Исследовательская работа по литературе



Дата28.04.2016
Размер2.79 Mb.
  Исследовательская   работа 

  по  литературе

 




Плен  земного притяженья…                                             


 

По  творчеству местной   поэтессы

Людмилы   Ждановой

 

             Выполнила: Переладова   Алёна,



                                ученица  10  класса 

                                                 Руководитель: Квасова  А.В.,                       

                                                                                 учитель русского

                                 языка  и литературы

 

2010   год



   Оглавление

1. Введение

     Актуальность   темы

     Цель   работы

     Исходный   подход   к   проблеме

2. Основная   часть

    2.1. Истоки. Краткие   биографические   сведения  о Л.Ждановой.

    2. 2  Тематика   лирики. «Среди   полей   и   тополей». Стихи  о  малой 

            родине.

    2.3  «Позовут   в   просторы   степи». Лирика природы.

           Художественные  особенности  пейзажной  лирики:


  •      роль   метафор, сравнений, эпитетов;

  •      «акварельность»  лирики;

  •     звуки  и   запахи  в  стихах  о  природе;

  •     роль  олицетворений.

   2.4  Слово  «мама». Посвящение   матери.

    2.5  «Большое   сердце». Посвящается  отцу.

   2.6  О  вечном. Философская   лирика.

   2.7  Лирика  любви. «Я  день  прожила   не   зря».

   2.8  Юмористические   стихотворения.

3. Заключение. Духовность личности   Л.Ждановой.

                         Посвящение  Людмиле Ждановой.

            

                        

Есть   такая  сторона - русская   поэзия.

                              Н.Ушаков.

 Введение

    Я   читаю   стихи   Людмилы   Ждановой. Не   просто   читаю  хорошие  стихи, а   стараюсь   уловить   что-то   таинственное, что-то едва   видимое, что   притягивает   моё   внимание. Что   же   я   ищу? Что   я   хочу   уловить   и  понять? Но   нет, пожалуй, не   понять, а   скорее   почувствовать   и   поделиться   этим   с  кем-то. Я  знаю, что  рядом   со  мной, в одном   селе,на   соседней   улице, живёт   женщина, обладающая   талантом   видеть   этот   мир   не   таким, каким   его   видят   все, ей    дан   удивительный   дар: точно, ярко  и   образно   передавать  свои   ощущения, чувства, а   тебе, читателю, при   этом   будет   казаться, что   это  сказано  о  тебе, это  для   тебя, а   порой   даже  хочется   взять  ручку   и   написать   что-нибудь   подобное – а   вдруг получится? Не   получается.

   Людмила   Жданова   так    говорит   о  тех   особенных   минутах, когда   рождаются   стихи: «Или   ночью, когда   не   спится, или    ранним   утром,  когда   иду  на   работу, или, когда  просто   дома, одна, или  занимаюсь   каким-то   делом, начинаю   фантазировать, а  так, чтобы   села   и   написала, никогда   ничего   не    получится».

    Захотелось   побольше   узнать   об   этой   удивительной   женщине   и   её  стихах, захотелось   внести   свой   посильный   вклад   в  дело, которое,  я   убеждена, очень   важно, даже   в  наше   непростое   время, когда, кажется   не   до   поэзии, именно   сейчас  и   до   поэзии: слово, которое   звучит  не   издалека, а   от   человека, живущего   рядом   с   тобой, имеет   великую   силу, а  силу   любви  и  красоты  переоценить   трудно. Я   хочу  рассказать  о  нашей   местной   поэтессе.

    Цель   моей   работы – привлечь   внимание   к   самобытному   слову, рождённому  душой, идущему   от   сердца, показать, что  даже   в   таком   скромном   маленьком   селе, как   Вяткино, есть  творческие, талантливые     и, несомненно, достойные   внимания   люди.

     Чтобы   понять, каковы   истоки   творчества   Людмилы   Ждановой, каким   она   видит   окружающий    мир, как   рождаются   поэтические   строки, о  чём   она  пишет, я   перечитала  и   изучила   почти   все   стихи, созданные   ею, беседовала   с   Людмилой   Николаевной, брала   у   неё   интервью, общалась   с   её  близкими   людьми, с   односельчанами, изучила   заметку   в   местной   газете, посвящённую   творческой   встрече   в   РДК   в   2000 году. Результатом   моего   исследования  стала   данная   работа.

 Основная   часть

Истоки

    Всем   известны   имена   великих   русских   поэтов: Сергея   Есенина, Николая   Заболоцкого, Николая   Рубцова. На  фоне   этих   больших   имён   Людмила   Жданова   великим   поэтом   себя   не  считает, она   говорит   так: «Поэт – это   звучит    слишком   гордо, я   боюсь   приписать   себе   такие   качества, которые   отличают   настоящих  поэтов. Пишу   для   души, для   сердца, да   и   единение   с   поэзией   как-то    скрашивает  нелёгкую  жизнь, уводит   хоть   на   время   в   другой    мир, я   уже   без   этого   не   могу…»       



   Людмила  Николаевна   Жданова  родилась   3  июля   1950  года  в  посёлке  Моховское  Усть-Пристанского   района  Алтайского   края. Мать, Матрена  Павловна  Кладова, скромная   добрая  женщина, работала   счетоводом, учётчиком   в   бригаде. Отец, Кладов   Николай   Владимирович, был   участником   Великой   Отечественной   войны, после  её   окончания   работал   учителем   начальных   классов. Людмила   была   старшим   ребёнком   в   семье, у  неё  есть   брат  Юрий  и   сестра   Галина, они   живут  в  селе   Вяткино; сестра   занята   в   торговле, она   частный   предприниматель, брат – шофёр.

   Закончив  среднюю  школу, поступила   в   медицинский   институт, но   очень   скоро   поняла, что   медицина – это   не   её   призвание. Вернувшись   на   свою   малую   родину, с   19   лет  работала: сначала   в   детском   саду, затем   на   ферме   совхоза   «Вяткинский», трудилась   дояркой. В  1980 году   у   Людмилы   Николаевны   родилась  дочь   Наталья, в   1972 - Алла.

    Первое   стихотворение, «Моя   Усть-Пристань», Людмила  написала, когда  ей  было 15  лет. В   1965   году  был   объявлен   конкурс   на    лучшее   стихотворение   об    Усть-Пристани, юная   поэтесса   получила   за  него  премию  от  районной  газеты. А   потом   был  перерыв - долго   не   писала, и, когда  ей  было  уже   сорок  лет, вновь, и   уже  навсегда, появилось   горячее желание  писать  стихи.

    Из  интервью   с   Л.Ждановой.

«Родилась  я  в   посёлке   Моховское. Детские   годы  и   юность   прошли   на   берегу   озера. Все   мои  воспоминания   той   поры   связаны  с  этим   чудесным   уголком. Много   прекрасного   оставили   в   памяти   годы   детства.

    Родители   наши   были   заняты   больше   работой, мы   росли   под   присмотром   бабушки. Она   знала   много   разных   прибауток, стишков, мы, дети, всякий   раз   просили   рассказывать   их. Отец   мой – тоже   очень   интересный   человек, работал   всю   жизнь   сельским   учителем, очень   много   знал, развивал   и   у   нас   стремление   к   знаниям. В   школе   я   училась   хорошо, любимым   предметом   был   русский  язык. Тут   я   чувствовала   себя   «как   рыба   в   воде», всё   как-то   давалось   само  собой, усилий   больших   не   прилагала. В  1968  году  закончила   Усть-Пристанскую   среднюю   школу, поступила   в   медицинский   институт, но, проучившись   один   семестр, поняла, что  попала   не  туда, пришлось   бросить   институт. На   выбор  учебного   заведения   повлиял   родственник   из   Барнаула, мол, врач - гуманная   профессия, для   женщины – самая   подходящая. Это   было   моей, пожалуй, главной   ошибкой   в   жизни. Если  вернуть  время, я   бы   без   колебаний   поступила   на   факультет   журналистики. Но   судьба   сложилась   так, что   работала   простой   дояркой   много   лет. Эта   профессия, конечно, не   очень   престижная, в   наше   время   особенно, но, как   говорится, труд   любой   почётен, тем   более  что   животных  люблю   с   детства.

         Стихи   начинала   писать   в  юности. Помню, написала   стихотворение   «Егорки   и   ведёрки», отправила   его   в   детский   журнал   «Костёр». Каково   же   было   моё   удивление, когда   в   следующем   номере    увидела   своё   стихотворение, да   ещё   с   иллюстрациями. Вот  строчки  из  него:

                            Стояли  на  горке  два   Егорки.

                            Хотели  Егорки  съехать  с  горки,

                            Но  им  мешали  с  водою  ведёрки.

                            Но   вот  один   Егорка

                            Взял   в   руки   своё  ведёрко

                            И  вылил  воду  на   горку.

   Потом   писала   в   «Авангард». После  долгое   время   творчеством   не    занималась. Как-то, уже  в  девяностые   годы, стала   читать   стихи   наших   земляков   в   газете. Дай, думаю, попробую. Стала  печататься. Читаю, к   сожалению, немного: времени   не   хватает. Раньше   зачитывалась, из   поэтов  любимый - Есенин».         

Тематика   лирики

«Среди   полей   и   тополей». Стихи  о  малой   родине

    Когда   читаешь  стихи   Л.Ждановой, обращаешь   внимание   на   такую   особенность: их  большая   часть     о  малой   родине, о   природе  родного   села, наверное, далеко  не  случайно, что  один   из   её  любимых   поэтов – Сергей   Есенин, поэт, которого  называли   «певцом   золотой   бревенчатой   избы», поэт, в   стихах   которого  «страна  берёзового   ситца», «тонкая   берёзка».

    У   Людмилы   Ждановой  есть  посвящение   посёлку, который  «стёрт  с  земли  по  чьей-то  воле», это  Моховское. Светлыми, чистыми, в   то  же   время   грустными   интонациями   окрашены   воспоминания   о   нём. Отчего  грусть? Да   оттого, что:

                             Не   сбылись   мечты   мои   простые –

                             Вижу   вместо   родины   пустырь,

                             Лишь   вернёт   меня   в   места   святые

                             Память, словно   добрый  поводырь.

Конкретные   места, имена   жителей, звучащие  так   знакомо   каждому, кто   когда-то   жил   в  этом  маленьком   селе, поневоле   воскрешают   в   памяти   читателя   далёкие  добрые   времена, «…хоть   порою   было   нелегко...», но  «В  клубе  веселилась   молодёжь»; а  «В   колодце   чистая   водица – никогда   такой   уж   не   попьёшь». Образ   родного   села  создаётся   с   помощью   простых  и  в  то  же  время   неповторимых   деталей: озеро, «рыбачья  лодка  отца», «стога   рядами   встали», облепиха, «по  кустам  калина  спеет», «хлеб  встаёт   стеной  высокой». А   над  воспоминаниями, несмотря   на  то, что   прошло   уже   много   лет:

                                 И  в  любой  дали, я  точно  знаю,

                                 Никогда  не   сладить  с  той   тоской –

                                 Всё  зовёт  к  себе  земля  родная,

                                 Снится  наш  посёлок  Моховской.

   Так   получилось, что  второй  родиной  Людмилы  Ждановой  стало  село  Вяткино. С  любовью   сложила  она  о  нём  много  лирических  строк, в  которых  так  знакомый  каждому, кто  хоть  однажды  побывал  на  Оби, «Плеск  обской  размеренной  волны», «Синие  туманы  над  рекою» («Дорогая  сердцу  деревенька»), «клубничные  поляны», «дух  грибной» («Мой  край»). Слова   одного  из  стихотворений  музыкальным  руководителем  Вяткинского  сельского  дома  культуры  Кудрявцевым   Василием   Васильевичем   были  положены  на  музыку. Песня  пришлась   вяткинцам  по  душе, она  неоднократно  звучала  со  сцены   в  праздничных  программах.

    Людмила  Жданова  с  оптимизмом  смотрит  в   завтрашний   день, она уверена  в том, что  село  будет   жить, что  у  него  есть  будущее:

                                Жалеть  придётся  вряд  ли  нам,

                                В  судьбе  нам  повезло.

                                Живи  ты  долго, Вяткино –

                                Любимое  село.

Хочется   присоединиться  к  этому   пожеланию.

«Позовут   в   просторы   степи»

Лирика природы

   С   темой   родины  в  стихах  Л.Ждановой  тесно  перекликается  тема   природы. Здесь  и  «Весна», и  «Осеннее», и  «Поздней  осени  проза»,и  «Зимний  день», и  «Ясное  утро, морозное», и  «Где  ты, дождь?» Ярки  метафоры, о  которых  не  думает, конечно  же  автор, они  приходят  из  мифопоэтического  подсознания: «Разгорается  пламенем  осень», бабье  лето – «для   души  запоздалый  приют» («Разгорается  пламенем…»); морозный  узор  на  стёклах – «Полыханье  снежного  огня / Повторилось  каждою  снежинкой» («Зимний  день»); «Распахнулись  зажатые  дали, / А  по  небу  прошлась  акварель»(«Весна»); «Привычным  курсом  облака / Проносит  времени  река», «В  безбрежной  голубой  дали / Маршруты  облаков  прошли» («Издалека  и  вдаль  куда-то»); а  вот  ни  на  что  не  похожее: туча «Пролилась, как  разбухшее  вымя, / Тёплым  морем  парного  дождя» («Зреет  туча»); «И  ещё  не  скоро  впустит  грусть  осеннюю  душа» («Георгины»); «Стали  листья  лопуха / крыльями  подбитой  птицы», «Вянут  пышные  мечты / О  хорошем  урожае» («Где  ты, дождь?»); «Цветов  белокрылая  нежность / Трепещет  на  летнем  ветру» («Ромашки»); «Птицы  с  солнцем  выходят  в  эфир» («Весна»).

    Несомненным  украшением  стихов  о  природе  являются  неповторимые  сравнения: «Щёки, словно  в  алом  соке» («По  бруснику»); а  вот  какое  хорошее  забытое  слово: «…в  лепестках, словно  в  зыбке», «Снегом  белеют  по травам» («Ромашки»); стаи  птиц, «Как  последние  строчки  лета», листья, «Словно  отзвуки  песни» («Осеннее»); «Душа – наподобие  скрипки», «Ветка  голая  ходит, как  «дворник» по  стеклу» («Дождь  осенний»); «Снег  лежит  белой  ватой («Зима»); границы  снегов, «Как  у  моря  берега» («Сквозь  морозные  узоры»); рога   коровы, «как  ухват» («Корова»); облака  «Спешат, как  люди» («Издалека  и  вдаль  куда-то»); солнце  смотрит, «как  наседка» («Как  наседка, из  сини…»); «Перед  ней…  стою, как  пугало, на  дорожке», красоты  земли  «как  сладкий  нектар», «Кружилась  я, как  пчела», огород,  «как  цветущий  луг», чувства  цвели, «как  овощи  в  огороде» («Огород  детства»); деревья  в  инее, «Словно  невесты  к  венцу» («Ясное  утро…»).

    Общение  с  лесом  сулит  «сказочную  встречу», именно  такой  эпитет, наверное,  и  будет  самым  точным  и  верным, когда   вслед  за  героиней  стихотворения  «По  бруснику»   отправишься   в  бор:

                                Раздаётся  звонко  эхо,

                                Эх, не  заблудиться  бы,

                                В  выходные  люд  приехал –

                                Где  вы, ягоды, грибы?

                                Будет  вид  довольно  жалкий –

                                Я  с  корзинкою  пустой,

                                Расступитесь, ёлки-палки,

                                Будь  ты  щедрым, лес  густой.

Эпитеты  «сказочная», «щедрый»  говорят  сами  за  себя – лес, бор, с  ними  у  каждого  живущего  в  нашем  селе  связаны  особенные  воспоминания: «Одурманил   хвойный  воздух / Чуть  кружится  голова», «На  паром  успеть  бы  в  срок». Любому   ягоднику, живущему  на  левом   берегу  Оби, знакомо  тревожное  ощущение, что   ты  вот-вот  опоздаешь  на   паром, а   полянка   попалась  такая, что  брусники  красным-красно, и  ведёрко  добрать   хочется  и  торопиться   надо, а   до  парома   ещё   добираться! Но  зато  как  же  приятно  и  вкусно  «В  холодный  зимний  вечер / Чай  с  брусникой  попивать».

    «Роскошное»  обрамление, «нарядная»  деревня, «обновлённый, волнующий» мир,  «пышные» мечты, «тополиная»  песня, «туманные»  дали, «грибной»  дух, «ласковый»  день, «священная»  любовь  к  земле, «кружевные»  наряды  на  деревьях, «синий»  вечер, «хрустальный»  месяц, «безбрежный»  простор – вот  лишь  некоторые  эпитеты, создающие  неповторимые  оттенки  настроений, чувств   лирической  героини, так  нежно  любящей  свою  родину.

   Когда   читаешь   стихи   Людмилы   Ждановой, то   невольно   обращаешь   внимание   на  их   красочность, «акварельность». Как   она   создаётся? Наблюдая   за   цветовыми  прилагательными  и  существительными, видишь   безоговорочное   преобладание   белого   и   синего  цветов. Синий - в   синеве  небес, в  голубизне, в  синеве   дали, в  голубых   лепестках, в  цвете  небесном, в   голубом  льду, в  синих   дымах. А   белый – в  ромашках, в   цветущей   черёмухе, в   белой   кипени   майских   садов, в   белых   далях. В   стихах   о   зиме, которая   царствует   в   наших   краях  полгода( к  слову, это  время   года  очень  любит  поэтесса) сверкание   и  блеск  снега, зимний   огонь, горящий  снег (оксюморон). И  во   многих  стихах – солнечный   свет. Он  над   всем   и   почти   всегда: над   полем, над  Обью, над  селом, над судьбой. Это  вера   и  надежда   автора, вера  в  то, что  солнце  будет   согревать   землю, надежда  на  то, что  солнечный   свет   никогда  не   померкнет, а  если  и   будет  туча, то  прольётся  не  градом, а   «…как   разбухшее  вымя, / Тёплым  морем   парного   дождя».

    Тёмных  красок   нет   вовсе, лишь  трижды   упоминается   серый   цвет, но   он  не  вносит  в  поэзию   природы   мрачности, потому   что – светлый: «серый   рассвет», а  за   ним    расцвеченный   радостной   палитрой   день. Алый, красный   цвет   видим   в  «пламени   калины», в  калине, «горящей   огнём», в   багряном   соке   ягоды, в  спелой   бруснике. Но  этот  яркий  цвет   не   вызывает   тревоги – это   цвет  спелых   ягод, даров   щедрой   природы, он  напоминает   о   лете, тепле, а  ягода  так   и   просится  в  лукошко.

    Лирика  природы   Людмилы   Ждановой   очень   звучная, и  все   звуки – это   песня   или   песенка, звуки, приятные   для   слуха: голос   птахи, именно   голос, а   не   свит   или   крик, а   значит  мягкий, ласкающий, на   грани  родства  с   человеческим, это  отзвуки   песни, тоже   негромкие, не  режущие  слух, это   шорох  листьев, песня   жаворонка, доносящаяся   из   глубины  неба. Звучность   стихотворений  создаётся   и  звукописью. Так  в  стихотворении  «Где   ты, дождь?» читаем:

                               Засуха, земля   суха,

                               Мир   с   пустыней   лишь   сравнится,

                               Стали   листья   лопуха

                               Крыльями  подбитой   птицы.

Шипящие   звуки «с», «х», «ш», «ц», глухие  «п», «т», «к»  создают  образный   ряд  «сухость, жара, жажда», не  нарушают  его, а  даже   усиливают   мягкие сонорные  «л», «м», «н», «й», твёрдый «р». Сочетание   звуков  «дб», «пт»  в  последней   строке   вызывает   звуковую  ассоциацию   с  глухими  ударами  крыльев  о  сухую  землю, и  следом  за  ней   зрительную  и  почти   ощутимую   физически – взбитой   сухой   плотной   пыли. В  стихотворении  «Зима»:

                               Гулко   ухнут  льды

                               Под   холодным   светом

                               Голубой   звезды.

Повтор   гласных   «у», «о», «ы» сам  по   себе   уже   рождает  протяжный  гул, дополненный  шипящими  «с», «з»  сопровождающими  шуршание   льда. Да   ещё   таинственный   свет  голубой  звезды, зрительно  дополняющий   звуковую  картину. В  стихотворении  «По   бруснику изумительная  игра  слов  на   стыке  строк  тоже  заставляет  услышать   долгие   звуки, рождающие  эхо:

                                Раздаётся   звонко   эхо,

                                Эх, не   заблудиться  бы.

    Интересно  понаблюдать  над   тем,   какие   запахи   сопровождают   природные   зарисовки. А   это   запах   свежего   огурца, не   требующий   никакого   комментария, он   настолько   ассоциативен, что  даже  слышится  его  аппетитный  звучный   хруст; запах   ухи, разнотравья, мяты, аромат цветов, запах   хвои   и  «дух  грибной».

   И  удивительно, что  все   этими   инструментами   звука   и  слова  владеет  поэтесса-самоучка, никогда  не   осваивавшая   грамоту   стихосложения.

   Но  природа  в  стихах  Людмилы  Ждановой  живёт  не  сама  по  себе, она не  самоцель. Её  образы   нужны  для  раскрытия   внутреннего  мира   человека, мира, сложного, как  космос. Это  глубокое   назначение   лирики   природы   реализуется   с  помощью   олицетворений: «согреется  душа», «осень  дарит  георгины» («Георгины»), «дождь  смывает   улыбки» («Осенняя  грусть»), «кружилась  метель», «ищет  душа» («Сельский  учитель»), ромашки  «смотрят  в  глаза», «нежность  трепещет» («Ромашки»), «шепчут  листья», «зациклилась  погода», «мается  природа». О  неразрывной  связи  Вселенной, природы  и  человека   в  стихотворении  «О  вечном»:

                                 День  с  зарёй  родится  новый,

                                 Ритм  Вселенной  сохранив,

                                 Шар  земной  крутнётся  снова,

                                 Вечность  времени  продлив.       

Слово  «мама»

Посвящение   матери

     В  интервью   Людмила   Николаевна   сказала: «Самое   большое   место 

в  моём   сердце   занимала   и   занимает   моя   мама, хотя    её    уже    несколько   лет    нет   на   свете. Она   всегда   для   меня   была   и   остаётся   примером   доброты». Тетрадка   стихов, датированная    2006   годом, открывается   стихотворением  «Слово  «мама», в   нём   изумительное   сравнение:

                              Слово  «мама»   подобно   молитве,

                              Талисман, что   всегда   хранит, 

                              Щит   и   меч…

    Пожалуй, нет   человека, имеющего   право   поспорить  с  этими  словами.                            

Стихотворений-посвящений   матери   у   Людмилы   Ждановой   немного, да  их, наверное, и  не   может   быть   много. Разговор   с   мамой – это  очень  личное, интимное, чувства  к  ней   не   выставляют   напоказ, любовь  к   ней   живёт  в  самом  потаённом   уголке   души. «Приду   к   маме»:

                                 Пойду   тихонько   к   маме

                                 Из   суматохи   дней.

                                 Как   яркими   цветами,

                                 Украсить   бы   словами

                                 Мою   беседу   с   ней.

                                 Но   больно, а   не   сладко

                                 Вести   мне   разговор –

                                 Железная   оградка

                                 Поставлена   не   шатко,

                                 А   вечностью – забор.

Образ   доброй   материнской   улыбки  в  стихотворении  «Остров  детства»:

                                 Где   мама   с   улыбкой   встречала

                                 Зарёй   обагрённый   улов.

Добрые  натруженные  руки  матери  в  стихотворении  «Маме».

                                 Сколько  же  сделали   руки  твои,

                                 След  на  земле  оставляя,

                                 Помнят  и  дети, и  внуки твои,

                                 Память   добром   укрепляя.

Мать, которая   всегда   терпеливо  ждёт   весточки  от  детей  и  встречи   с  ними:

                                 У  знакомой   калитки

                                 Поджидаешь  меня.  

А  пожелание, адресованное   всем   людям, так   как  «…все   мы   чьи-то   дети», могло  бы  стать   девизом   для   каждого   из   нас:

                                 Пусть   дует   попутный   ветер 

                                 К   порогу   заветных   дверей!   

   В   заглавиях   трёх   стихотворений   есть   предлоги, «к  маме», «Без  мамы», «Вдали  от  мамы», они  играют, на   мой   взгляд, особую  роль, к  маме   хочется  прийти  всегда, сердце  к  ней  стремится, где  бы  ты   ни  был; без  неё  бывает  тяжело; вдали  от  мамы   скучаешь  по  её  доброму  слову, по  ласковому   взгляду:

                                 А  нежный  ласковый   ветер

                                 Доносит  слова   твои –

                                 И  легче  мне   жить  на  свете

                                 В   объятиях   вечной   любви.

«Большое   сердце»

Посвящается  отцу

   Добрые   воспоминания   у  Людмилы   Николаевны   и  об   отце.  

Ему   посвящено   стихотворение  «Сельский   учитель»:

                                 Кружилась   метель  в  ограде,

                                 Свет  лампы  в  окне   горел,

                                 Склонившись  над  стопкой   тетрадей,

                                 Отец  допоздна   сидел.   

   Своего   отца, тогда   молодого  и  весёлого, героиня  помнит  встающим   чуть  свет, как   любой   деревенский   житель, ведь  обычных   хлопот   по  хозяйству   никто  не   отменял; помнит, как  шли  к  нему   за   советом:

                                 Светилось  добрым  светом

                                 Большое  сердце  для  всех.

А  такие   детали, как  «Сажали  всей  школой  картошку/, Чтоб  телевизор  купить», знакомы, наверное, многим, кто  работал  в  школе  в  советское   время. Грустно  становится   героине, « Когда   в  сентябрьский   денёк/ Звенит  призывно   звонок». Отца   уже  тоже   нет  на  свете, но   он  по-прежнему  в  строю. 

                                  А  годы  идут  чередою,

                                  Но  папа  в  строю, как  солдат.

                                  Осталась  душа  молодою,

                                  И  ясен  по-прежнему  взгляд.

   Образ  солдата   предстаёт  перед   нами  и  в   стихотворении   «Встань, солдат!»:

                                  Призову  все  живые  силы,

                                  Память  вновь   всколыхну   волной,

                                  Встань, солдат, из  далёкой  могилы,

                                  В  день   Победы  вернись  домой.

Метафоры   передают   горечь   утраты  хоть  «прожита   целая   жизнь»:

                                  Постарела  твоя  подружка,

                                  Незамужней  прожив   вдовой,

                                  Если  б  только   могла   подушка

                                  Зарастала  б  от  слёз   травой.

Оксюморон   «незамужняя   вдова» - это, на  мой  взгляд, настоящее   открытие   Людмилы   Ждановой, как  образно  предаёт   он   горькую  судьбу  невест, не   дождавшихся  с   войны   своих   любимых. Памятником   солдату  служат   посаженные  им   когда-то  деревья, которые   теперь«обелисками  смотрят  ввысь», а   «Ликующий   День  Победы  - / Вечной  славы  твоей  пьедестал!».

«О   вечном»

 Философская   лирика

    Среди   стихотворений  Людмилы   Ждановой   есть  философские, стихи-размышления  мудрой   женщины: «О  вечном», «Зеркало», «Уходят  годики, как  пароходики», «Вокзал», «Не  грусти, человек, что  недолог  твой  век», «За   мечтой», «Дорога - жизнь».

     В  стихотворении  «Вокзал»   центральным   образом    является   вокзал, выступающий  в  разных   ипостасях: это  перекрёсток, где  сходятся   пути, где  на   время  сближаются   дали, это   «гул  многоголосый» как  отголосок   разных  судеб, это  возможность   распахнуть   приоткрытые   двери   вагонов, чтобы   попытаться   угадать   судьбы   людей, это   протянутые   руки  «после   долгой   печальной  разлуки», это   актовый  зал, видевший  «бесконечность   проблем   и   страданий», это   место, где   от  себя – не  уехать:

                             Кто   слезами, кто   радостным  смехом

                             Поезд  свой   проводил   или   встретит,

                             Только   вот  от  себя   не   уехать,

                             Даже   если   бесплатный   билетик.

Приём  противопоставления   создаёт   контрастные   образы  и  смыслы, без  которых   вечная   картина  встреч-расставаний   была  бы  неполной: «сблизились – расстались», «встречаются – расстаются», «сойдутся – разойдутся», «проводил – встретит», «встреч – разлук», «на  миг – навек», «слезами – смехом»,. С   помощью   насыщенных эпитетов  передаётся   тревожное   настроение  встреч  и   расставаний: разлука  «печальная», мгновения  «последние», багаж  обязательств  «неизменный». Синтаксический  приём   бессоюзия   усиливает   ощущение  движения:

                                Сколько  ты  увидал, услыхал

                                Встреч, разлук, обещаний, страданий.

                                Правду   жизни, её  проявлений…

Синтаксический   параллелизм  придаёт   значение  одновременности   контрастных   событий:

                               Здесь  встречаются, здесь   расстаются,

                               И   судьбу   здесь   решают   минуты,

                               Здесь   на  миг, словно   рельсы, сойдутся,

                               И   навек   разойдутся   маршруты.   

В   стихотворении  «Не  грусти, человек, что недолог  твой  век»  утешительно   и   успокаивающе   звучат   слова  «В   жизни   было, что   надо – всё   было». Если   вдруг печалишься -  что-то сложилось  не  так, как  планировал -  и  на  этот  случай  есть   совет:

                              Ты   открой   на   досуге   былого   сундук,

                              Ведь   хорошее   в   нём   накопилось.

Образ   волшебного   сундука, в   котором  хранится   всё   доброе, пришёл   словно  из   сказки. Автор  подсказывает   оптимистический   выход  из  критического   состояния: 

                             И  менять   не   спеши   состоянье   души,

                             Пусть   она   с   каждым   днём   молодеет.

Правда   есть  всё-таки   маленькая   оговорка   в  финале: жизненный   путь ты   прошёл   не   напрасно, если  «немало   добра / Делал   ты  для  других   беспристрастно».   

    Стихотворение   «За   мечтой»   стало  названием   небольшого  сборника  стихов   Людмилы   Ждановой, который   был   выпущен  в   издательстве   газеты   «Авангард»   в  2000   году. В   нём   полёт  «в  мир  зовущей   высоты», «свет   надежды», «сверхогромные   пространства»  и   «космические   высоты». Такая  лексика   настраивает  на   размышления   о   вечном, это  полёт  души, онемевшей   от  невесомости   межорбитной, за   мечтой, полёт   к   своей   звезде. Правда, опять  же   в   финале, окажется, что   «планета голубая / позовёт   к   себе   назад». Как   всё   же   велик  «плен   земного   притяженья»!   

     Наставлением   выходящему   в   долгий   жизненный   путь   можно   назвать   стихотворение  «Дорога – жизнь». Дорога, которую  предстоит   выбрать   каждому   из  нас, сравнивается  со   странствием   «пешком   на  луну», не   по  невозможности, а  по  трудности  и, если   дойдёшь, по сходству  с  подвигом. На   этом  нелёгком   пути   автор   советует  помнить:

                               Много  хороших   людей

                               Тебе   пожелает   добра,

                               Но  в  мире   найдётся   злодей,

                               Грязью   обдаст   из   ведра.

И   здесь  уместен   совет  не   робеть   «на   середине   моста»  и  не   терять  по   пути   сокровищ   души. В  этих  словах  один   из  ключевых   смыслов   и   философской   лирики  Л.Ждановой, и, пожалуй, всего   её   творчества: беречь   сокровища   души, быть   духовным   человеком, а  это  и  любить  свою  родину, каждый  свой  день  проживать  с  любовью  к  людям, к  природе, и  свято   беречь  память  об   отце  и   матери, а  ещё -  всегда   помнить, что   ты   человек.                        

«Я  день  прожила   не   зря»

Лирика  любви

    Чувство, окрыляющее   человека   и   дающее   ему   силы, любовь. Слова   о   ней  звучат   с  грустной   интонацией. В   стихотворении  с  красивым   названием  «Мужчина   сердца   моего»  в   первой  строфе   звучит   наречие   «напрасно», оно   же  завершает   последнюю   строфу. Каков   его   смысл? Что  и  почему   напрасно? А   ответ   прост, история   стара   как  мир: безответная   любовь.

                            Мужчина  сердца  моего,

                            Он, как  всегда, проходит мимо,

                            И я напрасно  жду его

                            В свой  мир, где  я  им  не любима.

Но, как  в  русских   народных   песнях, лирическая   героиня  покорно   принимает  свою   судьбу; хотя  «сердце   бедное…с   рассудком   не   согласно», она   ни  в  чём  не   упрекает   любимого:

                            Любимый   ведь   не   виноват,

                            Что   любит   женщину   другую.

  Та  же  тема, но   иное   лирическое   переживание  в  стихотворении  «Поздно», в  нём  больше    надежды, наверное, потому, что  первая   строка – утверждение:

                            Я   день   прожила   не  зря,

                            Когда   твой   голос   услышу.

                            Зарю   сменила   заря

                            Не   зря, если   снова   вижу.

Страдания   лирическая   героиня   оставляет  ночи, а   свет   даёт   надежду. Но   как   неизбежно   день   и   ночь   сменяют   друг  друга, так  и   сердечные  порывы  чередуются, что передаётся  с помощью союза  то, … то:

                            То   сердце   прошу – замолчи,

                            То   точки   не   жду   в  ответе.

В   этой   любовной   истории  «он»  тоже  «ей»   рад:

                            На   все   несмотря   сомненья,

                            Но   жизни   строгий   уклад,

                            Решает   за   нас   уравненья.                       

Опять   покорность  судьбе, укладу, решающему   за   героев, видимо, они   не   в  силах   нарушить   этот  уклад, а   потому  финальная   строка   также, как  и   первая   звучит   утвердительно, уверенно:

                           Вместе   не   будем   мы

                           С  тобой   ни   за   что   на  свете.

Стихотворение   выстроено   на   контрастах: «заря – ночь», «страдания – надежды», «в   ночи – при   свете», «свет – тьма». Они  не  создают  ощущение  трагедии, может   быть,   потому, что  влюблённой   женщине  для   счастья  нужно  немного: слышать   его, видеть  его, знать, что  он  ей  «тоже»   рад. Для  лирической   героини   в  этой  радости   и  заключена   любовь, а   значит – счастье.  

    Обращением   ко   всем  мужчинам   можно   считать   стихотворение, которое   может   звучать   как   тост, как   пожелание  как   со  сцены, так   и   на   небольшом   семейном   торжестве, это   «Дарите   женщинам   цветы». 

Его   можно   назвать   советом, воспользоваться   которым  непременно   должен  каждый   мужчина, по-настоящему   любящий   женщину. Часто  мужчины   боятся   условностей, «среди   житейской   суеты»  становятся   невнимательными   к   женщине, забывая   о   том, что  она  «хрупкое   созданье». Утверждение  «Вы   женщин   на   руках   носить / Должны…»автор   адресует   «товарищам   мужчинам», напоминая  им   тем   самым   о  том, что   мужчина – самый  близкий   друг   женщины, её   опора. В   стихотворении   создан   образ   женщины   сильной, способной   принимать  важные   решения, «крутиться   белкой   в  колесе», придя   с   работы, решать   домашние   проблемы, забывшей   про   покой. И  при   этом   женщина   всё   же   изначально, от   природы, мечтает   всегда   об  одном:

                             Святые  женские   мечты

                             Все  одинаковы   на   свете –

                             Любви   побольше, доброты

                             И   мира, счастья   на   планете.

                             Чтобы   весёлый    детский   смех

                             Звучал, от   счастья   не   смолкая.

Вся   красота   от   женщины, женщина   стала   «символом   добра». В  финале   стихотворения    как   обрамление   звучит   уже  не   просто   просьба   «дарите  женщинам   цветы», а   настоятельное   требование:

                             Мужчины, вам   давно   пора

                             Усыпать   женщину   цветами. 

Юмористические   стихотворения

    Среди  стихов   Людмилы   Ждановой  особое   внимание  привлекают   два, по   объёму, настроению   и   тональности  очень   отличающиеся   от   остальных, их  можно   назвать   маленькими   юмористическими   поэмами. Это  «Не   разлей - вода»  и  «Брось, мужик, не   пей». Стихотворения   объединяет   общая   тема: проблема   пьянства.  Очень   лёгкий   слог  стихов, простой, понятный, много   разговорной   лексики, цель  которой – максимально   близко   к   народному   передать   живой  язык   деревенских   мужиков:

                           Говорит   Иван  Степану –

                           Может, врежем  по   стакану?

                           Нынче   бог   нам   повелел

                           Начуток   уйти   от   дел.

Обращаясь   друг   к   другу, собратья   по   несчастью  используют   такие   обращения, как  «коллега», «друг», это   даёт   понять, что  «троица»  знакома   давно  и   её   связывают   крепкие   отношения, а   то, чем   мужики   занимаются   для  них  уже   почти   профессия. В   стихотворении   очень  занимательный   детективный   сюжет: когда   троица   собралась, мужики  сделали   вывод:

                            Значит, так   решил   господь –

                            Отдыхай, душа   и  плоть.

                            В   жаркий   полдень   у   реки

                            Загуляли   мужики.

Как  это   часто   в   таких   случаях   бывает, не   помнят, как   уснули, а   когда   проснулись, начали   Иван   со   Степаном   искать   Сашку, третьего.

                           - Стёп, а   где   же   у  нас   Сашка?

                          Вот   штаны   и   вот  рубашка,

                          Остального   не   видать.

                          Принялись  они   искать.

Герои   с   ужасом   понимают, что   случилась   беда, друг   утонул:

                           Видно, друг  наш   под   водой,

                           Праздник   кончился   бедой.

Разом   протрезвевшие   друзья    «длинный   невод   притащили», «И   баграми   шарят   дно», но   всё  напрасно – нет   Сашки. Усиливает  горе  мужиков   внезапно   переменившаяся   погода:

                           Дунул   ветер, гнёт  деревья,

                           Посбежалась   вся   деревня.

В   частушечную   ритмику   легко, ловко   укладываются   и  стенания   жены   Сашки, и   суета  народа   на   берегу, и   вдруг   в   самый   кульминационный   момент:

                           А   «покойник»   своим   ходом  

                           Предстаёт  перед   народом –

                           При   часах, в   одних   трусах

                           И   с   травою   в   волосах.

                           Он   в   ракитнике   проспался,

                           Жив-здоров, как   есть, остался.

Чудесное  воскресение  «утопленника»  наделало   ещё   больше   переполоха, чем   смерть:

                           В   изумленье   весь   народ –

                           Сашка   сам   воскрес   из   вод,

                           Видно, сжалились   русалки,

                           Отпустив  его   к  Наталке.

А   дальше, как   положено   в  таких   случаях, всей   деревней  «обмыли»  чудесное   событие. Но   у   этой   истории, почти   сказки, замечательный   сказочный   финал:

                           Председатель   согласился

                           За   кодированье   плату

                           Им  оформить под   зарплату…

                           А   иначе   им   нельзя –

                           Догулялися   друзья.

Юмористическая   история   читается   на   одном   дыхании, этому   способствует   и   парная  рифмовка, и   сказовая   интонация   в   духе   «Сказа   про   Федота-стрельца…»  Леонида   Филатова, и  сюжет, который   забавно  разворачивается   и  не   даёт  «расслабиться»  читателю, и   вполне   благополучный   финал.

     Стихотворение   «Брось, мужик, не  пей»  рисует   русскому   мужику безрадостную  картину, которая   его   ждёт, если  он   не   прислушается   к   совету, звучащему   в   названии.

                            Тучи  ходят   низко,

                            Мается   семья,

                            В  ней   давно   прописка

                            Кончилась   твоя.

А   когда   читатель   задумывается, почему   же   «кончилась   прописка», ответ   кажется   очевиден: полюбил   другую, «знойную, крутую, телом   налитую», так   ведь   полюбил   другую   женщину, но   интрига   держится  недолго, оказывается, речь   о «милой»  бутылке. Сниженная   лексика   очень   наглядно   изображает   безрадостную   жизнь   и   самого  несчастного, и   его   семьи: «не  башка – чердак», «липнет, как  репей».

                           Нету   здравых   мыслей  

                           В   пьяном   котелке,

                           Все   они   повисли

                           Где-то   вдалеке.

И   даже   не   «мужчина», а  уже   «мужичок», слабенький, «хилый», выпивший   бутыль  «экого   размера», а  в   финале, с  мольбой,  призыв:

                          Ты  сумей   надежды

                          Наши   оправдать,

                          И, таким, как  прежде,

                          Человеком   стать.

                                          Заключение

   Во   всех   стихотворениях   Людмилы   Ждановой   так  или   иначе   проявляется   её   личность, душа, болеющая   за   человека, за   его   нравственность, за   его   духовность.

   Людмила   Николаевна   не  остаётся   в   стороне   от   важных   событий, происходящих   в   селе, в   районе. У   неё   есть   стихи, написанные  по  просьбе   родителей, чьи   дети  выпускаются     из  школы, есть   посвящение   «Авангарду – 70  лет», к   ней   идут   односельчане   с  просьбой   написать   поздравление   близким  с   юбилеем. Людмилу   Жданову можно   по  праву  с  гордостью  называть  нашей, вяткинской, поэтессой!

                 Посвящение  Людмиле   Ждановой

                            В   селе, забытом  богом,

                            Есть   свой  у  нас  поэт.

                            Души   прекрасным   слогом

                            Продлит  земной свой век.         

                            Не   Лермонтов, не   Пушкин,

                            А   все-таки – поэт.

                            Пусть   ей   живётся   лучше.

                            Пусть   день  за  днём  без  бед.

                            Пусть   пишется   легко   ей,

                            И   в   суматохе   дней,

                            Желаем  ей   здоровья



                            Да  долгих-долгих  лет!

                                                   Квасова  А.В.
Каталог: gallery
gallery -> Викторина по рассказу И. С. Тургенева «Муму» классы Викторина по теме «Древнерусская литература»
gallery -> 14 ноября всемирный день борьбы против диабета
gallery -> Инструкция по применению лекарственного препарата для медицинского применения
gallery -> Рабочая программа по профессии «Парикмахер» составлена на 840 часов на основании «Сборника учебных планов и программ для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих»
gallery -> Представляет собой водорастворимую комбинацию из витаминов (биотин, ниацин и пантотенат кальция) и 10 экстрактов растений, необходимых для здоровья и красоты волос
gallery -> Ветряная оспа. Симптомы, инкубационный период


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница