Герпесвирусные инфекции. Роль герпесвирусных инфекций в формировании различной патологии у детей



Скачать 101.37 Kb.
Дата01.05.2016
Размер101.37 Kb.
ТипСамостоятельная работа
ГОУ ВПО НижГМА Росздрава

Кафедра детских инфекций

Герпесвирусные инфекции.

Роль герпесвирусных инфекций

в формировании различной патологии у детей.
Методическая разработка для студентов к проведению практического занятия на VI курсе педиатрического факультета.

Нижний Новгород

2006 год

Тема: Герпесвирусные инфекции. Роль герпесвирусных инфекций в формировании различной патологии у детей.
Время проведения: 830 - 1300
Место проведения: ГУЗНО "Инфекционная больница № 23 г. Н. Новгорода".
Оснащение: таблицы, больные и истории болезни больных по теме, дополнительная литература (статьи, методические пособия, монографии).
План занятия:


  1. 1000 Проверка готовности студентов к занятию (тестовый контроль, устный опрос). Разбор теоретического материала по теме занятия. Демонстрация наглядных пособий.

  2. 1000 – 1100 Инструктаж преподавателя по работе у постели больного. Самостоятельная работа по курации больных, соответственно теме занятия. Ведение рабочей истории болезни.

  3. 1100 - 1200 Демонстрация и клинический разбор больных с различными формами герпесвирусных инфекций.

  4. 1200 - 1230 Заключительная проверка знаний студентов по данной теме (решение ситуационных задач, проверка практических навыков).

  5. 1230 - 1300 Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов. Акцент на актуальных моментах, связанных с данной патологией.

Задание на следующее занятие.
Цели занятия:


  1. Получение знаний по этиологии, эпидемиологии и патогенезу герпесвирусных инфекций.

  2. Изучение клинико-лабораторных проявлений различных форм герпесвирусных инфекций у детей.

  3. Освоение современной лабораторной диагностики герпесвирусных инфекций.

  4. Определение роли герпесвирусных инфекций в формировании различной патологии у детей.

  5. Освоение лечебных мероприятий при различных формах герпесвирусных инфекций у детей.



Задачи, поставленные перед студентом:


  1. Научиться собирать анамнез заболевания, анамнез жизни, эпиданамнез.

  2. Уметь провести клинический осмотр больного с различными формами герпесвирусных инфекций (оценить состояние кожи, слизистых, лимфоузлов, внутренних органов, при наличии кожных проявлений описать поражение кожи).

  3. Уметь оценить тяжесть состояния больного, решить вопрос о тактике в отношении госпитализации больного.

  4. Оценить данные клинического и лабораторного обследования больного (по данным истории болезни).

  5. Уметь назначить лечение больному с различными формами герпесвирусных инфекций.

  6. Закрепить знания по клинико-лабораторной диагностике и лечению больных с герпесвирусными инфекциями при решении ситуационных задач.

Самостоятельная работа студентов по курации больных по теме занятия.


Схема обследования больного.


  1. Сбор анамнеза.

При сборе анамнеза болезни необходимо выяснить:

- дату заболевания, симптомы болезни, их очередность появления, выраженность и длительность лихорадки, наличие и выраженность интоксикации,

- наличие и сроки появления сыпи,

- какой диагноз был установлен врачом при первичном обращении больного,

- какое лечение он получал до поступления в стационар,

- отмечалась ли положительная динамика у больного от проведенного лечения,

- на какой день болезни госпитализирован.

При сборе эпидемиологического анамнеза необходимо выяснить:

- предполагаемый источник и путь заражения (наличие и сроки контакта с больным, наличие гемотрансфузий),

- учитывать длительность инкубационного периода,

- установить последний день пребывания ребенка в детском коллективе.




  1. Осмотр больного.

При осмотре больного необходимо:

- оценить тяжесть состояния больного по выраженности общего инфекционно-токсического синдрома (окраска кожи и слизистых, наличие одышки и лихорадки, наличие и выраженность геморрагического синдрома, присутствие в клинике болезни неврологической симптоматики),

- оценить местные патологические изменения и изменения со стороны внутренних органов при висцеральных формах герпетической инфекции, цитомегаловирусной инфекции, Энштейна-Барра вирусной инфекции.


  1. Интерпретация лабораторных исследований.

При интерпретации лабораторных исследований уметь:

- оценить данные общего анализа крови, мочи.

- оценить данные ИФА (обнаружение антител класса IgM, IgG), данные теста на авидность антител.

- дать оценку вирусологических и молекулярно-генетических методов диагностики (при наличии результатов исследования) в совокупности с другими методами диагностики.



Вопросы по базисным знаниям.
Ветряная оспа.


  1. Определение. Особенности современного течения.

  2. Этиология. Механизмы и пути передачи.

  3. Схема патогенеза.

  4. Классификация ветряной оспы. Клинические формы, критерии тяжести, течение, осложнения.

  5. Клиническая картина типичной ветряной оспы.

  6. Атипичные формы болезни (рудиментарная, генерализованная (висцеральная), геморрагическая, гангренозная).

  7. Особенности течения ветряной оспы у детей первого года жизни.

  8. Дифференциальная диагностика ветряной оспы.

  9. Лечение ветряной оспы у детей.


Инфекция вируса простого герпеса (ИВПГ).


  1. Определение. Особенности современного течения.

  2. Этиология ИВПГ. Источники заражения. Механизмы и пути передачи.

  3. Патогенетические аспекты ИВПГ. Причины длительного рецидивирующего течения болезни.

  4. Принципы классификации ИВПГ.

  5. Клиника поражения слизистых оболочек.

  6. Клиника поражения кожи.

  7. Генитальный герпес.

  8. Генерализованная форма простого герпеса.

  9. Особенности течения инфекции у новорожденных и детей 1 года жизни.

  10. Лабораторная диагностика ИВПГ.

  11. Принципы терапии ИВПГ у детей. Профилактика.


Опоясывающий герпес (герпес зостер).


  1. Определение. Этиология. Эпидемиологические особенности.

  2. Особенности клинической картины у детей.

  3. Лечение и профилактика болезни.


Цитомегаловирусная инфекция.


  1. Определение. Особенности современного течения.

  2. Этиология цитомегаловирусной инфекции (ЦМВИ). Источники заражения, механизмы и пути передачи.

  3. Схема патогенеза ЦМВИ.

  4. Классификация ЦМВИ. Особенности врожденной и приобретенной ЦМВИ.

  5. Клиническая картина врожденной ЦМВИ. Исходы. Профилактика врожденной ЦМВИ.

  6. Клиника приобретенной ЦМВИ, течение. Иммунологические аспекты реактивации.

  7. Дифференциальная диагностика различных форм ЦМВИ.

  8. Лабораторная диагностика ЦМВИ на современном этапе.

  9. Принципы терапии различных форм ЦМВИ.


Эпштейна-Барра вирусная инфекция (ВЭБ-инфекции)


  1. Определение.

  2. Этиология Эпштейна-Барра вирусной инфекции. Эпидемиологические особенности.

  3. Патогенетические и иммунологические аспекты формирования персистирующего течения и реактивации инфекции.

  4. Классификация ВЭБ-инфекции. Течение.

  5. Инфекционный мононуклеоз. Современные представления об этиологии заболевания. Клиника. Дифференциальный диагноз.

  6. Клиническая картина хронического течения ВЭБ-инфекции у детей.

  7. Лабораторная диагностика ВЭБ-инфекции на современном этапе.

  8. Принципы терапии различных форм ВЭБ-инфекции.


Роль герпесвирусных инфекций в формировании различной патологии у детей.

  1. Этиологические и эпидемиологические особенности герпесвирусных инфекции на современном этапе.

  2. Заболевания, вызываемые герпесвирусами 1-8 типов.

  3. Роль герпесвирусных инфекций в формировании соматической патологии у детей.

  4. Принципы терапии различных форм герпесвирусных инфекций на современном этапе.

Литература по теме занятия.

Основная:


  1. В. Ф. Учайкин "Руководство по инфекционным болезням у детей, М. 1999 г.

  2. В. В. Краснов "Герпетическая инфекция у детей" Н. Новгород, 1999 г.

  3. Материалы лекций по детским инфекциям.

Методическая разработка для преподавателей по теме: "Герпесвирусные инфекции. Роль герпесвирусных инфекций в формировании различных патологий у детей" составлена асс. кафедры детских инфекций Н. Е. Сенягиной и утверждена на заседании кафедры "_31___" октября_____________2006 г. протокол №_4_____________


Зав. кафедрой детских инфекций

д.м.н. В.В.Краснов.
Задача 1.

Мальчик 2 лет, страдает экземой. Обострение проявилось сильным зудом, расчесами, мокнутием. На фоне десенсибилизирующей терапии и применения гормональной мази отмечалось некоторое улучшение. Однако на 3-й день болезни состояние ухудшилось, повысилась температура до 39°С, стал беспокойным, нарушился сон, ухудшился аппетит, усилился зуд. На коже появились везикулезные высыпания и ребенок был госпитализирован.

При поступлении в стационар: состояние тяжелое, высоко лихорадит, беспокоен, сон непродолжительный, отказывается от еды, выраженный зуд. На коже лица, туловища, ягодиц, в меньшей степени конечностей - обширные эритематозные участки с мокнутием, следы расчесов. На лице на фоне пораженной кожи отмечаются везикулезные высыпания, мелкие, сгруппированные, с прозрачным, местами с желтоватым, содержимым. Дыхание пуэрильное, хрипы не прослушиваются. Тоны сердца отчетливые. ЧСС - 160 уд/мин. Слизистая оболочка полости рта и глотки без патологии. Живот слегка вздут, доступен глубокой пальпации, безболезненный. Печень выступает из-под края реберной дуги на 2 см, селезенка не пальпируется. Стула не было.

Клинический анализ крови: НЬ - 118 г/л. Эр - 3,0x1012/л, Лейк -18,0x109/л; п/я - 15%, с/я - 54%, э - 3%, л - 20%, м - 8%, СОЭ - 43 мм/час.

Определение антител (ИФА) к антигенам: а/СMV IgG 1:200, IgM –отрицательно, а/ВПГ1-2 IgG - отриц., IgM - положит. (1:400).

Задание


  1. Поставьте клинический диагноз

  2. Какие лабораторные тесты подтвердят этиологию заболевания?

  3. Какие дополнительные исследования необходимо провести ребенку?

  4. Объясните патогенез данного заболевания.

  5. Каких специалистов необходимо пригласить на консультацию для верификации
    тактики лечения?

  6. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальный диагноз?

  7. Объясните причину изменений в клиническом анализе крови.

  8. Состояние иммунитета при данном заболевании.

  9. Какова вероятность рецидивов заболевания?

  10. Как мог заразиться ребенок?

  11. Назначьте этиотропное лечение: а) общее, б) местное.

  12. Проведите противоэпидемические мероприятия.


Задача 2.
Девочка 8 лет, больна в течение недели: заложенность носа, повышение температуры тела до 38°С, затем появились боли при глотании. Была диагностирована лакунарная ангина, назначен эритромицин. Эффекта от проводимой терапии не было. Сохранилась высокая температура, наложения на миндалинах, появилась припухлость в области шеи с обеих сторон.

Госпитализирована с диагнозом: подозрение на дифтерию ротоглотки.

При поступлении: состояние тяжелое, температура 39°С, лицо одутловатое, носом не дышит, голос с гнусавым оттенком, склеры субиктеричны. В области шеи с обеих сторон, больше слева, видны на глаз увеличенные заднешейные и переднешейные лимфоузлы, с некоторой отечностью тканей вокруг них.

Размеры других лимфоузлов (подмышечных, паховых) диаметром до 1 см.



В ротоглотке - яркая гиперемия, на увеличенных небных миндалинах сплошные наложения беловато-желтого цвета. Язык густо обложен белым налетом. Дыхание везикулярное. Тахикардия, сердечные тоны звучные. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка выступают из-под реберья на 3 см. Моча насыщенная.

Общий анализ крови: НЬ - 130 г/л. Эр - 3,8х1012/л, Ц.п. - 0,89, Лейк -10,0х109/л; п/я -8%, с/я - 13%, э - 1%, л - 40%, м - 13%; атипичные мононуклеары - 25%, СОЭ - 25 мм/час. Положительная реакция Гофф-Баузра.

Задание

  1. Поставьте клинический диагноз согласно классификации.

  2. На основании каких симптомов поставлен диагноз?

  3. Характеристика возбудителя.

  4. Патогенез возбудителя.

  5. Объясните механизм реакции Гофф-Бауэра.

  6. Какие дополнительные исследования необходимо провести больному?

  7. Оцените клинический анализ крови.

  8. Какие изменения будут выявлены при осмотре оториноларингологом?

  9. Проведите дифференциальный диагноз со схожими по клинике инфекционными
    заболеваниями.

  10. Назначьте лечение.

  11. Возможные варианты течения заболевания.

  12. Профилактические мероприятия.

Каталог: resources -> directory -> 1366 -> common
common -> Программа занятия студентов V курса педиатрического факультета тема: «Скарлатина» Специальность
common -> Словарь терминов Абсцесс
common -> Методическая разработка для студентов к проведению практического занятия на VI курсе педиатрического факультета
common -> Программа занятия студентов V курса педиатрического факультета тема: «острые вирусные гепатиты а, В, С, d у детей»
common -> В. В. Краснов фгбоу во нижгма кафедра «Детские инфекции»
common -> Каждая История болезни на Рабочем столе имеет свою определенную структуру


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница