Исторические и логические основания биоэтики



Скачать 96.78 Kb.
Дата14.10.2018
Размер96.78 Kb.
ТипЛекция

Аннотации лекций

Модуль 1. Введение в биоэтику.


Лекция №1.

  1. Тема: Исторические и логические основания биоэтики.

  2. Цель: сформировать у студентов представление о биоэтике, как области междисциплинарных исследований моральных проблем современной медицины и системе этико-правовых норм о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека.

3. Аннотация лекции:

Врач и общество в эпоху развития новых биомедицинских технологий. Моральные проблемы современной медицины. Новые ситуации морального выбора и моральных конфликтов. Современные биомедицинские технологии и проблема защиты прав человека. Предпосылки возникновения биоэтики. Понятие биоэтики в концепции В.Р.Поттера и его эволюция в современной биомедицине. Биоэтика как область познания и социальный институт. Междисциплинарный характер биоэтики. Плюрализм морального сознания и биоэтический консенсус. Конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине» (1997). «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека» (ЮНЕСКО, 2005). Развитие биоэтики в России.

Основные исторические этапы развития медицинской этики в Европе. Этика Гиппократа. Завоевание социального доверия к профессии врача. Значение «Клятвы Гиппократа». Этика древнего средневекового Востока. Христианские ценности милосердия, сострадания и благодеяния Парацельса. Корпоративно-сословная медицинская этика Т.Персиваля. Утилитаризм И.Бентама. Этические рассуждения о медицине Ф.Бекона.

Медицинская этика в новейшее время. Антигуманизм в медицине в 20 веке. Злоупотребления в медицине в нацистской Германии. Нюрнбергский процесс. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) и ее документы по медицинской этике (Женевская декларация, Международный кодекс медицинской этики и другие).

Развитие медицинской этики в России. Нравственное самосознание медицинского сообщества в дореволюционной России. Нравственные установки земской медицины. Этические идеи А.Я.Мудрора, Ф.Й.Гааза, Н.И.Пирогова, В.А.Манассеина. Медицинская этика в СССР. Медицинская деонтология Н.Н.Петрова. Присяга врача Советского Союза 1971 года. Развитие медицинской этики в постсоветский период. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993). Клятва врача России (1999). ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (от 21 ноября 2011 №323-ФЗ).

4. Форма организации лекции: объяснительная (по дидактическому назначению), проблемная (по содержанию).

5. Методы, используемые на лекции: рассказ с элементами беседы, объяснение, дедуктивные и индуктивные методы изложения материала, репродуктивные методы – конспектирование.

6. Средства обучения:

- материально-технические - мел, доска.
Лекция №2.


  1. Тема: Теоретические основы биоэтики. Принципы биомедицинской этики.

  2. Цель: сформировать у студентов представление об этике как науки о морали и уровнях этического анализа в контексте проблемного поля биоэтики.

  1. Аннотация лекции:

Формы социальной регуляции медицинской деятельности. Мораль и право как регуляторы общественных отношений. Мораль и нравственность. Моральная ответственность и моральный авторитет личности. Этика как наука о морали. Нормативная и дескриптивная этика.

Проблема основания морального выбора. Характер и основные виды этических конфликтов. Личность в ситуации нравственного выбора в произведениях Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.

Уровни этического знания: теории, принципы, правила. Типы этических теорий: идеалистическо-деонтологический и натуралистическо-прагматический. Религиозное моральное сознание. Учение о моральном долге И.Канта. Теория добродетелей Аристотеля. Утилитаристские концепции блага, принцип полезности: Д.Юм, И.Бентам, Дж.С.Миль. Теория моральных обязательств prima facie У.Д.Росса. Учение о добре в русской философской традиции. Либерализм и консерватизм в биоэтике.

Профессиональная этика и этикет в медицине. Этика профессионального взаимодействия с пациентами и коллегами. Правила хорошего тона и принципы деловых отношений. Принципы коллегиальности и корпоративности в медицинском сообществе. Профессиональная солидарность и профессиональная независимость в медицине. Авторитет и авторитарность в коллективе. Субординация. Этические аспекты взаимоотношений врачей со средним медицинским персоналом. Внешний вид медицинского работника

Роль этических принципов в медицинской практике. Принцип «не навреди!» и его значение в формирование социального доверия к профессии врача. Классификация разновидностей вреда, вызванного действиями врача. Ответственность врача за бездействие и за неправильные действия. Проблема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств. Принцип «делай благо!» как призыв к позитивному действию. Единство профессиональной и гражданской позиций врача. Нравственная миссия медицины. Цели врачевания.

Принцип уважения автономии пациента как основополагающий принцип биоэтики. Автономия пациента как свобода выбора и свобода действия при получении медицинской помощи. Формирование у пациента ответственности за принятые решения в отношении своего здоровья. Традиционный медицинский патернализм.

Принцип справедливости. Аристотелевская формула справедливости. Справедливость воздаяния и справедливость распределения. Современные теории справедливости.


  1. Форма организации лекции: объяснительная (по дидактическому назначению), смешанная (по содержанию).

  2. Методы, используемые на лекции: рассказ с элементами беседы, объяснение, дедуктивные и индуктивные методы изложения материала, анализ жизненных ситуаций, репродуктивные методы – конспектирование.

6. Средства обучения:

- материально-технические: мел, доска.


Лекция №3.

  1. Тема: Врач и общество. Права пациентов и правила биомедицинской этики.

  2. Цель: сформировать у студентов представление о важности социальной роли и высокой степени моральной ответственности врача перед обществом и значении соблюдения моральных и правовых норм при взаимодействии с пациентом в будущей профессиональной деятельности..

  3. Аннотация лекции:

Врач и общество. Права и обязанности врача. Нравственное самосознание медицинского сообщества. Забота о профессиональном авторитете, имидже профессии - моральный долг каждого врача. Репутация врача. Профессиональный и моральный авторитет врача. Профессиональная автономия. Моральная ответственность за профессиональные действия. Медицинские ассоциации: значение и функции. Ассоциация врачей России. Роль этических кодексов в медицине. «Этический Кодекс врача России» (1994).

Права пациента как элемент концепции прав и свобод человека. Концепция прав человека в международном праве. «Всеобщая декларация о правах человека» (ООН,1948). Приоритет прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ. Право на охрану здоровья. Здоровье – личное неотъемлемое благо человека. Права пациентов. «Лиссабонская декларация прав пациента» (ВМА, 1981). Модель добровольного информированного согласия пациента в современном праве. Компетентный и некомпетентный пациент. Основные права пациентов в законодательстве РФ. ФЗ РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993).

Современный этико-правовой анализ дефектов медицинской деятельности. Понятие преступления в уголовном праве. Проблема врачебных ошибок. История вопроса. Моральное кредо Н.Н.Пирогова. Определение и классификация врачебных ошибок. Несчастный случай в медицине. Ятрогении. Возмещение причиненного пациенту вреда. Страхование врачебных ошибок.

Правило правдивости. Право пациента на информацию. Критерии и значение информативности пациента. Правдивость как основное условие доверия пациента к врачу. Правдивость и инкурабельные больные. «Святая ложь». Плацебо. Психотерапевтическое сотрудничество врача и пациента. Слово врача как лечебный фактор.

Правило добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство. Права пациента на согласие и отказ от медицинской помощи. Правомочность оказания медицинской помощи в случаях временной некомпетентности пациента. «Суррогатное согласие» для некомпетентного пациента. Проблема автономии несовершеннолетних детей и защита их прав на охрану здоровья. Правовые основания оказания медицинской помощи без согласия пациента. Негативные проявления патернализма. Добровольность согласия и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждения).

Правило конфиденциальности. История вопроса о врачебной тайне. Право пациента на врачебную тайну. Проблема обеспечения конфиденциальности в современной медицине. Этические аспекты обучения студентов у постели больного. Конфиденциальность и общение с родственниками больного. Юридические основания разглашения врачебной тайны. Ответственность за нарушение обязанности сохранения врачебной тайны.

Этические особенности профессионального общения с пациентом. Патернализм и антипатернализм в современной медицине. Модели взаимоотношений врачей и пациентов по Р.Витчу: инженерная, пасторская, коллегиальная и контрактная.


  1. Форма организации лекции: объяснительная (по дидактическому назначению) с элементами беседы (нетрадиционные лекции), проблемная (по содержанию).

  1. 5. Методы, используемые на лекции: рассказ с элементами беседы, объяснение, дедуктивные и индуктивные методы изложения материала, анализ жизненных ситуаций, репродуктивные методы – конспектирование.

6. Средства обучения:

- материально-технические: мел, доска.


Лекция №4.

  1. Тема: Морально-этические проблемы экспериментальной медицины и медицинских вмешательств в генетику человека.

  2. Цель: сформировать у студентов представление о границах морально допустимого вмешательства в природу человека и манипулирования его здоровьем и жизнью в экспериментальной научно-практической деятельности, включая вмешательства в геном человека, а также о социальной и моральной ответственности врача-исследователя.

  3. Аннотация лекции:

Морально-этические проблемы проведения биомедицинских экспериментов на человеке. Эксперименты на человеке в медицине в историческом контексте. Проведение опытов врачами на себе. Антигуманные эксперименты на людях в нацистской Германии. «Нюрнбергский кодекс» (1947) и «Хельсинская декларация» (ВМА, 1964) как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке. Принципы уважения автономии личности и «не навреди» как этическая основа проведения биомедицинских экспериментов на человеке. Правило добровольного информированного согласия испытуемого. «Суррогатное» согласие. Научная обоснованность эксперимента. Оценка риска и пользы для участника эксперимента. Защита прав и интересов испытуемых и ответственность исследователей.

Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1997). Международный стандарт надлежащей клинической практики (GCP) (1996). Правовое регулирование проведения клинических исследований с участием человека в России. Конституция РФ (1993). Закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993). Закон РФ «О лекарственных средствах» (1998). Государственный стандарт проведения качественных клинических испытаний лекарственных средств.

Моральные проблемы проведения отдельных видов экспериментов и участия особых категорий испытуемых. Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Рандомизированные эксперименты. Исследования с использованием плацебо. «Слепые» клинические исследования. Проблемы проведения экспериментов на эмбрионах, детях, недееспособных, заключенных, военнослужащих. Этическая допустимость вознаграждения испытуемым. Клинические исследования лекарственных средств.

Роль этических комитетов. Этическая экспертиза биомедицинских исследований. История создания и основные направления деятельности. Американская и европейская модели этических комитетов. Исследовательские и больничные этические комитеты. Функции этических комитетов в соответствии с международным стандартом надлежащей клинической практики (GCP) (1996). Этические комитеты в России.

Моральные принципы проведения экспериментов на животных. Минимизация страданий лабораторных животных. Гуманное содержание. Эвтаназия животных. «Международные рекомендации по проведению биомедицинских исследований с использованием животных»(1985). Международный стандарт надлежащей лабораторной практики (GLP).

История и специфика моральных проблем вмешательств в геном человека. Международный исследовательский проект «Геном человека». Уровни этических проблем, возникающих в связи с вмешательствами в геном человека. Новые угрозы человечеству: реальность или фантастика? Новые варианты евгеники. «Конвенция о правах человека и биомедицине» (Совет Европы,1996). «Всеобщая декларация о геноме человека и о правах человека» (ЮНЕСКО,1997). Патентование генов: этическая и правовая оценка.

Принципы медицинской генетики. Моральные проблемы генетической диагностики, генной терапии. Терапевтическая и прогностическая медицина – смена парадигм. Методы генетической диагностики и этические аспекты их применения. Генеалогический анализ, генетический скрининг и тестирование, пренатальная диагностика. Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия при проведении генетической диагностики. Стигматизирующий характер генетического диагноза. Моральные аспекты медико-генетического консультирования (директивная и недирективная модели). Виды генной терапии: соматическая и эмбриональная. Степень допустимости вмешательства в генетический аппарат человека. Перспективы генотерапии. Лечение генами: мифы и реальность. Соотношение риска и пользы генотерапевтических вмешательств. Ген как лекарство. Моральные проблемы применения стволовых клеток.

Этические принципы генной инженерии. Трансгенные растения и животные. Закон РФ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»(1996). Клонирование человека. Закон РФ «О временном запрете на клонирование человека» (2002). Репродуктивное и терапевтическое клонирование. Проблема клонирования человека и религия.



  1. Форма организации лекции: объяснительная (по дидактическому назначению) с элементами беседы (нетрадиционные лекции), проблемная (по содержанию).

5. Методы, используемые на лекции: проблемное изложение с элементами эвристической беседы, объяснение, дедуктивные и индуктивные методы изложения материала, анализ жизненных ситуаций, конспектирование ( репродуктивные методы).

6. Средства обучения:



- материально-технические: мел, доска.
Каталог: sveden -> education
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Оргкомитет конференции Председатель И. В. Шешунов
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060201. 65 «Стоматология»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Задачами модуля являются


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница