Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» Преподавание основ биобезопасности: Образовательная деятельность фбун гнц вб



Pdf просмотр
Дата08.10.2017
Размер3.88 Mb.

Государственный научный центр
вирусологии и биотехнологии «Вектор»
Преподавание основ
биобезопасности: Образовательная
деятельность ФБУН ГНЦ ВБ
«Вектор».
Азаев Мамедъяр Шакирович – заведующий отделом научно-
методической подготовки персонала по работе с
возбудителями ООИ, д.б.н.

История…

Цель и предназначение курсов
Формирование знаний и практических навыков, необходимых специалисту по особо опасным вирусным инфекциям для самостоятельной деятельности в соответствии c требованиями биологической безопасности.

Актуальность проблемы

Обеспечение биологической безопасности при работе с особо опасными вирусными агентами остается одной из приоритетных задач вирусологической науки.

Как заявлено в декларации ВОЗ, одним из важнейших направлений деятельности государственных систем эпиднадзора является
«совершенствование навыков персонала, работающего в сфере эпиднадзора за инфекционными заболеваниями и борьбы с ними, с помощью соответствующей его подготовки, в том числе по эпидемиологическим и лабораторным методам» [Отчет ВОЗ о
«Согласительном совещании по эпиднадзору за инфекционными заболеваниями», 4-7 апреля 2000 г., Италия].

1. Необходимость подготовки специалистов
вирусологов и эпидемиологов:

Существующий риск возникновения аварийных ситуаций и аварий при проведении вирусологических исследований;

Существующая угроза появления новых и вновь возникающих опасных вирусных инфекций;

Появление современного лабораторного оборудования и соответственно новых методов исследования.

2. Необходимость подготовки специалистов
вирусологов и эпидемиологов:
Требования следующих специальных и общих документов:

Санитарно-эпидемиологические правила (СП 1.3.1285-03);

Трудовой комплекс РФ;

Решение Согласительного совещания по эпиднадзору за инфекционными заболеваниями, 4-7 апреля 2000 г., Италия:
«Совершенствование навыков персонала, работающего в сфере эпиднадзора за инфекционными заболеваниями и борьбы с ними, с помощью соответствующей подготовки, в том числе по эпидемиологическим и лабораторным методам»;

Заявление «Группы восьми» по инфекционным заболеваниям, Санкт-
Петербург, 16 июня, 2006 г.

ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» осуществляет образовательную деятельность в рамках дополнительного профессионального образования на основании:

Закона Российской Федерации «Об образовании»;

Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.10.2000
№ 796.

Лицензия на образовательную деятельность по профилю учреждения
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральной лицензией (№ 1742 от 24 августа 2011 г.) на право ведения образовательной деятельности. Срок действия лицензии – бессрочно.

Спецификация помещений
1. Помещения «чистой» зоны.

1.1. Комната 209 - кабинет зав. и сотрудников отдела

1.2. Комната 210 - лаборантская комната

1.3. Комната 211- учебно-лабораторная комната для курсантов. Предполагаемые работы:

- подготовка лабораторной посуды (стерилизация, пробкование, маркировка), стерильный розлив питательных сред, работы с незараженными культурами клеток (пересевы, подсчет, микроскопия);

- заполнение рабочих журналов и ведение учетной документации;

- теоретическая подготовка к практическим занятиям.

1.4. Коференц. зал для лекций и компьютерный класс для курсантов.

1.5. Санпропускники (мужской и женский), туалеты.
2. Помещения «заразной» зоны.

2.1. Санпропускники заразной зоны.

2.2. Душ.

2.3. Заразная половина КДФ для надевания и снятия дополнительного комплекта спецодежды
(респиратор, перчатки, "Антибелок-5").

2.4. Помещения 232 и 272 - предбоксники. В них хранятся аварийные комплекты спецодежды, аптечки, автомакс, боксовые халаты и тапочки, емкости для дезрастворов, уборочный инвентарь.

2.5. Помещения 234, 236, 275 - боксы для работы с инфицированными культурами клеток, эмбрионами и постановки серологических реакций.

2.6. Помещение 282 - хранилище для инфекционного материала.

2.7. Помещения (262): 264, 265, 266 - виварий. Назначение этих помещений - инфицирование, содержание и вскрытие животных, взятие образцов внутренних органов и крови, получение сыворотки.

Помещение для подготовки посуды

Лабораторные помещения

Лекционный зал с компьютерным классом

Зонированные помещения
(санпропускник)

Зонированные помещения
(боксовый модуль)

Зонированные помещения
(боксовый модуль)

Зонированные помещения
(инфекционный виварий)

Кадровый состав:
Кадровый состав ФГУН ГНЦ ВБ
«Вектор», обеспечивающий реализацию образовательных программ и имеющий опыт педагогической работы в ВУЗах:
Докторов наук – 12
Кандидатов наук – 24

Сотрудничество с организациями
медицинского профиля
Образовательная деятельность ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» ориентирована на подготовку специалистов для:
•ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор»;
•Территориальных органов Роспотребнадзора и других заинтересованных организаций России;
•Заинтересованных организаций стран ближнего и дальнего зарубежья.

Учебный план:

Особенности работы
предприятий и учреждений
Роспотребнадзора РФ

Общая вирусология с
основами молекулярной
биологии

Общая эпидемиология

Общая иммунология

Биотехнология и генная
инженерия

Биологическая безопасность

Лабораторные животные в
медико-биологических
исследованиях

Биоэтика

Биостатистика


Общая микробиология

Общая патологическая
анатомия

Основы дезинфектологии

Модельные системы,
используемые в практической
вирусологии

Практическая вирусология

Техника безопасности при
работе с вирусами

Консультация

Подготовка к экзамену

Экзамен

Теоретические разделы
программы по ООВИ

общая вирусология с основами молекулярной биологии

лабораторная диагностика и специфическая индикация возбудителей
ООВИ

эпидемиология, иммунология, клиника и лечение, профилактика ООВИ

меры борьбы с ООВИ

Практические разделы
программы

дифференциальная диагностика возбудителей особо опасных вирусных инфекций

освоение современных методов лабораторной диагностики и специфической индикации с использованием модельных патогенов

Заключительный экзамен

Экзамен принимается комиссией, состоящей из ведущих специалистов Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии
«Вектор» Роспотребнадзора, утвержденной приказом Генерального директора ГНЦ ВБ
«Вектор».

Квалификационный экзамен включает в себя общую и частную вирусологию, основы биологической безопасности, иммунологию и эпидемиологию особо опасных вирусных инфекции.

Формы профессиональной подготовки, осуществляемые в отделе.
Лекции по биобезопасности, основам
вирусологии, эпидемиологии,
биотехнологии, частной вирусологии и пр.
Практика по
работе с
клеточными
культурами
Практика по
работе с РКЭ
Практика по
работе с
лабораторными
животными
Знакомство с
основными методами
современной
вирусологии (ПЦР,
ИФА, серология и
др.)
Семинары
Консультации
Зачеты
Выпускной
экзамен
Экскурсии в
наиболее
интересные
подразделения
Центра
более 500 а/ч
Диплом о
профессиональной
переподготовке
более 100 а/ч
72 а/ч
Входящий
курсант
Схема образовательного процесса на курсах ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор"
Выходящий
курсант
Удостоверение о повышении
квалификации
Свидетельство о
повышении квалификации

По завершении курсов повышения квалификации по особо опасным
вирусным инфекциям ФБУН ГНЦ вирусологии и биотехнологии
«Вектор» Роспотребнадзора
слушателям вручаются установленные образцы государственных
документов (заказ-заявка направлена в ГОЗНАК РФ)

1. Диплом о профессиональной переподготовке
(от 500 до 1000 ак. часов)

2. Свидетельство
(от 144 до 540 ак. часов)

3.Удостоверение
(от 72 до 100 ак. часов)

4. Сертификат специалиста
(144 ак. часа)

Курсы специализации и усовершенствования врачей и биологов на базе
ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» всегда рады открыть свои двери перед специалистами вирусологических лабораторий.


Немного «конкретики»
из обучающих программ

В течение всей своей жизни высшие организмы контактируют с миром микроорганизмов. Однако вызывать инфекционный процесс может лишь ничтожно малая часть – 1/30 000 – представителей микробного мира планеты.
Патогенность возбудителей инфекционных болезней – это отличительный признак генетически закрепленный и являющийся таксономическим понятием, позволяющим подразделять микроорганизмы на патогенные, условно- патогенные и сапрофиты.

ПАТОГЕННЫЕ МИКРООРГАНИЗМЫ
вызывают у человека инфекционные
заболевания разной степени тяжести
вплоть до летального исхода.

УСЛОВНО-ПАТОГЕННЫЕ МИКРООРГАНИЗМЫ вызывают в определенных условиях заболевания у людей с пониженной сопротивляемостью организма.
Встречаются среди бактерий, грибков, простейших и вирусов. Чаще всего входят в состав естественной микрофлоры организма человека и животных, реже обитают в окружающей среде. Могут обладать рядом факторов патогенности, способностью к колонизации
(заселению) организма, выраженной гетерогенностью и изменчивостью популяции, определяющей быстрое приобретение устойчивости к неблагоприятным факторам, в т. ч. к антимикробным препаратам.

САПРОФИТНЫЕ МИКРООРГАНИЗМЫ осуществляют свою жизнедеятельность в пределах организма человека, не нанося ему вреда. Большинство бактерий кишечного тракта человека являются сапрофитами. Число бактерий-сапрофитов в кишечнике взрослого человека достигает
10 15

Среди патогенных микроорганизмов есть такие, которые способны вызывать у человека развитие молниеносных инфекций, приводящих к высокому проценту летальных исходов. Такие микроорганизмы относят к микроорганизмам первой группы патогенности.

В основе понятия особо опасных инфекций лежит КЛАССИФИКАЦИЯ
МИКРООРГАНИЗМОВ -
ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ИНФЕКЦИОННЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА,
ПРОСТЕЙШИХ, ГЕЛЬМИНТОВ И ЯДОВ
БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ПО ГРУППАМ ПАТОГЕННОСТИ.

В России приняты Санитарные Правила, устанавливающие требования к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с патогенными биологическими агентами:
СП 1.3.2322-08 регламентирует работу с микроорганизмами III-IV группой патогенности с
классификатором патогенов
СП 1.3.1285-03 для работы с микроорганизмами I-II группой патогенности
Наиболее опасные микроорганизмы классифицированы в 1 и 2 группу патогенности.
Все виды работ с вирусами I группы патогенности и микроорганизмами, таксономическое положение которых не определено, а степень опасности не изучена, а также аэробиологические исследования проводят в максимально изолированных лабораториях

Б
А
К
Т
Е
Р
И
И

Б
А
К
Т
Е
Р
И
И

Б
А
К
Т
Е
Р
И
И

Б
А
К
Т
Е
Р
И
И

Б
А
К
Т
Е
Р
И
И

В
И
Р
У
С
Ы
В связи с отсутствием биноминальной номенклатуры для вирусов обозначения даются в русской транскрипции

В
И
Р
У
С
Ы

В
И
Р
У
С
Ы

В
И
Р
У
С
Ы

В
И
Р
У
С
Ы

В
И
Р
У
С
Ы

В
И
Р
У
С
Ы

В
И
Р
У
С
Ы

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) был предложен свой вариант классификации, однако он настоятельно рекомендуется использоваться только для лабораторной работы. Классификация, принятая в США, Канаде, Японии, а также используемая ВОЗ, отличается от существующей в России обратным порядком: микроорганизмы наиболее высокой степени патогенности у них отнесены к 4-й группе.

Особо опасные инфекции вызывают особо опасные биологические агенты, относящиеся к микроорганизмам 1-й группы патогенности (бактерии и вирусы).

Помимо бактерий и вирусов в классификацию патогенных биологических агентов входят риккетсии, эрлихии, хламидии, грибы, гельминты, членистоногиегие, яды биологического происхождения. Подробно с перечнем представителей каждой перечисленной категории можно в санитарных правилах РФ (электронная версия санитарных правил имеется у преподавателей курсов).

Понятия биологической опасности и безопасности


Опасность
– явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Опасности носят потенциальный характер. Для живых организмов опасность реализуется в виде травмы, заболевания, смерти.

Согласно ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», опасные и вредные производственные факторы, действующие на исполнителя на рабочем месте, подразделяются по природе действия на следующие группы: физические, химические, биологические, психофизиологические.

Биологическая безопасность
– система медико-биологических, организационных и инженерно-технических мероприятий и средств, направленных на защиту работающего персонала, населения и окружающей среды от воздействия патогенных биологических агентов.

Определения
Биологическую опасность (Biohazard) можно охарактеризовать следующим образом:

1) риск нанесения ущерба здоровью или угроза жизни отдельному лицу, группе лиц или всему населению путем естественного или преднамеренного использования в качестве поражающей силы биологических агентов – бактерий, вирусов, грибов, простейших или токсинов. В качестве опасных биологических факторов могут выступать живые организмы, продукты их жизнедеятельности и генетические материалы (М.А.Пальцев и др., 2006);

2) возбудитель инфекции или его часть, которые представляют реальный или потенциальный риск для человека, животных или растений. К биологической опасности относят как риск непосредственного заражения, так и опосредованный риск, возникающий в результате нанесения ущерба окружающей среде (ВОЗ, 2009);

3) наличие потенциального источника вредного воздействия в виде биологических агентов или токсинов.

Все программы биологической безопасности состоят из рекомендаций по лабораторной практике, дизайну лабораторий, использованию средств индивидуальной защиты и безопасного оборудования.
Соблюдение рекомендаций по биологической безопасности позволяет уменьшить риск и последствия развития лабораторных инфекций.

Уровни биологической безопасности

Уровни биологической безопасности (УББ) с 1 по 4 были установлены Центрами контроля заболеваний и Национальными институтами здравоохранения США на основании лабораторной практики, используемых методик, оборудования для обеспечения безопасной работы (1974 г.). Данные уровни присваивают для обозначения биологической безопасности в зависимости от используемых в работе агентов и масштабов деятельности лаборатории.

УББ описываются сводом правил, в зависимости от групп патогенности лабораторных инфекций. Описание включает оборудование для безопасного хранения биологического материала и необходимые мероприятия, которые должен выполнять персонал лабораторий.


УББ-1: минимальный уровень микробиологической безопасности — полностью соответствует стандартным правилам работы в лаборатории. Рекомендован для работы с микроорганизмами, которые не вызывают развитие инфекций у здоровых взрослых, такими как, например, Bacillus subtilis.

УББ-2: используется при работе с вызывающими развитие инфекций различной степени тяжести у человека (Salmonella spp.). При выполнении стандартных микробиологических процедур с этими возбудителями можно работать на открытых лабораторных столах, особенно если используются первичные барьеры, такие как защитная маска, халат и перчатки. Возможно использование боксов биологической безопасности и безопасной центрифуги.


УББ-3: используется для безопасной работы с опасными микроорганизмами, обычно передающимися аэрогенным путем, такими как M. tuberculosis и C. burnetii. Предполагает строгое выполнение рекомендаций и наличие оборудования первого и второго класса безопасности, включая особые требования к оснащению лаборатории, такие как, например, соответствующая система вентиляции. Работа со всеми микроорганизмами, относящимися к
УББ-3, должна осуществляться в боксах биологической безопасности.

УББ-4: используется для работы с микроорганизмами, которые вызывают угрожающие жизни или неподдающиеся лечению инфекции, передающиеся преимущественно аэрогенным путем
(например, вирусы геморрагических лихорадок). Работа с этими микроорганизмами проводится в боксах биологической безопасности
III класса или персоналом, одетым в защитные костюмы, полностью закрывающие тело, с автономной подачей кислорода и положительным давлением воздуха. Производственное оборудование полностью изолировано от других лабораторий и оснащено специальными системами вентиляции и уничтожения отходов.

Защитные барьеры

Основным принципом биологической безопасности при проведении работ с потенциально опасными возбудителями является снижение или исключение контактов патогенов с сотрудниками лабораторий, а также с объектами окружающей среды.

Как показала многолетняя практика работ с возбудителями инфекционных заболеваний, достаточные уровни биологической безопасности микробиологических объектов – лабораторий, научных центров, производств – обеспечиваются защитными барьерами.

Схема материальных потоков микробиологических производств.
АСУ – автоматизированная система управления, СОС – станция обработки стоков, УНОС – установка непрерывной обработки стоков.


Каждый из потоков может являться источником риска инфицирования персонала и внешней среды.

Вероятность риска инфицирования персонала обусловлена различными факторами – видами микроорганизмов и их опасностью для человека, характером проводимых с микроорганизмами манипуляций (культивирование, центрифугирование, аэрозолирование, заражение животных и др.), надежностью функционирования инженерных систем безопасности, соблюдением сотрудниками правил противоэпидемического режима и др.

С учетом потенциальной опасности клеточных культур для человека определены 3 уровня риска: низкий, средний и высокий.

Современные защитные микробиологические боксы (боксирующие устройства) представляют собой жесткие конструкции из нержавеющей стали, твердых алюминиевых сплавов, стекла и пластика. Выбор конструкции защитного бокса определяется степенью опасности для человека микроорганизмов, с которыми планируется работать, а также возможными уровнями аэрозолирования бактериальных частиц при выполнении операций и процессов.

БББ I класса оборудованы системой отрицательного давления воздуха
(преобладание притока над вытяжкой) и системой вентиляции. Предназначены для проведения стандартных микробиологических исследований с микроорганизмами низкого и среднего классов опасности..
БББ II класса оборудованы вертикальной системой ламинированного потока воздуха со встроенными высокоэффективными сухими воздушными фильтрами, обеспечивающими защиту от внешней контаминации материалов, с которыми осуществляются манипуляции в БББ.
Предназначены для выполнения микробиологических процедур, требующих 2-го или 3-го УББ.
БББ III класса представляют собой полностью изолированные газонепроницаемые комнаты, обеспечивающие максимально возможный уровень защиты персонала и окружающей среды. Предназначены для проведения манипуляций, требующих 3- го и 4-го УББ. При работе в БББ используют средства индивидуальной защиты персонала — очки, респираторы, лицевые щитки, перчатки и халаты.
В зависимости от степени биологической опасности различается устройство БББ:

Боксы биологической безопасности
(БББ), ламинары, кабинеты биологической безо-пасности – специальное оборудование, предназначенное для защиты оператора, окружающей среды, продукта от биологически опасных объектов.

Содержат блоки, обеспечивающие: освещение, ультрафиолетовое облучение (УФО), подачу стерильного воздуха, удаление и очистку воздуха на выходе.


Большое значение имеют БББ, обеспечивающие защиту персонала, материалов и окружающей среды лаборатории.

В них проводят всю лабораторную работу, связанную с посевом микроорганизмов и изучением их свойств, а также работу с животными (заражение, вскрытие), содержание инфицированных животных, центрифугирование ПБА, сушку, дезинтеграцию, другие операции с вероятным образованием аэрозоля, заражение культуры клеток и куриных эмбрионов, приготовление суспензий.

В БББ не должно быть ни одного лишнего предмета. Столы в БББ оборудуют металлическими нержавеющими крышками для легкости стерилизации, а также газовыми горелками и обеспечивают подводку электроэнергии. Вход в БББ устраивают через шлюз с раздвижной дверью — предбоксник, это исключает резкое перемещение воздуха.

Спасибо за внимание!

Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 «психология» калининград 2010
2013 -> Учебно-методический комплекс психология здоровья направление 030300 Психология Квалификация выпускника бакалавр Калининград
2013 -> Модуль «фармацевт-токсиколог» учебно-методический комплекс
2013 -> Бен Голдакр обман в науке
2013 -> 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии. Значение патопсихологических исследований для общей психологии и психиатрии Патопсихология, наряду с соматопсихологией и нейропсихологией, является составной частью клинической психоло
2013 -> Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Научные руководители
2013 -> Влияние алкоголя на организм человека
2013 -> «Саратовская межобластная ветеринарная лаборатория» (фгбу «Саратовская мвл») Общие положения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница