Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе



Дата24.09.2018
Размер56.5 Kb.
ТипРеферат

ГАУДПО Липецкой области"Институт развития образования"

Кафедра специальной педагогики и социальной работы

Выпускная квалификационная работа КПК

«Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС с учетом общественно-ориентированного образования»

по теме


«Организация коррекционно-логопедической работы с учетом общественно-ориентированного образования»

Работу выполнила:

Соколова Г.В.

Работу проверила:

Сынкова Г.Н.

Липецк 2014



Инновационные технологии в логопедии

Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно, так как в настоящее время встречается все больше и больше детей с недостатками речевого развития. Работа над исправлением различных нарушений речи формирует речевые умения и навыки, развивает познавательные способности, совершенствует общую и интеллектуальную деятельность ребёнка. В последнее время активно развивается инновационная деятельность в педагогической практике, увеличивается степень свободы, расширяются возможности для проявления инициативы свободного выбора оптимальных технологий, серьёзно изменяются цели, содержание и функции образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Инновационные технологии – это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности педагога. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Инновационные технологии в логопедической практике это лишь дополнение к общепринятым проверенным временем технологиям. Новые и обладающие повышенной эффективностью методы и приёмы, инструменты, являющие конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога. Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка; новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических процессов.
Инновационными технологиями в логопедии являются следующие технологии:

- арт-терапевтические технологии;

- современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

- современные технологии сенсорного воспитания;

- телесноориентированные техники;

- «Су-Джок» терапия;

-информационные технологии.

«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. Через рисунок, музыку, игру, сказку мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребёнка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребёнка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества раскрывается внутренний мир ребёнка.

Виды арт-терапии: музыкотерапия (вокалотерапия, игра на инструментах), изо-терапия, сказкотерапия, куклотерапия, мнемотехника, креативная игротерапия, смехотерапия, ароматерапия, хромотерапия, кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика).

Арт-терапии в работе с детьми способствует формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимоотношений между детьми, а также между ребёнком и взрослым. Учит ребёнка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки в зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

- нормализация биоритма;

- стимуляция слухового восприятия;

- улучшение общего состояния детей;

- улучшение исполнения качества движений;

- коррекция и развитие ощущений,

восприятий, представлений;

- стимуляция речевой функции;

- нормализация тембра, темпа, ритма, интонации.

-формирования навыков словообразования;

- формирования слоговой структуры слова.



Техники изо-терапии, используемые для развития речи (нетрадиционное рисование): «кляксография», пальцевая живопись, рисование мягкой бумагой, рисование на стекле, ниткография, рисование на манке, техника рисования листьями, палочками, камушками, отпечатывание ватой, оттиск пробками, рисование ладонями.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Коррекционные задачи сказкотерапии:

- создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка;

- совершенствование звуковой стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- эффективность игровой мотивации детской речи;

- взаимосвязь всех анализаторов.

Элементы сказкотерапии: сотрудничество взрослого и ребёнка, создание благоприятной психологической атмосферы, приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.



Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание. Разрешить конфликт в коллективной деятельности.



Мнемотехника – это система приёмов, облегчающая запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает в развитии связной речи, зрительной и слуховой памяти, внимания, ассоциативного мышления, воображения, ускорения процессов автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается изображение, весь текст зарисовывается схематически. С помощью этих схем ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Креативная игротерапия (песочная терапия) – метод способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует совершенствованию умений и навыков практического общения, обогащению словарного запаса, развитию связной речи, побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания, развитию фантазии и образного мышления.



Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять боль. Расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

Ароматерапия - это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность, позволяют поддерживать хорошее настроение, помогают излечить простудные заболевания и нарушения сна.

Виды ароматерапии: ванны, распыление, ингаляция, массаж.



Хромотерапия (цветотерапия) – восстановление индивидуального биологического ритма с помощью специального подобранного цвета.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.

Работа с цветом способствует решению многих задач:

- повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;

- обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей

- знакомит с приёмами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

В детях природой заложена определённая реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребёнок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребёнка может бодрить, улучшать настроение, а переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности. Цветотерапия несомненно способствует улучшению микроклимата в детском коллективе; стимуляции интеллектуального и развития дошкольников; приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Телесноориентированые техники также являются инновационными технологиями в логопедии. Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Обращая внимания на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют тонус мышц. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Логопедический массаж. В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий), массаж основанный на приёмах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя и т. п.), а также элементы самомассажа.

Су-Джок терапия является одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка. В исследованиях учёного, разработавшего эту терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Возможности использования ИТ в логопедии способствует повышению мотивации к занятиям, организация объективного контроля развития и деятельности детей; расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; возможность быстрого создания собственного дидактического материала; за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.



Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики. А также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определённой цели. В этом отношении очень важны этапы её освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии. Инновационные методы воздействия в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекции. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма.


Литература

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  2. Жукова Н. С. Логопедия. – Екатеренбург: Изд. АРД ЛТД, 2000.

  3. Краузе Е. Логопедия.- 3-е изд. – СПб.: КОРОНА принт, 2006.

  4. Психологический словарь. – М.: Проспект, 2008.

  5. Пурнис Н. Е. Арт-терапия. – СПб., Речь, 2008.

  6. Ханьшева Г. В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии / Г.В. Ханьшева, Н.В. Иващенко, Е.В. Иващенко. –Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Каталог: files -> file -> str-vospit
file -> Казьменко Артем Анатольевич
file -> Закон санкт-петербурга о льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга
file -> Галины Чулуевны Махаковой. Приветственное слово директора фгу нии урологии, профессора Олега Ивановича Аполихина. 10. 20 12. 00 Пленарное заседание
file -> Фамилия, имя: Денисенко Владислав Курс: 4 курс, специальность «Сестринское дело»
file -> Реферат по биологии Решение проблемы защиты комнатных растений от вредителей и возбудителей инфекционных заболеваний
file -> Реферат по биологии на тему:
file -> Показания к проведению коронарной ангиографии (каг)
str-vospit -> Конспект од «Мир лекарственных растений»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница