Инструкция для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «эпидемиология. Общая эпидемиология»



Скачать 141.73 Kb.
страница1/3
Дата07.10.2017
Размер141.73 Kb.
ТипИнструкция
  1   2   3

УО «Борисовский государственный медицинский колледж»

Теоретическое занятие

(информационно-рецептивное)

для учащихся третьего курса специальности

2-79 01 01 «Лечебное дело»

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ.

метод – наглядный (иллюстративно-демонстрационный)

c:\documents and settings\светлана\мои документы\мои рисунки\1108139764.jpg

Преподаватель: Татарченко

Светлана Анатольевна

2010г

ИНСТРУКЦИЯ

для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ».

1.Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё.

2.Повторите терминологию дисциплины за предыдущий курс обучения по глоссарию комплекса.

3.Ознакомтесь с основным материалом темы (прочитайте, останавливая внимание на тех абзацах или отрывках, которые вас больше всего заинтересовали)

4.Разбейте весь материал на части, удобные для более детального изучения.

5.Разделите вопросы темы соответственно выделенным вами частям.

6.Составте краткий конспект по вопросам темы.

7.Внимательно прочитайте тему ещё раз.

8.Ответьте на вопросы домашнего задания.

9.Выборочно постарайтесь воспроизвести ответы на вопросы вслух.

10.В случае, если воспроизведение затруднительно, внимательно прочитайте материал ещё раз.

11. Ознакомьтесь с темами рефератов.

12. Если какая-то из предложенных тем вас заинтересовала, про-смотрите материалы темы ещё раз, выберите те материалы, которые соответствуют выбранной теме.

13.Ознакомьтесь с дополнительными материалами темы.

14.Кратко законспектируйте заинтересовавшие вас вопросы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 Организационно воспитательный момент: оценка готовности группы к занятию (наличие медицинской формы, журнала группы, дневника старосты, необходимого оснащения, готовность аудитории, знакомство с группой)(5 мин)

2. Ознакомление с интегральной десятибалльной шкалой оценки результатов учебной деятельности учащихся по предмету «Инфекционные болезни с эпидемиологией » (5 мин)

3.Повторение терминологии дисциплины по предыдущему курсу обучения.(10 мин)

4. Изложение нового материала :(65 минут)

4.1. Инфекция и паразиты.

4.2.Принципы профилактики

4.3.Система регистрации и учета инфекционных больных

4.4.Кабинет инфекционных заболеваний.

4.4.1.Дезинфекция

4.4.2.Дератизация

4.4.3. Дезинсекция
4.5.Режимно-ограничительные мероприятия
4.6.Повышение невосприимчивости к инфекции

4.7.Эпидемиологический надзор

4.8.Карантинные инфекции

5. Домашнее задание.(5минут)

6.Литература для учащихся

7.Литература для преподавателей

8.Дополнительная информация по теме
3.Повторение терминологии дисциплины по предыдущему курсу обучения.(10 мин)

ГЛОССАРИЙ

Инфекция – от латинских слов: infectio – загрязнение, заражение и inficio

– загрязняю – представляет собой широкое общебиологическое понятие,



характеризующее проникновение патогенного возбудителя (вирус, бактерия и др.) в другой более высокоорганизованный растительный или животный организм и последующее их антагонистическое взаимоотношение.

Инфекционный процесс – это ограниченное во времени сложное взаимодействие биологических систем микро- (возбудитель) и макроорганизма, протекающее в определенных условиях внешней среды, проявляющееся на субмолекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях и закономерно заканчивающееся либо гибелью макроорганизма, либо его полным освобождением от возбудителя.

Инфекционная болезнь – это конкретная форма проявления инфекционного процесса, отражающая степень его развития и имеющая характерные нозологические признаки.

Инфекционные болезни – это обширная группа болезней, вызванных патогенным возбудителем. В отличие от других заболеваний, инфекционные болезни могут передаваться от зараженного человека или животного здоровому (контагиозность) и способны к массовому (эпидемическому) распространению. Для инфекционных болезней характерны специфичность этиологического агента, цикличность течения и формирование иммунитета. В общей структуре заболеваний человека на инфекционные болезни приходится от 20 до 40%.Следует подчеркнуть, что инфекционный процесс – один из самых сложных биологических процессов в природе, а инфекционные болезни являются грозными, разрушительными факторами для человечества, наносящими ему колоссальный экономический ущерб. К инфекционным болезням традиционно относят также заболевания, вызываемые не живым возбудителем, а продуктами его жизнедеятельности, накопленными вне макроорганизма (например, в пищевых продуктах). При этом инфекционный процесс, как правило, не развивается, а наблюдается лишь интоксикация. В то же время наличие этиологического агента, формирование иммунитета (антитоксического) и возможность развития инфекционного процесса позволяют относить эти заболевания к инфекционным (ботулизм и др.). Общепризнанным является положение о том, что инфекционный процесс – суть взаимодействие возбудителя и макроорганизма в определенных условиях окружающей среды. Однако окружающая среда в этой триаде занимает особое место и обычно лишь косвенно влияет на инфекционный процесс. Во-первых, она оказывает предварительное опосредованное воздействие путем влияния как на возбудителя (физические, химические, биологические и другие факторы среды), так и на макроорганизм (те же факторы плюс социальные условия). Во-вторых, любые терапевтические воздействия также можно расценивать как текущее влияние факторов внешней среды на инфекционный процесс. И, в-третьих, сам комплекс взаимных приспособительных реакций микро- и макроорганизма можно рассматривать в конечном итоге как направленный на восстановление нарушенного гомеостаза и биологического равновесия с окружающей средой. Возбудитель определяет не только возникновение инфекционного процесса, но и его специфичность. Так, возбудитель чумы вызывает чуму, холеры – холеру и т.д. Интересно, что поскольку инфекционные болезни стали известны человечеству раньше, чем микроорганизмы, их вызывающие, то их возбудитель, как правило, получал название, соответствующее заболеванию. В то же время специфичность не является абсолютной. Например, одно инфекционное заболевание могут вызвать разные возбудители (сепсис) и, напротив, один возбудитель (стрептококк) может вызывать разные болезни (скарлатина, рожа, ангина). На протяжении всей своей жизни человек контактирует с огромным миром микроорганизмов, но вызывать инфекционный процесс способна лишь ничтожно малая часть этого мира (примерно 1/30000). Эта способность в значительной степени определяется патогенностью возбудителя.

Патогенность (болезнетворность) – видовой признак микроорганизма,

закрепленный генетически и характеризующий способность вызывать заболевание. По этому признаку микроорганизмы подразделяются на патогенные, условно-патогенные и непатогенные (сапрофиты). Главными факторами, определяющими патогенность, являются вирулентность, токсигенность и инвазивность.



Вирулентность – это степень, мера патогенности, индивидуально присущая конкретному штамму патогенного возбудителя.

Токсигенность – это способность к выработке и выделению различных

токсинов (экзо- и эндотоксины).



Инвазивность (агрессивность) – способность к проникновению в ткани и

органы макроорганизма и распространению в них. Считается [Смирнов Г. Б. и др., 1989], что свойства патогенности определяются генами, входящими в состав мобильных генетических элементов (плазмиды, транспозоны и др.). Преимущество мобильной организации генов заключается в возможности быстрой адаптации бактерий к условиям окружающей среды. Такой механизм изменчивости объясняет формирование новых типов возбудителей инфекционных болезней. Ген, детерминирующий синтез фактора патогенности, при попадании в другую бактерию может по-иному взаимодействовать с уже имеющимися факторами патогенности, обусловливая различную степень вирулентности и, следовательно, изменение картины инфекционного процесса.

Факторы и способы "агрессии" возбудителей инфекции весьма разнообразны. Среди них – индукция стресса, геморрагических реакций (повреждение сосудов), аллергических и иммунопатологических реакций, аутоиммунитета (вплоть до системных тяжелых поражений), прямой токсический эффект на клетки и ткани, иммунодепрессия, развитие опухолей и др. Нередко вторичные изменения превышают повреждения, вызываемые непосредственно возбудителями. Это связано преимущественно с патологическим действием экзо- и эндотоксинов, продуцируемых возбудителем и антигенемией. В то же время возбудители болезней обладают свойствами, препятствующими воздействию на них защитных факторов макроорганизма (наличие капсулы, продуцирование факторов угнетения фагоцитоза, антигенная мимикрия, внутриклеточное расположение, антигенные вариации и др.). Состояние макроорганизма и его свойства определяют не только возможность возникновения и характер течения инфекционного процесса, но и вероятность проявления последнего в форме инфекционного заболевания. Следует подчеркнуть,

что при любом способе воздействия патогенного возбудителя на организм в

ответных реакциях в той или иной степени участвуют все физиологические

системы макроорганизма, а не только иммунная система. Эти реакции организма как единого целого определяются его реактивностью, под которой понимают способность организма приводить в действие физиологические механизмы, направленные на инактивацию, разрушение и выведение возбудителя и связанных с ним субстанций, а также и на компенсацию нарушенных функций. Защитные факторы организма (резистентность) подразделяются на специфические (иммунные) и неспецифические, составляя в целом комплекс полученных наследственно и индивидуально приобретенных механизмов.

Важно, что в большинстве случаев микроорганизму еще до вступления в непосредственный контакт с макроорганизмом приходится преодолевать мощный защитный барьер в виде нормальной микрофлоры. Микрофлора макроорганизма подразделяется на две основные группы:

· микрофлора (микробиоценоз), характерная для данного вида(эндогенная, аутохтонная, облигатная, резидентная);

·микрофлора случайная (временная, транзиторная, факультативная).Механизмами формирования микробных экосистем, регуляции микрофлоры, взаимодействия с организмом хозяина занимается новая наука – микроэкология.

Среди различных микробиотопов (определенная сфера, площадь, субстрат для жизнедеятельности микрофлоры) организма человека ведущими являются кишечник (общая площадь – 200-300 м2), легкие (80 м2) и кожа (2 м2). Кишечная микроэкологическая система является важнейшей частью гомеостатической системы организма (представлена более чем 400 видами микроорганизмов из них 98% – облигатные анаэробы). Она располагает многими механизмами, обеспечивающими подавление патогенной микрофлоры (стимуляция перистальтики, конкуренция за места адгезии к эпителию кишечника, выработка антибиотических веществ, индукция иммунологических механизмов защиты и др.). Интегральным показателем специфических и неспецифических механизмов защиты желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) является колонизационная резистентность (состояние эпителия, активного лизоцима, кислотность и ферментативная активность желудочного сока, содержание комплемента, интерферонов, макрофагов, иммуноглобулинов). Снижение ее (дисбактериоз) приводит к более частому заболеванию различными кишечными инфекциями. Аналогично выполняет свои защитные и барьерные функции кожа (непроницаемость ее для большинства микробов, бактерицидные свойства) и респираторный тракт (реснички эпителия респираторного тракта, механическое удаление возбудителей из дыхательных путей при кашле, секреция иммуноглобулинов и др.).

Далее в процесс защиты включаются такие факторы естественного иммунитета, как фагоциты (микро- и макрофаги), предшествующие (естественные) антитела, лизоцим, интерферон и т. д. И, наконец, в большинстве случаев развивается реакция приобретенного иммунитета (клеточного и гуморального), а также иммунологическая толерантность.

В то же время хорошо известны видовая и индивидуальная невосприимчивость к

инфекционным болезням. Особую роль при этом играют гены, располагающиеся в главном комплексе гистосовместимости (гены системы HLA). К настоящему времени уже картирован ряд локусов, определяющих высокую и низкую чувствительность к некоторым инфекционным заболеваниям. Так, доказано, что отсутствием в организме генетически детерминированного синтеза нормального полипептида цепи b-гемоглобина обусловливается устойчивость человека к возбудителю малярии. Важнейшую роль в развитии и течении инфекционного процесса играют нервная система и, прежде всего, нейрогуморальная регуляция. Хорошо известно, что регуляторами нейроэндокринного воздействия на иммунную систему являются адренокортикотропный гормон (АКТГ), соматотропный гормон (СТГ), кортикостероиды, катехоламины, энкефалины и многие другие гормоны и нейромедиаторы. На иммунокомпетентных клетках имеются рецепторы для кортикостероидов, катехоламинов, энкефалинов, эндорфина, серотонина, ацетилхолина и других нейроэндокринных медиаторов. Нарушения нейроэндокринной регуляции способствуют развитию инфекционных заболеваний и осложнений. Взаимодействие патогенного возбудителя и восприимчивого организма происходит

в течение определенного временного промежутка и характеризуется цикличностью, т. е. закономерной сменой фаз развития, нарастания и убывания проявлений инфекционного процесса. В этой связи при развитии инфекционной болезни принято различать несколько последовательных периодов: инкубационный (латентный), начальный, разгара и выздоровления.



Инкубационный период (от момента заражения до начала заболевания), как правило, не имеет клинических проявлений, лишь при некоторых заболеваниях (сыпной тиф, корь) и у немногих больных в последние дни этого периода появляются самые общие и неопределенные симптомы (предвестники, продромальные явления), на основании которых при отсутствии эпидемиологических данных трудно даже заподозрить инфекционную болезнь. Каждому инфекционному заболеванию присуща своя длительность инкубационного периода (с небольшими вариациями в зависимости от вирулентности, дозы возбудителя и реактивности организма). Она исчисляется от нескольких часов (грипп, токсикоинфекции) до нескольких недель, месяцев (столбняк, бешенство, вирусные гепатиты) и даже лет (ВИЧ-инфекция).


Начальный период характеризуется большим количеством разнообразных

признаков, которые в совокупности составляют клинический или клинико-лабораторный симптомокомплекс, позволяющий установить предварительный или окончательный диагноз болезни. Поэтому под ранней диагностикой инфекционных болезней понимается диагностика в начальном периоде (Н. И. Рагоза), т.е. до формирования полной клинической картины болезни с ее типичными проявлениями (например, сыпь при брюшном тифе, желтуха при вирусном гепатите, бубон при туляремии).



Период разгара характеризуется типичными для данной болезни симптомами, достигающими своей максимальной выраженности и определяющими все ее своеобразие.

Периоду выздоровления свойственны угасание клинических проявлений болезни и постепенное восстановление нарушенных функций организма. В этом периоде при некоторых инфекционных заболеваниях возможны рецидивы (возврат болезни). Так, например, при псевдотуберкулезе они столь характерны, что нередко сам период называют периодом рецидивов. Рецидивы следует отличать от обострений, которые развиваются не после болезни, а на фоне сохраняющейся клинической симптоматики. Повторное заболевание, развивающееся в результате нового заражения тем же возбудителем, называется реинфекцией.

Иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Профилактические прививки – введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Медицинские иммунобиологические препараты – вакцины, анатоксины,

иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.



Национальный календарь профилактических прививок – нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок. Национальный календарь профилактических прививок включает профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита. Указанные профилактические прививки проводятся всем гражданам Беларуси в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок. Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает Министерство здравоохранения Республики Беларусь.

4. Изложение нового материала : (65 минут)

4.1.Инфекция и паразиты.

Инфекционные болезни известны человечеству еще с глубокой древности. Эпидемиями охватывались огромные территории, включая целые государства и народы. Недаром инфекционные болезни получили название "моровых болезней". Профилактика инфекционных заболеваний, борьба с ними во все времена и у всех народов представляли собой самую серьезную общественную проблему. Следует подчеркнуть, что инфекционный процесс — один из самых сложных в природе биологических процессов, а инфекционные болезни являются грозными разрушительными факторами для человеческого общества, наносящими ему колоссальный экономический ущерб. Эйфория 50-70-х годов нашего столетия по поводу успешной борьбы с инфекциями и полной ликвидации части из них оказалась преждевременной. Лишь одну инфекционную болезнь — натуральную оспу — можно считать условно ликвидированной на планете, поскольку, несмотря на почти двадцатилетний срок отсутствия ее официальной регистрации, вирус заболевания сохраняется в ряде лабораторий, а прослойка неиммунных людей весьма значительна и постоянно возрастает. С другой стороны, увеличивается число новых, ранее неизвестных науке инфекций. Особое значение приобретает медицинская неосведомленность, иногда медицинская безграмотность населения. Отсюда проистекает и позднее обращение к врачу и несвоевременная госпитализация инфекционных больных (дифтерия, боррелиоз — болезнь Лайма и др.).

Инфекционные болезни не собираются уступать своих позиций, а, наоборот,

перешли в наступление. Во всех странах мира, независимо от экономического

развития, отмечается их рост, регистрируются эпидемии. В основе роста заболеваемости в Белоруси лежит ряд причин.



Во-первых, на фоне дестабилизации социально-экономических условий жизни

населения осложняется эпидемиологическая ситуация и возрастает значимость

«классических» инфекций, называемых «возвращающимися, вновь возникающими». Наглядным примером может служить стремительный рост заболеваемости туберкулезом, в том числе активной формой болезни. Небывалого размаха

достигла заболеваемость сифилисом и другими инфекциями, передаваемыми половым путем. Нельзя не упомянуть связанный с ослаблением иммунопрофилактики рост заболеваемости дифтерией в конце 80-х - начале 90-х годов; вспышку

полиомиелита в Чеченской Республике в 1995 г.; эпидемию холеры в Дагестане в 1994 г. (2435 больных и носителей вибриона), возникшую в результате завоза

возбудителя из Саудовской Аравии.



Во-вторых, все более возрастает роль условно-патогенных микроорганизмов,

особенно в эпидемиологии внутрибольничных и многих других инфекций, а также возбудителей кишечных, легочных заболеваний.



В-третьих, официальная статистика в Беларуси регистрирует лишь 47 инфекционных заболеваний, а число известных науке инфекций увеличивается. Достаточно напомнить, что если в 1955 г. их насчитывалось 1062 (В. М. Жданов), то в

настоящее время – более 1200 [Покровский В. И. и др., 1994]. При этом, многие

из них представляют большую эпидемическую опасность и характеризуются высокой летальностью. 1981 год ознаменовался описанием синдрома приобретенного острого иммунодефицита – СПИД, чумы XX века. Позднее была установлена длительная бессимптомная или малосимптомная стадия болезни, наиболее опасная в эпидемиологическом плане, в связи, с чем был введен впервые в мире у нас в Беларуси термин – ВИЧ-инфекция. Отсюда возникновение новых проблем как для специалистов, так и для общества в целом.

Перед здравоохранением стоят серьезные задачи в профилактике и борьбе с инфекционной заболеваемостью. Трудности реализации этих задач в сложившихся непростых условиях жизни нашего общества очевидны. Поэтому необходимо использовать весь арсенал имеющихся в нашем распоряжении средств и методов для нормализации эпидемиологической обстановки и снижения инфекционной заболеваемости



4.1.Принципы профилактики
В государственной системе здравоохранения Беларуси профилактика инфекционных болезней занимает одно из важных мест в деятельности органов здравоохранения, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.

Принципы профилактики.

Профилактика инфекционных болезней обеспечивается:

1) проведением широких государственных оздоровительных мероприятий в интересах трудящихся;

2) участием населения в проведении мероприятий, исключающих или ограничивающих распространение инфекционных болезней;

3) проведением специальных медицинских мероприятий, направленных на резкое снижение инфекционной заболеваемости и ликвидацию ряда болезней.
Из числа важнейших предпосылок успешной профилактики инфекционных болезней нужно особенно выделить неуклонный рост материальной обеспеченности населения. Известно, что в 1960 г. в Беларуси был завершен переход всех рабочих и служащих на 8-часовой рабочий день без уменьшения заработной платы, а в 1967 г. введена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Все больший удельный вес в бюджете населения занимают льготы за счет государства и средств предприятий. На выплаты по социальному страхованию, пенсии, стипендии учащимся, на бесплатное обучение, оплату отпусков и физическую культуру ежегодно расходуются миллиарды рублей.

Важным фактором роста материального благосостояния являются меры по коренному улучшению жилищных условий, санитарно-коммунальному благоустройству населенных мест и развитию общественного питания, пищевой промышленности и расширению торговли пищевыми продуктами.

Как указано выше, органы здравоохранения, располагая разветвленной сетью лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и научно-исследовательских учреждений и опирается в своей деятельности на законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О здравоохранении». В нашей стране найдены и широко используются различные формы участия населения в профилактической работе (санитарные уполномоченные, санитарные комиссии на предприятиях, комиссии здравоохранения в исполкомах Советов депутатов трудящихся и т.д.).


Каталог: Files -> FOR P -> INF -> 002 INF L
002 INF L -> Инструкция для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «Пищевые токсикоинфекции. Ботулизм. Сальмонеллез. Иерсиниозная инфекция»
002 INF L -> Инструкция для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «брюшной тиф, паратифыаиб»
002 INF L -> Инструкция для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «брюшной тиф, паратифы а и б, сальмонеллёзы, дизентерия»
002 INF L -> Инструкция для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «Внутрибольничные инфекции»
002 INF L -> Инструкция для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «вирусные гепатиты. Холера. Полиомиелит»
002 INF L -> Инструкция для самостоятельной работы учащихся с материалами по теме «Понятие об инфекционном процессе и инфекционных болезнях. Методы диагностики. Классификация инфекционных заболеваний»
002 INF L -> Инструкция для преподавателя по проведению занятия технологии «Лекция с обратной связью»
002 INF L -> Инструкция для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «организация противоэпидемических и дезинфекционных мероприятий в очагах инфекционных болезней»
002 INF L -> Инструкция для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «Энтеровирусные инфекции. Ротавирусные инфекции»
002 INF L -> Инструкция для преподавателя по проведению занятия технологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница