Использование новых образовательных технологий в работе логопеда с детьми с



Pdf просмотр
Дата24.09.2018
Размер0.5 Mb.


Использование новых образовательных технологий в работе логопеда с детьми с нарушениями речи
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования, в частности дошкольного, и путях их реализации.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно- образовательных технологий, обновления содержания работы с детьми с общим недоразвитием речи в дошкольных образовательных учреждениях. Логопедическая практика имеет в своем арсенале различные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. В своей работе с детьми с нарушениями речи я остановила свой выбор на следующих технологиях:
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. На занятиях применяю информационные технологии в процессе изучения новых для воспитанников понятий, для обобщения и систематизации полученных знаний, при выполнении игровых и творческих заданий. Считаю, что занятие с использованием показа фрагмента мультипликационных фильмов гораздо интереснее, чем рассказ учителя-логопеда.
Игровые технологии. Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому, необходимо организовать игру так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как мы его научим передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения. Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.
Проведение на логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Применяя игровые технологии, стараюсь создавать условия позволяющие детям саморазвиваться. Особое внимание уделяю дидактическим, подвижным, словесно -

речевым, театрализованным играм. Выполнение игровых действий доставляет ребенку большое удовольствие.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Для достижения лучших результатов, чтобы процесс выполнения артикуляционной гимнастики был более занимательным и увлекал детей, в своей коррекционной работе мною используется новый интересный метод - биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование биоэнергопластики в работе с дошкольниками- логопатами имеет большое значение:
 во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с
ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.
Использование метода вызывает интерес и помогает решить эту проблему
 во-вторых, облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, развивает моторику.
Цель использования биоэнергопластики: выработка, качественных полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка), профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения.
Систематические упражнения позволяют добиться следующих результатов:
- выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;
- игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка;
- ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять;
- развивается память детей, так как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
- у детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, дети
«рассказывают» руками целые истории;


- в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.
Формирование связной монологической речи у дошкольников является важнейшей задачей логопеда, ибо монологическая речь характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений. Занимаясь с детьми, я пришла к выводу: целесообразно использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядное моделирование. Известно, что С.
Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Выготский считали, что рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом очень важно, чтобы все элементы на схеме, рисунке были расположены в нужной для развернутого высказывания последовательности.
Актуальность использования наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ОНР в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Мною была разработана и апробирована в течение двух лет рабочая программа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования «Будем говорить правильно». Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи, мониторинговые исследования показали, что использование наглядного моделирования в системе при работе над связной речью значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи детей, улучшает понимание речи, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок, количественно и качественно улучшает параметры связности и целостности языкового оформления речи детей.


Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. Наблюдаются трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации. И здесь на помощь мне приходит дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников с ОНР. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
 новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда;
 гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;
 способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;
 является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;
 носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).


Используя в своей работе вышеуказанные современные образовательные технологии, пришла к выводу, что применение СОТ в коррекционно-образовательном процессе с дошкольниками положительно влияет на развитие речи и ВПФ у детей с речевой патологией, повышает эффективность преодоления общего недоразвития речи у них.
Кузнецова Елена Владимировна учитель-логопед
СП ГБОУ СОШ с. Алексеевка - детский сад «Светлячок»



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница