Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы 6



Дата03.05.2016
Размер166 Kb.
Просмотров1311
Скачиваний0
ТипРеферат


Содержание


Введение 4

1. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы 6

1.1. Исследование пульса и артериального давления в покое 6

1.2. Функциональнее пробы при исследовании сердечно-сосудистой системы 8

1.2.1. Проба Мартине-Кушелевского 9

1.2.2. Проба Летунова 12

1.3. Определение физической работоспособности 13

1.3.1. Тест PWC170 14

1.3.2. Гарвардский степ-тест 15

2. Исследование функционального состояния системы внешнего дыхания 17

2.1. Спирометрия 17

2.2. Функциональные пробы при исследовании системы внешнего дыхания 18

2.2.1.Проба Розенталя 18

2.2.3. Пробы Штанге и Генчи 19

3. Оценка функционально состояния нервной и нервно-мышечной систем 20

3.1. Исследование двигательного анализатора с помощью определения дифференциальных порогов его кинестетиче­ской чувствительности 20

3.2. Исследования двигательного анализатора с помощью определения дифференциальных порогов его проприоцептивной чувствительности 21

3.3. Проба Ромберга 21

3.4. Проба Яроцкого 22

3.5. Клиноортостатическая проба Даниелополу-Превеля 23

СПИСОК ЛитературЫ 25

Введение

Освоение знаний по дисциплине «Спортивная медицина» является важнейшим этапом профессиональной подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта и содействует качественному профессионально-педагогическому становлению и наилучшему усвоению теории и практики будущей специальности.

Активно развиваясь, спортивная медицина быстро завоевала признание физкультурно-спортивной практики, этому способствовали бурные темпы развития физкультуры и спорта, непрерывный рост спортивных результатов, растущее понимание роли активного двигательного режима в укреплении здоровья нации. Создана государственная система медицинского обеспечения физической культуры и спорта. Физическое воспитание, физическая культура и спорт – это процесс в первую очередь социально-педагогический, что определяет ведущую роль в нем педагога, тренера, теоретическая и практическая готовность которого, предопределяет эффективность данного процесса. Объектом данного процесса является человек, со всей сложностью его организма, психики, реактивности, взаимоотношений со средой. Поэтому, эффективность во многом зависит от степени соответствия применяемых средств и методов педагогического процесса состоянию здоровья, физическому развитию, функциональным возможностям, возрастным и индивидуальным особенностям каждого занимающегося физической культурой и спортом. Только при наличии такого соответствия обеспечивается должный эффект любой формы занятий физическими упражнениями (от лечебной физкультуры до спорта), возможность достижения оздоровительного эффекта и высоких спортивных результатов. В противном случае, не исключается развитие различных предпатологических состояний, снижение уровня спортивной тренированности, сокращение спортивного долголетия. Тренер и преподаватель физического воспитания должен умело использовать современные методы исследования ответной реакции организма на дозированную нагрузку, уметь вовремя распознать и предупредить любые нарушения в состоянии спортсмена, грамотно использовать средства восстановления и повышения работоспособности.

Методическое пособие отражает требования государственного образовательного стандарта, которые подразумевают, что студент должен знать особенности функционирования органов и систем человека в состоянии относительного мышечного покоя, в ходе выполнения двигательной активности и в периоде восстановления, что позволяет использовать физическую деятельность как мощный стимулятор оздоровления организма. Студент должен уметь правильно анализировать результаты, характеризующие функциональную активность органов и систем, их способность к адаптации в различных условиях жизнедеятельности.

Представленные в пособии материалы изложены системно: исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы, изучение функции внешнего дыхания, исследование нервной и нервно-мышечной систем. В каждом разделе представлены как простые клинические, так и инструментальные методы исследования, а так же функциональные пробы. Предлагаются алгоритмы проведения исследований, схема анализа результатов и технология разработки по результатам исследования практических рекомендаций для занимающихся физической культурой и спортом.

Данные, представленные в пособии, могут быть использованы студентами очной и заочной форм обучения для самостоятельного овладения основами теории и практики спортивно-медицинского исследования. Они отражают основные программные требования по предмету для факультетов физической культуры педагогических вузов и составлены с учетом доступности проведения необходимых исследований в условиях работы педагога по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях.



1. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы


Исследование функционального состояния органов и си­стем спортсмена или занимающегося физической культурой обычно начинают с сердечно-сосудистой системы. Это объяс­няется тем, что сердечно-сосудистая система обеспечивает пи­тание работающих мышц, лимитируя их работоспособность. Вместе с другими системами она обеспечивает гомеостаз и наиболее чутко реагирует на все изменения как внешней, так и внутренней среды.

Функциональные возможности сердечно-сосудистой систе­мы раскрываются наиболее полно не в состоянии относитель­ного физиологического покоя, а при физических нагрузках. т. е. в условиях повышенных требований к организму. Измене­ния частоты пульса и уровня АД, возникающие после физиче­ской нагрузки, позволяют судить об уровне функционального состояния и об адаптации сердечно-сосудистой системы к вы­полненной нагрузке



1.1. Исследование пульса и артериального давления в покое

Исследование начинается с анамнеза, включающего самочувствие, пере­несенные заболевания, ближайший спортивный анамнез. После этого определяется пульс и артериальное давление в покое.



Пульс — периодическое колебание стенок артерий, вызы­ваемое ритмическим наполнением сосудов кровью при систоле сердца

Пульс исследуют на лучевой артерии, в нижней трети пред­плечья, а также на сонных артериях или в области сердечного толчка концами второго и третьего пальцев. Пульс подсчитывается по десятисекундным отрезкам времени 6 раз для того, чтобы определить его частоту за 1 мин. и ритмичность. Ритмичным пульс считается в том слу­чае, если количество ударов за 10-секундныо промежутки не отличается больше чем на 1 удар (например, пульс 10, 10, 11, 10, 10, 1й ударов). Аритмичность пульса — значительные колебания числа сердечных сокращений за 10-секундные отрезки времени . Помимо частоты и ритмичности пульса учитываются его напряжение и наполнение.

У здоровых мужчин, не занимающихся спор­том, в покое частота пульса равна 65—75, у женщин — 60—80. При величине пульса меньше этих цифр он считается замедлен­ным, больше 90—100 ударов — учащенным. У систематически и правильно тренирующихся спортсменов пульс урежается до 40—60 ударов в 1 мин. и менее. Это явление называется брадикардией.

Брадикардия в покое характерна для систематически трени­рующихся спортсменов. Урежение пульса происходит на протя­жении спортивного сезона и связано с нарастанием тренирован­ности. Часто оно сопровождается низкими величинами артери­ального давления.

Брадикардия может возникать при ряде заболеваний (печени, среднего уха, менингите и др.).

Учащение сердечных сокращений (тахикардия) — результат симпатических влияний. При этом удары пульса частые и силь­ные. Физиологическая тахикардия наблюдается при физической работе, перегревании, нервном возбуждении и после еды.
Артериальное давление — сила, с которой кровь вы­брасывается из сердца в сосуды и давит на их стенки и на столб крови от места давления к периферии. Его определяют тонометром по звуковому методу Короткова. Регистрируют показатели максимального (Мх) – систолического АД и минимального (Мn) диастолического артери­ального давления.

Разница между величинами Мх и Мn артери­ального давления называется пульсовым давлением (Рd).

Мх артериальное давление соответствует наибольшей высоте давления во время систолы. Оно прямо пропорционально количеству крови, выбрасываемой левым желудочком в аорту, скоро­сти ее изгнания, уровню давления на столб крови в аорте и об­ратно пропорционально эластичности кровеносных сосудов. Мn артериальное давление зависит от тонуса периферических сосу­дов и быстроты оттока крови из артериальной системы. Рd косвенным образом ука­зывает на величину систолического (ударного) объема.

Средними показателями артериального давления у здоровых людей в покое являются: Мх—110—130, Мn — 60—80 и Рd — 40—50 мм. рт. ст. При Мх артериальном давлении ниже 100 мм и Мn ниже 60 мм давление считается пониженным (гипотония).

У 85% занимающихся спортом Мх артериальное давление колеб­лется в пределах от 90 до 129 мм, а Мn — от 50 до 89 мм (С. П. Летунов). У многих тренированных спортсменов наблюда­ется гипотония, которая рассматривается как физиологическая.

Величины Мх от 130 до 150 и Мn от 80 до 100 мм характерны для предгипертонии, а Мх выше 150 и Мn выше 100 мм — для гипер­тонии.

Гипертония встречается у больных гипертонической болезнью, но может быть и у спортсменов при перетренированности, перенапряжении, при повышенной возбудимости, а у юных спортсменов — в период полового созревания (так называемая юношеская гипертония).

Значительное изменение у занимающихся спортом уровня ар­териального давления в покое по сравнению с постоянными ве­личинами— один из признаков нарушений режима, а также за­болевания.


1.2. Функциональнее пробы при исследовании сердечно-сосудистой системы


Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы используются функциональные пробы, которые обязательно должны быть стандартными и строго дозированными, без чего нельзя проводить сравнения показателей в динамике.

Функциональные пробы – способы определения влияния на организм дозированной физической нагрузки по реакции показателей кровообращения. Пробы позволяют определить функциональное состояние ССС.

Применение функциональных проб с физическими нагрузками позволяет получить объективные данные о функ­циональном состоянии сердечно-сосудистой системы.


1.2.1. Проба Мартине-Кушелевского

Проба позволяет оценить приспособляемость сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку.

Нагрузка в пробе заключается в выполнении 20 приседаний за 30 секунд, восстановительный период – 3 минуты.

Оснащение: тонометр, секундомер.

Порядок выполнения пробы.

1. Сбор краткого анамнеза испытуемого.

2. Измерение фоновых данных (пульс и АД). Пульс измеряется по 10-секундным промежуткам до регистрации 3-х одинаковых величин, но не больше 6-и измерений. Артериальное давление измеряют дважды, за исходные данные берется наименьший результат измерений.

3. Выполнение нагрузки – 20 приседаний за 30 секунд.

Во время выполнения пробы проводится врачебно-педагогическая оценка пробы (ВПОП). Экспериментатор следит за соблюдением времени и темпа выполнения нагрузки и оценивает качество выполнения по 5-и бальной шкале. Регистрируются визуальные признаки утомления (ВПУ)

4. Исследования в восстановительном периоде. После выполнения пробы обследуемый садится и у него подсчитывается пульс за первые 10 секунд первой минуты восстановления, далее 40 секунд отводится для изменения артериального давления. Измерение пульта продолжается по 10-и секундным интервалам до восстановления. После этого измеряют артериальное давление.

Общее время восстановления в пробе – 3 минуты. Если за 3 минуты пульс не восстановился, то в конце последней минуты измеряется артериальное давление. Данные заносятся в протокол.

Протокол выполнения пробы.

Испытуемый

Экспериментатор

До нагрузки: Р

АД


После


нагрузки

ЧСС за

1 мин

2 мин

3 мин

10 сек










20 сек

-







30 сек

-







40 сек

-







50 сек

-







60 сек










АД










ВПОП




ВПУ



5. Оценка и анализ результатов проведенной пробы.

Прежде всего определяется тип реагирования ССС на дозированную нагрузку.

Раз­личают пять основных типов реакций — нормотоническую, гипертоническую, гипотоническую, дистоническую, со «ступенчатым» подъемом Мх ар­териального давления.

Далее производится определение экономичности работы ССС. Работа ССС считается экономичной в том случае, если ССС справляется с работой в большей степени за счет увеличения сердечного выброса, чем за счет увеличения ЧСС. Для определения экономичности необходимо рассчитать прирост по пульсу и прирост по артериальному давлению (пульсовому), и сравнить их. Превышение прироста по артериальному давлению над приростом по пульсу говорит об экономичной работе ССС.
Для определения типа реагирования и экономичности работы ССС целесообразно пользоваться следующей схемой.


  1. Характеристика изменений пульса

  2. Характеристика изменений Мх АД

  3. Характеристика изменений Мn АД

  4. Характеристика изменений Рd

  5. Длительность времени восстановления

  6. ВПУ, ВПОП

  7. Определение типа реагирования

  8. Расчет прироста по пульсу

  9. Расчет прироста по артериальному давлению (пульсовому)

  10. Определение экономичности работы ССС

Определение экономичности работы ССС.

Для расчета прироста пульса и артериального давления составляется пропорция. Для определения прироста пульса и АД за 100% всегда берутся данные до нагрузки (фоновые), за Х% - разница в показателях до и после нагрузки.

Пример.




Пульс

АД

До нагрузки

9

110\70

Сразу после нагрузки (на 1 мин восстановления)

14

140\70




  1. Расчет прироста по пульсу

100% - 9 (уд/мин)

Х% - 5 (уд/мин)

Х = (100% * 5) \ 9 = 55,56%

2. Расчет прироста по давлению

Сначала нужно определить показатель пульсового давления

До нагрузки – 110-70 = 40 (мм.рт.ст)

После нагрузки – 140-70 = 70 (мм.рт.ст)

100% - 40 (мм.рт.ст)

Х% - 30 (мм.рт.ст)

Х = (100% * 30) \ 40 = 75%



Вывод: в данном случае работа ССС экономичная, так как прирост по давлению больше прироста по пульсу, а следовательно, ССС справляется с работой, в основном, за счет увеличения пульсового давления, то есть, сердечного выброса.

1.2.2. Проба Летунова

Проба позволяет оценить функциональное состояние ССС и переносимость скоростной нагрузки и нагрузки на выносливость.

Проба трехкомпопнентная, включает в себя 3 вида нагрузки


  • 20 приседаний за 30 секунд

  • 15-и секундный бег максимальной интенсивности

  • 3-х минутный бег в темпе 180 шагов в минуту.

Восстановительный период – 3, 4 и 5 минут соответственно

Проба применяется для спортсменов не ниже второго разряда



Оснащение: секундомер, тонометр, метроном.

Порядок выполнения пробы.

  1. Сбор краткого анамнеза испытуемого.

  2. Измерение фоновых данных

  3. Выполнение трёхкомпонентной нагрузки.

  4. Исследование восстановительного периода. Результаты измерений пульса и артериального давления заносятся в протокол. Измеряется ЧСС за первые 10 секунд каждой минуты восстановления и АД в каждую минуту восстановления.

Оценка результатов пробы Летунова включает определение типа реагирования ССС, расчет экономичности работы для каждого компонента нагрузки, сопоставление полученных результатов с данными анамнеза.

Протокол выполнения пробы
Испытуемый

Экспериментатор



До нагр
Вид нагр

ЧСС

АД

20 приседаний


Время вост

Показатель



1

2

3

4

5

ЧСС
















АД
















15 сек бег


ЧСС
















АД
















3 мин бег

ЧСС
















АД















По результатам пробы для испытуемого предлагаются рекомендации, позволяющие внести коррективы в режим жизнедеятельности и учебно-тренировочный процесс.



1.3. Определение физической работоспособности

Физической работоспособностью принято называть такое количество механической работы, которое может выполнить испытуемый с максимальной интенсивностью. С улучшением функционального состояния при той же затрате энергии мож­но выполнить работу большей мощности.

К методам оценки физической работоспособности относят­ся определение максимального поглощения кислорода МПК, РWC170 и Гарвардский степ-тест, позволяющие определить уровень физической работоспособности в количествен­ных выражениях.

К методам определения физической работоспособности относятся Гарвардский степ-тест и тест PWC170.


1.3.1. Тест PWC170


Тест PWC170 расшифровывается как физическая работоспособность при пульсе 170 ударов в минуту. Величина PWC170 соответствует такой мощности физической нагрузки, которая приводит к повышению ЧСС до 170 уд/мин. Существует прямая линейная зависимость между мощностью выполняемой работы и ЧСС в пределах 170-200 уд/мин («коридор» оптимального функционирования кардиореспираторного аппарата)

Тест PWC170 заключается в выполнении двух нагрузок, соответствующей мощности и расчета величины PWC170, исходя из значений пульса после выполнения каждой из нагрузок.



При проведении пробы PWC170 рекомендуется следующая последовательность действий

  1. Изучение анамнеза и исключение противопоказаний к пробе.

  2. Выполнение первой нагрузки – продолжительностью 5 минут. За 30 секунд до окончания первой нагрузки измеряется частота сердечных сокращений.

  3. Перед второй нагрузкой обязательный трехминутный отдых, в течение которого показатели ЧСС возвращаются практически в исходный уровень.

  4. Выполнение второй нагрузки – продолжительностью 5 минут. Вторая нагрузка: мощность работы определяется в зависимости от мощности первой нагрузки и частоты сердечных сокращений во время ее выполнения (определяется по таблице). Продолжительность работы 5 минут. За 30 секунд до окончания первой нагрузки измеряется частота сердечных сокращений.

  5. Оценка и анализ результатов исследования.

Расчет величины физической работоспособности проводится по следующей формуле:

где PWC170 – физическая работоспособность при частоте сердечных сокращений 170 ударов в минуту; N1 и N2 – соответственно мощности первой и второй нагрузок; f1 и f2 – частота сердечных сокращений в конце первой и второй нагрузки.

У молодых здоровых нетренированных мужчин величины PWC170 чаще всего равна 700-1100 кгм/мин, женщин – 450-750 кгм/мин. У спортсменов, тренирующихся на выносливость, эти величины бывают наиболее высоки и достигают 2200-2800 кгм/мин.

Одним из главных факторов, обеспечива­ющих физическую работоспособность, является потребление кислорода в 1 минуту (МПК). Непрямые методы определения МПК, не требуют предельной физической нагрузки и основаны на том, что по частоте пульса при нетяжелой стандартной работе теоретически рассчитывают МПК по номограмме или по формулам.



Определение МПК по величине PWC170.

МПК можно определить по величине PWC170 с помощью формул, предло­женных В. Л. Карпманом.

Для спортсменов, специализирую­щихся в скоростно-силовых видах спорта, применяется фор­мула:

МПК = l,7 * PWC170+ 1240.

Для спортсменов, трени­рующихся на выносливость:

МПК — 2,2 * PWC170+ 1070


1.3.2. Гарвардский степ-тест


Индекс Гарвардского степ-теста используется для определе­ния реакции ССС на физическую нагрузку, для определения физической работоспособности. Тест разрабо­тан в 1942 г. Бруа с соавторами в лаборатории утомления Гарвардского университета (США).

При проведении исследования необхо­димо наличие ступенек различной высоты: 50 см — для мужчин, 43 см — для женщин (высота ступеньки определяется длиной голени испытуемого), секундомера и метронома.

Перед обследованием фиксируется частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое сидя и измеряется АД. Затем пос­ле разминки, главным образом, для суставов ног, испытуемый приступает к восхождению, частота — 30 подъемов в 1 мин, для чего метроном устанавливаете на 120 . ударов в минуту (одно восхождение состоит из 4 шагов). Проба выполняется 5 мин.

Если обследуемый из-за усталости отстает от ритма в те­чение 20 секунд, исследование прекращается и фиксируется время. По окончании выполнения пробы обследуемый садит­ся на стул. 1-ю минуту обследуемый спокойно отдыхает в удобной позе.

Значительно расширяет информативность теста подсчета ЧСС в первые 10 сек. восстановления с последующей регистрацией АД. В течение первых 30 сек 2, 3 и 4-й минут восстановительного периода подсчитывается и записы­вается ЧСС (желательно па второй половине каждой минуты измерять артериальное давление).

Результаты пробы выражаются количественно по так называемому индексу Гарвардского степ теста (ИГСТ) он равен:

ИГСТ=t x 100\(f1 + f2 + f3) x 2,

где f1, f2, f3 – ЧСС по периодам,

t – фактическое время выполнения теста (в секундах).

Положительным моментом этого теста является то, что время выполнения нагрузки жестко не лимитировано, что делает его доступным людям разных возрастных категорий и разного уровня физической подготовленности.


Критерии оценки общей физической работоспособности по ИГСТ:

ИГСТ

Работоспособность

ниже 50

очень плохая

51-60

плохая

61-70

достаточная

71-80

хорошая

81-90

очень хорошая

более 91

отличная

Пробы, оценивающие физическую работоспособность - PWC170 и Гарвардский степ-тест, относительно несложны, поэтому могут широко применяться на всех этапах подготовки спортсменов. Величины работоспособности коррелируют с общим объемом тренировочных нагрузок, особенно направленных на развитие выносливости.


2. Исследование функционального состояния системы внешнего дыхания


Функция дыхания находится в тесной взаимосвязи с деятель­ностью аппарата кровообращения. От того, как работают сердце и легкие, зависят спортивные достижения. Изучение и анализ по­казателей дыхания необходимы преподавателю, тренеру потому, что они могут физическими упражнениями активно воздейство­вать на развитие функции дыхания и тем самым способствовать повышению функциональных возможностей занимающихся.

Для определения функциональной способно­сти аппарата дыхания исследуют ЖЕЛ (спирометром), максимальную вентиляцию легких (МВЛ) (с помощью газовых часов), применяют рентгенологические методы, оксигемометрию, функциональные пробы.

2.1. Спирометрия


Методика определения ЖЕЛ с помощью спирометра называется спирометрия.

Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, физического раз­вития, климата, характера спортивных занятий (вида спорта, со­держания, методики тренировки). При правильно проводимых тренировках ЖЕЛ увеличивается. Наибольший прирост отмеча­ется в первые месяцы тренировки. Средние данные ЖЕЛ у спортсменов различной спортивной специализации будут разными.

Для определения ЖЕЛ необходимо после предельно глубокого вдоха сделать медленный максимальный выдох через трубку спирометра. Обычно делают сначала два пробных выдоха, далее с интервалом 15 секунд делают максимальный выдох и записывают результат.

Нормативы для здоровых, не занимающихся спортом женщин - 2,5 - 4 литра, мужчин – 3,5 - 5 литров. Мах величины ЖЕЛ возможны до 9 литров (у спортсменов, тренирующихся на выносливость).

ЖЕЛ связана с МПК, но существуют индивидуальные величины колебания. Так при ЖЕЛ 4 литра МВЛ может быть от 2 до 3,5 л\мин

Уменьшение ЖЕЛ — симптом утомления, перетрени­рованности.

Для оценки функций дыхания применяются пробы с исследо­ванием ЖЕЛ.

2.2. Функциональные пробы при исследовании системы внешнего дыхания

2.2.1.Проба Розенталя

Проба Розенталя заключается в пятикратном измерении ЖЕЛ через 15-секундные промежутки в течение 1 мин. Первое измерение — вместе с пуском секундомера, затем на 15, 30, 45 и 60-й сек.

При исследова­нии здорового спортсмена отмечаются одинаковые или нарастаю­щие цифры ЖЕЛ. В случае перетренированности, перенапряже­ния, болезненного состояния ЖЕЛ во втором, третьем, четвертом и пятом измерениях - уменьшается, что свидетельствует об утомлении дыхательной мускулатуры, ухудшении состояния центральной нервной си­стемы.

Для характеристики состояния функции легких и сердца при­меняются легочно-сердечные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.


2.2.3. Пробы Штанге и Генчи


Проба на высоте вдоха (проба Штанге): сделав вдох, обследуемый задерживает дыхание насколько возможно (зажимает нос пальцами). У не занимающихся физическими уп­ражнениями задержка дыхания на вдохе длится в среднем 40— 60 сек. у мужчин, 30—40 сек. у женщин; у спортсменов-муж­чин— более 60 сек., женщин — 40 сек.; у квалифицированных тренированных спортсменов: у мужчин—110—120 сек., у жен­щин — 90—95 сек.

При этой пробе повышается внутригрудное давление, умень­шается венозный приток крови к левой половине сердца; преодо­ление повышенного внутригрудного давления ложится на правое сердце. Пульс учащается, артериальное давление сначала повы­шается, а затем падает. Исключается присасывающее действие грудной клетки, что ведет к гипоксемии и гипоксии (недостаток кислорода в крови и тканях).



Проба на высоте выдоха (проба Генчи): сделав глубокий вдох и затем выдох, обследуемый задерживает дыха­ние. У взрослых в норме составляет 30...45 сек., у детей - 12...15 сек., спортсмены высокой квалификации - до 60...90 сек.

При этом нагрузка ложится на левую половину сердца; по­давляются рефлексы, идущие к дыхательному центру по волок­нам блуждающего нерва; в крови происходит накопление угле­кислоты. Длительность задержки дыхания на выдохе служит показателем достаточности кровообращения. Пo мере нарастания тренированности время задержки дыхания увеличивается, а при перегрузках уменьшается.

Хорошая функция дыхания у тренированных спортсменов ха­рактеризуется: уменьшением числа дыханий, увеличением их глубины и небольшим учащением во время физической нагруз­ки; ритмичностью во время н после нагрузки; большей экскурси­ей грудной клетки и увеличением ЖЕЛ; увеличением времени задержки дыхания в покое и после физической нагрузки; улуч­шением всех показателей дыхания с нарастанием степени трени­рованности; отсутствием расстройств сердечно-сосудистой си­стемы.


3. Оценка функционально состояния нервной и нервно-мышечной систем

В иерархии органов и систем несомненна ведущая, координирующая роль нервной системы. Это необходимо учитывать при оценке функционального состояния организма.

Тренер и преподаватель физического воспитания должны владеть методическими навыками проведения отдельных проб, характеризующих состояние нервной системы, нервно-мышечного аппарата и уметь оценить полученные результаты, используя их в практике физического воспитания.

3.1. Исследование двигательного анализатора с помощью определения дифференциальных порогов его кинестетиче­ской чувствительности

Для исследования требуется ручной динамометр.

Методика проведения исследования

Динамометром измеряется максимальная сила кисти. Показа­ния фиксирует партнер. Затем под контролем зрения исследуемый 3—4 раза сжимает динамометр с силой, соответствующей полови­не максимального результата. Далее испытуемый старается вос­произвести это усилие, но уже не глядя на прибор. Вслед за этим под контролем зрения сжимают динамометр с силой, соответст­вующей трем четвертям максимума. Снова делают попытку вос­произвести это усилие, не глядя па показания прибора. Степень отклонения выполненного усилия от контрольного является мерой кинестетической чувствительности. Эту оценку выражают в процентах по отношению к контрольному усилию. Разница в 20% указывает на нормальное состояние кинестетической чувствительности. Например, половина максимальной силы равна 20 кг. Значит, результаты контрольного измерения, которые уложатся в диапазоне 20 ±4 кг, будут нормальными.



3.2. Исследования двигательного анализатора с помощью определения дифференциальных порогов его проприоцептивной чувствительности

Для исследования требуется угломер.

Методика проведения исследования

Испытуемому предлагают в положении стоя отвести руку па 90о и согнуть ее в локтевом суставе под контролем зрения на за­данный по угломеру угол. После приобретения навыка сгибания на заданный угол (через 2-3 попытки) испытуемый пытается его воспроизвести, закрыв глаза. Определяется точность сгибания на малый угол (до 45°), на средний (до 90°) и на угол больше 90о

Нормальному уровню дифференциального порога проприоцептивной чувствительности соответствует воспроизведение сгибании с точностью не меньше ±10%. Например, при задании сог­нуть руку на 30° нормальным уровнем дифференциального порога будет сгибание на угол, равный 30±3о (от 27о до 33о ).

3.3. Проба Ромберга

Статическая координация - это способность организма к сохранению равновесия в простой и усложненной позах.

Простая поза. Испытуемый стоит без обуви, плотно сдвинув стопы, руки вытянув вперед, пальцы расслаблены, глаза закрыты.
Усложненные позы:

1) ноги испытуемого стоят на одной линии (пятка одной упирается в носок другой). Положение рук и глаз прежние;

2) стоя на одной ноге, опираясь подошвой другой ноги о колено опорной. Руки и глаза - аналогично первой позе;

3) поза "ласточки". Стоя на одной ноге, другая поднята назад, руки в стороны, глаза закрыты.

Учитывается длительность устойчивого стояния в позе Ромберга, наличие или отсутствие дрожания век, рук, покачивания туловища.
Нормальным считается устойчивое стояние, отсутствие дрожания рук и век в течение 15 сек. и более. Удержание позы в течение 15 сек. с небольшим покачиванием и тремором - удовлетворительная реакция; неудовлетворительная - потеря равновесия ранее 15 сек., сильное дрожание рук, век.

3.4. Проба Яроцкого

Проба Яроцкого позволяет определить состояние вестибулярного анализатора.

При систематической спортивной тренировке функция вестибулярного анализатора совершенствуется. Это проявляется повышением устойчивости к воздействию раздражителя, адекватного для данного анализатора, уменьшением вегетативных рефлексов. Перетренировка, переутомление отрицательно влияют на состоя­ние вестибулярного анализатора.

Проба Яроцкого основана па определении времени, в течение которого испытуемый способен сохранить равновесие при раздра­жении вестибулярного аппарата непрерывным вращением головы.

Для исследования требуется секундомер.

Методика проведения исследования.

Испытуемому предлагают в положении стоя делать круговые движения головой и одном направлении (темп 2 оборота в 1 сек.). Длительность сохранения равновесия определя­ется по секундомеру. Для предотвращения падения, которое может привести к травме, надо стоять вблизи испытуемого, подстра­ховывая его.

Индивидуальные колебания времени сохранения устойчивости при проведении пробы Яроцкого довольно велики. Нормальному состоянию вестибулярного аппарата соответствует удержание равновесия в течение 28 секунд. У тренированных спортсменов оно может достигать 90 сек. и более.


3.5. Клиноортостатическая проба Даниелополу-Превеля


Методы определения состояния вегетативной системы основа­ны на том, что ее отделы, симпатический и парасимпатический, по-разному влияют на функцию отдельных органов, в частности на сердце. В качестве функциональной нагрузки на организм, вызы­вающей изменение активации одного из отделов вегетативной систему и, следовательно, частоты сердечных сокращений, слу­жит изменение положения тела в пространстве. Механизм влияния положения тела на возбуждение того или иного отдела вегетатив­ной нервной системы и соответственно на частоту сокращений сердца в настоящее время еще не полностью изучен.

Для исследования требуется секундомер.

Методика проведения исследования

В положении стоя (ортостатика) определяется частота пульса за 1 мин. Затем испытуемый ложится па спину (клиностатика), и снова сразу же подсчитывается пульс за первые 15 сек. в положе­нии лежа. Потом испытуемый встает, и у него определяется час­тота пульса за первые 15 сек.

При нормальной активации парасимпатического отдела ве­гетативной нервной системы переход из ортостатики в клиностатику сопровождается урежением пульса на 4—12 ударов (в пере­счете на 1 мин.). Замедление пульса более чем на 12 ударов ука­зывает на повышенную активацию блуждающего нерва. При переходе из горизонтального положения в вертикальное в норме пульс увеличивается на 6—18 ударов в 1 мин. Учащение пульса больше чем на 18 ударов свидетельствует о повышении активации симпатического отдела вегетативной нервной системы. Для хорошо тренированных спортсменов, особенно упражняющихся в выра­ботке выносливости, характерно преобладание тонуса блуждающе­го нерва (парасимпатический отдел), что проявляется в урежении пульса, т. е. брадикардии, в покое и соответствующих сдвигах ре­зультатов клино-ортостатической пробы Даниелополу-Превеля.

Заключение о функциональном состоянии нервной и нервно-мышечной систем основывается на:

1) данных анамнеза, позволяю­щих конкретизировать и более глубоко оценить данные, получен­ные- при проведении различных проб;

2) анализе оценок всех проведенных проб.



Итоговая оценка функционального состояния нервной и нерв­но-мышечной систем формулируется следующим образом: «Функ­циональное состояние нервной и нервно-мышечной систем удов­летворительное (неудовлетворительное, хорошее)».

СПИСОК ЛитературЫ





  1. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. М., 1978.

  2. Вайнбаум Я.С. Перенапряжение сердца у спортсменов. Махачкала, 1971.

  3. Васильева В.Е. Врачебный контроль и ЛФК. М.: ФИС, 1970.

  4. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М.: ФИС, 1981.

  5. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина. М., 2004.

  6. Дембо А.Г. Практические занятия по врачебному контролю. М.: ФИС, 1971.

  7. Дембо А.Г. Спортивная медицина. М.: ФИС, 1975.

  8. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 1999.

  9. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. М.: Медицина, 1983.

  10. Иванов С.М. Врачебный контроль и ЛФК. М., 1980.

  11. Карпман В.Л. Спортивная медицина. М.: ФИС, 1980.

  12. Крячко И.А. Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья. М., 1969.

  13. Куколевский Г.М., Граевская Н.Д. Основы спортивной медицины. М., 2001.

  14. Макарова Г.Н. Спортивная медицина. М., 2004.

  15. Попов С.Н., Тюрин И.И. Спортивная медицина. М., 1974.

  16. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1980.

  17. Чоговадзе В.Т. Спортивная медицина. М.,1978.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал