И. В. Силуянова Взаимоотношение «врач пациент»: основные модусы системы и критерии их классификации План лекции



Скачать 207.5 Kb.
страница1/11
Дата01.05.2018
Размер207.5 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Лекция 6

И.В. Силуянова



Взаимоотношение «врач – пациент»:

основные модусы системы и критерии их классификации

План лекции.

1.Введение

2. В какой цивилизации мы живем? Цивилизационный модус отношения «врач-пациент»

3. Моральный критерий отношения врача с пациентом и патернализм как основной тип отношения «врач-пациент»

4. Юридический, правовой критерий отношения врача с пациентом и модель «информированное согласие».

5. Критерий «автономии пациента» и модели отношения «врач-пациент» по Р. Витчу, Е. и Л. Эсмануэль. Пермисивистский модус

6. Нозологический модус отношения врача с пациентом

7. Финансовый модус отношения врача с пациентом

8. Характер врача и пациента как критерий характерологического модуса взаимоотношения «врач-пациент»

9. Заключение


  1. Введение

Современная медицина существует в режиме постоянного освоения достижений фундаментальных и прикладных отраслей естествознания. Но эта интенсивная работа осуществляется для того, чтобы использовать ее результаты в практике медицинской деятельности. От “чистого” естествознания медицину отличает то, что она работает не с “вещеcтвом”, “полем” или “информацией”, а с человеком. Любое общение с любым человеком – всегда предполагает возникновение взаимоотношений между людьми. Качество этих взаимоотношений определяет благополучие человека. От характера этих взаимоотношений в значительной степени зависит и результат врачебной работы. Взаимоотношения между врачом и пациентом – традиционный предмет профессиональной этики врача.

Какими должны быть эти отношения? Как они отличаются от повседневных отношений между людьми? Как научиться общаться с пациентом так, чтобы это общение формировало у пациента чувство доверия ко врачу, помогало врачу достичь желаемого терапевтического результата, не травмировало врача, работающего с «трудными больными».

Почему врач должен уметь не только поставить диагноз и назначить правильное лечение, но и правильно выстроить свои отношения с пациентом и добиться соответствующего отношения к себе со стороны пациента?

По мнению специалистов характер отношения врача к пациенту - это одна из самых сложных позиций в профессии и формирование правильного отношения «врач-пациент» – одна из труднодостижимых позиций в медицинской практике. Например, зав. кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета РГМУ им. Н.И. Пирогова, профессор Г. Е. Гендлин констатирует, что «к сожалению, врачи общей практики действительно не умеют по-настоящему разговаривать с больными»1. Это неумение в значительной степени связано с недостаточной теоретической проработкой этой важной темы. Цель лекции – преодолеть эту теоретическую недостаточность, заложить основы одного из основных навыков и умений врача-профессионала.

Со времен Гегеля целостная характеристика того или иного явления не ограничивается раскрытием одного параметра, будь это даже его сущность. У сложных явлений современная теория познания признает существование нескольких уровней сущности.

Взаимоотношение «врач-пациент» - сложная система, включающая в себя различные уровни и формы. В научной литературе часто встречается термин «модели взаимоотношений между врачом и пациентом». Этот термин, как правило, фиксирует отдельные типы и варианты отношений, при этом не акцентируется внимание на связи и взаимодействия между ними. С нашей точки зрения, для фиксирования существования связи между различными типами и формами системы отношений более точным будет использование термина «модус». Модус (от лат. modus – мера, образ, способ) – это свойство и способ отношений, присущих им в некоторых состояниях и при некоторых условиях, это составная часть системы отношений, которую надо учитывать, чтобы координировать общее состояние системы. В системе отношений, в нашем случае в реальных взаимоотношениях «врач-пациент» могут сосуществовать, присутствовать одновременно несколько модусов.

Слайд 1


Существует многообразие форм, уровней, моделей, типов, способов выстраивания отношений между врачом и пациентом. Мы предлагаем различать в этом многообразии 7 модусов. В основе такой классификации лежат различные критерии, различные уровни рассмотрения отношения «врач-пациент». Рассмотрим последовательно каждый из существующих модусов или типов отношений.

Слайд 2


2. В какой цивилизации мы живем? Цивилизационный модус отношения «врач-пациент».
Каждый человек рождается в определенное время, в своей стране, принадлежит к конкретному народу, т.е. живет в пространстве и времени определенной цивилизации. Особенности цивилизации во многом определяют человека, его ценности, образ жизни, стиль мышления, поведение, характер деятельности. Часто человек даже не отдает себе отчета, насколько он определен своей культурой. Эта определенность раскрывается, когда он сталкивается с человеком, принадлежащим к другой цивилизации. Здесь в полной мере он начинает осознавать свою особенность, свое отличие, именно тогда приходит оценка и осознание ценности своей и другой цивилизации.

В мировой медицине существует ряд традиций врачевания, которые непосредственно связаны с особенностями тех цивилизаций, в которых они сформировались и существуют.

К древнейшим цивилизациям относятся восточные страны. К главному принципу восточной медицины, как древнекитайской, так и тибетской, относятся не столько те или иные методы лечения, сколько принцип – не позволить человеку заболеть.

При характеристике врача в восточной медицине используется образ «садовника». Человеческий организм ассоциируется с растением, которому «врач-садовник» должен обеспечить нормальное развитие. Питание, экология, режим обмена энергиями, соблюдение ритмичности изменений температур, фаз, состояний, сбалансированность различных воздействий – это арсенал средств «врача-садовника». Известно, что в Китае долгое время существовала традиция платить врачу только до тех пор, пока его подопечный здоров. Если же человек заболевал, врачу переставали платить и он начинал лечить своего пациента бесплатно.

Слайд 3
При характеристике европейской медицины в литературе используется образ «механика» или «инженера». Для «врача-механика» больной – это поломанный механизм. В центре западноевропейской традиции находятся принципы известного французского врача и философа Ж. Ламетри (1709-1751). Именно он распространил декартовское понимание животных как «машин» на человека. Вот лишь несколько определений человека «властителя европейских дум»: люди – это перпендикулярно ползающие машины2, человек – это искусный часовой механизм3, и, наконец, «человеческое тело – это самостоятельно заводящаяся машина»4. Явный приоритет в этой традиции отдан хирургии. Неудивительно, что как бы вершиной этой традиции становится трансплантация, которую очень четко называют «заместительной терапией», т.е. действием по фактически механической замене органов и тканей, как изношенных деталей механизма человеческого тела.

Слайд 4
Естественно, что определяющее значение для механистического понимания человека имеют данные «лабораторий, анализов, просвечиваний, рентгеновских снимков, измерения и подсчеты»5.

Эта тенденция сохраняется и в современной медицине, которая все более превращается в практически научно-техническое производство, при котором главное – организационно справиться с потоком больных, провести обследование с использованием новейших технических средств, поставить диагноз и провести лечение, опять же в строгом соответствии со стандартами диагностики и лечения.

И врач и больной знают, что диагноз сегодня – это сумма результатов объективных исследований: УЗИ, рентгенографии, компьютерной томографии, МРТ, ЭКГ, эндоскопии и т.д. Если еще в XIX веке точность диагноза зависела от искусства врача-клинициста, то в XX

постановка диагноза предельно формализуется результатами конкретных исследований и автоматизируется. На этой тенденции формируется стремление к строгой стандартизации лечения, клиническое мышление врача вытесняется четкими инструкциями, стандартами диагностики и лечения.

Эти установки – логичное продолжение воплощения в современную медицинскую практику западной цивилизации модели «врача-механика», работающего с «пациентом-машиной».

Слайд 5
Многие отечественные врачи тем не менее отмечают отличие этих западных тенденций от традиций русской медицины, с ее основным принципом : «лечить не болезнь, а больного».

Слайд 6


Согласно этому принципу врач ориентируется на проведение индивидуальной терапии конкретного больного с учетом всей неповторимости и пациента и его болезни.

Слайд 7


Слайд 8
В отечественной медицине формируется образ «врача-художника». Особенность этой модели детально раскрывается в известных заметках старого русского врача.6

Слайд 9
Автор определяет своеобразие практической медицины ее художественно-творческим характером. Процесс постижения болезни «имеет в себе нечто художественное… хороший врач должен стать до известной степени «художником» своих пациентов»7.

Образ врача как «художника» - это попытка выразить особенность российской традиции врачевания. Предельно четко это своеобразие обнаруживается при сравнении западноевропейской и восточной медицинских традиций.

Чтобы уяснить, что же такое «врач-художник» в понимании нашего доктора, лучше всего представить себе то, как художник пишет портрет человека, например, ваш. Его задача двояка. Во-первых, он должен правильно отобразить вас, одежду, цвет глаз, волос, фон, на котором вы находитесь. Во-вторых, он должен увидеть в вас то особенное, что отличает именно вас, ухватить вашу индивидуальность. Аналогичная задача стоит перед врачом. «…Мы, врачи, призваны увидеть каждого пациента в его индивидуальности и во всем его своеобразии и постоянно созерцать его, как некий «уникум»»8.

Разгадка уникальности пациента «с ее индивидуальным наследственным бременем, с ее субъективным прошлым, настоящим и органическим окружением»9 - ключ к правильному диагнозу и верному лечению. «Это только в учебниках говорится о «болезнях» вообще и «симпомах» вообще; в действительной жизни есть только «больные частности», т.е. индивидуальные организмы, (утратившие свое равновесие) и страдающее люди… каждое лечение есть совершенно индивидуальный процесс… Ни один врач никогда не имел дела с двумя одинаковыми пациентами или тем более с двумя одинаковыми болезнями. Каждый пациент единственен в своем роде и неповторим».10

Каждый пациент неповторим не только своими достоинствами, но и своими недостатками, ошибками, заблуждениями, грехами, своим неправильным отношением к себе, к людям, верным или не верным пониманием смысла и предназначения своей жизни.

Отношение к пациенту как к индивидуальной личности, а не как к «растению» или «механизму» - принципиально в контексте христианской этики и антропологии. В этом контексте врач осуществляет волю Бога к исцелению и спасению человека. Собственно именно этот контекст и трансформируется в принцип, который условно можно назвать принципом «мы». Он заключается в создании «врачебно-лечебного «мы»: он и я, я и он, мы вместе и сообща должны вести его лечение»11. Этот принцип предполагает лечение как «совместное дело врача и самого пациента»12.

В личности каждого человека в системе его «Я» есть элемент, который автор называет «самоврач». Лечащий врач должен обратиться к этому «самоврачу» пациента, «разбудить его, войти с ним в творческий контакт, закрепить эту связь и помочь ему стать активным… в конечном счете всякое лечение есть самолечение»»13.

«Человеческий организм как живая индивидуальность есть таинственная система самоподдержания, самопитания, самообновления – некая целокупность, в которой все сопринадлежит и поддерживает друг друга»14.
Ключ к этой таинственной системе будет дан тому врачу, который не упускает «в лечении духовную проблематику» и умеет считаться с нею15.

Почему важно не упустить «в лечении духовную проблематику» и уметь считаться с нею? «Сущность православной духовности в том, что она целительна, она исцеляет немощи человека и создает из него личность»16. Православие имеет сходство с медициной. Церковь есть истинная лечебница17. Христос предстает, как «Врач и Целитель душ и телес… главное дело Христа - исцелять»18. Но это исцеление – не проблема заживления телесных ран, а преображение, спасение человека для вечности. И в этом контексте болезнь может и должна рассматриваться как важное телесное средство для нашего духовного совершенствования, исправления, очищения от страстей, от греха. «Возмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего» (Пс.,37,6). Ибо всякий грех производит гниение и рану.19




Каталог: fileadmin -> rsmu -> img
img -> Основные направления научной деятельности
img -> Основные результаты научной деятельности
img -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биохимия»
img -> Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
img -> Программа по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений
img -> Примерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся по специальностям
img -> Рабочая программа учебной дисциплины «неврология и нейрохирургия»
img -> Вопросы по внутренним болезням, входящие в билеты по переводным экзаменам на 4 курсе дневного и 5 курсе вечернего отделений. Болезни сердечно – сосудистой системы
img -> Лекция «психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
img -> Вопросы к экзамену по терапии (разделам гастроэнтерологии и пульмонологии) 2015-2016г


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница