Филиал фгаоу впо двфу в г. Уссурийске



Скачать 97.19 Kb.
страница1/3
Дата30.04.2016
Размер97.19 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ФГАОУ ВПО ДВФУ В Г.УССУРИЙСКЕ




Согласовано


Утверждено

Школа педагогики

(название школы ДВФУ)



решением Ученого совета

Школы педагогики



Руководитель ОП




_____________ __Т.Л. Копусь_________

(подпись) (Ф.И.О. рук. ОП)



Протокол № ________________


«_____»___________________20___г.

от «______»___________20____г.





ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

(междисциплинарного)



по специальности 050720.65 Физическая культура

(для студентов специальности 050720.65 Физическая культура с дополнительной специальностью 050104.65 Безопасность жизнедеятельности)

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации №712 пед/сп от 31.01.2005 г.).

Программа обсуждена на заседании кафедры теории, методики и практики физической культуры и спорта «13» _февраля_2013 г., протокол № 6.

Заведующая (ий) кафедрой В.И.. Гончаров «_13_» _февраля___ 2013_г.

Составители: Т.А. Банку, В.И. Гончаров


Уссурийск

2013

Пояснительная записка
Цель программы – ознакомить студентов-выпускников с содержанием и требованиями итогового государственного экзамена по теории и методике физического воспитания и спорта, а также с перечнем основных и дополнительных источников для подготовки к нему.

Содержание программы итогового государственного экзамена по теории и методике физической культуры связано с областью профессиональной деятельности выпускника, которая направлена на изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую реализацию средствами физической культуры и спорта.

Выпускник, получивший квалификацию педагога по физической культуре, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности педагога по физической культуре, решению типовых профессиональных задач в учреждениях сферы образования.

Программа государственного экзамена разработана согласно:



  1. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (050720.65 Физическая культура с дополнительной специальностью 050104.65 Безопасность жизнедеятельности. Номер государственной регистрации № 712 пед/сп (новый) от 31 января 2005г.);

  2. положения об итоговой государственной аттестации №12-13-85 от 14.04.2013, разработанного в ДВФУ;

  3. учебного плана по специальности 050720.65 Физическая культура с дополнительной специальностью 050104.65 Безопасность жизнедеятельности.


Характеристика профессиональной деятельности выпускников

Выпускник, получивший квалификацию педагога по физической культуре и ___ (в соответствии с дополнительной специальностью), должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.



Требования к результатам освоения образовательной программы

Выпускник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для педагога по физической культуре и ___ (в соответствии с дополнительной специальностью) являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения физической культуре и ___ (в соответствии с дополнительной специальностью) в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по физической культуре и ___ (в соответствии с дополнительной специальностью) с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения физической культуре и ___ (в соответствии с дополнительной специальностью), в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;



в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;



в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;



в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом;



в области физкультурно-спортивной деятельности:

всестороннее и гармоничное развитие физических качеств и повышение уровня физической подготовленности обучающихся в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

совершенствование индивидуальных способностей детей в условиях секционной работы на основе применения наиболее эффективных средств и методов спортивной тренировки;

проведение контроля за состоянием занимающихся физической культурой и спортом с применением адекватных и современных медико-биологических и педагогических методов;



в области оздоровительно-рекреативной деятельности:

формирование основ здорового образа жизни и потребности в физической активности на основе регулярных занятиях физическими упражнениями;

реализация программ двигательной рекреации и оздоровления обучающихся с применением соответствующих средств и методов в режиме учебного дня, во внеурочной и внешкольной работе.
Перечень цикла дисциплин предметной подготовки, по содержанию которых сформулированы вопросы государственного экзамена:
ДПП.Ф.01 История физической культуры и спорта

ДПП.Ф.02 Теория и методика физической культуры и спорта

ДПП.Ф.03 Психология физического воспитания и спорта

ДПП.Ф.17 Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование



Требования к составлению билетов государственного экзамена

Экзаменационные билеты составляются в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 050720.65 Физическая культура с дополнительной специальностью 050104.65 Безопасность жизнедеятельности. Каждый билет содержит 3 вопроса из разных разделов дисциплины: теория физической культуры; методика физической культуры; педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование.

Согласно нормам учебной нагрузки на итоговом экзамене студенту отводится до 20 минут на ответ.


Требования к ответу студента на государственном экзамене

Ответ студента на вопросы экзаменационного билета должен быть цельным, логичным, связным, сжатым и включать следующие основные моменты:

- обоснование актуальности вопроса;

- развернутое содержание вопросов теории физической культуры и спорта, основ спортивной тренировки, анатомо-физиологических особенностей, педагогики и психологии физической культуры;

- связь теоретических положений с примерами из практики;

- выводы по ответу.


I. Содержание программы государственного экзамена

ДПП.Ф.01 История физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт в жизни общества и личности. Становление и развитие отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спортивной подготовки. История международного спортивного движения.



ДПП.Ф.02 Теория и методика физической культуры и спорта

Введение в теорию и методику физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт как органические части культуры общества и личности. Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина и исторические аспекты её становления.

Вводная характеристика направлений, форм и социальных функций физической культуры и спорта. Факторы физической культуры в аспекте их оздоровительной ценности. Системность компонентов, составляющих область физической культуры и спорта.

Общая характеристика физической культуры. Цель и задачи функционирования физической культуры в обществе. Средства и методы формирования физической культуры личности человека. Дидактические принципы, регламентирующие процесс формирования физической культуры личности.

Методические основы формирования физической культуры личности. Методика обучения двигательным действиям. Методика воспитания физических способностей. Методика воспитания гибкости, формирования осанки и телосложения. Направленное формирование личности в процессе формирования её физической культуры и взаимосвязь различных сторон процесса. Формы построения занятий физическими упражнениями. Оценка эффективности физкультурно-спортивных занятий. Планирование и контроль в процессе физического воспитания.

Возрастные особенности физического воспитания. Особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Особенности физического воспитания детей школьного возраста. Особенности физического воспитания студенческой молодежи. Физическая культура в повседневной жизни взрослого населения. Формирование профессионализма специалистов по физическому воспитанию.

Теория спортивных соревнований. Соревновательная деятельность и ее структура. Генезис спорта и его социальные функции. Тенденции динамики спортивных достижений. Теория спортивных соревнований. Соревновательная деятельность и ее структура. Особенности соревновательной деятельности. Особенности соревновательной деятельности. Система соревнований.

Теория и методика подготовки спортсменов. Общая характеристика системы подготовки спортсменов. Методика совершенствования различных сторон подготовленности спортсменов. Структура подготовки спортсменов.



ДПП.Ф.03 Психология физического воспитания и спорта

Предмет и объект психологии физического воспитания и спорта. Взаимосвязь физического, психомоторного и психического развития. Мотивационные основы физкультурно-спортивных занятий для людей различного возраста. Физическая активность и умственная работоспособность. Особенности общения и межличностных отношений, связь эмоциональной сферы с физическим воспитанием и спортом. Психологические особенности и проблемы оздоровительной физической культуры, подготовки юных спортсменов, деятельности педагога по физической культуре. Психорегуляция, психодиагностика.



ДПП.Ф.17 Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование

Формирование основных составляющих профессионализма педагога по физической культуре и спорту (на основе избранного физкультурно-спортивного вида). Освоение технологии обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Освоение системы профессионально значимых двигательных действий и повышение уровня спортивных достижений. Интегрирующая роль педагогического физкультурно-спортивного совершенствования в формировании профессиональной готовности будущего педагога по физической культуре.



Вопросы на государственный экзамен с аннотациями

ДПП.Ф.02 Теория и методика физической культуры и спорта

Дисциплина «Теория и методика физической культуры и спорта» содержит следующие разделы, по которым вопросы вынесены на государственный экзамен:

- Введение в теорию и методику физической культуры и спорта.

- Направления, формы и социальные функции физической культуры и спорта.

- Методические основы формирования физической культуры личности. - Методика обучения двигательным действиям.

- Методика воспитания физических способностей.

- Возрастные особенности физического воспитания.

- Формирование профессионализма специалистов по физическому воспитанию.

- Соревновательная деятельность и ее структура.

- Теория и методика подготовки спортсменов.



Основное содержание вопросов
Теория и методика физической культуры как наука и учебная дисциплина. Теория и методика физической культуры как профилирующая дисциплина в профессиональной подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием. Место дисциплины в государственном образовательном стандарте. Связь курса ТМФК со специальностью. Ведущая роль в процессе интеграции профилирующих дисциплин.

Объект и предмет теории и методики физической культуры, их общая характеристика. Структура учебной дисциплины.

Источники и этапы возникновения и развития теории и методики физической культуры.

Физическая культура как вид культуры, ее основные функции (общие и специфические). Определение понятия «культура». Понятие «культура физическая» и ее связь с общей культурой. Структура физической культуры. Базовое физкультурное образование. Профессионально-прикладное физкультурное образование.

Виды физической культуры: спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация.

Общие функции: общеобразовательные, воспитательные, нормативные, познавательные, ценностные, коммуникативные и др. Специфические: сохранение и укрепление здоровья, физическая подготовка, раскрытие функциональных резервов.

Цель, задачи и особенности физкультурного образования. Определение понятия «физкультурное образование». История вопроса (П.Ф. Лесгафт). Виды физкультурного образования (базовое физкультурное образование, дополнительное физкультурное образование (ИВС), профессиональное физкультурное образование), их содержание, цель и задачи.

Методы научных исследований в области физической культуры. Понятия: актуальность исследования, цель, научная гипотеза, объект и предмет исследования, организация исследования.

Общая классификация методов научных исследований: методы сбора информации и обработки; теоретический анализ и обобщение информационных источников; изучение и анализ документальных материалов; метод опроса в различных вариантах; метод тестирования и др.

Педагогический эксперимент как основной метод исследования. Виды эксперимента, особенности их организации.

Характеристика отечественной системы физического воспитания. Понятие о системе физического воспитания. Цель и задачи системы. Общие принципы системы физического воспитания: принцип оздоровительной направленности, всесторонности и гармоничности, связи с жизнедеятельностью.

Направления системы физического воспитания.

Основные положения государственной политики в области физической культуры. Федеральный закон, концепция развития физической культуры и спорта в РФ.

Основы отечественной системы физического воспитания: социально-экономические, правовые, программно-нормативные, организационные, методологические.

Специфические принципы системы физического воспитания. Общие принципы реализации задач, вытекающих из цели системы физического воспитания.

Характеристика принципов непрерывности развития, целостного развития, деятельностного подхода, вариативности и многообразия, оптимизации физического воспитания (Лубышева Л.И., 1992).



Нормативная система физического воспитания. Становление нормативной системы (20-е годы прошлого столетия). Три направления нормативной системы: нормативы корригирующей гимнастики, трудовой гимнастики и контрольные упражнения из шведской, сокольской, немецкой и французской гимнастических систем.

Введение комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и Единой Всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК), ставших нормативной основой системы физической культуры в стране.

Нормативные системы дошкольников, школьников, студенческой молодежи, взрослого населения. Президентские тесты и др.

Понятие о средствах физического воспитания, их характеристика. Физические упражнения – основное средство физического воспитания.

Характеристика дополнительных средств физического воспитания: природно-климатических и гигиенических факторов. Условия, определяющие их воздействие.



Физическое упражнение как основное средство физического воспитания. Понятие «физическое упражнение». Признаки физического упражнения как основного средства физического воспитания. Факторы, влияющие на эффективность выполнения физических упражнений. Классификации физических упражнений по различным признакам.

Техника и кинематические характеристики физических упражнений. Физическое упражнение как двигательное действие. Понятия: техника, основа техники, ведущее звено и детали техники. Виды техники: эталонная, индивидуальная, типовая и персональная. Спортивная техника. Фазы техники, критерии эффективности.

Кинематические характеристики техники: пространственные, временные и пространственно-временные характеристики.



Общеметодические принципы физического воспитания. Принцип как основополагающее понятие в дидактике.

Принцип сознательности и активности. Общая характеристика, взаимодополняемость. Пути реализации в физическом воспитании.

Принцип доступности и индивидуализации. Общая характеристика, формы доступности и индивидуализации, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями.

Принцип повторности и последовательности. Виды повторения и правила последовательности. Пути их реализации.

Принцип наглядности. Двигательные ощущения, восприятия, представления. Виды наглядности: словесная, зрительная, слуховая и двигательная.

Методы обучения двигательным действиям. Понятия метод и методический прием.

Назначение методов, направленных на овладение знаниями. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, описание и др. Методы, основанные на внутренней речи: самоприказ, самоубеждение, самовнушение и др. Наглядные методы: естественная и искусственная наглядность.

Характеристика методов, направленных на формирование двигательных умений и навыков. Методы разучивания двигательного действия в целом и по частям. Условия и правила их применения.

Характеристика процесса обучения двигательным действиям. Понятие обучение. Цель, задачи, средства, методы и особенности обучения в физическом воспитании. Обучаемость занимающихся.

Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения в физическом воспитании.

Структура процесса обучения двигательным действиям. Характеристика этапов процесса обучения.

Двигательное умение и двигательный навык. Закономерности формирования двигательного навыка. Содержание понятий «двигательное умение», «двигательный навык». Этапы и закономерности формирования двигательного навыка.

Перенос двигательных навыков. Понятие о переносе, значение, виды переноса.



Двигательные ошибки, их классификация, предупреждение, исправление. Двигательные ошибки как степень отклонения фактической техники от заданного образца. Двигательные ошибки в зависимости от значения, характера и распространенности. Причины двигательных ошибок. Меры их предупреждения и Пути исправления двигательных ошибок.

Общая характеристика физических способностей. О сущности способностей человека и их структуре. Физические способности и их соотношение с другими показателями физического развития. История вопроса о физических способностях (Аристотель, Платон). Задатки и приобретенные функциональные способности.

Закономерности развития физических способностей: движения – ведущий фактор развития, зависимость развития от режима двигательной деятельности, этапность развития, гетерохронность развития, обратимость показателей и др.

Принципы развития физических способностей: принцип регулярности, принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий, рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера, целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий, принцип возрастной адекватности педагогических воздействий и др.

Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки. Формы контроля. Понятие нагрузки и отдыха как компонентов методов физического воспитания. Внутренняя и внешняя стороны нагрузки. Показатели объема и интенсивности нагрузки. Виды нагрузки (по величине, по характеру работы, по направленности). Приемы регулирования нагрузки.

Характеристика отдыха как условия восстановления. Типы и характер отдыха, специфика его планирования (интервалы отдыха). Основные режимы чередования нагрузки и отдыха.

Способы оценки нагрузки в избранном виде спорта.


Каталог: bbcswebdav -> orgs -> FUFILIAL -> %D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BB%20%D0%94%D0%92%D0%A4%D0%A3%20%D0%B2%20%D0%B3.%20%D0%A3%D1%81%D1%81%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B5 -> %D0%93%D0%9E%D0%A1-2%20%D0%A8%D0%9F%20final
%D0%93%D0%9E%D0%A1-2%20%D0%A8%D0%9F%20final -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы медицинских знаний и здорового образа жизни
%D0%93%D0%9E%D0%A1-2%20%D0%A8%D0%9F%20final -> Филиал двфу в г. Уссурийске
%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BB%20%D0%94%D0%92%D0%A4%D0%A3%20%D0%B2%20%D0%B3.%20%D0%A3%D1%81%D1%81%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B5 -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Восточные оздоровительные системы»
FUFILIAL -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Физиология человека»
FUFILIAL -> Рабочая программа учебной дисциплины Конспект лекций


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница