Формы души человека: опыт реконструкции



страница1/80
Дата20.09.2018
Размер1.26 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   80


Г л а в а   2  

ФОРМЫ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА: 

ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ 

2.1.

 Дух, покойник и младенец — 

инобытийные формы жизни 

и души человека 

Покойник.  Объясняя  термин  сунезин,  которым  тувинцы-шамани-

сты  называли  посмертную  душу  человека,  В. П. Дьяконова  пришла  к 

выводу о равнозначности (аналогичности) представлений о покойнике 

и его посмертной душе: «Данный термин я рассматриваю как название 

именно самого умершего, а не его души, — его образа или облика, по-

лучившего это название от живых, верящих в существование умерше-

го посмертно, но в новых условиях и в новой среде…  Сунезин — это 

форма  персонификации  умершего  по  модели  живого  человека»  [Дья-

конова 1975: 46]. 

По селькупским представлениям, «когда ты умираешь — это не ты 

умираешь, это живущие для тебя умирают, а ты живой и едешь в хо-

рошую землю, там ты встретишь своих умерших родственников» [Го-

ловнев 1995: 509]. Стало быть, могильные души людей — кэдо или ка-

га [Пелих 1972: 115—117; 1980: 31—33] — это сами люди в своем по-

смертном  состоянии —  латтары  [Прокофьева  1961а:  61],  кубыль 



кумыт,  кубыль  кумый  [Пелих  1998:  55,  58],  кумба  [Гемуев,  Пелих 

1993: 288; Ураев 1994: 83] и кага [Пелих 1972: 378; Ким 1997: 77] — 

покойники и мертвецы — те же живые, но продолжающие свое суще-

ствование уже в ином мире. Таким образом,  души умерших — это те 

же покойники. 

Селькупские термины, используемые для обозначения души, часто 

совпадают с терминами, используемыми для обозначения духов. Напри-

мер:  кэдо —  могильная  душа  [Пелих  1972:  115—117]  и  дьявол,  вы-

пивший реку [ПМА]; кага — могильная душа [Пелих 1980: 31—33] и 

название изображения духа, носимого женщинами на поясе (кол. МАЭ, 

Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН 

http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-85803-398-1/ 

© МАЭ РАН 



140

 

Степанова О. Б. Традиционное мировоззрение селькупов 

 

№ 387),  или  котла-«шайтана»  с  жертвенным  прикладом  [Шатилов 



1927: 154, 158], кай — душа человека [Пелих 1980: 58] и дьявол в об-

разе утки [Пелих 1998: 33]. Или термины душ и духов имеют одну ос-

нову  [Ким  1997:  16—25]:  кuei  (куэи/квэи),  kuai  (куаи/кваи),  kuaji  (ку-

ай/квай), квой,  qwej (квей),  quwej (кувей) [Ким 1997: 16—25],  кавылго 

[Пелих 1998: 31], кейты [Прокофьева 1976b: 120], кыекэикыя [ПМА] — 

душа человека и кувалоз, квударгу, кодаргу, кударгу, кутаргу, квыдар-

гу  [Ким  1997:  16—25],  кава  лоз  [Пелих  1980:  64],  куя  лос,  куйка  лос 

[ПМА],  кои  [Иванов  1970:  116],  кайволдын  [Пелих  1998:  32],  квойлъ, 



квой,  квойу  [Хелимский  2007:  20]  и  т. д. —  духи  и  их  изображения. 

Это указывает на равнозначность представлений о душах и духах. 

«Факт, что слово, обозначающее божество, духа, демона, означает 

буквально ‛умерший человек’, является типичным фактом, обнаружи-

ваемым повсюду, у всех первобытных народов» [Спенсер 1998: 24]. В 

представлениях  селькупов  духи-предки  или  первопредки,  в  число  ко-

торых  входит  священная  мать-предок  во  всех  своих  ипостасях  (имя 

«жизненной»  старухи  Илымпыль  кота  селькупы  нам  переводили  как 

«когда-то  жившая»  [ПМА]), —  по  определению —  умершие  когда-то 

(давно или недавно) люди или существа не антропоморфного вида, что 

также подтверждает постоянно повторяемый в селькупском фольклоре 

сюжет  о смерти священных бабушек, связанной с рождением их вну-

ков (см. гл. 1.3.). То есть  дух и умерший воспринимаются в представ-

лениях  селькупов  эквивалентно:  «Лос —  это  смерть.  Любой  умер-

ший — лос» [ПМА]. 

В главе 1.4. мы пришли к выводу, что душа человека, посредством 

которой  осуществляется  круговорот  жизни  в  представлениях  сельку-

пов, — это сам человек, его материальное тело, которое переходит из 

этого мира в другой, подвергаясь в момент перехода (смерти) разного 

рода  изменениям.  Душа —  тело  человека  в  своем  инобытийном,  по-

тустороннем,  измененном  состоянии —  представлялась  и  самим  по-

койником,  и  духом.  Для  ее  обозначения  использовали  самостоятель-

ный  термин,  называя  ее  могильной,  покойницкой  душой,  например, 

кэдо  или  кага.  Чтобы  еще  раз  проверить  эти  идеи,  рассмотрим  пред-

ставления селькупов о смерти и характерные фрагменты традиционно-

го погребального обряда.  

Селькупы  полагали,  что  изменения,  сопровождающие  период  пе-

рехода границы миров, начинали происходить с человеком задолго до 

его фактической смерти. Считалось, что «в объятиях смерти» находи-

лись все старые или больные люди. 

О том, что селькупы не относили к живым тяжелобольных людей, 

свидетельствует Г. Н. Прокофьев: «Савелий, сообщая мне сведения по 

статистике  и  назвав  членов  своей  семьи,  на мой  вопрос,  не  живет  ли 

еще кто-нибудь в его чуме, заявил, что „есть еще одна парнишка, ко-

торую,  однако,  писать  не  надо:  „она  прокисла“.  Я  сначала  ничего  не 

Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН 

http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-85803-398-1/ 

© МАЭ РАН 



Каталог: files -> lib
lib -> Инструментарий диагностика «синдрома эмоционального выгорания»
lib -> Разработка научно-обоснованных рекомендаций по профилактике заболеваний молочной железы и репродуктивных органов крупного рогатого скота молочных пород при беспривязной системе содержания животных
lib -> «Введение. Как возникла биологическая наука»
lib -> Лекция №4. «Инфекционные и инвазионные болезни глаза». План лекции: Риккетсиозный кератоконъюнктивит
lib -> Тема №5. Инфекционные и инвазионные болезни глаза
lib -> Применения и возделывания лекарственных растений Термины и определения, основы фармокогнозии
lib -> Тема Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   80


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница