Физиолого-биохимические функции лекарственных растений



Дата26.09.2017
Размер106 Kb.




  1. Наименование дисциплины – Физиолого-биохимические функции лекарственных растений.

  2. Шифр дисциплины. УДК 615.32 Вещества природного происхождения, их смеси. Лекарственное сырье. УДК 615.35 Ферменты. Витамины. Гормональные препараты. УДК 615.2 Лекарственные средства по их основному действию. УДК 615.9 Токсикология. Учение о ядовитых веществах. Отравления. УДК 615.099 Отравления. Токсикомания. Специальная токсикология. УДК 615.03 Клиническая фармакология. Применение лекарственных средств: УДК 577.1 Химические основы жизни. Биохимия и биоорганическая химия. 577.13 Резервные вещества и вещества вторичного происхождения

  3. Цели и задачи дисциплины.

А. Целью дисциплины является обучение основам современной биохимии лекарственных растений, сформированным на изучении организации, использования и управления природными системами. Освоение биохимии растений как науки, изучающей сложные интегрированные системы, действующие на молекулярном уровне. Определение роли и перспектив биохимии растений в решении практических задач медицины. Обучение студентов основным принципам и методам в биохимии лекарственных растений.

Б. Задачи дисциплины:

(1) формирование способности количественно анализировать полученные экспериментальные данные и свободно ориентироваться в литературе по вопросам биохимии лекарственных растений;

(2) формирование способности понимать, излагать и критически с помощью биохимических методов анализировать базовую информацию в области особенностей метаболизма растений, роли биохимических веществ в медицине и эколого-ботанических особенностях лекарственных растений;

(3) формирование готовности обучающихся к выполнению биотехнологических научно-исследовательских работ по синтезу и применению БАВ в связи с их фармакологическими эффектами и токсикологией.
IV. Место дисциплины в структуре ООП:

А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане:

- тип образовательного стандарта и вид учебного плана: интергрированный магистр МГУ, учебный план бакалавра;

- направление подготовки: 021900 Почвоведение

- наименование учебного плана: 021900 Почвоведение

- профиль подготовки: «Агрохимия»

Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте в учебном плане:

- Блок профессиональной подготовки

- Модуль наук о почве

- обязательный курс

- 4 курс, весенний семестр

В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной дисциплины :

Из блока Б2 «Блок общенаучной подготовки»

Высшая математика

Общая химия

Органическая химия

Аналитическая химия

Физическая химия

Коллоидная химия

Из блока Б3 «Блок профессиональной подготовки»

Почвоведение

Г. Общая трудоемкость



32+8 в академических часах (в зачетных единицах)

Д. Форма промежуточной аттестации



Экзамен.

  1. Форма проведения

Форма занятий с указанием суммарной трудоемкости по каждой форме:

- лекции:

- практические занятия (семинары)

- самостоятельная работа

- формы текущего контроля:

Контрольные на семинарах;

Рефераты по дисциплине;

Тесты


  1. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:



п/п


Наименование разделов и тем дисциплины «Физиолого-биохимические функции лекарственных растений»

Трудоемкость (в ак.часах) по формам занятий

Форма контроля

Аудиторная работа (с разбивкой по формам и видам)




Лекции

Семинары

Самостоятельная работа







Введение.


2

1 а.ч.

3

Тесты

Контрольная






Тема 1.

Тема 2.


5

1

6

Тесты

Контрольная






Тема 3.

3

1

3

Тесты

Контрольная






Тема 4.

Тема 5.


5

1

6

Тесты

Контрольная






Тема 6.

Тема 7.


13

3

10

Тесты

Контрольная






Тема 8.

Тема 9.


4

1

4

Тесты

Контрольная






Итого:

32 а.к.

(интерактивные формы – 4 час)



8

(интерактивные формы – 2 часа)



32







  1. Содержание дисциплины по темам:


Введение в биохимию лекарственных растений. (2 час)

Содержание, методы, задачи и области применения биохимии лекарственных растений. Взаимосвязь с почвоведением, биохимией, агрохимией, экологией. История вопроса. Народная медицина. Изучение наследия прошлого. Связь химических соединений с живыми организмами.



Тема 1. Химический состав лекарственных растений (4 часа)

Вода. Первичный и вторичный метаболизм и продукты обмена. Вещества первичного обмена. Вещества вторичного обмена. Минеральные вещества растений. Изменчивость химического состава растений. Углеводы: олигосахариды, моносахариды, полисахариды, крахмал, инулин, пектины. Органические кислоты. Липиды. Витамины: жиро- и водорастворимые витамины, каротиноиды.



Тема 2. Эволюционно закреплённые свойства. (1 час) Свойство метаболической экскреции у клеток растений и основные их функции для растительного организма в качестве аттрактантов, репеллентов, аллелопатических агентов и антибиотиков или фитонцидов

Тема 3. Фитотерапия в современной медицине. (3 час) Принципы фитотерапии. Иммунотропная активность лекарственных растений. Нейротропность лекарственных растений. Фитотерапия заболеваний органов дыхания и ЛОР-органов. Фитотерапия заболеваний сердечно-сосудистой системы. Фитотерапия заболеваний эндокринной системы. Фитотерапия кожных болезней. Фитотерапия онкологических заболеваний. Фитоароматерапия. Перспективы фитотерапии.

Тема 4. Эколого-ботанические особенности лекарственных растений. (2 час) Представление их согласно типу жизненных форм и местообитания.

Тема 5. Эколого-физиологические особенности лекарственных растений. (3 час) Решения вопроса о влиянии различных агроприемов, в частности, полива, внесения минеральных и органических удобрений на количественный и качественный состав фармакологически активных веществ. Правила сбора и применения лекарственного сырья. Основы заготовительных процессов лекарственного сырья. Нормативно-техническая документация

Тема 6. Растения – продуценты биологически активных веществ (БАВ). (2 час) Группировка растений, как в таксономическом отношении, так и по классам действующих веществ. Лекарственные растения через призму основных классов вторичных метаболитов: особенности вторичного обмена растений. Номенклатура и их классификация

Тема 7. Физико-химическими свойства БАВ. (11 час)

Структурное строение. Важнейшие превращения. Биохимические и фармакологические эффекты. Терпены и терпеноиды. Эфирные масла и эфирномасличные растения. Биогенез терпеноидов в растениях. Химический состав, классификация и способы получения эфирных масел. Смолы и бальзамы. Алкалоиды – биогенез, классификация, физико-химические свойства и методы определения. Гликозиды – строение, классификация и биогенез. Способы выделения и методы количественного определения сердечных гликозидов в растительном сырье. Химическое строение и свойства сапонинов. Антраценпроизводные и их гликозиды. Фенольные соединения и их гликозиды. Классификация и биогенез флавоноидов в растениях. Оксикоричные кислоты. Кумарины. Катехины. Медико-биологическое значение флавоноидов. Дубильные вещества – характеристика и биологическая роль в растениях.



Тема 8. Методы определения и их роль. (2 час) Культура клеток лекарственных растений.

Тема 9. Токсикология растений, осложнения и побочное действие. (2 час) Лекарственные растения и фитопрепараты, содержащие действующие вещества той или иной группы. Показания и противопоказания к применению.


  1. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины «Физиолого-биохимические функции лекарственных растений».

Универсальные компетенции:

а) общенаучные:

- обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: физики, химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (ОНК-1)

- владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК- 4);

- способность интерпретировать полученные результаты математическими методами, готовность использования знания об ограничениях и границах применимости физических и математических моделей при решении типовых задач в почвоведении; способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области химии, физики, экологии, биологии (ОНК-5).

б) инструментальные:

- владение нормами русского литературного языка (ИК-1);

- владение иностранным языком (ИК-2);

- владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ИК-3);

в) системные:

- способность к творчеству, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);

- способность к поиску, критическому анализу (СК-2);

- способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности, к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3)

г) профессиональные (ПК)

- способность свободно ориентироваться в наиболее актуальных направлениях исследований в современном теоретическом, экспериментальном и практическом почвоведении (ПК-1);

- владение системой фундаментальных научных понятий, методологией и методами современного почвоведения, готовность проводить научные исследования в области фундаментальной почвоведения, способность применять и разрабатывать новые инновационные технологии для оценки и управления почвенными процессами, научного преобразования и охраны природы (ПК-2);

- владение теорией и навыками практической работы в избранной области почвоведения (в соответствии с темой выпускной квалификационной работы) (ПК-3);

- способность количественно анализировать полученные экспериментальные и известные из литературы результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения в соответствующей области почвоведения (ПК-4);

- способность использовать в практической деятельности полученные знания теоретических основ почвенного, атмосферного мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, защиты почв от различного рода деградаций (ПК-6);
Специализированные компетенции профиля подготовки «Агрохимия»:

- владение физико-химическими и физиолого-биохимическими методами агрохимии: вегетационными, лизиметрическими и в фитотронах, а также методиками проведения полевых опытов, мелкоделяночных, краткосрочных, длительных и стационарных (СПК-1).

- понимание взаимосвязи агрохимии с другими фундаментальными науками: почвоведением, физиологией растений, биохимией растений, биогеохимией, микробиологией, экологией, а также с прикладными дисциплинами: земледелием, растениеводством, защитой растений, мелиорацией, метеорологией, животноводством, механизацией и экономикой сельского хозяйства (СПК-2).

- знание физиолого-биохимических процессов питания растений биогенными макро- и микроэлементами, роли почвенной биоты в этих процессах, а также путей улучшения свойств и плодородия почвы в связи с химической мелиорацией и применением системы удобрений, знание экологических функций агрохимии (СПК-3).

- владение системой знаний по разработке эффективной комплексной системы удобрений с целью повышения плодородия почвы, продуктивности культурных растений, получения качественной экологически безопасной продукции растениеводства (СПК-4).

- владение агрономической, экологической, экономической и энергетической оценками применения системы агрохимических средств (СПК-5).


IX. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:

А. Образовательные технологии:

- проведение деловых и ролевых игр;

- дискуссии;

- использование средств дистанционного сопровождения учебного процесса;

- защиты результатов в форме научных докладов с последующей дискуссией.

Б. Научно-исследовательские технологии:

- информационные технологии;

-применение компьютерных симуляторов, физически обоснованных математических моделей.

В. Научно-производственные технологии:

- включение студентов в проектную деятельность.
Х. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

А). Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов:

- занятия, проводимые в интерактивных формах, сопровождаются вопросами по пройденному материалу (см. Примерный список вопросов для поведения текущей и промежуточной аттестации);

- занятия, проводимые в интерактивных формах, сопровождаются Интернет-ресурсами (см. список Интернет-ресурсов);

- обязательное использование «Фармакогнозия» (см. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины). Последующее укомплектование печатными и/или электронными внутриуниверситетскими изданиями материалов по всему курсу.

Б). Примерный список заданий для проведения текущей и промежуточной аттестации (темы для докладов, рефератов, презентаций и др. – по видам заданий)


Рекомендуемые темы:

1. Введение в биохимию лекарственных растений.

2. Химический состав лекарственных растений

3. Первичный и вторичный метаболизм и продукты обмена.

4. Вещества первичного обмена.

5. Вещества вторичного обмена.

6. Эволюционно закреплённые свойства растений

7. Фитотерапия в современной медицине.

8. Эколого-ботаническими особенностями лекарственных растений

9. Эколого-ботанические особенности роста лекарственных растений

10. Основы заготовительных процессов лекарственного сырья.

11. Растения – продуценты биологически активных веществ (БАВ).

12. Номенклатура и классификация

13. Терпены и терпеноиды.

14. Смолы и бальзамы.

15. Каротиноиды.

16. Алкалоиды

17. Гликозиды

18. Сапонины

19. Фенольные соединения.

20. Дубильные вещества.

21. Методы определения БАВ в растениях.

22. Культура клеток лекарственных растений.

23. Токсикология растений


В). Примерный список вопросов для поведения текущей и промежуточной аттестации.

Список вопросов к коллоквиумам и другим формам текущей и промежуточной аттестации:


Тема 1-2. Химический состав лекарственных растений

  1. Воздействие лекарственных растений

  2. Вещества первичного синтеза.

  3. Белки. Углеводы. Липиды. Ферменты. Витамины. Жиры. Органические кислоты. Минеральные вещества.

  4. Моно- и олигосахариды. Сахароносные растения.

  5. Полисахариды. Крахмал и крахмалоносные растения.

  6. Пектиновые вещества. Камеди и камеденосные растения.

  7. Клетчатка и медицинские перевязочные материалы.

  8. Биосинтез жиров и факторы, влияющие на их накопление.

  9. Вещества, сопутствующие триглицеридам в жирах.

  10. Пигменты. Стеролы.

  11. Классификация жиров. Растительные жиры.

  12. Лекарственные растения и сырье как источник витаминов.

  13. Жирорастворимые витамины. Растения, содержащие каротины.

  14. Изменчивость химического состава лекарственных растений.


Тема 3. Фитотерапия в современной медицине

  1. Фитотерапия, фармакогнозия – сущность, задачи, значение.

  2. Иммунотропная активность лекарственных растений.

  3. Нейротропность лекарственных растений.

  4. Фитотерапия заболеваний органов дыхания и ЛОР-органов.

  5. Фитотерапия заболеваний сердечно-сосудистой системы.

  6. Фитотерапия заболеваний эндокринной системы.

  7. Фитотерапия кожных болезней.

  8. Фитотерапия онкологических заболеваний.

  9. Фитоароматерапия.

  10. Перспективы фитотерапии.


Тема 4-5. Эколого-ботанические и физиологические особенности лекарственных растений

  1. Геохимические и зональные особенности распространения лекарственных растений.

  2. Возделывание лекарственных растений.

  3. Промышленный сбор лекарственных растений.

  4. Современное состояние промышленных заготовок лекарственных растений.

  5. Основы заготовительного процесса.

  6. Приведение сырья в стандартное состояние.

  7. Сушка. Упаковка. Хранение.


Тема 6-7. Физико-химические свойства БАВ

  1. Лекарственные растения и сырьё содержащие терпеноиды.

  2. Биосинтез терпенов в растениях. Биосинтез ациклических терпенов.

  3. Общие сведения о терпеноидах. Биосинтез циклических сесквитерпенов.

  4. Терпеноиды: ароматические, алифатические и серо- и азотсодержащие соединения.

  5. Эфиромасличные растения, сырьё и эфирные масла.

  6. Нахождение эфирных масел в растениях.

  7. Значение эфирных масел для растений и закономерности в динамике их накопления.

  8. Смолистые растения, сырьё и продукты. Продукты сосны.

  9. Растения, содержащие каучук и гутту.

  10. Лекарственные растения и сырьё, содержащие алкалоиды.

  11. Распространение алкалоидов в растительном мире.

  12. Влияние внешних факторов на содержание алкалоидов в растениях.

  13. Пути использования алкалоидного сырья. Локализация их в растениях.

  14. Алкалоиды: пирролидиновые и пирролизидиновые.

  15. Алкалоиды: пиридиновые и пиперидиновые.

  16. Алкалоиды: хинолизидиновые и хинолиновые.

  17. Производные индола и пуриновые алкалоиды.

  18. Дитерпеновые алкалоиды и стероидные алкалоиды (гликоалколоиды).

  19. Общие сведения о гликозидах и их классификация.

  20. Строение и классификация гликозидов. Гликозиды и ферменты.

  21. Цианогенные гликозиды. Триогликозиды.

  22. Сердечные гликозиды их биогенез.

  23. Выделение сердечных гликозидов из растительного сырья и принципы установления их состава.

  24. Химические методы количественного определения сердечных гликозидов в растительном сырье.

  25. Карденолиды. Их растительные представители.

  26. Буфадиенолиды. Их растительные представители.

  27. Сапонины. Химическое строение и свойства.

  28. Биогенез стероидных сапонинов и их распространение в растениях.

  29. Тритерпеновые сапонины и их распространение в растениях.

  30. Исследования и стандартизация сырья тритерпеновых сапонинов.

  31. Трицеклические тритерпены. Их растительные представители.

  32. Медико-биологическое значение производных антрацена.

  33. Конденсирование производных антрацена. Производные ализарина.

  34. Растения и сырьё, содержащие фенольные соединения и их гликозиды.

  35. Фенольные соединения с одним ароматическим кольцом.

  36. Простые фенолы. Оксикоричные кислоты.

  37. Лигнаны. Их растительные представители.

  38. Классификация кумаринов.

  39. Распространение, локализация и биосинтез кумаринов.

  40. Медико-биологическое значение кумаринов.

  41. Кумарины и оксикумарины.

  42. Фурокумарины и их распространение в растениях.

  43. Фенольные соединения с двумя ароматическими кольцами.

  44. Выделение и очистка флавоноидов из растительного сырья.

  45. Катехины и их распространение в растениях.

  46. Антоцианы и их распространение в растениях.

  47. Флавоны и флавонолы. Их распространение в растениях.

  48. Флаванлоны и халконы. Их распространение в растениях.

  49. Полимерные фенольные соединения.

  50. Дубильные вещества: распространение в растениях, биологическая роль.

  51. Выделение, методы исследования дубильных веществ и их применение в медицине.

  52. Гидролизуемые дубильные вещества. Их распространение в растениях.

  53. Конденсированные дубильные вещества. Их распространение в растениях.


Тема 8-9. Токсикология и методы определения БАВ

  1. Пути и методы выявления новых лекарственных растений.

  2. Охрана и рациональное использование лекарственных растительных ресурсов.

  3. Нормативно-техническая документация (НТД), регламентирующая качество лекарственного сырья.


п/п


Автор

Название книги/статьи

Отв. редактор

Место издания

Издательство

Год

издания


Название журнала

Том

(выпуск) журнала



Номер

журнала


1

Муравьева Д.А. ,

Самылина И.А. ,

Яковлев Г.П.


Фармакогнозия

(Все темы и разделы).



Муравьева Д.А

Москва

Медицина,

2002.




4-е изд., перераб. и доп

656c.

2

Гудвин Т., Мерцер Э.

Введение в биохимию растений. (Все темы и разделы).




Москва

Изд-во Мир.

1986




Т.1-2. 308с




3

Комарова М.Н., Николаева Л.А., Регир В.Г. и др.

Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья. (Все темы и разделы.)




СПб

СПХФА

1998








60с.

4

Лукнер М.

Вторичный метаболизм у микроорганизмов, растений и животных. (Разделы 4-6.)




Москва

Мир

1979








548с.

5

Сорокина И.К., Старичкова Н.И., Решетникова Т.Б.,

Гринь Н.А.



Основы биотехнологии растений. Культура клеток и тканей: Учебное пособие

(Раздел 7).






Москва

Изд-во Московского университета

2002,







45 с.

6

Палов М.

Энциклопедия лекарственных растений (Разделы 2-4)




Москва

Мир

1998







467 с.

7

Племенков В.В.

Введение в химию природных соединений




Казань




2001







376c.

Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а

8

Ловкова М.Я., Рабинович А.М.

Почему растения лечат? (Разделы 2-4).




Москва

Наука

1989







254с.

9

Ловкова М.Я., Соколова С.М.,

Бузук Г.Н.,

Тютекин Ю.В.


Избирательное накопление элементов лекарственными растениями, синтезирующими фенольные соединения (Раздел 7)










1999

Докл. РАН

Т.369

№1. С.141-144

10

Gershenzon J.

Plant defenses: surface protectants and secondary metabolites (Разделы 6-7)








Sinauer Associates, Sunderland, Massachusetts

1998

Plant Physiology




№2. P. 347-376.

11

Пасешниченко В.А.

Новый альтернативный путь биосинтеза изопреноидов у бактерий и растений

(Раздел 7)









.


1998.

Биохимия.

Т.63

№2, С.171-182

И н т е р н е т р е с у р с ы

12

http://isir.ras.ru/

Интегрированная Система Информационных Ресурсов Российской Академии Наук.


13

http://www.viniti.msk.su/

Всероссийский Институт Научной и Технической

Информации (ВИНИТИ РАН).




14


http://www.ncbi.nlm.nih.gov/Pubmed

База научных данных в области биоме-

дицинских наук







  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

А. Основная литература – с выделением подразделов.

Б. Дополнительная литература – с выделением подразделов.

В. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

А. Помещения

- Лекционное потоковая аудитория, оборудованная оргтехникой (проектор, компьютер, выход в Интернет):

- лабораторный практикум для 15 чел (2 практикума с соответствующим лабораторным оборудованием, вытяжкой, газом, электричеством, вакумной установкой, газовым давлением и пр.)

- аудитории для семинаров с оргтехникой;
Б. Оборудование:

Для семинарских и лекционных аудиторий: необходимая оргтехника, ЭВМ, и др.

Для лабораторных и практических работ: соответствующие приборы для определений биохимических свойств растений.
В. Иные материалы

Демонстрационные материалы: демонстрация культивирования и переработки растительного материала; демонстрация синтеза д.в. лекарственных растений и пр.


…………….


Ответственная за подготовку и редакцию: Людмила Петровна Воронина


Каталог: attachments -> article -> 128
article -> Влияние сотового телефона на здоровье человека
article -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 40 «Урология» по медицинским наукам
article -> Тесты I уровня по вопросам первичной медицинской помощи
article -> Методические рекомендации по организации паллиативной помощи
article -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 07
article -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению пагубного употребления психоактивных веществ
128 -> Термины и определения Обязательное медицинское страхование


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница