Гбоу впо «дагестанская государственная медицинская академия» кафедра клинической фармакологии и фармации



Скачать 213.5 Kb.
страница1/3
Дата25.04.2016
Размер213.5 Kb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ И ФАРМАЦИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

1-й Проректор по учебной работе

профессор С.Н. Мамаев

«_____» «_____________»2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ.

специальность: 310501 «лечебное дело»

Форма обучения: очная,

Продолжительность обучения: 6 лет (очная), (нормативный срок обучения)

Квалификация –«специалист»

Кафедра: Клинической фармакологии и фармации

Курс - Y

Семестр –IX-X

Лекции - 18 часов

Практические занятия - 34 часа

Всего аудиторных часов - 52 часов

Самостоятельная работа -26 часов

Форма контроля - выполнение учебно-исследовательской работы .

Зачет - в X семестре

ВСЕГО ЧАСОВ - 78 часов

Махачкала 2014


Составители:

Доцент кафедры клинической фармакологии и фармации

к.м.н. Т.М.Абдурахманов

Зав. кафедрой клинической фармакологии и фармации

Доцент,д.м.н. М.Г.Абакаров

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры клинической фармакологии и фармации от « 26» сентября 2014 года протокол №1

Заведующий кафедрой ________________доцент, д.м.н., М.Г.Абакаров


Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией по специальности «лечебное дело» лечебного факультета
Протокол № от « » ___________________2014

Зам.декана по 5 курсу_____________________________ К.М.Ашурлаев

УМО ДГМА ____________________________________ Н.А.Загирова

Директор НМБ ДГМА ________________________ А.В.Бекеева

Председатель УМК,

декан лечебного факультета ______________________ профессор Р.М.Рагимов



Рецензент:

Зав.кафедрой фармакологии

Профессор Ш.М.Омаров

1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.


Цель курса:

обучить студента выбору эффективных, безопасных и доступных лекарственных средств (ЛС) для проведения современной индивидуализированной фармакотерапии с использованием основных данных по фармакокинетике (ФК), фармакодинамике (ФД), фармакогенетике (ФГ), взаимодействию, нежелательным лекарственным реакциям (НЛР) и положений доказательной медицины (ДМ).


Задачи лекционного курса:

изложить базисные вопросы общей клинической фармакологии.


Задачи практических занятий:

*обучить студента фармакокинетике и фармакодинамике основных ЛС, используемых для фармакотерапии, а также их возможные изменения при нарушении функций различных органов и систем;


*сформировать умения и навыки, необходимые в деятельности врача, для проведения индивидуализированной фармакотерапии больных путем выбора эффективных, безопасных и доступных ЛС;

*научить адекватным методам контроля эффективности и безопасности назначенной терапии.


С целью оптимизации практической подготовки будущих специалистов определен перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент по окончании курса клинической фармакологии.
Студент должен знать:

1. Групповую принадлежность и ФД основных групп ЛС – вид фармакологического действия ЛС, действие ЛС через рецептор путем непрямого изменения эффекта эндогенного агониста, путем ингибирования транспортных процессов, ферментов и других смешанных эффектов.

2. Понятие о стереоизомерии.
3. Характеристику основных ФК параметров ЛС, их динамику, режим дозирования при различной сопутствующей патологии, а также особенности ФК у новорожденных, детей и пожилых лиц, женщин в период беременности и лактации, в зависимости от характера заболевания и функционального состояния организма больного, наличия вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), фено- и генотипа метаболических путей.
4. Основные принципы проведения ФК исследований и мониторного наблюдения за концентрацией ЛС (особенно ЛС с узким терапевтическим индексом: дигоксин, антиаритмики Ia и Ib класса, аминогликозиды, фенобарбитал, дифенин, цитостатики и др.); изучение фармацевтического взаимодействия ЛС.
5. Особенности дозирования ЛС с учетом хронобиологии и хронофармакологии; включая особенности всасывания, метаболизма, выведения ЛС, проявлений фармакологических эффектов.
6.Принципы математического моделирования для выбора режима дозирования ЛС.
7. Методы оценки (объективизации эффекта) клинической эффективности и безопасности применения основных групп ЛС.
8. Основные НЛР наиболее распространенных ЛС, их выявление, классификацию и регистрацию. Способы профилактики и коррекции НЛР.
9. Основы формулярной системы (формулярный список, формулярную статью) и стандарты диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний.
10. Положения ДМ и ее уровни.
11.Фазы клинического исследования новых ЛС.
12. Взаимосвязь ФК, ФД, клинической эффективности и безопасности ЛС у больных с различной стадией поражения основных функциональных систем.
Студент должен уметь:

1. Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношениями врача и больного.


2. Анализировать и использовать результаты исследования ФК и ФД ЛС.
3. Проводить адекватный выбор и назначать наиболее эффективные, безопасные и доступные ЛС.
4. Выбирать необходимый комплекс рутинных (опрос, осмотр) и специальных лабораторных и функциональных методов исследования по системам для оценки ФД эффектов ЛС и интерпретировать полученные данные; выбирать методы адекватного контроля эффективности и безопасности лечения и предсказать риск развития НЛР.
5. Определять оптимальный режим дозирования ЛС; выбирать лекарственную форму препарата, дозу, путь, кратность и длительность введения ЛС; знать особенности выбора ЛС в зависимости от сроков беременности, при лактации; проведение фармакологических проб для оценки индивидуальной чувствительности к ЛС.
6. Уметь выявлять НЛР при назначении наиболее распространенных ЛС, классифицировать, регистрировать и предлагать способы их профилактики и коррекции.
7. Уметь читать, понимать и оценивать протоколы клинических исследований новых ЛС.

8. Выбирать ЛС для формирования лекарственного формуляра.


9. Уметь использовать учебную, научную, нормативную и справочную литературу.
10. Уметь решать ситуационные задачи, тесты и проводить экспертную оценку правильности выбора, эффективности и безопасности применения ЛС у конкретного больного.
11. Иметь представление о влиянии ЛС на параметры качества жизни.
12. Уметь собирать фармакологический и аллергологический анамнез.
Студент должен иметь навыки:
*С учетом тяжести течения заболевания и ургентности состояния больных студент должен осуществлять:
* выбор группы ЛС;
*выбор конкретного ЛС с учетом индивидуальной ФД и ФК, механизма действия ЛС, известных НЛР и возможного взаимодействия при сопутствующем назначении других ЛС, анализировать и использовать результаты исследования ФК и ФД ЛС;
*выбор лекарственной формы, дозы и пути введения препаратов, схемы дозирования (кратность, зависимость от приема пищи и других ЛС);
* прогнозирование риска развития НЛР;
* проведение комбинированного назначения ЛС;
* соблюдать правила врачебной этики и деонтологии;
* выбор методов адекватного контроля эффективности и безопасности лечения;
*режим дозирования, особенности выбора ЛС в зависимости от сроков беременности, при лактации;
*проведение фармакологических проб для оценки индивидуальной чувствительности к ЛС.
Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения курса «Клинической фармакологии».
Изучение «Клинической фармакологии» должно базироваться на знании студентом следующих разделов:
1. Нормальная физиология - функционирование органов и систем человека в их взаимной связи в норме;
2. Патологическая физиология – функционирование органов и систем человека в условиях патологии, основные представления о реактивности организма, этиологии и патогенезе основных болезненных состояний;
3. Правоведение – правовая основа деятельности медработника при оказании помощи пострадавшим, права пострадавших и их законных представителей, получение информированного согласия больного (пострадавшего);
4. Философия – мировоззрение и медицина, основные законы диалектического материализма в медицине;
5. Латинский язык и медицинская терминология – латинские названия лекарственных препаратов, основные правила выписывания рецептов;
6. Медицинская биология, генетика;
7. Микробиология – микроорганизмы, как причины инфекционных заболеваний, строение, размножение и обмен веществ патогенных микроорганизмов;
8. Биохимия – основные метаболические процессы в организме в норме и при патологии;
9. Фармакология – классификации, механизмы действия и основные эффекты лекарственных препаратов; пути разработки новых лекарственных препаратов.

2. Содержание дисциплины «Клиническая фармакология»
Дисциплина «Клиническая фармакология» изучается студентами V курса лечебного факультета в IX семестре. Освоение дисциплины осуществляется через лекционный курс, практические занятия и использование различных форм самостоятельной работы студентов.
Программа состоит из двух разделов: общих и частных вопросов клинической фармакологии.
Первый раздел - «Общие вопросы клинической фармакологии» - раскрывает системный подход к изучению дисциплины, дает представление о предмете, целях его изучения, связях с другими науками и практической деятельностью врача.
Цель общего раздела: обеспечить базовыми понятиями и знаниями для восприятия и освоения студентами конкретного материала по общим вопросам клинической фармакологии.
Задачи общего раздела:

1.Представить целостную систему теоретических основ клинической фармакологии.


2.Определить значение клинической фармакологии в индивидуализации фармакотерапии путем:
1.изучения основных принципов проведения ФК исследований, мониторного наблюдения за концентрацией ЛС и оценки ФК параметров ЛС;
2. изучения и оценки ФД;
3.оценки возможных взаимодействий препаратов;
4. прогнозирования и оценки НЛР, изучения порядка их регистрации;
5.изучения взаимосвязи ФК и ФД ЛС;
6.изучения факторов, способствующих изменению действия и метаболизма ЛС, а также факторов, увеличивающих или снижающих риск НЛР;
7.изучения особенностей ФД, ФК ЛС в зависимости от пола, возраста, сроков беременности, лактации, функционального состояния печени, почек и др., а также курения, алкоголизма, наркомании и т.д.;
8.изучения фаз клинического исследования новых ЛС, положений ДМ;
9.учета формулярной системы, фармакоэпидемиологии и результатов фармакоэкономических исследований.
Общий раздел дисциплины «Клиническая фармакология» изучается на лекциях и практическом занятии №1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И АННОТАЦИЙ

№ п/п

Тема лекций

Кол-во
часов




1
2

Предмет клинической фармакологии. Содержание терминов и понятий. Разделы клинической фармакологии. Лекарственные взаимодействия между собой, с алкоголем, с пищей, курением, антогнизм и виды взаимодействия.Нежелательные побочные реакции ЛС по ВОЗ , тип А,Б,С,Д.
Клиническая фармакология и клиническая фармакокинетика, их параметры. Фармакоэпидемиология. Фармакоэкономика. Характеристика затрат. Основные методы фармакоэкономического анализа. Планирование фармакоэпидемиологических и фармакоэкономических исследований лекарственных средств.Фармакогенетика.Доказательная медицина и использование ее принципов в лечебной практике.

2

2




3

КФ антимикробных средств их классификация :антибактериальные средства, антибиотики, синтетические АБС, антигрибковые средства, противовирусные срелдства. Принципы их применения.


2




4

5


6

КФ психотропных средств: нейролептиков, транквилизаторов и седативных средств. ФК, ФД,НПР разных групп и препаратов нейролептиков , транквилизаторов и седативных средств. ФК, ФД и принципы применения ноотропов и антидепрессантов. Нейролептики, производные фенотиазина:хлорпромазин, мепазин, трифтазин; производные тиоксинтена-хлорпротиксен, галоперидол, дроперидол. Атипичные нейролептики:сульпирид-клозапин, рисперидон,зуклопентиксол..

Транквилизаторы группы бензодиазепина : оксазепам, феназепам, лоразепам, диазепам .Препараты других химических групп: мебикар , амезил, триоксазин, мепробамат.

Фармакологические различия между нейролептиками и транквилизаторами.
КФ нестероидных противовоспалительных средств (НПВС) и глюкокортикоидов(ГКС).Механизм действия, ФК, ФД И НПР отдельных групп и препаратов вышеперечисленных ЛС. Принципы их применения в практической медицине при лечении ревматических и аллергических заболеваний. Методы контроля эффективности и безопасности их применения.
КФ средств, влияющих на гемостаз: коагулянты, антиагреганты, прямые антикоагулянты ( гепарин, низкомолякулярные гепарины-надропарин,фраксипарин,эноксипарин, кливарин). Их сравнительная характеристика, длительность и способ применения. Тромболитики: :стрептокеназа, урокеназа, алтеплаза, дозы и особенности их применения . Стимуляторы эритропоэза и препараты, применяемые при различных формах анемии, железодефицитной -препараты железа для приема внутрь- ферротаб,ферроплекс,ферроградумет,тардиферон,железалактат,дляв/вливания-

феррумлек, рекармон, препараты эритропоэтинов, препараты для лечения


В12-дефицитной и др. видов анемии.

2

2

2






7


КФ средств, влияющих на бронхообструктивный синдром. Бронхиальная астма:

этиология,патогенез, клинические признаки. Хроническая обструктивная болезнь легких

(ХОБЛ),этиологические факторы, патогенез и признаки ее. Отличия между бронхиальной

астмой иХОБЛ. Основные группы средств для лечения БОС—бронходилататоры,В1-

адреномиметикикороткого действия -4-7 ч.(фенотерол, сальбутамол, тербутамин) и

длительного действия до 12часов—формотерол, сальметерол.М-холиноблокаторы- атровент,

спирива, теофиллин, теопек,теосирд для приема внутрь, эуфиллин для в/в ведения.

Ингаляционные глюкокортикоиды:беклометазон, будесонид, флутиказон , их преимущества

перед системнымиглюкокортикоидами. Комбинированные препараты бронходилататоров и

ингаляционныхглюкокортикоидов. 2 ч.





8


КФ средств для лечения артериальной гипертензии и хронической сердечной

недостаточности(ХСН).Сходство этиологии и патогенеза этих заболеваний. Основные группы

ЛС для лечения этих заболеваний : 1) ингибиторы АПФ –эланаприл, каптоприл, лизиноприл--диротон,периндоприл--престариум,фозиноприл,моэксиприл и др.

2) бетаадреноблокаторы неселективные-

пропранолол, надолол, пиндолол, окспренолол, и селективные- метапролол, ацебуталол, бисопролол-- конкор, небивалол-небилет, 3) альфа- и бета адреноблокаторы- лабетолол, карведилол,

4) диуретики- а) петлевые –фуросемид,торасемид, этакриновая кислота-урегит,

буметанид; б) тиазиды и тиазидоподобные- гидрохлортиазид и индапамид--

арифон,в)антагонисты альдастерона- спиронолактон,г) осмотические диуретики—маннитол. Сравнительная характеристика диуретиков, побочные эффекты и их профилактика и лечение.








9


КФ антиангинальных средств. ИБС и ее варианты:стенокардия напряжения, формы

нестабильных стенокардий, инфаркт миокарда. Препараты для лечения стенокардии и

инфаркта миокарда : а) нитраты и их препараты –нитроглицерин и его формы

,изосорбида динитрат и изосорбида мононитрат- моносан, б)бетаадреноблокаторы

селективные , в)антагонисты кальция—1)производные дигидропиридонов- нифедипин,

амлодипин-норваск;2) производные бензотиазепина и дилтипзема-

верапамил,дильтиазем, 3) антиагреганты-тромбоасс- аспирин, тиклодипин-тиклид,

клонидогрел- плавикс, , 4)антикоагулянты-гепарин, фраксипарин,5) тромболитики,

применяемые при инфаркте миокарда.






Всего часов


18



Второй раздел - «Частные вопросы клинической фармакологии» - освещает клиническую фармакологию ЛС, широко применяемых в практической медицине.
Цель раздела: обучить методологии выбора групп и конкретного ЛС с учетом данных ФК, ФД, взаимодействия и НЛР, формулярной системы (формулярного списка, формулярной статьи и стандартов диагностики и лечения) в соответствии с нозологическими формами заболеваний, выраженности основных клинических синдромов и тяжести состояния больного (экстренная и долгосрочная терапия), рациональной комбинации ЛС.
Задачи раздела:

*проводить выбор наиболее эффективного, безопасного и доступного ЛС;


*определять оптимальный режим дозирования, адекватный способ введения ЛС для оказания неотложной терапии или долгосрочного лечения;
* назначать эффективную и безопасную комбинацию ЛС в конкретной клинической ситуации;
*прогнозировать и составить программу по выявлению НЛР на ранних стадиях их проявления, учитывая факторы риска и клинические проявления основных НЛР в процессе монотерапии и при комбинации препаратов с различными параметрами ФК и ФД;
* проводить коррекцию НЛР и разработать мероприятия по их профилактике;
*определять адекватные клинические, лабораторные, функциональные параметры и наиболее простые, доступные и информативные методы оценки эффекта и безопасности применяемых групп ЛС и частоту их назначения;
*ознакомить с методами оценки качества жизни;
* учитывать особенности ФК, ФД ЛС при функциональной недостаточности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, печени и почек.
Обучение частным вопросам клинической фармакологии проводится на практических (аудиторных) занятиях, которые направлены на:

*активизацию самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов; *использование методов активного обучения посредствомпроведения дискуссий, конференций с использованием новых литературных данных, каналов интернета и т.д., *использование конкретных клинических примеров в ходе проведения практических занятий;


*изучение эффективности и безопасности ЛС у больных в специально оборудованных тематических кабинетах функциональной диагностики (фармакологические тесты с однократной и многократной дозировкой ЛС);
*ознакомление с оснащением и работой лаборатории фармакокинетики, демонстрация формул расчета параметров ФК.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ

№№ п/п

Тема занятий ( с 1-го по 11темы за 9-й семестр, с 12 по 18 темы за 10-й семестр.)

Ауди-

торная
работа
(часы)

Самосто­ятельная
работа
(часы)

1


2

Предмет клинической фармакологии. Содержание терминов и понятий. Разделы клинической фармакологии. Значение фармакокинетики и фармакодинамики в рациональном выборе лекарственных препаратов. Расчеты основных фармакокинетических показателей. Взаимосвязь фармакодинамики и фармакокинетики. Побочные действия, лекарственных средств. Влияние лекарств на плод и новорожденного. Фармакогенетика. Роль знаний по клинической фармакологии в работе врача. Разбор схемы истории болезни, роль каждого из разделов схемы для изучения дисциплины.
Раздача больных для курации .

2

2


4

3

4


КФ противомикробных средств. КФ антибиотиков. Принципы антибактериальной терапии. Основные механизмы формирования резистентности к антибиотикотерапии. Понятие о минимальной подавляющей концентрации антибиотика, средней терапевтической и токсической концентрации.
КФ противовирусных и антипротозойных средств ,.производных нитрофуранов и нитроимидазолов. Разбор тематического больного.


2

2


2

5

6
7


КФ антидепрессантов, психостимуляторов и ноотропов. Разбор тематического больного.

КФ нейролептиков, транквилизаторов, седативных и снотворных средств. Разбор тематического больного.


КФ нестероидных противовоспалительных средств (НПВС), наркотических и ненаркотических анальгетиков. Разбор больного в отд. ревматологии.

2 ч

2ч.


2ч.

4

8
9

10

11



КФ глюкокортикоидов ,антигистаминных и иммунотропных средств.

КФ лекарственных средств, влияющих на свертываемость крови и кроветворение. Разбор тематического больного в отд. гематологии.

КФ лекарственных средств, применяющихся при болезнях эндокринной системы).Разбор больного с сахарным диабетом.
Защита истории болезни.


2 ч






12

КФ лекарственных средств, применяемых при лечении синдрома бронхиальной обструкции. Стандарты ведения больных с ХОБЛ.





2

13

КФ антиангинальных средств. Стандарты ведения больных с различными клиническими формами ИБС. КФ гипохолестеринемических средств. КФ средств, влияющих на гемостаз. Разбор больного в отд. кардиологии.



2

14

КФ антиаритмических средств. Стандарты применения непрямых антикоагулянтов.





15


КФ лекарственных средств, используемых при нарушении сосудистого тонуса (антигипертензивные и антигипотензивные средства). Национальные рекомендации по ведению больных с артериальной гипертензией.



4

16

КФ лекарственных средств, применяемых при лечении недостаточности кровообращения. Стандарты ведения больных с ХСН.
КФ гликозидных и негликозидных кардиотоников. КФ диуретиков.



4

17

КФ лекарственных средств, используемых при заболеваниях органов пищеварения.



2

18


Защита истории болезни, зачёт:











Всего часов:

36
















Оптимальной формой самостоятельной работы (26 часов по учебному плану) является применение системы обучающих заданий: решение многоэтапных ситуационных задач, использование обучающих и контролирующих тестов. В ходе проведения занятий отрабатывается умение студентов пользоваться информационной справочной литературой по клинической фармакологии ЛС. Подготовка научных докладов, название которых определяется по выбору студентов в начале цикла из представляемого преподавателем перечня тем, их представление студентами на научных конференциях в рамках практического занятия.


Каталог: files -> chairs
chairs -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
chairs -> Пояснительная записка 5 Цели и задачи освоения дисциплины
chairs -> 1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины Цели и задачи изучения дисциплины
chairs -> Методические разработки к практическим занятиям по иммунологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов
chairs -> Рабочая программа «факультетская терапия. Профессиональные болезни»
chairs -> Рабочая программа учебной дисциплины «нервные болезни, нейрохирургия и медицинская генетика»
chairs -> Рабочая программа по госпитальной терапии профессионального цикла для специальности 060101 лечебное дело
chairs -> Правила написания психического статуса. Основные методы терапии Студент должен уметь: диагностировать эти патологические состояния у больных


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница