Исследование влияния фитонцидов различных растений на качественный состав микрофлоры воздуха школьных кабинетов



страница1/3
Дата21.09.2017
Размер1.05 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №4 имени Героя России Андрея Скрябина

пос. Анджиевский, Минераловодского городского округа
Исследование влияния фитонцидов различных

растений на качественный состав микрофлоры

воздуха школьных кабинетов


Автор: Бунина Христина, обучающаяся 10А класса,

Руководитель: Перепелицина Людмила Васильевна,

учитель химии и биологии




п. Анджиевский
2015г

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3



I. Обзор литературы:………………………………………………………………………5

II. Место, материал и методика исследования ………………………………………….7

III. Характеристика района исследования……………………………………………....9

ӀV. Результаты исследований

4.1. Видовой состав комнатных растений школьных кабинетов………………10

4.2. Изучение санитарно – гигиенической роли фитонцидов комнатных

растений………………………………………………………11

4.2.1. Фитонциды – универсальное явление в растительном мире………….....11

4.2.2. Воздействие комнатных растений на влажность воздуха………………..12

4.2.3.Растения, влияющие на токсичные вещества……………………………...13

4.2.4. Результаты исследований метода биотеста…………………………………….15

4.2.5. Рекомендации по озеленению школьных кабинетов…………………….16

V. Выводы и предложения………………………………………………………… .18

VI.Список литературы……………………………………………………………… .20

VII.Приложение………………………………………………………………………. .21

ВВЕДЕНИЕ

Экология школы - это деятельность в пространстве школьной жизни, соответствующая природе человека.

Школа - это место, где дети проводят большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям. Если говорить об экологии школы, то главное требование здесь - сохранение здоровья.

Какую пользу  приносят комнатные растения, и только ли пользу, или же они цветут в стенах нашей школы исключительно для красоты.

Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом.



Актуальность исследования. Изучение биоразнообразия и развитие методов его оценки и сохранения – одна их основных проблем биологических наук и природоохранной деятельности.

Комнатные растения - один из наиболее мобильных элементов экосистем, очень чутко реагирующий на изменения природной среды. В связи с этим анализ их видовой структуры является обязательным при выявлении долговременных изменений экосистем, вызванных влиянием природных и антропогенных факторов (Клевенская Т. М.1990; Клинковская Н. И., Пасечник В. В. 1986).

Степень изученности комнатных растений МКОУ СОШ №4поселка Анджиевский Минераловодского городского округа даёт возможность проведения такого анализа. Все вышесказанное определяет актуальность настоящего исследования.

Большую часть года обучающиеся проводят в помещении школы, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную (на уроках биологии и химии). Обычно в любой школе на подоконниках красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, учителями и обучающихся, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения, особенно если их высаживать по определённой системе, оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие. Поскольку наша школа является «школой здоровья», то в ней, особенно, следят как за умственным и физическим развитием, так и за здоровьем обучающихся . Именно поэтому, в нашей школе высаживают огромное количество растений, как комнатных, так и древесных (уличных).



Цель моего исследования – изучение экологических  особенностей фитонцидности комнатных   растений методом биотеста в МКОУ СОШ №4 поселка Анджиевский Минераловодского городского округа Ставропольского края для создание благоприятных условий обучения и сохранение здоровья учащихся.
Задачи исследования:

  1. – изучить видовой состав комнатных растений в школе и санитарно-

  2. гигиеническую роль фитонцидов комнатных растений;

– исследовать влияния фитонцидов различных растений на качественный и

количественный состав микрофлоры воздуха школьных кабинетов;

– изучить литературу по данному вопросу и разработать рекомендации по

озеленению школы.

- познакомить учащихся с многообразием, условиями жизни комнатных растений, их

значением для здоровья человека.

-провести анкетирование обучающихся и составить фотокаталог комнатных

растений  нашей школы.



Гипотеза: недостаточное или неправильное озеленение школьных кабинетов способствует

созданию неблагоприятных условий для обучения?



Научная новизна. Выявлен видовой состав комнатных растений в МКОУ СОШ №4 п. Анджиевский Минераловодского городского округа. Проведены комплексные исследования влияния фитонцидов различных растений на качественный и количественный состав микрофлоры воздуха школьных кабинетов и определена санитарно- гигиеническая роль фитонцидов комнатных растений поселка. Составлен фотокаталог комнатных растений  нашей школы, который дополняет как общие, так и частные вопросы по озеленению школы.

Практическое значение. Сведения об особенностях размещения комнатных растений в школьных кабинетах МКОУ СОШ №4 п. Анджиевский дополняют представления о своеобразии и функционировании растительных комплексов помещений. Материалы по экологии и выращиванию комнатных растений могут быть использованы в оценке биоценотической роли растений в экосистемах, а также в качестве индикаторов состояния трансформированных территорий. Результаты исследований найдут применение в экологическом образовании студентов и школьников.

Объект исследования – комнатные растения на территории МКОУ СОШ №4

п. Анджиевский Минераловодского городского округа Ставропольского края.



Предмет исследованиявидовой и количественный состав комнатных растений и их успешная адаптация к условиям изучаемого района.

Методы: анкетирование обучающихся, наблюдение, сравнение, исследование, изучение литературы, анализ и обработка информации.

Прогнозируемые результаты:

Ученик будет знать:

  • названия комнатных растений и условия жизни этих растений на родине;

  • правила ухода за комнатными растениями;

  • действия природных факторов (света, тепла, влаги, состава почвы) на жизнедеятельность комнатных растений;

Ученик будет уметь:

  • работать с дополнительной литературой;

  • наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;

  • работать в группе;

  • оформлять результаты своей деятельности согласно плану.

Ученик будет воспитывать в себе:

  • любознательность;

  • самостоятельность;

  • толерантность;

  • организованность.


I. Обзор литературы

Обучающиеся проводят в помещениях школы большую часть года, и поэтому

их можно назвать вторым домом. А дом должен быть красивым, уютным и в создании домашней атмосферы в школе помогают комнатные растения. Но красивыми выглядят только растения здоровые, эстетически правильно подобранные и размещённые в интерьере. Они выступают как декоративный элемент интерьера и органически вписываются в него. Больные, чахлые, запылённые растения с пожелтевшими листьями портят вид любого помещения, вызывают грустные мысли и, конечно, никак не способствуют эстетическому воспитанию.

Н. И. Клинковская и В. В. Пасечник книге «Комнатные растения в школе» рекомендуют на первом этаже школы лучше размещать крупные, сравнительно небольшие растения, например гибискус, драцену, монстеру, пальмы, фикус. Эти растения выращивают в больших ящиках или кадках, поэтому корневая система достаточно приподнята над полом и хорошо защищена от быстрого охлаждения большим комом земли. Крупные растения значительно меньше страдают от сквозняков, перепада температур и более теневыносливы.

Рекреации школы, как правило, недостаточно велики, поэтому сооружать на полу стационарные клумбы и контейнеры для растений нецелесообразно лучше изготовить в мастерской красивые переносные ящики и подставки для растений (1,4).

А в коридорах школы - размещать растения в пристенных ящиках, которые занимают мало места и не мешают передвижению обучающихся. В пристенных ящиках хорошо смотрятся циссусы, плющи, сциндапсусы и другие лианы (2, 4, 8).

Школьные коридоры не рекомендуют украшать растениями в настенных кашпо. Обучающимся трудно поливать их, а так как воздух в школах сухой, то небольшой земляной ком в кашпо быстро пересыхает и растения могут погибнуть. Растения, правильно подобранные и размещённые с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают определённый комфорт.

Клевенская Т. М. в книге «Цветы в интерьере» пишет, что для школ в озеленении можно применять легко размножающиеся растения, такие, как сансевьеры, хлорофитумы, традесканции, колеусы. Особую группу составляют растения, которые могут служить живыми учебными пособиями при изучении ботаники. Очень важно, чтобы они были снабжены правильно составленными «паспортами» с указанием родины и характеристикой местообитания растения, его русским и латинским названиями. Здесь особенно интересны будут тропические бегонии и ароидные, различные пальмы, австралийские эвкалипты, разнообразные луковичные и суккуленты. В биологическом кабинете школы прекрасно будут выглядеть небольшие теплички с тематическим показом растений тропического леса, пустынного ландшафта, жителей субтропиков (2, 3, 4, 7, 8).

Видовой состав комнатных растений настолько разнообразный, что учитель может подобрать растения, как для южных окон кабинета биологии, так и для северных окон в других помещениях школы (8).

В помещениях с северной ориентацией окон хорошо растут многие представители папоротников: нефролепис, птерис, адиантум и др.

При недостаточном освещении можно выращивать и некоторые виды красиво цветущих и декоративно-лиственных растений – сенполию, кливию, фатсию, аспидистру, маранту и др., а также хвойные растения – кипарисовик, араукарию.

Для нормального роста и развития комнатные растения нуждаются в хорошем освещении, особенно такие, как колеус, каланхое, циперус, пассифлора, разнообразные виды кактусов, пальм и других растений (8).

У нас в школе очень много цветов. Каждый класс ухаживает за своими цветами и за цветами в коридоре. И я решила узнать, как  они называются и сколько их. Использовала маршрутный метод, обходя кабинеты нашей школы

ӀӀ. Место, материал и методика исследования

Своё исследование я проводила с февраля 2015 года по октябрь 2015 года.

Наблюдения проведены по программе эколого-флористического обзора (Луговой, Майхрук, 1974) (Приложение №2). Учет проводился подсчетом всех растений, находящихся в кабинетах и рекреациях школы (Крупичева И, 2000).

Маршруты проходили по всем школьным кабинетам. Постоянно фиксировались данные о редких растениях и не отмеченных во время маршрутных учетов.

Определение растений осуществлялось визуально, с помощью определителей (Хессайон Д.Г., 2000; Крупичева И, 2000; Улейская Л. И.2003).

Названия растений и порядок их расположения приведены по Батмановой В. Н. (1991). Фитонцидную активность комнатных растений определяют методом биотеста. В качестве биотеста, используют особенности роста клеток микроорганизмов и грибов на твердой питательной среде. В качестве питательной среды я использовали мясопептоновый агар (Блинкин С.А., Рудницкая Т.В.1999) Метод биотеста: для этого 500 г. мяса говядины мелко нарезала, прилила 1 л чистой воды и оставила при температуре 5-7° С на 24 часа. На следующий день, полученный кровяной настой отварила в течение 30 минут, и затем отфильтровала от выделившегося белка, добавила 10 г. пептона, 5 г. поваренной соли и 20 г. агар-агара и прокипятила до полного растворения агар-агара. Затем полученную среду разлила по пробиркам по10 мл в каждую и закрыла ватно-марлевой пробкой. После этого пробирки были стерилизованы в течение 30 мин на водяной бане, охладила до комнатной температуры и поставила в холодильник.

На следующий день пробирки с застывшей питательной средой подогрела на водяной бане и разлила по чашкам Петри, которые заранее были прокалены в универсальном сушильном шкафу. Среду разливала в чашки Петри над горящей спиртовкой. Листья исследуемых растений приблизительно одного яруса промыла дистиллированной водой, подсушила с помощью стерильных фильтров, взвесила - 2 г, растёрла в ступке до кашицеобразного состояния.

Для анализа воздушной среды чашки Петри с мясопептонной средой были выставлены по диагонали на экспериментальной площадке на высоте около 20 см, открыла для посева микрофлоры на 10 минут, а затем выложила на крышку чашки Петри навеску измельченных листьев. В качестве контрольных вариантов использовались чашки без растительного материала. Затем закрытые чашки убрали в темное, теплое место на 4 дня.

Учет роста колоний и микроорганизмов проводила по истечении 4 суток после высева. Численность роста колоний грибов и микроорганизмов производила методом подсчета, результат считала как среднее арифметическое. Исследования проводили четыре раза.

Оценку фитонцидной активности делала на основе учета следующих показателей:

=общее количество микроорганизмов;

=рост числа истинных микроорганизмов и колоний грибов по отношению к контролю.

Для оценки фитонцидной активности растений рассчитывается относительное снижение числа микроорганизмов в опыте под воздействием летучих выделений растений по сравнению с контрольным опытом (А):

А = (К – О)/ К * 100%, (1),

где К – число микроорганизмов в контроле;

О – в опыте.

Фитонцидная активность (А) — это процент снижения числа колоний микроорганизмов под воздействием летучих выделений растений по сравнению с контрольным уровнем.

III. Характеристика района исследования

Муниципальное образование - посёлок Анджиевский расположено в южной части Минераловодского района (Приложение 7, рис. 3-4).

По его территории в северной части посёлка протекает река Кума. Рельеф местности – холмистый. Общая площадь   118 га.

Климат сравнительно сухой, сюда не доходят влажные воздушные массы с Чёрного моря, они задерживаются Главным Кавказским хребтом, но отличается контрастностью – лето жаркое, сухое, зима морозная и дождливая. Ясно выражена весна и лето. Самые холодные месяцы – январь и февраль, самые теплые – июль и август. Весна начинается в конце февраля.

Лето начинается в середине мая. Оно теплое и продолжительное (около 140 дней). Осень начинается в конце сентября – в начале октября. Лучшее время года для отдыха и путешествий – осень. Она бывает солнечная, сухая, богатая плодами и яркими красками пейзажей. Осадки выпадают крайне неравномерно по сезонам года и составляют от 300 мм до 600 мм в год (Приложение 4, рис. 5).

 Равнины здесь давно освоены, распаханы и застроены, целинные участки с серебристым ковылем сохранились лишь маленькими фрагментами вдоль обочин дорог. Здесь на почвах кроме ковыля растут типчак, тонконог, пырей, по весне синеет вероника, летом появляются седые листочки дубровника беловойлочного, желтые корзинки девясила, колючие розетки зонтика. У подножия горы на солонцеватых почвах обильно встречаются полынь крымская, кохия стелющаяся и кермек. Животный мир территории значительно сокращен и изменен человеком.

Муниципальное образование включает в себя  один населенный пункт – посёлок Анджиевский, основанный в 1929 году.  Здесь проживает 6600 человек, с этническим составом: 63% - русские, 28% - ногайцы, 7% - армяне и  другие.             

Ведущее место в экономике поселка занимают ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло», ООО «МКХП Минераловодский элеватор», ООО «Стройтранс», ООО «Минводы-Кровля» являются бюджетообразующими предприятиями. В посёлке функционирует более 40 хозяйствующий субъектов.  

На территории  имеется  муниципальная средняя общеобразовательная школа№4 на 882 места, в школе 37 классов, 35 кабинетов, 2 спортзала, кабинет химии, физики, информатики, столовая, большой стадион.

Социальная сфера представлена услугами:   трех парикмахерских,  столовой, одного кафе, мастерской по  ремонту обуви. В сферу культуры  и досуга входит  Дом культуры   и спорткомплекс  «Олимпиец».

Представительный орган  - Дума посёлка Анджиевский, состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по многомандатным избирательным округам.



ӀV. Результаты исследований

4.1. Видовой состав комнатных растений школьных кабинетов

Маршруты проходили по всем школьным кабинетам. 

По результатам  исследования я составили таблицу и выяснила, какие растения у нас в школе самые популярные. (приложение №1)

Таблица№1

№п\п

Название растения

 


Количество

В %

1.

Алоэ

20

40

2.

Гиппеаструм

8

16

3

Бегония

10

20

4.

Бриофиллум (каланхоэ)

11

22

5.

Глоксиния

8

16

6.

Маранта

6

12

7.

Пелларгония (герань)

20

40

8.

Пуансеттия (рождественская звезда)

4

8

9.

Роза

12

24

10.

Сенполия

1

 

11.

Спатифиллум(женское счастье)

10

20

12.

Сансевьера (Щучий хвост. Тёщин язык)

17

34

13.

Хлорофиттум

14

28

14.

Филодендрон

1

2

15.

Цикламен

3

6

16.

Эухарис

1

2

17

Золотой ус

11

22

18.

Аспарагус

5

10

19.

Циссум (берёзка)

6

12

20.

Фикус

12

24

21.

Толстянка (денежное дерево)

15

30

22.

Кактус

14

28

23.

Папоротник

2

4

24

Калатея

4

8

25

Диффенбахия

6

12

26

Драцена

18

36

27

Монстера

9

18

28.

Кротон (кодеум)

9

18

29.

Хризантема

13

26

30.

Гузмания

8

16

31

Сингониум

10

20

32

Гибискус ( розан)

14

28

33

Традесканция   

22

44

 34.















































Каталог: uploads -> doc
doc -> История урологии среднего урала
doc -> Общероссийское движение «трезвая россия» международная славянская академия союз борьбы за народную трезвость
doc -> Наркотики и здоровье
doc -> Проектная работа по физике «Магнитные бури: мифы и реальность»
doc -> Наука об отрезвлении общества
doc -> Тесты по теме «Класс Птицы»
doc -> Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница