Исследовательская работа «Профилактика и раннее выявление сколиоза у детей»



страница1/3
Дата01.05.2016
Размер0.58 Mb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3
ГБОУ СПО «Ейский медицинский колледж»

logo.jpg

Исследовательская работа


«Профилактика

и раннее выявление сколиоза у детей»

Выполнила: студентка 331гр. Кирпун А.Г.

специальность 31.02.01.

Лечебное дело Научный руководитель: Поповская Т.С.

Ейск 2015

СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………………..

Глава I Проблема сколиоза. Основные понятия ….………………………...

1.1 Определение и классификация …………………………………………..

1.2 Этиология и разновидность сколиоза……………………………………

1.3 Симптомы и диагностика ………………………………………………...

1.4 Осложнения……………………….............................................................

Глава II Профилактика и раннее выявление сколиоза у детей…………….

2.1 Данные статистики и проведенного исследования …………………….

2.2 Основные меры профилактики ………………………………………….

2.3 Рекомендации……………………………………………………………..

Заключение …………………………………………………………………...

Список использованных источников …….……..…………………………...



3

5

5



7

13

16



19

19

21



26

29

30


Введение


Сколиотические нарушения позвоночника считаются одними из наиболее сложных изъянов опорно-двигательного аппарата человека. Сколиоз называют биологической трагедией человечества. При проявлениях сколиоза отмечаются нарушения не только функций опорно-двигательного аппарата, но и возникновение и развитие негативных сдвигов в функционировании внутренних органов, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, что первично обусловлено процессом патологического искривления позвоночника.

Урбанизация и техногенный прогресс способствуют тому, что ежегодно все больше людей страдают позвоночными и суставными патологиями. В частности, вопрос, как лечить сколиоз, стал задаваться все чаще, поскольку неутешительный диагноз ставят детям. При этом ежегодно обновляется статистика по данному заболеванию, демонстрирующая степень его распространенности и характеризующая группы риска.

Статистика сообщает нам неутешительную информацию о том, что только 20% всех детей школьного возраста не имеют искривления позвоночника, то есть – сколиоза. Специалисты определяют данную патологию, как устойчивую боковую искривленность позвоночника ребенка с изменением формы позвонков. При этом статистические исследования выявили, что девочки страдают сколиотическим заболеванием в пять, а то и в шесть раз больше, чем мальчики. Интенсивность развития сколиотического заболевания отмечается тогда, когда скелет ребенка очень быстро растет. Поэтому специалисты утверждают, что полностью излечить сколиоз возможно только при несформировавшемся до конца позвоночнике. У взрослого же человека исправить осанку уже невозможно, искривление останется уже навсегда. [16] Многочисленные исследования по выявлению сколиоза у детей свидетельствуют, что эта деформация – одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессированию и достигает высшей степени к окончанию роста детского организма.

В основном болезнь проявляется у особо старательных детей, которые вместо занятий физкультурой предпочитают сидеть часами за уроками, увлекаются играми за компьютером или играют на пианино. Если письменный стол не соответствует росту ребенка или он постоянно носит тяжести в одной руке, то все это может стать причиной развития сколиоза у ребенка школьного возраста. Также, такие факторы как слишком мягкая постель, высокая подушка, привычка опираться на одну и ту же ногу оказывают негативное влияние на развитие правильной осанки. Уже к возрасту 12-13 лет в связи с усиленным ростом организма наметившее искривление позвоночника усугубляется, степень деформации усиливается. Сколиоз в начальной стадии серьезной опасности для ребенка не представляет. Поскольку позвоночник не сильно искривлен и если вовремя обратится к врачу, пройти курс лечения и постоянно заниматься лечебной гимнастикой, то лечение может предупредить прогрессирование искривления. Но иногда встречаются запущенные случаи. Распознавание сколиоза в начальной стадии очень важно для предупреждения его последствий.

Необходимость изучения данной темы подтверждает и тот факт, что число осложнений, которые могут серьезно повредить здоровью ребенка, возросло.[18]

В борьбе с деформациями позвоночника ведущую роль играют профилактические мероприятия, а также как можно более раннее выявление болезни и ее своевременное лечение. Грамотно воспитывать ребенка, выработать у него правильную осанку - одна из основ профилактики этого заболевания. Ортопеды считают, что лечение сколиоза надо начинать тогда, когда его еще нет. Исходя из этого, для того чтобы не развился сколиоз, основное внимание должно быть обращено на нарушение осанки ребенка. Выявление сколиоза на ранней стадии его развития и, соответственно, своевременно начатое лечение дают желаемые результаты. Лучшим оружием в борьбе против сколиоза считаются профилактические осмотры, проводимые в детских коллективах, т. к. они дают возможность своевременно выявить и исключить дальнейшее развитие деформации позвоночника.

Цель исследования: Обобщение методов профилактики и раннего выявления сколиоза у детей.

Гипотеза: Профилактика сколиоза у детей будет успешной при соблюдении разработанной методики и рекомендаций, а так же при раннем выявлении изменений в позвоночнике на регулярных профосмотрах.

Задачи:

1) сделать обзор литературы по теме, провести исследование.

2) проанализировать результаты исследования, обобщить методы профилактики и раннего выявления сколиоза у детей

3) сделать выводы по данной теме и разработать рекомендации.



Предмет исследования: Сколиотические нарушения позвоночника у детей и причины их вызывающие.

Объект исследования: учащиеся лицея № 7

Глава I Проблема сколиоза. Основные понятия

1.1 Определение и классификация

Позвоночник человека представляет собой некую ось, на которой держится всё тело. Он внутри себя содержит спинной мозг – своеобразный центр управления всеми функциями организма.



Сколио́з (греч. σκολιός —«кривой», лат. scoliōsis) —боковое искривление позвоночника у человека. Искривление может быть врождённым или приобретённым. [7] [Приложение №1]

В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека и является одним из показателей здоровья. Негативное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание тела ребенка в неправильном положении. В результате этого происходит выработка навыка неправильной осанки. В одних случаях этот навык формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других – на фоне патологических изменений в нем врожденного или приобретенного характера. В основе нарушения осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание. В 90-95% случаев сколиоз – приобретенное заболевание, чаще всего встречается у детей астенического типа телосложения. Дети особенно подвержены возникновению сколиоза в периоды интенсивного роста скелета: 6-7 лет, 12-15 лет. [3]

Исторически сложилось, что сколиозом называют как любое отклонение позвоночника во фронтальной плоскости, фиксированное или не фиксированное, так и медицинский диагноз, описывающий серьезное заболевание позвоночника — т.н. "сколиотическую болезнь".

Сколиотическая болезнь — прогрессирующее (т.е. ухудшающееся) диспластическое заболевание растущего позвоночника детей в возрасте от 6—15 лет, чаще девочек (в 3—6 раз). Сколиотическая болезнь - боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией тел позвонков (торсией), характерной особенностью которого является прогрессирование деформации, связанное с возрастом и ростом ребенка. [1]

Классификации сколиоза:

Из многочисленных классификаций сколиозов в соответствии с этиологией и патогенезом самое широкое распространение получила классификация Кобба (1958), согласно которой они распределяются на пять основных групп.

Первая группа — сколиозы миопатического происхождения. В основе этих искривлений позвоночника лежит недостаточность развития мышечной ткани и связочного аппарата. К этой же группе могут быть отнесены и рахитические сколиозы, которые возникают в результате дистрофического процесса не только в скелете, но и в нервно-мышечной ткани.

Вторая группа — сколиозы неврогенного происхождения: на почве полиомиелита, нейрофиброматоза, сирингомиелии, спастического паралича. В эту же группу могут быть включены сколиозы на почве радикулита, люмбоишиальгии и сколиозы, вызванные дегенеративными изменениями в межпозвонковых дисках, нередко ведущие к сдавлению корешков и вызывающие клинически корешковый гетеро- или гомоплегический синдром.

Третья группа — сколиозы на почве аномалий развития позвонков и ребер. К этой группе относятся все врожденные сколиозы, возникновение которых связано с костными диспластическими изменениями .

Четвертая группа — сколиозы, обусловленные заболеваниями грудной клетки (рубцовые на почве эмпиемы, ожогов).

Пятая группа — сколиозы идиопатические, происхождение которых и в настоящее время остается еще далеко не изученным [4]

- по форме искривления:

С-образный сколиоз

S-образный сколиоз

Z- образный сколиоз

- по количеству сколиотических дуг различают:

Простой сколиоз – С-образный тип с одной дугой, право- или левосторонней;

Комбинированный сколиоз – чаще встречается S-образный сколиоз, одна дуга которого располагается в верхней четверти грудной клетки справа или слева, а вторая дуга – в нижней четверти грудной клетки, соответственно, слева и справа, направления дуг изгиба противоположны друг другу. Реже наблюдается Z-образный сколиоз с тремя дугами искривления, обычно этот тип характеризует последнюю, 4-ю степень сколиоза.

- по локализации искривления; В нашей стране получила распространение классификация И. И. Плотниковой (1971), в которой выделяется пять типов бокового искривления позвоночника:

1. Шейно грудной (или верхнегрудной).

2. Грудной.

3. Грудопоясничный (или нижнегрудной).

4. Поясничный.

5. Комбинированный, или S образный, с двумя первичными дугами искривления.

- рентгенологическая классификация (по В. Д. Чаклину):

1степень сколиоза. Угол сколиоза 1° - 10°.

2 степень сколиоза. Угол сколиоза 11° - 25°.

3 степень сколиоза. Угол сколиоза 26° - 50°.

4 степень сколиоза. Угол сколиоза > 50°.; [Приложение №7]

- по изменению степени деформации в зависимости от нагрузки на позвоночник;

- по клиническому течению. [7]


Каталог: files -> main -> documents -> 2016
2016 -> Методическая разработка теоретического занятия
2016 -> Рабочая программа учебной дисциплины фармакология 2015 г г. Балашов
2016 -> Влияние образа жизни на репродуктивное здоровье подростков и молодежи Петрова Наталья Валерьевна
2016 -> Рабочая программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики 2016 г
2016 -> Склярова Светлана Владимировна
2016 -> Анализ ассортимента лекарственных препаратов йода в «Социальной аптеке» города Благовещенска
2016 -> Исследовательская работа уровень образования: базовый Специальность: Сестринское дело Квалификация: медицинский брат
2016 -> Методическая разработка учебно исследовательской работы студентов «железодефицитная анемия у детей» Куйбышев, 2016 г


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница