Г и нф орм ация для преподавательского состава сред них школ



Pdf просмотр
Дата16.09.2017
Размер0.55 Mb.

г
И НФ ОРМ АЦИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО
СОСТАВА СРЕД НИХ ШКОЛ

Андрианова Е. А., Шапошникова Т. Д.
От авторов
За время, прошедшее со времени первого издания пособия (Шапошникова Т. Д.
«Дети с диабетом в школе», Москва, Министерство общего и профессионально­
го образования РФ, 1997 год), в современной диабетологии произошли значи­
тельные изменения. Появились новые инсулины и средства их введения, более совершенными стали средства самоконтроля, существенно повысился уровень образованности детей и их родителей в вопросах сахарного диабета.
Данное пособие является повторным, переработанным и дополненным издани­
ем, в которое были внесены поправки с учетом всех современных достижений.
В работе над пособием принимали участие сотрудники отделения сахарного диабета НИИ детской эндокринологии ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Министерства здравоохранения России.
Наверное, кто-то из вас уже имеет опыт работы с детьми с сахарным диабе­
том, а кто-то столкнулся с ними впервые. Но в любом случае вы скорее всего заметили, что таких детей становится все больше, в том числе и среди младших школьников. Количество пациентов с диабетом нарастает во всем мире, и это факт, с которым необходимо считаться.
Мы надеемся, что, прочитав это пособие, вы поможете ребенку с диабетом и его семье быстрее вернуться в привычный для них мир, а годы, проведенные вместе с вами в школе, он и его семья будут вспоминать с огромной благодар­
ностью и теплотой!
В данном пособии изложена информация, необходимая школьным работникам, чтобы понять особенности детей с сахарным диабетом и объяснить многие их поступки, поскольку, на первый взгляд, они могут показаться странными и от­
личными от общих правил поведения учащегося.
Основная цель данного пособия - научить персонал школы принимать адекват­
ные решения и совершать правильные действия в отношении детей с диабе­
том, а не бояться этого заболевания.
Издание подготовлено при поддержке компании 5А1МОР!
Поджелудочная железа у здоровых людей вырабатывает такое количество инсу­
лина, которое необходимо для усвоения пищи, поступающей в виде глюкозы в кровь. Когда инсулина не хватает, уровень глюкозы (сахара) крови значительно повышается. Симптомами высокого уровня сахара в крови будет повышенная жажда, учащенное мочеиспускание, потеря веса. Эти симптомы наиболее ха­
рактерны для болезни в ее ранней стадии (до постановки диагноза). Все дети, у которых выявлен диабет, нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина. За последние годы в мире было многое сделано для того, чтобы облегчить жизнь людей с диабетом, вынужденных в день делать несколько уколов инсулина. Инъ­
екции инсулина выполняются специальными шприц-ручками с маленькой тон­
кой иглой, которые не требуют стерилизации. Внешне шприц-ручки напоминают обычные толстые фломастеры. Для самостоятельного измерения уровня сахара крови созданы портативные приборы - глюкометры, размер которых не превы­
шает размеры мобильного телефона, а время получения результата - несколь­
ких секунд.
Сахарный диабет - это хроническое заболева­
ние, средств радикального лечения которого
на сегодняшний день пока не существует. Ле­
чение диабета, заключающееся в ежедневных
инъекциях инсулина (до пяти уколов в день),
многократных определениях уровня сахара
крови и в строгом режиме питания, в некото­
рой степени ограничивает жизнедеятельность
ребенка. Это значит, что такие дети нуждают­
ся не только в дополнительной заботе в ходе
учебного процесса, но и при реабилитации
и интеграции в окружающую среду. Дополни­
тельной заботы требует и семья, воспитываю­
щая ребенка с диабетом.

Для детей с сахарным диабетом нет противопоказаний для обучения в обычной общеобразовательной школе и, за очень редким исключением, переводить ре­
бенка на домашнее обучение не только нет необходимости, но и крайне неже­
лательно. Форма обучения на дому может лишь время от времени и в опреде­
ленной ситуации понадобиться ученику. В школе главным действующим лицом и помощником для детей остается учитель. Понятно, что многие проблемы могли бы быть сняты с плеч учителя, будь у нас в школах хорошо налаженная систе­
ма помощи ребенку с диабетом или любому другому ребенку с иным хрониче­
ским заболеванием со стороны школьного медицинского работника, социаль­
ной службы, школьного психолога. Безусловно - за этим будущее. Но пока этого нет, а проблема диабета уже существует. Кстати, в развитых зарубежных странах, где проблема диабета давно и эффективно решается на всех уровнях, ребенок с диабетом, большую часть своего времени проводящий в школе, чувствует, в первую очередь, заботу учителя. Как больной диабетом, ребенок имеет право на дополнительный выходной день и при необходимости может не посещать школу в какой-либо учебный день недели. В индивидуальном порядке может быть ре­
шен вопрос об освобождении ребенка с диабетом от всех или части экзаменов.
Это решение должно приниматься коллегиально, с участием врачей, учителей и родителей. Директор школы, где обучается ребенок, решает, кто из учителей
(классный руководитель, завуч и т. д.) возьмет на себя обязанности в выполнении организационных аспектов проблемы реабилитации ребенка в школе и будет контролировать состояние дел по этому вопросу.
Основная тяжесть в процессе возвращения
ребенка с диабетом к нормальной жизни,
конечно, ложится на плечи родителей
и ближайшего его окружения. Важнейшее
место здесь принадлежит школе. Именно
поэтому школьный учитель, в особенности
классный руководитель, должен иметь
необходимую информацию об этом
заболевании и его течении.
Во многих странах мира, в том числе и в России, существует сеть «Школ диабета», где людей с диабетом обучают технике инсулиновых инъекций, самоконтролю, правильной организации всей жизнедеятельности - учебы, работы, общения, спорта и т. д. Дети есть дети, и даже самые старшие из них - учащиеся старших классов школы - нуждаются в ненавязчивом, деликатном присмотре. Эта инфор­
мация дается не для того, чтобы дети с диабетом стали объектом особого покро­
вительства. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети. Речь идет о некоторой дополнительной заботе о них и, прежде всего, предотвращении критических ситуаций, в которых они могут оказаться из-за болезни, и, если такая ситуация возникла, в адекватной помощи. На протя­
жении всех лет обучения ребенка в школе очень важны личные контакты класс­
ного руководителя с родителями. При этом первое время родители больного ре­
бенка будут ему плохими помощниками, поскольку могут находиться буквально в шоковом состоянии после известия о заболевании. Для того чтобы научиться
«жить с диабетом», всей семье придется усвоить массу информации не только о том, что представляет собой сахарный диабет, но и внести массу изменений в свою повседневную жизнь. Близкие ребенка должны научиться делать уколы, вносить необходимые изменения в режим питания, постоянно контролировать течение заболевания, чтобы не страдало самочувствие ребенка. В дальнейшем же, безусловно, все вопросы учебно-воспитательного характера следует решать совместно.
Конечно, классному руководителю следует ознакомиться с необходимой инфор­
мацией о диабете и ознакомить с ней других учителей (отдельная информация также должна быть для школьной медсестры, учителя физкультуры, работников столовой).

Критические ситуации
при диабете
Гипогликемией называется состояние,
которое развивается при значительном
снижении уровня сахара крови. Сокращенно
гипогликемию называют «гипо». Основными
симптомами «гипо» чаще всего являются
бледность кожи, повышенная потливость,
дрожание рук, слабость. Однако проявляться
гипогликемия может также повышенной
нервозностью или агрессивностью,
волнением, плаксивостью, ухудшением
зрения, нарушением координации движений.
Самым грозным проявлением этого состояния,
которое называется тяжелой гипогликемией,
может стать потеря сознания или судороги.
«Гипо» может развиться, если ребенок:
• сделал себе слишком большую дозу инсулина;
• не поел, сделав инъекцию инсулина, пропустил или отложил на более позднее время прием пищи, поел слишком мало;
• получил значительную физическую нагрузку без дополнительного приема углеводов;
• чрезмерное употребление алкоголя.
Допускать
состояния
Каждый ребенок (кроме самых маленьких, которые из-за особенностей своего психического развития не всегда могут адекватно оценить свое состояние и рас­
познать «гипо») заранее чувствует приближение симптомов. Необходимо, чтобы учитель смог также оперативно распознать признаки «гипо» у ученика, особенно у младших школьников, и вовремя принять необходимые меры. Важно, чтобы ребенок не растерялся и четко знал, что в этом случае ему следует делать. Если поведение ребенка неадекватно или для него нехарактерно, следует тактично и тихо предложить проверить ему сахар крови. Для правильного купирования
(иначе - лечения) гипогликемии следует срочно (вне зависимости от того, на­
ходится ли ребенок на уроке или на перемене): выпить сладкий фруктовый сок
(1 стакан), или съесть 2-4 кусочка сахара, или выпить 0,5 стакана обычной пепси- колы, или принять 3 таблетки глюкозы по 5 граммов. Эти продукты всегда долж­
ны быть у ребенка (в портфеле, сумке или кармане). Учителю при появлении у ученика симптомов гипогликемии не следует пугаться и впадать в панику. Если ребенок во время урока достает из портфеля маленькую упаковку сока или са­
хар, значит, он почувствовал приближение «гипо» и ему нужно срочно выпить или съесть вышеперечисленное. Запрещать или ругать ученика при этом ни в коем случае нельзя! При этих действиях, выполненных своевременно и пра­
вильно, состояние «гипо» может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел. Вполне доста­
точно будет съесть печенье, любой фрукт или бутерброд (все это всегда должно быть в портфеле ученика - родители должны следить за этим). Можно разрешить
ЖИЗНИ ребенка.
ученику выйти из класса и поесть в школьной столовой, медицинском кабинете, но обязательно отправить его с сопровождающим и убедиться, что у него есть еда.
Нет необходимости отправлять ребенка домой: состоя­
ние «гипо» обычно проходит буквально через 10-15 ми­
нут. Если эта ситуация возникла в конце учебного дня
(на последнем уроке, в раздевалке), ребенка, после того как он поест, следует отправить домой с сопровожде­
нием или вызвать для этого родителей. Если же ребе­
нок потерял сознание, требуется немедленно вызвать скорую помощь. Не надо пытаться влить ребенку, на­
ходящемуся без сознания, сладкий чай или иную жид­
кость - он может захлебнуться. Для оказания неотлож­
ной помощи при тяжелых гипогликемиях используется препарат ГлюкаГен® ГипоКит, производимый компанией
«Ново Нордиск» (Дания).
Пожалуй, «гипо» - единственное состояние, которое можно отнести к критиче­
ским и с которым учитель может столкнуться на уроке, во время занятий физ­
культурой, на экскурсии, при уборке школьного класса. Однако, как правило, проявления гипогликемии ограничиваются легкими симптомами, которые без труда купируются ребенком самостоятельно. Но учитель должен знать, как важ­
но школьнику с диабетом вовремя поесть и что может случиться, если не дать ребенку возможности выполнить все необходимые процедуры. Тяжелая гипо­
гликемия, сопровождающаяся судорогами или потерей сознания, - очень ред­
кая ситуация, в которую большинство детей никогда в жизни, к счастью, не по­
падут, но знать о ней учителя обязательно должны.
Обычно время второго завтрака в школе прихо­
дится на перемену между вторым и третьим уро­
ком, обеда - после пятого урока и время полдника
при обучении во вторую смену - между вторым
и третьим уроком. Если ученику в это время не­
обходимо перекусить, нужно предоставить ему эту
возможность. Это следует учитывать, если урок
сдвоенный (дать возможность ребенку выйти).
Не нужно закрывать класс на ключ, не убедившись,
что ученик взял с собой завтрак, перед экскурсией
необходимо проверить, есть ли у него в портфеле
еда, а учителю физкультуры - убедиться, что уче­
ник поел перед уроком и после него.
Надо растворить порошок ГлюкаГен® водой из шприца; не вынимая иглы, тща­
тельно перемешать полученный раствор, набрать его в шприц, вынуть иглу из пробки флакона и ввести ГлюкаГен® подкожно (как инсулин) или внутримы­
шечно. Детям до 7 лет следует ввести 0,5 мл раствора (половину того, что есть в шприце), детям старше 7 лет - 1 мл (весь объем шприца). ГлюкаГен® - быстро­
действующий препарат, поэтому ребенок обычно прямо «на игле» приходит в себя. В течение 10 минут после инъекции ребенка необходимо покормить - дать бутерброд, фрукт или фруктовый сок, т. к. может повториться гипогликемия, ибо ГлюкаГен® действует только короткое время. ГлюкаГен® ГипоКит должен быть или у ребенка с собой, или у медицинской сестры. Набор состоит из упаковки, в которой имеются ГлюкаГен® 1 мг в виде порошка во флаконе, шприц с водой- растворителем и инструкция по применению.
ь
&

ционных вопросов для предо­
твращения гипогликемии
Следует также решить вопрос о том, где будут храниться продукты, которые мо­
гут понадобиться для купирования «гипо» (сок, сахар и пр.), если их не оказалось в портфеле ребенка. В школе должны быть телефоны экстренной медицинской помощи (скорая помощь), телефоны, по которым в случае необходимости мож­
но срочно связаться с родителями. Использование современных инсулинов, полностью имитирующих работу поджелудочной железы здорового челове­
ка, в последние годы позволило сделать жизнь детей с диабетом максимально приближенной к жизни их здоровых сверстников. Это относится и к режиму пи­
тания. Если ребенок обедает в школе, следует обязательно проследить за тем, чтобы перед обедом он проконтролировал свой уровень сахара крови по глю­
кометру (это можно сделать в классе, если ребенок не стесняется пользоваться глюкометром при одноклассниках, или в медицинском кабинете, или дать ему возможность определить уровень сахара без посторонних). При использовании современных инсулинов инъекция выполняется непосредственно перед едой или сразу после. Место, где ребенок может сделать укол инсулина, определяет­
ся индивидуально, аналогично тому, как осуществляется выбор места для опре­
деления уровня сахара крови. Инъекция может быть выполнена абсолютно в любом месте. Процедура занимает всего несколько секунд: достаточно достать шприц-ручку, снять защитный колпачок, установить необходимую дозу инсулина и, сделав укол, убрать шприц-ручку в портфель или в карман. Еда ребенка с диа­
бетом почти не отличается от той, которая предлагается в школьной столовой.
Достаточно исключить продукты, содержащие чистый сахар (например, сладкий компот заменить несладким чаем). В последние годы, когда жизнь пациентов с сахарным диабетом существенно упростилась с появлением шприц-ручек и глю­
кометров, редко возникает необходимость после 5-го урока уходить домой, что­
бы сделать укол и поесть, а потом возвращаться в класс на 7, 8 уроки, в группу продленного дня, для участия в различных школьных мероприятиях. Если такая потребность все же есть, то получается, что каждый учебный день ребенок про­
пускает один урок. И здесь следует решить вопрос с учителями-предметниками: стоит ли как-то отрабатывать этот урок.
Так или иначе, инициатором решения всех организационных проблем в школе,
I
где зачастую нет медицинского работника, психолога или медицинской сестры, в обязанности которых входит брать на себя проблемы организации реабилита­
ционного процесса ребенка с диабетом, выступает классный руководитель или завуч, занимающийся проблемами воспитания.
Здесь много сложностей: не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете, они опасаются (и часто не без основания), что ребенка будут дразнить. Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки достичь согласия с родителями в решении этого вопроса, поскольку совсем сохранить в тайне информацию о заболевании невозможно.
Несомненно, надо принять во внимание, каков класс как коллектив, каковы вза­
имоотношения в целом и отношение к данному ребенку персонально, следует подумать, говорить ли о заболевании всему классу или взять себе в помощники лишь некоторых учеников, наиболее ответственных и внимательных, которые дружат с больным ребенком. Особое внимание следует уделить самому ребенку с диабетом. Дети младшего и среднего школьного возраста внешне менее пере­
живают, что чем-то отличаются от других детей и нуждаются в чужой помощи.
Важнейшей задачей является проблема психоло­
гической реабилитации ребенка с диабетом. Она имеет два непростых аспекта: как правильно под­
готовить класс и объяснить, что ребенок болен диабетом (почему он должен есть в определенное время, что такое «гипо», как помочь ему в кри­
тической ситуации и т. д.), и как помочь ребенку вернуться в класс после установления диагноза.

Младшим школьникам просто нужно напоминать о времени еды, инъекции инсу­
лина. Бывают очень застенчивые дети: они боятся насмешек товарищей, стесня­
ются съесть бутерброд или яблоко на перемене. Самое опасное, что, определив у себя признаки «гипо» на уроке, ребенок постесняется выпить на уроке сок или съесть сахар. Он лишний раз не поднимет руку, чтобы отпроситься в туалет, хотя высокий уровень сахара крови обязательно сопряжен с частым мочеиспускани­
ем. Таких детей следует успокоить и убедить, что все, что им требуется «по бо­
лезни», будет нормально воспринято учителем. Сложности определенного пла­
на существуют и у учащихся старшего возраста. Они могут уже самостоятельно справиться с организационными моментами - сами делают уколы, следят за вре­
менем приема пищи. Однако психологически этот возраст, особенно с учетом за­
болевания, очень сложен. Пожалуй, впервые они осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность необходимостью делать ежедневные многократные уколы, соблюдать определенный режим питания, осуществлять самоконтроль и т. д. Часто эти сложности создают у таких учеников впечатление недостижимости многих жизненных целей, естественных для любого человека, таких как иметь друзей, создать семью, получить желаемую профессию, работу, заниматься спортом и т. д. Поэтому часто для них характерно состояние стресса, депрессии, неуверенности в своих силах. А если еще в силу тяжелого течения заболевания ребенок остается в одиночестве, не входит ни в одну классную группу, не имеет друзей, ему прихо­
дится совсем тяжело.
Ситуация при высоком
уровне сахара крови
Высокий уровень сахара крови и проблемы,
сопутствующие этому состоянию, не так страшны,
как «гипо», но также требуют особого внимания
со стороны учителей. В отличие от гипогликемии,
которая проявляется моментально, симптомы
высокого сахара нарастают постепенно, в течение
нескольких дней.
Причины повышения уровня сахара крови бывают разные: недостаточная доза инсулина, слишком большое количество еды, любой стресс, простудное заболе­
вание. При этом ребенок начинает много пить и часто мочиться, следователь­
но, может несколько раз в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет. Важно понимать это состояние и спокойно отнестись к нему, не раз­
дражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников. Обычно родите­
ли заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти. Если учитель совершит ошибку, заметив: «Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!» - это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек, попадали в неловкую ситуацию.
Правила питания
в школе
Наряду с инсулином важным элементом лечения
диабета является правильно подобранное питание.
Дети и родители обучаются особенностям
питания уже при первой госпитализации, когда
диагноз сахарного диабета только что был
поставлен. П о своему составу пища ребенка
с диабетом не особенно отличается от пищи
здорового человека, просто ежедневно должно
учитываться определенное количество углеводов.
Белковые продукты (мясо, курица, рыба, колбаса, сыр, творог, яйца), все овощи
(кроме картофеля и кукурузы) и продукты с повышенным содержанием жира
(сметана, майонез, сливочное и растительное масло) заметного влияния на са­
хар не оказывают. Ребенок с диабетом может их есть в обычных количествах, не беспокоясь о том, что уровень сахара повысится. Режим питания соответствует режиму остальных учеников: завтрак, обед и ужин. У некоторых детей существу-
ет необходимость дополнительных перекусов (2-й завтрак, полдник и 2-й ужин), этот вопрос следует дополнительно обсудить с родителями и определить время этих перекусов. Как правило, 2-й завтрак (яблоко, бутерброд или печенье) дол­
жен быть через 2-2,5 часа после завтрака.
Порядок питания при диабете через такие же интервалы после основной еды - полдник и 2-й ужин. Если перекусы ребенку необходимы, важно не пропускать это время и не переносить его на более поздние сроки, поскольку тогда воз­
никает возможность развития критической ситуации («гипо»). Таким образом, учитель должен разрешить ребенку с диабетом принимать пищу в определен­
ное для него время, независимо от того, в каких обстоятельствах он находится - в классе или на экзамене, экскурсии или во время похода в театр. Просто нужно убедиться, что у ребенка есть с собой еда, которую он сможет съесть в нужное время. Если же ученик должен сдавать зачет или экзамен, желательно подобрать для этого время так, чтобы оно не совпадало со временем приема пищи. Если у ребенка все же начнут развиваться симптомы «гипо» во время занятий физкуль­
турой, ему необходимо срочно дать что-то сладкое, а затем отправить поесть.
Особенно внимательно следует наблюдать за ребенком в плавательном бассей­
не, так как вода и плавание сильно снижают уровень сахара крови. Если же ребе­
нок принимает участие в спортивном мероприятии, например в соревновании, кроссе или футбольном матче, у него должен быть в кармане сахар, а у органи­
заторов соревнования - пепси или другой сладкий напиток. Во время занятий спортом также требуется чаще определять уровень сахара крови.
Рекомендации для учителя
физкультуры, тренера спор­
тивной секции
Физические нагрузки
не запрещены
ребенку, напротив,
в умеренных объемах
и под контролем
спорт и физические
упражнения ему
показаны.

Ребенок с диабетом получает от врача рекомен­
дации, как ему вести себя при физических на­
грузках. Во всем мире существует масса приме­
ров того, как профессиональные спортсмены,
будучи больны диабетом, не меняют своего об­
раза жизни из-за болезни, умело рассчитывая
физическую нагрузку, режим и инсулинотера-
пию. Физические упражнения заставляют орга­
низм «сжигать» сахар быстрее, чем в обычной
обстановке, что способствует более быстрому
снижению уровня сахара в крови. Поэтому учи­
телю физкультуры необходимо иметь в виду,
что дети с диабетом перед занятиями должны
обязательно проконтролировать сахар крови,
поесть или в крайнем случае съесть что-то
сладкое (например, шоколадку).
Итак, о чем должен помнить учитель физкультуры или тренер, имея в своей группе ребенка с диабетом:
• перед началом занятий и после них следует убедиться, что ребенок не только успел переодеться, но и определил свой уровень сахара и при необходимости поел;
• если уроки физкультуры сдвоенные или проходят на улице (например, зимой на лыжах), следует убедиться, что у ребен­
ка с собой (или у учителя) есть продукты для купирования «гипо» (сахар, пепси, сок) и дополнительная еда (бутерброд, фрукты и т. д.);
• если у ребенка все же возникло состояние
«гипо» и вы сумели с ним справиться, но ре­
шили отправить ребенка в школу с занятий на улице или в класс из спортивного зала, найдите ему сопровождающего;
• если ребенок участвует в спортивных соревнованиях или других мероприятиях, следует чаще обращать на него внимание, контролируя его состояние;
• во время «гипо» следует срочно остановить спортивные занятия и не продолжать их до тех пор, пока гипоглике­
мия полностью не пройдет.
ХГбол:ГеТиа1°ф еССИЙ.
^ ко­
пить допущены н„ лл не могут
ление самолетом ™ РИмеР Управ-
®°дить личный автом
1
Т М-
° ДНако
При рассмотрении вопроса о выборе профессии преподавателям, школьным психологам и родителям, помогающим школьникам в этом непростом деле, сле­
дует иметь в виду, что диабет - заболевание, чреватое различными осложнени­
ями и, следовательно, возможной потерей трудоспособности. Рекомендуются те профессии, которые не связаны с экстремальными условиями, ненормиро­
ванным рабочим днем и отсутствием возможностей для регулярного питания.
Можно рекомендовать выбрать, например, занятия языками, различные гумани­
тарные профессии, имеющие спокойный, облегченный режим работы. В любом случае нельзя из-за болезни не разрешать овладеть той или иной специально­
стью, если только она не входит в перечень официально запрещенных для людей с диабетом.

Что нужно знать учителю
о психологическом состоянии
ребенка с диабетом
В начале заболевания ребенок бывает буквально раздавлен новостью о том, что он болен. Да и сама болезнь, которая требует ежедневных уколов инсулина, определенного режима питания и жизнедеятельности, уж очень необычна и пугает ребенка. Многому нужно учиться, от многого отказаться.
Много проблем возникает у учителя и с семьей, воспитывающей ребенка с диа­
бетом. Чаще всего родители считают главным следить только за физическим со­
стоянием ребенка, упуская многие важные моменты его психики. Их не следует винить за это - контроль за течением болезни и поддержание стабильного со­
стояния требуют очень многих усилий и времени. Следует подсказать им, чем живет ребенок в данном возрасте, что для него является главным в жизненной ситуации в тот или иной момент его развития.
Сразу встает вопрос: говорить или не говорить о болезни в школе, родственни­
кам, окружающим. Многие предпочитают ничего не говорить о болезни окру­
жающим, скрывать даже в школе, что ребенок болен, не понимая, какой опас­
ности они подвергают его жизнь. Конечно, каждая семья решает самостоятельно этот вопрос, но даже если родители ничего не говорят никому, кроме учителя, о болезни, все равно поведение ребенка в определенных ситуациях отличает­
ся от поведения окружающих его сверстников и вызывает нездоровый интерес в классе. Очень много проблем возникает у подростков, больных сахарным диа­
бетом. Ведь в этом возрасте идет активный процесс жизненного самоопределе­
ния, поиска своего места среди сверстников, размышления над собственным «я».
Болезнь накладывает отпечаток на этот процесс - подростки комплексуют, им кажется, что болезнь оттолкнет от них друзей, они не смогут создать нормаль­
ную семью, получить любимую профессию, устроиться на работу. Поэтому детям и подросткам с диабетом нужно помочь наладить отношения со сверстниками, постараться сделать так, чтобы они «не выпадали» из общего круга интересов и дел класса, дать шанс реализовать себя.
1. Ребенок с диабетом всегда должен иметь в доступном месте при себе глюкозу (сахар или сладкий напиток), особенно в классе, во время спортивных соревнований, занятий физкуль­
турой, во время игр и экскурсий.
2. Если вы являетесь классным руководителем, убедитесь в том, что другие учителя знают о диабете вашего ученика, постарай­
тесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники.
3. Если ребенку с диабетом нездоровится, никогда не отправляй­
те его одного в медицинский кабинет или домой - только с со­
провождением; если возникнет необходимость отправить его домой, убедитесь, что дома есть кто-то из взрослых.
4.
5.
Никогда не задерживайте ребенка с диабетом в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол и пообедать, а также на уроке (сдвоенных уроках), перемене, после которых он должен перекусить.
Можно надеяться, что дети с диабе­
том, даже в начальной школе, знают многое о своей болезни и особенно­
стях ее проявления. Поэтому, если такой ребенок обращается к вам и говорит, что в отношении его нуж­
но что-то предпринять, пожалуйста, прислушайтесь к нему и примите правильное решение.

6. Иногда ребенок с диабетом пьет чаще, чем другие здоровые дети. Это вызвано повышением уровня сахара крови. Не думай­
те, что он хочет пошутить над вами, когда жалуется на жажду или часто просится выйти.
7. В ситуации с «гипо» поступайте так, как рассказано выше в данном материале.
8. Хороший контроль за течением диабета возможен лишь при балансе между дозой инсулина, питанием и физической на­
грузкой. Однако у детей с диабетом, даже у тех, кто тщатель­
но следит за этим балансом, не исключены случаи внезапной гипогликемии и, наоборот, резкого повышения уровня сахара крови. Они часто нуждаются в психологической поддержке, должны чувствовать, что не одиноки, а являются частью кол­
лектива сверстников класса.
9. Постарайтесь сделать так, чтобы дети с диабетом принимали участие в большинстве школьных и классных мероприятий.
Конечно, это требует большего внимания и организационных хлопот, часто учителю легче запретить ребенку с диабетом участвовать в походах, экскурсиях, соревнованиях и пр. Но тог­
да ребенок останется один на один со своей болезнью, будет ограничен только рамками дома и семьи, а ему нужны такие жизненные ситуации, в которых он получал бы опыт, обеспе­
чивающий ему способность самому справляться со своим не­
дугом. Если запланирован поход или экскурсия, можно при­
гласить родителей или бабушку (дедушку) ребенка принять участие в этом мероприятии - они смогут помочь учителю и ненавязчиво проконтролировать ребенка. Проявив терпение, внимание и такт, вы поможете вашему ученику адаптироваться к окружающему миру, не бояться болезни, а научиться управ­
лять ею.
10. Во многих школах, где медицинская сестра находится в каби­
нете в течение всего учебного дня, именно она может помочь учителю и самому ребенку в решении его проблем (сделать инъекцию инсулина, проверить уровень сахара, следить, что­
бы ребенок ввел инсулин правильно). Ей следует обязательно встретиться с родителями ребенка и предложить им принести в школу дубликат выписки из истории его болезни.
Как правило, медицинская сестра заполняет следующую карточ­
ку:
Информация о ребенке с диабетом:
- Ф.И.О. ребенка
- Число, месяц, год рождения
- Класс
- Домашний адрес, телефон
- Сведения о родителях (имя, отчество матери и отца, место работы и телефон)
- Сведения о вводимом инсулине (тип инсулина, доза введения)
- Ф.И.О., телефон лечащего врача-эндокринолога
Медсестра по договоренно­
сти с родителями может иметь в кабинете запасные одноразо­
вые инсулиновые шприцы, ин­
сулин, средства самоконтроля,
ГлюкаГен® ГипоКит. Все необ­
ходимые средства могут быть предоставлены родителями ре­
бенка с диабетом и храниться в медкабинете.

Дети с диабетом не должны стать объектом
особого покровительства. Они должны в равной
мере выполнять все школьные правила, как
и другие дети. Речь идет лишь о некоторой
дополнительной заботе о них. Вместе с тем они
требуют ненавязчивого и осторожного присмотра.
Мы надеемся, что, прочитав это пособие, вы
очень поможете ребенку с диабетом и его семье
быстрее вернуться в привычный для них мир,
а годы, проведенные вместе с вами в школе,
он и его семья будут вспоминать с огромной
благодарностью и теплотой.
Учитель может заподозрить диабет у своего
ученика. Не секрет, что дети, находясь в школе,
общаются с преподавателями зачастую больше,
чем с собственными родителями. Занятость
родителей на работе, позднее возвращение
домой могут быть причиной того, что начало
болезни проходит незамеченным. Диагностируют
заболевание, когда ребенку становится совсем
худо - появляется резкая слабость, тошнота,
одышка. Это поздние проявления диабета, и
выводить из такого состояния часто приходится
в отделении реанимации. Если вы заметили, что
ребенок много пьет, часто бегает в туалет, скажите
об этом родителям.

■■и
Эндокринологический научный центр
Минздрава России
117036, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 11
Тел. (495) 500-00-90
Факс (495) 718-05-22
\л/\ллллепйосппсеп1г.ги
ч /
5АМОР1
Представительство АО «Санофи-авентис груп» (Франция)
125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 22
Тел. (495) 721-14-00, факс (495) 721-14-11 мллм.запоИ-ауепИз.ги



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница