Физкультура для активных студентов



страница1/9
Дата23.04.2016
Размер1.06 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования и науки Российской Федерации

Костромской государственный технологический университет

И. Ю. Смирнов
Физкультура для активных студентов
Учебное пособие

Кострома


ИЗДАТЕЛЬСТВО

2011
УДК 796(075.8)

С 506

Рецензенты:



кафедра физической культуры ЯГПУ (г. Ярославль)

заведующий кафедрой д-р биол. наук, профессор А.А. Мельников;

заведующий кафедрой физического воспитания КГУ (г. Кострома)

заслуженный работник физической культуры РФ

профессор В.Н. Зимин.

С 506 Смирнов, И.Ю. Физкультура для активных студентов : учебное пособие / И.Ю. Смирнов. − Кострома : Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2011. − 129 с.

ISBN 978-5-8285-0587-6
Пособие посвящено основным вопросам, которые могут возникать у людей, решивших самостоятельно использовать средства физической культуры для поддержания или коррекции здоровья, повышения эффективности умственного труда. Кратко рассмотрены история возникновения и развития физической культуры в человеческом обществе и необходимость переосмысления как задач, стоящих перед занимающимися, так и средств и методов занятий. Рассмотрено участие основных функциональных систем организма в обеспечении двигательной активности, и показано влияние такой активности на эти системы. Также затронуты вопросы влияния физических нагрузок на умственную деятельность, выбора вида спорта для занятий и рациональной организации занятия, вопросы самоконтроля и основные направления оптимизации состояния организма.

Рассчитано на людей, не имеющих медико-биологической подготовки, поэтому этим вопросам уделено большее внимание. Знание основных процессов, происходящих в организме при воздействии мышечных нагрузок, позволит более серьезно воспринимать необходимость регулярной двигательной активности. Предназначено для студентов вузов всех специальностей и форм обучения.


УДК 796(075.8)

ISBN 978-5-8285-0587-6


© Костромской государственный технологический университет, 2011



Оглавление

Глава 1. Физическая культура, прошлое и настоящее . . . . . . . . . . . . . . .

4

Глава 2. Естественно-научные основы физической культуры . . . . . . . .

15

Глава 3. Влияние физических упражнений на организм . . . . . . . . . . . . .

43

Глава 4. Физические качества человека и их развитие . . . . . . . . . . . . . . .

57

Глава 5. Умственная работоспособность и физические нагрузки . . . . . .

75

Глава 6. Индивидуальный выбор упражнений для занятий . . . . . . . . . . .

85

Глава 7. Основы самостоятельных занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

100

Глава 8. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями . . . .

115

Глава 9. Средства оптимизации работоспособности . . . . . . . . . . . . . . . .

121

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

129

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ




Физические упражнения как двигательная активность человека присутствовали в жизни человечества всегда. Однако предметом нашего рассмотрения будут только те физические упражнения, которые не связаны непосредственно с обеспечением жизнедеятельности. Наши историки часто приводят как пример существования физической культуры, наскальные изображения древних людей, на которых изображены фигуры, напоминающие изображение борцов, бегущих или плывущих людей. Выделение физических упражнений из трудовой деятельности в самостоятельный вид деятельности этнографы и археологи относят к периоду 40–25 тыс. до н.э., при этом отмечая, что в основе физической культуры лежал коллективный характер. По-видимому, к первым физическим упражнениям можно отнести и первобытные танцы охотников, рассказывающих своим соплеменникам об охоте, и ритуальные танцы перед охотой, а также молодежные игры с элементами бега прыжков, манипуляций с предметами. Важность хорошего физического развития у древних людей определялась не только и не столько подготовкой к трудовой деятельности, сколько подготовкой к необходимости защиты как от диких животных, так и от живущих поблизости других племен. Наверное, этим можно объяснить и тот факт, что большинство древних изображений связано с упражнениями, имеющими военно-прикладное значение. По мере развития земледелия и использования силы прирученных животных и труда пленных физические упражнения приобретали все более целенаправленный характер подготовки к ведению военных действий.

По имеющимся историческим сведениям, впервые наибольшего развития физическое воспитание получило в Древней Греции, и особенно в Спарте. Неграмотным считался тот, кто не умел читать, писать и плавать. Военно-прикладная направленность физической подготовки определялась необходимостью ведения военных действий с внешними врагами, а также для подавления выступлений рабов. Набор физических упражнений определялся требованиями военной подготовки и включал в себя бег, прыжки, гимнастику, фехтование, верховую езду, плавание, кулачный бой. Следует отметить, однако, что уже древние люди отмечали положительное влияние физических упражнений на организм человека. Так, Аристотель отмечал: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Среди стран, население которых широко использовало физические упражнения, Египет, Вавилон, Персия, Китай, Индия, Древний Рим.

Важность физических упражнений, имитирующих в определенной мере деятельность человека, определялась характером этой деятельности. Если трудовая деятельность имела сравнительно постоянный характер, то применение военно-прикладных умений отличалось периодичностью, а цена потери навыков была самой значительной и порой стоила жизни.

Военно-прикладное значение физических упражнений сохраняется и до настоящего времени. Во всех армиях мира, несмотря на развитие техники, физическая подготовка солдат и офицеров имеет важное значение. Это связано не только с тем, что физические упражнения способствуют развитию таких качеств как сила, выносливость, быстрота, ловкость, но и, как в настоящее время установлено, способствуют повышению и сохранению высокой умственной работоспособности. Изменились структура и направленность физических упражнений в соответствии с предъявляемыми требованиями, но их значение по-прежнему оценивается очень высоко. Это проявляется в наличии систем оценки физического состояния через выполнение определенных нормативов как для рядового, так и для командного состава.

Параллельно с военно-прикладной физической подготовкой с XVIII–XIX вв. стала получать развитие и профессионально-прикладная физическая подготовка. Это было обусловлено развитием промышленности и необходимостью специальной подготовки будущих рабочих. В первую очередь, это обучение мелким, но частым и точным движениям. Однако массового развития такая подготовка не получила. Дальнейшее развитие промышленности и техники привело к качественным изменениям условий и характера труда, особенно во второй половине XX в. Это, в свою очередь, поставило перед населением развитых стран вопросы не только профессиональной подготовки, но и вопросы по сохранению работоспособности и здоровья населения.

С конца XIX – начала XX вв. все большее распространение получают всевозможные турниры и соревнования, прообразом которых являются олимпийские игры древности. Широкое распространение получили такие соревнования как борьба, поднятие тяжестей в цирковых программах. Популярность победителей подобных турниров привлекала внимание населения к регулярным занятиям подобными физическими упражнениями. Уже в XIX в. появляются спортивные организации и клубы, а в 1896 г. Пьером де Кубертеном организованы и проведены первые Олимпийские игры современности, которые спустя сто лет являются всемирным фестивалем спорта.

Основателем физического воспитания в России можно считать Петра I. В условиях больших преобразований в России Петр I создает в стране светские учебные заведения, в которых было внедрено физическое воспитание. Учредив «цифирные школы», школу математических и навигационных наук (1701 г., Москва), гимназию, морскую академию (1719 г., С.-Петербург) и духовную семинарию, Петр I заложил основы государственной системы образования в России. Во всех этих учебных заведениях преподавались фехтование, верховая езда и танцы. Кроме того, в режим учебного дня включались прогулки, игры, различные «телесные упражнения». В Москве, в Сухаревской башне, где размещалась школа математических и навигационных наук, имелся «рапирный зал», оборудованный тренажерами. За успехи в овладении «рапирной наукой» ученикам даже прибавлялось жалование.

Наряду с государственными учебными заведениями в это же время в С.-Петербурге появляются частные общеобразовательные школы, в учебном плане которых известное место было отведено и физическому воспитанию. Принадлежали они, как правило, пленным шведам. В этих школах учились дети не только пленных шведов, но и русских. Шведские преподаватели учили «вверяемых им детей латинскому, французскому и др. языкам и также морали, математике и всякого рода телесным упражнениям».

Во второй половине XVIII в. открываются гимназии и пансионаты для обучения детей дворян и разночинцев. Здесь внимание обращалось на привитие внешних манер поведения, а также на фехтование, танцы.

Армии нужны были резервы здоровых молодых людей, и в 1888 г. военный министр П. С. Ванновский предложил ввести военную гимнастику в гражданские учебные заведения, что и было сделано министром народного просвещения в 1889 г.

Цель этой гимнастики состояла в том, чтобы несколько развить учащихся и привить им необходимые навыки военной службы. Обязательным предметом гимнастика была только в средних учебных заведениях, а в начальных училищах она могла вводиться там, где на это окажутся необходимые средства для оплаты преподавателей.

В 1889 г. вышла в свет «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии». В инструкции к циркуляру о введении гимнастики все упражнения разделялись на 4 отдела:



  1. Вольные движения, приучающие ученика управлять своими частями тела и с укреплением физических сил вырабатывать национальные движения.

  2. Упражнения с подвижными снарядами: палками, мячами, дере­вянными шарами и др.

  3. Упражнения на неподвижных снарядах: шесте, канате, наклонной лестнице, имеющие целью отягощением собственного тела исполнять движения с наименьшею затратою сил.

  4. Отдел строевых упражнений, дающих основы воинской дисциплины.

В программу высших учебных заведений физическое воспитание не включалось (кроме учительских институтов), а после революции 1905 г. правительство запретило даже существовавшие отдельные спортивные кружки из-за «неблагонадежности» студентов. В виде исключения получили право на существование отдельные студенческие спортивные клубы. Первые студенческие спортивные клубы появились в политехническом и электротехническом московских институтах, Киевском политехническом институте. В университете Санкт-Петербурга спортивный клуб был образован в 1908 г.

О постановке спортивной работы можно судить из высказывания члена правления гимнастического общества Московского университета


В. Отрадинского. Он говорил, что несколько лет существовало общество и вечером собирало более 150 человек при 2-3 днях занятий в неделю. Здесь студенты проводили свой досуг с пользой и искренним весельем, но вот уже второй год администрация университета лишила общество помещения актового зала и занятия прекратились. Напрасно «Гимнастическое общество» подавало прошение за прошением — ничто не могло изменить решения университетского правления. Правительство боялось массовых молодежных организаций в связи с все возрастающими «ученическими беспорядками», превращающимися в открытые выступления против царского самодержавия.

Несмотря на это гимнастика, спорт и игры получают распространение среди студентов. Чтобы отвлечь студентов от политической борьбы, разрешено было организовывать спортивные секции. В университетах Петербурга, Москвы, Киева, Томска создаются кружки спорта, гимнастики и игр. В 1911 г. организовываются С.-Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений.

К началу Первой мировой войны в России было 105 вузов, в 40 из которых имелись спортивные кружки. В студенческой среде культивировались фехтование, лыжный и конькобежный спорт, гимнастика, футбол, борьба, легкая атлетика и некоторые другие виды спорта. Однако развитие самодеятельного спорта среди студентов не могло компенсировать отсутствие физического воспитания как обязательного предмета в учебных планах высших учебных заведений.

Значительным был вклад органов здравоохранения в охрану здоровья детей и подростков. В июне 1918 г. Всероссийский съезд медико-санитарных отделов высказался за организацию санаториев и лесных школ для физически слабых и больных детей.

Объединившаяся вокруг врачебно-санитарного отдела Наркомпроса группа научных работников и врачей (Н. В. Головинский, В. Е. Игнатьев, В. В. Гориневский и др.) приступила к научному обоснованию советской системы физического воспитания. Они разрабатывали вопросы врачебного контроля, гигиены, влияния физических упражнений на организм занимающихся.

Высший совет физкультуры ввел на 1923/24 учебные годы всеобщее обязательное преподавание физкультуры в школах. Но этот процесс шел очень медленно. Осенью 1924 года физическое воспитание было обязательным предметом только в 823 школах. Такая же картина была и со школьным спортом. Физкультурные кружки были только в школах крупных городов. Такое критическое положение объяснялось экономическими трудностями, нехваткой гимнастических залов и специалистов, но самой основной трудностью было отсутствие содержания и методов работы советской физической культуры. Так как задачами физической культуры являлось создание идеала всесторонне развитого человека, поэтому она должна была принципиально отличаться от физической культуры западноевропейских стран. В связи с этим возникло много всевозможных направлений в вопросах определения содержания и методов социалистической физической культуры.

Направление, выступившее под знаком центризма детского фи­зического воспитания, видело развитие физической культуры в том, чтобы в школах занимались только благоприятной и полезной для учеников игровой деятельностью, тем самым упрощались подходы к физическому воспитанию.

Сторонники медицинского направления видели основы физического воспитания в кондиционной гимнастике. Они считали, что лечебная гимнастика, став всеобщей, в практике школ и спортивных кружков может не только устранить возможность производственных заболеваний, но и создать связи между процессом работы и физическим воспитанием.

Гигиеническое направление и его преемники исходили из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения закономерно ослабили организм рабочих и их детей. Для них работа означала лишь ощутимую усталость, и поэтому дальнейшую нагрузку, связанную с гимнастической и спортивной деятельностью, они считали только подрывом здоровья.

Специальную форму пути развития физкультуры представлял Комитет художественного физического воспитания. По представлению Комитета, действительное физическое воспитание должно основываться на художественном переживании в процессе работы. В предлагаемых формах были отброшены «буржуазные системы упражнений» и вместо них предлагались стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и др.).

На состоявшемся в 1924 г. XIII съезде РКП(б) обсуждались вопросы физической культуры и спорта. В ходе этого обсуждения было выявлено, что причинами искажения, имевшего место в физкультурном и спортивном движениях, являлись несогласованности между государственными и общественными организациями.

«Социалистическую систему физического воспитания, — подчеркивалось в решении съезда, — нужно рассматривать как неразрывную часть общего политического и культурного воспитания, а также защиты здоровья масс. Другими словами, советское физическое воспитание следует считать неразрывной частью коммунистического воспитания». Основным содержанием физической культуры должны являться гимнастика, спорт, подвижные игры.

В 1927 г. Государственным ученым советом были разработаны первые единые школьные программы физического воспитания. Программа по физической культуре стала исходным рубежом для всех следующих программ, в ней были сформулированы задачи физического воспитания, средства и методы урока физкультуры, формы организации. Ею предусматривалось также проведение уроков физической культуры в начальной школе 3 раза в неделю. Схема урока состояла из 6 серий для начальной школы и 8 серий для средней:


  1. порядковые упражнения;

  2. подготовительные упражнения;

  3. метание;

  4. сопротивления;

  5. прыжки;

  6. специальные упражнения профилактического и корригирующего характера для отдельных групп мышц;

  7. ходьба;

  8. заключительная часть.

Недостатки этой программы заключались в том, что не было учета физкультурных достижений, она не давала конкретных нормативных требований. В рамках программы осуществлялось также воспитание санитарно-гигиенических навыков − с изучением явлений окружающей среды (производство, рынок, пекарня). Это сокращало время на физические упражнения.

В 1927/28 гг. физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов.

В 1929 г. Наркомпрос СССР утвердил новые учебные планы для школ II ступени. По этим планам на физическое воспитание отводилось по 2 часа в неделю.

В 1939 г. были пересмотрены школьные программы физического воспитания. В них были включены начальная и допризывная подготовка школьников. Физическое воспитание учеников становилось одним из основных показателей работы школ. Подростки и юноши приобретали навыки военного строя, обучались стрелковому делу, правилам противовоздушной обороны и противохимической защиты, получали хорошую физическую подготовку и закалку. Повысилось внимание к внешкольным и внеклассным формам занятий гимнастикой, спортом и играми. В 1940 г. свыше 830 тысяч учащихся 5−10 классов посещали спортивные секции школьных коллективов физической культуры и 46 тысяч школьников обучались разным видам спорта в 240 детских спортивных школах.

В послевоенные годы немало было сделано для развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях страны. С 1947 г. во всех университетах и институтах были восстановлены кафедры физического воспитания и спорта, введены первые послевоенные программы. На первых двух курсах вузов на физическое воспитание отводилось 2 часа обязательных занятий в неделю. Более совершенную программу по физическому воспитанию студентов вузы страны получили в 1951 г. Она предусматривала обязательный курс общей физической подготовки для студентов первого и второго годов обучения (2 часа в неделю) и курс спортивного совершенствования для всех лет обучения (факультативно по 4 часа в неделю). Новая программа предъявляла более высокие требования к физической подготовке студентов. Студент, заканчивавший второй курс, должен был завершить сдачу норм ГТО II ступени. Наметилась преемственность построения программ физического воспитания в школах и вузах. Начиная с 1956 г., во всех высших учебных заведениях была установлена спортивная специализация: по легкой атлетике (обязательная для всех вузов), лыжному спорту (для снежных районов страны), гимнастике, плаванию, велосипедному спорту, спортивным играм и другим видам спорта (в зависимости от условий вуза). Для студентов с ослабленным здоровьем, отнесенных к специальной группе, организовывались отдельные занятия. Таким образом, можно констатировать факт развития физической культуры как у нас в стране, так и за рубежом в первую очередь как средства подготовки к воинской службе.

В последние десятилетия в развитых странах все больше внимания стали уделять вопросам профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, которые уже длительное время по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) являются ведущей причиной смерти людей. Среди причин высокой заболеваемости и смертности выделяются малоподвижный образ жизни современных людей и при этом высококалорийное с большим содержанием жиров и углеводов питание. На основании этого как основное средство профилактики специалисты выделяют организацию оптимального двигательного режима и приведение в соответствие с ним состава и калорийности питания. Это только две наиболее известные стороны возможности коррекции и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Изучение положительного влияния физических нагрузок на организм человека продолжается и в настоящее время. Таким образом, можно констатировать возникновение и развитие физической культуры, имеющей своей целью профилактику и даже лечение заболеваний, что делает ее действительно необходимой широким массам в отличие от военно-прикладного и спортивного направлений. Примером массовых занятий физическими упражнениями могут служить такие виды как джоггинг (легкий бег) и аэробика, отличительной особенностью которых является целевая установка на улучшение состояния здоровья и отсутствие ориентации на высокий спортивный результат.

Для того, что бы продолжать знакомство с физической культурой, нам необходимо уточнить значение некоторых терминов и понятий. В первую очередь речь идет о таких понятиях как «физическая культура», «физическое воспитание» и «спорт».

Понятие" физическое воспитание" входит в общее понятие "воспитание" в широком смысле. Отличительные особенности физического воспитания определяются, прежде всего, тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых определяет его физическую работоспособность. В физическом воспитании различают две специфические стороны, или части − обучение движениям и воспитание физических качеств. Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, т.е. системное овладение человеком в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Образовательная сторона имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике. По определению Петра Франциевича Лесгафта, создателя учения о физическом образовании, суть его состоит в том, чтобы научиться «изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу».

Другая, не менее существенная сторона физического воспитания − целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, стимулирования и регулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью, а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования условий внешней среды.

Процесс физического воспитания имеет своей целью повышение уровня «физической подготовки», которая воплощается в достигнутом уровне работоспособности и в сформированных двигательных навыках. Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка ориентирована на создание предпосылок для успешной деятельности в различных условиях. Специальная физическая подготовка ориентирована на подготовку к специфическим условиям деятельности.

Целью и результатом физического воспитания является физическое развитие человека или процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. В зависимости от совокупности факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать различный характер, и результатом физического воспитания может быть как гармоничное развитие индивида, так и узконаправленное однобокое. Зная и умело используя объективные закономерности физического развития человека, можно целенаправленно воздействовать на его развитие, работоспособность и даже отодвинуть сроки естественного старения. Именно в этом целесообразно направляющем воздействии и состоит специфическая социальная функция физического воспитания. Однако следует помнить о том, что физическое развитие определяется не только физическим воспитанием, но и такими факторами как наследственность, социальные условия, природно-климатические условия. Тем не менее, физическому воспитанию принадлежит особая роль как специальному сознательному фактору рационального регулирования физического развития человека.

Физическое воспитание имеет существенное значение для личности и для общества в целом. Результаты физического воспитания, которые выражаются в морфофункциональных показателях, а также все, что обеспечивает достижение этих результатов и создается в практике физического воспитания, представляет общекультурную ценность. В данном качестве физическое воспитание относится к физической культуре общества. Физическая культура составляет важную часть культуры общества и включает в себя всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека. Часто термин «физическая культура» используется в более узком значении. Например, говорят о физической культуре личности, подразумевая под этим воплощенные в самом человеке результаты использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в широком смысле.

Для уточнения представлений о соотношении физической культуры и физического воспитания следует отметить, что при всем органическом единстве этих явлений они не сводятся друг к другу. Физическое воспитание относится к явлениям культуры, поскольку в нем реализуются достигнутые или достигаются новые культурные ценности.

В современных системах физического воспитания весьма значительное место занимает спорт. Это объясняется рядом причин, среди которых − высокая эмоциональная насыщенность спортивных соревнований, престижная значимость спортивных достижений, международные контакты, а также выделение спортивной деятельности в своеобразную экономическую деятельность для спортсменов достаточно высокого уровня. В настоящее время спорт стал еще одной разновидностью шоу-бизнеса, когда экономический эффект порой становится ведущим.

Ядро спорта, основу его особенностей составляет специфическая соревновательная деятельность. При этом ее характеризуют особый тип соперничества, свободный, в принципе, от антагонизма, четкая регламентация взаимодействий соревнующихся, а также унификация состава действий и условий выполнения, способов оценки достижений по установленным правилам. Непосредственная цель соревновательной деятельности в спорте − достижение возможно высокого результата. Исходя из этого, строится система подготовки в спорте, которая по времени занимает ведущее положение среди видов спортивной деятельности. Ориентация на максимально высокий результат предъявляет очень высокие требования к занимающимся, к уровню развития научно обоснованных методов подготовки, условиям проведения тренировочных занятий. Воспитание физических качеств в спортивной тренировке на высоком уровне проводится практически на пределе функциональных возможностей организма, что при нерациональной организации занятий приводит к серьезным нарушениям в функционировании отдельных органов и организма в целом. В массовом спорте, где результаты значительно ниже высших достижений, риск приобрести функциональные нарушения или заболевания ниже, при этом причинами функциональных срывов может быть как нерациональное планирование, так и нарушения режима занимающимися. Однако, если планирование занятий проводится с учетом индивидуальных особенностей человека, условий его жизни и реальной оценки его возможностей, как правило, результатом долговременной спортивной тренировки является формирование здорового физически, с уравновешенной психикой гармонично развитого человека.

При рациональных и систематических занятиях спортом или оздоровительной физкультурой в организме человека происходят функциональные перестройки, способствующие повышению его функциональных возможностей. Поскольку эти изменения затрагивают практически все системы и органы, то положительное влияние занятий сказывается не только в результатах, показываемых в избранном виде спорта, но также повышают возможности человека в других видах деятельности.

Но физическое развитие индивида – это не единственный результат систематических занятий. Хотелось бы обратить внимание на еще одну сторону, которая часто остается в тени.

Многолетняя регулярная спортивная подготовка, участие в соревнованиях способствуют формированию в структуре волевой подготовленности таких качеств как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.

Регулярные занятия, требующие в режиме дня выделения определенного времени, приучают человека к размеренному ритму деятельности. Это требует хорошей организации своего рабочего и свободного времени, и соответственно, как правило, спортсмены достаточно высокого уровня привыкают очень рационально планировать свое время.

Важное значение, которое придается физическому воспитанию молодого поколения, казалось бы, подкрепляется тем, что предмет «Физическое воспитание» является обязательным, начиная со школы и заканчивая высшими учебными заведениями. К сожалению, провозглашаемая на словах важность зачастую не подкрепляется наличием необходимых условий для занятий на деле, как это отмечалось в России еще и в XIX в. При этом организация массовых «спортивных» мероприятий, где большинство участников регулярно не занимаются, приносит больше вреда, чем пользы.



Каталог: univer -> misc
misc -> Методическое пособие Кострома кгту 2012 (075. 8)
univer -> Программа итоговой государственной аттестации выпускников к ооп от 02. 07. 2014 №07-116/03-22в по направлению 030300. 62 Психология
univer -> Фундаментальная наука в современной медицине 2013 : материалы науч практич конф молодых учёных / под ред. А. В. Сикорского, О. К. Кулаги, А. В. Стахейко, Т. В. Тереховой Минск : бгму, 2013 208 с
univer -> Рабочая программа по дисциплине : патологическая физиология для студентов, обучающихся по специальности: 560001 «лечебное дело»
univer -> Лекция: нейроинфекции у детей
univer -> Сборник тестовых заданий по гинекологии для студентов V курса лечебного факультета иностранных учащихся
univer -> Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов
univer -> Ж. М. Кринец н. Г. Солодовникова с. Н. Ильина
univer -> Контрольные вопросы: Определение асептики и антисептики, их сущность. Источники инфекции: экзогенный, эндогенный


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница