности у врача. Затем, используя советы врачей, подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и после занятий физическими упражнениями. Для этого проводится диагностика или, если это возможно, самодиагностика. При её проведении тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

Только при соблюдении данных рекомендаций занятия физическими упражнениями и спортом принесут пользу здоровью, в то время как пренебрежение ими может нанести вред.


Список литературы


  1. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. М.: Физкультура и спорт, 1984.

  2. Дёмин Д.Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК и спортом. – СПб.; 1999 г.

  3. Дубровский В.И. Спортивная медицина -М.: ВЛАДОС, 1998 г.

  4. Куколевский Г.М. Врачебные наблюдения за спортсменами. М.: Физкультура и спорт, 1975.

Каталог: portal -> docs
docs -> Алкоголизация и наркотизация в структуре классов причин смертности населения трудоспособного возраста
docs -> Федерального госудрственного автономного образовательного учереждения высшего
docs -> Активность тиреоидзависимых ферментов, энергетический обмен при гипотиреозе и его коррекции органоминеральным комплексом йодпектин 03. 01. 04 биохимия
docs -> Программа дисциплины «Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
docs -> Особенности окислительного стресса, ассоциированного с изменением содержания катехоламинов и серотонина у вич-инфицированных лиц с алкогольным делирием 03. 01. 04 биохимия
docs -> Вопросы к зачёту опорно-двигательный аппарат
docs -> Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по профилю подготовки «Хореографическое искусство»
docs -> Федерального государственного автономного образовательного учреждения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница