Исследование в психологии. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии



Дата12.09.2017
Размер68.5 Kb.
ТипИсследование

Качественные и количественные методы исследования в психологии
Примерный перечень тем рефератов


  1. Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника» исследований.

  2. Исследование в психологии. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии.

  3. Виды исследований и типы данных в психологии.

  4. Сравнительный анализ качественного и количественного подхода к методам исследования.

  5. Преимущества и ограничения качественных и количественных методов исследования.

  6. История развития качественных и количественных методов в психологии.

  7. Проблема качества данных и возможности его повышения.

  8. Основные этапы построения эмпирического исследования.

  9. Особенности построения выборки и подбора методов исследования

  10. Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения.

  11. Особенности интервью: виды и специфика применения.

  12. Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки.

  13. Особенности обработки и анализа количественных данных.

  14. Общие особенности методов анализа документов.

  15. Особенности использования социометрии как метода сбора данных.

  16. Особенности использования эксперимента в психологическом исследовании.

  17. Наблюдение как метод психологии: достоинства и недостатки.

  18. Специфика проективных методических приемов и исследовательских техник.

  19. Основные особенности использования групповых методов качественного исследования.

  20. Методология и методы качественно-количественных исследований.

  21. Основные особенности планирования и организации исследования.

  22. Роль модератора в проведении психологического исследования.

  23. Индивидуальное интервью: преимущества и ограничения.

  24. Основные характеристики и специфика этнографических методов.

  25. Основные подходы к анализу качественных данных.

  26. Уровни анализа результатов качественного исследования.



Вопросы к экзамену


  1. Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника» исследований. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии. Виды исследований в психологии. Типы данных, получаемых в исследовании.

  2. Методы эмпирического исследования. Методы воздействия. Взаимосвязь между методами исследования и воздействия. Методы обработки и анализа данных исследования.

  3. Определение понятий: качественная методология, качественные методы исследования, качественный анализ. Исследовательский потенциал качественных методов. Практические задачи, решаемые с помощью качественных исследований.

  4. Дихотомия качественного и количественного подхода. Преимущества и ограничения качественных и количественных методов исследования. Сравнительная характеристика качественных и количественных методов.

  5. Смешанные методы исследования. Сочетание количественных и качественных методов в конкретных психологических исследованиях. Качественные исследования как основание количественного анализа.

  6. Принцип интерпретации в качественной методологии. Принцип единства языка и познания. Постструктурализм (М. Фуко): язык как дискурс и технология власти.

  7. Теоретико-методологическое основание качественной методологии. Период ранних классических исследований (1900-1950).

  8. Период оформления исходных традиций (1950-1970): феноменология, герменевтика, этнометодология, структурализм, семиотика, культуральные исследования, критическая теория, феминистские теории. Идея «гуманистического типа науки» у А. Маслоу и К. Роджерса.

  9. Период пересмотра оснований и парадигмы исследований (1970-1990).

  10. Период новой систематизации методов, процедур и стандартов (1990-наст. время). Критика фундаменталистских критериев оценки качественных исследований и переосмысления понятий валидность, обобщаемость, надежность данных. Расширение области использования качественных исследований.

  11. Проблема качества данных. Критерии объективности качественного исследования. Понятия валидности и надежности качественного исследования. Традиционные типы валидности: внутренняя, внешняя, конструктная, операциональная.

  12. Постановка проблемы исследования. Теоретический анализ проблемы исследования. Выбор методологии.

  13. Определение и соотношение понятий «цель», «задача», «объект», «предмет» исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий.

  14. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам.

  15. Процедура исследования. Проблема выборочного метода. Основные понятия выборочного метода.

  16. Способы построения выборки. Репрезентативная выборка. Принцип случайного отбора респондентов.

  17. Подбор (разработка) и обоснование методов исследования и способов обработки его результатов. Основные принципы и типичные ошибки при подборе методического инструментария исследования.

  18. Рабочий план исследования. Пилотаж методик и других элементов программы исследования. Выбор ситуации исследования.

  19. Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения.

  20. Особенности индивидуальных опросных методов. Планирование, организация и проведение личных интервью. Подготовка вопросника (гайда). Вопросы в глубинном интервью.

  21. Характеристики и процедура глубинных интервью. Методические приемы, используемые в глубинном интервью. Особенности анализа полученных данных.

  22. Преимущества и недостатки структурированных и неструктурированных интервью. Особенности проведения и анализа результатов нарративных интервью.

  23. Специфика этнографического интервью с использованием видеосъемки, аудиозаписи, фотографирования.

  24. Особенности выборки и анализа данных. Способы регистрации данных. Классификация ошибок. Источники систематических ошибок.

  25. Виды анкет. Структура анкеты. Формальные, содержательные и формально-содержательные характеристики анкеты. Виды вопросов, требования к ним.

  26. Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки.

  27. Экспертные опросные листы. Отличительные характеристики экспертных опросных методов. Экспертные интервью и фокус-группы, client visits. Планирование, организация, рекрутирование. Процедурные особенности.

  28. Креативные экспертные группы: брейнсторминг, дельфи, синектика. Формирование экспертных групп. Выбор и обоснование исследовательской процедуры. Приемы повышения креативности в экспертных опросах.

  29. Способы кодировки данных. Методы построения шкал и индексов из первичных индикаторов. Математические и логические индексы.

  30. Три типа данных и их соотношение (целевые вопросы, анкетные вопросы, показатели статистической обработки). Оценка достоверности и полноты данных на этапе кодировки.

  31. Уровни измерения и допустимые статистики. Первичное описание и упорядочивание данных: простая (одномерная) группировка. Абсолютные значения и проценты. «Укрупнение» интервала шкал. «Свертка» данных. Показатели центральной тенденции и рассеивания.

  32. Взаимосвязи показателей: перекрестная (двухмерная) группировка. Меры статистической взаимосвязи признаков (коэффициенты корреляции): общая классификация.

  33. Многомерная эмпирическая классификация признаков и поиск общих зависимостей: метод факторного анализа.

  34. Эмпирическая типологизация испытуемых: метод кластерного анализа.

  35. Интерпретация и анализ статистических данных, проверка гипотез. Переход от статистических выводов к содержательным.

  36. Анализ документов. Методы традиционного и контент-анализа документов: области использования, достоинства и недостатки. Процедура и этапы контент-анализа.

  37. Социометрия как метод исследования. Виды данных, диагностируемых с помощью социометрического метода. Типы социометрических критериев. Параметрическая и непараметрическая процедуры социометрии: сравнительный анализ.

  38. Этапы обработки данных социометрии; социоматрица, социограмма, социометрические индексы. Этические проблемы социометрии.
    Модификации социометрического метода.

  39. Области использования и специфика проведения эксперимента.
    Типы причинно-следственных связей в психологии. Основные понятия эксперимента. Виды экспериментов.

  40. Проблема качества эксперимента: основные понятия и критерии оценки. Способы измерения зависимой переменной.

  41. Общая характеристика метода наблюдения, его достоинства и недостатки. Виды наблюдения. Этапы построения программы наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения.

  42. Общая характеристика проективных методических приемов и исследовательских техник.

  43. Зондирующие методы и процедуры выбора. Приемы активизации внимания. Шкалирование. Brand mapping. Группирование и ранжирование данных.

  44. Вербальные методики: свободные и направленные ассоциации, персонификация, идеальный продукт, игровые ассоциативные методики.

  45. Невербальные методики: образные ассоциации, коллаж.

  46. Процедуры завершения. Завершение предложений, фрустрирующие картинки, незавершенные рисунки, модификация ТАТ.

  47. Процедуры конструкции. Стереотипы, «типичные персонажи», рисунки Bubbles. Коллаж. Психологический рисунок. Манипуляция с предметами. Mаpping. “Кто он?” (Модифицированный тест М. Куна). Аналогии. Персонализация.

  48. Экспрессивные и графические методики: общая характеристика.

  49. Игровые методики: ролевые игры, моделирование ситуаций.

  50. Анализ и интерпретация результатов проективных методик. Принципы и основные элементы анализа вербальных и невербальных данных.

  51. Групповые методы психологического исследования: групповое фокусированное интервью, фокус-группы, расширенные креативные группы, группы равных, десантные группы, номинальные группы, брэйнсторминг, синектика, дельфи-группы, группы обсуждения без лидера, группы конфликта, сензитивные группы, группы модификации поведения, адаптационные группы. Преимущества и ограничения групповых опросных методов.

  52. Планирование и организация фокус-группового исследования. Правила рекрутирования. Подготовка топик-гайда.

  53. Групповая динамика и социально-психологические процессы и феномены в фокус-группе. Специфика телефонных и on-line фокус-групп.

  54. Психологические характеристики участников фокус-группы. Управление фокус-группой (модерирование).

  55. Модификации фокус-групп: расширенные креативные группы; десантные группы; парти-группы; группы конфликта; номинальные группы. Процедурные особенности, планирование, рекрутирование.

  56. Области применения качественных методов психологического исследования: психологическая экспертиза различных социальных программ, социальные исследования, политика, финансы, маркетинг, реклама, средства массовой информации, здравоохранение.

  57. Теоретические предпосылки групповых качественных методов.

  58. Методология качественно-количественных исследований. Количественный контент-анализ, качественный контент-анализ. Планирование количественного исследования с точки зрения качественной методологии. Качественные методы получения «сырых» данных.

  59. Планирование и организация качественного исследования. Подбор участников группы.

  60. Характеристика практических задачи, решаемых с помощью качественных методов. Особенности использования кейс-метода. Виды кейсов.

  61. Анализ качественных данных. Феноменологический и герменевтический принципы анализа. Уровни анализа данных качественного исследования. Проблема контекстуализации качественного анализа.

  62. Основные подходы к анализу качественных данных: метод обосновывающей теории А. Страусса и Дж. Корбин, метод матриц Майлса и Хабермана, Q-методология, нарративный анализ, дискурсивный анализ. Проблема интеграции качественной методологии.

  63. Принцип объективности качественного анализа. Подходы к пониманию объективности качественного анализа (Дензин, Линкольн). Критерии объективности данных в качественном исследовании. (Д. Сиверман). Проблема адаптации критериев объективности для качественных методов.

  64. Обобщение и экстраполяция в качественном исследовании. Виды валидности и надежности в качественном исследовании. Приемы повышения валидности и надежности качественного исследования. Репрезентативность и целевая выборка.

  65. Уровни анализа результатов качественного исследования. Различные стратегии анализа результатов. Выбор единиц и методов анализа данных качественного исследования. Классификация типов анализа. Компьютерный анализ результатов качественных исследований.

  66. Процесс и этапы анализа результатов: непосредственные данные (транскрипты, стенограммы), описательные утверждения, интерпретации. Возможные уровни обобщения результатов.

  67. Формы представления результатов: графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, комментарии, технический отчет, рекомендации, развернутый аналитический отчет. Требования, предъявляемые к аналитическому отчету.



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) основная литература:

  1.   Веракса Н.Е. Методологические основы психологии [Текст] : учеб. пособие / Н.Е. Веракса. - М. : Академия, 2008. - 235, [5] с.

  2. Мельникова О.Т.   Фокус-группы. Методы, методология, модерирование [Текст] : учеб. пособие / О.Т. Мельникова. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 318, [2] с.

б) дополнительная литература:




  1. Андреева Г.М., Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. Зарубежная социальная психология XX cтолетия. М.: Аспект Пресс, 2001.

  2. Батыгин Г. Семенович. Лекции по методологии социологических исследований [Текст] : учеб. для студентов гуманитар. вузов и аспирантов / Г. С. Батыгин. - М. : Аспект-Пресс, 1995. - 288 с.

  3. Белановский С. А. Метод фокус-групп [Текст] : учеб. пособие / С. А. Белановский ; . - М. : Магистр, 1996. - 269, [3] с.

  4. Белановский С. А. Глубокое интервью [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Белановский. - М. : Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.

  5. Белановский С. А. Метод фокус-групп [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Белановский. - М. : Никколо-Медиа, 2001. - 280 с.

  6. Белановский С. А.  Методика и техника фокусированного интервью [Текст] : (учеб.-метод. пособие) / С. А. Белановский ; . - М. : Наука, 1993. - 350 с.

  7. Введение в практическую социальную психологию [Текст] : учеб. пособ. для вузов. - М. : Наука, 1994. - 255 с.

  8. Введение в практическую социальную психологию [Текст] : Учеб. пособ. для вузов для доп. образования. - 2-е изд., испр. - М. : Смысл: Academia, 1996. - 373 с.

  9. Пайнс Э. Практикум по социальной психологии [Текст] = Experiencing social Psychology : учеб. пособие / Э. Пайнс, К. Маслач. - 4-е междунар. изд. - СПб. ; М. ; Харьков; Минск : Питер, 2000. - 522, [6] с.

  10. Страусс А. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники [Текст] = Basics of Qualitative Research / А. Страусс, Д. Корбин ; . - М. : Едиториал УРСС, 2001. - 254, [2] с.

  11. Улановский А.М. История и векторы развития качественных исследований в психологии // Методология и история психологии. 2008, №2. С.129-139.

  12. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал, 2009, №2. С.18-28.

  13. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования М.: Добросвет, 1998.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:



Программы воспроизведения мультимедиафайлов. Компьютерная программа SPSS 15.0. Стандартные офисные приложения.
Каталог: archive -> old.sgu.ru -> files -> nodes
nodes -> Темы контрольных работ. Специалитет Психология социального поведения
nodes -> Темы рефератов и вопросов для самостоятельной подготовки
nodes -> О. Ю. Абакумов «Око земного бога»
nodes -> Вопросы для вступительных испытаний поступающих в магистратуру юридического факультета для лиц не имеющих высшего юридического образования по теории государства и права, конституционному праву России, уголовному праву России
nodes -> История и теория русского авангарда 10-х годов (спецкурс)
nodes -> Методические рекомендации по написанию контрольной работы Выполнение контрольной работы заключается в усвоении теоретической базы по судебной медицине и психиатрии
nodes -> Темы рефератов. Сравнительный анализ психоаналитических подходов к здоровью личности З. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера
nodes -> Специфика формирования валеологической культуры студентов в вузе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница