Готовность учащихся 1-х классов к обучению в школе



Скачать 35.11 Kb.
Дата13.09.2017
Размер35.11 Kb.

Аналитическая справка

по итогам диагностического контроля

Тема: Готовность учащихся 1-х классов к обучению в школе.

Цель: Оценить уровень общей готовности первоклассников к обучению в школе.

Согласно плану внутришкольного контроля за реализацией ФГОС НОО на 2012 – 2013 учебный год в период с 10.09.2012 г. по 14.09.2012 г. были проведены диагностические исследования обучающихся 1-х классов.

Стандарты второго поколения предполагают реализацию в образовательном учреждении три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание и итоговое оценивание. Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей.

Поэтому объектом проводимого контроля являлась стартовая готовность первоклассников к школе. Диагностика проводилась на основе методики Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения». Предложенные для определения готовности детей к школе задания максимально учитывали особенности и возможности 6-7 летних детей, обеспечивали адекватное понимание детьми их содержания, опирались на имеющийся у них реальный опыт и не зависели от уровня навыков чтения и письма.

В содержание диагностической работы было включено 5 заданий, в ходе выполнения которых проверялись:


  • Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

  • Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

  • Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.

  • Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

  • Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

Формирование вышеобозначенных показателей готовности предусмотрено всеми программами дошкольного и предшкольного образования.

В результате анализа полученных данных об итогах проведения психологической диагностики установлено следующее.

Всего в первые классы в 2012-2013 учебном году зачислено 86 учащихся. В ходе мониторинга было обследовано 83 первоклассника (97% от общего количества).

Анализ уровней готовности первоклассников к школе показал следующее.

Из них «Готовность к началу регулярного обучения» имеют в 1 «А» классе – 8 чел. (28 %), в 1 «Б» класс – 11 чел. (39 %), в 1 «В» классе – 6 чел. (22 %). У этих учащихся может быть достаточно высокий уровень адаптации к школе и образовательному процессу в целом, эти дети не нуждаются в каком-либо дополнительном обследовании или помощи со стороны взрослых.



«Условная готовность к началу регулярного обучения» наблюдается в 1 «А» классе – 8 чел. (28 %), в 1 «Б» класс – 10 чел. (36 %), в 1 «В» классе – 9 чел. (33 %). У этих детей можно отчасти спрогнозировать трудности при начале регулярного обучения. Но эти дети могут адаптироваться к обучению без дополнительной помощи специалистов, за счет грамотно организованного педагогического воздействия.

«Условную неготовность к началу регулярного обучения» имеют в 1 «А» классе – 5 чел. (18 %), в 1 «Б» класс – 6 чел. (21 %), в 1 «В» классе – 5 чел. (18 %) условно не готовы к обучению. Данная группа детей будет испытывать трудности в адаптации и социализации к школе и учебному процессу. Эти дети нуждаются в дополнительной помощи специалистов (логопед, психолог, педагог). Этим детям рекомендована коррекционно-развивающая работа.

«Неготовность к началу регулярного обучения» наблюдается в 1 «А» классе – 7 чел. (26 %), в 1 «Б» класс – 1 чел. (4 %), в 1 «В» классе – 7 чел. (27 %) не готовы к обучению. Данные дети не готовы к обучению в школе, им в обязательном порядке необходимо углубленное обследование психолога, а при необходимости – логопеда или дефектолога. Так же этим детям в срочном порядке необходима коррекционная помощь.
В целом коэффициент готовности первоклассников в 2012 – 2013 учебном году составил 1,7. По сравнению с прошлым годом этот показатель немного выше, т.к. в прошлом учебном году коэффициент готовности составлял 1,5.

Анализ результатов выполнения отдельных заданий позволил установить следующее.

Класс

% качества выполнения заданий

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Задание № 5

1 «А» класс

60 %

82 %

57 %

75 %

67 %

1 «Б» класс

75 %

82 %

75 %

100 %

64 %

1 «В» класс

70 %

66 %

29 %

81 %

66 %

ВСЕГО

68 %

76 %

53 %

85 %

65 %

Цель задания №1 заключалась в выявлении умения передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Качество выполнения данного задания позволяет судить об уровне развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций, которые являются основой для формирования графического навыка первоклассников, а также предпосылок к формированию таких универсальных учебных действий, как умение принять и сохранить учебную задачу, выполнение действия по образцу, контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. Как показывает анализ, качество выполнения данного задания в целом по трем классам 68 %. Это говорит о том, что не у всех первоклассников в достаточной степени сформирована мелкая моторка и зрительно-моторная координация при этом причиной этого могут быть нейрофизиологические нарушения мозга.

Задание №2 было направлено на выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо), сравнивать множества по числу элементов. Кроме этого данное задание позволяет выявить уровень сформированности навыков пересчета, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур, а так же понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов. Данные умения являются основой формирования предметных математических умений и знаково-символической деятельности младших школьников (умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями). Данное задание позволяет выявить уровень сформированности предпосылок к формированию такого универсального действия, как умения слушать и слышать, выполнять задание в точном соответствии с инструкцией. Качество выполнения данного задания в целом по трем классам составляет 76 %. Однако, в 1 «В» классе этот показатель чуть ниже по сравнению с 1 «А» и 1 «Б» классами.

Задание № 3 было направлено на выявление уровня развития фонематического слуха и фонематического восприятия, являющихся основой успешного обучения чтению и орфографически правильному письму. А так же на выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. Владение звуковым анализом является необходимым условием формирования ведущих приемов анализа фактов языка (изменение и сравнение), умения характеризовать слово на фонетическом уровне, графических и орфографических навыков. Это задание позволяет оценить такое универсальное учебное действие как произвольная регуляция собственной деятельности. Показатели качества выполнения данного задания являются самыми низкими по результатам выполнения всех пяти заданий. Особенно данный показатель западает в 1 «В» классе (29 %), чуть выше данный показатель в 1 «А» классе (57 %). Это говорит о том, что у большинства первоклассников не сформирован звукобуквенный анализ, а так же могут возникать трудности с восприятием материала подаваемого на слух. Причинами неуспеваемости таких детей может быть не соответствие формы подачи информации репрезентативной системе ребенка.

Цель задания №4 заключалась в выявлении сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Что в свою очередь полностью отражает регулятивные универсальные учебные действия. Показатель качества выполнения данного задания по трем классам составляет 85 % и является самым высоким по результатам выполнения всех пяти заданий. Однако, следует обратить внимание на тех учащихся, кто не справился с этим заданием или выполнил его не до конца. В основе данных проблем учащихся могут быть минимальные мозговые дисфункции (ММД).



Задание № 5 направлено на оценку сформированности графической деятельности, оценку топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, а так же общего уровня развития. В целом показатель качества выполнения данного задания во всех трех классах примерно одинаковый и составляет 65 %. Однако, стоит отметить, что у большинства детей, не справившихся с этим заданием, отмечается задержка или нарушение интеллектуального развития.

Выполнение диагностических заданий, помимо выявления уровня сформированности предпосылок к овладению предметными умениями и навыками, дало возможность оценить насколько у детей сформированы такие универсальные учебные действия, как умение слушать и понимать инструкцию учителя, самостоятельно выбрать способ выполнения задания, умение принять и сохранить учебную задачу, выполнение действия по образцу, контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности, учебная инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности, произвольность. Однако, данные показатели не выделяются нами в качестве отдельной категории.



Анализ поведенческих особенностей детей. Чрезвычайно важным является то, что, помимо оценки собственно результативности выполнения заданий, в итоговом показателе готовности учитываются и поведенческие особенности ребенка в процессе выполнения работы, которые отражаются в листе наблюдений.

Класс

Поведенческие особенности учащихся

Нуждается в дополнительной помощи

Работает медленно

Расторможен, мешает другим детям

1 «А» класс

4 чел.

3 чел.

3 чел.

1 «Б» класс

4 чел.

3 чел.

0 чел.

1 «В» класс

5 чел.

1 чел

0 чел.

По нашим наблюдениям причинами негативного, проблемного поведения ребенка могут быть как недостатки семейного воспитания, так и психические и физиологические (умственные) нарушения.

Выводы:

  1. Уровень готовности первоклассников к школьному обучению по результатам психологической диагностики трех первых классов оценивается как средний, однако данный показатель выше чем, в предыдущем учебном году.

  2. На высоком уровне у первоклассников сформированы умения произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Данные умения лежат в основе формирования регулятивных универсальных учебных действий.

  3. Анализ результатов психологической диагностики позволяет выделить следующие проблемные зоны:

- уровень развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;

- уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия,

- уровень сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом.

- уровень развития топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений.



4. Анализ поведенческих особенностей детей позволил выделить группу детей с проблемами в поведении.

Заместитель директора по УР Соловьева Д.Ю.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница