Ii спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной



страница1/16
Дата23.04.2016
Размер1.04 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Часть II СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех выс­ших и средних физкультурных учебных заведениях, на факульте­тах физического воспитания педагогических вузов, а также на от­дельных кафедрах государственных университетов и медицинс­ких вузов. В преподавании предмета, практической деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используются мате­риалы, полученные при выполнении научно-исследовательских работ, которые проводятся в соответствующих НИИ, лаборатори­ях и на кафедрах.


Раздел I ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Спортивная физиология включает в себя два относительно са­мостоятельных и вместе с тем связанных между собой раздела. Со­держанием первого — общей спортивной физиологии — являются физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам и ре­зервные возможности организма, функциональные изменения и состояния организма при спортивной деятельности, а также физи­ческая работоспособность спортсмена и физиологические основы утомления и восстановления в спорте. Второй раздел — частная спортивная физиология — включает в себя физиологическую клас­сификацию физических упражнений, механизмы и закономернос­ти формирования и развития двигательных качеств и навыков, спортивную работоспособность в особых условиях внешней среды, физиологические особенности тренировки женщин и детей разного возраста, физиологические основы массовых форм оздоровитель­ной физической культуры.


1. СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ - УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ

Спортивная физиология — это специальный раздел физиологии человека, изучающий изменения функций организма и их механизмы под влиянием мышечной (спортивной) деятельности и обосновывающий практические мероприятия по повышению ее эф­фективности.

Спортивная физиология по своему месту в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту связана с тремя груп­пами учебных и научных дисциплин. Первую группу составляют фундаментальные науки, на которых базируется спортивная физио­логия, она и использует их теоретические достижения, методики ис­следования и сведения о факторах среды, с которыми взаимодей­ствует организм спортсмена в процессе тренировочной и соревнова­тельной деятельности. К числу таких дисциплин следует отнести биологию, физиологию человека и животных, химию и физику.

Во вторую группу входят учебные и научные дисциплины, взаи­модействующие со спортивной физиологией таким образом, что они взаимно обогащают или дополняют друг друга. В этом плане спортивная физиология тесно связана с анатомией, биохимией, био­механикой, гигиеной и психологией.

И, наконец, третью группу дисциплин, с которыми связана спортивная физиология, составляют те из них, которые используют ее научные достижения и методики исследования в своих целях. К ним относятся теория и методика физической культуры, педагогика, спортивно-педагогические дисциплины, спортивная медицина, ле­чебная физкультура.

Одной из важных задач спортивной физиологии является науч­ное обоснование, разработка и реализация мероприятий, обеспечи­вающих достижение высоких спортивных результатов и сохранения здоровья спортсменов. Следовательно, спортивная физиология — на­ука прикладная и в основном профилактическая, так как, исследуя и учитывая резервные возможности организма человека, она обосно­вывает пути и средства повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов, предупреждения переутомления, пе­ренапряжения и патологических сдвигов функций организма, а так­же профилактику возникновения различных заболеваний.



Отличительной методической особенностью спортивной физио­логии является то, что ее материалы могут быть получены только из экспериментов с человеком, где применение ряда классических методов физиологии невозможно. В связи с этим лишь отдельные уточ­няющие эксперименты, как правило, с целью изучения механизмов физиологических сдвигов при физических нагрузках проводятся на животных. Важно также подчеркнуть, что основной задачей спортивной физиологии является сравнительное изучение функци­онального состояния организма человека, т. е. исследование прово­дится до, во время и после двигательной активности, что в натурных условиях весьма затруднительно. Поэтому разработаны специаль­ные нагрузочные тесты, позволяющие дозировать физическую ак­тивность и регистрировать соответствующие изменения функций организма в различные периоды деятельности человека. С этой це­лью используются велоэргометр, бегущая дорожка (тредбан), сту­пеньки разной высоты, а также различные приборы, позволяющие регистрировать функции сердечно-сосудистой, дыхательной, мы­шечной и центральной нервной системы на расстоянии, передавая соответствующие показатели по телеметрическим каналам.

Спортивная физиология занимает важное место в теории физи­ческой культуры, составляя фундамент знаний, необходимых трене­ру и преподавателю для достижения высоких спортивных результа­тов и сохранения здоровья спортсменов. Поэтому тренер и педагог должны хорошо знать о физиологических процессах, происходящих в организме спортсмена во время тренировочной и соревновательной деятельности с тем, чтобы научно обоснованно строить и совершен­ствовать эту работу, уметь аргументировать свои распоряжения и ре­комендации, избегать переутомления и перенапряжения и не причи­нить вреда здоровью тренирующихся. Они также должны понимать суть изменений, возникающих в организме спортсмена в реабилита­ционном периоде, чтобы активно и грамотно влиять на них, ускоряя восстановительные реакции.

Таким образом, из изложенного следует, что спортивная физио­логия как учебная и научная дисциплина, решает две основные пробле­мы. Одна из них состоит в физиологическом обосновании закономерно­стей укрепления здоровья человека с помощью физических упражне­ний и повышения устойчивости его организма к действию различ­ных неблагоприятных факторов внешней среды (температура, давление, радиация, загрязненность воздуха и воды, инфекции и т.д.), а также в сохранении и восстановлении работоспособности, препятствии развитию раннего утомления и коррекции психоэмоциональных перегрузок в процессе профессиональной деятельности человека. Эти задачи спортивной физиологии решаются в рамках массовых форм физической культуры.

Вторая проблема спортивной физиологии заключается в физиоло­гическом обосновании мероприятий, направленных на достижение высоких спортивных результатов, особенно в большом спорте. Эти две проблемы полностью не совпадают, так как для достижения наи­высших результатов в процессе тренировок в ряде случаев применя -ются такие нагрузки, которые могутприводитькснижениюустой-чивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней сре­ды, ухудшению состояния здоровья и даже к возникновению заболе­ваний.

Исходя из всего сказанного, становится очевидным, что физио­логические особенности функций организма следует изучать и оце­нивать раздельно как в отношении массовой физической культуры и физической подготовки специальных контингентов (военнослужа­щие, пожарные, геологи, студенты, школьники и некоторые другие категории), так и в отношении различных видов спорта, особенно спорта высших достижений.
1.2. КАФЕДРА ФИЗИОЛОГИИ СПБГАФК ИМ. П. Ф. ЛЕСГАФТА И ЕЕ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СПОРТИВНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

В программу обучения в физкультурных вузах физиология включалась с первых дней их организации. На созданных П. Ф. Лес-гафтомв 1896 г. Высших курсах физического образования сразу же был открыт кабинет физиологии, первым руководителем которого являлся академик Иван Рамазович Тарханов (Тархнишвили). В последующие годы физиологию здесь преподавали Н. П. Кравков, А. А. Вальтер, П. П. Ростовцев, В. Я. Чаговец, А. Г. Гинецинский, А. А. Ухомский, Л. А. Орбели, И. С. Беритов (Бериташвили), А. Н. Крестовников, Г. В. Фольбортидр.



Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 октября 1919 г. на базе Высших курсов физического образования был создан институт физического образования им. П. Ф.Лесгафта (в 1929 г. преобразован­ный в институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, а в 1993 г. — в академию) с учреждением ряда кафедр, в том числе кафедры физи­ологии — первой такой кафедры среди физкультурных вузов страны.

Организованную кафедру с 1919 г. по 1927 г. возглавлял Леон Абгарович Орбели, впоследствии действительный член АН СССР, AM H СССР и АН АрмССР, Герой Социалистического Труда, лау­реат Государственных премий СССР, генерал-полковник медицин­ской службы, почетный член ряда зарубежных академий. Уже в те годы под руководством Л.А. Орбели были выполнены первые науч­но-исследовательские работы по влиянию физических нагрузок на организм. Однако, предмет в основном преподавался по программе медицинских институтов в виде чтения лекций и выполнения от­дельных лабораторных занятий по курсу общей физиологии с неко­торым акцентом на разделе «Физиология мышц». В прикладном плане освещались лишь отдельные медицинские вопросы, связанные с влиянием физических упражнений на организм. Такое содержание дисциплины отражало в то время объективное состояние научных знаний в области физиологии мышечной деятельности как в нашей стране, так и за рубежом. Это был начальный, первый период станов­ления спортивной физиологии.

После ухода из института Л. А. Орбели заведующим избирается Алексей Николаевич Крестовников, руководивший кафедрой фи­зиологии на протяжении 28 лет — с 1927 по 1955 гг. В этот период сотрудники кафедры провели большую работу по сбору функцио­нальных показателей организма спортсменов под влиянием раз­личных физических упражнений и анализу их изменений. Обоб­щенный материал позволил профессору А. Н. Крестовникову из­дать первый в нашей стране и за рубежом учебник физиологии для институтов физической культуры (1938) и первую монографию по спортивной физиологии (1939). Издание названных книг дало воз­можность выделить и окончательно сформировать в физиологии человека новый учебный и научный раздел предмета — спортивную физиологию. С этого времени начинается второй, переходный период развития спортивной физиологии (1930-1950-е годы) как учебной и научной дисциплины. С 1955 по 1960 г. кафедрой руководит про­фессор Е. К. Жуков.

Современный, третий период развития спортивной физиологии (1960-1990-е годы) характеризуется созданием систематического учебного и научного разделов дисциплины, соответствующих новым задачам подготовки высококвалифицированных, грамотных специ­алистов по физической кчльтуре и спорту. В учебных программах этого периода отражаются две взаимосвязанные части предмета (об­щая и частная спортивная физиология). С этого времени физиологи спорта начинают изучать не только воздействие отдельных физичес­ких нагрузок на функции организма, но и влияние систематических тренировок и их особенностей на функциональное состояние спорт­сменов, особенно в процессе достижения высшего спортивного мас­терства.

Важную роль в становлении современного курса спортивной физиологии сыграл профессор Николай Васильевич Зимкин, заве­довавший кафедрой физиологии с 1961 по 1975 гг. и выпустивший три издания учебника «Физиология человека» под его редакцией (1964, 1970,1975). Интенсивно развиваются исследования в облас­ти кровообращения, нервно-мышечного аппарата, электроэнцефа­лографии, изучается физиология стрессовых состояний в спорте. Докторские диссертации защищают В. В. Васильева, Е. Б. Сологуб, Ю. 3. Захарьянц. В период 1975-1984 гг. кафедрой заведует Заслу­женный деятель науки РСФСР, профессор Александр Сергеевич Мозжухин. Основным направлением научно-исследовательской работы становится изучение функциональных резервов спортсме­на. На протяжении 1984-1986 гг. обязанности заведующего кафед­рой временно исполняет Почетный работник высшего образования России, профессор Елена Борисовна Сологуб. С 1986 г. кафедрой заведует Заслуженный деятель науки РФ, профессор Алексей Сер­геевич Солодков. Научные интересы коллектива сосредотачивают­ся на проблеме физиологической адаптации организма спортсме­нов к физическим нагрузкам.

Очевидно, есть все основания говорить и о четвертом периоде развития физиологии спорта, который начался в XXI столетии и обусловлен созданием системы многоуровневой подготовки специа­листов (бакалавриат, специалитет и магистратура) и появлением Государственных образовательных стандартов в этой области. Данное обстоятельство послужило основой создания, новых учеб­ных программ для различных категорий обучающихся и издание учебников и учебных пособий в соответствии с этими программами. Кафедра физиологии оказалась первой в этом разделе работы, а про­фессорами А. С. Солодковым и Е. Б. Сологуб подготовлены и изданы новые учебные программы для бакалавров (2001) и магистров (2002), а также учебники три учебных пособия по общей, спортивной и воз­растной физиологии (2000-2001).

Располагая высококвалифицированным составом сотрудников, кафедра физиологии внесла большой вклад в подготовку научно-пе­дагогических кадров и становление учебного процесса в институтах и техникумах физической культуры. Так, с 1935 г. (когда была введена защита диссертаций) по 1998 г. под руководством сотрудников ка­федры успешно защищено 13докторскихи 160 кандидатских дис­сертаций (в том числе иностранными аспирантами из Кубы, Китая, Индии, Египта и Польши).

Сотрудники кафедры принимали участие в составлении всех из­данных с 1938 по 1990 гг. 11 учебных программ и 10 учебников по физиологии для институтов физической культуры. При этом редак­торами 8 учебных программ и 6 учебников были заведующие кафед­рой физиологии ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. В 13 учебниках по спортивно-педагогическим дисциплинам главы по физиологичес­кой характеристике физических упражнений написаны также со­трудниками кафедры физиологии. Кафедрой подготовлено и издано 8 методических пособий в виде практикумов по проведению лабо­раторных занятий по физиологии, 7 специальных учебных пособий изданы для студентов заочного факультета и 4 — для техникумов физической культуры. Опубликовано более 30 лекций по различ­ным вопросам физиологической характеристики физических уп­ражнений.

Научно-исследовательская работа преподавателей охватывала все основные разделы физиологии: нервную и мышечную системы, органы чувств, кровообращение и дыхание, выделение, внутреннюю секрецию, а также специальные проблемы спортивной физиологии: адаптация к физическим нагрузкам, функциональные резервы орга­низма спортсмена, утомление и восстановление и др. Ежегодно по различным вопросам спортивной физиологии печатаются десятки научных работ. С 1939 по 1990 г. сотрудниками кафедры опублико­вано 20 монографий, непосредственно связанных со спортивной фи­зиологией, некоторые из них переведены за рубежом (Болгария, Гер­мания, Польша, Румыния, Греция, Чехословакия).

Высококвалифицированный коллектив сотрудников кафедры физиологии постоянно привлекал к себе внимание преподава­тельского состава других институтов, особенно вновь образованных. Начиная с довоенных лет, на кафедре стажировались преподаватели ряда институтов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических институтов, институтов физической культуры социалистических стран и некоторых медицинских вузов. Только за последние 5 лет такую стажировку на кафедре прошли около 40 человек. Кроме того, повышение квалификации препода­вателей из названных институтов по специализации «физиология» регулярно осуществляется в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК и ПК) нашего вуза.



Существенна роль сотрудников кафедры и в области организа­ционной деятельности. Так, А. Н. Крестовников до 1955 г. воз­главлял методическую комиссию по физиологии Всесоюзного ко­митета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Н. В.Зимкинс 1962 по 1976 г. наряду с руководством этой Комиссией был председателем научной комиссии по физиологии, биомеханике, морфологии и биохимии спорта, председателем ко­ординационной комиссии по преподаванию медико-биологичес­ких дисциплин и членом президиума Научного совета при Гос-комспортеСССР. А. С. Мозжухине 1976 по 1985 г. состоял членом методической комиссии Госкомспорта СССР и был председателем Совета заведующих кафедрами физиологии институтов физичес­кой культуры РСФСР, а А.С. Солодков — членом Научного совета Госкомспорта СССР по биологическим наукам, председателем секции «Физиология спорта» Проблемной комиссии АН СССР и АМН СССР, а в настоящее время руководит секцией «Физиология спорта» Санкт-Петербургского общества физиологов, биохими­ков и фармакологов им. И. М. Сеченова и состоит членом Правле­ния этого общества.

В последние годы коллектив кафедры ведет большую работу по пе­рестройке и совершенствованию преподавания физиологии и проведению научных исследований. В соответствии с новым учебным пла­ном и новой программой по физиологии переделаны рабочие про­граммы и тематические планы лекций и лабораторных занятий по предмету. С учетом того, что количество лекционных часов в новой программе существенно уменьшено, лекции носят преимущественно проблемный характер. Лабораторные занятия проводятся таким об­разом, чтобы они способствовали пониманию сущности механизмов иособенностей регуляции физиологических процессов при мышеч­ной деятельности, овладению методиками исследования, привитию студентам навыков научно-исследовательской работы.

Реализация нового учебного плана по многоуровневой структуре высшего физкультурного образования требует создания специаль­ных образовательно-профессиональных программ по физиологии с учетом подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров наук. Решение этих задач особенно важно и приоритетно для кафедры потому, что нашей академией разработан свой вариант учебного плана по осуществлению многоуровневой структуры выс­шего физкультурного образования в России.

За достигнутые успехи в учебной и научной работе и в связи с 75-летием со дня основания кафедры в апреле 1995 года решением Ученого Совета академии ей присвоено имя профессора А. Н. Кре-стовникова, а для студентов учреждены две его именные стипен­дии.
1.3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Основные учебные и научные разработки по спортивной физиологии впервые начались и неразрывно связаны с историей развития кафедры физиологии академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Осо­бенностью деятельности кафедры физиологии явилось создание при ней научных лабораторий по основным разделам спортивной физио­логии.

Выполненные исследования в этих лабораториях позволили по­лучить новые данные по спортивной биоэнергетике и осуществить классификацию спортивных упражнений с учетом их энергетичес­кой характеристики (А. Б. Гандельсман); была разработана методика неинвазивного определения композиции скелетных мышц и вскры­ты механизмы развития двигательного навыка (Н. В. Зимкин); вы­явлен феномен синхронизации потенциалов на электромиограммах при утомлении (Е.К.Жуков); определены особенности сосудистых реакций у спортсменов различных специализаций (В.В. Васильева); создана оригинальная методика регистрации электроэнцефалог­рамм непосредственно в процессе высокоинтенсивной мышечной работы и впервые исследованы корковые механизмы регуляции дви­жений спортсменов (Е. Б. Сологуб); изучены эмоции при соревнова­тельной деятельности (С. А. Разумов); развито представление о фи­зиологических резервах спортсмена (А. С. Мозжухин); обосновано учение о функциональной системе адаптации спортсменов (А. С. Солодков) и др.

В дальнейшем изучение различных проблем спортивной физио­логии в нашей стране существенно расширялось и углублялось, но при этом в большинстве случаев использовались методические подхо­ды, разработанные на кафедре физиологии АФК им. П.Ф. Лесгафта. В настоящее время исследования ведутся во всех учебных и научно-исследовательских институтах физической культуры, во многих университетах, медицинских и педагогических вузах. Изучаются роль и значение всех физиологических систем организма при мы­шечной деятельности, а также приоритетные для спортивной физио­логии проблемы: адаптация к физическим нагрузкам, работоспособ­ность, утомление и восстановление спортсменов, функциональные резервы организма и др.

Выяснение вопроса о процессах экстраполяции в ЦНС имеет су­щественное значение для обоснования вариативности нагрузок в процессе спортивной тренировки. Только на основе этой концепции может быть правильно построен тренировочный процесс, при кото­ром должны варьироваться величина, скорость и интенсивность на­грузок, что еще не всегда принимается во внимание медиками, трене­рами и спортсменами. Необходимо также учитывать возрастную ди­намику локомоторных функций человека.



Приоритетными направлениями дальнейших исследований физио­логии ЦНС являются выяснение особенностей формирования и мо­билизации функциональных резервов мозга спортсменов и изучение перестроек корковых функциональных систем взаимосвязанной ак­тивности в процессе адаптации их к специализированным нагруз­кам. Существенное внимание следует уделить исследованиям выз­ванной активности коры больших полушарий и спинного мозга, а также роли функциональной асимметрии и сенсорных систем в фор­мировании некоторых специальных двигательных навыков.

В последние годы развивается новое направление спортивной фи­зиологии, связанное с разработкой спортивной генетики и рассматри­вающее особенности наследственных влияний и тренируемости раз­личных физиологических показателей и физических качеств и, в первую очередь, роли врожденных индивидуально-типологических особенностей организма для спортивной ориентации, отбора и про­гнозирования достижений в спорте.

Благоприятные изменения, происходящие в организме, и в част­ности , в сердечно-сосудистой системе при занятиях физической культурой и спортом — очевидны. Однако далеко не все вопросы этого раздела спортивной кардиологии решены, и изучение функциональ­ных сдвигов нельзя считать законченным. Требует дальнейшего ис­следования возможность развития патологических изменений в сер­дце (патологическое спортивное сердце, по Г. Ф. Лангу), которые могут возникнуть прежде всего вследствие чрезмерных тренировочных нагрузок, превышающих возможности конкретного спортсме­на. Трудности в изучении и предупреждении ряда заболеваний у спортсменов заключаются в том, что в настоящее время нет разрабо­танного и научно-обоснованного курса патологической физиологии спорта, необходимость которого весьма очевидна.

До настоящего времени отсутствуют данные, касающиеся эффек­тивности разных сочетаний темпа движений и частоты дыхания в различных видах спорта, а также о характере и степени произвольных коррекций внешнего дыхания.

До сих пор остается спорным вопрос о длительности восстановле­ния после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок.

Касаясь некоторых специальных теоретических вопросов, имею­щих и несомненное прикладное значение в спорте, нужно в первую очередь указать на проблемы адаптации к физическим нагрузкам, функциональных резервов организма, спортивной биоритмологии, пси­хофизиологического и медицинского отбора и профессиональной ориен­тации спортсменов. В частности, ближайшими задачами являются определение количественных критериев различных стадий адапта­ции, анализ адаптивных функциональных систем, формирующихся при различных видах спортивной деятельности, дифференцирова­ние адаптационных изменений от предпатологических состояний и исследование компенсаторных реакций.

Уже многие годы проводятся исследования различных функций организма спортсменов. Однако комплексные обследования осуще­ствляются относительно редко, а анализ их результатов связан с дли­тельной обработкой получаемых данных. В связи с этим в спортив­ной физиологии большое значение приобретают так называемые эк­спресс-методы, позволяющие оценивать функциональное состоя­ние спортсмена не только после, но и в процессе тренировок и соревнований. Важной задачей спортивных физиологов является также обоснование, разработка и внедрение экспресс-методов с це­лью исследования функциональных систем адаптации, формирую­щихся к различным видам физических упражнений. Использование компьютеров даст возможность быстро анализировать и обобщать результаты, полученные различными методами исследования, а наи­более важные и информативные сразу внедрять в практику.

Говоря о массовой физической культуре, нужно учитывать следу­ющее. Применяемые нагрузки должны вызывать изменения, соответствующие только стадии повышения неспецифической устойчиво­сти (адаптированности) организма. Необходимо также предупреж­дение возможности возникновения травм. Все это относится и к фи­зической подготовке специальных контингентов: военнослужащих, спасательных команд и др. Особого внимания заслуживают занятия физической культурой с детьми, женщинами, инвалидами и лицами с ослабленным здоровьем. Требуются дальнейшая разработка и науч­ное обоснование целого ряда физиологических проблем, связанных с возрастными и медико-биологическими особенностями этих кон­тингентов лиц, характером их адаптивных перестроек.

В ближайшие годы в массовой физической культуре следует ре­шить вопросы о минимальном объеме физических упражнений при различном их сочетании и необходимой продолжительности заня­тий, что в совокупности позволит получить достаточный оздорови­тельный эффект в отношении устойчивости людей к действию не­благоприятных факторов окружающей среды и сохранения высокой умственной и физической работоспособности. Такого рода исследо­вания сложны, объемны, но они крайне необходимы. При этом ми­нимальные нормы нагрузки и времени при занятиях физическими упражнениями, очевидно, будут неодинаковы для лиц различного возраста, состояния здоровья, пола, профессии, что потребует диф­ференцированного подхода к исследованиям разных групп населе­ния. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что и до настоящего вре­мени основное внимание исследователей было обращено на спорт, особенно спорт высших достижений. Физическая культура массово­го характера находится в стороне, и функциональные изменения, адаптивные перестройки при этом изучаются в меньшей степени.

Интенсивно развивающаяся практика физической культуры и спорта требует быстрейшей реализации прикладных направлений спортивной физиологии. Вместе с тем, еще раз следует напомнить об­щеизвестное положение о том, что не разрабатывая глубоко теорети­ческих проблем и не проводя фундаментальных исследований, мы постоянно будем отставать и в практике. Полезно напомнить слова изве­стного итальянского физика и физиолога Алессандро Вольта, сказан­ные им еще в 1815 году: «Нет ничего практичнее хорошей теории».


Каталог: DocLib9 -> %D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F
%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F -> Тест на мотивацию к отказу от курения и его практическое
%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F -> Химия и обмен нуклеиновых кислот
DocLib9 -> Сценарий внеклассного занятия по теме: «Азбука зелёных лекарств Костромской области»
DocLib9 -> Лат immunis свободный, избавленный от чего-либо специфическая профилактика заразных болезней людей и животных
DocLib9 -> Классное родительское собрание «За здоровый образ жизни» Цель
DocLib9 -> 1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ
DocLib9 -> Памятка Что делать, если укусил клещ
%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F -> Обмен сложных белков обмен нуклеопротеинов
%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F -> Биохимия крови


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница