Феномен спортивных практик в системе общественного здоровья



Дата23.04.2016
Размер133 Kb.
Просмотров48
Скачиваний0
ТипДиссертация


На правах рукописи
Юдин Олег Анатольевич

ФЕНОМЕН СПОРТИВНЫХ ПРАКТИК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

(ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 22.00.01 – Теория, методология и история социологии


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Саратов – 2007
Диссертация выполнена в ФГОУ ВПО

«Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина»




Научный руководитель: кандидат социологических наук, доцент

Тарская Ольга Юрьевна



Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Калугина Татьяна Алексеевна


кандидат социологических наук, доцент

Кузнецов Николай Викторович



Ведущая организация: Институт социологии РАН

Защита состоится «12» ноября 2007 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.243.06 при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского (410012, г.Саратов, ул.Большая Казачья, 120, СГУ, корпус VII, ауд.27).

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале № 3 Научной библиотеки Саратовского государственного университета, автореферат размещен на сайте http://www.sgu.ru/news
Автореферат разослан «11» октября 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного совета М.В. Калинникова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современные условия российской действительности актуализируют проблему общественного здоровья. История изучения индивидуального здоровья насчитывает почти две тысячи лет, восходя к медицине Древней Греции. Концепции общественного здоровья - два столетия, ее возникновение связано с идеями Великой французской революции.

Одной из серьезных проблем, вставших в настоящее время перед российским обществом, да и перед западной цивилизацией в целом, является кризис базовых социальных институтов, которые являются важнейшими субстратами системы воспроизводства стабильного социального бытования. В современной России это явление углубляется атмосферой общей социальной транзитивностью, связанной с результатом реформ конца XX столетия.

Развитие и распространение вширь этого процесса обусловлено наложением негативных реалий пореформенной России: массового алкоголизма, наркомании, роста агрессивности и жестокости, низкого уровня жизни, нерешенности жилищного вопроса, ухудшением экологической обстановки и связанного с ним ослабления здоровья населения. Большое значение имеют и неблагоприятные демографические тенденции, которые сами порождаются и подпитываются тяжелым состоянием семьи. С. Вершинин пишет, что «Мальтус зря беспокоился по поводу грядущего перенаселения планеты. Человечество как-то незаметно, между эпидемиями, войнами, экспериментами с ору­жием массового уничтожения нашло-таки более гуманное средство, как себя подсо­кратить»1.

Это всего лишь краткий перечень негативных явлений и тенденций, наблюдаемых сегодня в жизни российского общества. Следует подчеркнуть, что проблематика общественного здоровья долгое время оставалась и в значительной степени до сих пор остается на периферии внимания российских исследователей и общественных деятелей. Возникающие в этой сфере сложности и проблемы не получают должной репрезентации и в общественном сознании.

Приходится констатировать, что современное российское общество представляет собой взаимодействие совокупности факторов социально-негативного характера: социальной аномии, потери людьми нравственных ориентиров. В результате действия этих факторов десятки миллионов россиян обречены на бедность и нищету, социальную апатию, физическую и духовную деградацию.

Многоуровневая проблема общественного здоровья базируется на синтезе структур медицинского и немедицинского характера, деятельность которых направлена на охрану и укрепление здоровья населения, профилактику заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности посредством объединения усилий общества. Согласно определению Всемирной медицинской организации, понятие «общественное здоровье» рассматривается как важнейший медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности, обусловленный комплексным воздействием социальных, поведенческих и биологических факторов.

Этот важнейший ресурс нации должен быть обеспечен системой научных и практических мер. Как показывают лучшие примеры из отечественного и международного опыта, решение проблем общественного здоровья может быть достигнуто только на основе методологии междисциплинарного синтеза, интегрирующего понимание природы медицинских, биологических, социальных, поведенческих и экономико-управленческих факторов, влияющих на состояние общественного здоровья.

Можно отметить, что сегодня в российском обществе возрождается пропаганда «здорового образа жизни», где немаловажная роль отводится спорту. Однако несмотря на то, что заниматься спортом сегодня считается престижным и является частью современного образа жизни, возникает серьезная социальная проблема так называемых элитарных спортивных практик, связанных с социальным расслоением и, как следствие, низким качеством жизни подавляющего большинства россиян.

Особое значение в этой связи приобретает социологический анализ проблематики совмещения новых для России спортивных практик и возвращения традиционной советской системы физической культуры.

Степень разработанности проблемы необходимо анализировать по нескольким направлениям, так как феномен общественного здоровья, будучи достаточно разработанным в качестве научной категории, остается малоисследованным как социальный феномен, хотя ясно, что понять и определить здоровье невозможно в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек, в отрыве от различных сфер проявлений его жизнедеятельности, вне связи с целями и назначениями человека. Неудивительно, что такой сложный феномен является объектом исследования ряда наук и научных направлений, каждое из которых занимает свою нишу.

Медицинская демография представлена методологическими трудами М.С.Бедного; в области социологии медицины систему общественных отношений между медициной, обществом и общественным здоровьем исследуют А.М. Изуткина, В.П.Петленко, Г.И. Царегородцева; специфику социально-экономических исследований общественного здоровья изучают И.В.Корхова, Е.Б.Мезенцева, Н.М.Римашевская, Л.А.Оников. Необходимо отметить, что это направление ориентировано на связь здоровья, условий и образа жизни в качестве регулятора тех или иных компонентов благосостояния.

Предлагается и новое научное направление – превентология, которое занимается изучением законов и принципов негативных последствий человеческой деятельности (Д.А.Изуткин).

Господствующим направлением в социологии является интерес к общественному здоровью с целью постижения механизмов его социальной обусловленности и его места в системе социокультурных ценностей, регулирующих отношение человека к здоровью. Исследуются уровень выражения потребности в здоровье, установки и мотивы заботы о здоровье, природа социально-культурных факторов, влияющих на здоровье, и механизмы этого влияния. Особый интерес представляют факторы риска и антириска, определения нормы здоровья и механизмы поддержания уровня здоровья, его ресурсы и пути формирования оптимальной социальной нормы (И.В.Журавлева, Ю.И.Бородин, Л.С.Шилова).

Исследование проблем общественного здоровья ведется в современных странах, включая Россию, по следующим направлениям: скриннинговые исследования, изучающие влияние образа жизни на здоровье; исследования факторов риска; исследования самосохранительного поведения (А.И.Антонов, В.А. Зотин, В.М.Медков, И.И.Брехман).

Проблема состояния и перспектив развития социальной культуры в системе общественного здоровья в условиях социального реформирования до настоящего времени не становилась объектом специального социологического анализа, но она контекстуально и опосредовано затрагивалась в рамках различных направлений социогуманитарного знания. Изучение динамических социокультурных процессов в системе общественного здоровья связано с использованием теоретико-методологических подходов, разрабатываемых в современной социологической теории: структуралистского конструктивизма П. Бурдье, сетевого подхода (работы Р. Барта, Г.В. Градосельской, М. Грановеттера, Дж. Куклински, Д. Ноука), концепции социального капитала (работы П.Бурдье, Л. Вакана, Дж. Коулмена, Ф. Фукуямы, П. Штомпки).

Основные положения социологической концепции жизненных сил человека и общества, а также ее эвристические возможности в исследовании социальных явлений и процессов анализируются в работах С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, Ю.Е. Растова. Обоснование здорового образа жизни и философский анализ проблемы здоровья и болезни человека представлены в трудах И.И. Брехмана, В.М. Димова, В.П.Казначеева, Ю.П. Лисицина, В.М. Розина, Б.Г. Юдина и др. Исследованию установок россиян относительно здоровья, болезни, медицины и системы здравоохранения посвящены работы А.И. Антонова, Е.Б. Бабина, И.В. Журавлевой, Х. Палосуо, Н.М. Римашевской, Л.С.Шиловой и др. Психологические аспекты отношения личности к болезни и здоровью и социальный контекст его формирования анализируются в исследованиях Д. Вутулкаса, И.Н. Гуревич, В.Е. Кагана, Г.С. Никифорова, О.С. Васильевой, Ф.Р. Филатова и др.

Завершая обзор литературы, подчеркнем, что методология исследования проблем, связанных с феноменом новых спортивных практик для России, по существу, находится на начальной стадии разработки. Соответственно научно-исследовательская база недостаточна велика, о чем свидетельствует малое количество специализированных работ в данном направлении, и хотя существует интеллектуальный проект – социология тела, телесность оказывается только в фокусе постмодернистских и постструктуралистских подходов. Достаточно вспомнить «феноменологическое тело» М. Мерло-Понти как специфический вид «бытия третьего рода», обеспечивающего постоянный диалог человеческого сознания с миром и благодаря этому – чувственно-смысловую целостность субъективности. Ж. Делез и Ф. Гваттари представляю «социальное тело» как источник любого смысла; концепция Р. Барта - «тело как текст» была разделена М. Фуко, который стремился доказать непосредственную взаимообусловленность социальных и телесных практик, формирующих различные виды телесности.

Теории тела, включающие феноменологический и критический подходы, представляют философские исследования феномена здоровья и болезни с целью прояснить в них сферу человеческой свободы, сферу ответственного (личного) выбора определенного типа бытия человека (П.Д.Тищенко). Риск-рефлексия формирует ряд теорий среди которых – теория «общества риска», где современное общество – генератор рисков, а социальная реальность есть процесс создания, распространения и потребления рисков.

В конце XX столетия получила развитие новая предметная область, имеющая междисциплинарный характер – экология человека, которая изучает взаимоотношения групп населения с окружающей средой и ее географическими компонентами.

Исходя из актуальности и недостаточной разработанности проблемы была сформулирована цель диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является теоретико-методологический анализ феномена спортивных практик и выявление их влияния на общественное здоровье.

Реализация заявленной цели обусловливает необходимость постановки и решения следующих исследовательских задач:

- раскрыть понятия «общественное здоровье» и «спортивные практики», выделить их социологические характеристики;

- определить специфику российского социокультурного пространства в сфере общественного здоровья;

- выявить социальные механизмы, характерные для сферы спортивных практик;

- совместить проблематику новых для России спортивных практик с традиционной советской системой физической культуры.



Объект исследования – спортивные практики как социокультурный феномен современной системы общественного здоровья.

Предмет исследования – роль новых спортивных практик в процессе концептуализации системы общественного здоровья.

Методологическая основа и теоретические источники исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные принципы познания социальных явлений, прежде всего – сравнительно-исторический метод, системный подход, общеметодологические принципы социологической теории с учетом особенностей объекта и предмета диссертационного исследования, социологические и статистические методы сбора и обработки информации.

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные посредством дискурсивного анализа официальных документов и материалов, представленных государственными целевыми программами. Использованы материалы результатов социологических исследований, выполненных инициативными группами и институтами в различных регионах РФ.

Источниковедческую базу исследования дополняет вторичная социологическая информация: материалы, представленные ВЦИОМ, Фондом «Общественное мнение», Центром независимых социологических исследований, Фондом «Экспертиза». В диссертации использованы материалы авторского социологического исследования.

Таким образом, применение различных исследовательских приемов и методов дает возможность проведения всестороннего и объективного анализа обозначенных предмета, цели и задач работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- дано авторское понимание понятий «общественное здоровье» и «спортивные практики», раскрыта их сущность, структура, содержательные социологические характеристики;

- охарактеризована специфика российского социокультурного пространства, выявлены общие тенденции проекта общественного здоровья;

- зафиксированы и описаны социальные механизмы, характерные для сферы спортивных практик;



- выявлена социальная взаимосвязь между новыми для России спортивными практиками и традиционной советской системой физической культуры.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Социологическое видение проблематики общественного здоровья позволяет осуществить глубокий и всесторонний анализ состояния современного российского общества, выявить формы негативных проявлений, обнаружить тенденции позитивного развития, оценить социальную культуру спортивных практик как феномена повседневности.

  2. Спортивные практики в недалеком прошлом были неразрывно связаны с возрастом. На современном этапе общественное мнение легитимировало занятия физкультурой и спортом для всех возрастных категорий, что повысило культурное значение этого феномена для всех категорий населения.

  3. Сегодня складываются новые отношения между спортивными практиками и повседневной жизнью, личными биографиями и социальными ожиданиями на уровне надстройки. Очевидна пропагандистская связь между завоеванием социального успеха благодаря обращению к более широкому телесному опыту в социальной жизни, в том числе к различным видам спортивных практик. Современное сочетание молодежи и спорта становится глубоко анахроничным.

  4. Телесный опыт и практика досуга в повседневной жизни, включая труд, спортивные практики, танцы, игры и праздники, служит базисом социальных процессов и противоречий. Стремление к индивидуальному здоровью как составляющей общественного здоровья – это не просто идеология, присутствующая на поверхности символической культуры, и не организованный институт, входящий в общественную надстройку. Напротив, будучи ритуальным проявлением социального целого, занятия физкультурой и спортом глубоко укоренены в материальном базисе общества, определяя механизмы социальной мобильности и даже системы воспроизводства локальных элит.

  5. Спецификой функционирования сегмента группового потребления российского рынка общественного здоровья является превалирующее государственное участие и регулирование последствий деформации между традиционными спортивными практиками и новыми дорогостоящими спортивными увлечениями элиты.

  6. Поддержание здоровья через спортивные практики имеет высокую позицию в общественном мнении и структуре личных ценностей россиян, но не коррелирует с повседневными практическими занятиями физкультурой и спортом. Отношение россиян к обобщенной идее совершенного человека и абсолютного здоровья имеет устойчивую константную форму, воспроизводится в традиционных социокультурных практиках целостного переживания эстетики «гусарской рулетки». На личностном уровне она проявляется в деформации мотивационной сферы, неадекватной самооценке, неадаптивных моделях поведения в вопросах здоровья и болезни.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в опыте системного обобщения, социального осмысления накопленной информации по указанным проблемам. Возможно использование содержащихся в исследовании положений и выводов для дальнейшей коррекции концепции государственной политики в социальной сфере в общем, сфере общественного здоровья в частности, как на общероссийском, так и на региональном уровнях.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов в процессе разработки концептуальных основ развития российской системы общественного здоровья, здравоохранения, оптимизации деятельности и процесса управления региональной системой физкультуры и спорта, создания программ профессионального развития социальных и физкультурных работников. Материалы диссертационной работы могут найти применение при подготовке и чтении лекционных курсов и спецкурсов социологического, культурологического, социально-психологического, управленческого, политологического характера.



Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на международной научно-практической конференции «Территория постмодерна» (Саратов, 2005 г.); всероссийских научно-практических конференциях: «Качество государственного управления как фактор конкурентоспособности российских регионов» (Саратов, 2007 г), «Цивилизационный кризис и национальная безопасность России» (Саратов, 2007 г.); на межвузовской научной конференции «Российское общество: цивилизационные границы трансформации» (Саратов, 2006 г.); на ежегодных научных конференциях социологического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского «Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества» (Саратов, 2005-2007гг.)

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 5 научных публикациях общим объемом в 2,0 п.л., из которых одна статья – в периодическом научном издании, включенном в перечень ВАК РФ.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социологии, социальной политики и регионоведения ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор и актуальность темы диссертационного исследования, определяются цель, задачи, объект, предмет и раскрывается степень разработанности проблемы. Формулируются выносимые на защиту положения, раскрывается научная новизна и практическая значимость исследования.

Первый раздел «Теоретико-методологические вопросы исследования» посвящен рассмотрению современных социологических концепций, обладающих достаточным методологическим потенциалом в исследовании изменения системы социального здоровья, обусловленного кардинальной трансформацией целевых программ развития российского общества.

Автор анализирует методологические подходы и методы изучения общественного здоровья как социальной категории. Отмечается широкий диапазон использования понятия «общественное здоровье» и выявляется особенности его социологической интерпретации. В рамках институционального анализа диссертантом выделяется две относительно самостоятельные проекции исследования: макроподход, в котором делается акцент на роль и место общественного здоровья в социальной метасистеме, и микроподход, концентрирующий внимание на институциональном аспекте социальных практик индивидуальных и коллективных субъектов.

Диссертант указывает на специфику задач, сложившихся внутри каждого из обозначенных подходов. Первый подход предполагает анализ реализуемых социальных функций, степень расхождения между предписанным и реальным уровнем их выполнения. Для второго подхода приоритетным является изучение интегративных и регулятивных процессов в самой системе социальных практик общественного здоровья.

Высокий уровень динамизма современного социального мира обусловливает интерес к тем направлениям институционального анализа, в которых сделан акцент на исследовании институциональных сдвигов. Автор обосновывает тезис о том, что реформирование социальных институтов не всегда приводит к замене неэффективных форм организации совместной деятельности людей более продуктивными («институциональные ловушки», возникновение «антиинститутов» и т.д.).

Диссертант обращается к теоретическим построениям П. Бурдье, объясняя свой выбор имплицитно присутствующей в них установкой на преодоление ограниченностей интерналистского и экстерналистского способов интерпретации социальных явлений, корректного совмещения достижений макро- и микросоциологических подходов. В этом контексте, анализируется феномен спортивных практик. Последовательное развертывание методологической схемы социоанализа приводит к выделению таких направлений исследования, как изучение взаимодействия спортивных практик с социальной макросистемой (прежде всего с социальными институтами медицины, политики, воспитания); описываются повседневные социальные практики.

Автор особо подчеркивает глубинное расхождение современных технологий достижения общественного здоровья и традиционной российской культуры, представленной на уровне повседневных социальных практик, синкретически нерасчлененной. Анализ структуры отношений внутри системы общественного здоровья включает разноресурсные позиции социальных групп и социальных акторов, определяющих выбор спортивных практик или отказ от них.

В заключение раздела сделан вывод о том, что формирование новой культуры общественного здоровья происходит под воздействием политико-идеологического фактора, а формирование новых спортивных практик связано с изменением формальной ценностно-нормативной системы российского общества. Эта трансформация создает новые ценностно-смысловые и нормативные ориентиры деятельности индивидуальных и коллективных субъектов. Пределы трансформации системы общественного здоровья и социальной культуры спортивных практик обусловлены национально-культурной спецификой общества.

Спорт, как часть обыденных представлений россиян, создает ценности позитивной культуры составляющей общественное здоровье. Очевидна мощь спортивных практик как социального феномена и средства эффективной социализации. Распространено мнение, что люди, прошедшие школу спорта, воспитали веру в свои силы и возможности.



Второй раздел «Российская специфика спортивных практик в социокультурном контексте» основывается на сравнительно-историческом анализе отечественного социокультурного пространства. Диссертантом дается определение социальной культуры, в котором акцентировано ее социальное измерение, что предполагает анализ системы «культура – общество».

Социокультурные основания повседневности, по мнению автора, становясь все более «привлекательными» для самого широкого круга социально-гуманитарных наук, диктуют строгие правила методологической рефлексии существующих в обществе явлений, процессов и феноменов социальных практик. Именно поэтому, автор обращается к концептуальным парадигмам изучения социальной культуры, дополняя сравнительно-исторический анализ пониманием того, что «повседневность» сложно поддается рефлексии. Анализ различных традиций «существования» социологии повседневной жизни, привел автора к солидаризации с научными позициями представителей новейшей французской социологии повседневности, в частности с идеями инверсионной интерпретации М. Маффесоли, то есть социетальной парадигме.

Диссертант акцентирует внимание на том, что социокультурный подход ориентируется преимущественно на изучение уже сформированной новой системы ценностей, оставляя за рамками своего интереса анализ самого процесса ее возникновения и связанные с этим проблемы. Поэтому, по мнению автора, необходимо усилить социокультурный подход различными версиями конструктивистского подхода к изучению социальных проблем, именно таким образом, возможно зафиксировать специфические формы спортивных практик на разных этапах существования российской культуры от общества раннего средневековья до современности.

Подробно останавливаясь на проблематике складывания тоталитарной советской системы, автор отмечает, что уже в 1919 году проходит Первый Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке. Идеология повседневных спортивных практик развивалась в нескольких контекстах – милитаризации общества и подготовке к защите Отечества, а также выработки новой промышленной культуры труда. Программы и практики физического воспитания на идеологическом уровне включаются в один ряд со всеобщей социализацией и созданием «нового советского человека», с пламенным мотором вместо сердца и стальными руками-крыльями.

Автор отмечает, что в контексте социальной динамики на разных этапах существования СССР четко фиксируются аспекты формирования индивидуальной активности человека на благо общества и развитие начал и навыков социального общения. Понятно, что спортивные практики в данной системе выступают как социальное явление и как фактор социализации личности.

Анализируя факторы формирования личности, автор определяет основные элементы как социокультурный аспект социализации личности, при котором спортивные практики выступают как среда физической активности и специфически воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения.

Широкая сеть спортивных школ, секций и доступных каждому советскому гражданину стадионов, катков, лыжных трасс, бассейнов и спортинвентаря позволяли демонстрировать всему миру уникальность завоеваний и преимущества общества социального равенства. Идеологически опасными считались все проявления спортивных практик, ориентированных на боевые искусства, появившиеся в позднесоветский период. Это объясняется, по мнению автора, непримиримой конфликтностью официальной доктрины физической культуры с индивидуалистическими началами и социальным разнообразием культуры тела.

Уровень физической опасности для индивида, реально возросший в разы во времена перестройки и постсоветское «смутное время», криминогенность общей атмосферы привели многих под сень спортивных клубов, тренажерных залов и тиров не для подготовки себя к спортивным достижениям на благо Родины.

Зародившиеся новые спортивные практики не получили морального осуждения со стороны общества, так как люди в ярости от социальной несправедливости вынуждены совершать и жестокие поступки. Параллельно стали развиваться и элитные формы физической культуры, которые были недопустимы прежде в прямом смысле этого понятия на самом высоком государственном уровне: байкеры с ярко выраженной атрибутикой сексизма, джоггеры в спортивной эксгибиционистской одежде, инлайнеры, скейтбордеры, почитатели всех видов фитнесс-школ. В центре этих новаций стоит тело со своими практиками и формами показа.

На современном этапе принцип «телесности», благодаря усилиям попкультуры, растворяется в «актах чувственности» (в лучшем случае), т.е. в таких состояниях сознания, которые находятся вне власти волевого и рационального начала. Сексуальность (в мужском и женском вариантах) как наглядно-концентрированное проявление чувственности выдвинулась на первый план многих новых спортивных практик. «Девушка с веслом» советских времен явно не выдерживает конкуренции с параметрами «90-60-90», а «сильные руки сталевара» и вся соответствующая атрибутика – с рельефным телом, к которому обязательно прилагается «черный бумер».

В заключение раздела сделан вывод о том, что сегодня, «тело» как визитная карточка участвует в демонстрационных играх, рассчитанных на изменение его формы и образа в соответствии с социальными повседневными практиками и сексуальной привлекательностью. Элементы новых спортивных практик все больше влияют на различные стили жизни и проникают во все сферы общества. Очевидно, что в центре различных и наиболее распространенных техник моделирования личности, от питания до пластической хирургии, выступает образ спортивного тела. Только выставленный на показ этот образ демонстрирует свою форму и говорит про образ жизни личности, включая диету, здоровый дух, самодисциплину и волю к действию. И наоборот, неумение держать свое тело под (визуально удостоверяемым) контролем рассматривается как нечто неподобающее.

В третьем разделе «Прикладные стратегии исследования спортивных практик и проблем общественного здоровья», во-первых, анализируется методологический потенциал различных исследовательских подходов к социальной проблематике общественного здоровья, во-вторых, обобщаются результаты различных социологических исследований культуры тела, физической формы, спорта, красоты, отношения россиян к новым спортивным практикам, оценки респондентов роли физических практик в улучшении общественного здоровья.

В разделе рассмотрен институциональный контекст классических версий концепции социальных проблем, где дисфункции, противоречия, социальная аномия противоположны природе здорового общества. По мнению автора, необходимо расширять аналитические возможности социологических исследований в направлении объективизма, так как выявление вредных социальных условий, их анализ, установление социальных сил, которые способствовали возникновению проблем общественного здоровья и даже выработка определенных мер по устранению негативных и опасных ситуаций, идентифицируют в общественном сознании любые социальные проблемы с социальными условиями.

Автор обосновывает тезис о том, что проблемы общественного здоровья распознаются только после их признания в качестве таковых обществом или его отдельными активными группами. Но социетальное признание не статично, оно может динамично трансформироваться вместе с общественной идентификацией социальных проблем.

Отдельное место в разделе занимает анализ взаимодействия статусного уровня индивида и его повседневного пространства. Диалектика этого взаимодействия выстраивается по принципу «желания – ресурсы». Тот, кто молод, здоров и работоспособен или хочет таким казаться, регулярно отправляется в фитнес-центр, бегает с теннисной ракеткой в модном аутфите по элитарному корту и освежается потом так называемыми энергетическими напитками. Однако «спортсменами» или «спортсменками» такие ориентированные равным образом на спорт и на потребление современники в целом все-таки не считаются. Ссылаясь на их дисциплинированный «здоровый дух», средства массовой информации чествуют их как «спортивные личности», а общественное мнение рекомендует брать с них пример.

По результатам авторского структурированного пилотажного исследования на вопрос «Считаете ли Вы, что занятия физкультурой и спортом полезны для Вашего и общественного здоровья?» (в % от числа опрошенных 2007 г., г. Саратов, N = 100 человек (по случайной выборке)) - 100% респондентов дал утвердительный ответ. На вопрос «Как часто Вы занимаетесь физкультурой и спортом?» (та же группа респондентов) - ответы распределились следующим образом: ежедневно – 4% (утренняя зарядка); два-три раза в неделю – 4% (посещение фитнес-клубов, «качалок»); один раз в неделю – 5% (бассейн, корпоративный футбол, волейбол и др. виды игровых видов сорта, встречи со спарринг-партнером по теннису); один-три раза в месяц – 7% (набор спортивных практик тот же); реже – 10%; никогда – 70% опрошенных; затруднились с ответом – 0 респондентов. Очевидно, что заявленный интерес к физкультуре и спорту – это преимущественно социально одобряемый стандарт. Включенность в персональные занятия весьма низка.

База данных ФОМ содержит информационный отчет о Всероссийском опросе городского и сельского населения пятилетней давности 1500 респондентов. Опрос показал, что регулярно (раз в неделю и чаще) занимаются физкультурой или спортом 23% россиян; нерегулярно (несколько раз в месяц и реже) - 6% респондентов. Вообще не занимаются спортом 70% населения. Чаще других заботятся о своей физической форме люди с высшим образованием и молодежь.

Почему так мало россиян занимается спортом? Признались, что просто не хотят этого, 44% опрошенных. Считают, что у них нет для этого возможностей, 55% респондентов (у 42% такая возможность есть). И хотя 52% россиян заявляют, что хотели бы заниматься физкультурой, делают это менее половины желающих. Занимаясь спортом, россияне чаще всего отдают предпочтение обычной зарядке (7%). Относительно популярны также бег, ходьба и другие легкоатлетические упражнения (5%), лыжи (4%), игровые виды спорта (4%), плавание (3%), шейпинг и аэробика (2%), а также тяжелая атлетика (2%).

Следуя алгоритму достижения цели диссертационного исследования, фиксируются результаты групповых фокус-интервью, нарративов, индивидуальных лейтмотивных интервью, подвергается аналитической рефлексии вторичная социологическая информация. По результатам проделанной работы, автор приходит к выводу, что интерес к спортивным практикам в современной России заметно «сдвинут» в коллективном воображении к советской эпохе – ностальгически конструируемому брежневскому времени, периоду, как считает большинство респондентов, интегрированности и сбалансированности социума.

Общий контур представлений об общественном здоровье на современном этапе задан все еще представлениями о коллективной общности советского типа. «Символическим» соединением прошлой истории и современности выступает «здоровый, спортивный, непьющий» образ ныне действующего президента, чему способствует явственно обозначенный интерес со стороны государственной власти к быстрейшему возрождению массовой физической культуры, что многими россиянами расценивается как противовес новым спортивным практикам «для избранных».

В заключении подводятся общие итоги работы проведенного исследования, формулируются основные выводы и практические рекомендации, намечаются дальнейшие пути разработки данной проблемы.

В приложении представлено схематическое выражение физической культуры как социального феномены, его структура в современный период; документы, отражающие эстетику Русского сокольства; диаграммы, представляющие результаты исследований отношения россиян к спортивным практикам и физической культуре.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях автора:
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ


  1. Юдин О.А. Спорт в системе социализации личности: теоретический анализ // Вестник Поволжской академии государственной службы. Саратов, 2007. № 12. (0,5 п.л.).


Статьи в научных сборниках


  1. Юдин О.А. Общественное здравоохранение: социальная проблема выбора индикаторов здоровья // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества. Сб. научных трудов. Саратов, 2007. Вып. 14. (0,25 п.л.).

  2. Юдин О.А. Опыт группового фокусированного интервью в поле социологии молодежи // Альманах ПАГС. Человек, история, культура №6. Саратов, 2007. (0,5 п.л.). В соавт. с Ожеговой О.А. (доля автора – 0,25 п.л.).

  3. Юдин О.А. К вопросу о социальных функциях спорта // Российское общество в зеркале социологии (взгляд молодых ученых). Сб. научных трудов. Саратов, 2007. Вып. 7. (0,5 п.л.).

  4. Юдин О.А. Спорт в системе государственного управления: региональный аспект // Качество государственного управления как фактор конкурентоспособности российских регионов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сб. научных трудов. Саратов, 2007. (0,5 п.л.).



Юдин Олег Анатольевич

ФЕНОМЕН СПОРТИВНЫХ ПРАКТИК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

(ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Автореферат

Ответственный за выпуск – доктор социологических наук Ивченков С.Г.

Подписано к печати 10.10.2007 г. Заказ №

Объем 1,0 п.л. Тираж 100 экз.

Центр полиграфических и копировальных услуг. Предприниматель Серман Ю.Б.



Свидетельство № 3117. 410600, Саратов, ул. Московская, 157, офис 19.



1 Вершинин С. Мальтус, малодетная семья, бытие и сознание // Народное образование. 2005. № 9.С.165



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал