«Глобальный экологический кризис» (урок-конференция 13 апреля 2017г.)



Дата16.09.2017
Размер0.92 Mb.
Просмотров6
Скачиваний0
ТипУрок



Тема урока: «Глобальный экологический кризис» (урок-конференция 13 апреля 2017г.)

Преподаватель: Шихиева З.С. гр.№31 «Пожарная безопасность»
Методическая цель: Активизация познавательной деятельности обучающихся

Цели и задачи урока:

1.Формирование у обучающихся экологического мировоззрения и способности оценивать состояние окружающей природной среды с позиции охраны окружающей среды.

2.Формирование умения использовать системный подход к изучению химии

и экологии.

3.Выявление интересов и склонностей обучающихся, формирование практического опыта в различных сферах познавательной деятельности обучающихся.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время на Земле почти не сохранилось районов, на которых не сказывались последствия хозяйственной деятельности человека. Даже во льдах Антарктиды были обнаружены радиоактивные осадки, следы некоторых металлов. Воздействия человечества на природу по своему размаху достигли планетарных масштабов. Человек стал активнее вмешиваться в природу, преобразовывать природные объекты, что приводит к гибели всех живых организмов, в связи с этим вопрос охраны окружающей природной среды стоит очень остро и требует быстрого решения.


Структура урока:

1) организационный момент;

2) основная часть;

3)заключительная часть


Ход урока: -обучающиеся знакомятся с понятием «глобальный экологический кризис»; с причинами возникновения экологического кризиса; с влиянием урбанизации, сельского хозяйства, транспорта и промышленности на окружающую природную среду и живые
организмы, в том числе на здоровье человека; с глобальными экологическими проблемами: «парниковый эффект», разрушение озонового слоя земли, кислотные дожди.
Вид урока: (урок-конференция) выбран условно, поскольку «выступающими» с докладами являются определенные герои (почва, вода, воздух, рыбы и др.).

Данный урок синтезирует различные отрасли биологии, географии, физики, химии, экологии, и таким образом, занимает важное место в системе обучения.


1.Организационный момент (2мин)

2.Основная часть ( 40мин)

Урок – конференция на тему «Глобальный экологический кризис»

(звучит спокойная музыка, под которую выходит ведущий)
Ведущая: (преподаватель)

Ты посмотри вокруг,

Как все прекрасно.

К чему печали,

Злость и суета.

Мы ходим в шаге

От большой любви и счастья,

А стоит только лишь

Открыть глаза.

Ты посмотри

На голубое небо,

На солнце, озеро,

Деревья и цветы.

Ты посмотри,

Как любит нас Природа,

А мы не замечаем

Этой красоты.

(С. Епифанцев)


Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы расскажем вам о страшном явлении, которое происходит в мире по вине человека - это глобальный экологический кризис.

Как вы думаете, что это такое?

(выслушивает мнение гостей)

Экологический кризис — это напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил общества к ресурсным возможностям биосферы.

А когда возникает глобальный экологический кризис?

(выслушивает мнение гостей)


1. Экологический кризис возникает, когда происходит загрязнение воды.
Сцена-1 (студент)

Появляется вода: «Я – самое распространённое неорганическое соединение на нашей планете.

Я – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущем процессе на земле – фотосинтезе. Я присутствуют во всей биосфере: не только в водоёмах, но и в воздухе, и в почве и во всех живых организмах. Большая часть меня сосредоточена в морях и океанах.

Очень часто люди сбрасывают в меня различные кислоты, сточные воды, вредные вещества, а ведь без меня жизни на земле не будет. Одним из основных загрязнителей является нефть и нефтепродукты. Нефть может попадать в результате естественных её выходов в районах залегания. Но основные источники загрязнения связаны с человеческой деятельностью: нефтедобычей, транспортировкой, переработкой и использованием нефти в качестве топлива.

Из других загрязнителей необходимо назвать металлы, радиоактивные элементы, ядохимикаты, поступающие с сельскохозяйственных полей. Наибольшую опасность для меня представляют ртуть, свинец и их соединения. Главную опасность представляют сточные воды: промышленные, сельскохозяйственные и бытовые, поскольку значительная часть использованной воды возвращается в водные бассейны в виде сточных вод.

О масштабах загрязнения говорят следующие факты: ежегодно прибрежные воды пополняются 320 млн т железа, 6,5 млн т фосфора, 2,3 млн т свинца. Только в водоемы Черного и Азовского морей в 1995 г. было сброшено 7,7 млрд м3 загрязненных производственных и коммунальных сточных вод.

Наиболее распространенными веществами, загрязняющими океан, являются нефть и нефтепродукты. В Мировой океан ежегодно поступает в среднем 13—14 млн т нефтепродуктов. Нефтяное загрязнение опасно по двум причинам: во-первых, на поверхности воды образуется пленка, которая лишает доступа кислорода морскую флору и фауну; во-вторых, нефть сама по себе является токсичным соединением, которое имеет большой период полураспада, при содержании нефти в воде 10—15 мг/кг гибнет планктон и мальки рыб. Настоящими экологическими катастрофами можно назвать крупные разливы нефти при крушении супертанкеров.

Особенно опасным является радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов (РАО). Первоначально основным способом избавления от радиоактивного мусора было захоронение РАО в морях и океанах. Это были, как правило, низко активные отходы, которые упаковывали в 200-литровые металлические барабаны, заливали бетоном и сбрасывали в море. Первое такое захоронение РАО произвели США в 80 км от побережья Калифорнии. До 2016 г. 12 стран практиковали сброс РАО в открытое море. В воды Тихого океана за период с 1949 г. по 2015 г. было сброшено примерно 560 261 контейнер с РАО».




Сцена-2 (студент)

Появляются рыбы: « И нам плохо. Мы откладываем икру, а она погибает, не успев развиться, или из нее появляются мутированные мальки, которые очень скоро погибают. Да и сами мы задыхаемся, из-за различных нечистот в водах начинается процесс гниения и развития болезнетворных микроорганизмов. Помогите нам».


Сцена-3 (студент)

Появляются люди: « А мы не можем больше пить эту грязную воду. У нас появилось множество болезней из-за употребления грязной воды: заболевания кровеносной и сердечно - сосудистой системы, кишечные инфекционные заболевания, заболевания органов пищеварения, заболевания мочевыводящих путей, заболевания центральной нервной системы, заболевания костно-мышечной системы. Помогите нам очистить водоемы!»



Ведущая:

2. Экологический кризис возникает из-за загрязнения почв.
Сцена-4 (студент) Появляется почва: «Начну с того, что расскажу вам на сколько я необходима планете: я основной источник получения продовольственного питания для человека, я среда произрастания растений и обитания животных, я база социально-экономического развития любого государства, его национальное достояние и стратегический природный ресурс.

Я заслуживаю бережного использования и тщательной охраны.

На состояние здоровья человека мой химический состав оказывает влияние через воду, растения и животных. Недостаток или избыток определенных химических элементов бывает столь велик, что приводит к нарушению обмена веществ у человека, вызывает серьезные заболевания или способствует их развитию. Так, широко распространенное заболевание эндемический (местный) зоб связано с недостатком йода в почве. Нехватка фтора приводит к кариесу зубов. При высоком содержании фтора (свыше 1,2 мг/л) нередко возникают заболевания костной системы (флюароз).

Я являюсь продуктом жизнедеятельности многих организмов: растений, животных, микроорганизмов. Самым важным моим свойством является плодородие - способность обеспечить урожай растений. Я сохраняю плодородие до тех пор, пока населена многочисленными живыми организмами, участвующими в сложных процессах гумификации.

Я и мое плодородие - главное богатство, от которого зависит жизнь людей.

Я - место для поселения людей, предмет и средство их труда. Поэтому всегда необходимо заботиться обо мне.

В одних случаях воздействие человека на почвы приводит к повышению их плодородия, в других - к ухудшению, деградации и гибели. К особо опасным последствиям этого воздействия следует отнести эрозию – это многообразные процессы разрушения и выноса почвенного покрова потоками воды и ветра, загрязнение чужеродными химическими веществами, засоление, заболачивание, занятие моей территории под различные сооружения (транспортные магистрали, водохранилища и др.). Ущерб, наносимый почвам в результате нерационально использования земель, принял угрожающий характер».

Ведущая: (преподаватель)

3. Экологический кризис возникает, когда происходят изменения в составе атмосферного воздуха.
Сцена-5 (студент) На сцене появляется воздух. Воздух: «Задолго до того, как на Земле появилась промышленность, всем живым организмам жилось хорошо, все могли дышать полной грудью, а сейчас мне стыдно перед растениями, на листьях которых ежедневно откладывается слой пыли, копоти и сажи; перед животными в том числе и перед человеком, потому что им трудно дышать, у них появляются различные заболевания, у них рождается больное поколение, и таким образом происходит вымирание видов. Во всех этих бедах виновата промышленность: фабрики, заводы, предприятия, которые эксплуатируются без использования современных очистных фильтров. За счет этого в атмосферу попадают тонны различных соединений оксидов, тяжелых металлов. Люди запомните, что если без пищи вы можете прожить 30 дней, без воды 7 дней, то без меня вы не проживете и пяти минут».
Сцена-6(студент) Жители города: «Воздух сказал всю правду нам очень плохо, мы часто болеем и сами в этом виноваты. Вот наши болезни, вызванные загрязнением воздуха: онкологические болезни, болезни системы кровообращения, органов дыхания, нервной системы, крови и кроветворных органов и аллергические заболевания. Мы болеем и умираем. Помогите нам очистить воздух».

Ведущая: (преподаватель)

Уважаемые гости давайте послушаем, что расскажет нам природа о глобальных экологических проблемах.
Сцена-7 (студент)

Появляется озоновый слой земли. «Здравствуйте! Я озоновый слой земли. Вы знаете, как я необходим, как я важен для вас - земляне? Начну с самого начала. Я образуюсь в атмосфере под действием электрических разрядов, синтезируюсь из кислорода под действием космической УФ-радиации. В пределах атмосферы повышенные концентрации озона образуют озоновый слой, имеющий важное значение для обеспечения жизни на Земле. Я ослабляю смертоносную УФ-радиацию в слое атмосферы между 40 и 15 км над земной


поверхностью примерно в 6500 раз. Разрушение меня на 50% увеличивает в 10 раз радиацию, что влияет на зрение животных и человека и может оказать другие губительные воздействия на живые организмы. Исчезновение озон сферы привело бы к серьезным последствиям — вспышке рака кожи, уничтожению планктона в океане, мутациям растительного и животного мира.

В том, что мои размеры уменьшаются виной являются следующие причины: запуск космических кораблей, сверхзвуковых самолетов, значительные масштабы производства фреонов. Впоследствии на основании научных исследований был сделан вывод, что основной причиной являются фреоны, которые широко используются в холодильной технике и аэрозольных баллончиках. Фреоны интенсивно разрушают озон. Сами же они разрушаются очень медленно, в течение 50-200 лет.

Помогите мне остановить свою прежнюю форму (45-50км) и не превратиться в маленький слой толщенной в несколько метров. Ведь не будет меня и не будет жизни на земле!»

Ведущая: (преподаватель)

Следующей экологической проблемой являются «Кислотные дожди».
Сцена-8 (студент)

Кислотные дожди: «Я кислотный дождь, я рад, что вы - люди меня создали. Я люблю уничтожать территории растительного мира, которые благодаря мне значительно сократились. Я возникаю благодаря промышленности, которая выбрасывает в атмосферу диоксиды серы и оксиды азота. Сведения лесов влечет за собой гибель их богатейшей флоры и фауны. Последствия сокращения площади лесов человек ощущает уже сегодня. Я вам нужен!?!?!»

Люди: «Нет – уходи, уходи» и выгоняют кислотный дождь.

Ведущая: (преподаватель)

Следующая экологическая проблема «Парниковый эффект».
Сцена-9(студент) «Парниковый эффект»: «Я возник благодаря выбросам в атмосферу многих газов: угарного газа (СО), углекислого газа (СО2), углеводородов, т.е. метана (СН4), этана (С2Н6) и др., которые накапливаются в результате сжигания горючих ископаемых и других производственных процессов, хотя эти вещества почти не представляют опасности как самостоятельные загрязнители (за исключением высоких концентраций).

Мой механизм достаточно прост. Обычное солнечное излучение при безоблачной погоде и чистой атмосфере сравнительно легко достигает поверхности Земли, поглощается поверхностью почвы, растительностью и др. Нагретые поверхности отдают тепловую энергию снова в атмосферу, но уже в виде длинноволнового излучения, которое не рассеивается, а поглощается молекулами этих газов (СО2 поглощает 18% отдаваемой теплоты), вызывая интенсивное тепловое движение молекул и повышение температуры.

Атмосферные газы (азот, кислород, водяные пары) не поглощают тепловое излучение, а рассеивают его. Концентрация СО2 ежегодно повышается на
0,8—1,5 мг/кг. Считается, что при возрастании содержания СО2 в воздухе вдвое среднегодовая температура повысится на 3—5°С, что вызовет глобальное потепление климата, и через 120 лет можно ожидать массового таяния льдов
Антарктиды, подъема среднего уровня Мирового океана, затопления значительной части территории и других негативных последствий. Но я не хочу, чтобы прибрежные части Земли были затоплены, поэтому я расскажу вам, как предотвратить данную проблему. Для этого надо сократить потребление угля, перейти на природный газ, использовать альтернативные виды энергии: энергию солнца, ветра, воды, приливов и отливов, тепло земных недр, биогаз, ядерную энергию».

Ведущая: (преподаватель)

Обращаясь к залу, спрашивает: «Скажите, вам стало страшно за будущее нашей планеты, нашего дома? Давайте поможем всем, кто сегодня просил у нас помощи! Но как это можно сделать?»
Сцена-10 (студент)

В это время с зала встают студенты и говорят: «Мы можем вам помочь! Мы люди из будущего». Выходят и рассказывают: « В будущем очень страшно! Там везде город, смерть, болезни и нищета. Мы не хотим жить в таком мире. Поэтому мы здесь. Для того чтобы решить проблему настоящего и будущих поколений мы предлагаем вам следующее: не вырубать леса, не убивать животных, на всех предприятиях надо установить современные очистные фильтры, отказаться от использования каменного угля, фреонов, пестицидов и ядохимикатов».


Сцена-11 (студент)

Выходят люди, которые просили о помощи и говорят: «Большое вам спасибо, что предупредили нас о будущем. Мы не хотим, чтобы в таком мире жили наши дети и спасибо за идеи по ликвидации экологического кризиса. Мы сделаем вам новое, светлое будущее».


Ведущая: (преподаватель)

« Теперь мы знаем какой наша земля достанется нашим детям, внукам. Давайте начнем охрану природы каждый сам с себя, ведь для этого надо не так много: любить и бережно относиться ко всему живому, не бросать мусор на улицах, не ломать ветки деревьев, и не убивать животных без причины, экономить воду и электроэнергию в своих квартирах и домах, при работе на дачах не применять пестициды и ядохимикаты. Дорогие друзья! Мы были рады видеть вас. Спасибо за внимание, до новых встреч!!!

3.Заключительная часть(3мин.)

-Подведение итогов урока:

-отметить лучшие сообщения студентов

- сообщение оценок



-сообщение о достижении цели урока
-Д/З: Подготовить доклады о взаимосвязи химии и экологии.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал