Гендерный анализ семейной политики в современной россии: особенности и тенденции



страница1/3
Дата23.04.2016
Размер1.65 Mb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3
На правах рукописи
Чернова Жанна Владимировна

ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ


Специальность 22.00.04 – Социальная структура,

социальные институты и процессы


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук


Саратов 2013

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном
образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю.А.»



Научный консультант

Ловцова Наталья Игоревна

доктор социологических наук, профессор




Официальные оппоненты

Готлиб Анна Семеновна

доктор социологических наук, профессор







Григорьева Ирина Андреевна

доктор социологических наук, профессор







Константинова Лариса Владимировна

доктор социологических наук, профессор




Ведущая организация

Институт социологии РАН, г. Москва






Защита диссертации состоится «10» октября 2013 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.242.03 при ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» по адресу: 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. , корп. 5, ауд. 418.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научно-технической библиотеки Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.


Автореферат разослан « » августа 2013 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета





В.В. Печенкин



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления и разработки новых аналитических подходов к изучению гендерных аспектов реализации государственной политики в отношении семьи. Результаты проводимой семейной политики воздействуют на брачно-репродуктивное поведение граждан, создавая условия и барьеры для оптимального совмещения профессиональных, семейных и родительских ролей. В современных обществах в последние десятилетия происходят существенные изменения в области гендерных отношений, репродуктивного и семейного поведения мужчин и женщин. Формирование и институциализация семейной политики как системы мер, осуществляемых государством в отношении семьи и граждан с семейными обязанностями, произошли в контексте развития государств всеобщего благосостояния, а также второго демографического перехода. Более значимыми критериями происходящих изменений брачно-семейного поведения являются распространение практики сожительства, гостевых браков, отставленного родительства, рост числа разводов, увеличение числа людей, сознательно выбирающих бездетность и/или одиночество. Существенные изменения брачно-репродуктивного поведения граждан стали рассматривать не только в контексте демографических изменений, но и в связи с возрастающей плюрализацией семейных отношений, появлением новых типов родительства, массового выхода женщин на рынок труда. Именно в этот период многие государства осознали необходимость разработки и реализации отдельного направления социальной политики, ориентированного на решение проблем, связанных с жизнью семьи, организацией специальных комитетов или комиссий, отвечающих за работу в этой сфере.

Современные исследования семьи рассматривают ее как основного поставщика экономической и эмоциональной поддержки граждан с семейными обязанностями, а также социализации детей. Большинство авторов разделяют мнение о том, что именно семья как особый институт обладает уникальными качествами для осуществления заботы о детях. Дискуссии об обобществлении и/или маркетизации заботы, которые актуальны для современных исследований семейной политики, практически всегда включают рассмотрение домашней заботы о детях, которую в большинстве случаев выполняют женщины, в качестве важного элемента своих рассуждений о преимуществах и недостатках той или иной модели социальной защиты. Репродукция и забота о детях как одна из основных функций семьи определяют возрастание интереса к семейной политике в европейской дискуссии о демографических проблемах, с которыми столкнулись большинство стран в конце ХХ века. Возникшие общественные паники в отношении таких вопросов как численность населения в целом, его возрастная структура, увеличение экономической и социальной нагрузки на так называемое сэндвич-поколение сыграли существенную роль в стимулировании возникновения интереса к семейной политике во многих странах. Можно говорить о том, что проблемы снижения уровня рождаемости и благополучия семьи оказали значительное влияние на появление и формирование традиционной семейной политики на первых этапах ее возникновения и формирования. Общественное беспокойство по этим вопросам привело к осознанию необходимости разработки и реализации того или иного типа семейной политики даже в тех странах, которые ранее игнорировали необходимость ее осуществления.

Российское общество переживает социально-культурные трансформации семейных и родительских паттернов поведения. В 2000-х годах происходит актуализация проблем брачно-репродуктивного поведения граждан в официальном дискурсе, в результате чего возрастает интерес государства к семейной политике, вводятся новые меры поддержки семей с детьми (материнский капитал). Эффективность деятельности государства в рамках регулирования репродуктивного поведения граждан оценивается исследователями неоднозначно. Одни считают, что проводимая с 2007 года политика приводит к положительным эффектам и позволяет достигнуть намеченные цели. Другие критически оценивают возможность реализуемых мер семейной политики существенным образом изменить тенденции снижения рождаемости и плюрализации семьи и родительства, поскольку они вписаны в общемировые тренды второго демографического периода, индивидуализации общества.

Кроме того, политика государства, направленная на стимулирование рождаемости, не учитывает реальные потребности семей в дифференцированных мерах поддержки, обусловленных возрастом и количеством детей в семье, жизненными ориентациями родителей в отношении семьи и работы. Родители, сталкивающиеся в повседневной жизни с целым спектром проблем, ищут и готовы к взаимной кооперации. Родительские сообщества – разные по тематической направленности, форме организации общения и институциализации – становятся актором, позволяющим преодолеть провалы государственной политики. При этом родительство становится основой для формирования нового типа солидарности, «точкой роста» гражданской активности в современном российском обществе. В рамках родительских сообществ циркулируют различного рода поддержки (эмоциональные, инструментальные), которые помогают участникам социализироваться в новой родительской роли, преодолеть социальную изоляцию, которая характерна для периода «активного» материнства, в целом снизить социально-экономические риски родительства.

Социологический анализ семейной политики и ее гендерных аспектов выполняет задачу содержательного и эмпирического исследования концептуальных направлений, идеологии, ресурсного потенциала разнообразных акторов семейной политики в современной России. Наследие советской политики в отношении семьи и женщин определяет специфику формирования и развития российской модели семейной политики. Анализ семейной политики различных государств может стать фундаментом для концептуализации векторов ее дальнейшего развития в современных российских условиях.

Исследование гендерных аспектов трансформации семейной политики носит междисциплинарный характер, однако как самостоятельная социологическая категория семейная политика остается недостаточно концептуализированной. Необходима фундаментальная разработка методологии исследования семейной политики на основе анализа ее институциального дизайна, специфики гендерной культуры общества, а также индивидуальных и коллективных стратегий индивидов в сфере семьи и родительства. Диссертационное исследование направлено на анализ семейной политики как особой сферы политики государства, включающей разных агентов с определенной идеологией, ресурсами и стратегиями решения вопросов, связанных с благополучием семьи. Деятельность государства в отношении семьи приводит к разным последствиям в категориях гендерного (не)равенства, создавая структурные условия для выработки и реализации жизненных стратегий мужчинами и женщинами.

Степень разработанности проблемы определяется подходами, сложившимися в социологии семьи, исследованиях социальной и семейной политики, гендерных отношений. Наиболее влиятельной теоретико-методологической позицией в области социологии семьи остается структурно-функционалисткий подход к определению семьи и гендерных ролей (Р. Бейлс, Н. Белл, Т. Парсонс, Э. Фогель). Если в 1970-1980 гг. проблемы семьи и родительства разрабатывались преимущественно гендерными исследователями, критиковавшими модель нуклеарной семьи, материнство и отцовство как социальные институты (М. Барретт, Т. Гер-риган, Р. Коннелл, Дж. Ли, Р. Лэнг, М. Макинтош, Э. Оукли, А. Рич, М. Янг, С. Файрстоун), то в 1990-х гг. социологическая теория вновь обращается к этой проблематике, определяя семью как сообщество, которое приводит к другим социальным изменениям (У. Бек, Э. Бек-Гернштайн, Э. Гидденс). «Чистые отношения» становятся более распространенным явлением, чем идея партнерства на всю жизнь (Э. Гидденс). Теории рефлексивной модернизации подчеркивают, что индивидуализация представлена с точки зрения независимости действия и тесно связана с коммодификацией личных отношений (А. Хохшильд). У. Бек вводит понятие постсемьи как новой организации брачно-репродуктивного поведения на основе договора между партнерами (У. Бек, Э. Бек-Гернштайн).

Семейная политика как отдельное направление социальной политики и самостоятельная область исследований возникла и стала развиваться с конца 1960-х гг. в контексте развития государств всеобщего благосостояния (А. Готье, Ш. Каммерман, А. Кан, М. Кауфманн, Л. Хантрайз, Ш. Цим-мерман). Институциальный поход к изучению семейной политики делает акцент на роли государства (Дж. Льюис, Дж. О'Коннер, Э. Орлофф, Д. Сейнсбери, Б. Хобсон, Г. Эспинг-Андерсен). Культурный подход подчеркивает большую значимость гендерной культуры общества по сравнению с политикой государства (С. Данкен, Б. Пфау-Эффингер, К. Хаким). Гендерный анализ семейной политики связан с критическим пересмотром положения женщин как граждан, обладающих специфическими правами (М. Дейли, Р. Листер, Д. Сэйнсбери, Б. Хобсон). Выделяются два направления гендерного изучения политики государства в отношении семьи. Первый – «добавление гендера» в типологию Г. Эспинг-Андерсена (Э. Орлофф). Второй подход – классификации семейной политики с учетом гендера как основной категории анализа (С. Данкан, Дж. Льюис, Б. Пфау-Эффингер, Д. Сейнсбери).

Политика в отношении баланса семьи и работы формируется как ответ на происходящие в обществе структурные изменения (Р. Гэмбел, М. Дейли, Р. Кромптон, К. Лайонет, Дж. Льюис, С. Льюис, Р. Рапопорт, Е. Рождественская). Забота о детях выступает важной частью семейной политики, реализуемой следующими мерами: сервисы по уходу за детьми (Дж. Льюис); отпуска для работающих родителей (П. Галистер, Дж. Горник, Дж. Гэлтри, М. Мейерс); политика, дружественная семье на рабочем месте (А. Вакс, Дж. Гласс, К. Своди, М. Сикрет, Г. Поувелл, Л. Хаас, Ф. Хванг, С. Эстер); продвижение модели «ответственного отцовства» (К. Вимбауэр, Р. Домбровски, Р. Клинт, И. Кон, Ж. Кравченко, К. Морган, И. Сизова, Б. Хобсон, А. Хэннингер).

Социальная забота – важная аналитическая категория социологического изучения семейной политики. М. Кремер перес-матривает концепцию гражданства Т.Н. Маршалла, добавляя право на получение и осуществление заботы. Выделяются три значения концепта заботы: как специфический женский опыт (К. Ангерсон, Х. Грэхам); как специфический тип отношений между субъектом и объектом заботы (С. Севенхьюсен, Д. Тронто); как особый вид работы, выполняемой в рамках определенных социальных и экономических отношений (К. Андерсон, А. Анттонен, М. Дейли, К. Рейк, Д. Сипила). А. Хохшильд говорит о дефиците заботы в современном обществе, выделяет четыре модели общества, основывающиеся на своем понимании заботы. М. Кремер выделяет пять идеалов заботы, которые формируются в официальном дискурсе и выступают рамками референции для концептуализации семейной политики. Дж. Льюис и Б. Хобсон разрабатывают понятие режима заботы, который связан с моделью семейной политики.

Содержание и набор инструментов семейной политики определяются режимом заботы и нормативным представлением о родительстве. Выделяются два подхода концептуализации семьи родительства: поло-ролевой (Т. Парсонс, Р. Бейлс) и социально-конструктивисткий, подчеркивающий множество типов родительства, динамичный характер материнства и отцовства (У. Бьернеберг, Дж. Митчел, Э. Оукли). Трансформации в сфере семьи и родительства, массовый выход женщин на рынок труда, второй демографический переход (Ф. Буллари, К. Ван де Каа) приводят к появлению современного родительства, которое становится более рефлексивным (У. Бек, Э. Бек-Гернштайн, Э. Гидденс). Модели семейной политики оказывают влияние на формирование родительства (Ф. Биллари, У. Бьернерберг,), т.к. задают репертуар родительских ролей, формируют (дис)баланс профессиональной занятости и родительства (С. Барсукова, М. Дейли, К. Зиппель, Ж. Кравченко, Дж. Льюис, К. Морган, А. Мотеюнайте, В. Радаев).

Исторический контекст возникновения и формирования семейной политики современной России обусловлен этакратическим гендерным порядком (Е. Здравомыслова, А. Темкина), гендерными контрактами «работающая мать» (С. Айвазова, А. Темкина, А. Роткирх) и «строитель / защитник коммунизма» (С. Ашвин, С. Кухтерин, И. Тартаковская). Обобществление воспитания как доминирующий идеал заботы, патерналистская позиция государства в отношении женщин и детей определили специфику советской семейной политики и гендерную асимметрию родительства (В. Голдман, Л. Лиегл, Н. Мэнинг, М. Накачи, Г. Паскаль, Л. Эттвуд). Трансформация гендерных отношений и изменение политики государства в отношении семьи фиксируются учеными с 1990-х годов (С. Ашвин, А.Вишневский, Т. Гурко, С. Захаров, Е. Здравомыслова, О. Здравомыслова, И. Кон, Г. Климантова, Н. Ловцова, Н. Печерская, П. Романов, М. Ривкен-Фиш, А. Роткирх, И. Тартаковская, А. Темкина, Т. Теплова, О. Хасбулатова, Л. Шпаковская, Е. Ярская-Смирнова). Проблемы реализации современной российской семейной политики связаны с низким уровнем компенсации реальных затрат семьи на обеспечение благополучия ребенка, дефицитом мест в ДОУ, нарушением трудовых прав молодых матерей (А. Бурдяк, Ю. Градскова, С. Захаров, И. Козина, И. Корчагина, Л. Овчарова, О. Синявская). Родительские сообщества выступают значимым актором в поле современной российской семейной политики (И. Кукулин, А. Левинсон, М. Майофис, О. Свешникова). Внутри сообществ акуммулируется социальный капитал (С. Барсукова, Дж. Коулман, В. Радаев) и циркулируют различного типа поддержки (Э. Брейди, С. Гуерин, П. Дрента, М. Клэр, Дж. Морен-Кросс, Х. O'Коннер, Л. Шпаковская).

Гендерный анализ трансформации семейной политики, представленный в данном исследовании, отличается новизной и сложностью как в теоретическом, так и в прикладном отношениях. На фоне многочисленных демографических, социологических исследований, посвященных изменению паттернов брачно-репродуктивного поведения граждан, трансформации отношений в сфере семьи и родительства недостаточное внимание уделяется гендерным аспектам проводимой государством политики в отношении семьи, которая выступает важным фактором, определяющим индивидуальные жизненные стратегии мужчин и женщин. В России отсутствуют фундаментальные разработки, на основе которых можно строить условия, способствующие достижению социально-экономического благополучия семей с детьми. Решение этой задачи невозможно без проведения обширной исследовательской работы по актуальным проблемам семейной политики и гендерным аспектам ее реализации. В связи с этим возникает задача социологического осмысления данного проблемного поля, способного предоставить эвристические возможности для реализации как теоретического, так и прикладного аспекта данной проблематики.

В связи с этим целью исследования является социологическая концептуализация современной модели российской семейной политики как сложного смыслового поля, в рамках которого действуют различные акторы и в результате их конфликтов и переговоров происходит формирование нормативного образца семьи, представлений о правильном родительстве и организации заботы о детях, акторами вырабатываются стратегии для решения конкретных проблем. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:



  • провести критический анализ и типологизировать основные теоретико-методологические подходы к исследованию семейной политики в отечественной и зарубежной социальной теории;

  • провести сравнительный анализ моделей семейной политики западных стран и России на основе гендерной экспертизы законодательства и официального дискурса;

  • концептуализировать понятие социальная забота, продемонстрировать возможности данной аналитической категории для изучения семейной политики;

  • определить основные этапы формирования и развития семейной политики в современном российском обществе, концептуализировать ее специфику, выделив основные характеристики;

  • проанализировать гендерные аспекты трансформации современной семейной политики;

  • выявить особенности формирования отцовства и материнства в контексте семейной политики России; проанализировать гендерные стратегии молодых представителей городского образованного среднего класса в сфере семьи и родительства;

  • изучить основные тенденции трансформации современной российской семьи и факторы, влияющие на формирование жизненных стратегий в сфере семьи и родительства;

  • концептуализировать современное родительство как солидарность нового типа; выявить характеристики нового типа солидарности в отличие от традиционных;




  • осуществить анализ сообществ родителей разной степени институциализации и тематической направленности; исследовать новые стратегии решения конкретных проблем, с которыми сталкиваются родители в своей повседневной жизни;

  • изучить специфику социальных сетей родителей; проанализировать типы поддержки, которые в них циркулируют; выявить роль сообществ родителей в преодолении провалов государственной политики и рыночного обеспечения благосостояния семьи.

  • проанализировать отношение россиян к реализуемой государством семейной политике.

Объект исследования – семейная политика в российском обществе как отдельная область социальной политики государства в отношении семей с детьми.

Предметом исследования выступают гендерные аспекты трансформации современной семейной политики в России.

Методологическими основаниями диссертационного исследования являются работы классиков и современных авторов в области изучения семьи, гендерных отношений, социальной и семейной политики. Структурный функционализм и поло-ролевая теория позволяют изучать семью как социальный институт, выполняющий четыре функции, в рамках которого мужчины и женщины выполняют гендерные роли, основанные на разделении труда (Р. Бейлс, Н. Белл, Т. Парсонс, Э. Фогель). Теория социального конструирования гендера легла в основу исследования контекстуальности формирования маскулинности и фемининности, делая акцент на способе интерпретации биологических различий между мужчинами и женщинами, легитимном в данном обществе (Г. Гарфинкель, И. Гоффман, Н. Здравомыслова, Д. Зиммерман, К. Уэст, А. Темкина). Современные исследования семьи и родительства дали возможность интерпретировать их в категориях отношений и практик, которые трансформируются в контексте общего тренда рефлексивной модернизации и растущего значения индивидуальной идентичности (К. Гатрелл, Э. Гидденс, У. Бек, Э. Бек-Гернштайн). Сравнительная перспектива подчеркивает культурные различия в брачно-репродуктивном поведении индивидов в сфере семьи и родительства (Ф. Биллари, У. Бьернерберг, Ш. Каммерман, А. Кан). Структурно-конструктивистский подход позволяет анализировать взаимодействие и взаимовлияние структуры и агента (П. Бурдье, Э. Гидденс, Р. Коннелл). Феминистский анализ семьи и родительства утверждает, что модель семьи и родительства, представленная в структурно-функционалистском подходе, зиждется на подчинении и маргинализации женщин, и подчеркивает необходимость деконструкции властных отношений, лежащих в основании гендера (Э. Оукли, А. Рич, С. Файрстоун, М. Янг).

Институциальнай анализ социальной политики представлен типологией государств всеобщего благосостояния Г. Эспинг-Андерсена. Гендерный анализ моделей семейной политики подчеркивает необходимость включения гендера как критерия изучения последствий реализации той или иной социальной политики (С. Данкен, М. Дейли, Дж. Льюис, Э. Орлофф, Б. Пфау-Эффингер). Таким образом, для того, чтобы получить комплексную картину гендерного анализа семейной политики, будет ис-пользована объединительная парадигма, благодаря которой будут рас-смотрены разные векторы взаимодействия государства и культуры, акторов семейной политики. Объединительная парадигма как метод научного объяснения позволит двигаться от общего к частному, учитывать как институциальный дизайн семейной политики, так и культурный контекст формирования нормативных представлений о семье и гендерных ролях.

Обоснованные в диссертации положения опираются на исследования социальной и семейной политики, социологии семьи и родительства, представленные в работах: А. Вишневского, С. Голода, И. Григорьевой, Т. Гур-ко, Н. Ловцовой, П. Романова, Т. Сидориной, Е. Ярской-Смирновой. На формирование эмпирической основы данной диссертации оказали влияние труды по гендерному анализу советского и пост-советского общества С. Ашвин, Е. Здравомысловой, О. Здравомысловой, И. Кона, М. Ривкин-Фиш, А. Роткирх, И. Тартаковской, А. Темкиной, О. Хас-булатовой, Л. Эттвуд. Процедура сбора и анализа данных разрабатывалась в соответствии с принципами социологического исследования, содержащимися в работах А. Готлиб, И. Девятко, Е. Рождественской, П. Ро-манова, В. Семеновой, В. Ядова, В. Ярской.

Гипотезы исследования представлены следующими предположениями. Современная семейная политика с момента своего формирования являлась некогерентной моделью, включающей черты разных моделей социальной политики государств всеобщего благосостояния. Ситуация экономической нестабильности и кризиса привела к либерализации социальной и семейной политики, отказу от универсалисткого принципа предоставления пособий, снижению размера и уменьшению числа бенефициаров. В период институциализации семейной политики (конец 1990-х-начало 2000-х годов) минимализм как принцип построения семейной политики был обусловлен экономическими факторами. В 2000-х годах стабилизация в экономике и возрождение риторики о России как сильном государстве вывели на передний план демографические проблемы. Алармистский дискурс в отношении демографии стал подкрепляться политическими инициативами, направленными на стимулирование рождаемости. В отличие от советского периода решение демографических проблем мыслится государством преимущественно через монетарное стимулирование рождаемости (увеличение размера и количества пособий, выплата материнского капитала) с установлением репродуктивной нормы для семей (двое и более детей). Современный этап (с 2007 года) характеризуется пронаталистской (по набору приоритетных задач и инструментов) и консервативной по своей идеологии моделью семейной политики. Обсуждение проблемы баланса семьи и работы, гендерного равенства в сфере родительства находится на периферии официального дискурса. В отличие от западного варианта политики в отношении баланса семьи и работы указанная проблема появляется только в риторике и не влечет за собой обсуждение и создание соответствующих институтов и механизмов для ее решения. В российской семейной политике практически полностью отсутствует проблема большего привлечения отцов к заботе о детях. Фактически женщины поставлены перед выбором между правом на работу и правом на осуществление заботы, которые мыслятся не как взаимодополняющие, а, скорее, как исключающие друг друга.

Либерализация гендерных отношений, второй демографический переход как контекст брачно-репродуктивного поведения мужчин и женщин определяют расхождение между политикой государства и ожиданиями граждан. Сравнительный анализ официального дискурса и разнообразия смыслов, которыми наделяют родительство и супружество молодые представители городского образованного среднего класса, позволяет выделить основные разрывы между государственной политикой и повседневными практиками супружеских и родительских отношений. В государственной риторике возрастная группа – молодые взрослые – представлена дискурсом о молодой семье. Конституируемый нормативный образец благополучной молодой семьи задает жесткие требования относительно брачного и репродуктивного поведения молодых людей. Дискурс о благополучной семье не принимает во внимание разнообразие форм семейных и родительских отношений. Политика государства в отношении семьи и брачно-репродуктивное поведение граждан развиваются параллельно, составляя разные социальные реальности, в которых действует своя логика и присутствуют собственные ценностные ориентиры. Общими можно считать патерналистские ожидания со стороны граждан и государства, которое стремится сохранить роль ведущего актора в формировании семейной политики и регламентировать семейные и родительские практики, в результате чего возникает «ловушка» патернализма, мешающая модернизации гендерных отношений в современной России.

Сообщества родителей выступают одним из средств решения конкретных проблем, в них возникают различные гражданские инициативы, которые направлены на снижение социально-экономических рисков родительства в современной России. Семейная политика в пронаталистском варианте не рассматривает ряд социальных и экономических проблем родителей (социализация в новой родительской роли, социальная изоляция, снижение конкурентоспособности молодых матерей на рынке труда). Действия государства не являются эффективными, поскольку тот набор и объем видов и форм поддержки, который предоставляется родителям, не соответствует реальным потребностям семей. На основе родительства возникает новый тип солидарности, которая носит проблемный характер, объединяя различных по своему социально-экономическому статусу участников для решения конкретной задачи, связанной с благополучием семьи и ребенка. Интернет-сообщества родителей выступают институциальной структурой, позволяющей аккумулировать социальный капитал участников, который может быть использован не только для помощи участникам сообщества, но и для защиты гражданских прав.


Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница