Исполнительная власть в системе государственного управления



Скачать 21.37 Kb.
Дата13.03.2018
Размер21.37 Kb.

Билет №6

  1. Исполнительная власть в системе государственного управления

Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Исполнительная власть - одна из трех ветвей единой государственной власти Российской Федерации. Обладая определенной самостоятельностью в функциональном и компетенционном аспектах, эта ветвь государственной власти тесно взаимодействует с законодательной, то есть представительной, а также с судебной ветвями власти.

Согласно статье 110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России.

Органы исполнительной власти могут действовать на разных уровнях территориальной организации государства. Так в унитарных государствах государственная исполнительная власть представлена центральными органами (президент, правительство, министерства и ведомства). В федерации она имеет двухуровневый характер: общегосударственные органы исполнительной власти и исполнительная власть субъекта федерации.

Правительство обычно имеет название кабинета министров или совета министров, либо официально называется «правительством». Правительство представляет собой коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство государственным управлением. Под руководством правительства находятся государственный аппарат, вооруженные силы, органы государственной безопасности, финансы государства.

Возглавляет правительство председатель правительства (премьер-министр). В состав правительства входят заместители председателя и министры.

Способ формирования правительства зависит от формы правления. В парламентских монархиях и парламентских республиках правительство формируется парламентом, а в дуалистических монархиях, президентских и полупрезидентских республиках – главой государства.

С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов федерации. Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным делением РФ:


  • к федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти;

  • к органам исполнительной власти субъектов РФ относятся администрации субъектов и иные органы осуществляют свою деятельность в пределах территории субъекта;

  • к межтерриториальным относятся органы, деятельность которых может охватывать несколько субъектов (федеральные округа, пограничные округа).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают:

  • Правительство РФ;

  • министерство РФ;

  • государственный комитет;

  • федеральная комиссия России;

  • федеральная служба;

  • федеральное агентство;

  • федеральный надзор;

  • управление делами Президента.

По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

  • органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов Федерации);

  • органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерства, структурные подразделения администраций);

  • органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные надзоры);

  • органы смешанной компетенции, они сочетают признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

По порядку разрешения подведомственных вопросов выделяют:

  • коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы большинством голосов лиц, входящих в ихсостав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия). Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов;

  • единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта федерации). Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и другие.

Правительство РФ является коллегиальным органом общей компетенции. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства, вступив в должность, в течение недели представляет Президенту свои предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и по персональному составу. Президент своим указом утверждает структуру федеральных органов и состав руководителей министерств и иных органов исполнительной власти. С каждым новым Председателем Правительства и с каждым новым Президентом происходит реорганизация структуры федеральных органов исполнительной власти и формируется новое Правительство.

Председатель Правительства освобождается от должности единолично Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке, либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Президент до назначения нового Председателя Правительства РФ поручает исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя.

Члены Правительства РФ не вправе занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; не вправе получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ; не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Общие полномочия:


  • Правительство организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;

  • организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ;

  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

  • правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации.

Основные решения и акты Правительства РФ обсуждаются и принимаются на его заседаниях. Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры должны участвовать в заседаниях лично. В случае невозможности их участия в заседании они информируют об этом Председателя Правительства РФ.

В заседаниях Правительства РФ вправе принимать участие представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального Банка РФ и иные лица, если это предусмотрено российским законодательством. Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

В качестве постоянно органа Правительства для решения оперативных вопросов создается Президиум Правительства РФ, в который входят председатель Правительства, его заместители, министр иностранных дел, министр внутренних дел, министр обороны и ряд других министров. Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости, а его решения принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума. Решения Президиума не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.

Кроме того, Правительство РФ образует совещательные органы:



  • координационные органы (комиссии) для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти в решении определенного круга задач;

  • консультативные органы (советы), образуемые для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений, носящих рекомендательный характер.



  1. Представительный орган муниципального образования: статус, полномочия, организация деятельности.

Представительный орган муниципального образования — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать своё конституционное право на осуществление власти на уровне местного самоуправления.

Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район).

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:



  • 7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

  • 10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

  • 15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

  • 20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

  • 25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

  • 35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Наименования представительного органа местного самоуправления также различные. Встречаются думы, муниципальные советы, советы, собрания, собрания представителей, представительные органы, земские собрания и др.

Срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает только срок полномочий депутатов местных представительных органов. Он же может быть менее 2 и более 5 лет. Сроки полномочий отдельного депутата и представительного органа могут и не совпадать, но, как правило, они идентичны.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:



  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

  • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

  • принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 — 7 статьи 13 Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.



Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница