Информация об опыте



страница1/3
Дата10.10.2017
Размер1.07 Mb.
  1   2   3

c:\users\ручеек\desktop\мои рисунки\017.jpg


  1. chekanova

    1. Информация об опыте




Тема опыта:
«Интерактивные

технологии

в коррекции речи

дошкольников»


Сведения об авторе опыта:


ФИО

Чеканова Марина Владимировна

Дата рождения

30.01.1977г

Образование

высшее

Место работы

НРМДОБУ «Д/с «Ручеек»

Квалификация

первая

Стаж педагогической работы

18 лет

Сведения о повышении квалификации

  • «Организация коррекционной работы специалистов в условиях реализации ФГОС» 72 часа, 2011 г;

  • «Современные логопедические технологии. Дифференцированный логопедический массаж в коррекции нарушений произносительной стороны речи» 72 часа, 2012 г;

  • Научно-практический семинар «Социокультурный образец как системообразующий фактор в формировании детско-взрослой общности», 16 часов, 2012 г. 

  • «Логопедический массаж в системе коррекции дизартрии», г. Москва, 24 часа, 2014 г;

  • «Логопедический массаж в системе коррекции дизартрии», г. Москва, 6 часов, 2014 г.

  • 2014г. Участие в международной конференции «Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире», г. Екатеринбург

  • 2015 г. Участие в международной конференции «Образование людей с ограниченными возможностями», г. Казань

Моё жизненное кредо:

Дарить позитив, улыбку и надежду!




Содержание



  1. Информация об опыте

    1. Тема опыта

    2. Сведения об авторе опыта

    3. Условия возникновения, становления опыта

    4. Актуальность опыта

    5. Ведущая педагогическая идея

    6. Длительность работы над опытом

    7. Диапазон опыта

    8. Теоретическая основа опыта




  1. Технология опыта




    1. Цель, задачи педагогической деятельности

    2. Новизна опыта

    3. Принципы

    4. Условия для реализации опыта

    5. Ожидаемые результаты




  1. Организация коррекционно - логопедического процесса

    1. Знакомство с интерактивными технологиями (доска, стол, песочница)

    2. Формы (с детьми, педагогами, родителями)

    3. Технологии

    4. Средства

    5. Этапы применения интерактивных технологий

    6. Применение интерактивных технологий

    7. Сотрудничество с педагогами и родителями

    8. Результативность опыта

    9. Достоинства применения интерактивных технологий

    10. Практическая значимость

    11. Перспектива

Литература

Приложения к опыту

Условие возникновения, становления опыта
Логопедическая практика в условиях дошкольного учреждения свидетельствует о росте частоты речевых дефектов у детей старшего дошкольного возраста.

Поскольку подавляющее количество случаев манифестации речевых нарушений приходится на детский возраст от 3 до 7лет, возникает необходимость создания оптимальных условий для эффективного преодоления речевых дефектов у детей данной возрастной категории, профилактики вторичных нарушений.

Началом работы по теме опыта стала констатирующая педагогическая диагностика состояния речевой функциональной системы, основной целью которой является совершенствование педагогического процесса, направленного на своевременное выявление и устранение речевых нарушений дошкольников, с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Считаю, что использование традиционных методик коррекции и развития речи недостаточно для успешной работы учителя – логопеда. Необходимо вводить новые передовые технологии, методы, приёмы работы, а также повышать мотивацию детей к занятиям.



Меняющиеся условия жизни, бурный рост развития Интернет-ресурсов, определили применение интерактивных технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Опыт возник и становился в условиях сельского социума. Дошкольное образовательное учреждение расположено в п. Сингапай Нефтеюганского района.


Актуальность опыта
«Связная речь не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четко систематической работы»

М. М. Кольцова

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. 

Согласно взглядам отечественных ученых (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. А. Петровская, Т. Н. Ушакова и др.), общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, наконец, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Организация обучения детей с нарушениями речи требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и их интереса к изучаемому материалу. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда учителю – логопеду приходится долго и упорно искать тот материал, который разнообразит занятия, чтобы они не наскучили малышу. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату. Возникает вопрос, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».  Потому   в арсенале каждого логопеда множество наглядных пособий, демонстрационных и раздаточных материалов, игр.

Но в последнее время одним их эффективных средств в коррекции речи стало применение интерактивных технологий.

Проведенные психолого-педагогические и дидактические исследования в сфере общего образования (А.Я. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.С. Полат) и специального образования (О.И. Кукушкина, А.В. Запорожец) показывают, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий обладают необходимым потенциалом, так как способны обеспечить:



  • индивидуализацию обучения,

  • адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых,

  • развитие их самостоятельности,

  • повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

То есть можно говорить о том, что включение интерактивных средств обучения в коррекционный процесс способствует формированию новой развивающей среды обучения детей с особыми образовательными потребностями. Эти средства актуальны, эффективны и дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, речь и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться сначала в школе, а затем в дальнейшей жизни.

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования развитию речи уделено большое внимание. Речевое развитие дошкольников выделено в отдельную образовательную область, включающую владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения уровня дошкольного образования:


  • ребенок хорошо владеет устной речью

  • может выражать свои мысли и желания

  • использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний

  • строит речевое высказывание в ситуации общения

  • выделяет звуки в словах

  • интересуется причинно-следственными связями

Результаты мониторинговых исследований по выявлению речевых нарушений свидетельствуют о том, что у многих воспитанников дошкольного учреждения отмечаются нарушения всех сторон речи: и звуковой, и смысловой стороны. У детей наблюдаются нарушения звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя речи, ограниченный словарный запас слов, нарушения причинно-следственных связей. Им сложно задавать вопросы, выслушивать собеседника, высказывать свою точку зрения. Внимание детей с речевыми нарушениями неустойчивое, отмечаются трудности запоминания.

По данным мониторингового исследования, выяснилось, что из 100% воспитанников старшей группы – 72% дети с речевыми нарушениями.

У 60% воспитанников отмечаются нарушения звукопроизношения.

64% - недоразвитие фонематического слуха. Дети испытывают трудности при дифференциации звуков (коза – коСа), последовательности звуков в коротких словах (КОТ – КТ), не выделяют заданный звук из слова.

У 28 % - словарный запас не соответствует возрастным особенностям. У детей сложности в подборе слов-синонимов (веселый, радостный, задорный…), приставочных глаголов (ехать, приехать, заехать, объехать, переехать, съехать, отъехать), слов – антонимов (больной-здоровый).

У 64% воспитанников наблюдаются аграмматизмы в речи (при счете предметов – 1 шар, 2 шара, 3 шара, 4 шара, 5 шарА), при определении местонахождения предмета (над, под, из-за, между…), в исследовании притяжательных прилагательных (Чьи уши? – «Зайчины», «лисины»).

Процесс исследования связной речи позволил констатировать факт, что 64% воспитанника имеют трудности в: отсутствии логичности, последовательности. Отмечается фрагментарность в построении рассказа, опускание второстепенных звеньев.
Сводная таблица уровня развития воспитанников с речевыми нарушениями

на начало 2014-2015 учебного года в старшей группе





звукопроизношение

фонематический

слух


словарь

грамматический

строй


связная речь

обследовано

детей


100%

100%

100%

100%

100%

выявлено с нарушением речи

72%

60%

64%

28%

64%

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые методы. Решить эту задачу можно с помощью интерактивных технологий обучения.



Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Считаю возможным использование интерактивных технологий воспитателями групп при формировании лексико-грамматических категорий и связной речи.

Вижу необходимость и актуальность обучения родителей грамотно использовать компьютер в развитии ребенка, с соблюдением гигиенических норм. 
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея заключается в использовании и внедрении интерактивных технологий в деятельность учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, как качественно нового и эффективного метода коррекции и развития речи.

Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2014 года по май 2017 год. На первом этапе осуществлялся подбор, изучение и анализ научной литературы, отражающий проблему опыта, подбор диагностической методики, проводилась констатирующая диагностика состояния речевой функциональной системы и связанных с ней неречевых процессов. На втором этапе осуществляется процесс коррекции речи у дошкольников по разработанной схеме в традиционных условиях и с применением интерактивного оборудования. На третьем этапе подводятся итоги работы и презентация опыта работы.


Направления

Действия по реализации задач

Ожидаемые результаты

I этап – подготовительный: сентябрь-декабрь 2014 г

Изучение использования ИКТ в логопедической практике

Анализ литературных источников; составление плана; подбор и создание компьютерных программ, игр и презентаций

Создание банка информации и материально-технического оснащения: программы, игры, презентации, аудиозаписи

II этап – практический: 2015-2017 г

Организация логопедической работы с использованием ИКТ

  • Организация логопедических занятий с использованием интерактивных технологий

  • Вовлечение детей в работу на интерактивном столе, доске, песочнице)

  • Анализ результатов реализации поставленных задач

  • Корректировка содержания деятельности

Повышение интереса детей к занятиям; улучшение качества коррекционного воздействия на развитие речи и высших психических функций

III этап – аналитический: май 2017г

Анализ результатов работы, формулирование выводов по использованию ИКТ в работе с детьми с нарушением речи

Анализ эффективности выполненной работы

Развитие познавательной и речевой активности дошкольников; закрепление навыка пользования компьютером; повышение уровня профессионального мастерства логопеда

Диапазон опыта представлен системой занятий, в соответствии с рабочей программой по коррекции речи дошкольников, в условиях интерактивной среды дошкольного учреждения, модулем педагогического взаимодействия специалистов, в ходе коррекции речи, индивидуальным маршрутом сопровождения дошкольника по развитию речи, вариантом технологии информированного сотрудничества с семьей ребенка.

Теоретическая основа опыта

Теоретической основой опыта являются следующие теории и концепции:



  • Теория системного подхода в решении коррекционных задач (О.Л. Алексеев, Л.С. Выготский, В.В. Коркунов, А.Р. Лурия);

  • Концепция о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Горелов, А.А. Леонтьев, Н. И. Жинкин);

  • Концепция применения компьютерных средств (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, И.А. Морев);

  • Концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина);

  • Научная работа по внедрению ИКТ в ДОУ на базе центра им. А.В. Запорожца под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой;

  • Исследование проблемы внедрения интерактивных технологий и использования их в учебно-воспитательном процессе (Н. Г. Балицкая, К. А. Баханов, А. Беда, Г. П. Волошина, В. Ельникова, Г. И. Коберник, Н. Коберник, Н. А. Коломиец, В. Коротаева, Н. Пехота, Л. В. Пироженко, Н. С. Побирченко, О. И. Пометун, Н. Г. Суворова, П. В. Шевчук);

  • Национальная доктрина образования до 2025г.;

  • Профессиональные стандарты и Федеральные образовательные государственные стандарты.



II. Технология опыта
Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению. Развитие речи - её звуковой стороны словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи - это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно-развивающим по своей направленности.

Поэтому основная цель моего опыта работы: «Достичь соответствия устной речи по всем параметрам языковых норм у детей дошкольного возраста c нарушениями речи».

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  1. совершенствовать звуковую и смысловую сторону речи (фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, звуко - буквенный анализ слов, мелкую моторику, связную речь);

  2. развивать когнитивные компоненты (мышление, воображение, речеслуховую память, внимание);

  3. повышать компетентность педагогов ДОУ при взаимодействии с детьми с речевыми нарушениями;

  4. вовлечь родителей детей, имеющих речевые нарушения, в учебно-воспитательный процесс и оказывать консультативную помощь в коррекции речи.



Новизна опыта
Новизна опыта заключается в том, что представлена альтернатива логопедического воздействия посредством использования интерактивных технологий в коррекционном процессе дошкольного образовательного учреждения

Принципы работы
Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием интерактивных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые я сегодня наполняю новым содержанием:

  • Принцип игровой стратегии и введение ребенка в проблемную ситуацию – позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовывать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств.

  • Принцип воспитывающего обучения. Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей – логопатов волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.

  • Принцип когнитивности коммуникации – организации диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае между компьютером и обучающимся.

  • Принцип доступности обучения. Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме.

  • Принцип сотрудничества – умение договариваться.

  • ​Принцип информированности – обеспечивается разнообразной тематикой, обогащением функциональных свойств, элементов среды посредством интерактивных технологий.

  • ​Принцип коррекции – предполагает опору на сохранные звенья.

  • Принцип эмоционального благополучия и комфорта – содержание материалов должны вызывать положительные эмоции.


Каталог: attachments -> article -> 166
article -> Тесты I уровня по вопросам первичной медицинской помощи
article -> Методические рекомендации по организации паллиативной помощи
article -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 07
article -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению пагубного употребления психоактивных веществ
166 -> Порядок взаимодействия при осуществлении межучережденческих расчетов между медицинскими организациями – заказчиками и исполнителями и страховыми медицинскими организациями
166 -> Занятие физическими упражнениями для здоровья это одно, а при хорошем здоровье помогать людям и выполнять свою


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница