Исследование по выявлению аллергических заболеваний среди учащихся



Дата26.04.2016
Размер1.78 Mb.
ТипИсследование


Федеральное агентство по образованию

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64»

МОУ ДОД «Городской дворец детского (юношеского) творчества

им. Н.К. Крупской»



АЛЛЕРГИЯ – БОЛЕЗНЬ БУДУЩЕГО

научно-исследовательская работа

по биологии

Выполнила: Гуськова А.О.,

ученица 8 В класса
Научный руководитель:

Ибрагимов С.С., учитель биологии,

педагог доп. образования

по биологии и экологии

Новокузнецк 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Литературный обзор. Аллергия как заболевание…………………….………4

1.1. История аллергии…….………………………………………………………4

1.2. Этиология заболевания…...………………………………………………….5

1.3. Виды аллергии………………………………………..………………………6

1.4. Методы лечения аллергии…………….……………………………………..8

2. Практическая часть. Исследование по выявлению аллергических заболеваний среди учащихся……………………………………..……………..11

2.1. Методика проводимого исследования…………………………………….11

2.2. Результаты исследования и обсуждение результатов…………………….12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы……………………………………………...15

Введение


Актуальность. Аллергия – это заболевание будущего, так как число людей, страдающих аллергией, из года в год во всём мире стремительно растёт. По некоторым данным, на сегодняшний день аллергией страдает 20-30% людей.

Объекты исследования: учащиеся 8-х классов.

Предмет исследования: аллергические заболевания учащихся 8-х классов.

Цель исследования: исследовать распространённость аллергических заболеваний среди учащихся 8-х классов.

Задачи исследования:

1. по литературным источникам изучить проблему аллергических заболеваний;

2. составить перечень вопросов анкеты (теста-опросника) для учащихся 8-х классов, провести анкетирование, обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Методы исследования: 1) изучение литературы, 2) анкетирование и наблюдение, 3) аналитическая деятельность.

Практическая значимость: результаты работы могут быть полезны всем, кто заинтересован в сохранении своего собственного здоровья.

Структура и объём работы. Настоящая работа объёмом 15 страниц состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, который содержит 4 источника на русском языке. Работа содержит 1 рисунок.

Выражаю особую благодарность своему научному руководителю за помощь в написании настоящей работы: педагогу дополнительного образования по биологии и экологии, учителю биологии Ибрагимову Садигу Советовичу. Также благодарю библиотекаря МОУ «СОШ № 64» Фомичёву Оксану Владимировну, библиотекарей Центральной библиотеки им. Н.В. Гоголя за предоставленные книги.


Литературный обзор. Аллергия как заболевание

1.1. История заболевания

Среди пресловутых «болезней века» аллергии принадлежит особое место. И дело тут даже не в том, что она стала настоящим бичом современной цивилизации, хотя высокая заболеваемость аллергией и её всесветное распространение уже сами по себе заслуживают внимания. Просто по ряду причин это заболевание – точнее, группа родственных заболеваний – почти целиком принадлежит нынешнему веку, а также, вероятно, и будущему. Аллергия, возникнув в глубокой древности, до недавних пор практически себя не проявляла. Даже в XIX столетие ею очень мало кто болел.

Неслучайно поэтому термин «аллергия» родился в XX веке – в 1906 г. Его автор – австрийский педиатр К. Пирке, автор знаменитой туберкулиновой пробы. Характерные признаки реакции Пирке тоже общеизвестны: покраснение и лёгкий отёк кожи в том месте, где поставили пробу. Это и есть аллергическая реакция. В данном случае она означает, что дитя привито от туберкулёза и вакцина сработала – иначе туберкулин не подействовал бы подобным образом на кожу.

Пирке резонно обратил внимание на общий характер наблюдаемого феномена: «Вакцинированный, – писал он, – относится к вакцине, сифилитик к возбудителю сифилиса, больной туберкулёзом – к туберкулину, получивший сыворотку – к последней иначе, чем индивидуум, не встречавшийся с этими агентами и реактивность которого поэтому остаётся неизменной. Для этого общего понятия измененной реактивности я предлагаю термин «аллергия».

Это слово составлено из двух греческих: «аллос» – другой и «эргон» – работа, действие. Некий внешний фактор – вещество или, скажем, микроб – воздействует на человеческий организм не так, как следовало бы: слишком сильно или, наоборот, слишком слабо. Так расширительно толковали аллергию в первые десятилетия XX века. Наряду с ней говорили также об идиосинкразии – повышенной чувствительности к различным факторам.

Сейчас значение термина «аллергия» сузилось и конкретизировалось. По современным представлениям, это повышенная по сравнению с нормой чувствительность к тому или иному веществу, проявляющаяся после его повторного введения.


1.2. Этиология заболевания

Аллергия – это обострённая, необычно сильная реакция организма человека на самые обычные вещества, что нас окружают, с нами взаимодействуют через органы дыхания (пыльца растений, домашняя пыль и др.), органы пищеварения (продукты питания, лекарства), кожу (многочисленные химические вещества). Если человек настолько чувствителен, то, начиная с самого раннего возраста, у него могут прогрессировать аллергические заболевания кожи (атопический дерматит, экзема, крапивница), органов дыхания (аллергические ринит, бронхит, бронхиальная астма), аллергический конъюнктивит, а также сразу весь букет этих неприятных заболеваний.

Так как количество аллергиков быстро увеличивается, аллергология непрерывно развивается и совершенствуется, а фармацевтическая промышленность создает всё новые и новые лекарственные препараты для лечения аллергии. Среди них препарат Цитрин, который одобрен специалистами медицины по всему миру.

Вряд ли сегодня нужно кому-либо объяснять, что такое аллергия. Симптомы понятны – кашляем, чихаем, чешемся – ощущения не из приятных. Аллергическими заболеваниями страдает почти треть населения земного шара. Всемерную помощь человечеству в избавлении от этого недуга оказывает аллергология – наука, занимающаяся изучением аллергических реакций организма. Аллергология напрямую связана с иммунологией, так как при возникновении аллергических заболеваний задействованы именно иммунные механизмы человека.

Аллергическая реакция сама по себе не проходит. И временное сезонное облегчение ещё не означает, что в будущем неприятные приступы прекратятся. Можно заняться самолечением и попросить в аптеке «что-нибудь от аллергии». Фармацевты с удовольствием посоветуют «что-нибудь» и это «что-нибудь» с неменьшим удовольствием вам продадут.

Лечить аллергию без серьёзной диагностики – всё равно, что идти к известной цели неизвестным путём. Самолечение – иногда достаточно верный способ нанести вред собственному организму, бережное отношение к которому – залог здоровья и полноценной жизненной энергии.

Эффективно бороться с аллергией под силу только профессионалам – эта аксиома не требует доказательств. Опытный врач-аллерголог не только проведёт всю необходимую диагностику, но и назначит оптимальную схему лечения, которая приведёт к желаемому результату – облегчению и избавлению от аллергических страданий. И что немаловажно – во вполне разумные сроки, в зависимости от стадии и тяжести заболевания.

Причины возникновения аллергии давно известны – это пищевые продукты, пыльца растений, споры грибов, обычная домашняя пыль, шерсть животных и прочая, прочая, прочая. Как известно, чтобы победить врага, нужно знать его оружие. И точное определение причины болезни поможет не только избавиться от её проявлений в результате правильно назначенного лечения, но и предотвратит развитие аллергии в будущем.


1.3. Виды аллергии
Наиболее часто встречается шесть видов аллергических заболеваний. Ниже детально рассмотрены виды аллергии, с которыми сталкивается человек.

1. Респираторная аллергия. Вызвана очень мелкими аллергенами, присутствующими в воздухе (пыльца растений, частицы шерсти и перхоти животных, споры плесневых грибов, фрагменты клещей домашней пыли и тараканов, другие аллергены). Эти аллергены вызывают неудержимое чихание, постоянный насморк, бронхит и удушье. С респираторной аллергией связан аллергический конъюнктивит – при этом текут слёзы и зудят веки. Поллиноз, аллергический ринит и бронхиальная астма – основные проявления респираторной аллергии.

2. Кожная аллергия. Металлы, латекс, лекарственные и косметические средства, средства бытовой химии, пищевые продукты и другие аллергены воздействуют на кожу непосредственно или проникают в организм другим путём (например, через слизистую желудочно-кишечного тракта). Они способны вызывать заболевания кожи, известные как аллергодерматозы: атопический дерматит (экссудативный диатез), крапивница, контактный дерматит. При аллергодерматозах кожа зудит и чешется, покрывается сыпью по типу крапивницы (волдыри, отёки, жжение) или экземы (шелушение, сухость, изменение рисунка кожи).

3. Пищевая аллергия. Возникает не только при употреблении некоторых видов пищевых продуктов, но даже в процессе приготовления из них пищи. Проявляется по-разному. Это могут быть экзема, тошнота и боли в животе, отёк Квинке и крапивница, мигрень, иногда даже анафилактический шок. Наиболее известные и частые виды пищевой аллергии – аллергия на коровье молоко, яичный белок, курицу, морепродукты и рыбу.

4. Инсектная аллергия. Возникает при контакте с насекомыми (осы, пчёлы, тараканы, моль, комары и т.д.), при вдыхании частиц их тел или продуктов жизнедеятельности, при укусах. Аллергия на укусы ос, пчёл, шершней может проявляться в виде местной реакции кожи (отёка) и большого количества общих реакций, таких как слабость, головокружение, снижение давления, удушье и крапивница. Может развиться анафилактический шок — состояние резко ухудшается, появляются слабость, рвота, спазмы и боли в животе, отёк гортани. Если не принять меры, человек может умереть. При вдыхании частиц тел и продуктов жизнедеятельности насекомых (тараканов) могут развиваться симптомы бронхиальной астмы.

5. Аллергия на лекарства. Чаще всего развивается на антибиотики, особенно пенициллиновой группы, нестероидные противовоспалительные препараты (анальгетики, салицилаты), сульфаниламиды, гормоны (инсулин), препараты из сыворотки – альбумин и гамма-глобулин, ферментные препараты, рентгеноконтрастные вещества, витамины (группы В или поливитамины), местные обезболивающие (анестетики, особенно новокаин). Проявления лекарственной аллергии могут быть самыми разнообразными – от лёгкого зуда и приступов удушья до тяжёлых поражений кожи, внутренних органов (почек, сердца, печени) и анафилактического шока.

6. Инфекционная аллергия. У большинства людей в бронхах обитают микроорганизмы, которые у здорового человека не вызывают никакого заболевания. Но если развивается аллергия на любой из этих микробов, она может стать причиной инфекционно-аллергической бронхиальной астмы. Механизмы такой аллергии к непатогенным и условно-патогенным микроорганизмам до конца не ясны.
1.4. Методы лечения
Каждый человек индивидуален, для него характерна определённая интенсивность симптомов и степень тяжести заболевания, что крайне важно для выбора тактики лечения.

Сегодня в мире существует три основных способа борьбы с аллергическими заболеваниями:

1) прекращение или уменьшение контакта с аллергеном или раздражителем;

2) использование лекарственных препаратов для снятия симптомов;

3) аллергенспецифическая иммунотерапия (АСИТ).

К сожалению, ни один из лекарственных препаратов, применяемых для облегчения симптомов аллергии, не может изменить реакцию организма на аллерген. Аллергические болезни часто развиваются по нарастающей: сначала это лёгкие проявления ринита, затем они становятся более выраженными, потом может присоединиться сухой кашель и приступы удушья – бронхиальная астма развивается в 50% случаев аллергического ринита. Ещё одна особенность аллергии – лекарства, которые вначале хорошо снимают все симптомы, со временем перестают помогать. Кроме этого, может удлиниться сезон реагирования – к примеру, если вначале организм реагирует на пыльцу, когда её концентрация в воздухе достигает наивысшей точки, то впоследствии симптомы станут вас беспокоить в течение всего периода цветения. А самое неприятное – на фоне выраженной чувствительности к одному аллергену может присоединиться реакция на новые раздражители – к примеру, пыльцу трав или клеща домашней пыли.

АСИТ (аллергенспецифическая иммунотерапия) – является единственным на сегодняшний день методом, способным изменить отношение организма к аллергену и предотвратить дальнейшее развитие аллергии. Этот метод достаточно давно применяется во всём мире, и является наиболее современным и эффективным. Аллергенспецифическая иммунотерапия снижает чувствительность организма к аллергену, на который у него есть реакция. Пациент получает серию инъекций с микродозами враждебных для него аллергенов (домашняя пыль, клещ домашней пыли, пыльца) в постепенной возрастающей концентрации, в результате чего повышается устойчивость к этим аллергенам.

Это единственный метод, который не только снимает симптомы, но и устраняет причину аллергии – неадекватный ответ иммунной системы на внешнюю среду. Лечение методом АСИТ чаще всего используется у пациентов с пыльцевой аллергией. В отличие от пищевой или бытовой аллергии, где можно ограничить контакт с аллергеном, при поллинозе невозможно полностью избавиться от контакта с аллергенами пыльцы в сезон цветения. Проведение АСИТ терапии перед сезоном цветения, позволяет без лекарств и неприятных симптомов провести этот период.

Выбор аллергена (аллергенов) для АСИТ осуществляется на основе предварительно проведенной пациенту специфической аллергологической диагностики. После точного определения аллергена, выбирается препарат для лечения, определяется метод введения и длительность терапии.

Оптимальный возраст пациентов, которым рекомендуется проведение АСИТ, колеблется от 5 до 50 лет. Чем раньше начато лечение (на ранней стадии болезни), тем выше вероятность хорошего эффекта.

АСИТ позволяет существенно ослабить клинические проявления поллиноза и снизить вероятность перехода его в более тяжёлые формы, в частности, в бронхиальную астму.

2. Практическая часть. Исследование по выявлению аллергических заболеваний среди учащихся

2.1. Методика проводимого исследования

Нами были составлены вопросы анкеты (теста-опросника). Всего было опрошено 60 учащихся 8-х классов МОУ «СОШ № 64».




  1. Знаете ли Вы, что такое аллергия? (да, нет)

  2. Как Вы понимаете термин «аллергия»: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Какие из перечисленных ниже аллергических заболеваний Вам знакомы: поллиноз, аллергический ринит, аллергический дерматит, нейродермит, бронхиальная астма, крапивница, лекарственная аллергия. Подчеркните нужное.

  4. Есть ли у Вас какое-либо аллергическое заболевание? Если да, то, какое именно?: ________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Болеют ли аллергией Ваши родители? Если да, то укажите какой именно:______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие методы лечения или борьбы с аллергией Вы знаете? Укажите их: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие лекарственные препараты для лечения аллергии Вы можете назвать? Укажите их. __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите причины возникновения аллергии: _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.2. Результаты исследований и обсуждение результатов

Проанализировав анкеты учащихся, можем констатировать:

1) большинство учащихся информированы об аллергии (49 человек; 82% опрошенных);

2) термин «аллергия» большинству учащихся знаком, многие под аллергией понимают – раздражение на что-либо, реакция на определённые факторы среды, непереносимость чего-либо;

3) наиболее известны учащимся следующие виды аллергии – бронхиальная астма, крапивница, лекарственная аллергия;

4) среди 60 опрошенных аллергия имеется у 11 человек (18%), а именно:

- пищевую аллергию имеют 4 человека (7%),

- кожную аллергию имеют 4 человека (7%);

- лекарственную аллергию имеют 2 человека (3%);

- респираторную аллергию имеет 1 человек (1%);

49 человек (82%) не имеют аллергии;


Рис. 1. Распространённость аллергических заболеваний среди учащихся 8-х классов МОУ «СОШ № 64».

5) у большинства опрошенных родители не имеют аллергических заболеваний (у 51 человек, 85%), у 9 человек родители болеют аллергией (15%);

6) среди опрошенных учащиеся больше всего акцентируют внимание на таких методах лечения аллергии, как использование лекарственных препаратов и ограничение контакта с аллергенами;

7) наиболее известные противоаллергенные препараты среди учащихся – супрастин, тавегил, гидрокортизон;

8) большинство опрошенных склоняются к мнению, что аллергия – наследственное заболевание.




Заключение

Таким образом, нами была изучена проблема аллергии, которая так актуальна в наши дни. Нами были рассмотрены наиболее распространённые аллергические заболевания, вызывающие их причины, также распространение таких заболеваний среди населения.

У людей разный спектр значимых аллергенов. Доказано, что тяжесть аллергических заболеваний напрямую связана с концентрацией аллергена в окружающей среде.

В практической части исследовалась распространённость аллергических заболеваний среди учащихся 8-х классов МОУ «СОШ № 64», все данные обработаны, проиллюстрированы графиком. В целом, процент заболеваемости аллергией среди учащихся 8-х классов небольшой (18%).

Сформулируем основные выводы по работе:

1. изучена проблема аллергических заболеваний;



2. проведено анкетирование среди учащихся 8-х классов МОУ «СОШ № 64».

Список используемой литературы


    1. Большой энциклопедический словарь, М., 1998.

    2. Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая биология: словарь понятий и терминов. – СПб.: Паритет, 2002.

    3. Медицинские справочники, М., 2000-2004.

    4. Проблемы аллергии // Медицинская помощь, № 1-6, 2003.




Каталог: Files -> Teach -> Ibragimov
Files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
Files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека
Ibragimov -> 1. Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека
Teach -> Уровень сформированности учебно-универсальных действий на уроках географии Чтобы говорить об уровне сформированности ууд на уроках географии и во внеурочное время в огбоу кши «Северском кадетском корпусе»
Teach -> Родительское собрание "Гармония общения – залог психического здоровья ребенка"
Teach -> Название и вид исследования
Teach -> Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине: «Основы патологии»
Teach -> Ф. Д. Воронова» «Русская военная медицина во второй половине XIX – XX вв и перспективы ее развития»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница