«Использование игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению у часто болеющих детей в системе логопедической работы»



Дата03.05.2016
Размер1.03 Mb.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления № 35»


ПРОЕКТ


Использование игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению у часто болеющих детей в системе логопедической работы


Подготовила:

учитель – логопед

Рылова А.Ю.

Северск 2013
Автор проекта: Рылова Анна Юрьевна

Место работы: МБДОУ «Детский сад ПО № 35», г. Северск, Томская область.

Тема: «Использование игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению у часто болеющих детей в системе логопедической работы».
Предметное направление: логопедия.
Целевая аудитория: дети 5-7 лет.
Номинация Фестиваля: долгосрочный проект.

Участники: часто болеющие дети, посещающие логопункт, учитель – логопед, воспитатели, родители.
Актуальность:

Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности.

Среди детей, зачисленных на логопункт МБДОУ «Детский сад ПО № 35»,в котором воспитываются и обучаются дети с диагнозом ДЧБ (дети часто болеющие), есть воспитанники с такими сложными речевыми нарушениями, как фонетико - фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР), общее недоразвитие речи (далее ОНР), стёртая форма дизартрии. Преодоление сложной речевой патологии, требует продолжительного времени, особой тщательности и интенсивности логопедической работы в течение всего учебного года. Однако, кроме речевых дефектов, у значительной части часто болеющих детей – логопатов наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально – волевой сфере, отклонения в общей моторике, различные соматические заболевания, повышенная утомляемость. Они неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те же упражнения и задания для получения хорошего результата. Монотонная, однообразная работа приводит к утомлению детей и потере интереса к логопедическим занятиям уже в середине учебного года, что отражается на результатах промежуточной диагностики в январе. У данной категории детей выявляется лишь незначительная динамика по всем разделам развития речи, таким как:


  • фонетика,

  • фонематические процессы,

  • лексика,

  • грамматический строй речи,

  • связная речь.

Отсюда перед нами возникает объективная необходимость поиска новых методов и приёмов работы, которые с одной стороны обеспечили бы повышение эффективности логопедической работы и позволили бы к концу учебного года добиться хороших результатов, а с другой стороны не переутомляли бы детей и сохранили им здоровье.

Изучив литературу [1],[3],[5] и проанализировав современные педагогические технологии [12], мы остановили свой выбор на игровых, как наиболее естественных и природосообразных, а потому позволяющих эффективно обучать детей, развивать речь, эмоционально-волевую сферу, прививать им коммуникативные навыки сохраняя при этом здоровье.

Игра — основной вид деятельности дошкольников. Именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка: в движении, в общении, в познании, в самореализации, свободе, самостоятельности, в радости и удовольствии.

В последние годы проводились и проводятся исследования игры, связанные с её педагогическим и терапевтическим использованием. Авторы этих исследований: С.Н. Карпова, Н.А. Короткова, Л.Г. Лысюк, Г.Л. Лэндрет, Н.Я. Михайленко, С. Л. Новосёлова, С.А. Шмаков и другие. По мнению этих и многих других исследователей, игра имеет огромное значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Игра - это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создаёт равные условия в деятельности, речевом партнёрстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

В отличие от игр вообще педагогическая технология обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Использование игровых технологий при обучении дошкольников происходит по таким основным направлениям:



  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства,

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Детей утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации звука. Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.).

При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.



Объект проектной деятельности: формирование положительной мотивации к обучению у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста в системе логопедической работы.
Предмет проектной деятельности: модификация и внедрение игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению в систему логопедической работы.
Цель проекта:

формирование положительной мотивации к обучению у часто болеющих детей в системе логопедической работы средствами игровых технологий.


Задачи:

  1. В условиях логопункта создать предметно-развивающую среду для проведения игровых занятий;

  2. Организовать работу на занятиях с применением игровых технологий;

  3. Повысить методическую компетентность родителей посредством обучения их эффективным логопедическим играм с детьми;

  4. Создать и координировать работу творческой группы педагогов с целью включения элементов игровых логопедических занятий в ежедневную непосредственную образовательную деятельность в рамках группы;

  5. Провести мониторинг динамики речевого развития и особенностей мотивации детей для оценки эффективности модифицированных игровых технологий.


Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми, повысит мотивацию детей к обучению и тем самым обеспечит наибольшую эффективность коррекционной работы.

Для внедрения в практику игровых технологий мы разработали цикл авторских логопедических сказочных игротренингов и апробировали инновационную систему универсальных игр с логопедическими картинками И.Л. Лебедевой.


Логопедические сказочные игротренинги.

Сказочный логопедический игротренинг – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Он представляет собой комплекс упражнений (артикуляционных, пальчиковых, мимических, просодических), который дети выполняют по ходу читаемой логопедом сказки. Сказка повышает эффективность логопедического тренинга, выступая первоначальным толчком в проявлении интереса и средством создания положительного фона всего занятия, является опорой для развития всех сторон речи. Даже самые трудные и надоевшие упражнения выполняются без особого труда, если на занятии разыгрывается сказка.

Логопедический игротренинг проводится в начале каждого логопедического занятия, подготавливая органы артикуляции к дальнейшей работе.

Цель логопедического игротренинга - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков с помощью специальных упражнений, «вплетённых» в канву сказочного сюжета.

Основные задачи логопедического игротренинга:


  1. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

  2. Работа над развитием мимической мускулатуры.

  3. Развитие просодических компонентов речи: силы, высоты, модулирования голоса, ритма, интонационной выразительности.

  4. Формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.

  5. Уточнение и обогащение словаря.

  6. Развитие психических процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения.

  7. Воспитанию нравственных качеств.


Универсальные игры с коррекционными картинками.

Игровая технология «Универсальные логопедические игры с картинками» была создана Ириной Леонидовной Лебедевой – учителем логопедом из Свердловской области, автором книг «Трудный звук, ты наш друг!», «Тайны шипящих звуков» и т.д.

Универсальные логопедические игры предназначены для постепенного введения поставленного звука в речь. Они компактны и удобны в использовании, для их проведения логопеду необходимо иметь лишь стандартный набор предметных картинок на все группы звуков и игральные кубики.

Универсальные игры с логопедическими картинками называются универсальными, потому что с их помощью можно автоматизировать звуки любой группы, на любом этапе автоматизации и в тех словах, в которых звук стоит в нужной на данный момент и для данного ребёнка позиции. Параллельно с автоматизацией звука во время игр решается целый комплекс коррекционных задач:



  • развитие и совершенствование навыков звукового анализа

  • совершенствование слоговой структуры слова

  • пополнение и активизация словаря

  • формирование грамматического строя речи

  • развитие просодической стороны речи

  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти и т.д.

Также благодаря технологии Лебедевой И.Л. на логопедическом занятии одновременно с качественным логопедическим тренингом происходит «живое» общение между участниками педагогического процесса, которого так не хватает детям в наш компьютеризированный век. Дети учатся общаться, соблюдать правила, контролировать свои эмоции и, конечно же, получают радость и удовольствие от игры.

Универсальные логопедические игры можно использовать как на логопедических занятиях, так и в совместной деятельности с воспитателем в группе.


Ресурсы проекта: «Использование игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению у часто болеющих детей в системе логопедической работы»
Таблица 1.

1.

Материально-технические ресурсы

  • набор предметных картинок на все группы корригируемых звуков;

  • декорации для настольного кукольного театра (замки, домики, деревья и т.д.);

  • набор небольших игрушек из «киндер – сюрпризов»;

  • игральные кубики;

  • универсальное наборное полотно;

  • наборы картинок для проведения логопедических сказочных игротренингов;

  • фонотека музыкальных произведений.

2.

Кадровые ресурсы

  • учитель – логопед,

  • воспитатели,

  • родители,

  • педагог – психолог.

3.

Программно – методические

ресурсы


  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;

  • «Программа коррекционного обучения и воспитания детей 5-7 летнего возраста с общим недоразвитием речи»» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина

  • Лебедева И.Л «Трудный звук, ты наш друг!»;

  • Методическая копилка ДОУ

  • Интернет ресурсы:

http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал. Образовательные ресурсы для воспитателей, учителей, учеников и родителей. Портал содержит многообразную информацию по всем основным вопросам общего образования, от дошкольного до полного среднего.

http://dob.1september.ru – Газета «Дошкольное образование».


4.

Нормативно-правовые

ресурсы


  • Устав ДОУ,

  • должностные инструкции,

  • аналитические материалы (планы и отчеты, основная общеобразовательная программа)


Этапы реализации проекта:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объекта, предмета и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, создание предметно-развивающей среды для предстоящей работы;

2-й — опытно-экспериментальный: мониторинг уровня развития речи детей на промежуточном этапе коррекционной работы, организация сотрудничества педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей, создание предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении;

3-й — обобщающий (заключительный): обобщение и анализ результатов работы, их оформление в методические продукты.

Детализированный план реализации проекта представлен далее в Таблице 2.
Ожидаемые результаты:

Результаты – продукты:


  • цикл авторских сказочных логопедических игротренингов; Приложение 1

  • картотека универсальных логопедических игр; Приложение 2

  • универсальное наборное полотно для проведения логопедических игротренингов с набором картинок; Приложение 3

  • конспект консультации для воспитателей «Игровые технологии. Универсальные логопедические игры с картинками» + презентация; Приложение 4

  • буклеты для родителей «Играем дома»; Приложение 5

Результаты эффекты:

  • повышение у детей мотивации к обучению в системе логопедической работы;

  • значительная динамика по таким разделам речи как:

  • Фонетика

  • Фонематические процессы

  • Лексика

  • Грамматический строй речи

  • Связная речь

Критерии оценки эффективности реализации проекта.

Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:



  • повышение мотивации к обучению у детей в системе логопедической работы;

  • красивая, грамотная речь детей;

  • вовлеченность родителей и воспитателей в совместную деятельность по коррекции речевых нарушений;

  • повышение методической грамотности педагогов в применении эффективных педагогических технологий для развития речи детей.


Диагностический инструментарий. В качестве диагностических методов в ходе реализации проекта будут применяться:

  • методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, Нищевой Н.В.; Приложение 6

  • проективная методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука. Приложение 7



Перспективы дальнейшего развития:

За прошедший год авторский проект прошел этап апробации. В дальнейшем планируется разработка системы игровых заданий для занятий детей с родителями дома и цикла занятий – практикумов с воспитателями по обучению эффективным логопедическим играм.



Таблица 2 - Поэтапный план реализации проекта «Использование игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению у часто болеющих детей в системе логопедической работы»




Мероприятие

Планируемый результат

Сроки

Ответ-ный

1.Подготовительный этап

1.1

Изучение и анализ современных педагогических технологий используемых в коррекционной педагогике


Повышение педагогической компетенции

Январь 2013

Рылова А.Ю.

1.2

Проведение анализа результатов первичного диагностического исследования особенностей развития речи.

Выявление проблемы

Январь

2013


Рылова А.Ю.

1.3

Поиск и подбор технологий, методов и приёмов коррекционной работы:

  • Автоматизация, поставленных звуков;

  • Формирование фонематических процессов;

  • Развитие слоговой структуры слова;

  • Формирование лексико - грамматических категорий;

  • Развитие просодического компонента речи;

  • Развитие связной речи.

Разработка картотеки: «Универсальные игры с логопедическими картинками»

Картотека игр:

«Универсальные логопедические игры с картинками»



Приложение 2

Январь

2013


Рылова А.Ю.

1.4

Разработка авторского цикла логопедических сказочных игротренингов

Цикл авторских логопедических сказочных игротренингов

Приложение 1

Январь - февраль 2013

Рылова А.Ю.

1.5

Изготовление универсального наборного полотна для проведения логопедических сказочных игротренингов.

Универсальное настенное наборное полотно

Приложение 3\Универсальное наборное полотно.docx

Январь

2013


Родители, Рылова А.Ю.

1.6

Привлечение родителей к изготовлению методических материалов ( картинок к сказочным логопедическим игротренингам)

Наборы картинок для проведения сказочных логопедических игротренингов.

Приложение 3\Картинки для наборного полотна

Февраль 2013

Родители,

Рылова А.Ю.



1.7

Изготовление декораций к универсальной логопедической игре «Ходилка»

Картонные: домики, деревья, кусты, цветы. (Приложение)

Февраль – март

2013


Воспитатели, дети

1.8

Изготовление коррекционных картинок, не имеющихся в стандартном наборе учителя - логопеда

Картинки, нарисованные детьми

Февраль

2013


Дети

1.9

Пополнение предметной среды логопедического кабинета небольшими игрушками (фишками) для проведения логопедических игр

Игрушки из «киндер – сюрприза», содержащие в своём названии корригируемые звуки

Январь-февраль 2013

Родители,

дети,


Рылова А.Ю.


1.10

Разработка буклетов для родителей

Буклеты « Играем дома»

Приложение 5

Февраль- апрель

2013


Рылова А.Ю.

1.11

Разработка консультации для воспитателей «Учимся играя. Универсальные игры с логопедическими картинками»

Конспект консультации для воспитателей «Учимся играя. Универсальные логопедические игры с картинками» Приложение 4\Консультация для воспитателей.docx,

Презентация



Приложение 4\УИ.ppt

Январь 2013

Рылова А.Ю.

1.12

Создание творческой группы педагогов вовлеченных в решение проблемы

Повышение педагогической компетенции педагогов детского сада

Февраль

2013


Рылова А.Ю.

2. Опытно-экспериментальный этап

2.1

I этап – Констатирующий

Проведение первичной диагностики речевого развития детей



Определение уровня речевого развития детей после проведённой логопедической работы за первое полугодие.

январь 2013

Рылова А.Ю.

2.2

II этап – Формирующий

Внедрение в работу системы мероприятий, направленных на повышение мотивации у детей к логопедическим занятиям и



система мероприятий, направленных на повышение мотивации у детей к логопедическим занятиям

Февраль – апрель 2013

Рылова А.Ю.

2.2.1

  • Проведение логопедических сказочных игротренингов в первой половине логопедических занятий.

Улучшение пальчиковой и артикуляционной моторики, просодического компонента речи, повышение мотивации к выполнению артикуляционной гимнастики.

Февраль – апрель

2013


Рылова А.Ю.

2.2.2

  • Включение в логопедические занятия универсальных логопедических игр:

Повышение мотивации к коррекционным занятиям

Февраль

- апрель


2013

Рылова А.Ю.

  • Игр - «Ходилок» («Простая дорожка», «Дорожка с сюрпризами», «Волшебная дорожка»

Автоматизация поставленных звуков, развитие лексико – грамматических категорий, развитие связной речи, развитие просодического компонента речи

  • Игр – «Менялок»

Автоматизация поставленных звуков,

Развитие навыка звукового анализа,

Развитие слоговой структуры слова


  • Игр – «Богатеек»

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в стихах и скороговорках,

Упражнение в употреблении предложно – падежных конструкций



  • Игр – «Смешилок»

Автоматизация поставленных звуков, закрепление навыка словообразования, упражнение в умении задавать вопросы

  • Игр – «Собиралок»

Автоматизация поставленных звуков, развитие лексико – грамматических категорий, развитие связной речи, развитие просодического компонента речи

  • Игр – «Искалок»

Автоматизация поставленных звуков, развитие лексико – грамматических категорий, развитие связной речи, развитие просодического компонента речи

2.2.3

Проведение консультации для воспитателей «Учимся играя. Универсальные игры с картинками»

Повышение педагогической компетенции воспитателей по речевому развитию детей

Февраль 2013

Рылова А.Ю.

2.2.4

Включение в совместную деятельность и в занятия по развитию речи универсальных логопедических игр:

Автоматизация поставленных звуков, развитие лексико – грамматических категорий, развитие просодического компонента речи

Февраль – апрель 2013

Воспитатели.

Игр - «Ходилок» («Простая дорожка», «Дорожка с сюрпризами», «Волшебная дорожка»)

Автоматизация поставленных звуков, развитие лексико – грамматических категорий, развитие связной речи, развитие просодического компонента речи

Игр – «Менялок»

Автоматизация поставленных звуков,

Развитие навыка звукового анализа,

Развитие слоговой структуры слова


Игр – «Богатеек»

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в стихах и скороговорках,

Упражнение в употреблении предложно – падежных конструкций



Игр – «Смешилок»

Автоматизация поставленных звуков, закрепление навыка словообразования, упражнение в умении задавать вопросы

Игр – «Собиралок»

Автоматизация поставленных звуков, развитие лексико – грамматических категорий, развитие связной речи, развитие просодического компонента речи

2.2.5

Индивидуальное консультирование родителей, обучение их совместным играм с детьми. Выдача буклетов – напоминалок «Играем с детьми дома»

Повышение компетенции родителей по развитию речи детей

Февраль

2013


Рылова А.Ю.

2.3

III этап – Заключительный

Итоговая диагностика уровня развития речи детей



положительная динамика уровня развития речи

Май 2013

Рылова А.Ю.

3. Обобщающий (заключительный)

3.1

Пополнение наглядно-информационного материала для родителей.

Наглядно-информационный материал для родителей

В течение года

Рылова А.Ю.

3.2

Оформление отчета по результатам реализации проекта

Отчетная документация

Май 2013

Рылова А.Ю.

3.3

Подготовка и публикация материалов проектной деятельности

Перечень печатных работ

В течение всего периода

Рылова А.Ю.

Список литературы:

  1. Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться?// Перспектива. 1987. №4.

  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: «Мозаика-Синтез», 2008.

  3. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно – методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2008.

  4. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.- 2003.- №3.-20-24с.

  5. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра //Введение в активные методы обучения. – М., 1998.

  6. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана – Граф, 2008.

  7. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана – Граф, 2008.

  8. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш, Ж, Щ: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана – Граф, 2008.

  9. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки С, Сь – З, Зь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана – Граф, 2008.

  10. Нищева Н.В. Речевая карта ребёнка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). - М: Издательство: Детство-Пресс, 2011.

  11. Пидкастый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры. – М., 1996.

  12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М. 1998.

Каталог: files -> file
file -> Лечебная физкультура
file -> Казьменко Артем Анатольевич
file -> Закон санкт-петербурга о льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга
file -> Галины Чулуевны Махаковой. Приветственное слово директора фгу нии урологии, профессора Олега Ивановича Аполихина. 10. 20 12. 00 Пленарное заседание
file -> Фамилия, имя: Денисенко Владислав Курс: 4 курс, специальность «Сестринское дело»
file -> Реферат по биологии Решение проблемы защиты комнатных растений от вредителей и возбудителей инфекционных заболеваний
file -> Реферат по биологии на тему:
file -> Показания к проведению коронарной ангиографии (каг)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница