Хрестоматия по фольклору народов Среднего Поволжья



страница1/4
Дата30.09.2017
Размер2.81 Mb.
  1   2   3   4




х р е с т о м а т и я

по фольклору народов

Среднего Поволжья

2009
Составитель Зейнетдинов К.Ф.,



Заслуженный учитель Российской Федерации
В составлении хрестоматии активное участие

принимали члены объединения

«Культура народов Поволжья»

Прибрежненской средней школы

Старомайнского района
Иллюстрации к сказкам выполнены членами объединения «Культура народов Поволжья»

Содержание

От составителя……………………………………………………………………4

Русский фольклор…………………………………………………………….5


Татарский фольклор……………………………………………………….....32
Чувашский фольклор…………………………………………………………52
Мордовский фольклор………………………………………………………..67

-О великий мудрец, века коснулись твоей седой бороды, тебе ведомо многое, скажи мне , как можно стать добрым и честным,сильным и храбрым, мужественным и благородным?Что делать мне,чтобы всегда мои помыслы и желания были чистыми?.

..

-Пей всегда,сынок, из чистого родника…


( Из эпоса тюркоязычных народов)
Чистые родники

Хрестоматия по фольклору народов Среднего Поволжья.




2009


От составителя.

Основы народной культуры – детям.

«Духовная жизнь ребенка

полноценна лишь тогда,

когда он живёт в мире

игры, сказки, музыки, фантазии,

творчества. Без этого он –

засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский.

Зейнетдинов К.Ф.,

Заслуженный учитель

Российской Федерации
В процессе преподавания школьных дисциплин гуманитарного, эстетического и художественного циклов давно существует проблема естественного творческого погружения ребёнка в сложный мир культуры, формирования его культурного - духовного нравственного, художественного, эстетического, творческого потенциала.

В связи с этим возникла потребность обращения к феномену народной культуры, явлению древнейшему, многовидовому и многожанровому, где сконцентрированы нравственные, духовные, педагогические, эстетические и иные общечеловеческие и национальные начала. Всё вышеперечисленное нашло духовно-материальное начало в укладе жизни народа, в его представлениях о мире, человеке, природе, красоте.

Наиболее полно, красиво, доступно народная мудрость проявилась в словесных, поэтических текстах, которые служили народу и учебником жизни и сводом законов, передавали из поколения в поколение житейскую философию, нравственно и эстетически воспитывали ребёнка, закладывали чувства национального самосознания и патриотизма.

Решению проблемы погружения ребёнка в сложный мир духовной культуры способствуют кружки по изучению этнографии, истории, фольклора народов Поволжья. С учётом национально-регионального своёобразия области занятия носят интегрированный характер, так как никакая народная культура не может существовать обособленно. Поэтому основной своей задачей педагоги считают: дать представление о культуре как о явлении национальном и интернациональном одновременно.

Народные песни, подлинные народные поэтические тексты, игры, хореографические движения, ознакомление с бытом, традициями, мифами и легендами – важное средство воспитания на традициях народной педагогики. Имея в запасе такой образовательный материал, накопленный тысячелетиями, было бы просто нерасчётливо не воспользоваться им.

Данная хрестоматия адресована учителям и всем тем ,кто интересуется произведениями устного народного творчества народов Поволжья.


В мифологических сюжетах и в устном поэтическом творчестве народов Поволжья встречаются общие или сходные явления- сюжеты, герои и особенности художественной формы. Такие явления можно наблюдать в сказках и ещё более в пословицах. Близость сюжетов, героев, художественных особенностей фольклорных произведений возникла на почве длительных культурных связей народов Поволжья: русских, татар, чуваш, мордва.

Культурный обмен между народами, взаимовлияние и взаимообогащение обуславливают наличие в их творчестве общих или близких сюжетов, мотивов и героев. Такой процесс обычно происходит и между родственными народами.

Не случайно выбрано название хрестоматии. В нём заключается понимание простым народом роли словесной народной культуры в воспитании молодого поколения.

В хрестоматию включены произведения мифологии народов Поволжья, легенды, сказки, загадки, пословицы, песни.

Данная хрестоматия – важная и необходимая часть обеспечения регионального компонента образовательных программ по литературе.

Русский фольклор


Д.Н.Садовников-собиратель русского фольклора.

Мифология (несказочная проза)

Сказки Абрама Новопольцева

Загадки из собрания Д.Н.Садовникова

Частушки.

Д.Н.Садовников-поэт, фольклорист.

(1847-1883)

Из 36 лет своей жизни почти 30 лет поэт прожил в Симбирске. Нелегко сложилась жизнь Д.Н. Садовникова. Сын домашнего учителя, он трёх лет лишился матери и остался на попечении отца, сумевшего привить сыну любовь к литературе и языкам. Мальчик обнаружил очень раннее развитие: пяти лет великолепно читал, восьми - сочинял сказки, а десяти увлекался научными занятиями. Отец готовил его в университет, куда хотел поступить и сам, чтобы не расставаться с сыном и оказывать ему помощь своими знаниями. Но смерть унесла отца, когда Дмитрию было только 13 лет. Дмитрию не удалось закончить Симбирскую гимназию и поступить в университет, но он успешно сдал экзамен на звание домашнего учителя. Свободно владея четырьмя иностранными языками, поэт добывал средства к существованию частными уроками и переводами.

В 1871 году Садовников женился. В разных журналах появляются его стихи, статьи. Д.Н.Садовников собирает фольклор.

В 1877 году умирает жена. Оставив у симбирских родственников троих детей, Садовников переселяется в Петербург и отдаёся литературной работе. Однако оборвалась жизнь самобытного поэта. В1883 году после поездки в родной Симбирск, в расцвете творческих сил, Садовников неожиданно умирает.

Д.Н Садовникова называют «певцом Волги и воли». Волге Садовников посвятил весь свой талант. Лето 1883 года он полностью посвятил работе над стихотворениями о Волге. Целыми днями он бродил по знакомым берегам, забирался на горы, на Венец, а, придя домой, сочинял стихи.

Главный герой стихов Садовникова - Степан Разин. Д. Н.Садовников –автор песни «Из-за острова на стрежень»



Абрам Кузьмич Новопольцев

(1820-1885)

А.К. Новопольцев, сказочник, родился в бедной крестьянской семье в селе Ясашное Помряськино. Бедность преследовала его всю жизнь. Летом обычно пас стадо, а зимой уходил вместе с четырьмя сыновьями на заработки-дрова пилить. По воспоминаниям современников и родных, Новопольцев был высокого роста, широк в плечах. Он хорошо играл на жалейке, любил побалагурить, сказать острое словцо, а пуще всего-сказки сказывать. Без его участия как артиста не обходилась ни одна свадьба.

С ростом успеха у слушателей Новопольцев всё больше превращался в сказителя – профессионала, в артиста, в желанного участника пирушек и свадеб. Своим мастерством он воскресал древнюю русскую традицию сказкой как художественным номером украшать свадьбу. Без его участия не обходилась ни одна не только крестьянская, но и помещичья свадьба.

В барской усадьбе Лазаревых в селе Новиковка с Новопольцевым познакомился симбирский поэт-фольклорист Д.Н. Садовников. Со слов Новопольцева Садовников записал 72 сказки. Сказки разнообразны по содержанию:

сказки о животных, сатирические, бытовые, волшебные

Мифологические персонажи в русском фольклоре

Мифологические персонажи - леший, водяной, домовой, чёрт - таинственные

существа, выдуманные фантазией народов Поволжья, с которыми, согласно народным представлениям , могли встретиться в лесу и на озере, в собственном доме и бане, на поле и в овине..

Рассказы об этих таинственных существах в фольклористике называются «несказочной прозой»- быличками и бывальщинами.

Быличка - это рассказ о встрече с мифологическим персонажем с установкой на достоверность, т.е. человек рассказывает о своей встрече с лешим или о том, как с ним встретился его знакомый. Встреча с мифологическим персонажем и составляет сюжет и содержание былички.

Бывальщина- это также достоверный рассказ о контактах с мифологическим персонажем, но уже с более развитым сюжетом и элементами фантастики, т е. человек рассказывает о том, как кто-то из людей общался с лешим, что с ним произошло.

Мифологические персонажи – леший, чёрт и другие встречаются также в целом ряде сказок. Но это именно сказки с их чисто сказочным сюжетом и структурой, где сразу видна установка на вымысел, который осознаётся и рассказчиком и слушателем. Мифологические персонажи только фигурируют в сюжете сказки, а не составляют основной сюжет, как в быличке и бывальщине.

Например, Леший , в представлении народов Поволжья, дух безобразный и страшный, с виду неуклюжий и смахивает на стог сена, а глаза у него как лукошки, на лбу рог. Живёт он в лесу и кричит филином и часто водит людей по лесу. В памяти народной до сих пор хранятся рассказы о встречах с этим существом.

Мифологические персонажи из народных сказок переселились в сказки и баллады русских писателей и писателей и поэтов народов Поволжья (баллады А.С. Пушкина, татарского поэта Габдуллы Тукая и чувашского поэта М.Ф.Фёдорова)
БЫЛИЧКИ И БЫВАЛЬЩИНЫ..

(Записаны в селе Прибрежное Старомайнского района Ульяновской области)

КИКИМОРА

Мой прадед видел кикимору. Он ночью встал и видит странные вещи. Его одежда взлетела вверх, как будто ветром ее подняло, и упала вниз. А по ночам кто-то прял за бабушку. Так продолжалось долго. И вот однажды к ним попросилась старуха, нищая она была. Она сказала, что может прогнать нечистую силу. Сказала: "В среду на этой неделе запрягите вы дровни. Подведите дровни вплотную к сеням, расстелите на дровнях шубу шерстью вверх и приговаривайте: "Честен дом, святы углы..." С этого дня кикимора перестала шалить. Жеманов Антон, 6 класс


РУСАЛКИ

Моя прабабушка в молодости с подругами пошла за ягодами в лес. Когда они возвращались из лесу, а дорога шла через овраг, они увидели озеро. Там плескались девушки. Они громко смеялись, звали их тоже купаться. Опомнились девушки, вспомнили, что здесь озера-то не было, и убежали с этого места. Это русалки заманивали их к себе.



Жеманов Антон, 6 класс.
Домовой.
Эту историю мне рассказала моя бабушка, а ей ее бабушка.

У них в деревне жила очень красивая девушка. У нее были большие голубые глаза и очень длинная русая коса. Девушка эта была очень хорошей хозяйкой.

Когда она собралась замуж, то накануне свадьбы всю ночь как будто кто-то стонал, вздыхал и плакал за печкой.

Девушка поняла, что это домовой с ней прощается, и спросила: «Ты что вздыхаешь так, к худу или к добру?». И домовой за печкой пропел:» К ху-ду, к ху-ду!». И затих.

На утро девушка проснулась, а у нее была так крепко заплетена коса, что никто не мог расплести.

Надели на нее подвенечное платье, фату, посадили в карету и повезли в церковь венчаться. Но по дороге кони вели себя очень беспокойно, а потом понеслись с кручи как бешеные.

Карета перевернулась и с горы упала в реку.

Девушка погибла.

В деревне об этой истории говорили, что домовой в нее влюбился и не хотел отпускать ее из дому.

Лера Чеперина,7 класс


Леший
Эту историю рассказала мне мама, а ей - бабушка ее, т.е. моя прабабушка.

Мой прадедушка, когда был молодым, любил ходить за грибами. Говорили, есть в лесу такие места, где грибов хоть косой косить. Но туда никто не ходил, потому что там жил Леший. Но прадедушка был храбрым, пошел он в тот лес. Пришел на опушку, а грибов там видимо-невидимо. Он и набрал грибов, собрался домой. Стал из лесу выходить, идет, идет, а дорога все не кончается. Кружит он на одном месте, вроде отсюда только что ушел, а оказался опять здесь. Устал. Только сел на пенек и видит: из кустов выходит... Леший. Сам весь волосатый, росту высокого, с бородой. Говорит Леший: "Уморил ты меня, устал я тебя водить". А парень говорит: "Если устал, то садись , покушай со мной. За мое угощение выведешь меня из лесу". Леший и говорит ему: "Садись ко мне на спину, я тебя выведу на дорогу". Так Леший вывел парня на дорогу и на прощанье говорит ему: "Приходи еще, тут еще и лисички есть, и рыжики, и подберезовики". Но больше мой прадедушка туда не ходил.

Васина Наташа, 6 класс

Л Е Ш И Й
1Раз охотник шел лесом , и привели его собаки к норе, а в нору-то эту Леший девицу затащил. Вот он подошел к норе и кричит (охотник-то):

— Кто там?

— Человек.

— Какой человек'?

— Такой же, как ты-

— Вылезай сюда!

— Нельзя, — говорит,— мне: я вся ободранная. Кинь одежу - я вылезу.

Охотник кинул в нору свою одежу, девка и вышла из норы. (Лешаго в то время в норе не было).(Записано в Симбирске)


2. Леший проигранных крыс целое стадо гнал и подгоняет к кабаку ; (А лешие на крыс и зайцев играют в карты, «все равно как мы на деньги); подогнал и кричит целовальнику:

— Отпирай, подай вина!

Тот сперва не дал, потому поздняя ночь была; (они ночью перегоняют). Леший взял, приподнял кабак за угол, кричит:

— Давай четверть водки!

Тот испугался, поставил ему. Леший одним духом выпил и деньги отдал, поставил кабак опять как надо и погнал крыс дальше.

3. Нашински мужики не однова в лесу Лешаго видали, как в ночное время ездили. Он месячные ночи больно любит. Сидит старый на пеньке , лапти поковыриват да на месяц поглядыват. Как месяц за тучку забежит, темно ему, знаш, - он поднимет голову-то да глухо таково: «Свети, светило, говорит.

(Абрам Новопольцев)
Сказки Абрама Новопольцева
Курочка Татарушка
Жили старик да старушка; была у них курочка Татарушка. Снесла она яичко черно, пестро и багровисто; положили они его в клети на полку, на пряменькую на соломку. Кошечка прыгнула, хвостиком махнула, полочку тряхнула, яичко расшибла. Старик заплакал, старуха запричитала, изба затопилась, двери растворились, жернова замололи! Идет баба по воду и говорит дедушке: «Что, дедушка, плачешь?». Нe знаешь, доченька, моего горя великого?» «Какое у тебя горе?» - «У меня была едина курочка Татарушечка, снесла одно мне яичко - черно, пестро и багровисто; кошечка прыгнула, хвостиком махнула, полочку тряхнула, Яичко расшибла; я заплакал, старуха запричитала, изба затопилась, двери растворились, жернова замололи!»

Начала баба с печали ведра колоть. Приходит дьячок, спрашивает: «Что ты. дедушка, плачешь?» «Ты не знаешь моего горя великого?» «Какое твое горе великое?>> - «Вот была у меня едина курочка Татарушечка, снесла яичко - черно, пестро и багровисто; кошечка прыгнула, хвостиком махнула, полочку тряхнула, яичко расшибла; я заплакал, старуха запричитала, изба затопилась, двери растворились, жернова замололи, бабка шла за водой, стала ведра колоть...»

Дьячок побежал и начал с печали дедушкиной в колокола бить. Бежит дьякон: «Что ты, дурак , делаешь , и в колокола бьешь?» Дьячок говорит: «Ты не знаешь нашего горя великого ; вот тут у дедушки была едина курочка Татарушечка, снесла она яичко - черно, пестро и багровисто; кошечка прыгнула, хвостиком махнула, полочку тряхнула, яичко расшибла; старик заплакал, старуха запричитала, изба затопилась, двери растворились, жернова замололи; баба шла за водой, стала ведра колотъ, а я в колокола бью!» А дьякон говорит: «Я с горя дедушкина все книги изорву!»
Идёт поп,подходит к дьякону: «Что, дьякон, делаешь?» -«Ты, .батюшка, не ругай- ты не знаешь горя великого! У дедушки была едина курочка Татарушечка, снесла она яйцо - чёрно, пёстро и багровисто; кошечка прыгнула, хвостиком махнула, яичко расшибла; старик заплакал, старуха запричитала, изба затопилась, двери растворились, жернова замололи; баба шла за водой, стала вёдра колоть, дьячок в колокола бьёт, а я книги рву!»

Начал поп их лупить : дьячка-то дубиной, дьякона - вязиной!

Тут и сказке конец!


СОЛДАТ И ЧЁРТ

Стоял солдат на часах, и захотелось ему на родине побывать.

— Хоть бы, — говорит, - черт меня туды снес! А тот и тут как тут.

— Ты, — говорит, меня звал?- Звал.

— Изволь, - говорит, давай в обмен душу!

— А как же я службу брошу, как с часов сойду?

— Да я за тебя постою.

Решили так, что солдат год на родине проживет, а черт все время прослужит на службе.

— Ну, скидывай!

Солдат всё с себя скинул и не успел опомниться, как дома очутился, а

черт на часах стоит. Подходит генерал и видит, что всё у него по форме, одно нет; не крест-накрест ремни на груди, и всё на одном плече.

— Это что?

Черт и так, и сяк, не может надеть. Тот его в зубы, а после - порку. И пороли черта каждый день. Так - хороший солдат, а ремни все на одном плече.

— Что с этим солдатом, — говорит начальство, — сделалось? Никуда теперь не годится, и прежде все бывало в исправности.

Пороли черта весь год. Изошел год, приходит солдат менять черта. Тот и про душу забыл: как завидел - всё с себя долой!

— Ну, вас - говорит, - с вашей и службой-то солдатской! Как вы это терпите?

-И убежал

Д.Н.Садовников «Сказки и предания Самарского края».


Барин - кузнец.
Барин одному кузнецу позавидовал.

_Живёшь ты,- говорит,- живёшь, ещё когда-то урожай будет и денег дождёшься, а кузнец молотком постучит - и с деньгами. Дай кузницу заведу

Завел кузницу, лакею велел мехи раздувать. Стоит. Ждёт заказчиков. Едет мужик мимо, шины заказать на все четыре колеса.

— Эй, мужик, стой, заезжай сюда! Тот подъехал,

— Тебе что?

— Да вот барин, шины надо на весь стан.

— Ладно, сейчас, подожди!

- — Да полтораста рублей надо бы взять, ну да чтобы народ привадить, сто все возьму.

— Ладно.

Стал барин огонь разводить, лакей — мехи дуть, взял железо, давай его ковать, а ковать-то не умеет. Все сжег.

— Ну, — говорит, - мужичок, не выйдет тебе не то что весь станок, а разве один шинок.

— Ну, ладно, — говорит, шинок так шинок. Ковал, ковал барин и говорит:

— Ну, мужичок, не выйдет и один шинок, а выйдет ли, нет ли сошничок.

Постучал барии молотком, еще больше железа испортил много и говорит:

— Ну, мужичок, не выйдет и сошничок , а дай бог, чтобы вышел кочедычок (то есть шило для плетения лаптей — авт.).

— Ну хоть кочедычок, — говорит мужик.

Только у барина и на кочедычок железа не хватило; все сжег. Поработал-поработал и говорит:

— Ну, мужичок, не выйдет и кочедычок , а выйдет один шичок. {Когда железо раскаленное в воду опустить, так оно и шикнет)

Ладно, - говорит мужик, — сколько же вам?

— Да ведь я тебе , дурак, говорил, что сто.

Со мной сейчас нет, я за деньгами пойду. И пошел.

А барин и говорит лакею:

— Ты, когда он придет с деньгами-то, стой да приговаривай: прибавь, мол, прибавь?

— Хорошо, — говорит.

Вот мужик захватил дома плеть, пришел в кузницу и давай барина жарить, а лакей стоит да приговаривает:

— Прибавь еще! Прибавь еще!

Отжарил и ушел.

— Что ты подлец ? Я тебе приказывал, если он денег принесет, говорить это, а ты видишь, меня бьют, а орешь: «Прибавь еще!»,

Приколотил барин лакея, кузницу разломал и не стал больше браться за кузнечное ремесло, да завидовать кузнецу.

Сказка про кота Бессмертного и Марью Еридьевну.

(Сказка Абрама Новопольцева)

В некотором было царстве, в некотором государстве жил-был царь, и у него был один сын разъединый - Иван- царевич. И возрос он в совершенные годы и вздумал жениться. Таковых королевен за него не находилось. И были у него прислуги, генералы, генеральские отличные девушки, няньки и мамки всякие были и ходили за ним, по зелёным садам разгуливались с ним, и так было им охота за него замуж которой-нибудь да выйти. Ну, как эти девушки ему не нравились.

За тридевять земель, в десятом в дальнем царстве была царская дочь, Марья Еридьевна , и так была она от лица отличная красавица, что ни вздумать, ни взгадать. Иван-царевич посылает к ней письмо и просит за себя в замужество. Она от него письмо принимала и обратно ему высылала, замуж за него была идти согласна; только что очень далече. Пишет обратное письмо и прописывает в письме, чтобы ждал меня Иван-царевич, я приеду за него в замужество и с о всеми няньками, с сенными девушками вот в такой-то день и в таком-то часу, чтоб он не спал и при край моря на бережке бы стоял. Иван же царевич письмо её принимал, и сам себе прочитал; ни день, ни ночь не спал - на бережке стоял, Марью Еридьевну ждал. Все эти часы, дни и минуты проходят, на него тоска находит; голова у него кружится, и сон лезет в глаза.

Входит он в зелёный сад, где его сенные девушки гуляли, и заставил одну сенную девушку в головушке поискать. Стала она искать, воткнула к нему булавочку, и словно он уснул, как умер. Как уснул и Марья Еридьевна является в тот час. Стали его будить, стали тыкать –он , как мёртвый спит; а его сена девушка сон на него напустила, чтобы он её замуж взял, а Марью Еридьевну бы оставил. Вот Марья Еридьевна в музыки играла и своих девушек плясать заставила; Ивана – царевича за ноги и за руки брали, будили, торыкали и вверх его кидали. И как мёртвый! Она села на пароход и была да нет! Отколь приехала и назад туда поехала. Вот же эта сена девушка булавочку из головушки вынимала, ото сна Ивана- царевича разбужала.

Спрашивает он её:

-А что, не была ли Марья Еридьевна?

-Вот пароход-то бежит. Была да назад уехала и больно на тебя серчала. А только будто ты её обманул.

Он на это не взирал, сам вдоль по бережку побежал; увидал её пароход, гаркнул громким голосом. Она только махнула рукой:

-А здорово, да и прощай.

Села, да и поехала. Поклонилась только, да и квит дело. Обращается Иван- царевич домой плакать и думать, и так горюет, в тоску – печаль вдался. И думает, как бы к ней, в её царство идти, как бы её там найти. Ну найти её очень мудрено: она далече, в нерусской земле. Вот пошёл же Иван – царевич к кузнецам мастерам:

- Сделайте мне, господа-кузнецы трое сапог железных и три шляпы железных, да ещё сделайте три просвирки железных.

Вот Ивану – царевичу кузнецы всё это исправили; приходит Иван- царевич к отцу с матерью во дворец , на высокий крылец:

-Батюшка с матушкой! Благословите меня!

Они спрашивают его:

-А куда же ты вздумал, глупое дитя?

-Да пойду, батюшка и матушка, Марью Еридьевну искать.

-Ну, Бог тебя благословит!

Он Богу помолился, с отцом, с матерью распростился, железные сапоги обул, а двое за плечи привязал, и шляпу железную надел, а прочее в сумку клал. И пошёл добрый молодец. Шёл путём дорогой, долго ли, мало ли, долго ли, коротко ли шёл, сапоги железные износил и подожёг изломал, и просвирочку съел. Другие надел ещё дальше пошел. Дошёл до избёнки. Стоит избушка, на курьей голяшке повёртывается. Он сказал:

-Избушка, избушка!

Встань ко мне передом, а к лесу задом!

Избушка встала. Он вошёл в неё – лежит Ягая баба, ноги из угла в угол; нос железный в потолок уперся. Он вошёл, Богу помолился, Ягой бабе поклонился. Говорит ему Ягая баба:

-Что это у нас? Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а, вот нынче русский дух в устах явится и в глаза мечется! Ба! Ба! Ба! Иван- царевич! Что ты от дела лытаешь или больше себе дело пытаешь?

-Эх, родима бабушка, я от дела не лытаю, дела больше себе пытаю.

-Куда же ты идёшь?

-Да вот Марью Еридьевну ищу.

-На что тебе?

-Да жениться хочу.

-Э-ге-ге? Иван - царевич! Далеко тебе до неё! Я сама про неё не знаю. А ступай ещё столько, со сколько ты пришёл, - там есть моя большая сестра; она хорошо про неё знает и тебе расскажет.

Добрый молодец с Ягой бабой распростился и пошёл, обувочку опять поменял. Долго ли, мало ли шёл, до второй Ягой бабы дошёл.

-Знаю, - говорит Ягая баба, - знаю, Иван - царевич, где Марья Еридьевна живёт. Ну, мудрено тебе её найти и взять! Она вышла за Кота Бессмертного замуж. Ступай ещё столько, сколько ты прошёл.

Рассказала ему, где её найти в таком-то чистом поле. Вот Иван- царевич Ягую бабу поблагодарил и обулся в последние сапоги и надел последнюю шляпу. Пошёл дальше. Просвирочку остальную доедает, и съел он все три просвирочки. Силы не достаёт идти. Идёт путём дорогой – стоит лесина; на лесине сидит ворона на гнезде с маленькими воронятами. Вот он подошёл к этой деревине и говорит себе:

-А вот влезу.

И сказал:

-Ворона, ворона, я тебя съем с воронятами!

Ворона ответила:

- Не ешь, Иван- царевич. Я тебе сама пригожусь.

Он подумал:

-Ах, да я ведь на чужой стороне. Дай брошу!

Пошёл дальше. Идёт – лежит на дороге, на соломе сука со щенятами. Он взял щенёнка и говорит:

-Собака, я с голоду помираю, я тебя съем со щенятами.

Та говорит:

-Не ешь, Иван- царевич! Я тебе ещё пригожусь.

Иван -царевич бросил и пошёл дальше.

Идёт вдоль речки – у бережечка плавает щука со щурятами. Иван- царевич на неё глядит.

-А вот, - говорит,-я тебя ,щука, поймаю и съем со щурятами!

Щука говорит:

-Не ешь меня, Иван- царевич, я тебе пригожусь!

И эту пустил; пошёл дальше. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пошёл добрый молодец по край свету, в самый конец и завидел в чистом поле преогромнейший дом, где Марья Еридьевна живёт с Котом Бессмертным. Подошёл к дому, взошёл в него – Марья Еридьевна одна - разъедина сидит да пошивает. Вдруг взглянула, отворилась дверь и как у ней в комнате осияло как огонь – Иван - царевич взошёл. Она больно обрадовалась, больше того испугалась; бросилась к нему на белую грудь, обняла и в сахарные уста поцеловала и горько плакала.

- Ах ты, милый мой Иван - царевич! Как это ты сюда зашёл? Или тебя чёрный ворон под крылом принёс? Или тебя добрый конь во седле привёз?

-Я добрый молодец сам пешком пришёл.

Вот они сели и поплакали. Марья Еридьевна и говорит:

-Тебе, Иван- царевич, живому не быть. Куда мне тебя деть? Вот Кот Бессмертный сейчас придёт, тебя живого не отпустит.

Вот думала, думала – был у неё с превеличайшей одеждой сундук; одежду она выложила и его в сундук заперла и закрыла одежей.

Является Кот Бессмертный, подымает морду, ходит да и нюхает везде.

-А что это, Марья Еридьевна, я тебя больно русским духом пахнет?

Марья Еридьевна ему отвечает:

-И-и-и, Кот Бессмертный, ты по вольному свету шатался, русского духу наимался.

Вот Кот Бессмертный на её слова не взирал: и нюхал, искал. Подошёл к сундуку:

-Отпирай! Кто у тебя тут?

Сейчас Марья Еридьевна отперла; он взял его и вытащил, вывел из дому в чисто поле, изрубил его на мелкие куски и раскидал по чистому полю. Отколь ни взялась собака со своими детьми; она и давай бегать и все куски собирать, и стала их приставлять. Составила его, как он и был, сбегала в горы, принесла живой и мёртвой воды, спрыснула прежде мертвой водой - срослось его всё тело, как было; спрыснула его живой водицей – он встал, встряхнулся и, как был, подошёл и сказал

-Как я долго спал!

Собака и говорит:

-Да, кабы не я, ты бы навечно спал.

Он её говорит:

- Спасибо тебе!

А сам в дом к Марье Еридьевне пошёл. Пришёл к ней – Кота Бессмертного нет: пошёл по вольному свету гулять. Увидала его Марья Еридьевна да и обеспамятовала:

- Что это такое? Как ты жив стал?

Они сели и поплакали. Иван- царевич говорит:

- Ты напой его пьяного, да спроси, где у него смерть, а я покамест уйду в чистое поле.

Вот он ушёл; приходит Кот Бессмертный домой и говорит:

- Дай-ка Марья Еридьевна, испить.

Она подаёт ему пойла пьяного. Он как ковшичек выпил, у него же тот час зашумело в голове, и говорит:

_ Ах, Марья Еридьевна, превосходное пойло! Дай-ка ещё!

Она - ещё, посильнее. У него в глазах индо туман стал и сел, повалился – лежит. Она и спрашивает его:

- Кот Бессмертный! –А где у тебя смерть?

-У кошки

Он и говорит ей: - А на что тебе?

- Да я помолюсь, чтоб ты здоров был.

Вот Марья Еридьевна поставила кошку на окошко и молится! Кот лежит и рассмехнулся.

-Ха-ха-ха! Нет, Марья Еридьевна, моя смерть под порогом, в венике вон.

Марья Еридьевна взяла веник с полу, подняла, стала Богу молиться. Кот лежит, улыбается и говорит:

- Моя смерть, Марья Еридьевна, в чистом поле, в широком раздолье. Стоит берёза; под берёзой зарыт сундук, в сундуке - утка, а в утке – яйцо; в яйце моя смерть. Кто его достанет и разобьёт, тогда я умру. Вот она отобрала от него эти речи. Прошла тёмная ночь; наутро Кот Бессмертный встал, по вольному свету гулять пошёл, а Иван царевич к ней чай пить пришёл. Она стала рассказывать ему: вот, дескать, где его смерть.

Иван- царевич пошёл в чистое поле, в широкое раздолье и нашёл белую берёзу. Стал рыть, копать, смерти Кота Бессмертного искать. Он стал землю копать, а Кот перестал по вольному свету гулять, стал на постели лежать, говорит Марье Еридьевне:

- Кто-то мою смерть трогает: очень мне тяжело!

Дорылся Иван - царевич до сундучка- он крепко стал нездоров и говорит:

-Ах, да кто-то мою смерть трогает!

Открыл Иван-царевич сундук- уточка из него улетела. Коту Бессмертному полегче стало. Отколь ни взялась ворона с воронятами, уточку подхватила, к Ивану-царевичу потащила. Опять Коту Бессмертному тяжело стало. Иван- царевич уточку принимал и головку отрубал, и яичко из неё вынимал. Кот Бессмертный совсем помирает. Вынул Иван-царевич яичко- оно всё в крови.

- Дай пойду помою. Пошёл на речку помыть, вымыл, да и упустил. Кот Бессмертный отдохнул. Отколь ни взялась щука, цопнула своим широким носом, высунула голову – На, вот, Иван-царевич, за твою добродетель, что меня не тронул.

Иван- царевич яичко взял, к Марье царевне в дом пошёл. Кот лежит и где-то дохнет. Яичко Иван-царевич в дому разбил. Кот Бессмертный смерть себе получил. И так, Марья Еридьевна обрадовалась, на шею ему бросилась, Кота Бессмертного бросила и уехала к Ивану- царевичу в его царство. Приехали - не пиво варить, не вино пить - весёлым пирком, да и за свадебку. Стали пить, гулять, веселиться. Беды как гуляли! Прочие пили ковшом, а я решетом; по бороде-то текло, да и в рот не попало. Это будет не сказка, а будет присказка, а будет сказка завтра после обеда, поевши мягкого хлеба, да ещё поедим пирога. Коза Тарата

( Сказка Абрама Новопольцева)

Жил-был поп, имел много у себя коз и держал работника. Пришла весна, поп и говорит: «Работник, выгоняй коз пасти, да хорошенько накорми!». Работник погнал; пас весь день по горам, по долам, по тёмным лесам. Пришло время домой гнать. Пригнал, козы в ворота идут, а поп выходит на крыльцо и спрашивает:

Вы, козы, вы, матушки,

Вы сыты ли, напоены?

Вы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали?

Отвечают козы попу:

Мы и сыты и напоены:

Мы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали!

Одна коза говорит:

Я не сыта,не напоена,

Я по горкам не ходила,

Ковылочку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под берёзкой не лежала!

Поп прицелился - хлоп работника и убил.

Был у попа сын; наутро сна посылает пасти. Сын погнал коз; пас день по горам, по долам, по тёмным лесам. Пришло время домой гнать. Пригнал, козы в ворота идут, а поп спрашивает:

Вы, козы, вы, матушки,

Вы сыты ли, напоены?

Вы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали?

Козы отвечают:

Мы и сыты и напоены:

Мы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали!

Та же коза говорит:

Я не сыта , не напоена,

Я по горкам не ходила,

Ковылочку не щипала,

Осинушки не глодала

Под берёзкой не лежала!

И сына поп убил.

Была у попа дочь; посылает он на третий день её коз пасти. Она погнала; пасла день по горам, по долам и по тёмным лесам. Пришло время домой гнать. Пригнала, козы в ворота идут, а поп спрашивает:

Вы, козы, вы, матушки,

Вы сыты ли, напоены?

Вы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали?

Козы отвечают:

Мы и сыты и напоены:

Мы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали!

А та же коза говорит:

Я не сыта, не напоена,

Я по горкам не ходила,

Ковылочку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под берёзкой не лежала!

Поп и дочь убил.

На четвёртый день посылает попадью пасти. Та посла коз весь день по горам, по долам и по тёмным лесам. Пришло время домой гнать. Пригнала, козы в ворота идут, а поп спрашивает:

Вы, козы, вы, матушки,

Вы сыты ли, напоены?

Вы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали?

Козы отвечают:

Мы и сыты и напоены:

Мы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали!

А та же коза говорит:

Я не сыта, не напоена,

Я по горкам не ходила,

Ковылочку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под берёзкой не лежала!

И попадье то же было.

На пятый день поп сам погнал. Пас весь день по долам, по горам и по тёмным лесам; пригнал домой, зашёл вперёд и спрашивает:

Вы, козы, вы, матушки,

Вы сыты ли, напоены?

Вы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали?

Козы отвечают:

Мы и сыты и напоены:

Мы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали!

А та коза всё своё:

Я не сыта, не напоена,

Я по горкам не ходила,

Ковылочку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под берёзкой не лежала!

Поп козу поймал и наполовину бока ей ободрал. Она вырвалась и убежала в поле, к суслику в нору. Суслик испугался, из норы убежал, ночь снаружи пролежал. Сидит, плачет. Бежит косой заяц: « Что, суслик, плачешь?» - «Кто-то в норе есть». Подходит заяц к норе: «Кто у суслика в норе?» - « Я коза Тарата , полбока ободрато! Выскочу, косой пёс, и другой глаз выхвачу!». Испугался заяц, да и в лес. Идёт волк: «Что, суслик, плачешь?» - «Кто-то в норе есть». Подходит волк к норе: «Кто у суслика в норе?» - « Я коза Тарата , полбока ободрато !Вот я выскочу, глаза тебе выхвачу!». Испугался волк, да и в лес . Идёт медведь: « Что, суслик, плачешь?» - «Кто-то в норе есть». Подходит медведь к норе: «Кто у суслика в норе?» - « Я коза Тарата, полбока ободрато! Вот я выскочу глаза тебе выхвачу!». Медведь испугался и в лес убежал. Ползёт ёж: « Что, суслик, плачешь?» - «Кто-то в норе есть». Подполз ёж и спрашивает: «Кто у суслика в норе?» - « Я коза Тарата, полбока ободрато! Вот я выскочу, тебе глаз выхвачу!» А ёж свернулся клубышком и в нору-кубарем: как раз козе колючками в голый бок! Коза выскочила из норы в лес, а там её волки поджидали. И съели козу Тарату.

. Миколай Угодник и охотнички

(Сказка Абрама Новопольцева)

Жили два шабра-охотника и ходили они на охоту. Идут дремучим лесом, глухою тропочкой, повстречался им старичок, святитель отец Никола. Они его не узнали и за человека сосчитали. И говорит он им:


-Не ходите этой тропочкой , охотнички!

-А что, дедушка?

-Тут , други, через эту тропочку лежит превеликая земля и нельзя ни пройти, ни проехать.

-Спасибо тебе, дедушка, что нас от смерти отвёл.

Дедушка и ушёл. Постояли охотники и подумали, и говорят:

-А что нам, какая веща змея! С нами орудия много. Дерьма-то не убить, змею? И пошли. Дошли и видят : превеличайший бугор казны на тропочке, и рассмехнулись друг с дружкой.

-Вот он что, старый дурак , нам сказал! Кабы мы не пошли, он бы казну-то взял, а теперь её нам не прожить.

Сидят и думают, что делать. Один и говорит:

-Ступай-ка домой за лошадью: мы её на себе не донесём

Один караулить остался, а другой за лошадью пошёл. Который караулить остался и говорит тому, который домой-то пошёл:

-Ты зайди, брат, к хозяйке моей, хлебца кусочек привези.

Товарищ пошёл домой, приходит к своей жене и говорит:

-Тут-то, жена, что нам Бог-то дал!

-Чего дал?

-Превеличайшую кучу казны нам не прожить, да и детям-то будет и внучатам! Ну-ка затопи-ка избу, замеси пресную лепёшку на еду и не зелье! Я ему скажу, что его жена ему прислала.

Завернула жена лепёшечку не еду и не зелье, и спекла сейчас. Он запряг лошадь и поехал. А товарищ ружьё зарядил и думает: «Вот как он приедет, я его хлоп-все деньги-то мои , а дома скажу, что не видал его»

Подъезжает к нему товарищ: он прицелился, да и хлоп его, и убил. Сам подбежал к телеге, - прямо в сумку: лепёшки поел и сам умер. И казна тут осталась: съела змея обоих.

Загадки, записанные Д.Н. Садовниковым.





  1. Что в избе за бус? (Брус)

  2. Четыре братца на одной ножке стоят? (Светец)

  3. Кто от дыма питается? (Трубочист)

  4. Маленький Игнат под кучкой играт? (Кочедык)

  5. Всякой масти по пясти. ( Крашенье)

  6. Ни щелей, ни дверей, полна церковья людей (Огурец)

  7. Стоит стоюта, висит висюта; пришла Аксюта, покачнула стоюту; упала висюта, съела Аксюта. (Свинья и желуди)

  8. Кто в Москве с краю живёт? (Солдат)

  9. От общей могилы ключник. (Лекарь)


  1. Среди неба - плешь. (Ток)

  2. Пойду я в стадо, выберу барана, зарежу его, голову сам съем, тушку брошу, а шкурку изношу. (Конопля)

Что не сеяно родится? (Трава)

  1. Что вверх корнем растёт ?( Сосулька)




  1. У семерых братьев по одной сестрице.

Много ли их всех? (Одна)


  1. Шёл муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем.

Много ли всех? (Трое)

  1. Сидят три кошки; против каждой кошки - две кошки.

Много ли всех? (Три)

  1. Сохнет Софья:

Не пьёт, не ест,

Всё на небо глядит. (Труба на крыше)

17.Горит столб,

А дыму нет. (Свеча)

18.Два брюшка, четыре рожка. (Подушка)

19.чёрный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

20.В небе дыра,

В земле дыра,

Посередине огонь

Да вода. (Самовар)

21.Чем больше я верчусь,

Тем более толстею. (Веретено)

22.В лес идёт-

Клетки кладёт;

Из лесу идёт-

Перекладывает. (Лапти)

23.Сто один брат,

Все в один ряд

Вместе связаны стоят. (Изгородь)

24.Не пахарь,

Не столяр,

Не кузнец.

Не плотник,

А первый на селе работник.

25.Согнута в дугу,

Летом на лугу,

Зимой на лягу. (Коса)

26.После семи лет что козе будет?

-Осьмой пойдёт.

27.Чего нельзя купить ни за какие сокровища?

-Потерянного времени.

28.Где вода столбом стоит, не проливается?

- В стакане.

29..Что родится без костей?

-Язык.

30.Голову срезали,



Сердце вынули,

Дают пить,

Велят говорить.

-Гусиное перо

31. Без огня горит,

Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без ран болит.

32.Что видно только ночью?

- Звёзды


33.Пять братьев, годами равные,

Ростом разные. (Пальцы)

4.чёрны конь прыгает в огонь.(ит.и-две кошки.

тем.


Частушки
Частушки - душа народа.
В каждом селе пелись чстшки на гулянках , свадьбах, в хороводах, у сельского клуба, на именинах. Сочиняли их сами люди - от радости, печали. Особым уважением, почтением пользовался тот, кто пел частушки на вечеринках, но не у каждого это получалось. Прекрасно, когда гармонист припевает, такому просто цены не было на деревне и в селе.

Вера Александровна Ивлева - замечательная исполнительница частушек и русских народных песен, у которой записаны частушки, проживает в селе Прибрежное.

С 6 лет она начала петь и с тех пор не расстаётся с русской народной песней.
Я спала и не слыхала-

Соловей в окно влетел.

Я проснулась, услыхала-

Соловей разлуку пел.


У нашего гармониста

Глазки как у ворона.

Он играет и моргает.

Завлекает здорово.

Гармонист какой хороший-

Только миленький не мой.

Всю бы ночку прогуляла.

Не подумала б домой.


Ой, подружки, сон видала,

Сон-лесок зелёненький.

Я думала, сон к разлуке-

Сон к любови новенькой.


Ко мне миленький приходит

И на ноженьки встаёт,

Руки жмёт, в глаза мне смотрит,

Мой характер узнаёт.


Что, милый, не пришёл,

Когда я велела?

В это время на столе

Лампочка горела.


Полюбила водолаза-

Только горюшко одно:

Приглашает на свиданье

То на берег, то на дно.


В нашем доме украшенье,

Когда солнышко встаёт.

На сердечке утешенье,

Когда миленький придёт.


Я хотела выйти замуж-

Мать корову не даёт,

А жених такой попался:

Без коровы не бреет.


Мой милёночек - игрок,

А я припевалочка.

Он играет - я пою-

Резвая мы парочка.


Где кусочек, там листочек,

Где канавка, там вода,

Неужели ко мне милый

Не вернётся никогда?

Меня милый не целует-

Только обещается.

А любовь без поцелуев

Строго запрещается.


Я частушки петь кончаю,

Осталося только две,

Это я милёночку

Спою наедине.

Т а т а р с к и й ф о л ь к л о р
Мифология

Легенды


Сказки

Мэзэки


Народная педагогика

Мифологические персонажи

в татарской литературе:

Г.Тукай. Шурале



Татарская легенда об Алыпе-Великане.
У пророка Яфеса было три сына. Одного из них звали Алып. Был он красивый, сильный, стройный. Одним словом, настоящий богатырь.

Необычайной силой отличался Алып. Мог он опрокидывать горы, поднимал одной рукой коня. Место, где обитал Алып, было покрыто лесами и болотами. Часто в его лапти забивалась пыль или грязь.

На тех местах, где Алып отдыхал и вытряхивал из них землю, вдоль дороги оставались кочки, пригорки, курганы. Однажды во время охоты Алып очутился у берегов большой реки (Итиль-Волги).

Край с умеренным климатом, с цветущими лугами, на которые не ступала еще нога человека, пришелся ему по душе, и он решил здесь поселиться. Когда у Алыпа родились сыновья, одного он назвал Булгар, а другого Буртас. И обосновали они города Болгар и Бортас. И жителей этих городов стали называть булгарами и буртасами. А булгары были предками татар. Так не зря татары сегодня говорят: мы из рода Алыпа, т.е. великана, батыра. Так гласит легенда.


Татарская легенда о прекрасной птице Кунгош.

Давным-давно, в древние незапамятные времена, люди жили в степях. Повсюду вокруг простиралась степная ширь. Лишь изредка возвышался невысокий холм, а за ним опять, доколе видит глаз,— степь. Бескрайняя, широкая, вольная. И немудрено, что люди, кочующие по этим степям, вольную волю ценили превыше всего на свете. Ценили да­же больше, чем саму жизнь.

И жила тогда в степи птица Кунгош. Такая она была красивая, что тот, кому хоть однажды довелось ее увидеть, уж навек не мог ее позабыть. Только о том мечтал, чтобы еще хоть разок взглянуть на ее необыкновенные огненно-золотистые перья.

Но не только дивная красота этой чудесной птицы привлекала к ней людские сердца. Птица Кунгош обладала волшебной силой. Человек, которому посчастливилось ее увидеть, мгновенно преображался. Он становился сильнее, добрее, мужественнее. У злых сразу пропадала вся их злоба. Завистливые тотчас же забывали гнетущую и то­мящую их зависть. Трус становился храбрецом, потеряв­ший надежду начинал верить в счастье. И даже самый лютый человеконенавистник, увидев хоть краешком гла­за прекрасную птицу Кунгош, испытывал вдруг при­лив необыкновенной любви к людям.

И вот случилось так, что прослышал об этой волшебной птице страшный одноглазый владыка по имени Черный Хан. Дошло до него, что живет в степи удивительная пти­ца Кунгош, приносящая людям счастье.

Позвал Черный Хан своих свирепых слуг и приказал им:

— Скачите в степь, изловите там эту птицу, заприте ее в железную клетку и доставьте сюда, ко мне во дворец.

Свирепые слуги Черного Хана нацепили свои острые кривые сабли, вскочили на своих быстроногих коней и помчались в степь. Отыскать и изловить птицу Кунгош для них не составило никакого труда: она ведь не привыкла прятаться от людей, ей нечего было их бояться. И вот заперли они птицу в железную клетку и повезли ее во дворец. Напрасно просили их вольные люди, живу­щие в степи:

— Отпустите Кунгош! Не троньте ее. Она зачахнет в
неволе!

Слуги Черного Хана были неумолимы. Они покорно исполнили волю своего властелина.

Когда Черному Хану доложили, что приказ его испол­нен, он возликовал:

— Наконец-то! Отныне никто больше не взглянет на птицу Кунгош. Лишь я один буду на нее любоваться, когда мне только заблагорассудится. И все ханы и вла­дыки земные, сколько их ни есть на свете, будут мне завидовать!

И повелел он, чтобы пленницу вместе с ее железной клеткой доставили прямо к нему.

Внесли слуги Черного Хана железную клетку во дворец и поставили ее перед владыкой. И повелел хан всем поки­нуть его ханские палаты, чтобы ни один человек кроме него не мог наслаждаться созерцанием божественной птицы. И, оставшись один, собственной рукой откинул он покрывало с железной клетки, предвкушая, как засияет сейчас перед ним всеми цветами радуги сказочное опере­ние волшебной птицы.

Но птица Кунгош, попав в неволю, утратила волшебный блеск своей красоты. Яркие краски ее поблекли, потускне­ли. Невзрачная, серенькая птичка сидела в железной клетке перед ханом, грустно склонив головку, уныло опу­стив крылья.

«Что за глупые люди! — гневно подумал хан.— До чего же падки они на ложь, до чего любят всякие небылицы! Вот это чучело, стало быть, и есть та самая птица Кунгош, о которой слышал я столько россказней? Ну и ну! Да ведь на свете тьма-тьмущая птиц, которые во сто крат кра­сивее этой жалкой пичужки!»

Хлопнув в ладони, хан позвал своих верных слуг и приказал им унести железную клетку вместе со злополуч­ной птицей. Но едва только слуги хана приблизились к клетке, луч солнца коснулся птицы Кунгош, и птица вдруг запела. Слуги растерянно замерли на месте. А птица в клетке вдруг встрепенулась, взмахнула крыльями и... на глазах изумленного хана и его свирепых слуг превратилась в ярко горящее пламя. Языки огня, обхватив железные прутья клетки, затрепетали, скользнули вверх и исчезли, растворились в небе.

«Пропала птица! — подумал хан.— Ну и ладно... Так тому и быть. Немного было от нее проку!»

Но Кунгош не пропала. Утром следующего дня как ни в чем не бывало появилась она в степи, сверкая белоснеж­ным опереньем. И как только занялась заря и выглянуло солнышко, белые перья ее засветились прежним, золоти­сто-огненным сиянием.

Много раз с той поры слуги Черного Хана ловили волшебную птицу Кунгош, запирали ее в железную клет­ку и приносили во дворец. Все более прочными и непро­ницаемыми делали они стены клетки, все более сложными и хитроумными засовами запирали ее. Но всякий раз пти­ца превращалась в огонь, ярким пламенем уносилась в не­бо, а наутро как ни в чем не бывало опять появлялась в степи — такая же прекрасная, как прежде...»


**********

Каталог: metodika
metodika -> Методика применения специализированного диагностического оборудования в системе медико-социальной экспертизы
metodika -> Методические рекомендации по разработке региональных программ демографического развития москва- 2012
metodika -> Методика, основанная на анализе и диагностике Л. Алферова
metodika -> Методики анализа витаминов Витамин А
metodika -> Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
metodika -> Лимфодренажный массаж. Методика лимфодренажного массажа Цель
metodika -> Практикум «Природная аптека»
metodika -> Методика организации фенологических наблюдений
metodika -> О направлении информации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница