«Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции»



страница1/4
Дата28.04.2016
Размер1.92 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Удмуртской Республики

«Ижевский медицинский колледж имени Героя Советского Союза

Ф.А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»



УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ

на тему «Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции»

Учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека»

Специальности: 060501 51 «Сестринское дело»,

060102 51 «Акушерское дело»




c:\users\наталья\desktop\camera\123canon\img_2335.jpgСоставитель: Мыльникова Н.А., преподаватель анатомии и физиологии человека

Ижевск - 2014



Пояснительная записка

Эндокринные железы играют исключительную роль в организме. Они влияют на все виды обмена веществ, участвуют в регуляции функций нервной, сердечно – сосудистой, пищеварительной и других систем. Сама эндокринная система представляет собой сложный функциональный комплекс, все элементы которого находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому нарушение функций одной из желез внутренней секреции вызывает изменения в других железах.

Во всем мире заболевания органов эндокринной системы широко распространены и занимают существенное место среди причин нетрудоспособности и смертности. Более того наблюдается тенденция к их росту.

Первое место в структуре заболеваний эндокринной системы занимает сахарный диабет. Учёные всего мира предполагают, что приближается пандемия сахарного диабета.

Второе место среди эндокринной патологии занимают заболевания щитовидной железы. Количество случаев с этой патологией в последние годы возросло в связи с ростом йоддефицитных и аутоиммунных заболеваний, неблагоприятной окружающей средой, хроническими стрессами.

Кроме того в последние десятилетия возросло число лиц с избыточной массой тела, что является благоприятным фактором для развития эндокринной патологии. Врождённая патология щитовидной железы (врождённый гипотиреоз) встречается повсеместно с частотой 1 больной на 3 000 – 4 000 новорождённых.

Таким образом, в настоящем и возможно в будущем значительная часть посетителей медицинских учреждений – это лица, страдающие эндокринной патологией.

Симптомы, методы лечения и профилактики эндокринных заболеваний студенты специальностей: 060501 51 «Сестринское дело», 060102 51 «Акушерское дело» изучают на клинических дисциплинах. Но прежде чем изучать клиническую патологию, необходимо изучить строение, расположение и функциональную роль нормальных здоровых эндокринных желез.

Основной целью учебного модуля является предоставление оптимального объёма информации и алгоритма действий при изучении данной темы, необходимых для последующего изучения клинических дисциплин и прохождения производственной практики.

Учебный модуль предназначен для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.



Рекомендуемый порядок работы с учебным модулем

  1. Познакомиться с:

  • учебными задачами

  • вопросами для самоподготовки

  • глоссарием по анатомо – клинической терминологии

  1. Изучить материал новой темы, используя элементы технологии развития критического мышления:

1 стадия: «Вызов» - актуализация опорных знаний по теме:

2 стадия: «Осмысление новой информации»:

  • работа с текстом

  • конспектирование лекции

  • заполнение таблицы

3 стадия: «Рефлексия» - активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний:

  • работа с заданиями в тестовой форме

  • работа с терминологическим диктантом




  1. Закрепить полученные знания:

  • решение ситуационных задач

  1. Итоговый контроль знаний:

  • выполнение заданий в тестовой форме

  1. Самостоятельная работа обучающихся:

  • написание доклада на предложенные темы

В учебном модуле определены учебные задачи:

Студент должен:

Уметь:

  1. Применять знания о строении и функциях желез внутренней секреции при оказании сестринской или акушерско – гинекологической помощи.

Знать:

  1. Строение и функциональную роль гипофиза, эпифиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, тимуса, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.



Вопросы для самоподготовки

  1. Понятие об эндокринологии.

  2. Анатомо-физиологические особенности желез внутренней секреции.

  3. Виды, свойства и значение гормонов.

  4. Гипоталамо-гипофизарная система – структуры ее образующие.

  5. Гипофиз: расположение, доли, нейрогипофиз, аденогипофиз. Гормоны нейрогипофиза, физиологическое действие вазопрессина и окситоцина. Гормон средней доли гипофиза – меланотропин – физиологическое действие. Гормоны передней доли гипофиза: тропные (соматотропный, пролактин, тиреотропный гормон, адренокортикотропный гормон, гонадотропные гормоны (фолликулостимулирующий, лютеинизирующий), лютеотропный гормон). Проявление гипофункции и гиперфункции.

  6. Эпифиз: расположение, строение, гормоны (мелатонин, гломерулотропин) и их физиологические эффекты.

  7. Щитовидная железа: расположение, строение, гормоны – тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин. Роль йода в синтезе гормонов щитовидной железы. Физиологические эффекты гормонов щитовидной железы. Заболевания, связанные с проявлением гипофункции и гиперфункции щитовидной железы.

  8. Паращитовидные железы: расположение, строение, гормон - паратгормон, его физиологические эффекты. Проявление гипофункции и гиперфункции.

  9. Вилочковая железа (тимус): расположение, строение и ее гормоны: тимозин, титопоэтин, тимусный гуморальный фактор – химические стимуляторы иммунных процессов.

  10. Поджелудочная железа: расположение, строение. Строение островков Лангерганса, их преимущественная локализация. Гормоны поджелудочной железы (инсулин, глюкагон), их физиологические эффекты. Заболевания, возникающие при недостаточной внутрисекреторной функции поджелудочной железы.

  11. Надпочечники: расположение, строение. Кора надпочечников: гормоны клубочковой зоны – минералокортикоиды (альдостерон, дезоксикортикостерон), гормоны пучковой зоны – глюкокортикоиды (кортизон, гидрокортизон и кортикостерон), гормоны сетчатой зоны – половые гормоны (андрогены, эстрогены, прогестерон). Физиологические эффекты этих гормонов. Гормоны мозгового слоя (норадреналин, адреналин), их физиологические эффекты. Проявление гипофункции и гиперфункции надпочечников.

  12. Гормоны половых желез: андрогены яичек у мужчин, эстроген и прогестерон яичников у женщин, их физиологические эффекты.


Глоссарий по анатомо – клинической терминологии

Аденогипофиз - совокупность передней и средней долей гипофиза, имеющие эпителиальное происхождение и продуцирующие тропные гормоны

Андрогены – мужские половые гормоны

Гормоны – соединения, обладающие высокой биологической активностью и в малых количествах дающие значительный физиологический эффект

Гонады – половые железы: яички у мужчин и яичники у женщин

Гомеостаз – постоянство состава и свойств внутренней среды организма

Гипофункция – выработка эндокринной железой недостаточного количества гормонов

Гипергликемия - клинический симптом, обозначающий увеличение содержания глюкозы в сыворотке крови по сравнению с нормой в 3,3—5,5 ммоль/л.

Гиперфункция - выработка эндокринной железой избыточного количества гормонов

Катехоламины – гормоны мозгового слоя надпочечников: адреналин и норадреналин

Нейрогипофиз – задняя доля гипофиза, продуцирующая вазопрессин и окситоцин

Островки Лангерганса – панкреатические островки, состоящие из эпителиальных альфа-, бета- клеток, продуцирующих гормоны соответственно: глюкагон, инсулин

Полидипсия – повышенная жажда

Полиурия - увеличенное образование мочи

Полифагия - повышенный аппетит

Резекция – удаление части эндокринной железы

Экстирпация – удаление всей эндокринной железы

Эстрогены – женские половые гормоны: прогестерон, эстрадиол, эстрон
Изучите материал новой темы, используя элементы технологии развития критического мышления:

1 стадия: «Вызов» - актуализация опорных знаний по теме:

Работа с заданиями в тестовой форме

ИНСТРУКЦИЯ


Укажите букву одного правильного ответа

1. Гормон роста - соматотропный гормон вырабатывается железой:

а) щитовидной

б) гипофизом

в) тимусом

г) надпочечниками

2. Задержка роста, психического и полового развития, нарушение пропорций тела наблюдается при заболевании:

а) карликовости

б) кретинизме

в) микседеме

г) базедовой болезни

3.Вещество надпочечников, вырабатывающее адреналин:

а) корковое

б) мозговое

4.Гормон, стимулирующий развитие мужских вторичных признаков, влияющий на половую функцию и размножение:



а) кортикостерон

б) дезоксикортикостерон

в) тестостерон

г) эстроген

5.Ведущую роль в нейроэндокринной регуляции играют:



а) щитовидная железа и паращитовидные железы

б) эпифиз и половые железы

в) гипоталамус и гипофиз

г) тимус и поджелудочная железа

6. Щитовидной железой не вырабатывается гормон:



а) тироксин

б) трийодтиронин

в) тиреокальцитонин

г) тиреотропный гормон

7. К симптомам сахарного диабета не относят:



а) гипергликемию и глюкозурию

б) полиурию и полидипсию

в) полифагию и полиурию

г) протеинурию и дизурию

8. Гормон окситоцин избирательно действует на мускулатуру:



а) кровеносных сосудов

б) мочевого пузыря

в) матки

г) брюшной стенки

Терминологический диктант

ИНСТРУКЦИЯ


Заполните пробелы в каждом предложении, вписав недостающее определение или термин. Каждому пробелу соответствует одно определение или один термин.

1. Гормоном тревоги, или «аварийным гормоном» называют гормон …………

2. По своему действию антагонистом инсулина является гормон …………

3.Гормон ………… стимулирует сокращение мускулатуры беременной матки.

4. Гонады (половые железы) относятся к железам с ………… функцией.

5. Адреналин выражено влияет на ………… обмен.

6. Вилочковая железа достигает максимального развития в возрасте…………

7. Щитовидная железа вырабатывает йодсодержащие гормоны: а)…………..., б) …………

8. Под действием гормона………………. уровень сахара в крови снижается.

2 стадия: «Осмысление новой информации»

ИНСТРУКЦИЯ


Внимательно слушайте преподавателя!

Используя учебный модуль, конспектируйте лекцию в рабочей тетради



Эндокринология – наука, изучающая развитие, строение и функции желез внутренней секреции, механизм действия и особенности гормонов, их секрецию в норме и при патологии, а также болезни, возникающие в результате нарушения продукции гормонов.

Каталог: upload -> 2014
2014 -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
2014 -> Теоретические и практические методики изучения темы «использование здоровьесберегающих технологий для профилактики профессиональных заболеваний будущих парикмахеров»
2014 -> Методические рекомендации по выполнению 11 работ на практических занятиях
2014 -> Экзаменационные вопросы для итоговой аттестации; варианты контрольных письменных заданий с пояснительной запиской к ним
2014 -> Методическое пособие для студентов пм. 01 Диагностическая деятельность
2014 -> Беседа об антиалкогольном воспитании
2014 -> Практикум по дисциплине «электротехника»
2014 -> Учебное пособие по дисциплине Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве для самостоятельной работы студентов второго курса
2014 -> Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов медицинских училищ и колледжей п. 00 Профессиональный цикл


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница