Глобалистика: Энциклопедия. М.: Изд-во «Радуга», 2003. С. 360-361



Дата03.10.2017
Размер27.5 Kb.

Глобалистика: Энциклопедия. — М.: Изд-во «Радуга», 2003. — С.360–361.
ИММОРТОЛОГИЯ (лат. im–без; mors, mortis–смерть) — наука о бессмертии. Термин предложен в 1974 для обозначения научного направления в иммортализме — научного иммортализма. Под иммортализмом в его традиционном смысле, как правило, понимают разного рода религиозно-идеалистические учения о трансцендентном личном бессмертии, для которых, по существу дела, более адекватным термином является «постмортализм» — послесмертие, поскольку любое из них предполагает обязательность реальной смерти и речь идет лишь о посмертном существовании человеческой личности. Исторически первым исключением из этого правила явилось использование термина «иммортализм» анархистами-биокосмистами в конце 10-х — начале 20-х годов ХХ столетия. Согласно их «новой идеологии», в ходе дальнейшего прогресса человечества, наряду с необходимостью и потребностью решения задачи интерпланетаризма — преодоление пространственного локализма человеческого бытия посредством выхода человечества в космическое пространство и обеспечения межпланетных сообщений, они ставили и обосновывали также решение задачи иммортализма — преодоление временного локализма человеческого бытия через достижение реального личного бессмертия в результате успехов науки и техники в качестве альтернативы религиозно-идеалистическим представлениям по данному вопросу. Именно подобного рода научные концепции бессмертия и было предложено обозначать термином «иммортология». В последней четверти ХХ и начале ХХI столетий под ней понимают научное обоснование правомерности постановки и реальной возможности решения проблемы достижения практического бессмертия человека (см.: «практическое бессмертие человека»). Время исследований Карла Эссера и группы сотрудников кафедры ботаники Бахумского университета, впервые получивших не стареющие, вечно молодые организмы — нестареющие мутанты нитчатого грибка podospora anserina (1985), можно считать началом экспериментальной иммортологии. Существенно расширяет ее возможности и перспективы научного поиска реальных путей и средств достижения ее тактических и стратегических целей открытие на рубеже XX и XXI столетий клонирования млекопитающих, в том числе получение этим методом человеческого эмбриона, теломерной терапии, расшифровка генома человека и другие успехи биологии, медицины, нанотехнологии и подобные им, которые многими учеными расцениваются как движение именно в направлении достижения реального бессмертия человека. В контексте такого рода исследований в 1980 было выработано понятие «Гомо имморталис» (Человек бессмертный), биотически и социально детерминированного на неограниченное никакими видовыми границами индивидуальное бытие. Иммортологическая проблематика, разрабатываемая до сих пор преимущественно российскими философами и естествоиспытателями, должна стать достоянием и заботой всего человечества, всех стран и народов, ибо достижение столь фундаментальных целей подразумевает и требует объединенных усилий всех землян. Всеобщая заинтересованность в ее решении призвана и способна организовать и сплотить их в этом общем деле. Современное состояние разработанности идей иммортологии и насущная необходимость их реализации становится актуальнейшей глобальной проблемой, неотъемлемым элементом экологии человека и глобалистики нашего времени.
Вишев И.В. Геронтология и философия //Философские науки. – 1974. – № 1; его же: Методологические обоснования идей К.Э. Циолковского и возможности радикального продления жизни человека //Труды XIV Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса».  — М., 1980; Vishev I.V. Homo sapiens to become Homo immortalis //Rejuvenation. Official journal of the International association on the artificial prolongation of the human specific Lifespan. – Belgica, April 1982, Vol. X, № 2; его же: Проблемы иммортологии. Книга 1: Проблема индивидуального бессмертия в истории русской философской мысли XIX–XX столетий. — Челябинск, 1993; Проблемы иммортологии. Книга 3: Проблема человеческого бессмертия в русской философии: значимость естественнонаучного и научно-технического обоснования подходов и решений /Научный редактор И.В. Вишев. – Челябинск, 1996; Вишев И.В. Гомо Имморталис — Человек Бессмертный. – Челябинск, 1999; его же: На пути к практическому бессмертию. — М., 2002; Ершов Г.Г. Проблемы философской критики религиозного иммортализма. Автореферат кандидатской диссертации. – Л., 1969; Ламонт К. Иллюзия бессмертия. 2-е изд. – М., 1984; Соловьев М.В. Формирование научного иммортализма //Наука, философия и культура в России и на Западе: XVIII–XX век: Тез. конф., 2–3 июня 1997 года, Санкт-Петербург в рамках Первого Российского философского конгресса. – Санкт-Петербург, 1997.

И.В. Вишев



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница