Ход занятия



Скачать 300.36 Kb.
Pdf просмотр
Дата15.09.2017
Размер300.36 Kb.

ЗАНЯТИЕ 1. СТРЕСС: ЧТО ЭТО ТАКОЕ
Цель. Формирование представлений о стрессе, актуализация стратегии поведения в стрессовых ситуациях, формирование навыков саморегуляции.
Оборудование. Бланки теста «Умеете ли вы справляться со стрессом», ручки по количеству участников.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
Ведущий спрашивает, придумал ли кто-нибудь ритуал приветствия.
Выбирается какой-то вариант. В случае необходимости ведущий может сам предложить такой вариант: все становятся в круг, левую руку поворачивают ладонью вверх, а правую ладонью вниз, каждый соединяет свои руки с руками соседей, хором произносят слово «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ». При этом на последнем слоге участники разъединяют руки и хлопают в ладоши.
Далее ведущий спрашивает участников об их самочувствии и предлагает выполнить следующее упражнение.
Ведущий. Сядьте удобней, расслабьтесь. Можно закрыть глаза. Теперь сосредоточьте все свое внимание на пальцах ног, напрягите их, а затем рас- слабьте. Сделайте то же самое еще два раза. Теперь сосредоточьтесь на лодыжках, напрягите их, а затем расслабьте. Теперь напрягите и расслабьте по очереди все остальные части туловища: ноги, живот, грудь, спину, руки от кистей до локтя, от локтя до плеч, плечи, шею, нижнюю челюсть, щеки, лоб, а теперь потянитесь.
Следует пояснить, что, если правильно выполнять это простое упражнение, оно поможет быстро сбросить напряжение и восстановить силы. Можно также предложить участникам выполнять не всё упражнение, а только его часть. Например, сжать пальцы в кулак, а потом расслабить и повторить так три раза. Ведущий еще раз спрашивает о самочувствии участников, обращая внимание на его улучшение. Дети могут и не отметить улучшения настроения, в этом случае ведущий объясняет, что, хорошо освоив технику данного упражнения, участники научатся самостоятельно регулировать свое самочувствие и настроение.
Основная часть
Ведущий задает участникам следующие вопросы: что такое стресс? когда/из- за чего он возникает? какими ощущениями сопровождается? вреден ли он?
Ведущий обобщает высказывания участников. После этого он предлагает им определение стресса: стресс — это такое изменение состояния человека, которое возникает в результате воздействия на него различных факторов (не только отрицательных, но и положительных), побуждающих его, приспосабливаться к ним.
Ведущий приводит следующие примеры приспособления организма к изменениям в окружающей среде: замерзнув, человек дрожит, чтобы согреть- ся, в жару человек потеет, чтобы при испарении влаги с поверхности тела снизилась температура. Делается вывод о том, что наш организм обладает способностью к физиологической адаптации.

Обсуждается вопрос, нужна ли человеку психологическая адаптация? Когда она необходима? Обобщая высказывания участников, ведущий подчеркивает, что стресс и является реакцией психологической адаптации человека.
Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Инструкция. В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения.
Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.
Утверждение
Част о
Редко
Никогд а
1 . Я чувствую себя счастливым
0 1
2 2. Я сам могу сделать себя счастливым
0 1
2 3. Меня охватывает чувство безнадежности
2 1
0 4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю
0 1
2 5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощь к специалисту
0 1
2 6. Я склонен к грусти
2 1
0

7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим
2 1
0 8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте
2 1
0 9. Я легко расстраиваюсь
2 1
0
Ключ к тесту
0-3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы
4-7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо на- учиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.
Ведущему на заметку. Участники выполняют тест и самостоятельно подсчитывают полученные очки. Ведущий, не предлагая участникам называть полученные суммы, зачитывает весь ключ к тесту. Участники, основываясь на полученных суммах очков, выбирают соответствующий результат. Ведущий подчеркивает, что результаты психологических тестов всегда конфиденциальны, каждый сам решает, стоит ли делиться полученной информацией с другими.
После ознакомления с результатами ведущий говорит о том, что сам по себе стресс не вреден, а даже необходим (это приспособительная реакция). Стресс опасен только тогда, когда длится долго. Если человек хочет избежать отрицательных последствий стресса, он может научиться им управлять.
Упражнение «Вверх по радуге»
Ведущий. Одним из условий управления стрессом является умение контролировать свое состояние. Для этого существуют различные упражнения. Одно из них выполнялось в начале занятия, другое мы сделаем сейчас. Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите три раза.
После этого желающие рассказывают о своих ощущениях. Затем упражнение выполняется еще раз с открытыми глазами.

Заключительная часть

Участникам предлагается рассказать о том, как они справляются со стрессом.
Желательно собрать как можно больше вариантов. Ведущий подчеркивает такие варианты, как: не паниковать, сосредоточиться на деле, давать себе время на отдых, обращаться за помощью. Важно обсудить и неэффективные способы борьбы со стрессом (если участники назовут их), такие как употребление алкоголя или наркотиков, подчеркнуть их опасные последствия.
Домашнее задание
Ведущий еще раз напоминает, что существуют определенные упражнения, позволяющие контролировать свое состояние и, следовательно, лучше справляться со стрессом. С двумя такими упражнениями участники познакомились на сегодняшнем занятии. Для закрепления навыков релаксации упражнения следует повторять. Это и будет домашним заданием.
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 2. СТРЕСС И ЭМОЦИИ:
РАСПОЗНАВАНИЕ И ПРИНЯТИЕ
НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ
Цель. Развитие представлений о негативных эмоциях, возникающих при стрессе, о функциях негативных эмоций. Формирование навыка распозна- вания и принятия этих эмоций; обучение навыкам конструктивного выражения эмоции злости.
Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, бумага А4 (8-10 листов), два ватмана, фломастер или маркер, 4 ручки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
После ритуала приветствия ведущий спрашивает, делал ли кто-то упражнения, предложенные на прошлом занятии, и какой был эффект, предлагает повторить эти упражнения под руководством одного из участников. Далее проводится упражнение.
Упражнение «Цвет моего настроения»
Участники по кругу называют цвет, ассоциирующийся у них с их настроением в данный момент. Ведущий кладет в центр круга листы, на которых написаны слова «радость», «грусть», «злость», «страх», «интерес».
Ведущий спрашивает участников, что общего у всех этих понятий (это — эмоции). Ведущий предлагает участникам попытаться дать определение понятию «эмоция». После того как все желающие выскажутся, ведущий обобщает их высказывания и приводит следующее определение: эмоция — это определенное отношение к какому-то объекту или событию, которое вызвано тем, насколько оно для нас благоприятно.
Далее ведущий спрашивает участников, по каким признакам человек узнает, что испытывает ту или иную эмоцию. Желающие высказываются, ведущий обобщает высказывания: под влиянием эмоций меняется наше самочувствие и настроение. Затем участники обсуждают, по каким признакам можно дога- даться, какие эмоции испытывают другие, в том числе незнакомые люди.

Ведущий подчеркивает что эмоции других людей можно распознать по их поведению, которое, в свою очередь, определяется настроением и самочувствием.
Основная часть
Ведущий говорит участникам о том, что стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Можно попросить участников привести примеры из своего опыта. Подводя итог, ве- дущий подчеркивает, что никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод. Обсудить с уча- стниками, зачем природа наделила человека этой способностью (это сигналы об опасности, угрожающей жизни).
Далее участники делятсй на четыре группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния. Первая обсуждает злость; вторая — страх; третья — грусть; четвертая — апатию. По ходу обсуждения группы записывают свои выводы. На работу дается 3-5 мин. Далее группы рас- сказывают о результатах своей работы.
Ведущий подводит итог обсуждения. Выводы записываются на ватман.
Примерные варианты выводов:
- злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
- страх сигнализирует об опасности;
- грусть побуждает нас задуматься;
- апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.
Далее участникам предлагается обсудить, что они делают, когда испытывают негативные эмоции. Необходимо поговорить о том, стоит ли подавлять не- гативные эмоции, можно ли осуждать других за испытываемые ими негативные эмоции. Важно показать, что негативные эмоции нуждаются не в подавлении, а в приемлемом их проявлении. Участники обсуждают приемлемые способы проявления негативных эмоций. При необходимости ведущий может привести примеры из книг или кинофильмов.
Для лучшего усвоения полученного опыта следует предложить конструктивные способы выражения злости, например познакомить участников с техникой Я-высказывания.
Ведущий предлагает участникам сравнить два высказывания: «Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести, сейчас мне очень нужна».
Ведущий показывает, что Я-высказывание позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта. Важно подчеркнуть, что это высказывание должно относиться именно к поступку, а не к оценке личности человека. Такие высказывания как «Я на тебя злюсь,
потому что ты всегда...» или «Я на тебя злюсь, потому что ты такой-то...» могут обидеть человека.
Для тренировки выполняется следующее упражнение. Ведущий передает мяч участникам по очереди, предлагая типичные ситуации. Участники должны отреагировать, используя Я-высказывания:
«Твой друг опоздал на встречу с тобой...»
«Сосед по парте положил свои вещи так, что они тебе мешают...»
«Тебе надо успеть доделать уроки, а твой младший брат тебя отвлекает...»
Заключительная часть
Упражнение «Вверх по радуге».
Домашнее задание
Попробовать использовать Я-высказывания в ситуациях, когда они будут испытывать такую эмоцию, как злость.
Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 3. СТРЕСС И ЭМОЦИИ: САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Цель. Закрепление представлений о функциях негативных эмоций, возникающих при стрессе. Формирование умения управлять негативными эмоциями, навыков саморегуляции в ситуации стресса.
Оборудование. Ватман, на котором на прошлом занятии было записано, зачем человеку нужны злость, страх, грусть и апатия; листы бумаги А4, цвет- ные карандаши, фломастеры или краски; магнитофон.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть Упражнение «Пересядьте те, кто...»
Участники получают карточку с одной из эмоций: радость, грусть, злость, страх, таким образом, у нескольких участников на карточках будет написана одна и та же эмоция (если участников мало, количество карточек можно сократить; важно, чтобы каждая эмоция была как минимум у трех участников). Водящий встает в центр круга, его стул убирается; он должен, не называя свою эмоцию, каким-то образом ее продемонстрировать — позой, мимикой или фразой, интонацией. Те, кто узнают «свою» эмоцию, должны поменяться местами, при этом задача водящего занять освободивший стул.
Упражнение «Вверх по радуге».
Обсуждение домашнего задания
Ведущий спрашивает участников, удалось ли кому-нибудь использовать Я- высказывание в ситуации, когда он злился. Что при этом произошло, как отреагировал человек, по отношению к которому использовалось Я- высказывание, что чувствовал сам участник. Ведущий подчеркивает преимущества использования Я-высказывания. Если кто-то из участников имел негативный опыт использования Я-высказывания, следует это обсудить и попробовать понять, почему так произошло, предложить какой-то другой способ поведения в этой ситуации. Подчеркнуть, что освоение любого нового психологического приема требует времени и упорства.
Основная часть

Ведущий. Негативные эмоции по-своему полезны (показывает ватман, на котором на прошлом занятии было записано, зачем человеку нужны злость, страх, грусть и апатия). Но несмотря на это бывают случаи, когда эти эмоции мешают человеку действовать адекватно. Например, ты так сильно боишься отвечать у доски, что забываешь, все, что знал; так сильно злишься, что не можешь сдержаться и говоришь человеку что-то обидное; испытывая апатию, не можешь заставить себя выполнять свои обязанности.
Участникам предлагается привести собственные примеры. Делается вывод о том, что нужно уметь контролировать свои эмоции.
Ведущий напоминает участникам, что они уже знакомы с двумя упражнениями, позволяющими регулировать свое состояние. Далее можно предложить одно из известных релаксационных упражнений.
Упражнение «Место покоя»
Участникам предлагается сесть удобней. Закрыть глаза.
Ведущий. Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, а может быть какое-то вооб- ражаемое место, В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно...
Представьте его себе во всех деталях... Посмотрите вокруг, что вы видите...
Прислушайтесь, возможно, до вас доносятся какие-то звуки... Возможно, вы чувствуете дуновение ветра... Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в этом месте... Это ваше место покоя... А теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и открывайте глаза, може- те потянуться.
Ведущему на заметку. Приведенный текст рекомендуется читать достаточно медленно, чтобы участники успевали выполнять инструкции. Можно со- провождать упражнение музыкой.
После выполнения упражнения участникам предлагается поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представляли
Далее ведущий говорит о том, что это место называется «местом покоя».
Участникам предлагается нарисовать свое «место покоя» или что-то, что напоминало бы им это место. После того как рисунки будут выполнены, желающие могут их показать. Ведущий говорит о том, что это упражнение, как и два предыдущих, позволяет регулировать свое состояние — успокоиться и восстановить силы. Все эти упражнения нуждаются в тренировке.
Ведущему на заметку. В группе могут оказаться участники, которые не отметят положительного эффекта от данного упражнения. В этом случае необходимо еще раз подчеркнуть, что только постоянная тренировка приведет к желаемому результату.
Заключительная часть Домашнее задание
Выполнять упражнение «Место покоя» каждый день. Попробовать использовать известные участникам упражнения для регулирования своего состояния.

Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 4. СТРЕСС И УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Цель. Развитие убеждений в преимуществах уверенного поведения перед грубым, понимания, что грубость не является признаком силы; развитие навыков уверенного поведения. Формирование представлений о связи стресса со способами поведения. Формирование умения дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей.
Оборудование. Мяч, три мягкие игрушки (см. текст занятия), листы ватмана, фломастеры, «Сравнительная таблица» (см. текст занятия).
ХОД ЗАНЯТИЯ Вводная часть
После ритуала приветствия обсуждается домашнее задание. Ведущий спрашивает, использовал ли кто-нибудь из участников упражнения
«Напряжение-расслабление», «Вверх по радуге» или «Место покоя» для регулирования своего состояния, получилось ли это. Важно еще раз напомнить, что данные упражнения нуждаются в тренировке.
Упражнение «Напряжение-расслабление»
Ведущий предлагает участникам представить, что они смотрят фильм, но звук выключен. Задается вопрос, по каким признакам они поймут, что герой ведет себя уверенно или неуверенно. Участники должны назвать признаки уверенного (открытый взгляд, раскованная поза, плавные жесты...) и неуверенного (скованность, взгляд в пол, постукивание пальцами по столу...) поведения. Далее ведущий просит описать грубое поведение. Затем можно предложить представить, что они слушают радиопередачу на иностранном языке без перевода. Как понять, говорит ли человек уверенно, неуверенно или грубо? В ходе обсуждения признаки уверенного поведения фиксируются на ватмане. Следует спросить участников, какие чувства вызвал бы у них уверенный герой, какие - неуверенный, а какие - грубый? С кем бы им было приятнее общаться? В форме свободной беседы обсуждается, кто чаще всего ведет себя грубо. Необходимо подвести участников к мысли, что грубость обычно прикрывает слабость и неуверенность. Кроме того, она неэффективна, на проявления грубой силы рано или поздно находится еще большая сила. С грубым человеком стараются не иметь общих дел и т.п.
Ведущему на заметку. Часто подростки утверждают, что им нравятся грубые люди. Следует иметь в виду, что подобные утверждения чаще всего обусловлены подростковым негативизмом и носят демонстративный характер, а иногда прикрывают собственную уязвимость подростков. В этом случае следует спросить участников, доверили бы они грубому человеку заботу о своей младшей сестре или старой бабушке.
Основная часть
Ведущий представляет участникам трех персонажей (это могут быть мягкие игрушки с нагрудными визитными карточками: «Уверенный»,
«Неуверенный», «Грубый»). От имени этих персонажей участникам предла- гается продемонстрировать поведение в нескольких ситуациях:

1. Тебя вызывают к доске, а ты не выучил урок, тогда ты учителю и говоришь...
2. Ты играешь в увлекательную компьютерную игру, а родители хотят, чтобы ты садился за уроки, тогда ты им говоришь...
3. Твой приятель не вернул вовремя твою вещь, которая тебе очень нужна, и вот ты ему говоришь...
Каждая ситуация обсуждается в такой последовательности: участник берет в руки игрушку (например, персонаж «Грубый») и после описания первой ситуации произносит несколько реплик от лица персонажа. Ведущий высказывается от лица учителя. Затем следующий участник берет в руки другой персонаж и данная ситуация повторяется. Задача ведущего — реакцией своего персонажа подвести участников к пониманию преимуществ уверенного поведения.
После завершения необходимо обсудить, как ведут себя люди грубые, неуверенные и уверенные. После обсуждения ведущий предлагает участникам ознакомиться со «Сравнительной таблицей».
Три участника по очереди зачитывают признаки неуверенного, грубого и уверенного поведения. Далее проводится сравнение «взгляд-поза-жесты- голос-речь» неуверенного, грубого, уверенного человека. Затем участники самостоятельно разыгрывают вторую и третью ситуации, опираясь на таблицу.
По завершении упражнения обсуждается, какая тактика была самой эффективной и почему: грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха, неуверенность ставит человека в полную зависимость от других и тоже часто приводит к поражению, уверенность же вызывает у окружающих доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой тактикой. Еще раз делается вывод о преимуществах уверенного поведения.
Участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, завершают фразу:
«Обычно я чувствую неуверенность, когда...» В высказываниях подчеркнуть: незнакомая обстановка, отсутствие поддержки окружающих, неопре- деленность перспективы развития событий; обсудить ощущения человека, испытывающего неуверенность, способы, которые используют участники, чтобы успокоиться и обрести уверенность, как могут окружающие помочь неуверенному человеку и т.п.
Далее таким же образом участники называют ситуации, когда они чувствуют уверенность, завершая фразу: «Я чувствую себя уверенно, когда...» В высказываниях подчеркнуть: знакомая обстановка, поддержка окружающих, наличие информации о возможном развитии событий, успешного опыта собственных действий в схожих обстоятельствах или возможности получить помощь, необходимую информацию, понимание окружающих т.п.
Необходимо подвести участников к пониманию, что уверенность приобретается с расширением жизненного опыта и знаний, что уверенными чаще всего бывают те, кто сам готов прийти на помощь другим. Оказать поддержку тому, кто в ней нуждается.

Сравнительная таблица
Неуверенный человек
Грубый человек
Уверенный человек.
Взгляд
Отводит глаза, избегает прямого взгляда.
Взгляд вызывающий, иногда из подлобья или свысока.
Взгляд прямой, заинтересованный.
Поза
Плечи опущены, старается занимать меньше места, сидит на краю стула.
Плечи развернуты, локти оттопырены, колени раздвинуты, занимает много места.
Поза естественная, соответствующая обстановке.
Жесты
Жесты мелкие, суетливые или замедленные, как бы незавершенные, может что-то перебирать пальцами.
Жесты резкие, размашистые, как бы преувеличенные. В тесной компании может что-то разбить или пролить.
Жесты спокойные, плавные, нет лишних, неоправдвнных движений.
Голос
Голос тихий, интонации
«детские».
Голос нарочито громкий, интонации грубые.
Голос спокойный, интонации дружелюбные.
Особенности речи
Просит, заискивает, старается разжалобить.
Угрожает, дерзит, оскорбляет.
Высказывает серьезные аргументы, приводит факты.
Заключительная часть
Участники обсуждают, кто чаще переживает стресс, уверенный, неуверенный или грубый человек? Почему? (Неуверенный часто испытывает страх, грубый — злость или гнев).
Ведущий напоминает участникам, что человек может сознательно контролировать свое состояние. Так, если попытаться вести себя уверенно, можно и почувствовать себя уверенно. Ведущий предлагает участникам еще раз посмотреть на ватман, на котором записаны признаки уверенного поведения, или на «Сравнительную таблицу» и попытаться принять позу уверенного человека, пройтись как уверенный человек. Ведущий также может предложить участникам различные ситуации, кидая им по очереди мяч, и попросить их высказаться уверенно. Ситуации:
— тебе нужно попросить учительницу, чтобы она разрешила переписать контрольную;

— тебе нужно отпроситься с урока;
— в магазине ты хочешь попросить продавца заменить товар;
— ты хочешь попросить старшего брата пустить тебя поиграть в компьютер и др.
Участники могут сами предложить типичные ситуации.
Домашнее задание
Обсудить с родителями: является ли грубость признаком силы и почему.
Попробовать сознательно вести себя уверенно в ситуациях, когда уверенности не чувствуешь.
Ритуал прощания.

Каталог: attachments -> article
article -> Дневник здоровья
article -> Влияние сотового телефона на здоровье человека
article -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 40 «Урология» по медицинским наукам
article -> Тесты I уровня по вопросам первичной медицинской помощи
article -> Методические рекомендации по организации паллиативной помощи
article -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 07
article -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению пагубного употребления психоактивных веществ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница